Научная статья на тему 'Формирование личности педагога в условиях глобализации системы образования'

Формирование личности педагога в условиях глобализации системы образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1362
209
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ МАСТЕРСТВО / ИМИДЖ / КУЛЬТУРА ПРЕПОДАВАТЕЛЯ / АВТОРИТЕТ / УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС / КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ / ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ / ФИЛОСОФИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / ЛИЧНОСТЬ / ИДЕАЛ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ / ПЕДАГОГИКА ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Харченко Анастасия Валерьевна

Мировое образовательное пространство объединяет национальные образовательные системы разного типа и уровня, которые значительно различаются философскими и культурными традициями, уровнем целей и задач, своим качественным состоянием. Поэтому следует говорить о современном мировом образовательном пространстве как о едином организме при наличии в каждой образовательной системе глобальных тенденций и сохранения разнообразия, что формируются. Вопросом формирования личности педагога ученые занимаются не первый десяток лет, но аспект подготовки специалиста в современных условиях глобализации сферы образования является относительно новым. В эпоху глобализации влиятельными факторами социальной динамики становятся информация, наука и образование. Конкурентоспособной в будущем будет личность, овладевшая основными науками, владеющая новейшими способами восприятия и передачи информации, образованная и практически подготовленная прежде всего в профессиональном, языковом и мировоззренческом контексте. Именно в таком ключе разворачиваются мировые трансформационные процессы в системе образования, науки и информационных технологий. Частично они реализуются и в Украине. Однако, несмотря на определенные сдвиги, ситуация все же остается сложной.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation of the teacher’s person in the context of the education system globalization

The world educational space brings together national education systems of different types and levels, which vary considerably in philosophical and cultural traditions, the level of goals and objectives, and its quality status. Therefore it is necessary to talk about the modern world educational space as a single organism in the presence of each of the educational system of global trends and the preservation of diversity that are formed. The issues of the formation of the personality of the teacher, not the first time scientists engaged in a decade, but the aspect of specialist training in modern conditions of globalization of educational system is relatively new. In the era of globalization influential factors of social dynamics are information, science and education. Competitiveness in the future will be a person mastered the basic sciences, which owns the newest ways of perception and transfer of information, educated and practical training, especially in the professional, linguistic and philosophical context. It is in this vein that the unfolding global trans-formation processes in education, science and information technology. In part, they are implemented in Ukraine. However, despite some progress, the situation still remains difficult.

Текст научной работы на тему «Формирование личности педагога в условиях глобализации системы образования»

А. В. Харченкр

формирование личности педагога в условиях глобализации системы образования

УДК 371.12

Формирование личности педагога в условиях глобализации системы образования

А. В. Харченко

Formation of the teacher's person in the context of the education system globalization

А. V. Kharchenko

Аннотация. Мировое образовательное пространство объединяет национальные образовательные системы разного типа и уровня, которые значительно различаются философскими и культурными традициями, уровнем целей и задач, своим качественным состоянием. Поэтому следует говорить о современном мировом образовательном пространстве как о едином организме при наличии в каждой образовательной системе глобальных тенденций и сохранения разнообразия, что формируются. Вопросом формирования личности педагога ученые занимаются не первый десяток лет, но аспект подготовки специалиста в современных условиях глобализации сферы образования является относительно новым. В эпоху глобализации влиятельными факторами социальной динамики становятся информация, наука и образование. Конкурентоспособной в будущем будет личность, овладевшая основными науками, владеющая новейшими способами восприятия и передачи информации, образованная и практически подготовленная прежде всего в профессиональном, языковом и мировоззренческом контексте. Именно в таком ключе разворачиваются мировые трансформационные процессы в системе образования, науки и информационных технологий. Частично они реализуются и в Украине. Однако, несмотря на определенные сдвиги, ситуация все же остается сложной.

Abstract. The world educational space brings together national education systems of different types and levels, which vary considerably in philosophical and cultural traditions, the level of goals and objectives, and its quality status. Therefore it is necessary to talk about the modern world educa-

tional space as a single organism in the presence of each of the educational system of global trends and the preservation of diversity that are formed. The issues of the formation of the personality of the teacher, not the first time scientists engaged in a decade, but the aspect of specialist training in modern conditions of globalization of educational system is relatively new. In the era of globalization influential factors of social dynamics are information, science and education. Competitiveness in the future will be a person mastered the basic sciences, which owns the newest ways of perception and transfer of information, educated and practical training, especially in the professional, linguistic and philosophical context. It is in this vein that the unfolding global trans-formation processes in education, science and information technology. In part, they are implemented in Ukraine. However, despite some progress, the situation still remains difficult.

Ключевые слова: профессиональная подготовка, педагогическое мастерство, имидж, культура преподавателя, авторитет, учебный процесс, качество образования, глобализация, формирование личности преподавателя, философия образования, личность, идеал, педагогическая технология, педагогика высшей школы.

Keywords: professional training, pedagogical skills, image, culture of the teacher, authority, learning process, quality of education, globalization, teacher's personality formation, philosophy of education, personality, ideal, pedagogical technology, pedagogy of higher education.

Проблема учителя - его профессионализма, мировоззренческой культуры, духовно-нравственного лица - одна из самых актуальных в пе-

дагогике и философии образования. Ведь именно от личностных характеристик педагога зависит реализация учебных планов, качество образовательных услуг, воспитания учащихся как в процессе обучения, так и во внеучебное время.

В Национальной доктрине развития образования Украины в XXI веке, в Государственной программе «Учитель» отдельно подчеркивается необходимость формирования личности учителя в соответствии с потребностями современной практики, динамических изменений, происходящих в стране и мире. Разумеется, этот процесс требует теоретического обеспечения.

Поэтому исследование проблемы формирования личности современного учителя представляется нам задачей неотложной. Актуальность исследования определяется необходимостью осмыслить место и роль учителя в образовании, его личностных характеристик и качеств в контексте утверждения постиндустриального вектора общественного развития, глобализации и развертывания информационной революции.

Мировое сообщество стремится к созданию глобальной стратегии образования человека. Необходимость интеграции Украины в мировое сообщество - практическое задание, которое охватывает и сферу образования. Украинское образование может и должно быть открыто всем культурам, не растворяясь в них, а вступая с ними в диалогические отношения. Но на практике не все так гладко, как в теории: сохранить, уважать и лелеять развитие «своего» чаще всего сложнее, чем одолжить у соседа.

Наше время обусловлено фактором глобализации, не является исключением также глобализация образовательного процесса. Поэтому возникает вопрос, как быть с самобытностью культуры страны, что строила и утверждала свое имя веками и продолжает утверждать сейчас, в такое сложное время.

Глобализация привела к обесцениванию всех национальных проектов, одним из которых является отрасль образования (школа, вуз). Если перед правительством больше не будет стоять идея нации - дух и (национальная) культура, то, наверное, надо определить новые идеи и цели, или отрасль образования обречена сдаться на милость всеобъемлющей логике защиты прав потребителя. В рамках этой логики отрасль образования, лишенная современной

национальной и государственной миссии, будет существовать только для «продажи» своего образовательного «продукта» как бюрократическая образовательная корпорация. Это будет концом школы (Высшей школы) как сферы образования [1].

Стоит отметить, что эпоха глобализации требует от будущего специалиста усвоения не столько знаний как таковых, но и овладения технологиями их приобретения и функционирования. Она нуждается в здравом прагматизме, что позволяет выпускнику сразу войти в жизнь полноправным ее субъектом.

Такой прагматизм умеет воспитать педагог, который, в свою очередь, для осуществления этой миссии должен сформировать в себе соответствующие качества.

Построение модели личности «учителя нового времени», способного обеспечить личностное становления ученика в эпоху глобализации, как раз и является той непосредственной задачей, требующий решения в ходе нашего исследования. Также новые требования к личности учителя диктуются процессами, объединенными таким фундаментальным понятием, как глобализация. Их суть в универсализации требований, повышении качества образовательных услуг, прозрачности функционирования знания и методик мониторинга его освоения на уровне учебно-воспитательного процесса.

Личностные параметры учителя, актуальные в недавнем прошлом, постепенно канут в лету. Сейчас педагогу должны быть присущи такие черты, как толерантность, демократизм, гуманизм, понимание ученика и уважение к нему, поликультурность и открытость в общении.

Как сформировать такие черты? Какими методиками, педагогическими приемами воспользоваться для этого? Обоснованного ответа на эти вопросы современная философия образования, к сожалению, еще не дает. Попыткой ее поиска как раз и объясняется актуальность нашего исследования и его практическая направленность. Нужно учесть также, что существенные трансформации происходят в личностном «лице» учителя как реакция на требования информационной революции. Как известно, она несет с собой информационные (компьютерные) педагогические технологии, которые меняют место и роль учителя в учебно-воспитательном процессе. Учитель перестает

А. В. Харченкр

формирование личности педагога в условиях, глобализации системы образования

быть единственным или основным источником знаний. Так какую роль и значение должен играть учитель и какими качествами должен он обладать, чтобы соответствовать требованиям современности? Исследование этой проблемы все еще находится на начальной стадии. В украинской педагогической литературе последних лет к проблеме формирования личности современного педагога обращались такие ученые, как: С. Гончаренко, Л. Губерский, М. Ев-тух, В. Журавский, И. Зязюн, В. Кремень, А. Савченко, А. Сердюк, И. Надольний, В. Ог-невюк и другие. Однако, несмотря на исследования этих и многих других ученых, проблема остается актуальной. В ее структуре существуют такие недостаточно изученные вопросы, как: общефилософские проблемы личности; личность учителя как идеал и реальность; модернизация подготовки современного учителя в педагогическом университете; направления и факторы формирования личностных характеристик педагога в современных условиях. Как известно, педагогическая наука конструирует понятие личности в соответствии с методологическими основами, заложенными философией и психологией. Современная социоантропо-софия и педагогика стремятся проникнуть в этот тайный смысл понятия личности, с которым выстраивали свои теории выдающиеся педагоги, продолжить их поиски через интерпретацию качеств, актуализированных новыми социальными обстоятельствами. Я. Коменский, И. Песталоцци, Ф. Дистервег, Д. Дьюи, К. Ушинский, А. Макаренко, В. Сухомлинский и другие выдающиеся педагоги приложили много усилий, чтобы не только адекватно понять сущность личности, но и использовать свои знания о ней в собственной педагогической деятельности. Современная педагогическая наука стремится к целостному видению личности, сформированного не как формальное сочетание разноплановых подходов, а как привлечение достижений (неудобно), что открывает те или иные грани личности как целостного существа. Мы разделяем мнение отечественных ученых о том, что базовой платформой формирования интегрального видения личности является ее определение В. Сухомлинского, в творчестве которого она представлена как определенная целостность, динамическая система различных качеств, черт индивида, которая фор-

мируется на основании деятельного отношения к миру [2]. Вместе с тем такой индивид обязательно должен быть включен в общественные отношения, в общение с людьми. Развивая эти мысли, С. Сысоева определяет личность как системную социальную качество индивида, формируется в совместной деятельности и общении и характеризуется его включенностью в общественные отношения.

По мнению С. Сысоевой, человек является личностью, поскольку ей свойственно сознание, определенная система потребностей, интересов, взглядов, убеждений, умственных, нравственных и других качеств, которые внутренне определяют его поведение, придают ей определенной целенаправленности, устойчивости и организованности [3]. Благодаря этому человек выступает как субъект собственной деятельности, предусматривает ее результаты, контролирует и несет за нее ответственность.

Личность целостная, ее физические, умственные, трудовые, нравственные и эстетические качества взаимосвязаны.

Она характеризуется чертами, общими для всех людей, и в то же время у нее всегда есть что-то особенное, что отличает ее от других, что-то индивидуальное. Индивидуальное своеобразие личности неповторимо. Именно как субъекту социальных отношений и сознательной деятельности личности присущи всесторонность и гармоничность, которые являются основами эффективного проявления ее творческой сущности. Это мнение углубляет С. Гон-чаренко, по убеждению которого деятельность может быть средством как социализации, так и индивидуализации личности.

Поэтому она включает в себя социально -типичные свойства (личность как индивид или социальный агент) и индивидуально - психологические особенности (личность как носитель индивидуальности). «Личность, - подчеркивает С. Гончаренко, - это структурное феномен, который состоит из ряда взаимосвязанных и взаимопроникаемых подструктур, существенными из которых являются направленность личности, ее убеждения, мировоззрение, идеалы, стремления и т. п.» [4]. Исходя из этих соображений, можно сделать вывод, что в педагогике, так же как и в философии и психологии, понятие личности подчеркивает существенные характеристики конкретного человека с учетом

его культуры, особенности характера, поведения, индивидуальных проявлений жизнедеятельности. Но, в отличие от философии, педагогика конкретизирует пороговое, философское видение личности сквозь призму реальных проявлений деятельности и общения индивида в области обучения и воспитания. В то же время теоретико-методологический анализ этого понятия свидетельствует, что оно выражает, прежде всего, социальные, а не только психологические характеристики индивида. Поэтому педагогический ракурс исследования понятия личности является не только целесообразным, но и необходимым.

Особенно остро в этой связи возникает вопрос об идеале личности учителя и ее корреляции с реальностью. Впервые в истории педагогической мысли эта проблема была выдвинута в педагогической литературе второй половины XIX - начала ХХ веков. Среди современных исследователей идеала учителя можно назвать В. Беха, И. Беха, С. Гончаренко, В. Журавского, И. Зязюн, В. Мадзигон, С. Максименко, М. Ми-хальченко, И. Надольного, В. Огневьюка, В. Савченко, С. Сысоеву. В их исследованиях эта проблематика исследуется в общефилософском смысле.

Формируется так называемый реальный идеал, согласно которому идеальным считался учитель, который должен быть духовно совершенной личностью, коммуникабельным, высоконравственным, профессионалом своего дела, широко эрудированным.

В контексте национального возрождения перед украинским учителем ставились задачи знать историю, язык, культуру и традиции родного народа, иметь четкую гражданскую позицию, работать над пробуждением национального и политического сознания воспитанников [5]. Что касается путей приближения учителя к идеалу, то основным из них тогдашняя педагогическая мысль считала личное самосовершенствование. В стремлении к идеалу учитель должен синтезировать ряд свойств. Он должен быть: ученым (владеть подходами и методами исследовательской работы); педагогом (знать и уметь применять на практике педагогическую теорию); психологом (знать основы психологии, возрастные и индивидуальные психологические особенности учащихся); технологом (владеть методикой и технологией

учебно-воспитательного процесса, воплощая научные идеи в практику); организатором (владеть навыками управленца: менеджера для управления ученическим коллективом); немного медиком (знать физические и умственные пределы детского организма, рамки психологической нагрузки); артистом (уметь перевоплощаться, владеть правильной дикцией, художественным словом) и т. д. [6].

Решающим фактором приближения учителя к идеалу является уровень владения им педагогической технологией.

Личный технологический потенциал педагога включает несколько компонентов: интеллектуальный компонент заключается в осведомленности в вопросах образовательных технологий как традиционных, так и инновационных, понимании их концептуального ядра.

Действенно-практический компонент - это владение набором дидактических методов, приемов и организационных форм, составляющих основу профессионального мастерства. Достояние собственной педагогической техники, выработалось в индивидуальной профессиональной деятельности, и стала содержательной характеристикой личного опыта. Учебно-методическое сопровождение преподавания предмета, подготовленное собственноручно или накопленное в процессе работы. Эмоционально-личностный компонент определяется приспособлением своих профессиональных возможностей для ученического контингента, учетом индивидуальных запросов учащихся, личным опытом общения с ними характерными чертами характера (темперамент, интуиция, актерские и организаторские способности), усиливающие действенный проявление профессиональных умений.

Общественный идеал учителя неразрывно связан с формированием педагогом собственного положительного имиджа. Педагог должен обладать технологией имиджа и постоянно работать над ее совершенствованием.

Это непосредственно касается профессиональной компетенции педагога и является существенным показателем индивидуального педагогического мастерства.

Положительный имидж, профессионализм и способность адаптироваться рядом с решительностью является главным ключом к успеху в любой: сфере деятельности. Учитель, прибли-

А. В. Харченкр

формирование личности педагога в условиях, глобализации системы образования

женный к идеалу, должен владеть искусством решения педагогических конфликтов. В экстремальных (с педагогической точки зрения) ситуациях педагог контролирует их ход, вмешивается в случае необходимости и сглаживает их. Учитель должен с позиций толерантности глубоко проанализировать конфликтную ситуацию, безошибочно ее решить, если не предотвратить.

Помочь ему в этом должны владения такими методическими приемами, как жесткая позиция, компромисс, «третейский суд», юмор и т. д. [7].

Обязательным условием выступают взвешенность и аргументированность. Учителю непременно должна быть присуща такая черта, как интеллигентность.

Чем интеллигентнее учитель как личность, тем больше шансов, что и его воспитанники вырастут людьми самостоятельно мыслящими, внутренне совершенными, личностями, которые тонко воспринимают прекрасное.

Ведь разбудить и вызвать интерес к науке, литературе, искусству и природе может только высококультурная личность [8].

Педагог должен не только обучать и воспитывать. Его миссия - раскрыть заложенные природой способности учащихся, помочь им найти свое призвание. Это под силу только настоящему мастеру педагогического дела, умеющего самостоятельно анализировать педагогические явления, расчленять их на составные элементы, видеть главную педагогическую задачу и пути ее оптимального решения.

По мнению Ш. Амонашвили, быть настоящим мастером педагогического дела означает иметь исходную педагогическую позицию своей деятельности; владеть методикой, технологией реализации исходной позиции в педагогическом процессе; постоянно искать пути полного, успешного, глубинного, точного, а порой и изящного решения проблем обучения и воспитания, организации жизни детей, проблем работы с родителями и общественностью [9].

Мастер педагогического труда - человек широкого кругозора, отзывчивый, доброжелательный, принципиальный. Он охотно использует новейшие формы и способы учебно -воспитательной работы, легко перестраивается и лишается малопродуктивных форм и методов, а также стремится делиться опытом со

всеми желающими. Согласно основным характеристикам общественного идеала учителя, перед современным высшим педагогическим образованием возникают широкомасштабные задачи. Они заключаются в формировании всесторонне развитой личности, способной включиться в процесс общественных и профессиональных преобразований [10].

«Учитель сегодня, - отмечается в Концепции национального воспитания, - должен быть профессионалом, способным к вариативности педагогического воздействия, прогнозирования возможных результатов, владеть приемами анализа и самоконтроля, уметь педагогически осмыслить новые социально: экономические условия воспитания, реалии рыночных взаимоотношений, оценить новые тенденции с позиций педагогической деятельности, чтобы не дать ни политике, ни рынка возвыситься над педагогикой» [11].

Требования к учителю со стороны государства и общества заключаются также в том, чтобы педагог своей творческой деятельностью в процессе учебно-воспитательной работы умел проектировать развитие личности, четко представлял, каким должен стать его воспитанник как гражданин. Достигая главной цели национального воспитания - формирования сознательного гражданина: патриота, - учитель должен создавать условия для всестороннего и гармоничного развития личности, заложить основы гражданской сознательности, активности и ответственности [11]. Ведущее место в этом процессе занимает формирование гражданской ответственности, которая предусматривает добровольный выбор личностью поведения, соответствующего таким важным категориям, как обязанность, инициативность, дисциплинированность, самостоятельность, требовательность, принципиальность [13]. Ученики ценят такие качества педагога, как глубокие профессиональные знания, общая эрудиция, логика мышления, критический подход к решению проблем, убежденность, собственная точка зрения, принципиальность, четкая гражданская позиция, умение общаться, чувство юмора.

Идеальным можно считать достижение учителем личностного (духовного) уровня общения.

Этот уровень свидетельствует о высокой культуре взаимодействия педагога и ученика,

присущей педагогам, для которых их профессия является призванием.

Нередко такие учителя формируют у школьника представление об идеальном человеке и выступают своеобразным моральным эталоном, по которому ребенок или подросток определяет собственные добродетели и достоинства других людей.

Педагог выступает носителем знания, которое он должен сделать достоянием воспитанников. Знание является содержанием педагогического воздействия. Поэтому родители желают, чтобы учитель передал воспитанникам как можно большую сумму знаний.

Педагог должен в совершенстве владеть своим предметом, быть эрудированным, постоянно работать над собственным самосовершенствованием. Идеальный учитель, по мнению родителей, должен осуществлять индивидуальный подход к каждому ученику.

Библиографический список:

1. Ильенков Э. В. Философия и культура. -М., 1991.

2. Гуманизация учебно-воспитательного процесса : сборник научных трудов / под общ. ред. проф. В. И. Сипченка. - Славянск : Издательский центр СДПУ, 2007. - 182 с.

3. Сысоева С. А. Основы педагогического творчества учителя : учебное пособие / С. А. Сысоева. - М. : ИСДОУ, 1994. - 112 с.

4. Семен Устинович Гончаренко : биобибли-огр. показ / АПН Украины, ГНПБ Украины им. В. А. Сухомлинского [сост.: Н. А. Стель-мах, Л. Н. Айвазова; науч. ред. Л. Н. Залиток; библиогр. ред. Л. А. Пономаренко]. - М. : Ни-лан ЛТД, 2013. - 195, [4] с. - (Сер. «Академики АПН Украины»; вып. 21). - В честь памяти Семена Устимовича Гончаренко (http://www.dnpb. gov.ua/datas/upload/ Goncharenko.pdf).

5. Диалог культур и духовное развитие человека : материалы Всеукраинской научно-практической конференции. - М., 1995.

6. Бычко А. К., Бычко И. В. Феномен украинской интеллигенции. - Дрогобыч, 1997.

7. Губерский Л., Андрущенко В., Михаль-ченко М. Культура. Идеология. Личность: Ме-тодолого-мировоззренческий анализ. - М., 2002.

8. Зязюн И. А. Педагогика добра: идеалы и реалии. - К., 2000.

9. Амонашвили Ш. А. Как любить детей (опыт самоанализа). - Донецк : Ноулидж, 2010.

10. Квиека М. Глобализация и высшее образование / М. Квиек // Высшее школа. - 2001. -№ 4/5. - С. 107-118.

11. Поликультурное образование в контексте общекультурного развития личности педагога : монография / Л. А. Хомич, Л. Ю. Султанова, Т. А. Мошенник. - Кировоград : Имекс-ЛТД, 2014.

12. Ильясов Д. Ф. Педагогическое исследование : учебное пособие для слушателей курсов повышения квалификации пед. кадров / Д. Ф. Ильясов. - Челябинск : [б. и.], 2007.

13. Мицишин И. Национальная идея и реформирования образования в Украине / И. Ми-цишин // Вестник Львовского национального университета. - 2008. - Вып. 23. - С. 3-9.

References:

1. Ilyenkov E. V. Philosophy and Culture [Filo-sofija i kul'tura]. M., 1991.

2. Humanization of the educational process : collection of scientific works / Under total. Ed. prof. V. I. Sipchenka [Gumanizacija uchebno-vospitatel'nogo processa : sbornik nauchnyh tru-dov / pod obshh. red. prof. V. I. Sipchenka]. Sla-vyansk : SDPU Publishing Center, 2007, pp. 182212.

3. Sysoeva S. A. The Basics of pedagogical creativity of teachers : textbook [Osnovy pedago-gicheskogo tvorchestva uchitelja : uchebnoe poso-bie]. M. : ISDM, 1994. 112 p.

4. Goncharenko S. U. : bibliography / Academy of Pedagogical Sciences of Ukraine, Ukraine State Scientific and Pedagogical Library of V. A. Suk-homlinsky. M. : Nilan LTD, 2013. 195, [4] p. (Academy of Pedagogical Sciences of Ukraine. N 21). In honor of the memory of S. U. Goncha-renko (http: //www.dnpb .gov.ua/ datas/files/Gon-charenko.pdf).

5. The dialogue of cultures and spiritual development of the person (materials Ukrainian Research: Practical Conference) [Dialog kul'tur i duhovnoe raz-vitie cheloveka (materialy Vseukra-inskoj nauchno-prakticheskoj konferencii)]. M., 1995.

6. Bychko A. K.; Bychkov I. V. The phenomenon of the Ukrainian intellectuals [Fenomen ukrainskoj intelligencii]. Drohobych, 1997.

7. Guberskiy L., Andrushchenko V., Mihal-chenko M. Culture. Ideology. Personality : me-

А. В. Харченко

формирование личности педагога в условиях, глобализации системы образования

thod-logical: philosophical analysis [Kul'tura. Ideologija. Lichnost': Metodologo-mirovozzren-cheskij analiz]. M., 2002.

8. Zyazyun I. A. Pedagogy good: ideals and realities [Pedagogika dobra: idealy i realii]. K., 2000.

9. Amonashvili S. A. How to love children (the experience of self-examination) [Kak ljubit' detej (opyt samoanaliza)]. Donetsk : Knowledge, 2010.

10. Kvieka M. "Globalization and Higher Education" ["Globalizacija i vysshee obrazovanie"] / M. Kviek // Higher school, 2001, N 4/5, pp.107-118.

11. Multicultural education in the context of the general cultural development of the individual teacher : monography [Polikul'turnaja obrazovanie

v kontekste obshhekul'turnogo razvitija lichnosti pedagoga : monografija] / L. A. Khomich, L. Y. Sultanova, T. A. Rascal. Kirovograd : Index LTD, 2014.

12. Iljasov D. F. Pedagogical research : manual for listeners of advanced training course [Pe-dagogicheskoe issledovanie : uchebnoe posobie dlja slushatelej kursov povyshenija kvalifikacii ped. kadrov]. Chelyabinsk, 2007.

13. Mitsishin I. "National idea and reforming education in Ukraine " // Herald of Lviv National University ["Nacional'naja ideja i reformirovanija obrazovanija v Ukraine" // Vestnik L'vovskogo nacional'nogo universiteta], 2008, pp. 3-9. (Series: Education).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.