Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ'

ФОРМИРОВАНИЕ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
79
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
дидактическая игра / дошкольный возраст / коррекционно-развивающая работа / лексико-грамматический строй / общее недоразвитие речи / didactic game / preschool age / correctional and developmental work / lexical and grammatical structure / general underdevelopment of speech

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сербова Дина Викторовна, Чечель Екатерина Олеговна

В данной работе рассмотрены особенности реализации программы коррекционно-развивающей работы по формированию лексико-грамматического строя речи у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня с использованием дидактических игр и упражнений, раскрыты цели и особенности реализации этапов и блоков внедренной программы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сербова Дина Викторовна, Чечель Екатерина Олеговна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

In this paper, the features of the implementation of the program of correctional and developmental work on the formation of the lexical and grammatical structure of speech in preschoolers with general underdevelopment of speech of the III level using didactic games and exercises are considered, the goals and features of the implementation of the stages and blocks of the implemented program are revealed.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ»

УДК 619:615.371

ФОРМИРОВАНИЕ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ

Сербова Дина Викторовна, Научный руководитель: Чечель Екатерина Олеговна, Донецкий национальный университет, г. Донецк

Аннотация. В данной работе рассмотрены особенности реализации программы коррекционно-развивающей работы по формированию лексико-грамматического строя речи у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня с использованием дидактических игр и упражнений, раскрыты цели и особенности реализации этапов и блоков внедренной программы.

Abstract. In this paper, the features of the implementation of the program of correctional and developmental work on the formation of the lexical and grammatical structure of speech in preschoolers with general underdevelopment of speech of the III level using didactic games and exercises are considered, the goals and features of the implementation of the stages and blocks of the implemented program are revealed.

Ключевые слова: дидактическая игра, дошкольный возраст, коррекционно-развивающая работа, лексико-грамматический строй, общее недоразвитие речи.

Key words: didactic game, preschool age, correctional and developmental work, lexical and grammatical structure, general underdevelopment of speech.

Введение. В настоящее время все больше и больше детей имеют различные формы речевой патологии, каждая из которых характеризуется своей симптоматикой и динамикой проявлений. Одной из самых распространенных форм речевой патологии является общее недоразвитие речи.

Актуальность. Среди всех детей с речевыми нарушениями дети с общим недоразвитием речи составляют около 40%. Данное речевое нарушение затрагивает все стороны речи ребенка, то есть ее звуковую, лексическую, грамматическую, семантическую составляющие. Такое речевое нарушение носит стойкий характер, поэтому коррекционно-развивающая работа должна быть длительной, систематической и грамотно выстроенной [1, с. 209].

Теоретическая часть. Общее недоразвитие речи (ОНР) III уровня понимается как умеренные отклонения в формировании различных сторон речи, касающиеся, главным образом, сложных лексических и грамматических единиц [2, с. 25]. Коррекция недоразвития речевых функций предполагает работу по усвоению лексико-грамматических категорий, развитию связной речи и совершенствованию фонетической стороны речи детей.

Вопросы формирования и коррекции лексико-грамматического строя речи с использованием дидактических игр у детей дошкольного возраста с ОНР поднимались в исследованиях Р.Е. Левиной, Л.Ф. Спировой, Н.С. Жуковой, Е.М. Мастюковой, Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной и др. На сегодняшний день существует достаточное количество разработанных коррекционно-развивающих программ, которые показывают высокую положительную динамику в работе над речевым развитием детей с ОНР [3, с. 18].

Основная часть. В рамках нашей научно-исследовательской работы нами была внедрена одна из таких программ коррекционно-развивающей работы по формированию лексико-грамматического строя речи у дошкольников с ОНР III уровня с использованием дидактических игр и упражнений - «Учимся говорить грамотно» (см. источник [4]). Данная программа предназначена для обучения и воспитания детей от 4 до 7 лет с общим недоразвитием речи III уровня.

В ее основу положены принципы научности, гуманизации, системности, соответствия возрастным и индивидуальным возможностям, адекватности требований и нагрузок, постепенности подачи материала от простых и доступных заданий к более сложным, индивидуализации темпа работы, эмоциональной насыщенности и комфортности для детей в организованной образовательной деятельности.

Цель программы - формирование и развитие лексико-грамматических категорий языка, а также формирование речевой компетентности у дошкольников с ОНР III уровня.

С учетом особенностей возрастного развития дошкольников, основным средством обучения и воспитания в предложенной программе выступает дидактическая игра, воздействующая на эмоциональную и интеллектуальную сферы детей, стимулирующая их активную деятельность, в процессе которой формируется самостоятельность принятия решений, усваиваются и закрепляются полученные знания, вырабатываются умения и навыки, а также формируются социально значимые черты личности.

Содержание программы представляет собой коррекционно-развивающую систему, обеспечивающую полноценное овладение лексико-грамматическими категориями языка с помощью комплекса дидактических игр и упражнений, что имеет огромное значение для формирования полноценной личности ребенка с ОНР и его дальнейшего успешного обучения в школе.

Коррекционно-развивающая программа имеет 3 этапа, которые представляют собой равномерные отрезки времени (по 3 месяца обучения каждый):

1) сентябрь - ноябрь;

2) декабрь - февраль;

3) март - май.

На первом этапе обучения формируются умения и навыки по овладению компонентами лексико-грамматического строя речи. На втором этапе обучения

указанные умения и навыки совершенствуются, а на третьем этапе -закрепляются в самостоятельной речи детей.

Основные формы реализации коррекционно-развивающей программы -это подгрупповые и индивидуальные занятия.

Также в программе выделены 2 основных блока по овладению лексико-грамматическими компонентами речи:

1 блок. Лексика:

- переход от накопленных представлений и пассивного речевого запаса к активному использованию речевых средств;

- обогащение активного словаря именами существительными, относительными прилагательными, притяжательными местоимениями, числительными, указательными наречиями, глаголами, предлогами;

- подбор синонимов к словам;

- подбор антонимов к словам;

- понимание и объяснение обобщающего значения слов и обобщающих понятий;

- группировка предметов по признакам их соотнесенности;

- классификация семантически далеких и близких предметов.

2 блок. Грамматика:

- образование и практическое использование в активной речи существительных единственного и множественного числа, глаголов настоящего и прошедшего времени;

- образование и использование в речи существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами;

- образование и использование в активной речи названий детенышей животных;

- образование новых слов с помощью приставок и суффиксов;

- образование и практическое использование в активной речи существительных в косвенных падежах;

- согласование местоимений, имен прилагательных и числительных с существительными в роде, числе и падеже;

- употребление предлогов;

- использование в самостоятельной речи глаголов с различными приставками;

- образование относительных прилагательных;

- образование притяжательных прилагательных;

- использование несклоняемых существительных;

- составление простых предложений по вопросам, по демонстрации действий, по картинке и согласование слов в предложении;

- составление предложений с противительным союзом «а».

Изучение каждой лексической темы в течение текущего учебного года осуществлялось с использованием комплекса дидактических игр и упражнений (см., например, [5]; [6]), позволяющих сформировать у воспитанников специальной группы для детей с нарушениями речи ДОУ комбинированного типа умения и навыки, предусмотренные в указанных выше блоках.

Комплекс дидактических игр и упражнений подбирался с учетом возраста и индивидуальных возможностей детей [7, с. 15]. В качестве дидактического материала для обучения использовались предметные и сюжетные картинки, окружающие предметы. Перед применением каждой дидактической игры или упражнения детям была дана подробная инструкция к ней, что позволило достичь полного понимания заданий и, следовательно, обеспечило возможность их качественного выполнения.

Выводы. По итогам внедрения программы коррекционно-развивающей работы по формированию лексико-грамматического строя речи можно отметить, что программа действительно способствует овладению родным языком, приближая ребенка с OHPIII уровня к нормальному уровню речевого развития, обеспечивая тем самым подготовку к дальнейшему обучению в школе. Кроме того, практическое использование программы показало, что существенным ее преимуществом является то, что основным средством обучения в ней выступает дидактическая игра, использование которой способствует повышению мотивации, развитию познавательной активности детей через активное включение в работу на занятии и увеличение их заинтересованности и вовлеченности в процесс.

Список использованных источников:

1. Губатова С.Г. Уровни речевого развития у детей с общим недоразвитием речи / С.Г. Губатова // Наука и реальность. - 2021. - № 2(6). - С. 207-210.

2. Лалаева Р.И. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с общим недоразвитием речи / Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова. -СПб.: Каро, 2001. - 254 с.

3. Багацкая Е.В. Дидактическая игра как средство формирования грамматического строя речи дошкольников / Е.В. Багацкая, О.В. Борискина // Психология и педагогика: актуальные проблемы и тенденции развития: Материалы IV Международной научно-практической конференции (очно-заочной), Борисоглебск, 14-15 ноября 2018 года / Ответственный редактор А.А. Долгова. - Борисоглебск: Общество с ограниченной ответственностью "Издательство Ритм", 2018. - С. 18-20.

4. Программа коррекционно-развивающей работы для детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи II и III уровня «Говорим правильно» / Авторы-сост. Рудяк Л.В., Тимошенко Л.Н., Каменева Т.В. - 2-е издание, доработанное. - ГОУ ДПО «Донецкий РИДПО». - Донецк, 2019.

5. Теремкова Н.Э. Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР: в 4 альбомах. Альбом 1 / Н.Э. Теремкова. - 2-е изд., исправленное. - М.: «СИНЕРГИЯ», 2006. - 24 с.

6. Теремкова Н.Э. Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР: в 4 альбомах. Альбом 2 / Н.Э. Теремкова. - 2-е изд., исправленное. - М.: «СИНЕРГИЯ», 2006. - 34 с.

7. Баймуратова Д.Ж. Дидактические игры и упражнения как средство развития пространственной ориентации у детей дошкольного возраста / Д.Ж. Баймуратова, Г.О. Жетписбаева, Б.А. Наркулова // Международный журнал экспериментального образования. - 2013. - № 4-2. - С. 14-17.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.