Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИХ КОНСТРУКЦИЙ У ДЕТЕЙ С МОТОРНОЙ АЛАЛИЕЙ'

ФОРМИРОВАНИЕ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИХ КОНСТРУКЦИЙ У ДЕТЕЙ С МОТОРНОЙ АЛАЛИЕЙ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

697
98
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕЧЬ / АЛАЛИЯ / МОТОРНАЯ АЛАЛИЯ / ГРАММАТИЧЕСКИЙ СТРОЙ РЕЧИ / ЛЕКСИКА / АГРАММАТИЗМЫ / КОРРЕКЦИЯ / ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Бандуристова Дарья Андреевна

В статье рассматриваются вопросы речевого развития дошкольников с алалией, выделяются основные нарушения в речевой сфере у детей с алалией, даются рекомендации специалистам логопедического профиля по коррекции лексико-грамматической стороны речи дошкольников данной нозологической группы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF LEXICAL AND GRAMMATICAL CONSTRUCTIONS IN CHILDREN WITH MOTOR ALALIA

The article discusses the issues of speech development of preschoolers with alalia, highlights the main violations in the speech sphere in children with alalia, gives recommendations to speech therapy specialists on the correction of the lexical and grammatical side of speech of preschoolers of this nosological group

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИХ КОНСТРУКЦИЙ У ДЕТЕЙ С МОТОРНОЙ АЛАЛИЕЙ»

УДК 376

Бандуристова Дарья Андреевна Bandurists Daria Andreevna

Магистрант Master's degree student Академия психологии и педагогики Academy of Psychology and Pedagogics Южный федеральный университет Southern Federal University

ФОРМИРОВАНИЕ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИХ

КОНСТРУКЦИЙ У ДЕТЕЙ С МОТОРНОЙ АЛАЛИЕЙ

FORMATION OF LEXICAL AND GRAMMATICAL CONSTRUCTIONS IN CHILDREN WITH MOTOR ALALIA

Аннотация: В статье рассматриваются вопросы речевого развития дошкольников с алалией, выделяются основные нарушения в речевой сфере у детей с алалией, даются рекомендации специалистам логопедического профиля по коррекции лексико-грамматической стороны речи дошкольников данной нозологической группы.

Abstract: The article discusses the issues of speech development of preschoolers with alalia, highlights the main violations in the speech sphere in children with alalia, gives recommendations to speech therapy specialists on the correction of the lexical and grammatical side of speech of preschoolers of this nosological group.

Ключевые слова: речь, алалия, моторная алалия, грамматический строй речи, лексика, аграмматизмы, коррекция, логопедическая работа.

Key words: speech, alalia, motor alalia, grammatical structure of speech, vocabulary, agrammatism, correction, speech therapy work.

Алалия как расстройство речевого развития представляет собой системное недоразвитие речи, при котором все ее компоненты: фонетико-фонематическая сторона и лексико-грамматический строй. Также для алалии типичны такие неречевые синдромы, как нарушения моторного развития, сенсорной сферы и личностная

несформированность.

Научно-теоретические и методологические исследования алалии представлены в трудах Г.Гуцмана, М.Б. Богданова - Березовского, В.А. Ковшикова, А.Либманна, Н.Н.Трауготт, Э.Фрешельса, М.Е.Хватцева и других ученых.

Р. А. Белова-Давид, как отмечает в своем пособии Е.В. Шереметьева, исследуя детей с моторной алалией, выделила моторную афферентную и моторную эфферентную алалию, в зависимости от того какой отдел речедвигательного анализатора пострадал [3,с.18].

Афферентной моторной алалии характерно:

- первичное недоразвитие экспрессивной речи;

- вторичное недоразвитие импрессивной речи: трудности дифференциации фонетически подобных лексем, словоформ по грамматическим маркерам;

- сохранность просодики, интонационно-ритмических программ: контуров слов, синтаксической структуры предложений;

- трудности выбора единиц для заполнения интонационно-ритмических программ: фонетического наполнения контура слов, выбора лексем\словоформ для заполнения синтаксических позиций;

- непостоянство звукового состава слов, нерегулярность звуковых замещений;

- предиктивный словарь богаче номинативного, замещение конкретных номинаций местоимениями, раннее использование личных местоимений;

- имеется потребность в речевом общении, стремятся к контакту (мимика, жесты).

Эфферентной моторной алалии, в свою очередь, характерно первичное недоразвитие экспрессивной речи, что предполагает

значительный разрыв между состоянием экспрессивной и импрессивной речи, а также:

- расстройство интонационно-ритмической стороны речи;

- значительная редукция слоговой структуры слов, позже -структурные изменения в словах и предложениях: персеверации, перестановки;

- отсутствие грамматической маркировки в силу редукции слоговой структуры, позже способность к адекватному выбору словоформы к данному контексту при значительных трудностях развертывания (синтаксис) и грамматического маркирования (морфология) высказывания;

- нередко хорошая память в разных модальностях;

- стихотворения воспроизводятся как пересказ - недоразвитие интонационно-ритмической стороны речи.

Особенности развития речи у дошкольников с алалией выделены на основе анализа исследований Р.А. Беловой-Давид, В.К.Орфинской, Р.Е.Левиной, Е.Ф.Соботович, С.Н.Шаховской, В.К.Воробьевой и др. к которым относится: нарушения динамической организации движений и речи, искажение звукопроизношения, выпадение предикативной лексики; нарушения слоговой структуры слова, неустойчивость звукового состава слова; нарушение понимания, лексической стороны речи, синтаксической стороны речи, морфологические и фонематические нарушения.

Борозинец Н. M. и соавторы учебного пособия «Логопедия: фонетико-фонематическое недоразвитие речи, общее недоразвитие речи, алалия» (2016) опираются в своем труде на исследования известного ученого-дефектолога в области изучения речевого недоразвития при алалии В. А. Ковшикова, который полагал, что ядром нарушения при моторной форме алалии является

несформированность языковых операций производства высказывания (лексических, грамматических, фонетических) при относительной сохранности смыслового и моторного уровня порождения высказывания. Это дает основание интерпретировать алалию как преимущественно языковое нарушение. При моторной алалии может отмечаться также и нарушение внутреннего программирования (глубинных синтаксических структур) в сочетании с несформированностью отбора слов, словосочетаний, с несформированностью речевых действий по построению фраз и текста [1, с.157].

По превалирующим признакам, как отмечается в публикации Миноченковой И. Ю., можно выделить группу детей с преобладающим фонетико-фонематическим недоразвитием (их меньшинство) и группу с преобладающим лексико-грамматическим недоразвитием (их большинство). Первая группа обусловлена ведущим поражением нижних отделов в прецентральной моторной области коры и постцентральной области доминантного полушария (кинестетическая и кинетическая апраксия). Вторая группа обусловлена поражением передних отделов моторной области коры мозга (активная речевая зона, располагающаяся в задних отделах нижней лобной извилины). Развитие системы произношения у детей с алалией характеризуется качественным и количественным своеобразием, которое выявляется в той или иной мере у всех детей и на каждом из этапов речевого развития [2, с.1151].

У детей второй группы нарушена функция грамматического структурирования, то есть в речи детей данной группы выражен экспрессивный аграмматизм, который проявляется в виде ошибок «согласования», а также явлений «телеграфного стиля».

Для успешной работы по коррекции аграмматизмов у детей с

моторной алалией необходимо создание предпосылок, которые способствуют успешному усвоению лексико-грамматических конструкций. К таким предпосылкам можно отнести работу над усвоением и дифференциацией речевых и неречевых звуков, то есть исследовать фонематические процессы детей и их компенсаторные возможности, проводить коррекционные мероприятия по улучшению моторного развития детей (общей, тонкой, артикуляционной, мелкой моторики), учитывать индивидуальные особенности развития речевой деятельности и личности каждого, при необходимости использовать психотерапевтическое лечение, прием медикаментозных препаратов. И немаловажно в своей работе методы и приемы логопедического воздействия не использовать изолированно, а в комплексе.

Не следует смешивать части грамматического труда. Ребенок может усваивать и успешно употреблять только хорошо упроченную модель. Например, ребенок получил и применяет в домашней практике предложения по модели: обращение - повеление -дополнение, выраженное существительным в винительном падеже морфологически идентичном именительному, типа «Мама, дай суп», «Папа, пей чай», «Таня, мой мяч», «Ваня, ешь банан» и др. Если такая модель получается достаточно твердо и прочно, не только на занятиях, но и вне ее, то она оставляется как база. И следующим шагом будет введение окончания - У. «Деда, бери книгУ», «Катя, неси куклУ», «Баба, нюхай розУ», «Петя,вези машинУ». Затем модель усложняется по типам таких окончаний: «Папа, ищи роботА», «Нина, лови жукА», «Мама, неси слонА». Отдифференцировав эту конструкцию, можно переходить к следующей. При этом нужно помнить, что другая грамматическая модель не трогается. Не следует, как бы этого не хотелось давать трехсловную фразу несколько иной модели, например, субъект - предикат - и объект, т. е подлежащее -

сказуемое и прямое дополнение, если работа ведется с фразой, имеющей обращение. Если не придерживаться этого правила, ребенок не усваивает материал либо дает неязыковые «откаты назад» (поведенческие реакции, снижение внимания, истощение). Мама пожалуется на то, что конструкция ребенком не применяется дома, на что ребенок очень долго выполняет, усваивает это домашнее задание, на то что он стал больше утомляться, что он стал негавистически относится к предложенным упражнениям и на то, что у него есть проблемы в памяти кратковременной, т.е. предпосылках интеллекта.

Также в работе, о которой идет речь, необходимо всегда соблюдать принцип, в независимости от возраста ребенка (3 года, 3,5 года, 5 лет), максимального осознания учебного процесса. Нужно заботиться о том, чтобы ребенок не просто строил поезд, или играл с машинкой, но, и чтобы понимал, что за каждым вагоном, имеется в виду грамматическая работа, стоит слово, которое потом будет представлено в символическом виде, в виде палочек, в виде прямоугольников, т.е. в виде схемы предложения. Аналогично ведется работа над тем, чтобы ребенок с самого начала мог определить количество слов в предложении, способен был ответить на вопрос к каждому слову в предложении.

Таким образом, для того, чтобы иметь четкие ориентиры в прогнозе коррекционной работы с детьми с моторной алалией и целенаправленно следовать задачам получения положительной динамики, специалисту необходимо быть в высокой степени компетентным и грамотным в таких областях, как ранее распознавание алалического компонента в структуре речевого дефекта у ребенка, своевременном предупреждении отклонений вторичного характера, следовать принципу комплексной направленности воздействия и учета взаимосвязи в формировании

речи и когнитивных процессов, учет индивидуальных особенностей и возможностей каждого исследуемого ребенка. И конечно, немаловажным в данной работе является знание аспектов дифференциальной диагностики моторной алалии от сходных и смежных состояний, как, например, задержка речевого развития, либо речевое недоразвитие, возникшее вследствие интеллектуальной недостаточности, а также разграничение алалии по видам: моторная, сенсорная и смешанная для правильного построения программы логопедической коррекции.

Библиографический список:

1. Борозинец, Н. М. Логопедия: фонетико-фонематическое недоразвитие речи, общее недоразвитие речи, алалия: учебное пособие / Н. М. Борозинец, Т. С. Шеховцова, М. В. Колокольникова; Северо-Кавказский федеральный университет. - Ставрополь: СевероКавказский Федеральный университет (СКФУ), 2016. - 203 с.

2. Миноченкова, И. Ю. Алалия. Основные направления и содержание коррекционно-педагогической работы / И. Ю. Миноченкова // Молодой ученый. - 2016. - № 9(113). - С. 1149-1154. https: //moluch.ru/archive/113/29092/

3. Шереметьева, Е.В. Логопедия. Алалия как системное недоразвитие речи [Текст]: учебно-методическое пособие / Е.В. Шереметьева. - Челябинск: Изд-во, 2017.-106 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.