Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ЛЕКСИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ НА ЗАНЯТИЯХ РКИ В ВОЕННОМ ВУЗЕ: ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ'

ФОРМИРОВАНИЕ ЛЕКСИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ НА ЗАНЯТИЯХ РКИ В ВОЕННОМ ВУЗЕ: ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
112
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛЕКСИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / ИНОСТРАННЫЕ ВОЕННОСЛУЖАЩИЕ / ЯЗЫКОВОЕ РАЗВИТИЕ / ЛЕКСИЧЕСКАЯ ЕДИНИЦА / СИСТЕМА УПРАЖНЕНИЙ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Евсеева Ольга Александровна

Цель исследования - разработка учебно-методического сопровождения, направленного на формирование и развитие лексической компетенции иностранных военнослужащих. В статье проведен анализ научной и методической литературы по проблеме исследования. В результате данного анализа была установлена необходимость поиска оптимальных условий языкового развития иностранных военнослужащих. В работе обосновывается актуальность разрешения проблем, связанных с растущими требованиями к языковой подготовке инофонов и несовершенством учебного процесса. Определяя «лексическую компетенцию» как знание словарного состава языка и способность использования в речи структурных элементов лексической системы русского языка, автор выделяет в структуре лексической компетенции 3 основных компонента: мотивационный, лингвистический и рефлексивный. В исследовании определены критерии сформированности лексической компетенции и обозначены этапы работы над лексической единицей при обучении РКИ. Автором предложена система работы с лексическими единицами. В результате исследования выявлены условия наиболее эффективного и качественного усвоения новой лексики, пополнения профессионального вокабуляра. Практическая значимость данной работы состоит в том, что определены приёмы обучения и представлены учебные задания, использование которых позволяет иностранным военнослужащим не только осваивать специальные дисциплины, но и ориентироваться в новом для них инокультурном пространстве. Реализация разработанного учебно-методического сопровождения обеспечивает эффективность подготовки военного специалиста, способствует формированию и развитию лексической компетенции инофонов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Евсеева Ольга Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF LEXICAL COMPETENCE IN RFL LESSONS IN A MILITARY HIGHER EDUCATION INSTITUTION: PRACTICAL ASPECTS

The aim of the study is to develop training and methodological support aimed at the formation and development of lexical competence of foreign servicemen. The article analyzes scientific and methodological literature on the problem of research. As a result of this analysis the necessity of searching for optimal conditions of foreign servicemen's language development has been established. The paper substantiates the relevance of resolving the problems associated with the growing demands on the language training of foreigners and the imperfection of the educational process. The author defines "lexical competence" as knowledge of the vocabulary of the language and the ability to use the structural elements of the lexical system of the Russian language in speech, and singles out 3 main components in the structure of lexical competence: motivational, linguistic and reflexive. The study defines the criteria of formation of lexical competence and outlines the stages of work on a lexical unit in the teaching of the Russian language. The author offers a system of working with lexical units. As a result of the study the conditions of the most effective and high-quality learning of new vocabulary and replenishment of professional vocabulary were revealed. Practical significance of the given work consists in the fact that the methods of training are determined and training tasks are presented, the use of which allows foreign servicemen not only to master special disciplines, but also to orient themselves in a foreign cultural space that is new for them. The implementation of the developed training and methodological support ensures the effectiveness of military specialist training, contributes to the formation and development of the lexical competence of foreign speakers.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ЛЕКСИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ НА ЗАНЯТИЯХ РКИ В ВОЕННОМ ВУЗЕ: ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ»

Педагогика

УДК 378.1

кандидат филологических наук Евсеева Ольга Александровна

Военный учебно-научный центр Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» (г. Воронеж)

ФОРМИРОВАНИЕ ЛЕКСИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ НА ЗАНЯТИЯХ РКИ В ВОЕННОМ ВУЗЕ:

ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ

Аннотация. Цель исследования - разработка учебно-методического сопровождения, направленного на формирование и развитие лексической компетенции иностранных военнослужащих. В статье проведен анализ научной и методической литературы по проблеме исследования. В результате данного анализа была установлена необходимость поиска оптимальных условий языкового развития иностранных военнослужащих. В работе обосновывается актуальность разрешения проблем, связанных с растущими требованиями к языковой подготовке инофонов и несовершенством учебного процесса. Определяя «лексическую компетенцию» как знание словарного состава языка и способность использования в речи структурных элементов лексической системы русского языка, автор выделяет в структуре лексической компетенции 3 основных компонента: мотивационный, лингвистический и рефлексивный. В исследовании определены критерии сформированности лексической компетенции и обозначены этапы работы над лексической единицей при обучении РКИ. Автором предложена система работы с лексическими единицами. В результате исследования выявлены условия наиболее эффективного и качественного усвоения новой лексики, пополнения профессионального вокабуляра. Практическая значимость данной работы состоит в том, что определены приёмы обучения и представлены учебные задания, использование которых позволяет иностранным военнослужащим не только осваивать специальные дисциплины, но и ориентироваться в новом для них инокультурном пространстве. Реализация разработанного учебно-методического сопровождения обеспечивает эффективность подготовки военного специалиста, способствует формированию и развитию лексической компетенции инофонов.

Ключевые слова: лексическая компетенция, иностранные военнослужащие, языковое развитие, лексическая единица, система упражнений.

Annotation. The aim of the study is to develop training and methodological support aimed at the formation and development of lexical competence of foreign servicemen. The article analyzes scientific and methodological literature on the problem of research. As a result of this analysis the necessity of searching for optimal conditions of foreign servicemen's language development has been established. The paper substantiates the relevance of resolving the problems associated with the growing demands on the language training of foreigners and the imperfection of the educational process. The author defines "lexical competence" as knowledge of the vocabulary of the language and the ability to use the structural elements of the lexical system of the Russian language in speech, and singles out 3 main components in the structure of lexical competence: motivational, linguistic and reflexive. The study defines the criteria of formation of lexical competence and outlines the stages of work on a lexical unit in the teaching of the Russian language. The author offers a system of working with lexical units. As a result of the study the conditions of the most effective and high-quality learning of new vocabulary and replenishment of professional vocabulary were revealed. Practical significance of the given work consists in the fact that the methods of training are determined and training tasks are presented, the use of which allows foreign servicemen not only to master special disciplines, but also to orient themselves in a foreign cultural space that is new for them. The implementation of the developed training and methodological support ensures the effectiveness of military specialist training, contributes to the formation and development of the lexical competence of foreign speakers.

Key words: lexical competence, foreign servicemen, language development, lexical unit, system of exercises.

Введение. Интенсификация международного сближения и взаимодействия, усиление ценностно-смысловых взаимосвязей в современном глобализирующемся геополитическом мире актуализируют проблемы подготовки конкурентоспособных специалистов-инофонов. Процесс обучения в высших образовательных учреждениях Российской Федерации меняется и совершенствуется в целях его соответствия мировым стандартам.

Особенностью современного военного образования является функционирование в условиях стремительного роста объёма образовательных ресурсов. Подготовка военнослужащих иностранных армий была и остаётся важной задачей высшего военного образования. В связи с тем, что преподавание всех дисциплин в российских военных вузах ведётся на русском языке, особое внимание в обучении иностранных военнослужащих уделяется изучению русского языка. Именно РКИ является базовой дисциплиной на подготовительном курсе, с которого начинают своё обучение иностранные военнослужащие из стран дальнего зарубежья. Основная задача педагога в современных условиях - учить не только русскому языку как иностранному, но и способствовать ориентации иностранных обучающихся в новом инокультурном пространстве.

Приоритетной проблемой современного образования является проблема формирования системы компетенций выпускника вуза.

Учитывая то, что язык - это система знаков, необходимо особое внимание уделять формированию языковых компетенций инофонов. Являясь сложным и многоаспектным понятием, языковая компетенция стала объектом исследования многих методистов (В.А. Болотов и И.А. Зимняя [1], Е.Ю. Жданова [3], Д.И. Изаренков [4], М.В. Исламова [5], Я.Е. Кузнецов [6], В.В. Сафонова [9], Г.В. Юрчук [12] и др.).

Рассматривая компетенцию как «сумму знаний, навыков и способностей, позволяющих индивиду выполнять определённые действия» [2, С. 56], отметим актуальность формирования такого структурного элемента языковой компетенции, как лексическая компетенция.

На основе анализа методической литературы, изучения опыта преподавания русского языка как иностранного была установлена необходимость поиска оптимальных условий языкового развития военнослужащих-инофонов. Данное обстоятельство актуализировало проблему формирования и развития лексической компетенции и заявило разрешение противоречий, связанных с растущими требованиями к языковой подготовке инофонов и несовершенством учебного процесса.

Таким образом, проблема создания методического обеспечения для формирования лексической компетенции обучающихся на занятиях РКИ становится приоритетной. Объект настоящего исследования - процесс обучения РКИ на основе компетентностного подхода. Предметом исследования является система заданий, направленных на формирование лексической компетенции военнослужащих-инофонов на занятиях РКИ. Цель исследования - разработка учебно-методического сопровождения, направленного на формирование и развитие лексической компетенции иностранных военнослужащих.

Изложение основного материала статьи. Проанализировав различные интерпретации понятия «лексическая компетенция», мы трактуем её как знание словарного состава языка (слов, фразеологических единиц, пословиц и поговорок, крылатых выражений, формул речевого этикета) и способность использовать в речи структурные элементы лексической системы русского языка. Овладение лексикой в условиях обучения РКИ имеет системообразующее значение.

В структуре лексической компетенции выделяются следующие компоненты: мотивационный (потребность в изучении русского языка, желание быть включенным в культурное пространство нашей страны, потребность в самообразовании и самосовершенствовании и т.д.); лингвистический (знание устной и письменной форм лексической единицы, умение использовать лексическую единицу в процессе коммуникации с учётом семантики, стилистики, акцентологии, грамматики и т.д.); рефлексивный (контроль и самоконтроль).

Показателем сформированности лексической компетенции является умение распознавать лексические элементы различной структуры в тексте, самостоятельно и адекватно употреблять лексические единицы для решения различных коммуникативных задач с учётом семантической, стилистической и социокультурной характеристики.

Предлагается следующая последовательность действий при работе с новой лексической единицей:

1) знакомство с лексическим элементом и включение его в долговременную память обучающихся;

2) актуализация лексического элемента в контексте;

3) побуждение к использованию лексического элемента в процессе коммуникации.

Таким образом, лексическая компетенция предполагает, в первую очередь, знание коннотативных компонентов значения слова на всех уровнях.

Рассмотрим этапы работы над лексикой при обучении РКИ.

I. Знакомство с лексической единицей, её презентация.

Первый тип упражнений, соответствующий первому этапу работы с лексикой, - это упражнения, направленные на презентацию и семантизацию лексической единицы.

На начальном этапе обучения РКИ рекомендуется использовать наглядный метод (см. Л.Г. Саяхова, Д.М. Хасанова «Иллюстрированный тематический словарь русского языка» [10]), работу со словарём, подбор синонимов и антонимов, толкование значения слова, семантизирующий контекст.

Для лексических единиц, репрезентирующих ключевые концепты русской языковой картины мира, эффективным приёмом является составление «паспорта слова», который включает в себя следующие разделы:

а) семантическая характеристика лексической единицы;

б) этимология лексической единицы;

в) синонимы и антонимы;

г) ассоциативные связи;

д) функционирование слова в составе фразеологизма, пословицы, поговорки, крылатого выражения.

Например, паспорт слова «зима».

1. Семантическая характеристика.

Зима - «самое холодное время года, следующее за осенью» [7, С. 200].

2. Этимология лексической единицы.

Словоформа «зима» восходит к общеславянскому языку. Однако её этимология имеет индоевропейские корни: др.-прусск. semo, др.-инд. heman - «зимой», himas «зима», авест. zya- (zim-), zimo «мороз, зима», греч. х81Ца «зима», xsi^rov «зимняя буря» [11, С. 97].

3. Синонимы: сезон, время года, холод. Антонимы: лето, тепло.

4. Ассоциативные связи: холодная, снег, лето, наступила, белая, лёд, Пушкин и т.д. [8, С. 220].

5. Фразеологизмы: «зима не за горами»; «зима на носу»; «сколько лет, сколько зим!». Пословицы, поговорки, крылатые выражения: «Помни это: зима не лето!»; «Зимой без шубы не стыдно, а холодно»; «Зимой - морозы, а летом - грозы»; «Зима лодыря морозит».

II. Работа по включению новой лексической единицы в речевую деятельность.

На данном этапе производятся методические действия, обеспечивающие усвоение обучающимися новой лексики. Новые лексические элементы должны быть включены в активный словарный запас обучающихся с учётом не только денотативного, но и коннотативного компонента. Например, денотативный компонент русских слов воин и вояка -«человек, который воюет», однако в первом случае субъект воспринимается положительно («Это был высокий, худощавый и строгий генерал, старый воин, израненный в сражениях...» Ф.М. Достоевский «Дядюшкин сон»), а во втором - чаще выражается отрицательное отношение к тому, кто воюет неумело (горе-вояка).

Существует немало приёмов, которые способствуют перемещению лексической единицы в долговременную память обучающегося. Регулярное использование изучаемой лексики с интегрированием слов в предложения способствует укреплению межъязыковой связи в мышлении и памяти инофонов.

Эффективны для запоминания задания на распознавание лексической единицы в тексте: «Найдите в тексте все словоформы...», «Определите количество лексических единиц, объединённых темой...», «Найдите в тексте все синонимы (антонимы) слова...» и т.д.

На продвинутом этапе обучения высокоэффективным упражнением является упражнение на нахождение ошибок. Например, биография А.В. Суворова с фактическими ошибками (подчёркнуты):

Исправьте фактические ошибки.

Александр Владимирович Суворов.

Великий русский полководец, генералиссимус, участвовавший в семи крупных войнах, победивший в 60 сражениях, не знавший поражений. Суворов - не только самый именитый полководец в российской военной истории, но и один из самых известных военачальников в мире. Превосходный стратег, замечательный тактик, великолепный военный оратор, Суворов одновременно был и мудрым военным наставником. Сколько первоклассных кадров высших офицеров прусской армии он воспитал за свою многолетнюю профессиональную деятельность!

Александр Владимирович Суворов родился в дворянской семье в 1730 году. Взгляды и привычки его отца сформировались на службе у Петра I, а его рассказы о Петре Великом и о войне со шведами глубоко поразили мальчика, и он, несмотря на слабое здоровье, высокий рост и тщедушную фигуру, мечтал реализовать себя на военном поприще. Многие сомневались в том, что Суворов сможет служить, но он стал военным, пройдя путь от солдата до полковника.

Славу лучшего российского генерала А. Суворов заслужил, участвуя в русско-турецких войнах эпохи Екатерины II. Ему был пожалован бриллиантовый знак ордена Святого Андрея Первозванного, шпага с надписью «Победителю Верховного Визиря», графский титул и орден Святого Георгия 1-й степени. Звание фельдмаршала Суворов получил за подавление польского восстания. Но в 1797 году прославленный полководец, почти полвека беззаветно служивший Отчизне, был отставлен от службы императором Павлом I и сослан в глухое имение за то, что вопреки воле царя выступил против

опруссачивания русской армии. Так и завершил свою карьеру А. Суворов при Павле I в звании генерала, которое получил после Итальянского и Швейцарского походов. Кто не слышал про переход Суворова через Кордильеры! Великий русский полководец принял участие и в подавлении пугачевского бунта, конвоируя в Симбирск Емельяна Пугачева. В возрасте 79 лет А. Суворов умер в Санкт-Петербурге 6 мая 1800 года.

Суворов часто излагал правила военной науки образными поговорками: «Бей не числом, а умением» или о преимуществе штыковой атаки: «Пуля - дура, штык - молодец». Девизом многих русских воинов стали суворовские слова: «Мы, русские, почти всё одолеем!».

Замена: Васильевич, русской, небольшой/низкий, генералиссимуса, Альпы, 69 лет, «Мы, русские, всё одолеем!».

Подобные задания развивают внимание к слову, активизируют работу с текстом, способствуют формированию не только лексической, но и лингвокультурологической компетенции.

Эффективным упражнением для развития лексической компетенции является словарная работа. Например, предложено слово САМОЛЁТ. Оно составлено из начальных букв слов, дефиниции которых представляет преподаватель (обучающие называют зашифрованные слова):

- физический процесс или явление, несущее сообщение о каком-либо событии, состоянии объекта наблюдения либо передающее команды управления, оповещения и т.д. (СИГНАЛ);

- устройство для излучения и приёма электромагнитных волн в радиосвязи (АНТЕННА);

- непрерывный процесс наблюдения и регистрации параметров объекта в сравнении с заданными критериями (МОНИТОРИНГ);

- лицо командного состава в вооружённых силах (ОФИЦЕР);

- воинское звание младшего офицерского состава (ЛЕЙТЕНАНТ);

- сосуд для жидких и сыпучих тел (ЁМКОСТЬ);

- составная часть военного искусства, включающая теорию и практику подготовки и ведения боя (ТАКТИКА).

При выполнении данного упражнения актуализируется профессиональный вокабуляр, вырабатываются навыки работы со словарной статьёй.

На данном этапе работы над лексикой продуктивна такая форма обучения, как составление кластеров. Применительно к лингвистике под кластером понимается группа слов, объединенных общностью семы. Обычно главное слово и зависимые соотносятся как родо-видовые понятия. Например, военнослужащие: солдаты, офицеры, прапорщики и т.д. На занятиях РКИ составление кластеров облегчает процесс запоминания лексических единиц. Этот метод позволяет группировать предметы или признаки по логическому основанию. Так, можно предложить военнослужащим составить кластеры по темам «Организация связи», «Устройство самолёта», «Тактика и стратегия войн» и т.д.

Продуктивны и разнообразны задания на сравнительную характеристику слов «Третий лишний». Например, предлагаются 3 слова (самолёт, радио, сигнал), из данных слов необходимо оставить только пару, которая имеет какую-либо схожесть. Следует найти как можно больше вариантов пар: радио и сигнал (а) из предложенной пары слов можно составить одно сложное - радиосигнал; б) сигнал - способ передачи информации на расстоянии посредством радиоволн и т.д.); радио и самолёт (а) это трёхсложные слова, б) радио и самолёт можно увидеть, это конкретные существительные, в) можно составить словосочетание радиоуправляемый самолёт и т.д.), сигнал и самолёт (а) начинаются с буквы с; б) имеют ударение на последнем слоге и т.д.).

Предложенные упражнения способствуют созданию прочных и гибких лексических речевых навыков, развивают лексическую компетенцию.

III. Контроль и самоконтроль усвоения изученного лексического материала.

Это очень важный этап в работе над лексикой на занятиях РКИ. Основная дидактическая задача контроля за усвоением лексического материала заключается в том, чтобы дать анализ и оценку успешности достижения цели и наметить перспективу последующей работы. Показателем реального результата решения задачи является получение инофонами информации о реальных результатах обучения, а также адекватность самооценки обучающихся оценке преподавателя.

На данном этапе возможно проведение фронтального опроса, лексические диктанты, тесты, лексические игры, кроссворды и т.д.).

Выводы. Таким образом, следует отметить комплексный характер методической системы формирования и развития лексической компетенции на занятиях РКИ, её реализацию в мотивационном, лексическом и рефлексивном компонентах. Перед преподавателем РКИ стоят задачи расширения вокабуляра, прежде всего профессионального, иностранных военнослужащих. Следовательно, актуализируются такие педагогические задачи, как отбор лексических элементов, необходимых обучающимся в военном вузе для успешного овладения специальными дисциплинами; использование различных приёмов семантизации новой лексики и эффективных способов запоминания. Предложенное в настоящем исследовании учебно-методическое сопровождение способствует формированию и развитию лексической компетенции иностранных военнослужащих.

Литература:

1. Болотов, В.А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования / В.А. Болотов, И.А. Зимняя // Высшее образование сегодня. - 2003. - № 5. - С. 34-42.

2. Давыдова, Ю.Г. К вопросу о понятии «лексическая компетенция» на продвинутых уровнях владения иностранными языками / Ю.Г. Давыдова // Тамбов: Грамота. - 2013. - № 5. - С. 56-60.

3. Жданова, Е.Ю. Языковая компетентность как основа самостоятельной научно-исследовательской работы студентов / ЕЮ. Жданова // Вектор науки ТГУ. - 2015. - № 2. - С. 161-164.

4. Изаренков, Д.И. Базисные составляющие коммуникативной компетенции и их формирование на продвинутом этапе обучения студентов-нефилологов / Д.И. Изаренков // РЯЗР. - 1990. - № 4. - С. 54-57.

5. Исламова, М.В. Формирование языковой компетенции учащихся: на материале изучения членов предложения: автореферат дис. ... канд. пед. наук: 13.00.02 / Исламова Марина Владимировна. - Самара, 2005. - 21 с.

6. Кузнецов, Я.Е. Профессионально-языковая компетентность как фактор успешной учебной деятельности студентов технического вуза: автореферат дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08 / Кузнецов Ярослав Евгеньевич. - Чита, 2005. - 24 с.

7. Ожегов, С.И. Словарь русского языка / С.И. Ожегов. - М.: Русский язык, 1985. - 797 с.

8. Русский ассоциативный словарь: в 2 т. / Ю.Н. Караулов, Г.А. Черкасова, Н.В. Уфимцева, Ю.А. Сорокин, Е.Ф. Тарасов. - М., 2002. - Т. 1. - 784 с.

9. Сафонова, В.В. Изучение языков международного общения в контексте диалога культур и цивилизаций / В.В. Сафонова // Воронеж: Истоки, 1996. - 237 с.

10. Саяхова, Л.Г. Иллюстрированный тематический словарь русского языка / Л.Г. Саяхова, Д.М. Хасанова. - М.: Русский язык, 1989. - 224 с.

11. Фасмер, М. Этимологический словарь русского языка: в 4 т. / пер. с нем. и доп. О.Н. Трубачёва. - М.: Прогресс, 1986. - Т. 1. - 576 с.

12. Юрчук, Г.В. Формирование профессионально ориентированной языковой компетенции студентов медицинского вуза: автореферат дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08 / Юрчук Галина Владимировна. - Красноярск, 2005. - 22 с.

Педагогика

УДК796/799

кандидат педагогических наук, доцент Егоров Дмитрий Евгеньевич

Московский государственный лингвистический университет (г. Москва); кандидат педагогических наук, доцент Марандыкина Оксана Викторовна Московский государственный лингвистический университет (г. Москва); кандидат педагогических наук, доцент Вишневский Владислав Иванович

ФГБОУ ВПО «Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет (МАДИ)» (г. Москва) УСПЕШНОСТЬ И МОТИВАЦИЯ КАК ФАКТОР ЭФФЕКТИВНОСТИ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ

Аннотация. Материал исследования посвящён вопросам формирования установки на успешность и мотивированию к достижению результата как основополагающей в высокой эффективности курса элективных дисциплин по физической культуре. Состояние физических кондиций и здоровья вызывает тревогу специалистов в области педагогики, социологии и медицины. Данное состояние дел связывают с отношением молодежи и их родителей к физической культуре, как анахронизму. Не менее важным является и установка на достижения успеха. Вопросы формирования установки на успех и мотивации к занятиям рассмотрены недостаточно, данное касается и успешности в занятиях элективными дисциплинами по физической культуре и спорту. Различные авторы [2, 6, 7] указывают, что для повышения эффективности деятельности, в том числе и занятий элективными дисциплинами по физической культуре и спорту они должны быть напрямую связаны с мотивацией и установкой на успешность. Поиск направлений формирования установки на успешность и мотивации как составляющих эффективности является актуальным на всем протяжении развития общества.

Рассматриваются вопросы формирования установки на достижения успеха, а также определены факторы, препятствующие формированию достижению успеха, снижающие мотивацию к занятиям элективными дисциплинами по физической культуре и спорту.

Методы исследований, использованные в ходе исследований, были следующими: для выявления факторов, влияющих на формирование мотивации проводились анкетирование по разработанным автором анкетам, беседы со студентами и профессорско-преподавательским составом, наблюдение.

Результаты исследования могут быть использованы при организации занятий со студентами различных учебных заведений.

Ключевые слова: мотивация, цифровые технологии, электронная образовательная среда, дистанционное обучение, информационные ресурсы, установка на успешность, мотивация, элективные дисциплины по физической культуре.

Annotation. The research material is devoted to the formation of an attitude to success and motivation to achieve results as fundamental in the high efficiency of the course of elective disciplines in physical culture. The state of physical conditions and health is alarming for specialists in the field of pedagogy, sociology and medicine. This state of affairs is associated with the attitude of young people and their parents to physical culture as an anachronism. Equally important is the mindset to achieve success. The issues of forming a mindset for success and motivation for classes are not sufficiently considered, this also applies to success in classes in elective disciplines in physical culture and sports. Various authors [2, 6, 7] indicate that in order to increase the effectiveness of activities, including elective disciplines in physical culture and sports, they should be directly related to motivation and attitude to success. The search for directions for the formation of an attitude to success and motivation as components of efficiency is relevant throughout the development of society.

The issues of formation of the mindset to achieve success are considered, as well as the factors preventing the formation of success, reducing motivation to engage in elective disciplines in physical culture and sports are identified.

The research methods used in the course of the research were as follows: to identify the factors influencing the formation of motivation, questionnaires were conducted according to questionnaires developed by the author, conversations with students and teaching staff, observation.

The results of the study can be used in organizing classes with students of various educational institutions.

Key words: motivation, digital technologies, electronic educational environment, distance learning, information resources, attitude to success, motivation, elective disciplines in physical culture.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Введение. Сформированная мотивация в достижении необходимого результата играет доминирующее значение [1, 2, 6, 7, 9, 11]. Вопросы мотивации, эффективности и достижения успеха, т.е. поставленных целей всегда были актуальны практически во всех сферах деятельности человека. Повышение результативности деятельности всегда связано с мотивами что я получу или достигну и как быстро если просто выполню работу или более качественно выполню.

Не менее актуальны вопросы формирования мотивации в образовательной сфере. И здесь не мало вопросов, среди которых, чего я достигну по окончании вуза, буду ли я трудоустроен после окончания обучения, какова будет заработная плата, каковы условия работы, будут ли востребованы знания, полученные в вузе в процессе трудовой деятельности и насколько востребованы.

Соответствующая современным тенденциям в обществе и производстве профессиональная подготовка специалистов в вузе невозможна без исследовательской, познавательной и учебно-трудовой деятельности. И данное возможно только при сформированной мотивации к перечисленным видам деятельности. Сформировать у студента мотивацию к учебной деятельности, достижению результата, установку на успех, воспитать творческий подход к процессу обучения и далее к профессиональной деятельности, расширять и совершенствовать свои знания, вести и пропагандировать здоровый образ жизни - основная задача высшей школы [9].

Методы исследований: для выявления наиболее эффективных способов формирования мотивации к занятиям элективными дисциплинами по физической культуре и спорту в дистанционном формате были применены эмпирические методы исследования (для выявления интереса к элективным дисциплинам по физической культуре и спорту были проанализированы работы авторов ведущих исследования в сфере педагогики и психологии, использованы методы наблюдения и опроса, в том числе использовали опросник Т. Элерса).

Изложение основного материала статьи. На мотивацию и успешность оказывает свое влияние и ряд факторов,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.