Научная статья на тему 'ПРОФЕССИОНАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННЫЕ ТЕКСТЫ НА ЗАНЯТИЯХ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ КАК ИНОСТРАННОМУ В ВОЕННОМ ВУЗЕ'

ПРОФЕССИОНАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННЫЕ ТЕКСТЫ НА ЗАНЯТИЯХ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ КАК ИНОСТРАННОМУ В ВОЕННОМ ВУЗЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
191
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ИНОСТРАННЫЕ ВОЕННОСЛУЖАЩИЕ / ЯЗЫКОВОЙ БАРЬЕР / ПРОФЕССИОНАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ТЕКСТ / СПЕЦИАЛИСТ ИНЖЕНЕРНОГО ПРОФИЛЯ / УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Евсеева Ольга Александровна

Цель исследования - разработка системы заданий для работы с профессионально ориентированными текстами. В статье проведен анализ научной и методической литературы по проблеме исследования. В результате данного анализа отмечается, что вопрос усвоения языка специальности остаётся концептуальным и многоплановым в методике преподавания РКИ. В работе обосновывается значимость текстоцентрического подхода при изучении русского языка как иностранного. В статье описан практический опыт по формированию профессиональных компетенций на занятиях РКИ. Автором предложена система работы с профессионально ориентированными текстами. В результате исследования выявлены условия наиболее эффективного и качественного усвоения профессиональной лексики и лексики терминологического характера на занятиях РКИ. Практическая значимость данной работы состоит в том, что определены приемы обучения и представлены учебные задания, использование которых позволяет подготовить конкурентоспособного специалиста. Реализация разработанной системы заданий для работы с профессионально ориентированными текстами обеспечила эффективность подготовки военного специалиста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Евсеева Ольга Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROFESSIONALLY ORIENTED TEXTS IN RUSSIAN AS A FOREIGN LANGUAGE CLASSES IN A MILITARY UNIVERSITY

The purpose of the research is to develop a system of tasks for working with professionally oriented texts. The article analyzes the scientific and methodological literature on the problem of research. As a result of this analysis, it is noted that the issue of mastering the language of the specialty remains conceptual and multifaceted in the teaching methodology of the Russian as a foreign language. The paper substantiates the importance of the text-centric approach in the study of Russian as a foreign language. The article describes practical experience in the formation of professional competencies in Russian as a foreign language classes. The author has proposed a system for working with professionally oriented texts. As a result of the study, the conditions for the most effective and high-quality assimilation of professional vocabulary and vocabulary of a terminological nature in the classes of the Russian as a foreign language were revealed. The practical significance of this work lies in the fact that teaching methods are defined and training tasks are presented, the use of which allows you to prepare a competitive specialist. The implementation of the developed system of tasks for working with professionally oriented texts ensured the effectiveness of training a military specialist.

Текст научной работы на тему «ПРОФЕССИОНАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННЫЕ ТЕКСТЫ НА ЗАНЯТИЯХ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ КАК ИНОСТРАННОМУ В ВОЕННОМ ВУЗЕ»

5. Педагогическая диагностика компетентностей дошкольников. Для работы с детьми 5-7 лет / Под ред. О.В. Дыбиной. - М.: Мозаика-Синтез, 2008. - 64 с.

6. The development of Social Competence in Preschoolers with Disabilities as the Condition for Their Successful Educational Integration / E.E. Dmitrieva, E.Y. Medvedeva, E.A. Olkhina [et al.] // Universal Journal of Educational Research. - 2020. - V8. -C. 3244-3250.

Педагогика

УДК 37.091.3

кандидат филологических наук Евсеева Ольга Александровна

Военный учебно-научный центр Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» (г. Воронеж)

ПРОФЕССИОНАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННЫЕ ТЕКСТЫ НА ЗАНЯТИЯХ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ КАК

ИНОСТРАННОМУ В ВОЕННОМ ВУЗЕ

Аннотация. Цель исследования - разработка системы заданий для работы с профессионально ориентированными текстами. В статье проведен анализ научной и методической литературы по проблеме исследования. В результате данного анализа отмечается, что вопрос усвоения языка специальности остаётся концептуальным и многоплановым в методике преподавания РКИ. В работе обосновывается значимость текстоцентрического подхода при изучении русского языка как иностранного. В статье описан практический опыт по формированию профессиональных компетенций на занятиях РКИ. Автором предложена система работы с профессионально ориентированными текстами. В результате исследования выявлены условия наиболее эффективного и качественного усвоения профессиональной лексики и лексики терминологического характера на занятиях РКИ. Практическая значимость данной работы состоит в том, что определены приемы обучения и представлены учебные задания, использование которых позволяет подготовить конкурентоспособного специалиста. Реализация разработанной системы заданий для работы с профессионально ориентированными текстами обеспечила эффективность подготовки военного специалиста.

Ключевые слова: профессиональные компетенции, иностранные военнослужащие, языковой барьер, профессионально ориентированный текст, специалист инженерного профиля, учебное пособие.

Annotation. The purpose of the research is to develop a system of tasks for working with professionally oriented texts. The article analyzes the scientific and methodological literature on the problem of research. As a result of this analysis, it is noted that the issue of mastering the language of the specialty remains conceptual and multifaceted in the teaching methodology of the Russian as a foreign language. The paper substantiates the importance of the text-centric approach in the study of Russian as a foreign language. The article describes practical experience in the formation of professional competencies in Russian as a foreign language classes. The author has proposed a system for working with professionally oriented texts. As a result of the study, the conditions for the most effective and high-quality assimilation of professional vocabulary and vocabulary of a terminological nature in the classes of the Russian as a foreign language were revealed. The practical significance of this work lies in the fact that teaching methods are defined and training tasks are presented, the use of which allows you to prepare a competitive specialist. The implementation of the developed system of tasks for working with professionally oriented texts ensured the effectiveness of training a military specialist.

Key words: professional competencies, foreign military personnel, language barrier, professionally oriented text, engineering specialist, textbook.

Введение. Россия является признанным лидером в подготовке специалистов разных направлений: инженерных и гуманитарных. Сложившаяся система российского образования позволяет активно развиваться и крепнуть межгосударственным контактам: количество планирующих получить образование в РФ неуклонно растёт из года в год. Вследствие мировых процессов глобализации и интеграции активность российской высшей школы резко возрастает, что обусловлено положительными изменениями, касающимися получения качественного, доступного и конкурентоспособного образования, а также теми тенденциями, которые определяют высшее образование в различных государствах: «...наблюдается теснейшее сближение, если не общность, проблем, тенденций, задач и целей, заставляющее забывать о национальных и региональных различиях и специфике» [2, С. 2].

Достойное место в международном образовательном пространстве занимает обладающее реальным потенциалом военное образование. Именно оно находится в ряду важнейших факторов обеспечения национальной безопасности любого государства.

Военные вузы России готовят офицерские кадры высокой квалификации для Вооруженных сил своего государства, а также дружественных стран ближнего и дальнего зарубежья. Модернизация высшего военного образования в РФ, несомненно, делает привлекательным его получение для иностранных военнослужащих и, соответственно, актуализирует многочисленные исследования, целью которых является решение ключевых проблем подготовки военнослужащих-инофонов.

Первоочередной целью профессиональной подготовки специалиста становится необходимость дать обучающемуся прочные фундаментальные знания, на базе которых он имел бы возможность самостоятельно обучаться в нужном ему направлении, а также сформировать соответствующие умения и навыки.

Не вызывает сомнения важность речевой подготовки иностранных военнослужащих, поскольку обучение в российских высших военных учебных заведениях ведётся на русском языке. Таким образом, русский язык становится той базовой дисциплиной, от успешного овладения которой зависит и возможность преодоления языковых барьеров, и как следствие -интенсивность, эффективность, а также результативность формирования коммуникативной и военно-профессиональной компетенции будущих специалистов.

Важнейшая проблема в общей системе подготовки специалиста-инофона - проблема готовности к профессиональной деятельности, ставшая предметом пристального внимания педагогов, психологов и лингвистов. На занятиях по русскому языку как иностранному решается ряд задач, связанных с формированием системы лингвистических, предметно-профессиональных, коммуникативных компетенций, а также осуществляется привитие умений и навыков коммуникативного общения на русском языке в профессионально ориентированных ситуациях.

На сегодняшний момент проблема формирования профессиональных, лингвистических, коммуникативных компетенций посредством изучения русского языка военнослужащими-инофонами вызывает активный исследовательский интерес. Рассматриваются различные аспекты обучения иностранных граждан. Задачи профессиональной подготовки военнослужащих инженерных профилей решались в работах Н.А. Березовой [1], Э.В. Костериной [5], А.Э. Массаловой [6],

И.А. Пугачева [7] и др. Особое значение в профессиональной подготовке специалистов имеет работа с текстами, методику которой изучали в своих трудах Л.П. Клобукова [4], Е.Л. Черкашина [10] и др. И всё же вопрос усвоения языка специальности и качества профессиональной подготовки востребованных специалистов остаётся концептуальным и многоплановым в методике преподавания русского языка как иностранного и требует рассмотрения некоторых малоисследованных аспектов. В частности, недостаточно внимания уделялось системе заданий к профессионально ориентированным текстам, способствующим развитию коммуникативных и профессиональных компетенций военнослужащих-инофонов [9].

При этом, погружаясь в образовательное пространство России, иностранные военнослужащие сталкиваются с определёнными трудностями, одна из наиболее значимых - преодоление языкового барьера.

Безусловно, для успешного обучения по специальности иностранные военнослужащие должны освоить не только грамматику языка, но и научную терминологию в профессиональной области, знать особенности научного стиля речи, уметь не только читать и пересказывать научные тексты, но и продуцировать их. Отмечая, что расширение словарного запаса военнослужащего-инофона профессиональной лексикой является важной задачей обучения, но не единственной, представляем систему заданий для работы иностранных военнослужащих с профессионально ориентированными текстами на занятиях РКИ.

Изложение основного материала статьи. При работе с иностранными военнослужащими в основу каждого занятия по русскому языку как иностранному положен принцип текстоцентризма. От занятия к занятию обучающиеся приобщаются к работе с текстом, учатся определять его признаки, находить ключевые слова, составлять высказывание по теме, моделируют собственный текст.

Рассматривая текст как последовательность осмысленных высказываний, передающих информацию, объединённых общей темой, обладающей свойствами связности и цельности, преподаватель на каждом занятии по РКИ подбирает текст в соответствии с изучаемой грамматической темой. Одним из самых сложных заданий для иностранных военнослужащих является работа с профессиональным текстом, прежде всего в силу специфики текстов данного типа.

Работа с профессионально направленными текстами требует значительной подготовки. Так, прежде чем начать работать с текстами по специальности, военнослужащие-инофоны должны иметь представление о лингвистических особенностях научного стиля, его типологической природе и смысловой структуре, должны уметь анализировать тексты научного стиля, продуцировать вторичные научные тексты (конспекты, рефераты, тезисы, аннотации и др.), владеть навыками самостоятельного поиска научной информации как основы научной и профессиональной деятельности, обладать значительным словарным запасом.

Таким образом, основой формирования коммуникативных умений всегда является текст, который служит и исходной, и конечной единицей обучения. В связи с этим ключевыми становятся проблемы обеспечения занятий адекватным текстовым материалом, актуализируется работа по накоплению и обновлению профессиональной библиотеки.

Система заданий для работы с профессионально ориентированным текстом. В связи с масштабной программой перевооружения армии появляются и новые задачи, а значит, требуются и новые специалисты. В.В. Путин отмечал: «Приоритеты - это <...> военно-космическая оборона, система связи, <...> радиоэлектронной борьбы, "беспилотники" и роботизированные ударные комплексы, современная транспортная авиация, системы индивидуальной защиты бойца на поле боя, высокоточное оружие и средства борьбы с ним» [8]. Таким образом, в высшие военные учебные заведения Российской Федерации для получения образования по новым специальностям были также направлены иностранные военнослужащие из дружественных стран. В связи с этим возникла насущная потребность в учебных пособиях для иностранных военнослужащих по вновь открывшимся специальностям. Предлагаем в качестве алгоритма работы по формированию профессиональных компетенций посредством текста систему заданий, реализованную в учебном пособии «Иностранный язык. Радиоэлектронные системы и комплексы» [3].

Тексты в учебном пособии расположены в логической взаимосвязи: каждый последующий текст базируется на материале предыдущего. К каждому тексту предлагаются упражнения по грамматике. Для успешного выполнения грамматических заданий представлен раздел «!Вспомним теорию!», в котором актуализируется грамматическая тема, затем предлагаются упражнения по теме на материале прочитанного текста. Такая подача способствует выработке навыков устной и письменной профессиональной речи.

Рассмотрим алгоритм работы с профессионально ориентированным текстом:

I. Предтекстовые задания, целью которых является погружение обучаемого в предложенную тему. Они призваны снять фонетические и лексико-грамматические трудности сферы текста, оказать помощь в понимании текста по специальности. Это задания на актуализацию уже имеющихся знаний, на семантизацию лексики, прежде всего профессиональной, развитие лингвистической интуиции. В предтекстовой части занятия выделяются сложносокращённые слова, необходимые для понимания текста; задания направлены на целенаправленное восприятие текста.

Например, при работе над темой «Классификация комплексов с беспилотными летательными аппаратами (БПЛА)» предлагаются следующие предтекстовые задания:

1. Прочитайте аббревиатуры, запомните их.

АСУ - автоматизированная система управления;

ГЛОНАСС - глобальная орбитальная навигационная спутниковая система;

GPS - Global Positioning System - глобальная навигационная спутниковая система.

Далее предлагается материал для справок по грамматической теме «Квалификация предмета»:

Квалификация предмета, понятия, явления - это объяснение, толкование, раскрывающее его сущность. Способы выражения квалификации предмета:

1) Кто (что) (И.п.) + это (есть) + кто (что) (И.п.).

Автономность - это способность объекта функционировать без информационного взаимодействия с другими объектами. Фаза есть величина, определяющая состояние колебательного процесса в определённый момент времени.

2) Кто (что) (И.п.) + является + кем (чем) (Т.п.).

Аудиометр является прибором для получения аудиограммы.

3) Кто (что) (И.п.) + представляет собой + что (В.п.).

Аудиограмма представляет собой графическое изображение слухового восприятия человеком звуковых колебаний разной частоты.

Для закрепления грамматической темы рекомендуется следующее предтекстовое задание:

2. Квалифицируйте предмет, явление, лицо, составив предложения со следующими словами: классификация, комплекс, аэродинамическая устойчивость, унификация процессов, прямая радиовидимость, канал связи, мобильность, транспортабельность, телеметрическая информация, пункт управления.

Материал для справок:

- способность самолёта противостоять внешним силам, стремящимся отклонить его от заданного режима полёта;

- приведение к единообразной системе или форме;

- распространение радиоволн по прямому пути от источника к приёмнику;

- подвижность, способность к быстрому перемещению, передвижению, действию;

- система, совокупность чего-либо, объединённого вместе, имеющего общее предназначение, и отвечающее какой-либо определённой общей цели;

- свойство техники, позволяющее с минимальными затратами перемещать её в пространстве;

- осмысленный порядок вещей, явлений, разделение их на разновидности согласно каким-либо важным признакам;

- физическая среда, посредством которой осуществляется доставка информации потребителю;

- совокупность данных о состоянии контролируемого объекта и пройденном пути, передаваемая от бортового навигационно-связного оборудования в диспетчерские пункты и центры;

- специально подготовленное и оснащённое место, размещаясь в котором, орган управления осуществляет управление войсками (силами) и оружием или выполняет задачи боевого дежурства.

II. Аудиторное чтение текста. Притекстовые задания.

В результате притекстовой работы обучающиеся создают индивидуальную проекцию текста. Задача преподавателя на данном этапе - определить основные векторы, которые будут способствовать самостоятельному пониманию текста иностранными военнослужащими.

III. Послетекстовые задания, позволяющие проконтролировать усвоение и понимание изучаемого материала. Это вопросно-ответные упражнения; задания на определение темы, выделение главной мысли, составление плана, пересказ текста, а также грамматические упражнения, способствующие более глубокому пониманию изучаемой темы.

Таким образом, военнослужащие-инофоны учатся анализировать текст, выделять основную информацию, составлять различные планы (вопросный, назывной, тезисный, цитатный, план - опорную схему, комбинированный), обобщать и делать выводы, развивают творческое мышление.

Например, при изучении темы «История появления и развития БПЛА» предлагаются следующие послетекстовые задания:

1. Для реализации коммуникативной цели занятия необходимо вспомнить теоретические сведения по теме «Разряды имён числительных», для чего в рубрике «!Вспомним теорию!» повторяем разряды имён числительных. В качестве иллюстративного материала рекомендуются предложения, актуализирующие профессиональную лексику.

Разряды числительных по значению:

1) количественные числительные обозначают количество или число (сколько?): Беспилотная авиационная система BAMS даст возможность вести круглосуточное наблюдение за морской зоной радиусом 3000 (три тысячи) км в течение 36 (тридцати шести) часов и более при высоте патрулирования 16 (шестнадцать) км.

2) порядковые числительные обозначают порядок предметов при счёте (который?): Первым беспилотным летательным аппаратом, который выпускался серийно и принимал участие в боевых действиях, стала немецкая крылатая ракета Фау-1. БПЛА использовались уже в годы Второй мировой войны.

3) собирательные числительные обозначают количество предметов как совокупность: Проект первой крылатой ракеты разработали двое конструкторов: Роберт Луссер и Фритц Госслау.

2. Найдите в тексте имена числительные, определите их разряд. Одно из числительных просклоняйте.

3. Соотнесите дату с событием:

1. В 1899 г. ...

2. В 1910 г. ...

3. В СССР в 1933 г. ...

4. С 1934 г. по 1943 г. ...

5. В 1941 г. СССР ...

6. В 1941 г. в Германии ...

7. В конце 1950-х - начале 1960-х гг. ...

8. В 1973 г. ...

9. В 1999 г. ...

10. В 2000-х гг. ...

4. Опираясь на заглавие текста, сформулируйте его тему. Используйте одну из данных конструкций:

текст посвящается чему;

в тексте даётся описание чего;

в тексте описывается что.

5. Прочитайте текст, ответьте на вопросы и выполните задания:

1) Когда начинается история появления и развития БПЛА? 2) Кто сконструировал первый радиоуправляемый объект? 3) Расскажите об изобретении Чарльза Кеттеринга. 4) Какой год и почему считается годом рождения БПЛА? 5) Расскажите о самолёте ТБ-3. 6) Расскажите об изобретении немецких инженеров Роберта Луссера и Фритца Госслау. 7) С какой целью использовались БПЛА? 8) Расскажите о развитии БПЛА в 2000-х гг. 9) Как используются гражданские БПЛА?

6. Составьте план текста. Выпишите ключевые слова и словосочетания.

7. Перескажите текст, пользуясь планом.

8. Подготовьте сообщение о людях, изобретения которых имеют большое значение для развития БПЛА (Никола Тесла, Чарльз Кеттеринг, Р.Г. Чачикян и др.).

Все предтекстовые и послетекстовые задания расположены по нарастанию степени сложности. Они направлены на изучающее чтение текста, на активное усвоение лексико-грамматического материала занятия, на развитие речемыслительной деятельности обучающихся, а также на совершенствование профессионального мастерства.

В процессе работы над профессионально направленным текстом словарный запас военнослужащих пополняется специальной лексикой, совершенствуются навыки построения текста по моделям научного стиля речи, формируется умение строить монологическое высказывание и вести дискуссию.

Следует отметить, что подобные пособия необходимо снабжать «Тезаурусом», содержащим сведения из областей современной физики, радиосвязи и телекоммуникаций, военных наук, информационной безопасности.

Выводы. Таким образом, формирование профессионально-коммуникативной компетенции у военнослужащих-инофонов необходимо осуществлять через профессионально ориентированное обучение РКИ. Для решения проблемы несформированности необходимых для специалиста профессиональных компетенций целесообразно особое внимание уделять систематической работе с текстами по специальности. Данный подход позволит за короткое время сформировать у иностранных военнослужащих речевые умения и навыки, способствующие успешному участию в различных сферах и

подсферах применения языка специальности, и обеспечит воспитание конкурентоспособного специалиста инженерного профиля.

Литература:

1. Березова, Н.А. Формирование профессиональной мотивации средствами иностранного языка у студентов учреждений среднего профессионального образования: на примере подготовки специалистов строительного профиля: автореферат дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08 / Березова Наталья Александровна. - Йошкар-Ола, 2014. - 24 с.

2. Высшее образование в XXI веке: подходы и практические меры. Заключительный доклад ЮНЕСКО. - Париж, 1998.

3. Евсеева, О.А. Иностранный язык. Радиоэлектронные системы и комплексы / О.А. Евсеева. - ВУНЦ ВВС «ВВА», 2021. - 72 с.

4. Клобукова, Л.П. Обучение языку специальности / Л.П. Клобукова. - М., 1987. - 80 с.

5. Костерина, Э.В. Специфика обучения русскому языку иностранных военнослужащих на основных курсах вуза инженерно-технического профиля / Э.В. Костерина // Вестник МГОУ. - 2016. - № 1. - С. 59-67.

6. Массалова, А.Э. Профессионально-ориентированное обучение русскому языку иностранных военнослужащих инженерного профиля: автореферат дис. ... канд. пед. наук: 13.00.02 / Массалова Александра Эдуардовна. - Екатеринбург, 2019. - 23 с.

7. Пугачев, И.А. Интегративная модель профессионально ориентированного обучения русскому языку иностранных бакалавров технического и естественнонаучного профилей: автореферат дис. ... д-ра. пед. наук: 13.00.02 / Пугачев Иван Алексеевич. - Москва, 2016. - 50 с.

8. Путин, В.В. Быть сильными: гарантия национальной безопасности для России / В.В. Путин // Российская газета. -2012. - 20 февраля.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Трушина, Е.А. Работа с текстами по специальности на занятиях по русскому языку как иностранному в военном вузе / Е.А. Трушина // Современные проблемы науки и образования. - 2020. - № 1.; URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=29508 (дата обращения: 24.05.2022).

10. Черкашина, Е.Л. К вопросу о методике обучения русскому языку как иностранному на материале аутентичных текстов / Е.Л. Черкашина // Современное педагогическое образование. - 2020. - №4. - С. 42-47.

Педагогика

УДК 37.015.3

адъюнкт Егорова Елена Григорьевна

Академия управления МВД России (г. Москва)

ОСОБЕННОСТИ ПРОФОРИЕНТАЦИИ УЧАЩИХСЯ И ВОЗМОЖНЫЕ СПОСОБЫ ИХ РЕАЛИЗАЦИИ

Аннотация. В сложной социальной и экономической ситуации в Российской Федерации, обучающиеся в старших классах, не имеют представление о потребностях рынка труда, ровно также как и о потребностях получения высшего образования. В статье проводится анализ форм и методов профориентации, по результатам которого автор выводит проблематику отсутствия научно-методического обеспечения, оказывающего помощь для подрастающего поколения в самоопределении и развитии своих талантов. Недостаточно комплексный подход к разработке новых методик, а также игнорирование зарубежных, отечественных и инновационных технологий приводит к неосознанному выбору молодежи своего жизненного пути. Особое внимание уделяется приобретаемым популярность дистанционным профессиям через коммуникативную сеть «Интернет», искаженная информация которой, оказывает негативное влияние на правовое сознание подросткового поколения.

Ключевые слова: профессиональная ориентация, самоопределение, ценностная установка, профессиональное становление, профориентационный сервис, профориентационные мероприятия.

Annotation. In the difficult social and economic situation in the Russian Federation, high school students have no idea about the needs of the labor market, just like the needs of higher education. The article analyzes the forms and methods of career guidance, based on which the author deduces the problem of the lack of scientific and methodological support that helps the younger generation in self-determination and development of their talents. An insufficiently comprehensive approach to the development of new methods, as well as ignoring foreign, domestic and innovative technologies, leads to an unconscious choice of young people in their life path. The choice of a profession is often influenced by the attitudes of parents who have a subjective view of the professional future of their children, which, of course, affects the professional self-determination of young people and the low level of professional orientation of staffing. Particular attention is paid to remote professions gaining popularity through the Internet communication network, the distorted information of which has a negative impact on the legal consciousness of the teenage generation.

Key words: career guidance, self-determination, value setting, professional development, career guidance service, career guidance events.

Введение. В настоящее время одним из наиболее действенных средств самоопределится в профессии в условиях кадровой и экономической ситуации является профессиональная ориентация. Выбop пpoфессии с каждым годом становится все сложнее, в связи, с чем решение вопросов профориентации молодёжи нуждается в помощи государства.

В современной общеобразовательной школе России накоплен определенный опыт формирования профориентации старшеклассников. Однако с переoценкой нравственных ценностных установок престижность образования подвергнута сомнению, а некоторые профессии напротив утрачивают свою актуальность. Все чаще представлены профессии, которые не требуют средне-профессиональнoго или высшего образования. Сам учащийся не готов к действительно осознанному выбopу своего жизненного пути, а именно выбора направления специальности. Подрастающее поколение не имеет понимания o потребностях рынка труда страны, а также и самого осознания о своих личностных способностях. Указанные факты уже свидетельствуют o6 актуальности данной проблемы, что привoдит к выработке системы мер и алгоритма в оказании помощи молодежи при выборе профессии [2].

Полагаем, весьма вероятно прослеживается некая общность в подходе к рассмотрению вопроса готовности к трудовой деятельности, а именно подчеркивание динамического характера и выделение центрального компонента в процессе формирования психологической готовности к профессиональной деятельности.

Кучерявенко И.А., ссылаясь на работы Л.И. Божoвич, А.В. Запoрожец, Л.А. Венгер, И. Шванцар, Г. Вицлак, подчеркивает, что проблему готовности принято рассматривать в связи с тремя основными этапами становления,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.