Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ЛЕКСИЧЕСКОГО НАВЫКА И СЛУХОВОГО САМОКОНТРОЛЯ ПРИ ОБУЧЕНИИ ГОВОРЕНИЮ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ'

ФОРМИРОВАНИЕ ЛЕКСИЧЕСКОГО НАВЫКА И СЛУХОВОГО САМОКОНТРОЛЯ ПРИ ОБУЧЕНИИ ГОВОРЕНИЮ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
16
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
лексика / лексический навык / выбор слова / слуховой контроль / упражнения / речевые упражнения. / vocabulary / lexical skill / word choice / auditory control / exercises / speech exercises.

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Терских Татьяна Филипповна, Сюй Акан

в статье рассматривается формирование лексического навыка при обучении китайских студентов русскому языку как иностранному с учетом определенных этапов и подэтапов усвоения лексики. Важную роль в усвоении лексического материала играет механизм слухового контроля, когда важен не только выбор слова, но и употребление его адекватно ситуации общения. В связи с такой программой выполнения задания рассматриваются специальные условно-речевые упражнения: имитативные, подстановочные, речевые упражнения. Стадия неосознаваемого контроля продолжается на речевом этапе формирования лексического навыка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Терских Татьяна Филипповна, Сюй Акан

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF LEXICAL SKILLS AND AUDITORY SELF-CONTROL WHEN TEACHING FOREIGN STUDENTS TO SPEAK

the article discusses the formation of lexical skills in teaching Chinese students Russian as a foreign language, taking into account certain stages of vocabulary assimilation. An important role in the assimilation of lexical material is played by the mechanism of auditory control, when not only the choice of a word is important, but also its use is adequate to the communication situation. In connection with such a program of tasks, special conditional speech exercises are considered: imitation, substitution, speech exercises. The stage of unconscious control continues at the speech stage of lexical skill formation.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ЛЕКСИЧЕСКОГО НАВЫКА И СЛУХОВОГО САМОКОНТРОЛЯ ПРИ ОБУЧЕНИИ ГОВОРЕНИЮ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ»

ФОРМИРОВАНИЕ ЛЕКСИЧЕСКОГО НАВЫКА И СЛУХОВОГО САМОКОНТРОЛЯ ПРИ ОБУЧЕНИИ ГОВОРЕНИЮ ИНОСТРАННЫХ

СТУДЕНТОВ Терских Т.Ф.1, Сюй А.2

1Терских Татьяна Филипповна - кандидат филологических наук, доцент;

2Сюй Акан - студент, кафедра русского языка и межкультурной коммуникации, Байкальский государственный университет, г. Иркутск

Аннотация: в статье рассматривается формирование лексического навыка при обучении китайских студентов русскому языку как иностранному с учетом определенных этапов и подэтапов усвоения лексики. Важную роль в усвоении лексического материала играет механизм слухового контроля, когда важен не только выбор слова, но и употребление его адекватно ситуации общения. В связи с такой программой выполнения задания рассматриваются специальные условно-речевые упражнения: имитативные, подстановочные, речевые упражнения. Стадия неосознаваемого контроля продолжается на речевом этапе формирования лексического навыка.

Ключевые слова: лексика, лексический навык, выбор слова, слуховой контроль, упражнения, речевые упражнения.

FORMATION OF LEXICAL SKILLS AND AUDITORY SELF-CONTROL WHEN TEACHING FOREIGN STUDENTS TO SPEAK Terskikh T.F.1, Xu A.2

1Terskikh Tatiana Filippovna - Candidate of Philological Sciences, Associate Professor;

2Xu Akan - student,

DEPARTMENT OF RUSSIAN LANGUAGE AND INTERCULTURAL COMMUNICATION,

BAIKAL STATE UNIVERSITY, IRKUTSK

Abstract: the article discusses the formation of lexical skills in teaching Chinese students Russian as a foreign language, taking into account certain stages of vocabulary assimilation. An important role in the assimilation of lexical material is played by the mechanism of auditory control, when not only the choice of a word is important, but also its use is adequate to the communication situation. In connection with such a program of tasks, special conditional speech exercises are considered: imitation, substitution, speech exercises. The stage of unconscious control continues at the speech stage of lexical skill formation.

Keywords: vocabulary, lexical skill, word choice, auditory control, exercises, speech exercises.

УДК 37.091.3

Известно, что «при традиционном обучении в качестве основного способа семантизации используется перевод. Однако при функциональном подходе перевод как средство обучения говорению считается методически неприемлемым. Говорение и перевод - разные процессы, основанные на различных психофизиологических механизмах» [5]. Коммуникативный метод теоретически обоснован в трудах таких известных ученых, как Е.И. Пассов, Г.А. Китайгородская, А.А. Леонтьев и др. [1, 2, 3].

При формировании лексических навыков важно соблюдать следующие «исторические принципы»: 1. Для создания прочных речевых лексических связей в устной речи необходима речевая тренировка сочетания новых слов с ранее изученными. 2. Для формирования прочности лексического навыка количество вновь вводимых слов не должно быть большим (5-7 на одном занятии). 3. Лексические единицы должны усваиваться на знакомом грамматическом материале «известные грамматические структуры - новая лексика», «известная лексика - новые грамматические структуры».

Только при соблюдении этого условия лексические и грамматические навыки «поддерживают» друг друга. «Реальный процесс, происходящий в общении - это не установление соответствия между речью и внешним миром, а установление соответствия между конкретной ситуацией, подлежащей обозначению деятельности, т.е. между содержанием, мотивом и формой этой деятельности, с одной стороны, и между структурой и элементами речевого высказывания - с другой» [4].

Основные этапы работы над словом совпадают с главными этапами формирования навыков. Однако, здесь имеются свои особенности. На первом этапе учащиеся усваивают значение слова. Смысловыразительные возможности слова усваиваются в процессе тренировки на 2 и 3 этапах обучения.

Здесь создаются прочные и гибкие лексические речевые связи: 1) связь значения слова с его речемоторным и слуховым образом; 2) связь слова с другими словами иностранного языка в словосочетаниях (устойчивых и свободных), создаваемая прежде всего в устной речи. 1 этап можно назвать этапом презентации и семантизации новой лексики. В соответствии с требованием возможно более полного использования видов РД на 1 этапе целесообразна следующая организация подэтапа презентации:

1) слуховое восприятие слова, осознание его звукового состава (наличие трудностей произношения, место ударения);

2) зрительное восприятие слова, осознании особенностей написания (и расхождение орфографии, орфоэпии);

3) произнесение (прочтение) слова.

Обратим особое внимание на первый подэтап: слуховое восприятие слова.

В процессе формирования речевых лексических навыков у иностранных учащихся в деятельности говорения большую роль играет механизм слухового контроля: выбор слова и употребление его адекватно ситуации общения. Сличение речевого действия с программой выполнения задания может осуществляться только при наличии слуховой обратной связи.

Важную роль слухового контроля в устной речи подчеркивал Н.И. Жинкин: «Контроль речи производится прежде всего слухом. Слух - потребитель речи. Если на выдаче появятся такие звуки, которых нет в составе данного языка, то слуховой анализатор их не примет, сообщение не состоится и речи не будет. Речь контролируется как слухом другого человека, так и слухом говорящего» [1, с. 131].

Определение уровня сформированности слуховой обратной связи учащихся дает возможность определить степень сформированности речевых лексических навыков, и, исходя из стадий формирования навыка, предложить систему упражнений, направленных на формирование и совершенствование речевых навыков и слухового самоконтроля.

«Под системой упражнений понимается такая совокупность необходимых типов, видов и разновидностей упражнений, выполняемых в такой последовательности, которая учитывает закономерности формирования навыков и умений в различных видах РД в их сложном взаимодействии, и в таком количестве, которое обеспечивает максимально высокий уровень владения русским языком как иностранным в заданных условиях» [6].

На 1 этапе формирования лексических (и других) навыков сознательную основу для их овладения создают дискурсивные операции и действия. Подготовительные, предречевые, тренировочные, не связанные с речевой ситуацией, упражнения, так называемые «языковые» способствуют более глубокому пониманию языкового явления и осмысленному усвоению его, а также более точному использованию его в устной и письменной коммуникации.

На первом этапе сообщаются сведения о значении слова, сочетании его с другими словами. В процессе презентации лексического материала учащиеся подводятся к осознанию отношения между планом содержания и планом выражения в системе русского языка. Далее учащиеся проговаривают слово отдельно, затем в сочетании с другими словами и, наконец, в контексте, что создает предпосылки для становления навыка и механизма слухового самоконтроля.

На этом этапе полезны языковые упражнения типа: вставить вместо точек нужное слово, закончить предложение. Действия в них по выбору лексической единицы и сочетанию ее с другими словами актуально осознаются учащимися, находятся под сознательным контролем. «Роль актуального осознавания существена в рождении операций: те, которые могут быть контролируемыми, более лабильны, чем те, которые оказываются не способны сознательно контролироваться» [3].

Данный этап ориентировки необходим учащимся, слуховой самоконтроль которых соответствует первому уровню в схеме А.И. Зимней [2].

Дальнейшее становление слуховой обратной связи и речевого лексического навыка происходит на предречевом этапе в условно-речевых упражнениях. Целью данного этапа является закрепление в памяти учащихся образцов употребления языкового материала, создание речевых автоматизмов.

Поскольку научить речи можно только в речи, автоматизация употребления слова должна проводится в специально организованных условно-речевых упражнениях, ситуации и диалоги в которых уподобляются реальным речевым ситуациям, сохраняя при этом качество учебных: отрабатывается определенное языковое явление. Это, прежде всего, упражнения имитативного характера. Учащиеся воспринимают звучащий речевой образец, а затем воспроизводят его почти без изменений. Например, при работе с глагольной парой учиться - научиться предлагаются вопросы:

- Вы учились работать на компьютере?

- Вы уже научились работать в компьютерном классе? И т.д.

Важно, что восприятие звучащего образца, а затем воспроизведение его способствует удержанию в памяти звуковых эталонов речи.

Мы предполагаем, что имитативные условно-речевые упражнения имеют большое значение для китайских учащихся, слуховой самоконтроль которых соответствует второму и третьему уровням

становления слуховой обратной связи (к третьему мы относим тот случай, когда студенты осознают неправильность совершенного действия, но самокоррекция им не удается).

Употребление языкового явления в имитативных упражнениях содействует формированию речевого лексического навыка. Зафиксированные в памяти слуховые образцы речи становятся основой самокоррекции.

Автоматизация изучаемого лексического явления продолжается в других видах тренировочных упражнений, например, в подстановочных. Задание к упражнению может быть сформулировано следующим образом: согласитесь, с высказанным мнением в форме вопроса. Используйте в ответе глагол научиться.

- Вы говорите в автобусе по-русски?

- Да, я научился говорить в автобусе по-русски.

- Вы уже понимаете преподавателя на уроке?

- Да, я уже научился понимать преподавателя на уроке.

Такая работа с лексическим материалом необходима на стадии становления слухового самоконтроля, когда студент способен сам исправить ошибку, но с отставанием во времени.

Необходимо учитывать, что «речевые единицы обладают своей структурой, которая присуща любому их уровню: словоформам, словосочетаниям, фразам, сверхфразовым единствам, целому тексту. Познание структуры всех уровней и определение на этой основе речевых образцов имеет для обучения говорению первостепенное значение, поскольку каждый из уровней доставляет учащемуся массу трудностей и является источником ошибок» [5].

Важным является то, что многократное употребление в речи лексического явления, подлежащего усвоению, создает условия для создания автоматизма и, таким образом, формирования полного самоконтроля.

Выполнение речевого действия и его переход на стадию неосознаваемого контроля продолжается на речевом (варьирующем) этапе формирования лексического навыка.

Жестко фиксированному речевому действию придается динамика, экспромт. Этому способствуют вариативные речевые ситуации, отличающиеся от отработанных ранее. Именно на данном этапе речевое действие приобретает качество навыка, не нуждающегося в текущем осознанном слуховом самоконтроле.

Итак, формирующийся лексический речевой навык находится в тесном взаимодействии с механизмом слуховой обратной связи. В свою очередь, уровень становления слухового самоконтроля - критерий сформированности - несформированности лексического речевого навыка. С учетом этого необходимо строить работу над лексическим материалом. Работа по тексту «Серкан - турецкий студент» Задание 1. Прочитайте текст.

Серкан - турецкий студент. Сейчас Серкан живет и учится в Иркутске. У него много хороших друзей. Они помогают ему делать домашнее задание, а он помогает им готовить вкусный обед. Он научился хорошо готовить у себя на родине. Его Родина - Турция. В Турции сейчас жарко, а в Иркутске холодно. Но Серкану нравится здесь жить. Он научился кататься на лыжах. Он учился кататься на лыжах сначала в лесу, потом на горке. Еще он научился читать по-русски названия автобусных остановок, потому что каждый день он ездит к друзьям в гости. Но самое главное - Серкан научился по-русски петь. Раньше он пел только турецкие песни. А сейчас Серкан поет красивые песни на русском языке. Серкан научился хорошо понимать русских людей, потому что у него много хороших друзей в России.

Задание 2. Прочитайте предложения и проговорите словосочетания с глаголом учиться - научиться. научился хорошо готовить у себя на родине научился кататься на лыжах

учился кататься на лыжах сначала в лесу, потом с горки

научился читать по-русски названия автобусных остановок

научился по-русски петь

научился хорошо понимать русских людей

Задание 3. Закончите предложения по памяти, не читая текст.

Сейчас Серкан живет и учится ... У него много хороших ... Они помогают ему делать . Он помогает им готовить вкусный . Он научился хорошо готовить у себя на . В Турции сейчас ... В Иркутске сейчас ... Но Серкану нравится здесь... Он научился кататься на .

Он учился кататься на лыжах сначала ., а потом .

Еще он научился читать по-русски названия... Каждый день он ездит к друзьям... Серкан научился по-русски. Раньше он пел только...

Серкан научился хорошо понимать ..., потому что у него много хороших друзей в России. Задание 4. Прочитайте текст, вставляя пропущенные слова и словосочетания. Серкан - турецкий студент. Сейчас Серкан живет и учится в .... У него много хороших друзей. Они помогают ему делать ..., а он помогает им готовить вкусный ... Он ... хорошо готовить у себя на родине. Его Родина - Турция. В Турции сейчас ..., а в Иркутске .... Но Серкану нравится здесь жить. Он ... кататься на лыжах. Он учился кататься на лыжах сначала в лесу, потом на горке. Еще он . читать по-русски названия автобусных остановок, потому что каждый день он ездит к друзьям в гости. Но самое главное - Серкан . по-русски петь. Раньше он пел только турецкие .... А сейчас Серкан поет красивые ... на русском языке. Серкан ... хорошо понимать русских людей, потому что у него много хороших друзей в России.

Таким образом, совершенствование выполнения речевого действия, переход его на стадию неосознаваемого контроля за речевой реализацией языковой программы продолжается на речевом этапе формирования лексического навыка.

Список литературы /References

1. Жинкин Н.И. Механизмы речи / Н.И. Жинкин. - Москва: Изд-во АПН РСФСР, 1958. - 370 с.

2. Зимняя И.А. Психологические аспекты обучения говорению на иностранном языке. - [Электронный ресурс]. - 1985. - URL: https://studylib.ru/doc/677324/zimnyaya-i.a.--psihologicheskie-aspekty-obucheniya-govoreniyu-na (дата обращения: 21.10.23).

3. Китайгородская Г.А. Методические основы интенсивного обучения иностранным языкам. - Москва. -[Электронный ресурс]. - 1986. - URL: https://sovietime.ru/inostrannye-yazyki-raznye/osnovy-obucheniya-inostrannym-yazykam-1986 (дата обращения: 24.10.23).

4. Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность [Электронный ресурс]. - 1969. - URL: https://studylib.ru/doc/180483/leont._ev-a.a.--yazyk--rech.--rechevaya-deyatel._nost. (дата обращения: 21.10.23).

5. Пассов Е.И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению. Москва. - [Электронный ресурс]. - 1985. - URL: https://djvu.online/file/CCf7Q0WnMm5i9 (дата обращения: 22.10.23)

6. Шатилов С.Ф. Методика обучения немецкому языку в средней школе. - Ленинград. - [Электронный ресурс]. - 1977. - URL: https://obuchim24.ru/sistema-uprazhneniy-pri-obuchenii-inostrannomu-yazyku/ (дата обращения: 24.10.23).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.