Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ ВИЗУАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ИНФОРМАЦИИ У УЧАЩИХСЯ: ПОЗИЦИОННЫЙ АНАЛИЗ'

ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ ВИЗУАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ИНФОРМАЦИИ У УЧАЩИХСЯ: ПОЗИЦИОННЫЙ АНАЛИЗ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
237
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРА ВИЗУАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ИНФОРМАЦИИ / ПОЗИЦИОННЫЙ АНАЛИЗ / ШКОЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СТРАТЕГИЯ / CULTURE OF VISUALIZATION OF TEACHING INFORMATION / POSITIONAL ANALYSIS / SCHOOL TEACHING / PEDAGOGICAL STRATEGY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Аранова Светлана Владимировна

Анализируется формирование культуры визуализации учебной информации у школьников. Среди позиций анализа - данные отечественных и международных исследований качества образования, визуальный контент учебников и др. Сделан вывод о необходимости формирования такой культуры в виде педагогической стратегии, целью которой является определение области педагогического знания, объема знаний и компетенций культурологического характера.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF THE CULTURE OF THE VISUALIZATION OF TEACHING INFORMATION OF STUDENTS: POSITIONAL ANALYSIS

The article deals with the analysis of developing the culture of the visualization of the teaching information of school children. There are the data of the native and international researches of the education quality, the visual content of textbooks, etc. among the analysis’s positions. There is concluded about the necessity of the development of the culture in the form of the pedagogical strategy aimed at the definition of the sphere of the pedagogical knowledge, the content knowledge and the competencies of the culturological character.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ ВИЗУАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ИНФОРМАЦИИ У УЧАЩИХСЯ: ПОЗИЦИОННЫЙ АНАЛИЗ»

С.в. АРАНОВА (Санкт-Петербург)

формирование культуры визуализации учебной информации у учащихся: позиционный анализ*

Анализируется формирование культуры визуализации учебной информации у школьников. Среди позиций анализа - данные отечественных и международных исследований качества образования, визуальный контент учебников и др. Сделан вывод о необходимости формирования такой культуры в виде педагогической стратегии, целью которой является определение области педагогического знания, объема знаний и компетенций культурологического характера.

Ключевые слова: культура визуализации учебной информации, позиционный анализ, школьное обучение, педагогическая стратегия.

Круг необходимых компетенций для жизни и профессиональной реализации, которые начинают закладываться уже в школе, расширяется из-за особенностей использования и распространения продуктов визуальной деятельности. Современный тренд визуализации в обществе обусловливает изменения образовательной среды школы. Визуальный канал получает приоритет в коммуникативных процессах. В связи с такими трансформациями целесообразно выделять и изучать в педагогике особенности «визуального поворота», относящиеся к представлению информации. Требования к учебной информации в любой форме подачи предъявляются достаточно жестко: научность, информативная достоверность, эстетичность, этичность, целесообразность и др. Расширение информационного поля, кроме того, требует уменьшения временных затрат на его освоение. В связи с этим нарастает доля визуального контента в школьном обучении. Многие метапредметные образовательные результаты напрямую связаны с умением представлять информацию наглядно и современно. Поэтому весьма актуальным является вырабатывание педагогически обоснованного суждения о визуализации учебной информации как о

* Исследование проведено при поддержке РФФИ в рамках проекта № 20-013-00301 А «Феномен визуализации учебной информации в современном образовании».

'КИЕ науКИ -

феномене, связанном с компетентностями и навыками XXI в. в контексте изменения культурной парадигмы.

Актуальные проблемы исследований визуализации в образовании связаны с пониманием не только физиологической природы процесса «видения», но и его сложной историко-культурной основы [7, с. 25]. В исследованиях визуализации информации в образовании (В.Н. Бодров, Ю.В. Громыко, Н.В. Дубовая. Н.Г. Иванцивская, С.Е. Игнатьев, Н.И. Каль-ницкая, Ю.Ф. Катханова, В.В. Магалашви-ли, H.H. Манько, Г.А. Никулова, С.И. Позде-ева, А.А. Пчелинцев, А.Г. Рапуто, Н.А. Резник, Н.Г. Салмина, Т.А. Сырина, И.И. Тете-рин, М.И. Шаповалов, В.Э. Штейнберг и др.) поднимаются вопросы обновления терминологии, трансформации принципа наглядности, регламентирования использования информационных компьютерных технологий, интерпретации визуальных образов, взаимосвязи когнитивных и эмоциональных процессов. Например, делаются акценты на деятельностной составляющей визуализации учебных материалов [6; 8]; исследуется познавательная активность при визуализации [3; 4; 14; 18]; уделяется внимание возможностям визуального контента учебников и учебных пособий [13, 15]; обсуждаются возможности визуализации в связи с новейшими информационными технологиями [12; 17]. Вместе с тем малоосвещен-ными в педагогике остаются проблемы обеспечения культуросообразности, модернизации методической базы, сохранения преемственности и другие, связанные с усложнением задач визуализации в зависимости от возраста учащихся, подготовки учителей.

Метапредметные умения работать с информацией, представленной в разных формах, необходимо направлять соответствующими педагогическими средствами и инструментами, базирующимися на единой культурной платформе. школьное образование должно способствовать эффективному решению нетривиальных коммуникативных и когнитивных задач, оптимизации временных затрат, повышению образовательной мотивации и куль-туросообразному становлению личности учащегося в целом. Поэтому в проблемах педагогики сегодня не последнее место занимает формирование особой культуры визуализации учебной информации школьников [1; 2]. В связи с поликонтекстностью современного образования, мозаичностью информационно-

О Аранова С.В., 2020

ИЗВЕСТИЯ вгпу

го поля и взаимопересечением различных сред продуктивным представляется формирование такой культуры с учетом информационной неоднозначности визуального образа, специфики учебного материала, усложнения образовательных задач по мере взросления учащихся.

С опорой на результаты теоретического обоснования проблемы, связанной с визуализацией в образовании [2], проведена экспериментальная оценка - первичный срез - в плане культуроориентированного позиционирования феномена визуализации в некоторых наиболее значимых точках образовательной среды современной школы.

А-анализ данных исследований качества отечественного образования (2015-2018 гг.)* [11]. При выявлении системных возможностей для формирования у учащихся навыков визуализации учебной информации, умений их творческого применения были использованы диагностические материалы по следующим дисциплинам: «Математика» (5, 6, 7-е классы), «Информационные технологии» (8, 9-е классы), «История и обществоведение» (6, 8-е классы), «Иностранный язык» (5, 8-е классы), «Основы безопасности жизнедеятельности» (8, 9-е классы), «Химия» (10-е классы), «География» (7, 10-е классы), «Мировая художественная культура» (6, 8-е классы). Анализировались наличие заданий на навыки визуализации и их тип, отмеченные экспертами проблемы, рекомендации экспертов. Обобщенные результаты аналитической обработки свидетельствуют о таких проблемах, как недостаточная сформированность навыков сравнения и оценки размеров объектов окружающего мира; невысокое качество умений наглядного представления информации; низкое присутствие творческих, креативных элементов визуального решения (по результатам презентации); затруднения при работе с большим количеством изображений и при необходимости точно описывать изображенное, анализировать иллюстрацию; неспособность значительной доли участников исследования использовать предложенные изображения как источники информации для анализа; неспособность значительной части учащихся верно интерпретировать графическую зависимость и дать ей хотя бы минимальное разумное объяснение; неумение большинства участников сочетать картографическую, текстовую и визуальную информацию; затруднения при работе

* С 2014 г. по инициативе Рособрнадзора в Российской Федерации реализуется программа Национальных исследований качества образования (НИКО).

с абстрактными изображениями; неумение систематизировать учебный материал в графической форме и т. п. Полученные результаты позволили сделать следующие выводы:

- усматривается потребность в развитии навыков и умений визуализации в связи с наличием визуально-образных элементов в содержании любого из рассмотренных учебных предметов;

- установлена важность наличия у учащихся художественно-образного мышления и творческого подхода к учебным задачам для общего развития личности и моделирования актуального эталона образованности, что доказывается спецификой некоторых заданий;

- замечена разобщенность требований к формированию искомых навыков в школьном обучении, что в некоторой степени отражается в отсутствии возрастосообразной преемственности и усложнения в диагностике;

- выделен суженный (рамочный) характер вынесенных рекомендаций, касающихся визуализации, что предопределяет неконкретные установки по визуализации информации в школьном обучении (например, следует обучать адекватно понимать, анализировать визуально представленную ситуацию и выражать к ней свое отношение; точно описывать то, что изображено на картинке и т. п.);

- отмечена специфичность многих навыков (сравнение величин, описание изображенного с выделением характерных черт, анализ иллюстрации и т. п.), что определяет «Изобразительное искусство» как возможную предметную область их формирования в школе.

В-анализ данных международных исследований РШ-2015 и PIRLS-2016. Изучение материалов исследований было направлено на выявление результативности образовательного процесса в области визуализации учебной информации. Аналитическая оценка по позиции А во многом перекликается с данными международных исследований РША-2015 и PIRLS-2016. Так, в аналитических материалах РША-2015 отмечено, что за счет использования графических форм представления учебной информации совершенствуется компетенция «интерпретации данных и использования научных доказательств для получения выводов». При этом заявляется, что требуются усиленные занятия со школьниками для формирования компетенции по работе «с различными формами представления информации». На наш взгляд, здесь ключевым выступает замечание о том, что умения работать с графическими данными должны преемственно усложняться с каждым следующим уровнем [1]. так,

специфика подачи информации в сложных заданиях по естественно-научной грамотности стала одной из причин затруднений учащихся: на 6-м уровне требовалось извлечение информации одновременно из текста и графики [16]. В аналитическом отчете из PIRLS-2016 [Там же] видно, что суть читательской работы с текстами включает умение оценивать роль визуальных форм сообщения информации (рисунков, таблиц, графиков, схем и т. д.) для воссоздания полного, детального значения текста. Здесь также выделяют разные уровни - от поиска и извлечения информации, сообщенной в визуально-графической форме, до самостоятельного оценивания и объяснения значения «визуальных и вербальных элементов для понимания авторской точки зрения». Экспертами отмечены вероятные причины значительного количества неудачных ответов при выполнении школьниками заданий на выведение простого умозаключения из текста c картинками, в том числе затруднения в выборе информационно-логически обоснованного изображения, в соотнесении картинок и мысленных образов и т. п. В анализе данных PIRLS выдвигается предположение, что отсутствие умения визуализировать словесные описания из текста [Там же] как «несущественные и скучные» обусловливает, кроме прочего, неопытность читателей всех возрастов, свидетельствуя о несформированности мотивации.

Поликонтекстность и мозаичность информационного поля предполагают наличие у учащихся соответствующих умений оперировать извлекаемой информацией. Как следует из аналитических материалов, во многом это объясняет сложность некоторых заданий PISA. Затруднения вызывало наличие в условиях не только текста и количественных данных, но и рисунков, моделей, схем. Важен вывод о том, что работа со «сложносочиненными», т. е. содержащими разные формы подачи информации, заданиями в российской школе представлена в учебной деятельности очень слабо [Там же]. Отмечается, что наличие множества графических схем в учебниках по физике или химии не всегда предполагает задания по работе с ними. Анализ данных материалов свидетельствует о недостаточной обеспеченности визуализации учебной информации современным педагогическим инструментарием в российских школах, о назревшей необходимости формирования собственно педагогической базы методов обучения визуализации.

С-анализ визуального контента учебников. Приведенные в позициях А и В оценки наметили пути дальнейшего анализа - в отно-

шении возможностей школьных учебников и пособий как значимого элемента для формирования культуры визуализации. Как утверждают некоторые исследователи [9; 13], авторы учебников недостаточно используют дидактические и педагогические возможности иллюстративных форм в связи с другими компонентами учебника. Был проанализирован визуальный контент массива отечественных учебников (и пособий) для 5-7-х классов по разным предметам*. В качестве дидактической единицы анализа выбрана учебная тема или раздел, которые, в свою очередь, могут включать несколько параграфов. Изучался так называемый разворот учебника, который, как предполагается, имеет вид законченного обучающего фрагмента. как визуальный контент принимались следующие возможные элементы: фото реального объекта или явления, схема, учебная иллюстрация (выполненное художником детально точное изображение изучаемого объекта, явления, события специально для учебника), художественная иллюстрация (свободно выполненное художником изображение, например, к сказке), модель, карта, чертеж, диаграмма, таблица, портрет, фото и репродукции произведений искусства и архитектуры (картин, скульптур, архитектуры и др.), «художественный» фон (помещенные на заднем плане изображения и орнаменты), развлекательные рисунки (не несущие прямой дидактической нагрузки, например некие «герои» учебника). выделены следующие возможные виды связи текста с визуальными элементами: указание на элемент (буквально упоминание рисунка, определенного изображения), пояснения к элементу, задания к элементу, задания на визуализацию с опорой на визуальный элемент или текст. Исследовались количественный состав выделенных элементов; преимущественный характер взаимосвязей изображений и учебного текста; слова и выражения, используемые для связи изображений и учебного текста.

* Учебник географии В.А. Коринской и др. для 7-х классов; учебник физики В.В. Белаги, И.А. Лома-ченкова для 7-х классов (изд-во «Просвещение», 2017; УМК «Сферы»); учебник физики А.В. Перышкина для 7-х классов, раздел «Первоначальные сведения о строении вещества»; учебник русского языка для 8-х классов (изд-во «Просвещение», 2017, УМК «Сферы»); учебник биологии «Живой организм» для 5-6-х классов (изд-во «Просвещение», 2017; УМК «Сферы»); тетрадь-тренажер по биологии «Живой организм» для 5-6-х классов (изд-во «Просвещение», 2017; УМК «Сферы»); тетрадь-практикум по физике В.В. Белаги, Н.И. Воронцовой для 7-х классов (изд-во «Просвещение», 2017; УМК «Сферы»).

По количественному составу преобладали схемы, фотографии и художественный фон. Меньше других использовались диаграммы, учебные иллюстрации, таблицы, что говорит о фрагментарности требований к визуально-аналитической составляющей познавательной деятельности. Для сравнения состава заданий были сопоставлены учебники по информатике, физике и географии. Задания на визуализацию учебного материала предлагались только в учебнике географии, задания к визуальным элементам - в учебниках физики и географии, пояснения к визуальным элементам - во всех книгах, указание на визуальные элементы - в учебниках физики и географии. Использовалась элементарная терминология, касающаяся визуального контента: изучите карту, покажите на карте, создайте на карте, составьте таблицу, подумайте (география); показано (на рис.), принято изображать схематически, пользуясь рисунком, объясните, рассмотрим рисунок (физика); символ, пиктографическая форма, шрифт, начертание, мозаика, оформление текста, стиль, структурирование информации в виде таблицы, рисунки, иллюстрации к тексту, диаграммы, графический редактор, рисунок (информатика).

Проведенный анализ косвенно подтверждает выводы по другим позициям:

- недостаточно раскрываются вероятно большие возможности и преимущества учебника как важного элемента формирования культуры визуализации;

- наблюдаются недостаточное количество и бессистемность заданий, связанных с визуализацией;

- отсутствует преемственность в усложнении заданий к визуальному контенту в зависимости от возрастных особенностей учащихся.

Намечается тенденция несерьезного отношения учащихся к учебной иллюстрации как к потенциально «дружественному» источнику достоверной информации, повышающему коммуникативный эффект.

D-анализ практического продукта - работ старшеклассников. Без сомнения, визуализация в школе чрезвычайно популярна, в настоящее время широко используются такие современные методы, как инфографика, презентация, интеллект-карты и пр. Поэтому анализировались практические продукты визуальной деятельности школьников для выявления степени понимания учащимися современных тенденций визуализации и возможностей творческой графической интерпретации информации. Исследовалась совокупность работ старшеклассников в стиле «инфографика»,

выполненных в рамках педагогической олимпиады РГПУ им. А.И. Герцена. В тексте задания был разъяснен смысл инфографического представления, кроме того, участники могли применить навыки, полученные в школе.

Из 90 рассмотренных работ не оценены около 14% (т. к. участники сдали пустые листы). Из анализа общего массива выполненных работ можно выявить различия в понимании инфографики и, соответственно, совершенно разные визуальные решения в формах:

- схематичного опорного конспекта (текст, подчеркивание, стрелки) (42%) и опорного конспекта с добавлением оригинальных значков (8%);

- схематичной интеллект-карты (стрелки, текст, обводка) (7%) и интеллект-карты с добавлением графических значков, образных деталей (6%);

- оригинального образного решения, свободной образной интерпретации - 37%.

Результаты выборки позволяют выдвинуть следующие предположения. Отмечается достаточно высокая степень мотивации старшеклассников выражать свое мнение визуально. При этом слабо представленная в работах художественно-образная составляющая свидетельствует об определенной творческой за-жатости, вызванной дефицитом базовой подготовки сообразно возрастным потребностям учащихся. Крайне мало решений основано на цветовых или композиционных художественных возможностях: из общей массы работ можно выделить не очень большое количество примеров использования цвета как информационного маркера (27% решений) и композиции для передачи мысли (26%). 50% выпускников поняли достаточно новаторскую для школы инфографику как классический опорный конспект. Поскольку в школьном обучении присутствует стремление использовать актуальную визуальную форму передачи информации, требуется уделять внимание формированию культуры визуализации, проявляемой в понимании современных тенденций, выработке общей терминологии, приемов, форм.

Е-анализ материалов анкетирования учителей. в процессе анкетирования выявлялось отношение учителей к обсуждаемым умениям учащихся. При анкетировании группы учителей с педагогическим стажем от 4 до 20 лет*

* Результаты были получены в рамках выполнения исследования НИИ педагогических проблем образования РГПУ им. А.И. Герцена «Педагогические стратегии обеспечения преемственности методических систем обучения на разных ступенях общего образования в контексте ФГОС ОО».

выявлено, что и в основной, и в средней школе в равной степени приоритетным для развития когнитивной сферы личности является «формирование умений представлять учебную информацию в разных формах (в том числе в графической)». В данном исследовании был сделан акцент на соблюдении возрастосообраз-ной преемственности обучения. Несмотря на важность такого фактора, учителя ограничены рамками образовательной программы, которая не предусматривает формирования культуры визуализации сообразно совокупности задач взросления. Настоящие выводы совпадают с другими приведенными позициями.

Проведенный позиционный анализ показывает безусловную актуальность и своевременность задачи формирования культуры визуализации учащихся на этапе школьного обучения. Анализ дает представление о текущем состоянии данной области знаний и пробелах в ее педагогическом обеспечении, свидетельствует о назревшей необходимости:

- формирования методического аппарата обучения графическому воплощению логического замысла;

- усиления деятельностной составляющей процесса самостоятельной визуализации;

- реализации принципа преемственности путем выстраивания возрастосообразного обучения визуализации;

- усиления художественно-эмоциональной наполненности применяемых в образовании визуальных образов;

- обобщения и выработки подходов к оцениванию результатов визуализации;

- упорядочения терминологического аппарата в области визуализации в образовании.

Анализ позволяет составить общее представление о культуре визуализации учебной информации как о многокомпонентной педагогической системе. Анализ показывает сложность данной области, отражаемой:

- в наличии многих факторов, касающихся визуализации как феномена в современной педагогике;

- в распределенности результатов по времени обучения, предопределенной этапности формирования такой культуры;

- в изменчивости внешней среды и быстром развитии визуальных технологий и т. п.

Как показывают исследования [5; 10], если речь идет об исключительно важных решениях, необходимости планирования отдаленных результатов, выстраивании этапов, соблюдении многообразных факторов, целесообразно вести работу стратегического уровня. Поэтому формирование культуры визуализации

учебной информации у школьников планируется строить в виде педагогической стратегии, целью которой является определение области педагогического знания, объема знаний и компетенций культурологического характера, приобретаемых в школе в плане визуализации учебной информации. Такой результат может быть достигнут посредством целенаправленного использования предметных, ме-тапредметных, организационных и средовых педагогических ресурсов.

Список литературы

1. Аранова С.В. Интеллектуально-графическая культура: преемственность и эволюция школьной дисциплины «Изобразительное искусство» // Изв. Волгогр. гос. пед. ун-та. 2018. № 5(128). С. 53-59.

2. Аранова С.В. Культурологическая тенденция визуализации учебной информации в школьном обучении // Изв. Рос. гос. пед. ун-та им. А.И. Герцена. 2019. № 193. С. 107-115.

3. Громыко Ю.В. Метапредмет «Знак». Схематизация и построение знаков. Понимание символов: учеб. пособие для учащихся старших классов. М., 2001.

4. Дубовая Н.В. Визуальная культура как средство социализации личности ребенка // Вестн. Сургут. гос. пед. ун-та. 2011. № 1(12). С. 220-227.

5. Емельянова И.Е. Педагогическая стратегия и тактика развития одаренности детей дошкольного возраста в духовно-творческой самореализации // Вестн. Челяб. гос. пед. ун-та. 2010. № 1. С. 81-88.

6. Иванцивская Н.Г., Кальницкая Н.И. Визуальная грамотность старшеклассников // Сиб. пед. журн. 2009. № 12. С. 195-205.

7. Ищенко Е.н. «Визуальный поворот» в современной культуре: опыты философской рефлексии // Вестн. Воронеж. гос. ун-та. Сер.: Философия. 2016. № 2(20). С. 16-27.

8. Катханова Ю.Ф., Корзинова Е.И., Игнатьев С.Е. Визуализация учебной информации как педагогическая проблема // Вестн. Адыг. гос. ун-та. Сер. 3: Педагогика и психология. 2018. № 4(228). С. 51-59.

9. Кротова И.В., Евтихов О.В. Технология оптимизации совместимости наглядности учебной литературы // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 61-4. С. 172-176.

10. Минцберг Г., Куинн Д.Б., Гошал С. Стратегический процесс. Концепции, проблемы, решения. СПб.: Питер, 2001.

11. Национальные исследования качества образования [Электронный ресурс]. URL: https:// www.eduniko.ru/ (дата обращения: 03.02.2020).

12. никулова Г.А., Пчелинцев А.А. Представление графической информации в цифровых образовательных ресурсах // Вестн. Перм. гос. гуманит.-пед. ун-та. Сер.: Информационные компьютерные технологии в образовании. 2010. № 6. С. 90-97.

13. Поздеева С.И. Иллюстративный материал школьного учебника как средство визуализации и коммуникации // Научно-педагогическое обозрение. 2016. № 4(14). С. 27-32.

14. Резник Н.А. Модель визуализации учебного контента в современном информационном пространстве // Журн. науч.-пед. информации. 2011. № 4. С. 110-143.

15. Тетерин И.И. Визуальный ряд российских азбук и букварей XIX - начала XX в.: динамика дидактических функций: дис. ... канд. пед. наук. Тула, 2017.

16. Центр оценки качества образования ИСРО РАО [Электронный ресурс]. URL: http://centeroko. ru/public.html (дата обращения: 03.02.2020).

17. Шаповалов М.И. Визуализация в образовательном процессе [Электронный ресурс] // Российский учебник. URL: https://rosuchebnik.ru/material/ vizualizatsiya-v-obrazovatelnom-protsesse/ (дата обращения: 05.03.2020).

18. Штейнберг В.Э., Манько Н.Н. Методологические основы инструментальной дидактики //

Образование и наука. 2005. № 1(31). С. 8-23. * * *

1. Aranova S.V. Intellektual'no-graficheskaya kul'-tura: preemstvennost' i evolyuciya shkol'noj discipliny «Izobrazitel'noe iskusstvo» // Izv. Volgogr. gos. ped. un-ta. 2018. № 5(128). S. 53-59.

2. Aranova S.V. Kul'turologicheskaya tendenciya vizualizacii uchebnoj informacii v shkol'nom obuche-nii // Izv. Ros. gos. ped. un-ta im. A.I. Gercena. 2019. № 193. S. 107-115.

3. Gromyko Yu.V. Metapredmet «Znak». Skhe-matizaciya i postroenie znakov. Ponimanie simvolov: ucheb. posobie dlya uchashchihsya starshih klassov. M., 2001.

4. Dubovaya N.V. Vizual'naya kul'tura kak sred-stvo socializacii lichnosti rebenka // Vestn. Surgut. gos. ped. un-ta. 2011. № 1(12). S. 220-227.

5. Emel'yanova I.E. Pedagogicheskaya strategiya i taktika razvitiya odarennosti detej doshkol'no-go vozrasta v duhovno-tvorcheskoj samorealizacii // Vestn. Chelyab. gos. ped. un-ta. 2010. № 1. S. 81-88.

6. Ivancivskaya N.G., Kal'nickaya N.I. Vizual'naya gramotnost' starsheklassnikov // Sib. ped. zhurn. 2009. № 12. S. 195-205.

7. Ishchenko E.N. «Vizual'nyj povorot» v sovre-mennoj kul'ture: opyty filosofskoj refleksii // Vestn. Voronezh. gos. un-ta. Ser.: Filosofiya. 2016. № 2(20). S. 16-27.

8. Kathanova Yu.F., Korzinova E.I., Ignat'ev S.E. Vizualizaciya uchebnoj informacii kak pedagogicheskaya problema // Vestn. Adyg. gos. un-ta. Ser. 3: Pe-dagogika i psihologiya. 2018. № 4(228). S. 51-59.

9. Krotova I.V., Evtihov O.V. Tekhnologiya opti-mizacii sovmestimosti naglyadnosti uchebnoj litera-tury // Problemy sovremennogo pedagogicheskogo ob-razovaniya. 2018. № 61-4. S. 172-176.

10. Mincberg G., Kuinn D.B., Goshal S. Stra-tegicheskij process. Koncepcii, problemy, resheniya. SPb.: Piter, 2001.

11. Nacional'nye issledovaniya kachestva obra-zovaniya [Elektronnyj resurs]. URL: https://www. eduniko.ru/ (data obrashcheniya: 03.02.2020).

12. Nikulova G.A., Pchelincev A.A. Predstavlenie graficheskoj informacii v cifrovyh obrazovatel'nyh resursah // Vestn. Perm. gos. gumanit.-ped. un-ta. Ser.: Informacionnye komp'yuternye tekhnologii v obrazo-vanii. 2010. № 6. S. 90-97.

13. Pozdeeva S.I. Illyustrativnyj material shkol'-nogo uchebnika kak sredstvo vizualizacii i kommu-nikacii // Nauchno-pedagogicheskoe obozrenie. 2016. № 4(14). S. 27-32.

14. Reznik N.A. Model' vizualizacii uchebnogo kontenta v sovremennom informacionnom prostranst-ve // Zhurn. nauch.-ped. informacii. 2011. № 4. S. 110143.

15. Teterin I.I. Vizual'nyj ryad rossijskih az-buk i bukvarej XIX - nachala XX v.: dinamika didak-ticheskih funkcij: dis. ... kand. ped. nauk. Tula, 2017.

16. Centr ocenki kachestva obrazovaniya ISRO RAO [Elektronnyj resurs]. URL: http://centeroko.ru/ public.html (data obrashcheniya: 03.02.2020).

17. Shapovalov M.I. Vizualizaciya v obrazo-vatel'nom processe [Elektronnyj resurs] // Rossijskij uchebnik. URL: https://rosuchebnik.ru/material/vizuali zatsiya-v-obrazovatelnom-protsesse/ (data obrashche-niya: 05.03.2020).

18. Shtejnberg V.E., Man'ko N.N. Metodologi-cheskie osnovy instrumental'noj didaktiki // Obrazo-vanie i nauka. 2005. № 1(31). S. 8-23.

Development of the culture of the visualization of teaching information of students: positional analysis

The article deals with the analysis of developing the culture of the visualization of the teaching information of school children. There are the data of the native and international researches of the education quality, the visual content of textbooks, etc. among the analysis's positions. There is concluded about the necessity of the development of the culture in the form of the pedagogical strategy aimed at the definition of the sphere of the pedagogical knowledge, the content knowledge and the competencies of the culturological character.

Key words: culture of visualization of teaching information, positional analysis, school teaching, pedagogical strategy.

(Статья поступила в редакцию 0б.05.2020)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.