Научная статья на тему 'Формирование культуры познавательной деятельности старшеклассников как основа их успешного обучения в вузе МВД'

Формирование культуры познавательной деятельности старшеклассников как основа их успешного обучения в вузе МВД Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
842
128
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
COGNITIVE ACTIVITY'S CULTURE / КУЛЬТУРА ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ИНТЕРЕС / ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ / COGNITIVE INTEREST / COGNITIVE REQUIREMENTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Вавилова Татьяна Евгеньевна, Сакоренко Ирина Владимировна

Исследуются особенности формирования культуры познавательной деятельности старшеклассников в образовательной среде школы как основы их успешного обучения в ведомственном образовательном учреждении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Вавилова Татьяна Евгеньевна, Сакоренко Ирина Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Peculiarities of cognitive activity culture formation as a means of senior pupils' successful education in the Institute of the Ministry of the Interior of Russia are examined.

Текст научной работы на тему «Формирование культуры познавательной деятельности старшеклассников как основа их успешного обучения в вузе МВД»

Т.Е. Вавилова,

кандидат педагогических наук

И.В. Сакоренко,

Воронежская гимназия им. Н.Г. Басова

ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ КАК ОСНОВА ИХ УСПЕШНОГО ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ МВД COGNITIVE ACTIVITY CULTURE FORMATION AS A MEANS OF SENIOR PUPILS’ SUCCESSFUL EDUCATION IN INSTITUTION OF THE MINISTRY OF THE INTERIOR OF RUSSIA

Исследуются особенности формирования культуры познавательной деятельности старшеклассников в образовательной среде школы как основы их успешного обучения в ведомственном образовательном учреждении.

Peculiarities of cognitive activity culture formation as a means of senior pupils ’ successful education in the Institute of the Ministry of the Interior of Russia are examined.

В настоящее время в нашей стране разворачиваются две судьбоносные реформы — реформа правоохранительных органов и реформа образования. Проводимая реформа правоохранительных органов обостряет потребность полиции в высококвалифицированных специалистах, обладающих не только высоким профессионализмом, но и сформированной культурой во всех ее проявлениях — профессиональной, коммуникативной, правовой, языковой и др. Мы считаем, что в качестве основы формирования культуры будущего специалиста в период его обучения в ведомственном образовательном учреждении важно рассматривать формирование культуры его познавательной деятельности, которое начинается в период обучения в общеобразовательной школе.

Реализуемые в настоящее время меры по повышению качества российского образования на всех этапах и во всех звеньях направлены, глав -ным образом, на ситуативное преодоление суще -ствующих проблем и не акцентированы на перспективное развитие культуры выпускников общеобразовательных школ во всех ее проявлени -ях, в том числе и одном из важнейших — куль -туры познавательной деятельности. Ведь это предполагает существенные изменения в организации и управлении образовательным процессом общеобразовательных школ, в основе которых — глубокие фундаментальные разработки теорети -ко-методо логических основ формирования культуры учеников в образовательной среде школ, лицеев, гимназий, эффективность и целесообразность которых подтверждены педагогической практикой. При этом особую актуальность и зна -чимость приобретают проблемы формирования культуры познавательной деятельности в старшем школьном возрасте, что обусловлено необ-

ходимостью жизненного и профессионального самоопределения старшеклассников, в том числе и тех, кто выбирает профессии, связанные с не -сением службы в полиции.

Формирование культуры познавательной деятельности происходит в образовательной среде школы. Исследование образовательной среды школы позволяет определить ее следующим образом. Образовательная среда школы — это сложное по структуре целостное образование, представленное единством макро- и микросреды; макросреда включает в себя социальные, экономические, демографические, правовые, техноло -гические, культурные и иные компоненты, кото -рые в той или иной степени воздействуют на осуществление образовательной деятельности; микросреда — такие компоненты, как внутренняя направленность деятельности школы на социализацию личности, введение ее в мир природных и человеческих связей и отношений, погружение в человеческую материальную и ду -ховную культуру, а также микроклимат коллектива , его социально-педагогическая структура, психолого-педагогическая организация образовательной деятельности, профессиональные ха -рактеристики педагогов, используемые ими технологии обучения и воспитания учащихся и др.

Что же представляет собой познавательная деятельность, если рассматривать ее в аспекте формирования культуры старшеклассников ? Познавательная деятельность старшеклассни-ка, рассматриваемая как составляющая его учебной деятельности, является сущностной характеристикой культуры и представляет творческую деятельность субъекта, ориенти-рованную на получение достоверных знаний о мире, характеризуется стремлением к самосто -

ятельному поиску решения поставленной самим субъектом познавательной задачи, имею -щей учебный, теоретический или практический смысл, путем анализа и мобилизации имею -щихся у него (субъекта) знаний. Следуя куль -туро логическому (Е.П. Белозерцева, Б. С. Гер -шунского, В.Е. Давидовича, Ю.А. Жданова,

A.С. Запесоцкого, И.Ф. Исаева, М.С.Кагана,

B.А. Сластенина и др. ) и деятельностному (Б.Г. Ананьева, Л. С. Выготского, П. Я. Галь -перина, В. В. Давыдова, А. Н. Леонтьева, С. Л. Рубинштейна, Д. Б. Эльконина и др.) подхо-дам, мы определяем культуру познавательной деятельности старшеклассника как систему регулятивов его деятельности, несущую в себе аккумулированный опыт, накопленный чело -веческим разумом; потенции деятельности, вытекающие из прошлого опыта учащегося, его определенное представление о будущем и профессиональной деятельности как его со -ставляющей; о целях и смысле жизни. Осуще-ствляя познавательную деятельность, старше -классник субъективирует систему регулятивов, распредмечивает ее, а результатом познава-тельной деятельности выступают знания, кото -рые, будучи отторгнутыми от добывшего их субъекта, становятся достоянием других субъ -ектов. Тогда формирование культуры познава -тельной деятельности старшеклассника — это происходящий в образовательной среде школы процесс трансляции и воспроизводства знаний, норм, ценностей, идей, являющих собой спо-соб подготовки старшеклассника к самонауче-нию, в том числе и в процессе получения им высшего профессионального образования.

Сформированная в период обучения в старших классах общеобразовательной школы куль -тура познавательной деятельности в дальнейшем продолжит формироваться в период обучения курсанта в образовательном учреждении МВД. Причем чем выше уровень культуры познавательной деятельности выпускника общеобразовательной школы, тем быстрее происходит адап -тация курсанта к образовательному процессу ведомственного вуза, тем выше результатив-ность обучения.

Мы определяем структуру формирования культуры познавательной деятельности старше -классников в образовательной среде школы и включаем в нее следующие взаимосвязанные и взаимодействующие компоненты: ценностно -

целевой, мотивационный, содержательный, рефлексивно-оценочный.

Определяя ценностно-целевой компонент, важно учитывать, что у старшеклассников необходимо, прежде всего, сформировать аксиологи -ческие предпочтения. Наука о ценностях — аксиология, а ценности — объекты окружающего мира с точки зрения их положительной значимости для человека и общества. Анализ литературы

дает основание считать, что ценность выражает человеческое измерение культуры, воплощает в себе отношение к формам человеческого бытия, человеческого сосуществования, характеризует человеческое измерение общественного сознания. Это означает, что именно ценностно -целевой компонент структуры формирования культуры познавательной деятельности старше -классников становится смыслоопределяющим. Особая функция образования состоит в том, что своим содержанием оно закладывает базовые, фундаментальные основы свободной творческой личности, человека культуры, нравственной, ду -ховной, экологической, эстетической, экономической и других ее сторон. А для этого необхо -димо осмысление образования в контексте жизни человека, приобщающегося к культуре, обретающего возможность для реализации своих сущностных сил. Контекст жизни, по мнению многих исследователей, — это контекст духов -но-нравственного развития ребенка. А образование лишь оказывает влияние на развитие через его механизмы.

Одним из основополагающих педагогиче-ских принципов, опираясь на который педаго-ги регламентируют учебную нагрузку, обосно -вывают и устанавливают объемы занятости детей различными видами труда, определяют наиболее благоприятный для развития распо-рядок дня, режим труда и отдыха, осуществляют выбор форм и методов учебно -

воспитательной деятельности, является учет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся. Развитие личности подрастающего человека, его мотивационно-потребностной, нравственной сферы наиболее активно прохо-дит в деятельности по усвоению норм взаимо -отношений между людьми, морально -

этических, духовных ценностей. По словам П.А. Флоренского, именно культура есть среда, растящая и питающая личность. При этом большая роль в развитии личности старше -классников, их нравственном становлении отводится познанию и осмыслению народной культуры. Осознание себя как части истории своего народа, мирового целого делает челове -ка духовно богаче. Этот процесс протекает особенно интенсивно на занятиях иностранными яз ыкам и.

Второй компонент — мотивационный. Он представляет собой совокупность устойчивых мотивов (личностных, познавательных и др.), регулирующих и придающих целенаправленный характер деятельности старшеклассников в процессе изучения иностранных языков, детерминирующих творческую самореализацию личности. «Система потребностей и мотивов, — утвержда -ет А.А. Вербицкий, — во многом определяет не только направление и уровень активности чело -века, но и своеобразие его личности. Потребно-

сти и мотивы составляют иерархию, которая ха -рактеризует целостную личность во всех облас -тях его деятельности, побуждает человека ста -вить проблемы, концентрировать усилия на их разрешении» [1. — С.45]. Исходя из этого утверждения, можно сделать вывод о том, что формирование личности старшеклассника в образовательной среде школы означает, прежде всего, формирование системы его потребностей и мотивов. При этом важно учитывать, что, хотя познавательная мотивация является одним из наиболее действенных мотивов обучения старшеклассников, необходимо создать определен -ные педагогические условия для того, чтобы она стала действенным фактором формирования культуры познавательной деятельности в процессе обучения. Сочетание познавательного интереса к изучаемым предметам и мотивации активной познавательной деятельности оказывает наибольшее влияние на формирование культуры, в том числе и культуры познавательной деятель -ности.

С о держател ьны й комп о не нт пр едс тав лен знаниями, умениями и навыками, полученными и приобретенными старшеклассником в процессе изучения отдельных предметов, которые он способен и заинтересован применить при осуществлении познавательной деятельности.

Как известно, знания — это определенный результат процесса познания действительности; адекватное ее отражение в сознании человека в виде представлений, понятий, суждений, теорий. На основе знаний вырабатываются умения и навыки: умения представляют собой овладение способами (приемами, действиями) применения усвоенных знаний на практике, а навыки — это умения, доведенные до автоматизма, высокой степени совершенства.

В этих условиях содержание процесса обучения приобретает новый смысл, он превращается в процесс приобретения знаний, умений, навыков и опыта деятельности с целью достижения профессионально и социально значимых компетентностей.

Рефлексивно -оценочный ко мп онент пред -полагает рефлексию старшеклассником уровня сформированности ^льтуры, умение смотреть на себя со стороны, осмыслить свои способно -сти практического использования полученных знаний, приобретенных умений и навыков. Общеизвестно, что, согласно принятому толкованию , рефлексия — форма теоретической деятельности общественно-развитого человека, направленная на осмысление своих собствен -ных действий и их законов, деятельность са-мопознания, раскрывающая специфику духов -ного мира человека. Рефлексия в конечном счете есть осознание практики, предметного мира, культуры. Таким образом, этот компо-нент формирования культуры познавательной

деятельности старшеклассников выражается в их контрольно -оценочной деятельности, на -правленной на себя. В процессе рефлексии старшеклассника познавательная деятельность, основанная на знаниях и умениях, осознании ценности, используется для поиска новых пу-тей решения познавательных задач на основе самоанализа деятельности, а самоанализ фор -мирует мотивацию самоорганизации и потреб -ность в самосовершенствовании.

Все компоненты формирования культуры познавательной деятельности старшеклассни-ков взаимосвязанны и одновременно относи -тельно обособленны, их взаимосвязь проявляется в том, что формирование культуры познавательной деятельности старшеклассника осуществляется в процессе его обучения в образовательной среде школы непосредственным и опосредованным воздействием на этот процесс педагогов, самостоятельной деятельностью старшеклассни -ков. При этом ценностно-целевой компонент воздействует на все остальные и испытывает обратное их воздействие, т.к. от того, какие цели и ценности определяет для себя старшеклассник, во многом зависит его мотивация в обучении, уровень знаний, умений и навыков, степень развития рефлексии. В свою очередь развитие мотивации, накопление знаний, развитие умений и навыков, рефлексия могут конкретизировать или даже изменить ценностно-целевые ориентации старшеклассника в период обучения или после получения полного среднего образования. В ана -логичной ситуации находятся и все остальные компоненты формирования культуры познавательной деятельности, однако каждый из них играет в нем свою, самостоятельную роль. На наш взгляд, ценностно-целевой компонент играет определяющую роль, мотивационный — им-пульсивно-стимулирующую, содержательный — основополагающую, рефлексивно-оценочный — итогово-аналитическую.

Для познавательной деятельности старшеклассников характерно следующее:

- осознание целей;

- полимотивированность;

- доминанта познавательных и социальных мотивов;

- избирательность учебных действий;

- предпочтительность самостоятельных форм занятий;

- групповое сотрудничество, в котором педагог позиционируется как помощник;

- вхождение в реальность знаковых систем языка.

Особенности познавательной деятельности старшеклассников определяются теми кон -кретными условиями, в которых они развива-ются, опосредованными наследственностью и отчасти характером воспитания, привычными

стереотипами в деятельности и спецификой общения индивида.

Главными особенностями познавательной деятельности старшеклассников становятся:

- переход к творческому мышлению и его методикам — моделированию, идеализации, мысленному эксперименту, дедукции, гипотезе и др.;

- развитие диалектического мышления путем разрешения противоречий;

- развитие критического мышления; интерес к решению проблем ;

- стремление к исследованию истин и их открытие;

- стремление разобраться в разных точках зрения на вопрос и составить собственное мнение;

- привлекательным становится сам ход анализа, способы доказательства, конкретные све -дения;

- активность мысли и своеобразная продуктивность мышления (легкость возникновения новых ходов мысли).

Познавательную деятельность можно рассматривать как специально организуемое самим старшеклассником или педагогами познание с целью овладения богатствами культуры, накопленной человечеством. Результатом такой дея-тельности становятся научные знания, умения, навыки, формы поведения и виды деятельности, которыми овладевает старшеклассник. В резуль -тате такой деятельности происходит интеллекту -ально-нравственное развитие личности, старше -классник приобретает опыт творческой деятель -ности, а также опыт эмоционально-волевого и ценностного отношения к окружающему миру. Вместе с тем обеспечивается формирование потребности в знаниях и происходит сам процесс познания как деятельность, тем самым формируется познавательная потребность, без которой немыслимо формирование культуры познавательной деятельности старшеклассника.

Проблемы формирования познавательной потребности в средней общеобразовательной школе активно исследуются педагогами — учеными и практиками (Л.П. Аристова, Ю.К. Ба-банский, Л.И. Божович, Ш.И. Ганелин, П.Я. Гальперин, Е.Я. Голант, М.А. Данилов,

В.И. Загвязинский, Л .В. Занков, В. С. Ильин, И.Я. Лернер, А.М. Матюшкин, М.И. Махмутов, П.И. Пидкасистый, Н.А. Половникова, В.Г. Ра -зумовский, М .Н. Скаткин, Т .И. Шамова, Ю.В. Шаров, Г.И. Щукина и др.)

Анализ публикаций по проблемам формирования познавательной потребности старшеклассников показывает, что большинство исследователей сосредоточили свое внимание на изучении отдельных элементов педагогического процесса: познавательной деятельности старшеклассника, его переживаниях, умении педагога подкреплять стремление к самообразованию и др. Установле -

но, что действие каждого фактора зависит от сложившихся отношений между педагогом и старшеклассником, взаимосвязи потребности в познании старшеклассников и возможностей изучаемого предмета в ее обеспечении, а также от структуры познавательной потребности в целостном образовательном процессе. Реализация этих связей обычно рассматривается исследователями в прямой зависимости от различных условий, в том числе таких, как честолюбивые желания педагогов и старшеклассников, их увлеченность логикой мысли, стремление получить высокую оценку, желание не отстать от других и т.д. Но ведь толь -ко изучая систему, структуру факторов, компоненты, связи процесса формирования познавательной потребности, можно постигнуть внутренние связи процесса познания. Отрыв же одних сторон, частей учебно-воспитательного процесса от самого процесса как целостного, структурного образования отражает объект односторонне, не позволяет показать, что формирование познавательной потребности достигается благодаря изменениям во всей системе связей целостного учебно-воспитательного процесса. Вероятно, в этом и заключена причина эффективности или неэффективности одних и тех же средств воздействия по отношению к разным старшеклассникам в разных условиях Именно эти зависимости остаются до настоящего времени малоизученными.

Заметим, что формирование познаватель-ных потребностей старшеклассников происхо-дит эффективнее, если: 1) используются методы активизации познавательного интереса старше -классников на уроках и во внеурочной работе; 2) стимулируется мотивация высоких достиже -ний в овладении знаниями; 3) формируется ценностное отношение старшеклассника к уче -нию; 3) осуществляется моделирование в учеб -ном процессе ситуаций познавательной и ис-следовательской деятельности с целью развития интеллектуально-познавательных умений: по -исковых, лингвистических, информационно -аналитических, рефлексивных; 4) актуализиру -ются межсубъектные отношения посредством осуществления индивидуализации процесса обучения и учебного сотрудничества.

Одним из эффективных путей формирования познавательных потребностей старшеклассников становится организация их исследовательской деятельности, которая затем будет осуществ-ляться ими и в период обучения в ведомственном вузе. В практической деятельности школ опреде -лились следующие основные требования к ис -пользованию исследовательской деятельности как средства формирования познавательной потребности старшеклассников:

1) она должна осуществляться старшеклассниками самостоятельно под руково-дством педагога;

2) он должен использовать в процессе иссле-

дования такие методы научного познания, как мысленный эксперимент, методы моделирования, аналогии, дедуктивного урока и др.

3) старшеклассник должен уметь пользоваться разнообразными источниками получения знаний (научные и научно-практические публи -кации, информация, получаемая из сети Интернет, информация, полученная из переводимых им на русский язык источников, информация из проводимых им экспериментов и др.;

4) старшеклассник-исследователь должен учитывать требования к постановке научной проблемы, а педагог — особенности гипотетиче -ского мышления старшеклассника в процессе решения проблемы и др.

Важно учитывать, что главный путь станов -ления познавательного интереса лежит в правильной организации учебной деятельности старшеклассников. Для того чтобы придать самой учебной деятельности роль основного ис -точника учебной мотивации, необходимо, во-первых, создать внутри учебной деятельности ориентацию старшеклассников на способы до -бывания знаний, а не только на сами знания, во -вторых, сформировать ориентацию на способы получения знаний с учетом возрастных особенностей школьников. Например, в младшем школьном возрасте — это ориентация на способ учебных действий, которая только закладывается; в среднем школьном возрасте такая ориентация отрабатывается в совместной, коллективной деятельности школьников; в старшем школьном возрасте овладение способами деятельности уже необходимо связывать с задачами профориентации, с усвоением приемов самообразования.

Организуя познавательную деятельность старшеклассников на уроках, нужно учитывать новообразование данного возраста: познава-тельная деятельность всё более явно «уходит» от положения ведущей деятельности и станови тся лишь средством реализации жизненных планов. Познавательные интересы всё больше связываются с определенными учебными предметами (гуманитарными или точными науками). Старшеклассники активно пополня-ют свои знания путем посещения дополни -тельных занятий, курсов, лекций, участия в олимпиадах, самостоятельного чтения, ис -пользования Интернета.

Существенные особенности приобретает и мышление старшеклассников, для них характерен интерес к теории, к выявлению существен -ного, основного, общего в изучаемом, иногда даже в ущерб усвоению конкретных знаний. У старшеклассников все сильнее проявляется тен -денция к до казательности, использованию развёрнутых умозаключений, логической аргументации . Они оперируют всеми возможными вида -ми суждений и стремятся к точности словесного выражения мысли, к хорошей литературной

форме высказываний, особенно ценят самостоятельность, убедительность, доказательность и логичность суждений как признак развития ума и как свидетельство того, что знания получены и усвоены сознательно.

Специфичным для старшеклассников становится и то, что они все более осознают зависимость успеха познавательной деятельности от правильной организации переключения вни-мания. Существенным для познавательной дея -тельности старшеклассников остается та -кое переключение внимания, когда требуются определенные усилия, когда нужно перейти от более к менее интересному материалу. При работе педагогов со старшеклассниками уже не требуется частого переключения внимания, переключение внимания требуется как своеобразный «отдых в действии», предполагающий чередование более легких и более трудных умственных и практических задач. У старшеклассни -ков формируется специфическая избирательность внимания, которая создает условия для возникновения глубоких, прочных знаний именно в той области, которая наиболее привлекает старшеклассника и с которой связана его жиз-ненная перспектива.

Для формирования культуры познавательной деятельности существенна и такая особенность старшеклассников, как характерное для их воз -раста стремление к самовоспитанию. Ведь именно в этом возрасте старшеклассники начинают всерьез задумываться над особенностями своего субъективного, над своим местом среди людей. У старшеклассников появляется потребность в самовоспитании, в деятельности, направленной на изменение своей личности. Для этого им не-обхэдимы конкретные знания о самом себе, а самопознание — первый шаг к самовоспитанию. Человек внимательно всмотрелся в самого себя, и то, что он увидел, ему не понравилось, в результате чего намечается программа само-улучшения, появляется самоотчет о её выполне -нии, самопроверка, выводы об успехах

и неудачах. Мотивы у такой деятельности могут быть различные, но главным образом — это стремление достичь поставленной цели, желание не отстать от других, мечта быть похэжим либо на конкретного человека, либо на любимого ли -тературного героя и т.п. Для старшеклассника характерна потребность стать вну тренне взрослым человеком, самоопределиться в окружающе м мире, понять себя, свои возможности и свое назначение в жизни.

Определяя особенности формирования культуры познавательной деятельности старшекласс -ников, важно учитывать, что характерной особенностью возраста ранней юности является существенное увеличение времени, уделяемого большинством старшеклассников общению со сверстниками. Действительно, именно сверстни-

ки оказывают в этом возрасте наибольшее влияние на формирование мотивации поведения и обучения, на формирование личностных взгля-дов и потребностей. Зачастую интересы членов референтной группы становятся собственными интересами старшеклассника, а изменение инте -ресов группы, по мнению Р. С. Немова, способно изменить потребности индивида [2. — С.388]. В то же время, при существенном влиянии референтной группы на старшеклассников, проявляющемся в высокой конформности внутри группы и внешне одинаковом социальном поведении всех ее членов, глубинные мотивы дея-тельности каждого старшеклассника индивиду -альны и многообразны. Причем большинство из них (И. С. Кон) не осознается [3. — С.131]. Замкнутость возрастных группировок, их психо -логическая изоляция от взрослых объясняется специфичностью интересов, характерных для данного возраста, а общество сверстников для старшеклассника выступает в качестве важней -шего условия личностного развития, поскольку такое общение становится, во-первых, важным источником информации, влияющей на мотива -цию деятельности (в том числе, и познавательной); во-вторых, условием формирования ценностных ориентаций; в-третьих, специфическим видом эмоционального контакта, который необходим для развития эмоционально-чувственной сферы личности; в-четвертых, предпосылкой возможной самооценки, появляющейся при общении со сверстниками в сопоставлении себя с другими. Сильное влияние сверстников распространяется и на познавательную деятельность старшеклассника, т. к. сверстники активно воздействуют на осознание социальной значимости учения, на волевые процессы при осуществлении познавательной деятельности.

Таким образом, сверстники оказывают дос -таточно сильное влияние на формирование старшеклассника как личности, т.к. со своими сверстниками старшеклассник соотносит свое поведение и самооценку, стремясь повысить свой социальный статус, который, в свою очередь, оказывает сильнейшее влияние на поведе -ние и самосознание учащегося [3. — С.9]. Одним из путей усиления влияния на познавательную деятельность может быть воздействие на старшеклассника через референтные группы [2. —С.388]. Отсюда следует очень сложная в со -временных социально-экономических условиях педагогическая задача — сделать референтным для каждого старшеклассника его классный коллектив.

Рассмотренные нами особенности форми-рования культуры познавательной деятельно -сти старшеклассников в период их обучения в школе представляют интерес не только для учителей и руководителей школ, но и для преподавателей ведомственных образовательных

учреждений. Ведь и школьные, и вузовские педагоги призваны решать общую задачу — помочь избравшему профессию полицейского молодому человеку достичь наивысших успе -хов в своей учебной, профессиональной, слу-жебной деятельности, максимально полно рас -крыть в профессиональной и иных сферах жизнедеятельности потенциал сформированной культуры.

ЛИТЕРАТУРА

1. Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход / А.А. Вербицкий. — М., 1991. — 207 с.

2. Немов Р.С. Психология: учеб.для

студ.высш.пед.учеб. заведений: в 3 кн. Кн.1: Общие основы психологии. — 2-е изд. — М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995. — 576 с.

3. Кон И.С. Психология юношеского возраста (Проблемы формирования личности): учеб. пособие для студентов пед. ин-тов. — М.: Просвещение, 1979. — 175с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.