Т.Е. Вавилова,
кандидат педагогических наук
И.В. Сакоренко,
Воронежская гимназия им. Н.Г. Басова
ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ КАК ОСНОВА ИХ УСПЕШНОГО ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ МВД COGNITIVE ACTIVITY CULTURE FORMATION AS A MEANS OF SENIOR PUPILS’ SUCCESSFUL EDUCATION IN INSTITUTION OF THE MINISTRY OF THE INTERIOR OF RUSSIA
Исследуются особенности формирования культуры познавательной деятельности старшеклассников в образовательной среде школы как основы их успешного обучения в ведомственном образовательном учреждении.
Peculiarities of cognitive activity culture formation as a means of senior pupils ’ successful education in the Institute of the Ministry of the Interior of Russia are examined.
В настоящее время в нашей стране разворачиваются две судьбоносные реформы — реформа правоохранительных органов и реформа образования. Проводимая реформа правоохранительных органов обостряет потребность полиции в высококвалифицированных специалистах, обладающих не только высоким профессионализмом, но и сформированной культурой во всех ее проявлениях — профессиональной, коммуникативной, правовой, языковой и др. Мы считаем, что в качестве основы формирования культуры будущего специалиста в период его обучения в ведомственном образовательном учреждении важно рассматривать формирование культуры его познавательной деятельности, которое начинается в период обучения в общеобразовательной школе.
Реализуемые в настоящее время меры по повышению качества российского образования на всех этапах и во всех звеньях направлены, глав -ным образом, на ситуативное преодоление суще -ствующих проблем и не акцентированы на перспективное развитие культуры выпускников общеобразовательных школ во всех ее проявлени -ях, в том числе и одном из важнейших — куль -туры познавательной деятельности. Ведь это предполагает существенные изменения в организации и управлении образовательным процессом общеобразовательных школ, в основе которых — глубокие фундаментальные разработки теорети -ко-методо логических основ формирования культуры учеников в образовательной среде школ, лицеев, гимназий, эффективность и целесообразность которых подтверждены педагогической практикой. При этом особую актуальность и зна -чимость приобретают проблемы формирования культуры познавательной деятельности в старшем школьном возрасте, что обусловлено необ-
ходимостью жизненного и профессионального самоопределения старшеклассников, в том числе и тех, кто выбирает профессии, связанные с не -сением службы в полиции.
Формирование культуры познавательной деятельности происходит в образовательной среде школы. Исследование образовательной среды школы позволяет определить ее следующим образом. Образовательная среда школы — это сложное по структуре целостное образование, представленное единством макро- и микросреды; макросреда включает в себя социальные, экономические, демографические, правовые, техноло -гические, культурные и иные компоненты, кото -рые в той или иной степени воздействуют на осуществление образовательной деятельности; микросреда — такие компоненты, как внутренняя направленность деятельности школы на социализацию личности, введение ее в мир природных и человеческих связей и отношений, погружение в человеческую материальную и ду -ховную культуру, а также микроклимат коллектива , его социально-педагогическая структура, психолого-педагогическая организация образовательной деятельности, профессиональные ха -рактеристики педагогов, используемые ими технологии обучения и воспитания учащихся и др.
Что же представляет собой познавательная деятельность, если рассматривать ее в аспекте формирования культуры старшеклассников ? Познавательная деятельность старшеклассни-ка, рассматриваемая как составляющая его учебной деятельности, является сущностной характеристикой культуры и представляет творческую деятельность субъекта, ориенти-рованную на получение достоверных знаний о мире, характеризуется стремлением к самосто -
ятельному поиску решения поставленной самим субъектом познавательной задачи, имею -щей учебный, теоретический или практический смысл, путем анализа и мобилизации имею -щихся у него (субъекта) знаний. Следуя куль -туро логическому (Е.П. Белозерцева, Б. С. Гер -шунского, В.Е. Давидовича, Ю.А. Жданова,
A.С. Запесоцкого, И.Ф. Исаева, М.С.Кагана,
B.А. Сластенина и др. ) и деятельностному (Б.Г. Ананьева, Л. С. Выготского, П. Я. Галь -перина, В. В. Давыдова, А. Н. Леонтьева, С. Л. Рубинштейна, Д. Б. Эльконина и др.) подхо-дам, мы определяем культуру познавательной деятельности старшеклассника как систему регулятивов его деятельности, несущую в себе аккумулированный опыт, накопленный чело -веческим разумом; потенции деятельности, вытекающие из прошлого опыта учащегося, его определенное представление о будущем и профессиональной деятельности как его со -ставляющей; о целях и смысле жизни. Осуще-ствляя познавательную деятельность, старше -классник субъективирует систему регулятивов, распредмечивает ее, а результатом познава-тельной деятельности выступают знания, кото -рые, будучи отторгнутыми от добывшего их субъекта, становятся достоянием других субъ -ектов. Тогда формирование культуры познава -тельной деятельности старшеклассника — это происходящий в образовательной среде школы процесс трансляции и воспроизводства знаний, норм, ценностей, идей, являющих собой спо-соб подготовки старшеклассника к самонауче-нию, в том числе и в процессе получения им высшего профессионального образования.
Сформированная в период обучения в старших классах общеобразовательной школы куль -тура познавательной деятельности в дальнейшем продолжит формироваться в период обучения курсанта в образовательном учреждении МВД. Причем чем выше уровень культуры познавательной деятельности выпускника общеобразовательной школы, тем быстрее происходит адап -тация курсанта к образовательному процессу ведомственного вуза, тем выше результатив-ность обучения.
Мы определяем структуру формирования культуры познавательной деятельности старше -классников в образовательной среде школы и включаем в нее следующие взаимосвязанные и взаимодействующие компоненты: ценностно -
целевой, мотивационный, содержательный, рефлексивно-оценочный.
Определяя ценностно-целевой компонент, важно учитывать, что у старшеклассников необходимо, прежде всего, сформировать аксиологи -ческие предпочтения. Наука о ценностях — аксиология, а ценности — объекты окружающего мира с точки зрения их положительной значимости для человека и общества. Анализ литературы
дает основание считать, что ценность выражает человеческое измерение культуры, воплощает в себе отношение к формам человеческого бытия, человеческого сосуществования, характеризует человеческое измерение общественного сознания. Это означает, что именно ценностно -целевой компонент структуры формирования культуры познавательной деятельности старше -классников становится смыслоопределяющим. Особая функция образования состоит в том, что своим содержанием оно закладывает базовые, фундаментальные основы свободной творческой личности, человека культуры, нравственной, ду -ховной, экологической, эстетической, экономической и других ее сторон. А для этого необхо -димо осмысление образования в контексте жизни человека, приобщающегося к культуре, обретающего возможность для реализации своих сущностных сил. Контекст жизни, по мнению многих исследователей, — это контекст духов -но-нравственного развития ребенка. А образование лишь оказывает влияние на развитие через его механизмы.
Одним из основополагающих педагогиче-ских принципов, опираясь на который педаго-ги регламентируют учебную нагрузку, обосно -вывают и устанавливают объемы занятости детей различными видами труда, определяют наиболее благоприятный для развития распо-рядок дня, режим труда и отдыха, осуществляют выбор форм и методов учебно -
воспитательной деятельности, является учет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся. Развитие личности подрастающего человека, его мотивационно-потребностной, нравственной сферы наиболее активно прохо-дит в деятельности по усвоению норм взаимо -отношений между людьми, морально -
этических, духовных ценностей. По словам П.А. Флоренского, именно культура есть среда, растящая и питающая личность. При этом большая роль в развитии личности старше -классников, их нравственном становлении отводится познанию и осмыслению народной культуры. Осознание себя как части истории своего народа, мирового целого делает челове -ка духовно богаче. Этот процесс протекает особенно интенсивно на занятиях иностранными яз ыкам и.
Второй компонент — мотивационный. Он представляет собой совокупность устойчивых мотивов (личностных, познавательных и др.), регулирующих и придающих целенаправленный характер деятельности старшеклассников в процессе изучения иностранных языков, детерминирующих творческую самореализацию личности. «Система потребностей и мотивов, — утвержда -ет А.А. Вербицкий, — во многом определяет не только направление и уровень активности чело -века, но и своеобразие его личности. Потребно-
сти и мотивы составляют иерархию, которая ха -рактеризует целостную личность во всех облас -тях его деятельности, побуждает человека ста -вить проблемы, концентрировать усилия на их разрешении» [1. — С.45]. Исходя из этого утверждения, можно сделать вывод о том, что формирование личности старшеклассника в образовательной среде школы означает, прежде всего, формирование системы его потребностей и мотивов. При этом важно учитывать, что, хотя познавательная мотивация является одним из наиболее действенных мотивов обучения старшеклассников, необходимо создать определен -ные педагогические условия для того, чтобы она стала действенным фактором формирования культуры познавательной деятельности в процессе обучения. Сочетание познавательного интереса к изучаемым предметам и мотивации активной познавательной деятельности оказывает наибольшее влияние на формирование культуры, в том числе и культуры познавательной деятель -ности.
С о держател ьны й комп о не нт пр едс тав лен знаниями, умениями и навыками, полученными и приобретенными старшеклассником в процессе изучения отдельных предметов, которые он способен и заинтересован применить при осуществлении познавательной деятельности.
Как известно, знания — это определенный результат процесса познания действительности; адекватное ее отражение в сознании человека в виде представлений, понятий, суждений, теорий. На основе знаний вырабатываются умения и навыки: умения представляют собой овладение способами (приемами, действиями) применения усвоенных знаний на практике, а навыки — это умения, доведенные до автоматизма, высокой степени совершенства.
В этих условиях содержание процесса обучения приобретает новый смысл, он превращается в процесс приобретения знаний, умений, навыков и опыта деятельности с целью достижения профессионально и социально значимых компетентностей.
Рефлексивно -оценочный ко мп онент пред -полагает рефлексию старшеклассником уровня сформированности ^льтуры, умение смотреть на себя со стороны, осмыслить свои способно -сти практического использования полученных знаний, приобретенных умений и навыков. Общеизвестно, что, согласно принятому толкованию , рефлексия — форма теоретической деятельности общественно-развитого человека, направленная на осмысление своих собствен -ных действий и их законов, деятельность са-мопознания, раскрывающая специфику духов -ного мира человека. Рефлексия в конечном счете есть осознание практики, предметного мира, культуры. Таким образом, этот компо-нент формирования культуры познавательной
деятельности старшеклассников выражается в их контрольно -оценочной деятельности, на -правленной на себя. В процессе рефлексии старшеклассника познавательная деятельность, основанная на знаниях и умениях, осознании ценности, используется для поиска новых пу-тей решения познавательных задач на основе самоанализа деятельности, а самоанализ фор -мирует мотивацию самоорганизации и потреб -ность в самосовершенствовании.
Все компоненты формирования культуры познавательной деятельности старшеклассни-ков взаимосвязанны и одновременно относи -тельно обособленны, их взаимосвязь проявляется в том, что формирование культуры познавательной деятельности старшеклассника осуществляется в процессе его обучения в образовательной среде школы непосредственным и опосредованным воздействием на этот процесс педагогов, самостоятельной деятельностью старшеклассни -ков. При этом ценностно-целевой компонент воздействует на все остальные и испытывает обратное их воздействие, т.к. от того, какие цели и ценности определяет для себя старшеклассник, во многом зависит его мотивация в обучении, уровень знаний, умений и навыков, степень развития рефлексии. В свою очередь развитие мотивации, накопление знаний, развитие умений и навыков, рефлексия могут конкретизировать или даже изменить ценностно-целевые ориентации старшеклассника в период обучения или после получения полного среднего образования. В ана -логичной ситуации находятся и все остальные компоненты формирования культуры познавательной деятельности, однако каждый из них играет в нем свою, самостоятельную роль. На наш взгляд, ценностно-целевой компонент играет определяющую роль, мотивационный — им-пульсивно-стимулирующую, содержательный — основополагающую, рефлексивно-оценочный — итогово-аналитическую.
Для познавательной деятельности старшеклассников характерно следующее:
- осознание целей;
- полимотивированность;
- доминанта познавательных и социальных мотивов;
- избирательность учебных действий;
- предпочтительность самостоятельных форм занятий;
- групповое сотрудничество, в котором педагог позиционируется как помощник;
- вхождение в реальность знаковых систем языка.
Особенности познавательной деятельности старшеклассников определяются теми кон -кретными условиями, в которых они развива-ются, опосредованными наследственностью и отчасти характером воспитания, привычными
стереотипами в деятельности и спецификой общения индивида.
Главными особенностями познавательной деятельности старшеклассников становятся:
- переход к творческому мышлению и его методикам — моделированию, идеализации, мысленному эксперименту, дедукции, гипотезе и др.;
- развитие диалектического мышления путем разрешения противоречий;
- развитие критического мышления; интерес к решению проблем ;
- стремление к исследованию истин и их открытие;
- стремление разобраться в разных точках зрения на вопрос и составить собственное мнение;
- привлекательным становится сам ход анализа, способы доказательства, конкретные све -дения;
- активность мысли и своеобразная продуктивность мышления (легкость возникновения новых ходов мысли).
Познавательную деятельность можно рассматривать как специально организуемое самим старшеклассником или педагогами познание с целью овладения богатствами культуры, накопленной человечеством. Результатом такой дея-тельности становятся научные знания, умения, навыки, формы поведения и виды деятельности, которыми овладевает старшеклассник. В резуль -тате такой деятельности происходит интеллекту -ально-нравственное развитие личности, старше -классник приобретает опыт творческой деятель -ности, а также опыт эмоционально-волевого и ценностного отношения к окружающему миру. Вместе с тем обеспечивается формирование потребности в знаниях и происходит сам процесс познания как деятельность, тем самым формируется познавательная потребность, без которой немыслимо формирование культуры познавательной деятельности старшеклассника.
Проблемы формирования познавательной потребности в средней общеобразовательной школе активно исследуются педагогами — учеными и практиками (Л.П. Аристова, Ю.К. Ба-банский, Л.И. Божович, Ш.И. Ганелин, П.Я. Гальперин, Е.Я. Голант, М.А. Данилов,
В.И. Загвязинский, Л .В. Занков, В. С. Ильин, И.Я. Лернер, А.М. Матюшкин, М.И. Махмутов, П.И. Пидкасистый, Н.А. Половникова, В.Г. Ра -зумовский, М .Н. Скаткин, Т .И. Шамова, Ю.В. Шаров, Г.И. Щукина и др.)
Анализ публикаций по проблемам формирования познавательной потребности старшеклассников показывает, что большинство исследователей сосредоточили свое внимание на изучении отдельных элементов педагогического процесса: познавательной деятельности старшеклассника, его переживаниях, умении педагога подкреплять стремление к самообразованию и др. Установле -
но, что действие каждого фактора зависит от сложившихся отношений между педагогом и старшеклассником, взаимосвязи потребности в познании старшеклассников и возможностей изучаемого предмета в ее обеспечении, а также от структуры познавательной потребности в целостном образовательном процессе. Реализация этих связей обычно рассматривается исследователями в прямой зависимости от различных условий, в том числе таких, как честолюбивые желания педагогов и старшеклассников, их увлеченность логикой мысли, стремление получить высокую оценку, желание не отстать от других и т.д. Но ведь толь -ко изучая систему, структуру факторов, компоненты, связи процесса формирования познавательной потребности, можно постигнуть внутренние связи процесса познания. Отрыв же одних сторон, частей учебно-воспитательного процесса от самого процесса как целостного, структурного образования отражает объект односторонне, не позволяет показать, что формирование познавательной потребности достигается благодаря изменениям во всей системе связей целостного учебно-воспитательного процесса. Вероятно, в этом и заключена причина эффективности или неэффективности одних и тех же средств воздействия по отношению к разным старшеклассникам в разных условиях Именно эти зависимости остаются до настоящего времени малоизученными.
Заметим, что формирование познаватель-ных потребностей старшеклассников происхо-дит эффективнее, если: 1) используются методы активизации познавательного интереса старше -классников на уроках и во внеурочной работе; 2) стимулируется мотивация высоких достиже -ний в овладении знаниями; 3) формируется ценностное отношение старшеклассника к уче -нию; 3) осуществляется моделирование в учеб -ном процессе ситуаций познавательной и ис-следовательской деятельности с целью развития интеллектуально-познавательных умений: по -исковых, лингвистических, информационно -аналитических, рефлексивных; 4) актуализиру -ются межсубъектные отношения посредством осуществления индивидуализации процесса обучения и учебного сотрудничества.
Одним из эффективных путей формирования познавательных потребностей старшеклассников становится организация их исследовательской деятельности, которая затем будет осуществ-ляться ими и в период обучения в ведомственном вузе. В практической деятельности школ опреде -лились следующие основные требования к ис -пользованию исследовательской деятельности как средства формирования познавательной потребности старшеклассников:
1) она должна осуществляться старшеклассниками самостоятельно под руково-дством педагога;
2) он должен использовать в процессе иссле-
дования такие методы научного познания, как мысленный эксперимент, методы моделирования, аналогии, дедуктивного урока и др.
3) старшеклассник должен уметь пользоваться разнообразными источниками получения знаний (научные и научно-практические публи -кации, информация, получаемая из сети Интернет, информация, полученная из переводимых им на русский язык источников, информация из проводимых им экспериментов и др.;
4) старшеклассник-исследователь должен учитывать требования к постановке научной проблемы, а педагог — особенности гипотетиче -ского мышления старшеклассника в процессе решения проблемы и др.
Важно учитывать, что главный путь станов -ления познавательного интереса лежит в правильной организации учебной деятельности старшеклассников. Для того чтобы придать самой учебной деятельности роль основного ис -точника учебной мотивации, необходимо, во-первых, создать внутри учебной деятельности ориентацию старшеклассников на способы до -бывания знаний, а не только на сами знания, во -вторых, сформировать ориентацию на способы получения знаний с учетом возрастных особенностей школьников. Например, в младшем школьном возрасте — это ориентация на способ учебных действий, которая только закладывается; в среднем школьном возрасте такая ориентация отрабатывается в совместной, коллективной деятельности школьников; в старшем школьном возрасте овладение способами деятельности уже необходимо связывать с задачами профориентации, с усвоением приемов самообразования.
Организуя познавательную деятельность старшеклассников на уроках, нужно учитывать новообразование данного возраста: познава-тельная деятельность всё более явно «уходит» от положения ведущей деятельности и станови тся лишь средством реализации жизненных планов. Познавательные интересы всё больше связываются с определенными учебными предметами (гуманитарными или точными науками). Старшеклассники активно пополня-ют свои знания путем посещения дополни -тельных занятий, курсов, лекций, участия в олимпиадах, самостоятельного чтения, ис -пользования Интернета.
Существенные особенности приобретает и мышление старшеклассников, для них характерен интерес к теории, к выявлению существен -ного, основного, общего в изучаемом, иногда даже в ущерб усвоению конкретных знаний. У старшеклассников все сильнее проявляется тен -денция к до казательности, использованию развёрнутых умозаключений, логической аргументации . Они оперируют всеми возможными вида -ми суждений и стремятся к точности словесного выражения мысли, к хорошей литературной
форме высказываний, особенно ценят самостоятельность, убедительность, доказательность и логичность суждений как признак развития ума и как свидетельство того, что знания получены и усвоены сознательно.
Специфичным для старшеклассников становится и то, что они все более осознают зависимость успеха познавательной деятельности от правильной организации переключения вни-мания. Существенным для познавательной дея -тельности старшеклассников остается та -кое переключение внимания, когда требуются определенные усилия, когда нужно перейти от более к менее интересному материалу. При работе педагогов со старшеклассниками уже не требуется частого переключения внимания, переключение внимания требуется как своеобразный «отдых в действии», предполагающий чередование более легких и более трудных умственных и практических задач. У старшеклассни -ков формируется специфическая избирательность внимания, которая создает условия для возникновения глубоких, прочных знаний именно в той области, которая наиболее привлекает старшеклассника и с которой связана его жиз-ненная перспектива.
Для формирования культуры познавательной деятельности существенна и такая особенность старшеклассников, как характерное для их воз -раста стремление к самовоспитанию. Ведь именно в этом возрасте старшеклассники начинают всерьез задумываться над особенностями своего субъективного, над своим местом среди людей. У старшеклассников появляется потребность в самовоспитании, в деятельности, направленной на изменение своей личности. Для этого им не-обхэдимы конкретные знания о самом себе, а самопознание — первый шаг к самовоспитанию. Человек внимательно всмотрелся в самого себя, и то, что он увидел, ему не понравилось, в результате чего намечается программа само-улучшения, появляется самоотчет о её выполне -нии, самопроверка, выводы об успехах
и неудачах. Мотивы у такой деятельности могут быть различные, но главным образом — это стремление достичь поставленной цели, желание не отстать от других, мечта быть похэжим либо на конкретного человека, либо на любимого ли -тературного героя и т.п. Для старшеклассника характерна потребность стать вну тренне взрослым человеком, самоопределиться в окружающе м мире, понять себя, свои возможности и свое назначение в жизни.
Определяя особенности формирования культуры познавательной деятельности старшекласс -ников, важно учитывать, что характерной особенностью возраста ранней юности является существенное увеличение времени, уделяемого большинством старшеклассников общению со сверстниками. Действительно, именно сверстни-
ки оказывают в этом возрасте наибольшее влияние на формирование мотивации поведения и обучения, на формирование личностных взгля-дов и потребностей. Зачастую интересы членов референтной группы становятся собственными интересами старшеклассника, а изменение инте -ресов группы, по мнению Р. С. Немова, способно изменить потребности индивида [2. — С.388]. В то же время, при существенном влиянии референтной группы на старшеклассников, проявляющемся в высокой конформности внутри группы и внешне одинаковом социальном поведении всех ее членов, глубинные мотивы дея-тельности каждого старшеклассника индивиду -альны и многообразны. Причем большинство из них (И. С. Кон) не осознается [3. — С.131]. Замкнутость возрастных группировок, их психо -логическая изоляция от взрослых объясняется специфичностью интересов, характерных для данного возраста, а общество сверстников для старшеклассника выступает в качестве важней -шего условия личностного развития, поскольку такое общение становится, во-первых, важным источником информации, влияющей на мотива -цию деятельности (в том числе, и познавательной); во-вторых, условием формирования ценностных ориентаций; в-третьих, специфическим видом эмоционального контакта, который необходим для развития эмоционально-чувственной сферы личности; в-четвертых, предпосылкой возможной самооценки, появляющейся при общении со сверстниками в сопоставлении себя с другими. Сильное влияние сверстников распространяется и на познавательную деятельность старшеклассника, т. к. сверстники активно воздействуют на осознание социальной значимости учения, на волевые процессы при осуществлении познавательной деятельности.
Таким образом, сверстники оказывают дос -таточно сильное влияние на формирование старшеклассника как личности, т.к. со своими сверстниками старшеклассник соотносит свое поведение и самооценку, стремясь повысить свой социальный статус, который, в свою очередь, оказывает сильнейшее влияние на поведе -ние и самосознание учащегося [3. — С.9]. Одним из путей усиления влияния на познавательную деятельность может быть воздействие на старшеклассника через референтные группы [2. —С.388]. Отсюда следует очень сложная в со -временных социально-экономических условиях педагогическая задача — сделать референтным для каждого старшеклассника его классный коллектив.
Рассмотренные нами особенности форми-рования культуры познавательной деятельно -сти старшеклассников в период их обучения в школе представляют интерес не только для учителей и руководителей школ, но и для преподавателей ведомственных образовательных
учреждений. Ведь и школьные, и вузовские педагоги призваны решать общую задачу — помочь избравшему профессию полицейского молодому человеку достичь наивысших успе -хов в своей учебной, профессиональной, слу-жебной деятельности, максимально полно рас -крыть в профессиональной и иных сферах жизнедеятельности потенциал сформированной культуры.
ЛИТЕРАТУРА
1. Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход / А.А. Вербицкий. — М., 1991. — 207 с.
2. Немов Р.С. Психология: учеб.для
студ.высш.пед.учеб. заведений: в 3 кн. Кн.1: Общие основы психологии. — 2-е изд. — М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995. — 576 с.
3. Кон И.С. Психология юношеского возраста (Проблемы формирования личности): учеб. пособие для студентов пед. ин-тов. — М.: Просвещение, 1979. — 175с.