Lingua mobilis №3 (17), 2009
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ЯЗЫКА
ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ ОБЩЕНИЯ СТУДЕНТОВ УНИВЕРСИТЕТА
О. В. Севрюгина
В статье рассматривается проблема подготовки будущего специалиста. В условиях социальных, экономических и политических преобразований, происходящих в нашем обществе, востребован человек с высоким уровнем культуры общения. В статье предлагается совокупность педагогических средств, направленных на решение данной задачи в образовательном процессе.
Ключевые слова: подготовка специалиста, образовательный процесс, культура общения.
Культура общения - неизменный атрибут, сопровождавший образованных и интеллигентных людей в течение многих веков. Конструктивное общение, обмен мнениями - необходимые составляющие профессионала. Именно поэтому так важна роль культуры общения в среде представителей молодого поколения, настроенных на получение высшего образования.
Проблема формирования культуры общения, в широком ее понимании, обусловлена необходимостью повышения качества подготовки специалистов, так как усвоение и применение студентами общечеловеческих, гуманистических, этических ценностей и реализация их непосредственно в общении способствуют не только личностному и духовному развитию молодого человека, но и социального, профессионального потенциала специалиста.
Современный выпускник высшего учебного заведения, в соответствии с государственным образовательным стандартом, должен обладать многими знаниями и умениями в области культуры общения. Поэтому, сегодня невозможно решать задачи научного осмысления и построения педагогического процесса без включения в него содержания, предусматривающего обучение студента общению.
190
Методика преподавания языка
В период студенческого возраста особенно выражена проблема выбора жизненных ценностей, а несформировавшаяся система нравственных ориентиров студенческой молодежи делает ее подверженной самым различным влияниям. На первое место выходят ценности потребления. Доброта, милосердие, порядочность, вежливость и другие нравственные ценности общения остаются в стороне. Постепенно складывается образ молодого поколения, которое впитывает в себя отрицательный, нигилистский настрой к культуре.
Понятие - культура (от «cultura» - «возделывать, обрабатывать»), как сложный феномен, не имеет однозначного толкования и предстает в виде совокупности материальных и духовных ценностей, «второй» природы, человеческого мира, результата и/или способа человеческой деятельности, системного качества общества и т.д.
В других определениях культуры подчеркивается двойственность культуры: с одной стороны, культура - мир социального опыта человека, накопленных им непреходящих материальных и духовных ценностей, с другой - качественная характеристика человеческой деятельности [3, 4, 6 и др.].
Понятие - общение - также отличается сложным и многосторонним пониманием. Один из подходов к общению, имеющий на сегодняшний день достаточно широкое распространение, был развит в трудах Г.М. Андреевой. В соответствии с этим подходом общение выступает как сложный процесс, включающий в себя передачу и обмен информацией, взаимодействие, взаимопонимание людей в сложившейся системе общественных отношений [1. С. 160].
Культура и общение в своем развитии находятся в диалектическом единстве. Общение воспринимается как необходимое условие производства культурных ценностей, в т. ч. и человека, как способ бытия культуры. М.С. Каган замечает: «Межсубъектное взаимодействие - истинный продукт и «механизм» культуры» [2. С. 245].
Постоянно взаимодействуя и, интегрируясь друг с другом, понятия «общение» и «культура» образуют новое в содержательном и структурном плане понятие «культура общения». Базируясь на социально-философском подходе к субъектам культуры общения, можно выделить следующие уровни: человечество в целом; отдельное общество; социальная группа; конкретная личность.
191
Lingua mobilis №3 (17), 2009
Таким образом, культура общения общества - это степень развития духовных богатств общества в сфере человеческих взаимоотношений: гуманистических принципов и ценностей, этических и этикетных норм, системы знаний в области общения, определенный уровень овладения ими, и степень их использования.
В процессе овладения духовным богатством общества в сфере общения происходит превращение внешних форм регулирования поведения человека во внутренние - требования общества становятся знаниями, убеждениями, потребностями, привычками, которые в единстве с эмоционально-волевыми качествами являются мотивами поведения человека, выступают в роли самооценки, самоконтроля, обеспечивая единство общественных требований и поведения человека. Исходя из этого, можно рассматривать культуру общения личности как сложное личностное образование, характеризующееся степенью усвоения, принятия, применения и обогащения личностью духовных богатств общества в сфере общения (ценностей, норм, научных знаний).
Изучив функции культуры общения, можно сделать вывод о том, что она является неотъемлемой составляющей культуры общества и культуры личности. Культура общения выполняет ряд очень важных функций, в частности: способствует приобщению индивида к культурному опыту человечества, формированию ведущих черт духовного мира личности, созданию в общении оптимальных с психологической точки зрения условий.
С педагогической точки зрения, в культуре общения личности выделяют три основных компонента, гармоничное сочетание которых в структуре культуры общения обеспечивает ее действенное функционирование.
Так, когнитивный компонент составляет знания в области общих положений о культуре общения, этики, этикета, психологии общения.
Личностно-значимый компонент отражает значение культуры общения для индивида, которое находит свое выражение в желаниях, интересах, идеалах, ценностных ориентациях, убеждениях личности. Отсутствие осознания полезности культуры общения как ценности приводит к тому, что индивид, если и следует куль-
192
Методика преподавания языка
турным нормам общения, то делает это вопреки своему влечению и интересам. Личность в этом случае «склоняется перед нормой, но не возвышается до нее» (С.Л. Рубинштейн). Только когда общественно- значимое становится личностно значимым, осуществление культурных поступков является не просто долгом, но и потребностью [5. С. 157].
Поведенческий компонент характеризует реализацию усвоенных ценностей, норм, знаний на практике, в ситуациях повседневного общения, включает в себя умения культурного взаимодействия, рефлексию культурной стороны общения, творческое отношение к общению. В случае отсутствия данного компонента, когда полученная извне информация хранится во внутреннем багаже знаний личности и не используется ею в жизни, культура общения теряет всякий смысл.
Следовательно, в процессе усвоения культуры общения социума происходит изменение позиции личности от роли стороннего наблюдателя к заинтересованности, от заинтересованности к готовности и убежденности, а затем и к деятельности, соответствующей системе интернализованного опыта общения.
Роль общения в студенческом возрасте связана с тремя основными задачами: формированием личностной самостоятельности, профессионального самосознания и усвоением основ будущей профессии, а также действенной ориентацией в отношениях с противоположным полом и выборе партнера для будущей семейной жизни. На стадии студенчества в условиях усложнения системы отношений, в которую включена личность, перед ней все чаще и в более острой форме встает проблема личностного выбора, требующая осознания своей позиции и принятия того или иного ответственного решения. В процессе учебы особое значение для студента приобретает общение с однокурсниками. Учебная группа для студента - это фокус, концентрирующий его общественные связи.
Уровень культуры общения является результатом следующих объективных факторов: а) экономических, б) социальнополитических, в) демографических, г) религиозно-культурных, д) состояния образовательной среды и т.д. Субъективную основу уровня культур общения составляют конкретные параметры лич-
193
Lingua mobilis №3 (17), 2009
ности: направленность; образованность; воспитанность; социа-лизированность; общая культура; развитость психических процессов и свойств личности. При этом формирование установок толерантного сознания и поведения молодого человека в межличностном общении является приоритетной задачей.
Успешному решению данной задачи будет способствовать соблюдение комплекса организационно-педагогических требований:
- проектирование педагогической деятельности с учетом структуры и содержания культуры общения, возможностей образовательного процесса;
- реализация задач воспитания культуры общения, основывающихся на принципах гуманизма, диалога культур, сотворчества субъектов взаимодействия образовательного процесса;
- привитие целостности знаний о толерантной личности как ценностном качестве, обусловливающей адекватное содержание воспитательного процесса;
- применение форм и методов воспитания проблемнопоискового, имитационно-ролевого характера, способствующих позитивному межличностному взаимодействию.
Реализация задач воспитания культуры общения, основывающаяся на принципах гуманизма, диалога культур, сотворчества субъектов взаимодействия образовательного процесса, позволяет осуществить диалоговое взаимодействие студентов, обеспечивающее их взаимопонимание и духовное взаимообогащение как представителей разных культурных общностей, утвердить ценность человека как личности, его права на свободу, развитие и проявление своих способностей, способствовать развитию инициативы и самостоятельности воспитанников, совместному творческому решению преподавателем и студентами возникающих проблем. На занятиях создается такая форма организации содержания учебного материала, при помощи которой педагогу удается создать творческую ситуацию, прямо или косвенно задать цель, условия и требования учебно-творческой деятельности, в процессе которой студент активно овладевает знаниями, умениями, навыками, развивает творческие способности.
Позитивное взаимодействие студентов- представителей различных культур достигается посредством форм и методов
194
Методика преподавания языка
проблемно-поискового, имитационно- ролевого характера при формировании структурных компонентов: когнитивного, лич-ностно- значимого и поведенческого.
При формировании когнитивного компонента культуры общения используются следующие формы и методы:
- лекция - пресс-конференция, в процессе которой преподаватель предлагает студентам задать интересующие их вопросы по теме. Лекция излагается не как ответы на вопросы, а как связный текст, в ходе изложения которого формируются ответы. В конце лекции преподаватель проводит анализ вопросов как отражение интересов и знаний студентов;
- познавательная игра, например, «Диалог культур», «Агент», применение которой предполагает создание специальных ситуаций, моделирующих реальность, в которых могли бы оказаться студенты в жизни.
На формирование личностно- значимого компонента оказывает влияние:
- семинар-дискуссия, когда на обсуждение выносятся актуальные проблемные вопросы. Сначала студенты индивидуально их обдумывают, затем образуют пары и малые групп, в которых эти вопросы обсуждаются. Смысл состоит в том, что вопросы уже были обсужден в парах, сложились какие-то устойчивые мнения, и дискуссия в малой группе будет более осмысленной. В конце занятия отводится время для общегрупповой дискуссии.
- ролевая игра, например, «Волшебная лавка», «Групповая картинка», в которой разыгрывается определенная ситуация и поведение человека в этой обстановке. Основная задача игры - научить студента ориентироваться в различных жизненных ситуациях, давать объективную оценку своему поведению, устанавливать контакты, уметь становиться на позицию другого.
Формирование поведенческого компонента достигается формами и методами:
-семинар - проблемные ситуации, предполагает рассмотрение проблемных ситуаций, которые могут возникать при общении с представителями различных культур, национальностей, конфессий, социальных групп, взглядов. Задача студента - выстроить
195
Lingua mobilis №3 (17), 2009
модель своего поведения, найти наиболее оптимальное и верное решение выхода из сложившегося положения;
- Упражнения, например «Паутина предрассудков», «Превращения», «Я - высказывание, Ты - высказывание», направленные на развитие трех сторон общения, проявляющихся одновременно (коммуникация, интеракция, перцепция).
В результате применения указанных форм и методов позитивное взаимодействие участников образовательного процесса проявляется в сотрудничестве (характеризуется равенством позиций в общении, «чувством партнера», умением принять его таким, каков он есть, отсутствием стереотипности в восприятии других), компромиссе (подразумевает совместное определение целей деятельности, совместное ее планирование, распределение сил и средств на основе возможностей каждого) и приспособлении (предполагается в тех случаях, когда позиция партнера является приемлемой, характеризуется вниманием к партнеру, эмоциональной стабильностью по отношению к субъекту взаимодействия).
Список литературы
1. Андреева Г.М. Социальная психология. - М.: МГУ1980.- 415 с.
2. Каган, М.С., Эткинд А.М. Общение как ценность и как творчество // Вопросы психологии.- 1988.- №
4.- 340 с.
3. Комаров В.П. Культура межнационального общения учащихся.-Оренбург: ОГУ, 1999.- 130 с.
4. Крылова Н.Б. Формирование культуры будущего специалиста.-М.:ВШ, 1990.- 140 с.
5. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. - М.: Педагогика, 1976. - 416 с.
6. Соколова В.В. Культура речи и культура общения.- М.: Просвещение, 1995.- 190 с.
List of literature
1. Andriejeva G.M. Sothiihalinaja psi-ixologiija. - M.: MGU,1980.- 415 p.
2. Kagan, M.S., Etkiind A.M. Obsh-hieniije kak thiennosti ii kak tvor-chiestvo // Voprosyy psiixologiihii.-1988.- № 4.- 340 p.
3. Komarov V.P. Kulitura miezhnathi-ihonalinogo obshhieniija uchashhiix-sia.- Orienburg: OGU, 1999.- 130 p.
4. Kryylova N.B. Formiirovaniije ku-lituryy budushhiego spiethiihaliista.-M.:VSH, 1990.- 140 p.
5. Rubiinshtiejn S.L. Probliemyy ob-shhiej psiixologiihii.- M.: Piedagogii-ka, 1976. - 416 p.
6. Sokolova V.V Kulitura riechii ii kulitura obshhieniija.- M.: Prosviesh-hieniije, 1995.- 190 p.
196