Научная статья на тему 'Формирование культуры общения и социальной зрелости предпринимателя с применением методов проблемного обучения'

Формирование культуры общения и социальной зрелости предпринимателя с применением методов проблемного обучения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
424
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЧНОСТЬ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ / СОЦИАЛЬНАЯ ЗРЕЛОСТЬ / МЕТОДЫ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ / КУЛЬТУРА ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ / СПЕЦКУРС / БИЗНЕС-ПЛАНИРОВАНИЕ / КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / THE PERSON OF THE BUSINESSMAN / A SOCIAL MATURITY / METHODS OF PROBLEM TRAINING / CULTURE OF BUSINESS DIALOGUE / A SPECIAL COURSE / BUSINESS PLANNING / COMMUNICATIVE COMPETENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шишикина Анна Александровна, Кашина Ольга Павловна, Нацвалова Марина Юрьевна

Статья посвящена анализу личности предпринимателя с точки зрения его социальной зрелости. В работе рассматриваются понятия «социальная зрелость», «культура общения», «методы проблемного обучения». Особое внимание обращается на социально-психологические качества личности предпринимателя. Авторы указывают на возможность использования методов проблемного обучения при формировании культуры общения студентов предпринимателей. В заключение авторами рассмотрена попытка создания профессионально-ориентированного спецкурса, направленного на формирование личностных качеств современного предпринимателя.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF CULTURE OF COMMUNICATION AND SOCIAL MATURITY OF THE BUSINESSMAN WITH APPLICATION OF METHODS OF PROBLEM TRAINING

Article is devoted the analysis of the person of the businessman from the point of view of its social maturity. In work concepts «a social maturity», «culture of dialogue», «methods of problem training» are considered. The special attention addresses on socially-psychological qualities of the person of the businessman. Authors specify in possibility of use of methods of problem training at formation of culture of dialogue of students of businessmen. In summary authors consider attempt of creation of the is professional-focused special course directed on formation of personal qualities of the modern businessman.

Текст научной работы на тему «Формирование культуры общения и социальной зрелости предпринимателя с применением методов проблемного обучения»

УДК: 808; 159.9.01 ББК: 81,1; 87,6

Шишикина А.А., Кашина О.П., Нацвалова М.Ю.

ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ ОБЩЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОЙ ЗРЕЛОСТИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ С ПРИМЕНЕНИЕМ МЕТОДОВ ПРОБЛЕМНОГО

ОБУЧЕНИЯ

Syishikina A.A., Kashina O. P, Natsvalova M. Ju.

FORMATION OF CULTURE OF COMMUNICATION AND SOCIAL MATURITY OF THE BUSINESSMAN WITH APPLICATION OF METHODS OF PROBLEM TRAINING

Ключевые слова: личность предпринимателя, социальная зрелость, методы проблемного обучения, культура делового общения, спецкурс, бизнес-планирование, коммуникативная компетентность.

Keywords:the person of the businessman, a social maturity, methods of problem training, culture of business dialogue, a special course, business planning, communicative competence.

Аннотация: статья посвящена анализу личности предпринимателя с точки зрения его социальной зрелости. В работе рассматриваются понятия «социальная зрелость», «культура общения», «методы проблемного обучения». Особое внимание обращается на социально-психологические качества личности предпринимателя. Авторы указывают на возможность использования методов проблемного обучения при формировании культуры общения студентов - предпринимателей. В заключение авторами рассмотрена попытка создания профессионально-ориентированного спецкурса, направленного на формирование личностных качеств современного предпринимателя.

Abstract: article is devoted the analysis of the person of the businessman from the point of view of its social maturity. In work concepts «a social maturity», «culture of dialogue», «methods of problem training» are considered. The special attention addresses on socially-psychological qualities of the person of the businessman. Authors specify in possibility of use of methods of problem training at formation of culture of dialogue of students - of businessmen. In summary authors consider attempt of creation of the is professional-focused special course directed on formation of personal qualities of the modern businessman.

Цель статьи - рассмотреть формирование культуры общения и социальной зрелости студентов-предпринимателей, применяя новый поход к использованию методов проблемного обучения, и предложить рекомендации по реализации соответствующей методики обучения.

Следует обратить внимание на то, что в современном образовательном процессе не предлагается отдельных самостоятельных курсов, которые направлены на формирование личностных качеств будущих предпринимателей, способствующих развитию социальной зрелости студентов. Поэтому, на наш взгляд, задачами данной статьи являются: раскрыть сущность социальной зрелости, культуры общения предпринимателя и показать возможность примене-

ния методов проблемного обучения, способствующих формированию общекультурных компетенций в образовательном процессе студентов-коммерсантов, будущих предпринимателей.

В последние десятилетия современное российское общество претерпевает глобальные изменения в социально-экономической сфере. Экономические преобразования в России выдвинули на первый план важнейшие проблемы глубоких социальноструктурных процессов, динамика которых обусловлена качественными изменениями в отношениях собственности, власти, в уровне доходов различных слоев и групп населения. Произошло существенное преобразование основ и регуляторов, которые и формируют социальную структуру общест-

ва. Изменилась природа ее компонентов, появились новые слои и социоструктурные образования, в частности, группа занятого населения, выполняющая работу в собственном деле единолично или с одним, а то и несколькими партнерами, привлекая для работы наемных работников. Данная социальная группа, по определению Федеральной службы государственной статистики, называется "работодателями", на языке научном - предпринимателями. В литературе дается следующее определение понятия «предприниматель»: «Предприниматель -

физическое или юридическое лицо, осуществляющее на постоянной основе с целью извлечения прибыли деятельность по производству, реализации или приобретению продукции или товаров, оказанию услуг, выполнению работ и заключающее в процессе этой деятельности гражданско-правовые сделки от своего имени».1

Курс социально-экономического развития России определен таким образом, что развитие экономики, особенно такой сферы как предпринимательство, имеет приоритетное значение. Российская Федерация стремится войти в число лидеров мировой экономики, где главным субъектом экономической деятельности является предприниматель. Предприниматель - не антиобщественная фигура. Действуя в собственных интересах, он удовлетворяет запросы социума, облагораживая общественную жизнь и делая ее более комфортной. Важным инструментом деятельности предпринимателя и показателем эффективности этой деятельности являются деньги. Для любого предпринимателя главной целью является систематическое максимальное извлечение прибыли на законных основаниях, в противном случае его преследуют неудача и, возможно, полное банкротство, о чем свидетельствует история развития предпринимательства.

Несмотря на то, что общие регламенты российского законодательства прибли-

1 Блохин, С.Н., Шкарин, А.Ю. Индивидуальный предприниматель. Практическое руководство по организации и ведению индивидуальной предпринимательской деятельности граждан без образования юридического лица. - Изд. 3-е, перераб. и доп. - М.: Буквица, 1998. - С. 11.

жаются к европейским стандартам, развитие малого и среднего бизнеса в России еще требует многих усилий.

В современной российской экономике малое предпринимательство постоянно сталкивается с множеством проблем, мешающих полноценному развитию этого сектора экономики, что становится одним из факторов, препятствующих рыночным преобразованиям общества. Для предпринимательства характерна высокая зависимость от внешней среды: бизнес подвергается влиянию целого ряда факторов, сдерживающих его развитие.

С какими же проблемами сталкивается предпринимательство? Эти проблемы возможно разделить на следующие группы: организационные, (связанные с юридическим оформлением документов и регистрацией, открытием счета в банке), материальнотехническое обеспечение (нехватка производственных помещений и оборудования, недостаточная правовая защищенность этого вида деятельности), инвестиционные проблемы и проблемы капитализации сбережений индивидуальной ликвидности (затруднения в легализации капитала для регистрации предприятия, проблема формирования стартового капитала, установление связей с поставщиками; кредитная необеспеченность). Но необходимо отметить, что процесс формирования и развития предпринимательской среды в России - это комплексная проблема, имеющая не только экономические, политические, нормативноправовые аспекты, но и социальнопсихологические, философские.

Так, с философской точки зрения предпринимательство может быть охарактеризовано как особый настрой души, как форма деловой романтики, как средство реализации человеком присущих ему потенций. Однако и этого определения недостаточно для полного понимания данного явления. Важно иметь в виду, что мотивация деятельности любого индивидуума, вступающего на путь предпринимательства,

- это стремление добиться успеха, хотя успех - понятие строго индивидуальное. Добиться успеха в предпринимательстве возможно на основе предварительной подготовки. Но успеха в предпринимательской

деятельности может добиться человек, который обладает особой предрасположенностью к этой деятельности. Изменение современной экономической ситуации в стране и в мире в целом предполагает и требует обладание каждым вступающим в сферу предпринимательства необходимым набором знаний, навыков и умений, без которых осуществление предпринимательской деятельности рассматривается как любительское, а не профессиональное.

В профессиональном смысле предпринимательство - это умение организовывать собственный бизнес и достаточно успешно осуществлять функции, связанные с ним. Обществу необходимо научиться уважать предпринимателя, так как он создает новые рабочие места, производит товары, предоставляет услуги.

Таким образом, актуальность рассматриваемого явления заключается в том, что в условиях российской рыночной экономики не удовлетворена общественная потребность в практическом и теоретическом осмыслении сущности, роли, конкретных функций, социальных и личностных качеств предпринимателя. Это необходимо для функционирования социально-ориентированной рыночной системы, важным элементом которой является человеческий фактор, личность предпринимателя.

Проблемы развития предпринимательства и человеческого фактора в рыночной экономике обсуждаются в современной научной литературе экономистами, историками, философами, социологами, психологами. Интерес к социально-психоло-гическим аспектам процесса изучения личностных, социально-психологических качеств предпринимателя в условиях рыночной экономики продиктован существенными изменениями в обществе в течение последних десятилетий. Современное общество, для которого характерны стремительные социальные, экономические и политические изменения, развитие современных средств коммуникации, усовершенствованных технологий, потребительски ориентированной экономики предъявляет к личности особые требования, в том числе и к личности предпринимателя, среди которых важное место занимает личностная и социальная зрелость.

Обществу нужны «гиперответственные» и исполнительные люди, ориентированные на достижение совершенного успеха и безупречного идеала во всех сферах общественной жизнедеятельности; нужны граждане, которые в первую очередь являются субъектами своей жизни, что возможно только при сформированности их личностной и социальной зрелости.

Человек в среднем (зрелом) возрасте сегодня занимает центральное место в общественной и возрастной структуре общества. Как правило, именно в этом возрасте большинство людей достигает вершины профессиональной и общественной карьеры, в том числе и в области предпринимательства. Для данной категории людей важным условием и в то же время показателем их деятельности является уровень их личностной и социальной зрелости, формирование которой в свою очередь связано с уровнем их коммуникативной компетентности.

Понятие «зрелость» часто используется в науках социального, гуманитарного циклов. Русский философов И.А. Ильин, например, даёт философско-эстетическое определение зрелости: «Зрелый муж познаёт радость и муку человеческого творчества, и божественную значительность мира. Он уже видит и предметную глубину жизни, и предел своих личных сил. Перед ним раскрывается сущность вещей, и жизнь его вступает в период плодоношения. Это есть время опубликования главных трудов и воспитания нового поколения, время заслуг, признания и восхождения. Красота позднего лета; благоухание сложенных скирдов и собранных яблок; счастье зрелых и законченных созданий».1 Зрелость является порой полного расцвета личности, когда человек может реализовать весь свой потенциал, добиться наибольших успехов во всех сферах жизни, в том числе и в предпринимательской деятельности. Это время исполнения своего человеческого предназначения - как в профессиональной или общественной деятельности, так и в плане преемственности поколений. В зрелости, как и в молодости, главные стороны жизни - профессиональная

1 Ильин, И.А. Поющее сердце. Книга тихих созерцаний //И.А. Ильин. Собрание сочинений в десяти томах. Т.З. - М.: Русская книга, 1994. - С. 285.

деятельность и семейные отношения. Но если в молодости она включала овладение выбранной профессией и выбор спутника жизни, то в зрелости это - реализация себя, полное раскрытие своего потенциала в профессиональной деятельности и семейных отношениях.

«Социальная зрелость личности - понятие, фиксирующее одно из главных достижений процессов обучения и воспитания, осуществляемых семьёй, школой, социальным окружением, социумом в целом. Социальная зрелость рассматривается как устойчивое состояние личности, характеризующееся целостностью, предсказуемостью, социальной направленностью поведения во всех сферах жизнедеятельности. Зрелая личность - это личность, которая активно владеет своим окружением, обладает устойчивым единством личностных черт и ценностных ориентаций и способна правильно воспринимать людей и себя».1 В.И. Матис, обобщая, даёт следующее определение социально зрелой личности: «это устойчивая система социально значимых черт, включающая профессиональную, мировоззренческую, нравственную зрелость, характеризующих социальный тип того или иного общества или общности».2 Зрелость психического развития человека как основа его социальной зрелости оценивается через социальное проявления. Зрелость психического развития создаёт лишь возможность для самоосуществления человека как члена социума и индивидуальности. Эта возможность реализуется при оценке поведения человека сквозь призму социальных ценностей.

Таким образом, наиболее общими характеристиками личностной и социальной зрелости индивидуума являются такие качества, как интегрированность и целостность -устойчивая иерархия мотивов и ценностей, которая ведет к эмоциональной устойчивости, самодостаточности, самопринятию, реалистичности притязаний, осмысленности жизненных перспектив. Сознательное самоопределение - контроль своей жизни и управление ею, способность к саморегуля-

1 Матис, В.И. Социология образования и формирования личности. - Барнаул, 1995. - С. 177.

2 Там же: - С. 40.

ции, способность ставить цели и достигать их, способность быть творцом своей жизни, жизнестойкость. Активная жизненная позиция выражается в инициативности, энергичности, способности изменять внешний мир и создавать новое, в самораскрытии, стремлении к смыслу жизни и толерантности. Готовность к совершению поступков, делать выбор, взвешивать альтернативы, находить оптимум между своими ресурсами, готовность к риску и способность к оптимальному взятию ответственности за последствия своих решений.

Итак, получается следующая модель социально зрелой личности современного предпринимателя, которая и является наиболее желательной и востребованной современным обществом: высокая способность к адаптации, проявление активной социальной позиции; ответственность, терпимость, потребность в саморазвитии, позитивный взгляд на мир, направленность на взаимодействие и коммуникативная компетентность. Коммуникативная компетентность современного предпринимателя также является одним из критериев формирования зрелости личности в современном обществе. Социальные, экономические, политические перемены, перестройка общественного и индивидуального сознания, упор на индивидуальную инициативу, предприимчивость предъявляют сегодня повышенные требования к коммуникативной компетентности предпринимателя, умению взаимоотношения с разными социальными группами. Становятся социально желательными такие свойства зрелой личности, которые прежде не считались социально необходимыми: компромиссность, предприимчивость, практичность и т.п. Формирование этих качеств напрямую связано с коммуникативной компетентностью личности предпринимателя, которая не возникает на пустом месте, она формируется.

Вопрос о формировании коммуникативной компетентности предпринимателя является значимым и актуальным. У большинства современных предпринимателей крайне низкая культура делового общения, что существенно снижает их предпринимательскую активность и не позволяет максимально реализовать свои возможности. Это

во многом обусловлено тем, что хозяйственная сфера жизни общества долгое время описывалась только с помощью таких терминов, как «сырье», «техника», «рабочая сила», «товар», «деньги», «эффективность», «прибыль» и т.п. И сегодня они по праву составляют основу понятийного аппарата экономической науки. «Однако с некоторых пор в экономических трудах появились категории совсем иного рода, например, такие как «человеческие отношения», «моральнопсихологический климат», «стиль руководителя», самосовершенствование, кодекс чести предпринимателя и др.». 1 Это свидетельствует о начавшемся процессе взаимопроникновения, сближения экономической и психологической областей знания. Это сотрудничество двух наук оказалось весьма эффективным. Современный предприниматель уже затрачивает большую часть своих сил не на решение финансовых, технических и организационных вопросов, а на решение психологических задач, которые постоянно возникают в процессе делового общения.

Таким образом, современный предприниматель обеспечивает своей деятельностью решение двуединой задачи: достижение хозяйственного результата и воздействие на людей, создающих этот результат. Поэтому эффективный предприниматель должен быть не только узким специалистом, но и специалистом широкого профиля, а это означает, что современный предприниматель должен отчасти быть и психологом. Специфика делового общения обусловлена еще и тем, что оно возникает на основе и по поводу определенного вида деятельности. При этом стороны делового общения выступают в формальных (официальных) статусах, которые определяют необходимые нормы и стандарты (в том числе и этические) поведения людей. Как и всякий вид общения, деловое общение имеет исторический характер, оно проявляется на разных уровнях социальной системы и в различных формах. Его отличительная черта -оно не имеет самодовлеющего значения, не является самоцелью, а служит средством для достижения каких-либо других целей.

В условиях рыночных отношений - это прежде всего получение максимальной прибыли. Деловое общение является необходимой частью человеческой жизни, важнейшим видом отношений между людьми. Наиболее полное и развернутое определение культуры предпринимательства отражено в книге В.Д. Козлова «Управление организационной культурой». Культура предпринимательства «есть система формальных и неформальных правил и норм деятельности, обычаев и традиций, индивидуальных и групповых интересов, особенностей поведения работников данной организационной структуры, стиля руководства данной организационной структуры, стиля руководства, показаний удовлетворенности работников условиями труда, уровня взаимного сотрудничества, идентифицирования работников с предприятиями и перспективами развития». 2

Культура делового общения основывается на правилах, уровнях и нормах поведения партнеров, способствующих развитию сотрудничества и укрепляющих сущностную основу деловых отношений. Смысл этих правил и уровней - укрепление взаимного доверия, постоянное информирование партнера о своих намерениях и действиях, исключение обмана и дезориентация партнера. В процессе делового общения его участники обмениваются информацией, которая передаётся в форме управленческих решений, замыслов, идей, отчётов, докладов, сообщений. Не менее важен обмен интересами, настроениями, чувствами. В этом случае деловое общение предстаёт как коммуникативный процесс, то есть как обмен информацией, значимой для участников общения. Все эти особенности делового общения во многом объясняют характер правил к речевой коммуникации в деловой среде, которые можно сформулировать:

1.Чётко определяйте цели своего сообщения.

2. Делайте сообщение понятным и доступным для восприятия разными группами работников, находите конкретные иллюстрации общих понятий, развивайте общую идею, используя яркие примеры.

1 Козлов, В.Д. Управление организационной куль-

турой / В. Д. Козлов. - М.: Изд-во МГУ, 2010. - С. 35.

2 Там же. - С. 57.

3. Делайте сообщения по возможности краткими и сжатыми, отказывайтесь от излишней информации, привлекайте внимание сотрудников лишь к тем проблемам, которые касаются их конкретно.

4. В разговоре с сотрудниками следуйте правилам активного слушания, демонстрируйте им сигналы вашего понимания и готовности к совместным действиям.

Таким образом, культура организации предпринимательской деятельности определяет климат, стиль взаимоотношений, ценности предприятия. Назначение культуры предпринимательства связано с решением двух основных проблем: выживанием в данной социально-экономической среде и обеспечением внутренней интеграции для достижения поставленных целей. На каждом крупном предприятии отделы, управления, администрации имеют разные субкультуры, повторяющие структуру самого предприятия. Различие обусловливается многообразием отраслей производства и сфер человеческой деятельности. Это может быть культура выгодных сделок, инновационная, административная культура и т.д. Наличие различных культур, субкультур может привести к напряженности, столкновениям. Необходимо иметь в виду, что, прежде чем приступить к формированию культуры предпринимателя, следует твердо уяснить его систему ценностей и убеждений. Вместе с тем не следует думать, что культурой предпринимательства можно манипулировать. Она складывается годами, динамична, постоянно совершенствуется.

Итак, культура предпринимательства не только обеспечивает высокий престиж предприятию, но и способствует повышению эффективности производства, улучшению качества продукции и услуг, и, следовательно, увеличению доходов. Следует отметить тот факт, что формирование культуры общения и социальной зрелости современного предпринимателя происходит не одномоментно, не сиюминутно, а требует длительной и серьёзной подготовки на всех ступенях образовательного процесса. Современный образовательный стандарт нацелен не только на получение знаний в различных научных областях, но и на формирование и раскрытие в процессе обучения

индивидуальных личностных качеств и творческих способностей обучающихся.

«На современном этапе развития нашего общества как никогда возросла социальная потребность в нестандартно мыслящих творческих личностях. Потребность в творческой активности специалиста и развитом мышлении, в умении конструировать, оценивать, рационализировать быстро растет. Решение этих проблем во многом зависит от содержания и методики обучения будущих специалистов».1 Поэтому подготовке будущих предпринимателей необходимо уделять пристальное внимание. Только эффективное образование способно сформировать психологически и профессионально зрелую личность будущего предпринимателя.

Традиционная подготовка специалистов, ориентированная на формирование знаний, умений и навыков в предметной области, отстаёт от современных требований. Основой образования должны стать не столько учебные дисциплины, сколько способы мышления и деятельности. Необходимо не только выпустить специалиста, получившего подготовку высокого уровня, но и включить его уже на стадии обучения в разработку новых технологий, адаптировать к условиям конкретной производственной среды.

Каким образом нужно построить обучение, чтобы повысить познавательную активность обучающихся, чтобы процесс познания стал интересным, эффективным, результативным? На наш взгляд, возможно использование в педагогической деятельности инновационных форм обучения, в частности методов проблемного обучения, которые находят практическое применение в спецкурсах «Разработка командной бизнес-идеи», «Командное бизнес-планирование» для студентов 1 и 5 курсов студентов факультета управления и предпринимательства ННГУ им. Н.И. Лобачевского специальностей 080200 «Менеджмент», 080100 «Экономика», 100700 «Торговое дело». Каждый из спецкурсов рассчитан на 40 аудиторных часов. Особенностью именно этих спецкурсов является то, что они рассчитаны

1 Гузеев, В.В. Планирование результатов образования и образовательная технология. - М.: Народное образование, 2010. - С. 240.

на «полное погружение» студентов в данный курс, при этом продолжительность каждого занятия 4 часа ежедневно, после которых студентам предлагается выполнить самостоятельное задание для закрепления полученных навыков, а также выполнить задание поисково-исследовательского характера, ориентированное на работу в последующие дни. Таким образом, реализуется взаимосвязь каждого из этапов обучения. Чтобы добиться максимального успеха преподаватель использует различные методы обучения, выполняя не контролирующую функцию, а роль консультанта, который лишь направляет и корректирует работу студентов. На спецкурсах моделируются практические ситуации с экономической и психологической составляющей, требующие быстрого принятия решения, основанного не только на экономических расчетах, но и с учетом социально-психологических особенностей взаимодействия бизнес-партнеров в рамках делового общения. Итоговым занятием является презентация командой конкурентоспособного бизнес-плана, выбранного участниками группы по итогам предварительного отбора, с предоставлением полной аналитической записки.

Спецкурсы призваны интегрировать ранее полученные знания и навыки профессиональной деятельности, сплотить участников обучения и освоить приемы эффективного командного взаимодействия. Современному специалисту необходимо освоить технологию бизнес-планирования, научиться подбирать людей в команду, распределять между ними роли, совместно решать проблемы, выявлять зоны роста команды, осуществлять профилактику ее распада. Каждый спецкурс раскроет индивидуальные особенности личности, ценность каждого отдельного человека в работе на общий результат. Он посвящен отработке процесса формирования социально зрелой личности, культуры делового общения в бизнес-среде, а также отрабатываются технологии эффективно работающей команды, способной решать поставленные задачи в любой области бизнеса и управления. Таким образом, специфика указанных спецкурсов состоит в том, что здесь органично сочетается обучение навыкам работы в команде, целеполага-

нию, бизнес-планированию, отрабатываются технологии внутригруппового взаимодействия, формирующие социальную зрелость личности и ее коммуникативные качества.

Основным элементом спецкурса является проблемная ситуация, «представляющая собой интеллектуальное затруднение человека, возникающее в случае, когда он не знает, как объяснить возникшее явление, не может достичь цели известным ему путем, что побуждает искать новый способ объяснения действия». 1 Перед студентами ставится конкретная практическая задача, при решении которой возможно использование «мозгового штурма», «ситуации успеха», а также соблюдение следующих правил: привлечение студентов к формулировке проблемы; выдвижению предположений, обоснованию гипотезы; умело выходить из конфликтных ситуаций; аргументировано отстаивать свою точку зрения, делать сравнения, обобщения, выводы, соблюдая этику делового общения. Следовательно, «в условиях проблемного обучения происходит активное овладение личностью теми способами, приемами, которые наиболее характерны для творческой деятельности». 2 В рамках спецкурсов решаются одновременно три основные задачи: познавательная, коммуникативно-развивающая и социальноориентационная, что позволяет: реализовать субъект-субъектный подход при организации учебной деятельности; формировать активно-познавательную и мыслительную деятельность студентов; активизировать мотивацию учебной деятельности; отрабатывать в различных формах профессиональные и коммуникативные компетенции. В частности, задачами спецкурсов являются: отработка навыков создания успешной бизнес-команды; отработка технологии командного бизнес-плани-рования; развитие навыков успешного руководства коллективом, целеполагания, распределения командных ролей и выявления лидерского потенциала; формирование умения продуктивно

1 Матис, В.И. Социология образования и формирования личности. - Барнаул, 1995. - С. 31.

2 Сидоренко, Е.В. Тренинг коммуникативной компетентности в деловом взаимодействии. - СПб., 2008. - С. 79.

разрешать конфликты и достигать высоких результатов. Практика показывает, что при прохождении студентами данных спецкурсов, отмечается повышение уровня культуры общения, студенты адаптируются к современным жизненным ситуациям, умеют взаимодействовать с разными социальными группами.

Подводя итоги, следует отметить, что развитие предпринимательства в России представляет собой сложный и трудный процесс, сопровождающийся многочисленными проблемами (экономическими, политическими, нормативно-правовыми, социально-психологическими), встречающимися на пути предпринимателя. Формирование качеств современного предпринимателя связано с исследованием человека как носителя и одновременно субъекта экономических, социокультурных и нравственных отношений, что является чрезвычайно важ-

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Блохин, С.Н., Шкарин А.Ю. Индивидуальный предприниматель. Практическое руководство по организации и ведению индивидуальной предпринимательской деятельности граждан без образования юридического лица. - Изд. 3-е, перераб. и доп. - М.: Буквица, 1998.

- 120 с.

2. Герелес, Л.М. Проблемное обучение в вузе / Л.М. Герелес // Молодой ученый. - 2011.

- № 4. Т. 2. - 90 с.

3. Гузеев, В.В. Планирование результатов образования и образовательная технология. -М.: Народное образование, 2010. - 340 с.

4. Ильин, И.А. Поющее сердце. Книга тихих созерцаний // И.А. Ильин. Собрание сочинений в десяти томах. Т.З. - М.: Русская книга, 1994. - 380 с.

5. Козлов, В.Д. Управление организационной культурой / В.Д. Козлов - М.: Изд-во МГУ, 2010. - 132 с.

6. Кудрявцев, В.Т. Проблемное обучение: истоки, сущность, перспективы. - М.: Знание, 2000. - 279 с.

7. Лавриненко, В.Н. Психология и этика делового общения / под ред. В.Н. Лавриненко.

- 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Юнити-Дана, 2005. - 415 с.

8. Матис, В.И. Социология образования и формирования личности. - Барнаул, 1995. -

278 с.

9. Сидоренко, Е.В. Тренинг коммуникативной компетентности в деловом взаимодействии. - СПб., 2008. - 208 с.

ным при формировании социальной зрелости, коммуникативной компетентности, культуры делового общения. Практическая реализация методов проблемного обучения в рассмотренных спецкурсах при подготовке студентов-предпринимателей факультета Управления и предпринимательства способствует повышению уровня познавательной активности, становлению социально зрелой личности, повышению качества речевой культуры выпускника, развитию самостоятельности, ответственности, критичности, инициативности, нестандартности мышления, решительности. Проблемное обучение обеспечивает прочность приобретаемых знаний, так как они добываются в самостоятельной деятельности. На наш взгляд, именно проблемное обучение должно лечь в основу профессионального обучения будущих предпринимателей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.