Научная статья на тему 'Формирование культуры эмпатийного поведения будущих учителей в условиях цифровизации образовательного пространства'

Формирование культуры эмпатийного поведения будущих учителей в условиях цифровизации образовательного пространства Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
81
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭЛЕКТРОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ЭМПАТИЯ УЧИТЕЛЯ / ЭМПАТИЙНАЯ КУЛЬТУРА УЧИТЕЛЯ / ЭМПАТИЙНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ЦИФРОВИЗАЦИЯ / E-LEARNING / EMPATHY OF A TEACHER / EMPATHIC TEACHER CULTURE / EMPATHIC BEHAVIOR / DIGITALIZATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Саламатина Юлия Валерьевна

Рассматривается проблема формирования культуры эмпатийного поведения будущих учителей в условиях цифровизации образовательного пространства. Выявляются и характеризуются наиболее эффективные компьютерные интерактивные программы по оценке и формированию культуры эмпатийного поведения будущих учителей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article deals with the issue of the development of empathic behavior culture of future teachers in the conditions of the digitalization of educational environment. There are revealed and characterized the most effective computer interactive programs of evaluation and development of empathic behavior culture of future teachers.

Текст научной работы на тему «Формирование культуры эмпатийного поведения будущих учителей в условиях цифровизации образовательного пространства»

Development of communicative skills of schoolchildren by the means of scenario activities

The article deals with the potential of communicative approach in the conditions of basic education in the process of teaching the philology disciplines by the means of the scenario activities. There are defined the notions "communicative skills", "scenario activity ", "scenario". There is emphasized that schoolchildren including in scenario activities is an effective method of the development of communicative skills and active communicative and social position of students.

Key words: basic education, communicative skills, scenario activity, speech genre, project learning.

(Статья поступила в редакцию 21.08.2019)

ю.в. саламатина

(Екатеринбург)

формирование культуры эмпатийного поведения будущих учителей в условиях цифровизации образовательного пространства

Рассматривается проблема формирования культуры эмпатийного поведения будущих учителей в условиях цифровизации образовательного пространства. Выявляются и характеризуются наиболее эффективные компьютерные интерактивные программы по оценке и формированию культуры эмпатий-ного поведения будущих учителей.

Ключевые слова: электронное обучение, эмпа-тия учителя, эмпатийная культура учителя, эмпатийное поведение, цифровизация.

Введение. Ключевым компонентом модернизации современного образовательного процесса является развитие электронного обучения [6; 7]. На ежегодном совещании президента РФ В.В. Путина с Правительством утверждалось, что в современном российском обществе спрос на электронное образование

О Саламатина Ю.В., 2019

постоянно растет [7]. Поэтому современный образовательный процесс глубже погружается в электронную информационно-образовательную среду. В настоящее время ученые и исследователи все больше заостряют свое внимание на формировании новых педагогических компетенций, которые появляются в условиях цифровизации [1; 2; 8].

Появление новых технологий, которые расширяют возможности обучения, привело к углубленному изучению социальной функции учителя и педагогических моделей, реализуемых в образовательных учреждениях. Существуют исследования, изучающие онлайн-педагогику, согласно которой ученик является ядром и активным участником педагогического процесса, который сам решает, что, как, где, когда и с кем будет проходить обучение. Сам процесс обучения охватывает различные виды деятельности, предоставляющие широкие возможности и ресурсы для обучения.

В настоящее время существуют различные теории обучения (коннективизм, разоматиче-ское обучение, саморегулирующее обучение и др.), после анализа которых возникает необходимость переосмысления образования как более открытого и гибкого, требующего от современного учителя новых компетенций.

Одним из ключевых факторов инноваций и совершенствования в сфере образования являются подготовка учителей в области ИКТ (информационно-компьютерных технологий), формирование у них цифровых компетенций, таких как способность общаться в условиях цифровизации, умение сотрудничать онлайн с другими людьми, обмениваться ресурсами с помощью онлайн-инструментов, умение не только узнавать о новых технологиях, но и повышать эффективность их использования на практике.

На сегодняшний день цифровая компетенция учителей исследуется активно как в россии, так и за рубежом. Проанализировав некоторые исследования в этой области, можно сделать вывод, что современные учителя, хотя и регулярно проходят повышение квалификации в области ИКт, обладают средним уровнем цифровой компетенции, тем не менее очень мало кто из них готов использовать свои знания и цифровые технологии в своей профессиональной деятельности [11].

Следует также отметить, что, несмотря на достаточное количество исследований в области цифровой компетенции учителей, немно-

гие обращают внимание на эмоциональные навыки и еще меньше - на эмпатию учителя в условиях цифровизации образования [2; 11]. Таким образом, цель представленного исследования - выявить и реализовать наиболее эффективные компьютерные интерактивные программы по оценке и формированию культуры эмпатийного поведения будущих учителей.

С опорой на результаты ранее проведенного исследования, когда формирование эмпа-тийной культуры будущих учителей проходило в условиях традиционного образовательного процесса, была реализована программа рефлексивного практикума как дисциплины по выбору. В период прохождения педагогической практики будущие учителя были вовлечены в волонтерскую деятельность, в процессе которой оказывали помощь социально незащищенным детям (работа в детских домах, с детьми из неблагополучных семей и др.) [9].

Более того, на основе проведенного анализа по проблеме исследования и выявления роли компьютерных технологий в образовании в целом была выдвинута гипотеза о том, что формирование культуры эмпатийного поведения будущих учителей в условиях циф-ровизации образовательного процесса будет наиболее эффективным, если внедрить в учебные программы компьютерные интерактивные программы по формированию эмпатийно-го поведения и культуры.

Методология. Эмпатия, эмпатийное поведение, эмпатийная культура исследуются уже давно в педагогике. Существует целый ряд исследований о влиянии данных качеств на образовательный процесс.

Последние исследования показывают, что учителя с хорошо развитыми эмпатическими навыками стремятся не только создать более безопасную и мотивирующую среду и установить позитивные отношения со своими учениками, но и оказывать положительное влияние на успеваемость учащихся своим сочувствием [17].

Другие исследователи утверждают, что эмпатия должна рассматриваться как многомерный навык, включающий когнитивные, эмоциональные и ситуационные аспекты. в своем исследовании Мартинес-Отеро Перес (2011) обнаружил гендерные различия в сбалансированном наличии аффективного (эмпа-тического стресса и эмпатической радости) и когнитивного (принятие перспективы и эмоционального понимания) измерения эмпатии у обучаемых учителей [18]. Кроме того, есть зарубежные исследования, где ученые изуча-

ют связь эмпатии учителя с его самооценкой и приходят к выводу, что эмпатия способствует успешному выполнению педагогической деятельности учителями, у которых хорошая самооценка и мотивация к своей работе [19].

Что касается современных исследований в отечественной педагогике по данной проблеме, то эмпатию учителя изучают в структуре профессиональной самореализации будущего педагога, рассматриваются причины, влияющие на развитие эмпатии, предлагаются рекомендации по ее развитию [4]. Отдельные ученые изучают эмпатию у учителей с разным стилем педагогической деятельности [3], работающих на разных ступенях образования [9], обучающих представителей разных этнических групп [5].

что касается исследований эмпатии и эм-патических навыков у учителей в условиях цифровизации образования, в отечественной педагогике нет таких работ. В зарубежных исследованиях изучение цифровой грамотности [12; 13] продемонстрировало важность включения развития эмоциональных навыков при формировании цифровой компетентности. Ученый Ала-Мутка [12] рассматривает эмоциональное измерение как один из ключевых факторов на концептуальной карте цифровой компетенции для XXI в., считая его частью межкультурного общения и сотрудничества.

тем не менее на современном этапе развития педагогической науки очень мало исследований, в которых формирование цифровой грамотности учителей рассматривается во взаимосвязи с эмпатийной культурой или эм-патией в целом. Существуют исследования в психологии по формированию эмпатии с помощью компьютерных технологий для людей с ограниченными возможностями [15]. После анализа ряда таких исследований были отобраны и адаптированы компьютерные интерактивные программы применительно к представленному исследованию.

Методы. Исследование проводилось среди студентов-бакалавров педагогических специальностей. В эксперименте приняли участие 36 человек, юноши и девушки 2-го курса (две учебные группы). В одной группе формирование культуры эмпатийного поведения ре-ализовывалось традиционными методами обучения (семинарские и практические занятия, тренинги, ролевые игры, дискуссии, круглые столы, ситуативные задачи и др.). Во второй группе при прохождении профильных дисциплин были реализованы отобранные компьютерные интерактивные программы с целью

формирования культуры эмпатийного поведения. Ниже представлена характеристика реализованных компьютерных технологий.

1. Компьютерная интерактивная технология, основанная на мультимедийной интерактивной программе «Чтение мыслей» (Mind Reading) О. Голана и С. Бэрона-Коэна [16]. Суть данной технологии применительно к нашему исследованию состоит в следующем. Студентам демонстрировали короткий немой видеоролик, затем включали три аудиозаписи и раздавали текстовый материал, в которых изложено три ситуации. Задача студентов состояла в том, чтобы из трех аудиозаписей и трех текстов выбрать один, который соответствует немому видеоролику. Данная технология применялась по принципу от простого к сложному. Вначале демонстрировались видеоролики с простыми социальными ситуациями, где герои проявляли эмоции, которые легко определить. Кроме того, студентам предлагалось выбрать из трех эмоциональных состояний одно, соответствующее видеоролику. в процессе изучения эмпатийной культуры и ее составляющих задача усложнялась, и будущие учителя уже сами должны были определить и охарактеризовать эмоциональное состояние героев видеоролика, а сами эмоции становились сложнее для распознавания.

2. «Чтение мыслей по глазам» представляет собой компьютерную интерактивную технологию по определению чувств и мыслей собеседника согласно невербальному общению. Целью данной технологии в представленном исследовании является формирование когнитивной составляющей эмпатийной культуры. За основу был взят тест Reading the Mind in the Eyes С. Бэрона-Коэна [19]. Студентам демонстрировали анимированные фотографии не всего лица, а лишь глаз человека, и из предложенных вариантов ответов нужно было выбрать правильный, описывающий эмоциональное состояние человека.

3. «Сам себе режиссер» является авторской компьютерной технологией, суть которой заключается в следующем: студентам демонстрируется короткометражный фильм на школьную тему, где представлена какая-то социальная проблема или конфликт. Но фильм показан не с начала, а уже с демонстрации проблемы или конфликтной ситуации. Показ завершается так же внезапно, как начался. Задача студентов - определить причины возникновения проблемы в фильме (т. е. описать начало фильма) и результат данной проблемы (т. е. определить, чем закончится фильм). Задание будущие учителя должны выполнять с опо-

рой на свои знания о культуре эмпатийного поведения и собственный опыт. Версии начала и финала фильма обсуждают в группе, преподаватель выступает в роли наблюдателя и консультанта. Преподаватель с помощью наводящих вопросов помогает студентам мыслить в правильном направлении и мотивирует их проявлять в своих рассуждениях эмпати-ческие навыки. После обсуждения студентам демонстрируется фильм полностью, а далее происходит анализ поведения героев в фильме, возникшей проблемы и результата, почему именно так произошло разрешение представленной ситуации. Студентами также проигрываются другие варианты финала фильма.

Результаты. Исследование проводилось в течение академического года. Две группы студентов в конце года сдавали одинаковый онлайн-тест, определяющий степень сформированности культуры эмпатийного поведения. результаты тестирования показали, что формирование культуры эмпатийного поведения с использованием компьютерных технологий является таким же эффективным, как при применении активных и интерактивных методов обучения, но с заданиями, где нужно было просмотреть короткие видео, студенты, в группе которых применялись компьютерные технологии по формированию культуры эмпатийного поведения, справились гораздо быстрее, чем студенты, в группе которых применялись традиционные интерактивные методы. В целом результаты тестирования в обеих группах были примерно одинаковые, разница была лишь в скорости выполнения заданий.

В процессе проведения данного исследования также было отмечено, что применение компьютерных технологий при формировании культуры эмпатийного поведения способствует повышению мотивации к обучению и вызывает у студентов интерес к профессии учителя.

Заключение. Таким образом, данное исследование лишь наполовину подтвердило выдвинутую гипотезу о том, что формирование культуры эмпатийного поведения будущих учителей в условиях цифровизации образовательного процесса будет наиболее эффективным, если внедрить в учебные программы компьютерные интерактивные программы по формированию эмпатийного поведения и культуры. результаты показали, что активные интерактивные методы, где студенты взаимодействуют непосредственно друг с другом, импровизируют, принимают на себя различные социальные роли, также эффективны применительно к формированию культуры эм-патийного поведения.

Дальнейшее исследование по формированию культуры эмпатийного поведения будущих учителей в условиях цифровизации образовательного пространства может осуществляться по следующим направлениям: создание виртуальной среды по формированию эм-патийной культуры будущих учителей, разработка компьютерной интерактивной игры по формированию эмпатических навыков, разработка компьютерной диагностики для оценки степени сформированности эмпатии, толерантности, эмоциональной устойчивости будущих учителей.

Список литературы

1. Абылкасымова А.Е., Кальней В.А., Ши-шов С.Е. Подготовка педагогических кадров в контексте введения новых цифровых технологий // Теоретические и методические проблемы создания современной образовательной среды: сб. материалов Междунар. науч.-практ. конф. «Феномен наследия А.С. Макаренко», посвящ. 130-й годовщине со дня рождения А.С. Макаренко. Караганда, 2019. С. 10-16.

2. Гнатышина Е.В. Педагогический инструментарий формирования цифровой культуры будущего педагога [Электронный ресурс] // Вестн. Челяб. гос. пед. ун-та. 2018. № 3. URL: https://cyberleninka. ru/article/n/pedagogicheskiy-instrumentariy-formirova niya-tsifrovoy-kultury-buduschego-pedagoga (дата обращения: 03.05.2019).

3. Захарова Т.Г., Кравцова А.А. Проявление эмпатии у учитилей начальных классов с разным стилем педагогической деятельности // Образование и общество. 2017. № 4(105). С. 118-123.

4. Комиссаренко Т.И. Эмпатия в структуре профессиональной самореализации будущего учителя // Психолого-педагогическая подготовка будущих учителей: история, методология и технологии: материалы межвуз. конф. (с междунар. участием) / отв. ред. Л.В. Попова. М., 2019. С. 143-148.

5. Науменко М.В. Особенности эмпатийных тенденций учителей системы дополнительного образования с различным типом этнической идентичности // теоретические и практические (методические) аспекты профессиональной подготовки педагогов: компетентностный подход. Ялта, 2018. С. 110-117.

6. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»: утв. Президентом РФ от 4 февр. 2010 г. № Пр-271 [Электронный ресурс]. URL: https://base.garant.ru/6744437/ (дата обращения: 24.07.2019).

7. Об образовании в Российской Федерации: фед. закон № 273-Ф3 от 29 дек. 2012 г. Ростов н/Д.: Легион, 2013.

8. Прокопова А.С. Аксиологический подход к развитию визуальной культуры будущих учите-

лей изо и его реализация в учебном процессе вуза // Aзимут научных исследований: педагогика и психология. 2017. Т. 6. № 3(20). С. 203-207.

9. Саламатина ЮВ. Формирование эмпатий-ной культуры будущих учителей. Екатеринбург, 2016.

10. Стойилькович С., Стоянович A., Джигич Г. Эмпатия преподавателей, работающих на различных уровнях образования в Сербии // Гуманитарные основания социального прогресса: Россия и современность: сб. ст. Междунар. науч.-практ. конф. М., 2016. С. 135-141.

11. Цифровое общество как культурно-исторический контекст развития человека: сб. науч. ст. и материалов Междунар. конф. / под общ. ред. РВ. Ершовой. Коломна, 2018.

12. Ala-Mutka Kirsti. Mapping Digital Competence: Towards a Conceptual Understanding. Institute for Prospective Technological Studies [Electronic resource]. URL: http://ftp.jrc.es/EURdoc/JRC67075_ TN.pdf (дата обращения: 24.07.2019).

13. Area M., & Pessoa T. From solid to liquid: new literacies to the cultural changes of Web 2.0 // Comunicar. 2012. # 38(19). DOI: 10.3916/C38-2012-02-01.

14. Baron Cohen S., Wheelwright S., Hill J., Raste Y., & Plumb I. The "Reading the Mind in the Eyes" test revised version // Journal of child psychology and psychiatry. 2001. # 42(2) [Electronic resource]. URL: http://dx.doi.org/10.1111/1469-7610.00715 (дата обращения: 24.07.2019).

15. Cheng Y., Chiang H.C., Ye J. & Cheng L.h. Enhancing empathy instruction using a collaborative virtual learning environment for children with autistic spectrum conditions [Electronic resource] // Computers & Education. 2019. # 55(4). URL: https:// www.learntechlib.org/p/201391/ (дата обращения: 24.07.2019).

16. Golan, O., & Baron-Cohen, S. Systemizing empathy: Teaching adults with Asperger syndrome or high-functioning autism to recognize complex emotions using interactive multimedia [Electronic resource] // Development and psychopathology. 2006. # 18(02). URL: http://dx.doi.org/10.1017/S0954579406060305 (дата обращения: 24.07.2019).

17. Goroshit M., & Hen M. Does Emotional Self-efficacy Predict Teachers' Self-efficacy and Empathy? // Journal of Education and Training Studies. 2014. # 2(3). P. 26-32. DOI: 10.11114/jets.v2i3.359.

18. Martínez-Otero Pérez V. The empathy in education: study of a university students sample [Electronic resource] // Revista Electrónica de Psicologia Iztacala. 2011. # 14(4). URL: http://www.me digraphic.com/pdfs/epsicologia/epi-2011/epi114j.pdf (дата обращения: 24.07.2019).

19. Stojiljkovic S., Djigic G., Zlatkovic B. Empathy and teachers' roles // Procedia-Social Behav. Sci., 2012. Vol. 69. P. 960-966.

* * *

1. Abylkasymova A.E., Kal'nej V.A., Shishov S.E. Podgotovka pedagogicheskih kadrov v kontekste vvedeniya novyh cifrovyh tekhnologij // Teoreticheskie i metodicheskie problemy sozdaniya sovremennoj ob-razovatel'noj sredy: sb. materialov Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. «Fenomen naslediya A.S. Makarenko», posvyashch. 130-j godovshchine so dnya rozhdeniya A.S. Makarenko. Karaganda, 2019. S. 10-16.

2. Gnatyshina E.V. Pedagogicheskij instrumenta-rij formirovaniya cifrovoj kul'tury budushchego pe-dagoga [Elektronnyj resurs] // Vestn. Chelyab. gos. ped. un-ta. 2018. № 3. URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/pedagogicheskiy-instrumentariy-formirovani ya-tsifrovoy-kultury-buduschego-pedagoga (data ob-rashcheniya: 03.05.2019).

3. Zaharova T.G., Kravcova A.A. Proyavlenie empatii u uchitilej nachal'nyh klassov s raznym stilem pedagogicheskoj deyatel'nosti // Obrazovanie i obshchestvo. 2017. № 4(105). S. 118-123.

4. Komissarenko T.I. Empatiya v strukture pro-fessional'noj samorealizacii budushchego uchite-lya // Psihologo-pedagogicheskaya podgotovka budu-shchih uchitelej: istoriya, metodologiya i tekhnologii: materialy mezhvuz. konf. (s mezhdunar. uchastiem) / otv. red. L.V. Popova. M., 2019. S. 143-148.

5. Naumenko M.V. Osobennosti empatijnyh ten-dencij uchitelej sistemy dopolnitel'nogo obrazovaniya s razlichnym tipom etnicheskoj identichnosti // Teo-reticheskie i prakticheskie (metodicheskie) aspek-ty professional'noj podgotovki pedagogov: kompe-tentnostnyj podhod. Yalta, 2018. S. 110-117.

6. Nacional'naya obrazovatel'naya iniciativa «Nasha novaya shkola»: utv. Prezidentom RF ot 4 fevr. 2010 g. № Pr-271 [Elektronnyj resurs]. URL: https://base.garant.ru/6744437/ (data obrashcheniya: 24.07.2019).

7. Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii: fed. zakon № 273-F3 ot 29 dek. 2012 g. Rostov n/D.: Legion, 2013.

8. Prokopova A.S. Aksiologicheskij podhod k razvitiyu vizual'noj kul'tury budushchih uchitelej izo i ego realizaciya v uchebnom processe vuza // Azimut nauchnyh issledovanij: pedagogika i psihologiya. 2017. T. 6. № 3(20). S. 203-207.

9. Salamatina Yu.V. Formirovanie empatijnoj kul'tury budushchih uchitelej. Ekaterinburg, 2016.

10. Stojil'kovich S., Stoyanovich A., Dzhigich G. Empatiya prepodavatelej, rabotayushchih na razlich-nyh urovnyah obrazovaniya v Serbii // Gumanitarnye osnovaniya social'nogo progressa: Rossiya i sovre-mennost': sb. st. Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. M., 2016. S. 135-141.

11. Cifrovoe obshchestvo kak kul'turno-isto-richeskij kontekst razvitiya cheloveka: sb. nauch. st. i materialov Mezhdunar. konf. / pod obshch. red. R.V. Er-shovoj. Kolomna, 2018.

О Лукьянченко И.В., 2019

Development of empathic behavior culture of future teachers in the conditions of the digitalization of educational environment

The article deals with the issue of the development of empathic behavior culture of future teachers in the conditions of the digitalization of educational environment. There are revealed and characterized the most effective computer interactive programs of evaluation and development of empathic behavior culture of future teachers.

Key words: e-learning, empathy of a teacher, empathic teacher culture, empathic behavior, digi-talization.

(Статья поступила в редакцию 17.09.2019)

и.в. лукьянченко

(новокузнецк)

ФОРМИРОВАНИЕ ЭЛИТАРНОЙ РЕЧЕВОЙ КУЛЬТУРЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВУЗОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «СВЕТСКОЕ ДЕЛОВОЕ ОБЩЕНИЕ»

Представлено содержание элективного курса «Светское деловое общение», в процессе изучения которого студенты приобретут теоретические знания об элитарной коммуникативной культуре и практические умения готовить, проводить современное светское мероприятие и участвовать в нем.

Ключевые слова: педагог, элитарная речевая культура, светское деловое общение, светский человек, современная элита.

Современная эпоха выдвигает новые требования к личности педагога, которая должна быть не только образованной, но и готовой к стремительным переменам в обществе. Сегодня появилась новая элита (светское общество) - особый социальный класс, способный реализовать себя в разных сферах общественной жизни, добиваться успеха, проявлять

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.