Научная статья на тему 'Формирование культуры безопасности жизнедеятельности на базе образовательных программ Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования'

Формирование культуры безопасности жизнедеятельности на базе образовательных программ Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
158
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ / КУЛЬТУРА БЕЗОПАСНОСТИ / КОМПЕТЕНЦИЯ / ИННОВАЦИОННАЯ ПЛОЩАДКА / НАПРАВЛЕННОСТЬ ПОДГОТОВКИ / ПРОФИЛИ / ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ / LIFE SAFETY / SAFETY CULTURE / COMPETENCE / INNOVATION PLATFORM / TRAINING AREAS / PROFILES / FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARD OF HIGHER EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лепеш Григорий Васильевич

Рассмотрены аспекты, связанные с содержанием компетенций, формируемым на основе дисциплины «Безопасность жизнедеятельности». В результате анализа содержания и объема дисциплины разработана концепция формирования культуры безопасности на основе создания комплексной инновационной площадки, обеспечивающей расширение содержания компетенций при разработке компетентностных моделей выпускников вузов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Лепеш Григорий Васильевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF A CULTURE OF LIFE SAFETY ON THE BASIS OF EDUCATIONAL PROGRAMS OF FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARDS OF HIGHER EDUCATION

Aspects related to the content of competencies formed on the basis of the discipline "life Safety"are considered. The analysis of the content and scope of the discipline developed the concept of creating a culture of safety through the establishment of integrated innovation platforms that strengthen content competencies in the development of competence models of graduates.

Текст научной работы на тему «Формирование культуры безопасности жизнедеятельности на базе образовательных программ Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования»

^ КОЛОНКА ГЛАВНОГО РЕДАКТОРА

ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА БАЗЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

В Российской Федерации сегодня построена законодательная основа и сформирована мощная нормативно-правовая база, а также создан высокотехнологический инженерно-технический комплекс, обеспечивающий комфортную и безопасную жизнедеятельность населения путем создания благоприятных внешних условий и снижения риска чрезвычайных ситуаций. Качество жизнедеятельности в сформировавшейся среде в полной мере зависит от субъективных факторов риска, обусловленных комплексом социально-культурного осознания и поведения человека - культурой личности, от его компетенций и организационных способностей к действиям в быту и в условиях чрезвычайных ситуаций (ЧС) природного и техногенного характера. Формирование культуры личности, адаптированной к современным условиям комфортной и безопасной активной деятельности возможно лишь на основе осознанного применения человеком системных знаний в области физики, химии, биологии, географии и экологии, а также на основе осознанного восприятия им стереотипов безопасного поведения как в повседневной жизни так и в экстремальных ситуациях, при угрозе и наступлении ЧС.

В научной общественности сегодня прижился термин «Культура безопасности жизнедеятельности (КБЖ)» [1], характеризующий определенный уровень развития человека и общества в осознании значимости и способности решения задач обеспечения безопасности жизнедеятельности. В соответствии с политикой РФ формирование культуры безопасности должно производиться на базе подготовки населения в области гражданской обороны и защиты от ЧС природного и антропогенного характера, пожарной безопасности и безопас-

1 Кардинал Франции Ришелье

«... Безопасность - это категория неизмеримо более высокая, чем величие»1

ности на водных объектах [2,3]. В настоящее время формирование КБЖ обеспечивается освоением основных компетенций по программам обучения различных групп населения. Культура безопасности жизнедеятельности учащихся и студентов учреждений общего и профессионального образования формируется по мере освоения ими школьного предмета ОБЖ и дисциплины БЖД, соответственно. Основными задачами учебных программ на разных уровнях являются [4]:

- в общеобразовательных учреждениях -формирование стереотипов собственной безопасности и здорового образа жизни, а также ответственного отношения к безопасности других людей и бережного отношения к природе;

- в учреждениях начального профессионального образования - формирование понимания необходимости соблюдения правил охраны труда и соблюдения экологических норм производственной деятельности;

- в учреждениях среднего и высшего профессионального образования - формирование способностей принятия управленческих и организационно-технических решений при руководстве коллективами в целях обеспечения безопасности персонала и производства.

На уровне высшего образования формирование КБЖ возложено на дисциплину «Безопасность жизнедеятельности» (БЖД). Дисциплина БЖД в образовательных стандартах первого и второго поколений входила в перечень обязательных дисциплин, а в Федеральных государственных стандартах третьего поколения (ФГОС-3) она входит в базовую часть дисциплин профессионального цикла. В ФГОС-3++ она остается обязательной дисциплиной (общеуниверситетской) наряду с Философией, Историей России, Иностранным языком и Физической культурой.

Основными рисками достижения требуемого уровня формирования культуры безопасности на этапе высшего профессионального образования является узкая направленность дисциплины БЖД, связанная с тем, что в ФГОС, в том числе и в долго ожидаемых ФГОС ВО 3++ объем данной дисциплины ограничен 2 - 4-мя зачетными единицами. При этом основная роль БЖД отводится обеспечению практически одной универсальной компетенции - УК8 - Способен создавать и поддерживать безопасные условия жизнедеятельности в том числе и при возникновении ЧС.

Учитывая анализ реализации предыдущих версий ФГОС под этой формулировкой следует понимать то, что при разработке рабочих программ по дисциплине БЖД, как и в случае с переходом на ФГОС 3, знания, умения, навыки составляют единственную компетенцию, относящуюся к обеспечению безопасности жизнедеятельности особенно в чрезвычайных ситуациях.

Некоторые редакции ФГОС3++ все же содержат требования безопасности в общепрофессиональных компетенциях (ОПК), например в разделах:

- «Производственно-технологическая работа» (Строительство) - ОПК-8 - Способен осуществлять и контролировать технологические процессы ... с учетом требований производственной и экологической безопасности

- «Безопасность обслуживания» - (Сервис, Туризм, Гостиничное дело) ОПК-7 -Способен обеспечивать безопасность обслуживания потребителей и соблюдение требования заинтересованных сторон на основании норм и правил охраны труда и техники безопасности.

В других редакции содержат компетенции в области информационной и/или экономической безопасности.

Государственная политика в области безопасности населения и объектов промышленности [5, 6] направлена в основном на усиление устойчивости промышленных объектов от ЧС и усиления роли надзорных органов, особенно по отношению к опасным производственным объектам. Тем не менее вопросам, в области защиты населения от угроз различного характера, уделяется должное внимание. Так в качестве приоритетных мер [5] рассматриваются вопросы разработки и внедрения современных методик и технических средств обучения. Все же в основе достижения высочайшего уровня безопасности лежит формирование у каждого человека культуры безопасности, а также формирование культуры безопасности на предприятии, как составной части общей куль-

туры производства, направленной на повышение мотивационной надежности персонала.

При переходе на ФГОС третьего поколения рабочие программы по дисциплине БЖД составлялись с учетом отраженной во многих стандартах единственной компетенции, относящейся к обеспечению лишь безопасности в чрезвычайных ситуациях, в то время как для работодателей наиболее важными являются компетенции, связанные с основная частью жизнедеятельности человека, в том числе непосредственно с его трудовой деятельностью. Такими как: идентификация вредных и опасных факторов, определение норм их воздействия, защита человека и среды обитания от вредных и опасных факторов, обеспечение комфортных условий для жизни и производственной деятельности человека, психофизиологические и эргономические основы безопасности. Работодателю нужны специалисты, способные: выявлять опасности для человека и среды обитания, в различных условиях деятельности, определять и прогнозировать степень риска, способствовать созданию безопасных рабочих мест, а также улучшению условий труда, снижению тяжести труда и травматизма, стимулировать руководство к повышению комфортности труда и отдыха в условиях предприятия.

Проведенный в работе [7] анализ содержательной части компетенций по ФГОС3 показал, что из общего объема знаний, умений и навыков, сформулированных разработчиками ФГОС и составляющих отдельную компетенцию, 85% относятся к действиям в чрезвычайных ситуациях, причем 81% формулируется как «способность использовать приемы первой помощи, методы защиты в условиях чрезвычайных ситуаций». Т.е. задачи БЖД практически совпадают с задачами школьного курса основ безопасности жизнедеятельности (ОБЖ). В то время как, к безопасности труда относятся не более 11% компетенций, а к экологической безопасности всего 4 %, причем область их формирования относится к профессиональным компетенциям.

Таким образом, приходится констатировать, что ФГОС третьего поколения в недостаточной мере способствует формированию культуры безопасности жизнедеятельности, а современные требования, устанавливаемые стандартами третьего поколения к дисциплине БЖД, в недостаточной мере обеспечивают требования работодателя к компетенциям выпускника вузов. Требуется серьёзная переработка содержания компетенции УК8, отличная от общепринятых стереотипов, обусловленных общественным мнением ее непосредственной

Формирование культуры безопасности жизнедеятельности

связи в основном с ЧС. Более целесообразно в рамках БЖД расширение разделов дисциплины, связанных с действием на человека вредных и опасных факторов - физических, химических, биологических, психофизиологических и др., с определением, нормированием факторов, с изучением методов расчета степени воздействия их на человека в быту и в условиях производственной среды. Подобные знания дадут студенту основу для осознанных действий в техносфере, насыщенной техногенными объектами различной степени опасности, будут способствовать формированию самодостаточности в принятии решений о собственной и коллективной безопасности, а также о защите окружающей среды. В основе данных разделов

- школьные знания физики, химии, биологии, математики и др. предметов. В последующих курсах - применение накопленных знаний для освоения ОПК и профессиональных компетенций (ПК).

При разработке компетентностных моделей выпускников представляется необходимым дополнять их ПК, в полной мере отражающими требования по безопасности к специалисту (бакалавру) условиях современной техносферы. ФГОС ВО 3++ дают такую возможность. В частности, во всех утвержденных стандартах, отмечается, что образовательное учреждение вправе включать самостоятельно одну или несколько компетенций исходя из направленности программы бакалавриата на основе профессиональных стандартов, соответствующих профессиональной деятельности выпускников компетенций выпускников, а также при необходимости, на основе анализа иных требований, предъявляемых к выпускникам. Тем более, что вряд ли можно выделить хотя бы одну дисциплину, обеспечивающую установленную ФГОС компетенцию, где отсутствуют аспекты, связанные с безопасностью жизнедеятельности. Задачи безопасности обязательно должны быть отражены и оцениваться на этапе итоговой аттестации выпускника вуза

- в выпускной квалификационной работе (ВКР), что было обязательным в стандартах первого и второго поколений.

Не менее важным аспектом формирования культуры безопасности жизнедеятельности в вузе является создание комплексной инновационной площадки, необходимой для реализации компетенций в процессе их освоения. Элементы такой площадки складываются путем вовлечения студентов в научную и организационную творческую деятельность (рис.1), дающую им возможность самовыражения в предметной области БЖД, обязательно направлен-

ной на конкретные области и виды будущей профессиональной деятельности, расширяющие профессиональную компетентность будущего выпускника вуза. Организация подобной деятельности, при условии охвата большей части контингента студентов, в полной мере дополняет решение задачи обеспечения соответствия учебного процесса вуза в формировании компетенций безопасности жизнедеятельности как на основании современных требований ФГОС, так и нормативной и законодательной базы в области охраны труда и безопасности жизнедеятельности. Вовлечение студентов научную деятельность по проблемам БЖД способствует развитию у них риск-ориентированного мышления, способности прогнозирования, выявления и оценки техно-сферных существующих рисков.

При организации студенческой научной работы на уровне бакалавриата (специалитета) важно учитывать то, чтобы ее направление соответствовало направленности обучения, что будет являться стимулом для применения студентом накопленных знаний при освоении последующих дисциплин профессионального цикла.

Не менее важное значение для формирования у студентов стереотипов осознанного безопасного поведения и адекватного отношения к окружающей техногенной среде является организационная творческая деятельность, включающая экскурсии на крупные техногенные объекты повышенной опасности, на объекты инженерной структуры жизнеобеспечения города, в бомбоубежища и другие защитные объекты гражданской обороны, о также лекции и семинары, проводимые известными учеными и руководителями организаций, занимающихся вопросами гражданской обороны, МЧС и другими вопросами, обеспечивающими безопасность жизнедеятельности. Формирование КБЖ должно строиться на основе современной технологии обучения - способа реализации содержания обучения, предусмотренного учебными планами и программами, включающими формы, методы и средства обучения. Наибольшее внимание здесь должно быть уделено проведению практических занятий и лабораторных работ, предусматривающих контактное взаимодействие студента с приборной и измерительной техникой и специальными стендами.

Основная идея формирования культуры безопасности жизнедеятельности заключается в умелом и активном сочетании накопленных ранее знаний, со знаниями, приобретенными в изучении дисциплины БЖД и гармоничного вливания их в компетентностные модели вы-

пускников для обеспечения снижения индивидуального и коллективного рисков их профессиональной деятельности, в том числе и при

наличии ЧС природного и техногенного характера.

Государственная политика

Безопасность населения Ц Промышленная безопасность

Охрана труда

СНО,

конференции, презентации, олимпиады,

ФГОС 3++

УК8 - Способен создавать и поддерживать безопасные условия жизнедеятельности в том числе и при возникновении ЧС

ОПК - требования производственной и экологической безопасности,

нормы и правила охраны труда и техники безопасности

ВКР \

Экскурсии, тематические лекции, семинары

Культура безопасности жизнедеятельности

Рисунок 1 - Формирование культуры безопасности жизнедеятельности выпускника вуза

Литература

1. Бочаров А.В. Роль учебной дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» в формировании у студентов культуры безопасности. // Физическое воспитание и спортивная тренировка. -№ 3 (21). -2017. -С. 114-119

2. Постановление Правительства РФ от 4 сентября 2003 № 547 «О подготовке населения в области зашиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера». URL: http://kaz.docdat.com/ docs/index-102322.html (дата обращения 08.01.2020)

3. Организационно-методические указания по подготовке населения Российской Федерации в области гражданской обороны, защиты от чрезвычайных ситуаций и безопасности людей на водных объектах на 2016-2020 годы. Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. Письмо от 12 ноября 2015 года № 43-5413-11

4. Лепеш Г.В. "Энергоэффективность как основа безопасности жизнедеятельности в техносфере.

/Технико-технологические проблемы сервиса. №2(36), 2016 г. С.3 - 5

5. Основы государственной политики в области обеспечения безопасности населения Российской Федерации и защищенности критически важных и потенциально опасных объектов от угроз природного, техногенного характера и террористических актов на период до 2020 года (утв. Президентом РФ 15 ноября 2011 г. № Пр-3400) ГАРАНТ.РУ: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/ doc/70041358/#ixzz6CVLYRSOw (дата обращения 08.01.2020)

6. Основы государственной политики в области промышленной безопасности в Российской Федерации на период до 2025 года и на дальнейшую перспективу. URL: http://www.gosnadzor.ru/public/ discussion/2025/ (дата обращения 08.01.2020)

7. Цвиленева Н.Ю. Место дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» в образовательных программах Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования. // Международный научный журнал «Символ науки». -№7. - 2015. С. 172 - 174.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.