Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ БЕЗОПАСНОСТИ НА ОСНОВЕ МОДЕЛИ ПРОГРАММЫ «СВЕТЛЯЧКИ БЕЗОПАСНОСТИ»'

ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ БЕЗОПАСНОСТИ НА ОСНОВЕ МОДЕЛИ ПРОГРАММЫ «СВЕТЛЯЧКИ БЕЗОПАСНОСТИ» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
296
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФЕДЕРАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ / ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНАЯ СРЕДА / КУЛЬТУРА БЕЗОПАСНОСТИ / СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ КУЛЬТУРЫ БЕЗОПАСНОСТИ / МОТИВАЦИОННО-ПОВЕДЕНЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА БЕЗОПАСНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ / СОЦИАЛЬНАЯ ОПАСНОСТЬ / РИСК-ИЗБЕГАЮЩЕЕ ПОВЕДЕНИЕ / FEDERAL TARGET PROGRAM OF THE RUSSIAN FEDERATION ON ROAD SAFETY / ROAD TRANSPORT ENVIRONMENT / SAFETY CULTURE / STRUCTURE AND CONTENT OF SAFETY CULTURE / MOTIVATIONAL AND BEHAVIORAL SAFETY CULTURE OF PRESCHOOLERS / SOCIAL DANGER / RISK-AVOIDANT BEHAVIOR

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пожарская Лилия Арслановна

Введение. Отсутствие в учебно-воспитательном процессе системной работы по формированию мотивационно-поведенческой культуры безопасности в условиях дорожно-транспортной среды, ежедневно находит отражение в недостатке знаний, умений и навыков и у педагогов, и у школьников, и у родителей, а, следовательно, непониманию каждым участником образовательного процесса правильно выстроенной мотивации на сохранение жизни и здоровья, неготовности активно транслировать эту позицию в социум. Следовательно, внедрение проекта модели формирования мотивационно-поведенческой культуры безопасности в условиях дорожно-транспортной среды играет большую роль в сохранении жизни и здоровья дошкольников. В статье представлена программа и дается описание проекта модели формирования мотивационно-поведенческой культуры безопасности в условиях дорожно-транспортной среды. Цель исследования: обобщение и систематизация опыта работы по формирования мотивационно-поведенческой культуры безопасности на дороге у дошкольников. Материалы и методы. Проект модели формирования мотивационно-поведенческой культуры безопасности дает более эффективное достижение безопасности детей на дороге. Анализ теоретических исследований и практической реализации проекта позволяет сделать вывод о том, что работа с детьми по формированию мотивационно-поведенческой культуры безопасности в условиях дорожно-транспортной среды с помощью проектной деятельности способствует развитию риск-избегающего мышления и приводит к снижению детского дорожно-транспортного травматизма. Результаты исследования, обсуждение. Реализация программы предполагает систематическую разноплановую работу, основой которой являются творческие формы и методы обучения и воспитания детей, активные формы организации обучения и просвещения родителей по проблеме формирования мотивационно-поведенческой культуры безопасности в условиях дорожно-транспортной среды. В ходе реализации программы в дошкольных образовательных организациях были созданы условия для привития детям устойчивых навыков безопасного поведения на дороге. Заключение. Формирование мотивационно-поведенческой культуры безопасности в условиях дорожно-транспортной среды становится решением многих социальных проблем современного общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Пожарская Лилия Арслановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPING OF SAFETY CULTURE BASED ON THE “SAFETY FIREFLIES” PROGRAM MODEL

Introduction . The lack of systematic work on the development of a motivational and behavioral safety culture in a road transport environment in the educational process is daily reflected in the lack of knowledge, skills and abilities among teachers, schoolchildren, and parents, and, consequently, a lack of understanding by each participant of the educational process of properly built motivation to preserve life and health, unwillingness to actively broadcast this position to society. As a result, the implementation of a draft model for the development of a motivational-behavioral safety culture in a road transport environment is extremely important in preserving the life and health of preschoolers. The article presents the program and describes the project of the draft model for the formation of a motivational-behavioral safety culture in a road transport environment. Purpose of the study : generalization and systematization of work experience on the development of motivational-behavioral road safety culture among preschoolers. Materials and methods . The draft model for the development of motivational-behavioral safety culture provides a more effective achievement of child safety on the road. Analysis of theoretical studies and practical implementation of the project allows us to conclude that working with children to form a motivational-behavioral safety culture in a road transport environment using project activities contributes to the development of risk-avoidant thinking and leads to a decrease in child road traffic injuries. Research results, discussion . The implementation of the program involves a systematic multifaceted work, the basis of which are creative forms and methods of teaching and upbringing of children, active forms of organizing training and education of parents on the problem of forming a motivational-behavioral safety culture in a road transport environment. During the implementation of the program, conditions were created in preschool educational organizations to instill in children sustainable skills of safe behavior on the road. Conclusion . The development of a motivational-behavioral safety culture in a road transport environment becomes a solution to many social problems of modern society.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ БЕЗОПАСНОСТИ НА ОСНОВЕ МОДЕЛИ ПРОГРАММЫ «СВЕТЛЯЧКИ БЕЗОПАСНОСТИ»»

УДК 373.2

DOI 10.30914/2072-6783-2020-14-4-431 -440

Формирование культуры безопасности

на основе модели программы «Светлячки безопасности»

Л. А. Пожарская

Ульяновский государственный педагогический университет имени И. Н. Ульянова, г. Ульяновск, Россия

Аннотация. Введение. Отсутствие в учебно-воспитательном процессе системной работы по формированию мотивационно-поведенческой культуры безопасности в условиях дорожно-транспортной среды, ежедневно находит отражение в недостатке знаний, умений и навыков и у педагогов, и у школьников, и у родителей, а, следовательно, непониманию каждым участником образовательного процесса правильно выстроенной мотивации на сохранение жизни и здоровья, неготовности активно транслировать эту позицию в социум. Следовательно, внедрение проекта модели формирования мотивационно-поведенчес-кой культуры безопасности в условиях дорожно-транспортной среды играет большую роль в сохранении жизни и здоровья дошкольников. В статье представлена программа и дается описание проекта модели формирования мотивационно-поведенческой культуры безопасности в условиях дорожно-транспортной среды. Цель исследования: обобщение и систематизация опыта работы по формирования мотивационно-поведенческой культуры безопасности на дороге у дошкольников. Материалы и методы. Проект модели формирования мотивационно-поведенческой культуры безопасности дает более эффективное достижение безопасности детей на дороге. Анализ теоретических исследований и практической реализации проекта позволяет сделать вывод о том, что работа с детьми по формированию мотивационно-поведенческой культуры безопасности в условиях дорожно-транспортной среды с помощью проектной деятельности способствует развитию риск-избегающего мышления и приводит к снижению детского дорожно-транспортного травматизма. Результаты исследования, обсуждение. Реализация программы предполагает систематическую разноплановую работу, основой которой являются творческие формы и методы обучения и воспитания детей, активные формы организации обучения и просвещения родителей по проблеме формирования мотивационно-поведенческой культуры безопасности в условиях дорожно-транспортной среды. В ходе реализации программы в дошкольных образовательных организациях были созданы условия для привития детям устойчивых навыков безопасного поведения на дороге. Заключение. Формирование мотивационно-поведенческой культуры безопасности в условиях дорожно-транспортной среды становится решением многих социальных проблем современного общества.

Ключевые слова: Федеральная целевая программа Российской Федерации по безопасности дорожного движения, дорожно-транспортная среда, культура безопасности, структура и содержание культуры безопасности, мотивационно-поведенческая культура безопасности дошкольников, социальная опасность, риск-избегающее поведение

Благодарности: исследования выполнялись на базе муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад комбинированного вида № 40 "Колосок"», 423838, Республика Татарстан, г. Набережные Челны, б-р Юных Ленинцев, д. 10.

Для цитирования: Пожарская Л.А. Формирование культуры безопасности на основе модели программы «Светлячки безопасности» // Вестник Марийского государственного университета. 2020. Т. 14. № 4. С. 431-440. DOI: https://doi.org/10.30914/2072-6783-2020-14-4-431-440

Developing of safety culture based on the "Safety Fireflies" program model

L. A. Pozharskaya

Ulyanovsk State Pedagogical University named after I. N. Ulyanov, Ulyanovsk, Russia

Abstract. Introduction. The lack of systematic work on the development of a motivational and behavioral safety culture in a road transport environment in the educational process is daily reflected in the lack of knowledge, skills and abilities among teachers, schoolchildren, and parents, and, consequently, a lack of understanding by each participant of the educational process of properly built motivation to preserve life and health, unwillingness to actively broadcast this position to society. As a result, the implementation of a draft model for the development

© Пожарская Л. А., 2020

of a motivational-behavioral safety culture in a road transport environment is extremely important in preserving the life and health of preschoolers. The article presents the program and describes the project of the draft model for the formation of a motivational-behavioral safety culture in a road transport environment. Purpose of the study, generalization and systematization of work experience on the development of motivational-behavioral road safety culture among preschoolers. Materials and methods. The draft model for the development of motivational-behavioral safety culture provides a more effective achievement of child safety on the road. Analysis of theoretical studies and practical implementation of the project allows us to conclude that working with children to form a motivational-behavioral safety culture in a road transport environment using project activities contributes to the development of risk-avoidant thinking and leads to a decrease in child road traffic injuries. Research results, discussion. The implementation of the program involves a systematic multifaceted work, the basis of which are creative forms and methods of teaching and upbringing of children, active forms of organizing training and education of parents on the problem of forming a motivational-behavioral safety culture in a road transport environment. During the implementation of the program, conditions were created in preschool educational organizations to instill in children sustainable skills of safe behavior on the road. Conclusion. The development of a motivational-behavioral safety culture in a road transport environment becomes a solution to many social problems of modern society.

Keywords. Federal Target Program of the Russian Federation on Road Safety, road transport environment, safety culture, structure and content of safety culture, motivational and behavioral safety culture of preschoolers, social danger, risk-avoidant behavior

Acknowledgment: the studies were carried out on the basis of the municipal budgetary preschool educational institution "Combined Kindergarten No. 40 'Kolosok'", 423838, Republic of Tatarstan, Naberezhnye Chelny, Yunykh Lenintsev blvd., 10.

For citation: Pozharskaya L.A. Developing of safety culture based on the "Safety Fireflies" program model. Vestnik of the Mari State University. 2020, vol. 14, no. 4, pp. 431-440. (In Russ.). DOI. https://doi.org/ 10.30914/2072-6783-2020-14-4-431-440

Введение

2020 год знаменателен реализацией завершающей ступени на пути к главной цели федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в 2013-2020 годах» -кардинальному сокращению количества жертв ДТП на территории России. Однако по-прежнему ежегодно на дорогах нашей страны совершаются дорожно-транспортные происшествия, в результате которых десятки людей погибают, сотни получают ранения и травмы. Так, по итогам 2019 года одно из первых мест по количеству дорожно-транспортных происшествий среди других стран заняла Россия. В авариях получили травмы 210877 человек, еще 16981 - погиб1.

По данным Госавтоинспекции России, за этот же период с участием несовершеннолетних зафиксировано 19994 аварии, в которых пострадали дети до 16 лет, погибли 562 человека и получили травмы 2 1 8872.

1 Сведения о показателях состояния безопасности дорожного движения в Российской Федерации. URL: https:// stat.gibdd.ru/ (дата обращения: 4.08.2020).

2 Там же.

Сложившееся положение с детским дорожно-транспортным травматизмом, по оценке Департамента ОБДД МВД РФ, свидетельствует о незнании детьми правил дорожного движения и неумении правильно ориентироваться в дорожной обстановке, что является следствием недостаточного внимания к проблемам предупреждения детского травматизма, в первую очередь со стороны органов образования [3].

Принятие Федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в 2013-2020 годах» явилось насущной необходимостью повлиять на ситуацию в государственном масштабе. В этом документе отмечена целесообразность организации обучения детей и подростков навыкам безопасного поведения на дорогах, укрепления и контроля дисциплины детей, участвующих в дорожном движении, а также создания условий для их безопасной жизнедеятельности, с целью снижения количества погибших в автоавариях людей.

Цель статьи: обобщение и систематизация опыта работы по формирования мотивационно-

поведенческой культуры безопасности на дороге у дошкольников.

Материалы и методы

Для того чтобы определить сущность понятия «культура безопасности дошкольников», подвергнем анализу данный феномен, взяв за основу логику родового понятия «культура».

Культура применительно к самому человеку, прежде всего в ее внешних проявлениях - к его поведению, к способности соблюдать определенные правила в обществе, постепенно получила свое название - этикет, - тогда появилось еще одно понятие, свидетельствующее об эволюции отношения человека к себе и к другим. Культура - это не только проявление творческих способностей и свободы волеизъявления, она призвана удовлетворить растущие потребности отдельного человека и всего общества. Таким образом, уровень культуры человека может являться некоторым показателем зрелости личности, его воспитания и самовоспитания.

Попытаемся найти тождество между культурой и безопасностью в условиях дорожно-транспортной среды. Как отмечают Ю. И. Азимов и В. А. Павлова, понятие безопасности относится к числу базовых категорий, «без применения которого невозможно ни формирование, ни тем более нормальное функционирование социальной системы» [1, с. 121].

Безопасность во многом рассматривается как противопоставление риск-ориентированному мировоззрению, как осмысленное, мотивационное риск-избегающее мировоззрение. Тем самым, можно утверждать, что человек, имеющий соответствующий уровень ноксологического образования, не только будет находиться в единстве с природой, но и становиться ее активным охранителем в едином пространстве экосферы [9]. Следовательно, абсолютно логично, что ноксо-логическое образование педагогов образовательных учреждений должно стать основой формирования у подрастающего поколения нашей страны культуры безопасного поведения в условиях дорожно-транспортной среды, так как человеческий ресурс также является природным явлением.

Культура безопасности в условиях дорожно-транспортной среды как сложная структура личности должна быть направлена на мотивационно-поведенческую сферу личности, которая позволила

бы не только предвидеть, но и эффективно предупреждать чрезвычайные ситуации на дороге. А уровень сформированности социальной позиции и ответственности личности будет выражаться в осмысленном и целенаправленном риск-избе-гающем, толерантном поведении, позволяющем сохранять себе и другим здоровье и жизнь.

Культуру безопасности жизнедеятельности как способность пользоваться знаниями и умениями в практической деятельности рассматривает А. А. Есипова и включает в нее знания, мировоззрение и, как следствие, безопасный тип поведения [4]. В данной работе автором сделан акцент на наличие компетенций в практической деятельности, что является немаловажным в формировании культуры безопасности на дороге.

В современном употреблении «культура безопасности на дороге» часто рассматривается как строгое соблюдение соответствующих правил безопасного поведения на дороге, некий свод общепринятых правил, указывает в своей работе С. Р. Асянова [2]. Культура безопасности в условиях дорожно-транспортной среды, как составная часть общей культуры безопасности, является критерием сущности современного общества, принципиально определяющим нормативно-ценностное ограничение риска.

И в этом контексте культура безопасности в условиях дорожно-транспортной среды может рассматриваться как одна из форм социально передаваемого адаптивного поведения, выработанного на основе осмысления социальной цены поступков [10].

Формирование культуры безопасности в условиях дорожно-транспортной среды для любого человека связано, в том числе, со знаниями об опасностях и способах защиты от них.

Важным аспектом дефиниций «опасности» и «безопасности» на дороге является их количественная и качественная (содержательная) определенность.

В теории безопасности жизнедеятельности исследуются разнообразные опасные и вредные факторы, выделяемые по различным основаниям: природные, техногенные, социальные и так далее.

Методологической основой формирования мотивационно-поведенческой культуры безопасности в условиях дорожно-транспортной среды являются принципы - аксиологический; личност-но-ориентированного гуманистического воспитания и системно-деятельностный подход.

Педагогическими условиями для формирования культуры безопасности должно стать выполнение следующих базисных требований: информирование детей в образовательных учреждениях о культуре безопасного поведения на дороге (организация информационного обеспечения); актуализация эмоционально-ценностного отношения к культуре безопасного поведения на дороге через организацию моделирования воспитанников культуры безопасного поведения на дороге; обогащение детей опытом безопасного поведения на дороге посредством специально организованной деятельности [5].

Критериями уровней сформированности мотивационно-поведенческой культуры безопасности в условиях дорожно-транспортной среды могут стать: мотивационные (сформированность мотива к безопасному поведению на дороге, понимание необходимости обеспечения безопасности, превентивности вопросов безопасности, сформи-рованность учебного мотива к формированию культуры безопасности на дороге, сформирован-ность риск-избегающего мышления); когнитивные (знания в решении задач обеспечения безопасного поведения на дорогах, умения в прогнозировании факторов риска на дороге, навыки в решении задач опасных ситуаций на дороге, осознание значимости собственной жизни); деятельностные (проявление умений в решение поисковых задач, способность к самостоятельному решению проблемы на дороге, выражена потребность и умение правильно действовать при опасных ситуациях на дороге) [6].

Важнейшая составляющая травматизма детей на дорогах во многом кроется в формах обучения дошкольников Правилам дорожного движения, которые необходимы, скорее, водителям, а не детям - пешеходам и велосипедистам. Дошкольникам целесообразнее учить правилам безопасности дорожного движения, а не ПДД, и эти две дефиниции абсолютно различны в своей основе и требуют разных подходов.

Проект программы «Светлячки безопасности» по формированию у детей дошкольных образовательных организаций мотивационно-поведен-ческой культуры безопасности в условиях дорожно-транспортной среды разработан на основе общих положений Федерального образовательного стандарта дошкольного образования [7; 8].

Проект имеет познавательно-интеллектуальную, игровую, а также социально-коммуникативную направленность.

Результаты исследования

Работа в данном направлении проводилась на базе муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения № 40 г. Набережные Челны Республики Татарстан. В экспериментальной работе приняли участие 4 группы детей: 2 группы составили экспериментальную группу (50 детей) и 2 группы - контрольную (50 детей). Всего в исследовании приняли участие 100 детей и их родители. Формирующая часть эксперимента проходила в течение всего 2019/2020 учебного года. В разработанной программе представлен цикл занятий обучающего характера для каждой возрастной группы. Конспекты занятий являются опорным материалом для воспитателей. Они помогали педагогу планировать занятия с учетом степени подготовленности детей.

Формы и режим занятий. Программа предполагает систематическую разноплановую работу, использование творческих форм и методов обучения и воспитания детей, а также активные формы организации обучения и просвещения родителей по данной проблеме, комплексное решение вопросов, сотрудничество с ГИБДД. В ходе реализации программы в дошкольном учреждении создаются условия для привития детям устойчивых навыков безопасного поведения на дороге. Данная система работы вызывает практический интерес, служит справочным материалом для педагогов ДОУ, родителей, позволяет доступно разъяснять детям правила безопасности дорожного движения.

Используемые в ходе работы ситуационные формы обучения, максимальное разнообразие приемов и средств позволяют:

- ребенку научиться предвидеть опасные ситуации и правильно их оценивать, создавать модель поведения на дороге;

- привлекать родителей к осуществлению взаимодействия с дошкольным образовательным учреждением.

Организованная образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов - 4 раза в месяц. Продолжительность: 15 мин. -вторая младшая группа, 20 мин. - средняя группа, 25 мин. - старшая и подготовительная группы.

Тематическое планирование занятий распределено по темам каждый месяц. Занятия выстроены таким образом, чтобы у воспитателей и дошкольников была возможность расширения как

объема получения знаний, так и словарного запаса. В рамках проекта для каждой возрастной группы подготовлен пакет документов, состоящий из перспективного планирования, включающего содержание, перечень воспитательных событий, занятия, расширение словарного запаса детей, этапы взаимодействия с родителями, а также методические разработки всех занятий,

включая сюрпризные моменты, дидактические, сюжетно-ролевые, подвижные игры, физкультминутки, беседы и многое другое.

Перспективное планирование занятий по безопасности дорожного движения в каждой возрастной группе воспитанников ДОО в проекте «Светлячки безопасности» представлено в таблице 1.

Таблица 1 / Table 1

Перспективное планирование занятий по БДД / Long-term planning of Road Safety classes

1 2 3 4

Сентябрь / September Тема: Транспорт / Transport

Младшая / Younger Средняя / Middle Старшая / Senior Подготовительная / Preparatory

1. ЗАНЯТИЕ Тема: «Движением улицы полны, добро пожаловать в Челны!» 1. ЗАНЯТИЕ Тема «Транспорт вокруг нас» 1. ЗАНЯТИЕ Тема: «Виды транспорта» 1. ЗАНЯТИЕ Тема: «Кто может стать водителем»

2. ЗАНЯТИЕ Тема: «Автомобиль моей мечты» 2. ЗАНЯТИЕ Тема: «Гараж для моего автомобиля» 2. ЗАНЯТИЕ Тема: «Тормозной путь» 2. ЗАНЯТИЕ Тема «Знаки для водителя»

3. ЗАНЯТИЕ Тема: «Мой друг очень рад, что приехал в Автоград!» 3. ЗАНЯТИЕ Тема: «Центр технического обслуживания «Автосервис» 3. ЗАНЯТИЕ Тема: «Средства безопасности в автомобиле» 3. ЗАНЯТИЕ Тема «Знаки для водителя»

4. ЗАНЯТИЕ Тема: «Наш КамАЗ -лучший грузовик!» 4. ЗАНЯТИЕ Тема: «Автомобильное кресло для Малыша» 4. ЗАНЯТИЕ Тема: «Вызываем спецтранспорт» 4. ЗАНЯТИЕ Тема «Знаки для водителя»

Октябрь / October Тема: Топ, топ, топает малыш / Baby Steps

1. ЗАНЯТИЕ Тема: «Знакомство с улицей» 1. ЗАНЯТИЕ Тема: «Знакомство с улицей» 1. ЗАНЯТИЕ Тема: «Ограниченный обзор» 1. ЗАНЯТИЕ Тема: «Мой адрес. Безопасный путь домой»

2. ЗАНЯТИЕ Тема: «Из чего состоит дорога?» 2. ЗАНЯТИЕ Тема: «Дорога во дворе» 2. ЗАНЯТИЕ Тема: «Тормозной путь» 2 .ЗАНЯТИЕ Тема: «Знаки для пешеходов»

3. ЗАНЯТИЕ Тема: «Средства безопасности для пешехода» 3. ЗАНЯТИЕ Тема: «Выход на проезжую часть» 3. ЗАНЯТИЕ Тема: «Изготовление СВЭ для себя, для бабушки» 3. ЗАНЯТИЕ Тема: «СВЭ - средства безопасности»

4. ЗАНЯТИЕ Тема: «Покажи себя водителю!» 4. ЗАНЯТИЕ Тема: «СВЭ - виды, место фиксации» 4. ЗАНЯТИЕ Тема: «Развлечение» 4. ЗАНЯТИЕ Тема: «Развлечения»

Родительское собрание / Parent meeting

Ноябрь / November Тема: Дорожные ловушки / Road traps

1. ЗАНЯТИЕ Тема: «Место остановки маршрутных транспортных средств» 1. ЗАНЯТИЕ Тема: «Путешествие Матрены Светофоровны и Федоры Пешеходовны» 1. ЗАНЯТИЕ Тема: «Бегущие дети! Мой двор и скрытые опасности в нем» 1. ЗАНЯТИЕ. Тема: «Слепые зоны»

Продолжение табл. 1

1 2 3 4

2. ЗАНЯТИЕ Тема: «Мой любимый дворик» (выход из-за стоящего транспортного средства) 2. ЗАНЯТИЕ Тема: «Дорожные ловушки» 2. ЗАНЯТИЕ Тема: «Нерегулируемый и регулируемый пешеходный переход» 2. ЗАНЯТИЕ Тема: «Быстрые и медленные транспортные средства»

3. ЗАНЯТИЕ Тема: «Выход из-за кустов» 3. ЗАНЯТИЕ Тема: «Два знака - разное поведение пешеходов» 3. ЗАНЯТИЕ Тема: «Самая модная одежда» 3. ЗАНЯТИЕ Тема: «Дорожные ловушки на магистральных дорогах. Перекрестки»

4. ЗАНЯТИЕ Тема: Сюжетно-ролевая игра. «В гости к бабушке» 4. ЗАНЯТИЕ Тема: «Безопасный путь домой». (Безопасный маршрут) 4. ЗАНЯТИЕ Тема: «Дорога глазами пешехода и водителя». (Слепая зона) 4. ЗАНЯТИЕ Тема: «Викторина по правилам безопасного поведения на дорогах»

Декабрь / December Тема: Мы - пассажиры / We are passengers

1 ЗАНЯТИЕ Тема: «Мой любимый автомобиль» 1 ЗАНЯТИЕ Тема: «Тайны зимней дороги» 1 ЗАНЯТИЕ Тема: «Общественный транспорт» 1 ЗАНЯТИЕ Тема: «Что такое город?»

2 ЗАНЯТИЕ Тема: «Путешествие в такси» 2 ЗАНЯТИЕ Тема: «Случай в автобусе» 2 ЗАНЯТИЕ Тема: «Наши помощники» 2 ЗАНЯТИЕ Тема: «История нашего города»

3 ЗАНЯТИЕ Тема: «Миньон-пассажир» 3 ЗАНЯТИЕ Тема: «Экскурсия по городу Набережные Челны» 3 ЗАНЯТИЕ Тема: «КамАЗ. История. История завода, марки, модели» 3 ЗАНЯТИЕ Тема: «История нашего города» (пр. Мира, пр. Набережночел-нинский)

4 ЗАНЯТИЕ Тема: «Зимняя эстафета «Проделки Непогодыша» 4 ЗАНЯТИЕ Тема: «Наш город и завод КамАЗ» 4 ЗАНЯТИЕ Тема: «Городской общественный транспорт» 4 ЗАНЯТИЕ Тема: «История нашего города» (пр. Сююмбике и Московский)

Январь / January Тема: Помощники на дороге - сотрудники ГИБДД / Road assistants - Traffic Police Officers

1 ЗАНЯТИЕ Тема: «Сотрудник ГИБДД» 1 ЗАНЯТИЕ Тема: «Наши помощники на дороге - сотрудники ГИБДД» 1 ЗАНЯТИЕ Тема: «Безопасный город, или создаем безопасность сами» 1 ЗАНЯТИЕ Тема: «Работа сотрудника ГИБДД»

2 ЗАНЯТИЕ Тема: «Сотрудник ДПС» 2 ЗАНЯТИЕ Тема: «Инспектор ГИБДД в гостях у детей» 2 ЗАНЯТИЕ Тема: «Скорая помощь, или экстренный случай» 2 ЗАНЯТИЕ Тема: «Школа дорожных знаков»

3 ЗАНЯТИЕ Тема: «Сотрудник (сотрудница) у нас в гостях» 3 ЗАНЯТИЕ Тема: «Работа сотрудника ГИБДД» 3 ЗАНЯТИЕ Тема: «Сотрудник ГИБДД» 3 ЗАНЯТИЕ Тема: «Помощники сотрудников ГИБДД»

4 ЗАНЯТИЕ Тема: «Знаем правила, как сотрудник ГИБДД» 4 ЗАНЯТИЕ Тема: «Юный друг- инспектор ГИБДД» 4 ЗАНЯТИЕ Тема: «Сотрудник ГИБДД -безопасность на дороге» 4 ЗАНЯТИЕ Тема: «Безопасный путь в школу»

Февраль / February Тема: Светофор / Traffic light

1. ЗАНЯТИЕ Тема: «Виды дорог» 1. ЗАНЯТИЕ Тема: «По дорогам нашего города» 1. ЗАНЯТИЕ Тема: «Дорожная математика» 1. ЗАНЯТИЕ Тема: «Дорога и тележка. История создания транспорта»

2. ЗАНЯТИЕ Тема: «Светофор и пешеход» 2. ЗАНЯТИЕ Тема: «Транспортный светофор» 2. ЗАНЯТИЕ Тема: «Виды светофоров» 2. ЗАНЯТИЕ Тема: «Дифференцирование сигналов светофора»

3. ЗАНЯТИЕ Тема: «Правило Stopping» 3. ЗАНЯТИЕ Тема: «А ну-ка, мальчики» 3. ЗАНЯТИЕ Тема: «Фликер - дорожный талисман» 3. ЗАНЯТИЕ Тема: «Внимательный пешеход»

Окончание табл. 1

1 2 3 4

Март / March Тема: Чтобы стать водителем / To become a driver

4. ЗАНЯТИЕ Тема: «Учимся безопасности вместе» 4. ЗАНЯТИЕ Тема: «Школа пешеходных наук» 4. ЗАНЯТИЕ Тема: «Быть пешеходом очень сложно» 4. ЗАНЯТИЕ Тема: «Я примерный пешеход»

1. ЗАНЯТИЕ Тема: «Транспортный светофор» 1. ЗАНЯТИЕ Тема: «Тормозной путь» 1. ЗАНЯТИЕ Тема: «Профессия -водитель» 1. ЗАНЯТИЕ Тема: «Труд водителя»

2. ЗАНЯТИЕ Тема: «Такси» 2. ЗАНЯТИЕ Тема: «Мой город» 2. ЗАНЯТИЕ Тема: «Запрещающие и предупреждающие знаки» 2. ЗАНЯТИЕ Тема: «Дорожная разметка»

3. ЗАНЯТИЕ Тема: «Внимательный водитель» 3. ЗАНЯТИЕ Тема: «Как работают водители» 3. ЗАНЯТИЕ Тема: «Предписывающие, информационные знаки и знаки особых предписаний» 3. ЗАНЯТИЕ Тема: «Тормозной путь»

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. ЗАНЯТИЕ Тема: «Дорожные знаки для водителя» 4. ЗАНЯТИЕ Тема: «На улицах нашего города» 4. ЗАНЯТИЕ Тема: «Важен на дороге каждый знак дорожный» 4. ЗАНЯТИЕ Тема: «Безопасность в автомобиле»

Родительское собрание / Parent meeting

Апрель / April Тема: Железные колеса / Iron wheels

1. ЗАНЯТИЕ Тема: «Велосипед -мой друг» 1. ЗАНЯТИЕ Тема: «Друг-велосипед» 1. ЗАНЯТИЕ Тема: «Мой друг велосипедист» 1. ЗАНЯТИЕ Тема: «Железные колеса -трамвай и метро»

2. ЗАНЯТИЕ Тема: «Велосипед на улицах города» 2. ЗАНЯТИЕ Тема: «История велосипеда» 2. ЗАНЯТИЕ Тема: «Экипировка велосипедиста» 2. ЗАНЯТИЕ Тема: «Правила для велосипедистов»

3. ЗАНЯТИЕ Тема: «Катание на велосипеде с Колобком» 3. ЗАНЯТИЕ Тема: «Делай как я» 3. ЗАНЯТИЕ Тема: «Велосипед тоже транспорт» 3. ЗАНЯТИЕ Тема: «Посвящение в велосипедисты»

4. ЗАНЯТИЕ Тема: «Мой друг -велосипед» 4. ЗАНЯТИЕ Тема: «Мой друг -велосипед» 4. ЗАНЯТИЕ Тема: «Собираемся на прогулку (безопасная прогулка)» 4. ЗАНЯТИЕ Тема: «Итоговая викторина»

Май / May Тема: Безопасное поведение на проезжей части / Road safe behavior

1. ЗАНЯТИЕ Тема: «Путешествие Лунтика в Страну дорожного движения» 1. ЗАНЯТИЕ Тема: «Правила безопасности для медвежонка» 1. ЗАНЯТИЕ Тема: «Самый любимый маршрут» 1. ЗАНЯТИЕ Тема: «Улица полна неожиданностей»

2. ЗАНЯТИЕ Тема: Развлечение «Юные знатоки правил БДД» 2. ЗАНЯТИЕ Тема: «Юный пешеход» 2. ЗАНЯТИЕ Тема: «Опасные участки» 2. ЗАНЯТИЕ Тема: «Правила для велосипедистов»

3. ЗАНЯТИЕ Тема: «Непогодыш в опасности» 3. ЗАНЯТИЕ Тема: сюжетно-ролевая игра «Мы юные пешеходы» 3. ЗАНЯТИЕ Тема: «Путешествие по городу» 3. ЗАНЯТИЕ Тема: «Посвящение в велосипедисты»

4. ЗАНЯТИЕ Тема: «Однажды в парке» 4. ЗАНЯТИЕ Тема: сюжетно-ролевая игра «Автобус» 4. ЗАНЯТИЕ Тема: «В гости к Лунтику» 4. ЗАНЯТИЕ Тема: «Дорога в школу»

Родительское собрание / Parent meeting

Учебная деятельность в ходе реализации программы специально организована либо внедряется в обычные плановые формы работы. Закрепление полученных знаний осуществляется во всех видах детской деятельности: в творческих играх, изобразительной деятельности, на интегрированных занятиях, во время прогулок, утренней гимнастики.

В программе представлен разработанный инструментарий для педагогической диагностики, проводимой в начале образовательного процесса и на период его окончания, предоставляющий возможность воспитателям отслеживать динамику познавательной сферы дошкольников. Для каждой возрастной группы разработана шкала диагностики, которая позволяет отследить динамику формирования мотивационно-поведенческой культуры безопасности в условиях дорожно-транспортной среды у воспитанников дошкольных учреждений. Педагогическая диагностика сформированное™ мотивационно-поведенческой культуры безопасности в условиях дорожно-транспортной среды у воспитанников дошкольных учреждений состоит из 2-х блоков: 1 блок - визуальный материал, 2 блок - вопросы, требующие ответов. Визуальный блок представляет собой сюжетные картинки, связанные с дорожно-транспортной ситуацией. Перед ребенком ставится задача - выбрать рисунок из предложенных вариантов, являющийся ответом на вопрос. Второй блок состоит из серии вопросов, выявляющих у ребенка умение ориентироваться в условиях дорожно-транспортной среды.

Каждый блок теста состоит из 27 вопросов для детей подготовительной группы и по 21 вопросу для детей старшей группы детского сада, определяющих уровень мотивации, компетентности и готовности к риск-избегающим действиям в условиях дорожно-транспортной среды. При помощи дешифратора подсчитывались баллы правильных ответов (один правильный ответ = 1 балл) и определялся каждый критерий сформирован-ности мотивационно-поведенческой культуры безопасности в условиях дорожно-транспортной среды. Уровень сформированности мотивацион-но-поведенческой культуры безопасности в условиях дорожно-транспортной среды у детей МБДОУ № 40 г. Набережные Челны определялся суммой общего количества шкальных оценок по всем трем критериям (табл. 2).

Анализ тестирования респондентов на момент начала эксперимента (2019 г.) по каждому уров-

ню сформированности мотивационно-поведенческой культуры выявил следующее:

- 31 % детей экспериментальной группы и 28 % детей контрольной группы имели низкий или репродуктивный уровень сформированности мотивационно-поведенческой культуры безопасности на дороге;

- значительно больше в экспериментальной и контрольной группе было детей со средним или продуктивным уровнем - 43 % в экспериментальной группе и 40 % в контрольной группе;

- 26 % составили дети с высоким или креативным уровнем сформированности мотивационно-поведенческой культуры в экспериментальной группе; в контрольной группе с таким уровнем выявлено 32 % детей.

Таблица 2 / Table 2

Уровни сформированности мотивационно-поведенческой культуры безопасности у дошкольников (в %) / Levels of development of motivational-behavioral safety culture in preschoolers (%)

Экспериментальная группа / Experimental group Контрольная группа / Control group

констатирующий этап / ascertaining stage контрольный этап / control stage констатирующий этап / ascertaining stage контрольный этап / control stage

Креативный уровень/ Creative level 26 54* 32 34

Продуктивный уровень / Productive level 43 34 40 42

Репродуктивный уровень / Reproductive level 31 12* 28 24

Примечание: * - достоверность для уровня р < 0,05.

На момент завершения эксперимента (в 2020 г.) в экспериментальной группе было выявлено, что:

- больше половины детей экспериментальной группы (54 %) находятся на высоком (креативном) уровне сформированности мотивационно-поведен-ческой культуры безопасности на дороге;

- значительно снизился процент детей экспериментальной группы, которые остались на среднем (продуктивном) уровне, что составило 34 %;

- 12 % дошкольников экспериментальной группы остались на низком (репродуктивном) уровне;

- в контрольной группе значительных изменений не произошло: большинство дошкольников продемонстрировали средний (продуктивный) уровень - 42 %; 34 % дошкольников проявили высокий (креативный) уровень; 24 % дошкольников остались на низком (репродуктивном) уровне сформированности мотивационно-пове-денческой культуры безопасности в условиях дорожно-транспортной среды.

Эти результаты явились показателями эффективности реализации проекта по формированию мотивационно-поведенческой культуры безопасности дошкольников в условиях дорожно-транспортной среды.

Представленный материал будет полезен и педагогам со стажем работы, и тем, кто начинает свою педагогическую деятельность, для целенаправленной организации работы в дошкольных образовательных учреждениях по подготовке детей к безопасному поведению на дорогах.

Ни для кого не секрет, что чем раньше дети научатся культуре безопасности в условиях дорожно-

транспортной среды, тем большая вероятность сохранения людского ресурса России. В силу особой актуальности проблемы обеспечения безопасности дошкольников на дорогах города проект программы «Светлячки безопасности» - это работа на перспективу.

Заключение

Процесс формирования мотивационно-пове-денческой культуры безопасности в условиях дорожно-транспортной среды, а также обучение и воспитание у воспитанников дошкольных образовательных учреждений риск-избегающих навыков должен обеспечить появление потребности в корректном поведении и неприятие действий, противоречащих нормам безопасности. Формирование социально активной личности, уважающей законы Российской Федерации и правопорядок, готовой выполнять свои обязанности перед обществом и государством, способной внести посильный вклад в повышение уровня защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства на современном этапе, является востребованным как никогда ранее.

Список литературы

1. Азимов Ю.И., Павлова В.А. Социально-экономические аспекты обеспечения безопасности жизнедеятельности // Вестник НЦ БЖД. 2012. № 2 (12). С. 121-129.

2. Асянова С.Р. Обеспечение индивидуальной безопасности ребенка как основа здоровьесбережения несовершеннолетних // Вестник Башкирского государственного медицинского университета / Башкирский государственный медицинский университет. 2019. № 2. С. 53-57.

3. Ахмадиева Р.Ш., Белугин М.Г. Формирование компетенции транспортной безопасной личности у школьников // Казанский педагогический журнал. 2016. № 4 (117). С. 24-29.

4. Есипова А.А. Формирование культуры безопасности жизнедеятельности населения как основа безопасного будущего // Безопасность жизнедеятельности. 2012. № 4. С. 32-34.

5. Зубарева Ю.М. Психолого-педагогические исследования по проблеме обучения дошкольников безопасному поведению на дорогах // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы VI Междунар. науч. конф. Уфа : Лето, 2015. С. 63-68.

6. Куликова Т.А. Характеристика профессиональной компетентности педагогов дошкольной организации в современных исследованиях по вопросам безопасного поведения детей на дороге // Современное дошкольное и начальное образование: проблемы и тенденции развития: сб. статей по материалам Всероссийской научно-практич. конф.: в 2 ч. Мининский университет. 2020. С. 212-215.

7. Максимова А.В. Взаимодействие воспитателя и родителей по привитию детям правил дорожного движения // Троица образования: педагог - обучающийся - родитель: материалы VIII Байкальских родительских чтений / под ред. О.В. Удовой. 2019. С. 321-322.

8. Милинис О.А., Лалетина О.В. Практико-ориентированный центр безопасности дорожного движения как ресурс формирования компетенций безопасного поведения учащихся // The Newman In Foreign Policy. № 35 (79). Январь - февраль. 2017. C. 73-76.

9. Пожарская Л.А. Условия формирования ноксологической культуры школьников // КПЖ. 2014. № 1 (102).

10. Рогозина А.О., Кириллова А.В. Формирование знаний о безопасном поведении на дороге у детей старшего дошкольного возраста посредством проектной деятельности // Современные образовательные технологии в мировом учебно-воспитательном пространстве. 2016. № 4.

References

1. Azimov Yu.I., Pavlova V.A. Sotsial'no-ekonomicheskie aspekty obespecheniya bezopasnosti zhiznedeyatel'nosti [Socio-economic aspects of provision of safety and life activity]. Vestnik NTs BZhD = Vestnik NTsBZhD, 2012, no. 2 (12), pp. 121-129. (In Russ.).

2. Asyanova S.R. Obespechenie individual'noi bezopasnosti rebenka kak osnova zdorov'esberezheniya nesovershennoletnikh [The individual safety of the child as the basis of health protection of minors]. Vestnik Bashkirskogo gosudarstvennogo meditsinskogo universiteta = Bulletin of the Bashkir State Medical University, 2019, no. 2, pp. 53-57. (In Russ.).

3. Akhmadieva R., Belugin M. Formirovanie kompetentsii transportnoi bezopasnoi lichnosti u shkol'nikov [The development of the competence of personal transport security among schoolchildren]. Kazanskii pedagogicheskii zhurnal = Kazan Pedagogical Journal, 2016, no. 4 (117), pp. 24-29. (In Russ.).

4. Esipova A.A. Formirovanie kul'tury bezopasnosti zhiznedeyatel'nosti naseleniya kak osnova bezopasnogo budushchego [Improving the safety and security culture as a way of forming the safety future]. Bezopasnost' zhiznedeyatel'nosti = Life safety, 2012, no. 4, pp. 32-34. (In Russ.).

5. Zubareva Yu.M. Psikhologo-pedagogicheskie issledovaniya po probleme obucheniya doshkol'nikov bezopasnomu povedeni-yu na dorogakh [Psychological and pedagogical research on the problem of teaching preschoolers to safe behavior on the roads] . Aktual'nye voprosy sovremennoipedagogiki: materialy VIMezhdunar. nauch. konf. = Topical issues of modern pedagogy: materials of the VI International scientific conference, Ufa, Summer Publ., 2015, pp. 63-68. (In Russ.).

6. Kulikova T.A. Kharakteristika professional'noi kompetentnosti pedagogov doshkol'noi organizatsii v sovremennykh issledo-vaniyakh po voprosam bezopasnogo povedeniya detei na doroge [Characteristics of the professional competence of preschool teachers in modern research on the safe behavior of children on the road]. Sovremennoe doshkol'noe i nachal'noe obrazovanie: problemy i tendentsii razvitiya. Sbornik statei po materialam Vserossiiskoi nauchno-prakticheskoi konferentsii = Modern preschool and primary education: problems and development trends: collection of articles based on the materials of the All-Russian scientific-practical conference, in 2 parts, Minin University, 2020, pp. 212-215. (In Russ.).

7. Maksimova A.V. Vzaimodeistvie vospitatelya i roditelei po privitiyu detyam pravil dorozhnogo dvizheniya [Interaction between educator and parents to instill the rules of the road in children]. Troitsa obrazovaniya: pedagog - obuchayushchiisya - roditel': sbornik statei po materialam VIII Baikal'skikh roditel'skikh chtenii = Trinity of education: teacher - student - parent: collection of articles on the Materials of the VIII Baikal Parent Readings, edited by O. Udova, 2019, pp. 321-322. (In Russ.).

8. Milinis O.A., Laletina O.V. Praktiko-orientirovannyi tsentr bezopasnosti dorozhnogo dvizheniya kak resurs formirovaniya kompetentsii bezopasnogo povedeniya uchashchikhsya [Practice-oriented road safety center as a resource for the formation of competencies for safe behavior of students]. The Newman in Foreign Policy, January - February, 2017, no. 35 (79), pp. 73-76. (In Russ.).

9. Pozharskaya L.A. Usloviya formirovaniya noksologicheskoi kul'tury shkol'nikov [Conditions for the development of schoolchildren noxological culture]. Kazanskii pedagogicheskii zhurnal = Kazan Pedagogical Journal, 2014, no. 1 (102), pp. 88-95. (In Russ.).

10. Rogozina A.O., Kirillova A.V. Formirovanie znanii o bezopasnom povedenii na doroge u detei starshego doshkol'nogo voz-rasta posredstvom proektnoi deyatel'nosti [Development of knowledge about safe behavior on the road in senior preschool children through project activities]. Sovremennye obrazovatel'nye tekhnologii v mirovom uchebno-vospitatel'nom prostranstve = Modern educational technologies in the world educational space, 2016, no. 4. (In Russ.).

Статья поступила в редакцию 12.09.2020 г.; принята к публикации 28.10.2020 г.

Submitted 12.09.2020; revised 28.10.2020.

Автор прочитал и одобрил окончательный вариант рукописи.

The author has read and approved the final manuscript.

Об авторе

Пожарская Лилия Арслановна

заведующая отделом, Городской дворец творчества детей и молодежи № 1, г. Набережные Челны, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-6141-6988, L-Pozharskaya@yandex.ru

About the author Liliya A. Pozharskaya

Head of Department, City Palace of Children and Youth Creativity No. 1, Naberezhnye Chelny, Russia, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-6141-6988,

L-Pozharskaya@yandex. ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.