Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У СТУДЕНТОВ В ХОДЕ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ "МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБЛАСТИ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА"'

ФОРМИРОВАНИЕ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У СТУДЕНТОВ В ХОДЕ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ "МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБЛАСТИ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА" Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
55
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИДАКТИКА ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ / ФОРМИРОВАНИЕ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ / ПРИЕМЫ / МЕТОДЫ / КУРС МЕТОДИКИ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ефимова Марина Викторовна

Данная статья посвящена возможностям формирования критического мышления на занятиях по курсу методики обучения иностранным языкам. Во введении анализируются различные определения понятия «критическое мышление» российских и зарубежных авторов. В статье рассматриваются отдельные черты и качества критического мышления, а также ведущие принципы его формирования. Автор обобщает свой опыт преподавания дисциплины «Методика обучения и воспитания в области иностранных языков» с акцентом на развитие критического мышления преимущественно на лекциях по предмету. В данной статье подчеркиваются такие пути формирования критического мышления, как индуктивное восприятие материала, дискуссия, проект, кейс-стади, то есть обучение на конкретных примерах. Автор выделяет также приемы, помогающие формированию критического мышления, такие как визуальная метафора, самостоятельное составление схем и таблиц, презентация и самопрезентация, ассоциограммы и расширенные ассоциограммы, иначе майнд-мап, обобщение и сравнительный анализ опыта и знаний. Методами исследования автора явились включенное наблюдение, сравнительный анализ психологической и педагогической литературы по данной проблеме, а также обобщение передового педагогического опыта, в том числе и опыта автора. Статья прослеживает развитие отдельных качеств критического мышления, таких как наблюдательность, рефлексия, умение взглянуть на вещи критически под иным углом зрения, умение сомневаться, с третьего по пятый курс обучения и намечает пути его совершенствования в магистратуре.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ефимова Марина Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF CRITICAL THINKING DURING THE STUDY OF THE DISCIPLINE "METHODS OF TEACHING AND EDUCATING, THE FIELD OF A FOREIGN LANGUAGE"

This article is devoted to the possibilities of forming critical thinking in the classroom on the course of methods of teaching foreign languages. The introduction analyzes various definitions of the «critical thinking» concept by Russian and foreign authors. The individual features and qualities of critical thinking, as well as the leading principles of its formation, are considered. The author summarizes his experience of teaching this discipline with an emphasis on the development of critical thinking mainly in lectures. Such ways of formation as inductive perception of the material, discussion, project, case study are emphasized. The author identifies the techniques that help the formation of critical thinking: visual metaphor, independent compilation of diagrams and tables, presentation and self-presentation, mind map, generalization and analysis of experience and knowledge. The article traces the development of certain qualities of critical thinking, such as observation, reflection, the ability to look at things critically from a different angle, the ability to doubt, from the third to the fifth year of study and outlines ways to improve it in the master's program.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У СТУДЕНТОВ В ХОДЕ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ "МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБЛАСТИ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА"»

Научная статья УДК 37.024

doi: 10.20323/1813-145X-2022-1-124-80-86 Марина Викторовна Ефимова

Кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и методики преподавания иностранных языков ФГБОУ ВО «Ярославский государственный педагогический университет им. К. Д. Ушинского». 150000, г. Ярославль, ул. Республиканская, д. 108/1

mv61 @yandex.ru, https://orcid.org/0000-0002-0908-4058

Формирование критического мышления у студентов в ходе изучения дисциплины «Методика обучения и воспитания в области иностранного языка»

Аннотация. Данная статья посвящена возможностям формирования критического мышления на занятиях по курсу методики обучения иностранным языкам. Во введении анализируются различные определения понятия «критическое мышление» российских и зарубежных авторов. В статье рассматриваются отдельные черты и качества критического мышления, а также ведущие принципы его формирования. Автор обобщает свой опыт преподавания дисциплины «Методика обучения и воспитания в области иностранных языков» с акцентом на развитие критического мышления преимущественно на лекциях по предмету. В данной статье подчеркиваются такие пути формирования критического мышления, как индуктивное восприятие материала, дискуссия, проект, кейс-стади, то есть обучение на конкретных примерах. Автор выделяет также приемы, помогающие формированию критического мышления, такие как визуальная метафора, самостоятельное составление схем и таблиц, презентация и самопрезентация, ассоциограммы и расширенные ассоциограммы, иначе майнд-мап, обобщение и сравнительный анализ опыта и знаний. Методами исследования автора явились включенное наблюдение, сравнительный анализ психологической и педагогической литературы по данной проблеме, а также обобщение передового педагогического опыта, в том числе и опыта автора. Статья прослеживает развитие отдельных качеств критического мышления, таких как наблюдательность, рефлексия, умение взглянуть на вещи критически под иным углом зрения, умение сомневаться, с третьего по пятый курс обучения и намечает пути его совершенствования в магистратуре.

Ключевые слова: дидактика высшей школы, формирование критического мышления, приемы, методы, курс методики иностранных языков

Для цитирования: Ефимова М. В. Формирование критического мышления у студентов в ходе изучения дисциплины «Методика обучения и воспитания в области иностранного языка» // Ярославский педагогический вестник. 2022. № 1 (124). С. 80-86. http://dx.doi.org/10.20323/1813-145X-2022-1-124-80-86.

Original article

Marina V. Efimova

Candidate of pedagogical sciences, associate professor of the department of theory and methods of teaching foreign languages, FSBEI HE «Yaroslavl state pedagogical university named after K. D. Ushinsky». 150000, Yaroslavl, Respublikanskaya st., 108/1

mv61 @yandex.ru, https://orcid.org/0000-0002-0908-4058

Formation of critical thinking during the study of the discipline «Methods of teaching and educating, the field of a foreign language»

Abstract. This article is devoted to the possibilities of forming critical thinking in the classroom on the course of methods of teaching foreign languages. The introduction analyzes various definitions of the «critical thinking» concept by Russian and foreign authors. The individual features and qualities of critical thinking, as well as the leading principles of its formation, are considered. The author summarizes his experience of teaching this discipline with an emphasis on the development of critical thinking mainly in lectures. Such ways of formation as inductive perception of the material, discussion, project, case study are emphasized. The author identifies the techniques that help the formation of critical thinking: visual metaphor, independent compilation of diagrams and tables, presentation and self-presentation, mind map, generalization and analysis of experience and knowledge. The article traces the development of certain qualities of

© Ефимова М. В., 2022

critical thinking, such as observation, reflection, the ability to look at things critically from a different angle, the ability to doubt, from the third to the fifth year of study and outlines ways to improve it in the master's program.

Keywords: Didactics of higher school, the formation of critical thinking, techniques, methods, the course of methods of foreign languages

For citation: Efimova M. V Formation of critical thinking during the study of the discipline «Methods of teaching and educating, the field of a foreign language». Yaroslavl pedagogical bulletin. 2022;(1):80-86. (In Russ.). http://dx.doi.org/10.20323/1813-145X-2022-1-124-80-86.

Введение

В ходе совещаний преподавателей методики различных дисциплин ЯГПУ им К. Д. Ушинского в 2019/20 и 2020/21 учебных годах ректор нашего вуза Михаил Вадимович Груздев обозначил основную линию на обучение с использованием методов и приемов современной дидактики высшей школы и формирования критического мышления студентов — будущих учителей средней школы. Это заставило нас задуматься над различными аспектами, направлением и стилем преподавания методики обучения и воспитания в области иностранных языков, попробовать проанализировать и обобщить свой опыт. Современная дидактика высшей школы для многих из нас является предметом познания, осмысления, а в последние годы — и предметом преподавания в магистратуре. В течение более чем десятилетия, с 2001 по 2012 г., на базе нашего вуза существовал центр «Дидактики высшей школы», целью которого являлось повышение квалификации преподавателей вузов. Инициатором и руководителем центра был профессор Вольфф-Дитрих Веблер, глава Центра Дидактики ВШ университета г. Билефельд. Нам, преподавателям факультета иностранных языков, выпала честь работать его помощниками в качестве переводчиков и со-руководителей семинаров. За годы работы центра мы освоили альтернативные методы ведения лекций и семинаров, научились осуществлять рефлексию своих занятий и получать обратную связь от студентов, и, возможно, обрели одно из важнейших для преподавателя качеств — способность «держать руку на пульсе» современных достижений дидактики высшей школы.

Обзор литературы

В настоящее время к числу наиболее значимых метапредметных задач относится формирование критического мышления. Попробуем оценить с этой позиции возможности курса методики обучения и воспитания в области иностранного языка. Критическое мышление, по мнению Н. А. Якуниной, — это способность человека ставить под сомнение поступающую информацию, включая собственные убеждения. Критиче-

ское мышление — это мышление личности, проникающей в логику проблем с целью их объективного изучения. В этом смысле критическое мышление направлено на преодоление препятствий на пути к истине [Якунина, 2019, с. 21]. Джонсон и Блэйр дают следующее определение: критическое мышление — это способ думать о вещах, подвергая их сомнению, что помогает принимать оптимальные решения. Это способность думать ясно и рационально, осознавая логические связи между идеями, независимое и рефлективное мышление [Johnson, 1977, c. 2]. По мнению немецких ученых, критическое мышление представляет собой метакогнитивную способность оценки утверждений об истине [Kahl, 2020; Kuhn, 2019; Kovic, 1999; Stangl, 2019; Wessel, 2011]. Оно состоит из трех компонентов: минимизации неверных логических выводов, минимизации когнитивных искажений и теории вероятностного познания.

Человек, обладающий критическим мышлением, понимает взаимосвязи идей, определяет значение идей и аргументов, предлагает и оценивает аргументы, видит противоречия и ошибки в аргументации, подходит к решению проблем целостно и системно, размышляет об основах своих мыслей, ценностей, убеждений [Kahl, 2020, с. 2].

Иными словами, критическое мышление помогает осуществлять проверку предложенных решений с целью определения области их возможного применения. Если творческое мышление направлено на создание новых идей, то критическое — на выявление их недостатков [Болотов, 2009, с. 67]. Российские психологи выделяют четыре основных принципа, необходимых для развития критического мышления:

- выявление и оспаривание предположений;

- проверка фактической точности и логической последовательности;

- рассмотрение контекста;

- изучение альтернатив [Болотов, 2009, с. 68].

В настоящее время ученые относят критическое мышление к числу ключевых компетенций успешного специалиста. Американский психолог

Диана Халперн определила набор основных качеств, составляющих критическое мышление: наблюдательность, способность к интерпретации, анализу, выведению заключений, оцениванию [Халперн, 2000, с. 30]. Не усмотрев противоречий во мнениях российских и зарубежных ученых, будем придерживаться в своем исследовании принципов, которые необходимо сформировать, работая над ними систематически из занятия в занятие.

Методы исследования

Перед анализом основных приемов, используемых нами на лекциях, стоит оговориться, что основными методами исследования явились включенное наблюдение и обобщение педагогического опыта. Основная форма занятий — лекция-дискуссия с использованием проектной и эвристической технологий. Мы думаем, что именно формирование оценивающего мышления предполагает отход от классической лекции в пользу лекции-диалога с опорой на знания студентов в области базовых наук. Для методики обучения и воспитания в области иностранных языков такими науками являются психология, педагогика, лингвистика и культурология.

Результаты исследования

Наш курс рассчитан на три года с начала третьего курса и до окончания пятого курса бакалавриата. Как правило, преподаватель методики ведет целый цикл смежных дисциплин. Поэтому на первом занятии мы знакомимся со студентами. Представление себя или представление друга после краткого интервью сопровождается схематичным изображением себя, своих интересов и хобби в виде рисунков-кроки. Сначала преподаватель кратко рассказывает о себе, описывает свои научные акценты и интересы, увлечения, затем это делают студенты. Часто в кратких рассказах-представлениях они узнают много нового о товарищах по группе, а преподаватель помогает студентам с первого занятия раскрепоститься, получить положительный эмоциональный настрой на дальнейшее обучение и дает понять, что в ходе изучения дисциплины ему будет важен каждый студент, его отношение к предмету и мнение. Наиболее полезными для знакомства нам кажутся взаимное интервьюирование и рассказ о товарище по группе, а наиболее увлекательным рассказ, сопровождаемый компьютерной презентацией. Однако опыт показал, что эти варианты знакомства со студентами требуют слишком много времени. Здесь стоит оговориться, что такое

занятие-знакомство возможно в группах с числом студентов не более 10-15 человек. Данный прием помогает обучаемым оценить контекст преподавания [Болотов, 2009, с. 68], а преподавателю — учитывать в дальнейшем особенности данной конкретной группы и каждого студента в отдельности.

Следующий прием, по нашему мнению, можно использовать и в больших аудиториях, так как он предполагает письменную работу, как правило, домашнюю. Это эссе на тему «Зачем мне нужна наука методика» с последующим анонимным зачитыванием и анализом наиболее интересных цитат из каждого сочинения. Данный прием помогает достаточно успешно встроить дисциплину в уже имеющуюся научную картину мира будущих учителей и частично решает проблему мотивации к ее изучению. Если эссе сохраняются, впоследствии их можно зачитать студентам на 5-м курсе. Таким образом, на первых двух занятиях курса студенты воспринимают методику как практико-ориентированную дисциплину, знакомятся с новыми приемами. Прием написания эссе также опирается на принцип «рассмотрение контекста» [Болотов, 2009, с. 68].

Преподавателю желательно глубоко знать базовые науки, на которые опирается методика. Это дает возможность собирать фоновые знания студентов, то есть постоянно делать экскурсы в данные науки, «перекидывать мостики», помогать осознавать их взаимосвязи. Например, перед изучением языковых аспектов студенты в ходе работы в группах или в парах обобщают особенности немецкой фонетики, лексики, грамматики, выбирают спикера группы и затем на форуме обсуждают трудности данного языкового аспекта, делая предположение о том, что такое активный и пассивный языковой минимум. Этот прием опирается на принципы «выявление и оспаривание предположений» и «изучение альтернатив» [Logische Fehlschlüsse, 2019, с. 2].

Перед освоением тем «урок» и «учебник» обобщаются знания студентов в сферах дидактики и педагогики воспитания, а темы «лингвост-рановедческий и межкультурный подход» в рамках коммуникативного метода предполагают использование примеров из копилки студентов в области культуры стран изучаемого языка. Это помогает студентам осознать системность в методике. Для более глубокого понимания системности как ведущего принципа методики мы используем также прием поэтапной визуализации. На первом этапе преподаватель изображает ме-

тодику как науку в виде планеты Земля, как ее рисовали древние люди, стоящей на трех китах, имя которым «лексика», «фонетика» и «грамматика», и четырех слонах, которыми, соответственно, являются четыре ведущих вида речевой деятельности: аудирование, говорение, чтение и письмо.

Земля (методика) стоит на черепахе (аспекты языка: лексика, фонетика, грамматика) и слонах (виды речевой деятельности: аудирование, говорение, чтение, письмо).

Вторым шагом визуализации системного подхода является создание студентами в ходе домашней работы схем-метафор на осознание строения научного аппарата методики: цели, задачи, принципы, содержание, средства и т. д. Третий этап визуализации — схематическое изображение взаимосвязи отдельных подкомпонентов методики: целей, содержания, принципов процесса обучения ИЯ с базовыми науками методики (Таблица 1). Задача студентов в ходе лекции — дополнить и объяснить в данной схеме недостающие взаимосвязи. Визуализация системы обучения ИЯ соответствует принципу формирования критического мышления «проверка логической последовательности» [Болотов, 2009, с. 68].

Таблица 1

Взаимосвязь компонентов методики

Не менее важным в методике является осознание себя учителем, то есть смена роли студента, воспринимающего знания и умения, на роль преподавателя, передающего их. Этот процесс на наших занятиях помогает впервые осуществить ролевая игра-проект «Лектор» в ходе освоения темы «Принципы обучения ИЯ». Студенты заранее готовятся к этой лекции, так как ведут ее по очереди, освещая материал по отдельным принципам обучения, пропустив его через себя, получив консультацию преподавателя, стараясь подчеркнуть наиболее существенные моменты, по-

вторить несколько раз определения «под запись». В итоге четырехчасовой лекции, подкрепленной обсуждением того, какого лектора легче слушать и почему, меняется угол зрения студентов, приходит первое осознание всей сложности и многогранности профессии учителя-преподавателя. С точки зрения предмета статьи, думается, данный прием формирует непосредственно критическое мышление как «способность человека ставить под сомнение поступающую информацию, студенты перед подачей материала взаимодействуют с ним, подвергают критике» [Якунина, 2019, с. 21].

При ознакомлении с интерференцией как лингвистическим явлением студенты самостоятельно характеризуют понятие интерференции на основе материала курса лингвистики или языкознания. Затем они рассматривают схемы нашего пособия «Лингводидактика и методика в схемах и таблицах» и дополняют их. К образцам грамматической, фонетической и лексической интерференции в пособии они приводят примеры из личной практики изучения ИЯ, которые помогают осознать причины этого явления при изучении второго иностранного языка. Особенно важен личный опыт студентов по профилактике интерференции в ходе педагогической практики. Изучение этой темы более интересно для студентов, поскольку в учебном пособии, на которое они опираются, есть визуальные метафоры, подобранные их коллегами-студентами 4-го курса. Тема интерференции находится в поле наших научных интересов, поэтому студенты по нашей просьбе заполняют таблицу, используя анализ своего опыта и интервьюирование товарищей. Таблица содержит вопросы о способах профилактики и преодоления интерференции, используемые в ходе изучения второго иностранного языка. Во время работы над темой поддерживаются принципы критического мышления «высказывание предположений» и «изучение альтернатив» [Болотов, 2009, с. 68].

Обучение на примерах из практики помогает формированию наблюдательности и способности к оценке как ведущим качествам критического мышления. При овладении темой «формирование лексических навыков немецкого языка» мы используем прием «кейс-стади», обучение на примерах. Преподаватель проигрывает со студентами в роли школьников фрагменты занятий по введению активной лексики для начальных классов. Занятие проходит с использованием компьютерной презентации, сбора фоновых

83"

Базовые науки методики ОИЯ

Педагогика Психология Лингвистика Культурология

Цели обучения ИЯ

Воспитательная Развивающая Практическая Образовательная

Содержание обучения ИЯ

Личностный компонент Процессуальный компонент Предметный компонент Социокультурный компонент

Принципы обучения ИЯ

Дидактические Психологические Лингвистические Методические

лингвострановедческих знаний учеников, диалога пальчиковых кукол, ярких картинок и детской песни собственного сочинения, помогающей усвоить новую лексику. Сходные фрагменты студенты готовят для семинаров. Аналогично показываем и введение пассивной лексики в группе студентов в роли учеников старших классов и обсуждаем его.

Обучение аудированию проходит в ходе проектной работы. Сами студенты индуктивно определяют трудности слушания, затем сверяют свои предположения со схемой, представленной в пособии. Затем по аналогии самостоятельно разрабатывают схемы трудностей восприятия письменных текстов и создания устных и письменных текстов на иностранном языке. Также индуктивно изучается тема «Обучение устной речи»: студенты находят отличия диалогической речи от монологической, заполняя таблицу на доске. В лекции по теме «Урок иностранного языка» мы практикуем видеопросмотр фрагментов уроков лучших школьных учителей и студентов-практикантов, их анализ в группе. Таким образом, в ходе групповых краткосрочных проектов и дискуссий, выявления и оспаривания предположений формируется способность к интерпретации, анализу, выведению умозаключений [Хал-перн, 2000, с. 31].

Особенно любима нами и, надеемся, бакалаврами тема «Учитель иностранного языка, мастерство и личность». Мы начинаем ее изучение, обращаясь к опыту студентов: каждый кратко рассказывает о любимых учителях, пытаясь ответить на вопрос «Почему именно они так нравятся школьникам?». То есть мы идем от примеров, от частного к общему, при этом немаловажную роль играют положительные эмоции студентов, вспоминающих свою школу. Затем учебная группа делится на подгруппы, проходит проектная работа по определению качеств учителя ИЯ, распределение черт на общие качества личности, частные черты учителя и специфические черты учителя ИЯ. На доске заполняется карта памяти (майндмэп) в форме контура человека Работа продолжается анализом и сравнением двух подходов к личности учителя ИЯ: традиционного (опора на распределение ролей: режиссер, оператор, артист) и компетентностного подхода на основе ФГОС с помощью компьютерной презентации. В ходе работы над темой формируются такие качества критического мышления, как наблюдательность, аналитичность и способность давать оценку [Халперн, 2000, с. 30].

Индуктивный подход используется также при изучении темы «Учебник иностранного языка». Работа проходит в три этапа. На первом этапе преподаватель раздает современные школьные учебники, студенты работают в парах, вспоминая внешние и внутренние составляющие учебника. Затем идет фаза «начитки»: преподаватель диктует студентам требования к современному учебнику иностранного языка для средней школы. На последнем этапе происходит сравнение в группах аналогичных учебников российских и зарубежных издательств и заполнение таблицы их плюсов и минусов. Студенты должны прийти к выводу об использовании российских учебников как ведущих, соответствующих ФГОС, а зарубежных — как дополнительных пособий на уроках ИЯ. То есть формируется способность делать самостоятельные выводы и давать оценки как составляющая критического мышления [Kahl, 2020, с. 2].

Заключение

Таким образом, предмет «Методика обучения и воспитания в области ИЯ» вносит большой вклад в формирование ведущих качеств, составляющих критическое мышление, если подойти к его преподаванию творчески. В ходе обучения в магистратуре мы продолжаем формировать критическое мышление, но уже комплексно, имея в виду личностную и профессиональную зрелость магистрантов. Так, при изучении дисциплины «Лингводидактика» мы побуждаем студентов критически оценить свой опыт, как личный, так и профессиональный. При освоении тем «Билингвизм», «Языковая и когнитивная картина мира» магистранты опираются на фоновые знания, подбирают и осмысливают примеры из жизни. При изучении темы «Вторичная языковая личность» они анализируют и обобщают личный опыт преподавания ИЯ. При изучении коммуникативной компетенции происходит формирование способности к сравнению и анализу как черты критического мышления [Kahl, 2020, с. 3]. Мы сопоставляем различные составляющие коммуникативной компетенции, анализируем их сходства и различия. Затем, осваивая тему «Межкультурная компетенция», магистранты выбирают лучшую схему межкультурной компетенции из трех возможных с обоснованием своей точки зрения и, если есть время, самостоятельно составляют свою по аналогии.

В учебном курсе «Современные тенденции лингвистического образования» магистранты оценивают тенденции обучения именно в том

звене системы, в котором работают в данное время. Как правило, в группе магистрантов есть представители общего, среднего профессионального, дополнительного и высшего образования, что позволяет обсудить проблемы образования комплексно.

Подводя итог, можно утверждать, что в ходе изучения методических дисциплин формируются все основные признаки критического мышления с опорой на его ведущие принципы. Обучение в магистратуре помогает завершить формирование критического мышления и подтверждает его сформированность.

Библиографический список

Болотов В. Критическое мышление — ключ к преобразованиям российской школы / В. Болотов, д. Спиро // Директор школы. 2009. № 4. C. 67-73.

Батырханова Г. К. Развитие критического мышления на уроках английского языка, 2020. URL: https://cyberleninka. ru/article/n/razvitie -kriticheskogo -myshleniya-na-urokah-angliyskogo-yazyka/viewer (дата обращения: 9.09.21).

Есаулова Н. В. Развитие критического мышления на уроках английского языка, 2020. URL: https://urok.1sept.ru/articles/631603 (дата обращения: 31.08.21).

Кутепова О. В. Опыт и перспективы использования технологии «развитие критического мышления через чтение и письмо» на уроке английского языка, 2016. URL: https://cyberleninka.ru/article/n7opyt-i-perspektivy-ispolzovaniya-tehnologii-razvitie-kriticheskogo-myshleniya-cherez-chtenie-i-pismo-na-urokah-literatury (дата обращения: 09.09.21).

Лоренц В. В. Технология развития критического мышления школьников как способ организации интерактивного образовательного процесса, 2016. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tehnologiya-razvitiya-kriticheskogo-myshleniya-shkolnikov-kak-sposob-organizatsii-interaktivnogo-obrazovatelnogo-protsessa (дата обращения: 31.08.21).

Макарова Н. С. К проблеме выявления специфики дидактики высшей школы, 2012. URL: edu.tltsu.ru>sites/sites_content/site1238/html/... (дата обращения: 09.09.21).

Мокшина Я. В. Моделирование на уроках английского языка с применением технологии развития критического мышления, 2020. URL: https:// www.gigabaza.ru/doc/88041.html (дата обращения: 16.09.21).

Плаус С. Психология оценки и принятия решений / перевод с англ. Москва : Информационно-издательский дом «Филинъ», 1998. 368 с.

Халперн д. Психология критического мышления / перевод с англ. Санкт-Петербург : Питер, 2000. 512 с.

Якунина Н. А. Критическое мышление: аналитическое осмысление понятия // Гаудеамус. 2019. Т. 18. № 4(42). С. 21-25.

Facione P. A. (1990) Critical Thinking: A Statement of Expert Consensus for Purposes of Educational Assessment and Instruction. Executive Summary. The California Academic Press: Millbrae, California.

Kahl Yana. (2020) Kritisches Denken, was ist das und wie können wir es schulen? URL: https://www.blog.cognifit.com (дата обращения: 16.09.21).

Kovic, Marko. (2019) «A Generalized Definition of Critical Thinking». Swiss Skeptics Discussion Paper Se-ries1. URL: https://www.skeptiker.ch/a-generalized-definition-of-critical-thinking/ (дата обращения: 16.09.21).

Kuhn D. (1999) A Developmental Model of Critical Thinking. Educational Researcher, 28(2), p. 16-46.

Logical Self-Defense. By R. H. Johnson and J. A. Blair. Toronto : McGraw-Hill Ryerson, 1977, 236 р.

Ritchhart R. & Perkins D. N. (2005) Learning to think: the challenges of teaching thinking. In K. J. Holyoak & R. G. Morrison (Eds.), The Cambridge handbook of thinking and reasoning (pp. 775-802). New York: Cambridge University Press.

Stangl W. (2019) Stichwort: 'kritisches Denken'. Online Lexikon für Psychologie und Pädagogik. URL: https://lexikon.stangl.eu/3981/kritisches-denken/ (дата обращения: 31.08.21).

Wessel D. (2011) Was ist eigentlich kritisches Denken? wissens.blitz (45). URL:

https://wissensdialoge.de/was_ist_kritisches_denken (дата обращения: 21.08.21).

Was ist das kritische Denken. (2019) URL: https://blog.cognifit.com/de/kritisches-denken (дата обращения: 09.09.21).

Wie unsauber wir argumentieren. (2019): Logische Fehlschlüsse. URL:

https://www.skeptiker.ch/themen/logische-fehlschluesse/ (дата обращения: 09.09.21).

Reference list

Bolotov V. Kriticheskoe myshlenie — kljuch k preobrazovanijam rossijskoj shkoly = Critical thinking is the key to transforming the Russian school / V. Bolotov, D. Spiro // Direktor shkoly. 2009. № 4. C. 67-73.

Batyrhanova G. K. Razvitie kriticheskogo myshlenija na urokah anglijskogo jazyka, 2020 = Developing critical thinking in English lessons, 2020. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-kriticheskogo-myshleniya-na-urokah-angliyskogo-yazyka/viewer (data obrashhenija: 09.09.21).

Esaulova N. V Razvitie kriticheskogo myshlenija na urokah anglijskogo jazyka, 2020 = Developing critical thinking in English lessons, 2020. URL: https://urok.1sept.ru/articles/631603 (data obrashhenija: 31.08.21).

Kutepova O. V Opyt i perspektivy ispol'zovanija tehnologii «razvitie kriticheskogo myshlenija cherez

chtenie i pis'mo» na uroke anglijskogo jazyka = Experience and prospects of using the technology «development of critical thinking through reading and writing» in the English lesson, 2016. URL:

https://cyberleninka.ru/article/n/opyt-i-perspektivy-ispolzovaniya-tehnologii-razvitie-kriticheskogo-myshleniya-cherez-chtenie-i-pismo-na-urokah-literatury (data obrashhenija: 09.09.21).

Lorenc V V. Tehnologija razvitija kriticheskogo mysh-lenija shkol'nikov kak sposob organizacii interaktivnogo obrazovatel'nogo processa, 2016 = Technology for the development of critical thinking of schoolchildren as a way of organizing an interactive educational process, 2016. URL: https://cyberleninka.ru/article/nAehnologiya-razvitiya-kriticheskogo-myshleniya-shkolnikov-kak-sposob-organizatsii-interaktivnogo-obrazovatelnogo-protsessa (data obrashhenija: 31.08.21).

Makarova N. S. K probleme vyjavlenija specifiki did-aktiki vysshej shkoly, 2012 = To the problem of identifying the specifics of didactics of higher education, 2012. URL: edu.tltsu.ru>sites/sites_content/site1238/html/... (data obrashhenija: 09.09.21).

Mokshina Ja. V. Modelirovanie na urokah anglijskogo jazyka s primeneniem tehnologii razvitija kriticheskogo myshlenija, 2020 = Modeling in English lessons using critical thinking technology, 2020. URL: https://www.gigabaza.ru/doc/88041.html (data obrashhenija: 16.09.21).

Plaus S. Psihologija ocenki i prinjatija reshenij = Psychology of evaluation and decision-making / perevod s angl. Moskva : Informacionno-izdatel'skij dom «Filin#», 1998. 368 s.

Halpern D. Psihologija kriticheskogo myshlenija = Psychology of critical thinking / perevod s angl. Sankt-Peterburg : Piter, 2000. 512 s.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Jakunina N. A. Kriticheskoe myshlenie: analiticheskoe osmyslenie ponjatija = Critical thinking: an analytical understanding of the concept // Gaudeamus. 2019. T. 18. № 4 (42). S. 21-25.

Facione P. A. Critical Thinking: A Statement of Expert Consensus for Purposes of Educational Assessment and Instruction. Executive Summary. The California Academic Press: Millbrae, California. 1990.

Kahl Yana. Kritisches Denken, was ist das und wie können wir es schulen? 2020. URL: https://www.blog.cognifit.com (data obrashhenija: 16.09.21).

Kovic, Marko. «A Generalized Definition of Critical Thinking». Swiss Skeptics Discussion Paper Series 1. 2019. URL: https://www.skeptiker.ch/a-generalized-definition-of-critical-thinking/ (data obrashhenija: 16.09.21).

Kuhn D. A Developmental Model of Critical Thinking. Educational Researcher, 1999, 28 (2), p. 16-46.

Logical Self-Defense. By R. H. Johnson and J. A. Blair. Toronto : McGraw-Hill Ryerson, 1977, 236 r.

Ritchhart R. & Perkins D. N. Learning to think: the challenges of teaching thinking. In K. J. Holyoak & R. G. Morrison (Eds.), The Cambridge handbook of thinking and reasoning (pp. 775-802). New York: Cambridge University Press. 2005.

Stangl W. Stichwort: 'kritisches Denken'. Online Lexikon für Psychologie und Pädagogik. 2019. URL: https://lexikon.stangl.eu/3981/kritisches-denken/ (data obrashhenija: 31.08.21).

Wessel D. Was ist eigentlich kritisches Denken? wis-sens.blitz. 2011. URL:

https://wissensdialoge.de/was_ist_kritisches_denken (data obrashhenija: 21.08.21).

Was ist das kritische Denken. 2019. URL: https://blog.cognifit.com/de/kritisches-denken (data obrashhenija: 09.09.21).

Wie unsauber wir argumentieren. 2019: Logische Fehlschlüsse. URL:

https://www.skeptiker.ch/themen/logische-fehlschluesse/ (data obrashhenija: 09.09.21).

Статья поступила в редакцию 24.11.2021; одобрена после рецензирования 13.12.2021; принята к публикации 13.01.2022.

The article was submitted on 24.11.2021; approved after reviewing 13.12.2021; accepted for publication on 13.01.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.