Научная статья на тему 'Формирование критериев выбора конкурентных стратегий строительных организаций в условиях инновационного развития строительства'

Формирование критериев выбора конкурентных стратегий строительных организаций в условиях инновационного развития строительства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
конкурентоспособность строительных организаций / строительная отрасль / оценка конкурентоспособности / конкурентные преимущества / инновационное развитие / стратегия строительных организаций / competitiveness of construction organizations / construction industry / assessment of competitiveness / competitive advantages / innovative development / strategy of construction organizations

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Атальян Давид Артурович

Статья посвящена проблеме определения конкурентных стратегий строительных организаций в условиях инновационного развития. В процессе исследования автором определены ключевые стратегии развития строительных организаций: стратегия внедрения инноваций, дифференциации, фокусировки, партнерства с другими компаниями. Определены критерии выбора данных стратегий. Показано, что стратегия внедрения инноваций оптимальна для организаций, обладающих высокой технологической базой и доступом к материальным ресурсам. Стратегия дифференциации подходит для строительных компаний, способных предложить уникальные продукты и услуги, а стратегия фокусировки подходит для организаций, обладающих преимуществами в отдельной рыночной нише. Стратегия партнерства применима для строительных организаций, не готовых к принятию риска в полном объеме, но готовых к сотрудничеству и разделению выгод. Получен вывод, что в контексте инновационного развития строительным организациям рекомендуется активно вкладывать средства во внедрение новых инновационных технологий, акцентировать внимание на дифференциации производимой продукции оказываемых услуг, фокусироваться на нишевых рынках, сотрудничать с другими компаниями, исследовательскими институтами и стартапами. Предложен алгоритм выбора конкурентной стратегии, позволяющий строительным организациям повышать свою конкурентоспособность, а также и обеспечивать устойчивый рост в условиях динамично развивающегося рынка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF CRITERIA FOR THE SELECTION OF COMPETITIVE STRATEGIES OF CONSTRUCTION ORGANIZATIONS IN THE CONTEXT OF INNOVATIVE DEVELOPMENT OF CONSTRUCTION

The article is devoted to the problem of determining the competitive strategies of construction organizations in the context of innovative development. In the course of the research, the author identified key strategies for the development of construction organizations: the strategy of innovation, differentiation, focus, partnership with other companies. The criteria for selecting these strategies are defined. It is shown that the innovation strategy is optimal for organizations with a high technological base and access to material resources. The differentiation strategy is suitable for construction companies capable of offering unique products and services, and the focus strategy is suitable for organizations with advantages in a separate market niche. The partnership strategy is applicable for construction companies that are not ready to accept risk in full, but are ready to cooperate and share benefits. It was concluded that in the context of innovative development, construction organizations are recommended to actively invest in the introduction of new innovative technologies, focus on the differentiation of products and services, focus on niche markets, cooperate with other companies, research institutes and startups. An algorithm for choosing a competitive strategy is proposed, which allows construction companies to increase their competitiveness, as well as ensure sustainable growth in a dynamically developing market.

Текст научной работы на тему «Формирование критериев выбора конкурентных стратегий строительных организаций в условиях инновационного развития строительства»

ЭКОНОМИКА ОТРАСЛЕЙ И РЕГИОНОВ

Формирование критериев выбора конкурентных стратегий строительных организаций в условиях инновационного развития строительства

Атальян Давид Артурович,

аспирант, Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет E-mail: atalyan2000@gmail.com

Статья посвящена проблеме определения конкурентных стратегий строительных организаций в условиях инновационного развития. В процессе исследования автором определены ключевые стратегии развития строительных организаций: стратегия внедрения инноваций, дифференциации, фокусировки, партнерства с другими компаниями. Определены критерии выбора данных стратегий. Показано, что стратегия внедрения инноваций оптимальна для организаций, обладающих высокой технологической базой и доступом к материальным ресурсам. Стратегия дифференциации подходит для строительных компаний, способных предложить уникальные продукты и услуги, а стратегия фокусировки подходит для организаций, обладающих преимуществами в отдельной рыночной нише. Стратегия партнерства применима для строительных организаций, не готовых к принятию риска в полном объеме, но готовых к сотрудничеству и разделению выгод. Получен вывод, что в контексте инновационного развития строительным организациям рекомендуется активно вкладывать средства во внедрение новых инновационных технологий, акцентировать внимание на дифференциации производимой продукции оказываемых услуг, фокусироваться на нишевых рынках, сотрудничать с другими компаниями, исследовательскими институтами и стартапами. Предложен алгоритм выбора конкурентной стратегии, позволяющий строительным организациям повышать свою конкурентоспособность, а также и обеспечивать устойчивый рост в условиях динамично развивающегося рынка.

Ключевые слова: конкурентоспособность строительных организаций, строительная отрасль, оценка конкурентоспособности, конкурентные преимущества, инновационное развитие, стратегия строительных организаций.

LQ S Ое

см о см

Введение

Строительная отрасль занимает центральное место в развитии экономики России, обеспечивая удовлетворение растущего спроса на объекты жилой, некоммерческой недвижимости и на объекты инфраструктуры. Вместе с тем сфера строительства создает благоприятные условия для развития смежных отраслей, таких как производство строительных материалов и оборудования, оптовой торговли, логистики и др. Согласно данным Росстата, объем строительных работ на российском рынке в 2023 году достиг показателя в 15,1 трлн рублей, что на 7,9% больше результата 2022 года, а в десяти ведущих регионах с крупнейшими строительными рынками объем строительных работ в 2023 году превысил 6,54 трлн рублей. Суммарный оборот организаций, занимающихся строительной деятельностью в 2023 году, показал 13,9% рост, составив 13,45 трлн рублей [6].

Второй год подряд выручка в строительной отрасли растет быстрее, чем в среднем по реальному сектору экономики, однако 2024 год может оказаться сложным для строительных организаций, поскольку ожидается сокращение государственных расходов в отрасли, а ресурсы потребительского спроса в сфере жилого строительства также имеют тенденцию к снижению [7]. Актуальность анализа проблематики обеспечения конкурентоспособности обусловлена высокой сложностью строительной деятельности [5], а также влиянием различных факторов риска на финансовые результаты деятельности организаций. Также, вследствие изменений, происходящих во внешней среде, конкурентоспособность строительных организации может варьироваться [3].

Таким образом, целью исследования является определение ключевых конкурентных стратегий строительных организаций в условиях инновационного развития. В рамках достижения поставленной цели систематизируются данные о стратегиях, которые могут применять участники строительной отрасли с целью обеспечения конкурентоспособности.

Обзор литературы

Вопросы повышения конкурентоспособности строительных организаций находятся в центре внимания современной научной дискуссии. Так, в статье А.С. Чепикова обосновано, что несмотря на наличие высокого запаса финансовой прочности, в условиях растущей конкуренции, высокой экономической сложности, а также неопределённости и риска про-

блема обеспечения конкурентоспособности становится особенно актуальной [7]. Строительство как одно из наиболее важных для государства и общества видов экономической деятельности, несмотря на высокую устойчивость, также подвержено кризисам, как и любые иные отрасли [5]. В условиях цифровой трансформации для предприятий строительной отрасли проблематика обеспечения конкурентоспособности особенно актуализируется [10].

В статье Т.Ю. Левицкого и А.М. Эсетовой показано, что основным недостатком современных моделей оценки конкурентоспособности является ориентация преимущественно на инженерный подход, основанный на анализе потребительских свойств производимой продукции и строящихся объектов [4]. А.Ю. Романюкин и А.О. Березин используют индикативный подход в процессе оценки конкурентоспособности предприятий строительной отрасли [5]. Р.Ф. Аббасов в процессе анализа подходов к оценке конкурентоспособности современных строительных организаций предлагает метод расчета конкурентоспособности, основанный на сопоставлении показателей конкурентоспособности отдельной фирмы со средними по отрасли, что позволяет определить позицию каждого из игроков в конкурентной борьбе [1].

А.С. Шиляев в процессе анализа систем управления в секторе строительства приходит к выводу, что обеспечение конкурентоспособности выходит за рамки внедрения современных инструментов в системе менеджмента и требует реализации комплексных подходов, обеспечивающих получение стратегических преимуществ [8]. Так, А.О. Березин указывает на необходимость внедрения инновационных цифровых инструментов в бизнес-модели для достижения высокой конкурентоспособности предприятий отрасли [10]. К аналогичному выводу приходит В.В. Исайченкова, согласно подходу кото-

рой конкурентоспособность включает в себя такую нематериальную составляющую, которая выражается в наличии потенциала развития предприятия [2].

Таким образом, на основании анализа научных источников получен вывод о необходимости проведения дальнейших исследований в области конкурентоспособности современных предприятий, поскольку концептуальные аспекты достижения конкурентных преимуществ в контексте инновационного развития остаются не в полной мере изученными.

Результаты и обсуждение

Конкурентоспособность строительной организации можно определить как способность компании адаптироваться к происходящим изменениям рыночной конъюнктуры, обеспечивая дальнейший рост и развитие бизнеса [10]. Уровень конкурентоспособности находит свое отражение в показателях удовлетворенности клиентов, прибыльности деятельности, качестве выполненных строительных работ, производительности, доле рынка, инновационности, а также инвестиционной привлекательности [1]. Иными словами, конкурентоспособность отражает текущие достижения строительной организации, а также указывает на будущие потенциальные результаты экономической деятельности.

Комплекс мероприятий, направленных на достижение и поддержание конкурентных преимуществ компании, представляет собой конкурентную стратегию. Конкурентная стратегия включает меры, направленные на снижение текущих производственных издержек с целью увеличения объема продаж, а также активизирует основную деятельность строительной компании, используя её экономический потенциал, прежде всего, за счёт внедрения инноваций [4].

Рис. 1. Цели конкурентной стратегии строительной организации Источник: разработано автором

Конкурентная стратегия строительной организации должна соответствовать целям компании и учитывать внешние факторы, такие как динами-

ка рынка, жизненный цикл продукции и конкурентные преимущества. Конкурентная стратегия должна базироваться на производственном потенциа-

сз о со от т Р от

от А ш

ле и предусматривать допустимый уровень риска. Основные цели конкурентной стратегии включают: обеспечение устойчивого положения на внутреннем рынке и выход на внешний, улучшение финансового состояния, снижение издержек и диверсификацию деятельности. Важной частью является маркетинговая стратегия, направленная на завоевание положительной репутации в обществе, проникновение в новые сегменты рынка и усиление позиций на освоенных сегментах. Конечная цель -обеспечение надежности функционирования и стабильного роста компании (см. рис. 1).

Повышение конкурентоспособности за счет внедрения инновационных стратегий активно внедряется в управленческую деятельность строительных организаций. С другой стороны, на формирование конкурентных стратегий строительных организаций оказывает влияние конкурентное развитие отрасли. Так, внедрение новых технологий, материалов и методов управления проектами способствует повышению эффективности, снижению издержек, улучшению качества строительства, и, как результат, способствуя повышению конкурентоспособности [3]. Внедрение инноваций способствует устойчивости строительной организации, создает условия для успешного завершения проектов, повышает привлекательность организации для клиентов и инвесторов, создавая условия для долгосрочного развития. Устойчивое развитие играет косвенную роль в повышении конкурентоспособности, поскольку компании, внедряющие устойчивые практики, такие как минимизация отходов и снижение энергопотребления, могут усилить свои рыночные позиции [9].

Таким образом, в условиях инновационного развития строительные организации придерживаются четырех ключевых конкурентных стратегий:

1. Стратегия внедрения инноваций, направленная на внедрение новых технологий, инновационных материалов и применение высокотехнологич-

ных методов строительства. Например, применение тронов и автономных роботов для мониторинга строительных работ, а также монтажа высотных объектов с целью повышения эффективности и безопасности строительных работ.

2. Стратегия дифференциации, в соответствии с которой строительные организации внедряют уникальные или улучшенные продукты, позволяющие получить дополнительные преимущества и отличаться от конкурентов на рынке. Примером реализации данной стратегии является использование экологически чистых материалов для строительства зданий с целью привлечения клиентов, также реализация данной стратегии может подразумевать внедрение интеллектуальных систем управления знаниями с целью повышения уровня комфорта эксплуатации объекта.

3. Стратегия фокусировки, сущность которой заключается в ориентации на конкретный сегмент рынка или нишу, в которой организация имеет или может приобрести конкретные преимущества. Примерами реализации стратегии фокусировки является реконструкция исторических зданий, строительство объектов, обладающих уникальными характеристиками и т.д.

4. Стратегия партнерства с другими компаниями, исследовательскими институтами или стар-тапами, позволяющая значительно ускорить инновационные процессы и обеспечить доступ к новейшим технологиям и исследованиям. Стратегия партнерства позволяет разделить риски и затраты, связанные с разработкой и внедрением инноваций, а также создавать масштабные и дорогостоящие объекты.

Каждая из описанных выше стратегий позволяет строительным организациям приобретать дополнительные конкурентные преимущества посредством фокусировки на различных сочетаниях ценовых и неценовых аспектов (табл. 1).

Таблица 1. Ценовые и неценовые аспекты конкурентных стратегий строительных организаций

Стратегия Ценовые аспекты Неценовые аспекты

Стратегия внедрения инноваций Внедрение инноваций в краткосрочной перспективе приводит к увеличению начальных затрат на исследования и разработки, а также внедрение новых технологий. В долгосрочной перспективе инновации могут снизить операционные затраты и увеличить производительность, что позволяет компании получить конкурентное преимущество в цене. Преимущества стратегии включают уникальность продукта, улучшенное качество, повышенную безопасность и экологичность строительства. Стратегия внедрения инноваций позволяет управлять репутацией с целью повышения её привлекательность для клиентов и инвесторов.

Стратегия дифференциации Организации, использующие стратегию дифференциации, могут сталкиваться с высокими издержками использования качественных материалов и технологий, что приводит к росту себестоимости строительства и повышению цен на объекты. Основное внимание уделяется уникальным характеристикам продукта или услуги, таким как эксклюзивный дизайн, высокий уровень сервиса, устойчивость к экологическим и социальным факторам, что создает дополнительную добавленную стоимость для клиента.

Стратегия фокусировки Стратегия фокусировки позволяет эффективно контролировать затраты за счет ориентации на определенные сегменты рынка, позволяет предлагать конкурентоспособные цены в выбранной нише. Ключевое преимущество заключается в понимании предпочтений целевой аудитории, что позволяет точно удовлетворять потребности клиентов.

Окончание

Стратегия Ценовые аспекты Неценовые аспекты

Стратегия партнерства Сотрудничество позволяет сократить затраты каждой фирмы за счет совместного использования ресурсов, технологий и капиталов. Применение данной стратегии позволяет участникам предлагать более конкурентоспособные цены. Сотрудничество улучшает доступ к новым технологиям, рынкам и ресурсам, повышает инновационный потенциал и расширяет деловые возможности, каждой фирмы-партнера.

Источник: разработано автором рентных преимуществ, представляется целесоо-

Также, основываясь на анализе и системати- бразным определить критерии выбора стратегий зации данных об особенностях достижения конку- (табл. 2).

Таблица 2. Условия применения конкурентных стратегий строительных организаций

Стратегия Применение Необходимые условия

Стратегия внедрения инноваций Подходит для компаний с сильной технологической базой и доступными финансовыми ресурсами. - Требует высокой квалификации персонала и готовности к изменениям. - Необходима поддержка культуры инноваций.

Стратегия дифференциации Подходит для компаний, способных предложить уникальные или улучшенные продукты и услуги. - Требует понимания потребностей клиентов и тенденций рынка. - Необходима способность развивать и использовать уникальные компетенции.

Стратегия фокусировки Подходит для компаний, обладающих глубокими знаниями и преимуществами в конкретной нише. - Требует понимания специфики и потребностей выбранного сегмента рынка. - Необходима стратегическая концентрация ресурсов на выбранной нише.

Стратегия партнерства Подходит для компаний, готовых к сотрудничеству и разделению рисков, затрат и выгод. - Требует способности к координации совместных проектов и управления партнерскими отношениями. - Обеспечивает доступ к новейшим технологиям и исследованиям через партнерства.

Источник: разработано автором

Этап 1: Анализ внутренней среды компании

Оценка технологической базы: наличие и уровень современных технологий Оценка финансовых ресурсов: анализ финансового состояния, определступностиение финансирования

Этап 2: Анализ внешней среды

Исследование рынка и конкурентов: анализ рыночных тнденций и конкурентной среды Анализ партнерских возможностей: идентификация партнеров, оценка возможностей для обмена ресурсами Определение рыночных ниш: выявление сегментов, в котороых имеются конкурентные преимущества

Этап 3: Выбор и обоснование стратегии

Выбор наиболее подходящей конкурентной стратегии с учетом условий, представленных в

табл. 2

Этап 4: Реализация и мониторинг выбранной стратегии

Разработка плана действий: определение стратегических целей, мероприятий по их достижению

Мониторинг и оценка результатов: котроль достижения поставленных целей (КР1)

Рис. 2. Алгоритм выбора конкурентной стратегии строительной организации Источник: разработано автором

сз о

со £

т Р сг

СТ1 А ш

Стратегия внедрения инноваций подходит для компаний, обладающих как технологической базой, так и доступом к материальным ресурсам. Стратегия дифференциации подходит для строительных компаний, способных предложить уникальные продукты и услуги, обладающих отличительными потребительскими характеристиками. Стратегия фокусировки наиболее оптимальна для тех игроков, которые обладают преимуществами в отдельной рыночной нише. Стратегия партнерства применима для строительных организаций, не готовых к принятию риска в полном объеме, но готовых к сотрудничеству и разделению прибыли. Выбор конкурентной стратегии строительной организации требует детального анализа внутренних и внешних факторов, влияющих на деятельность компании. Алгоритм отбора стратегий представлен на рис. 2.

Применение предложенного алгоритма позволит строительной организации систематически подойти к выбору и реализации конкурентной стратегии, учитывая все ключевые внутренние и внешние факторы, влияющие на коммерческую успешность.

Заключение

На основании проведенного анализа можно прийти к выводу, что концептуальные аспекты конкурентоспособности строительных организаций в условиях инновационного развития охватывают ряд ключевых элементов: стратегическое планирование, инновационное развитие, оценка и диагностика конкурентоспособности, а также разработка альтернативных конкурентных стратегий. Для достижения конкурентных преимуществ строительным организациям в условиях инновационного развития рекомендуется придерживаться следующих стратегий и подходов: активного вкладывать средства в инновационные и технологическое развитие, акцентировать внимание на дифференциации производимой продукции оказываемых услуг, фокусироваться на нишевых рынках, сотрудничать с другими компаниями, исследовательскими институтами и стартапами.

В целом рациональное использование ресурсов и оптимизация производственных процессов позволяют снизить издержки и повысить производительность строительных работ. Также факторами конкурентоспособности являются квалификация и мотивация сотрудников. Строительные компании должны инвестировать в обучение и развитие персонала, создавать условия для карьерного роста и инновационной деятельности. Формирование культуры инноваций и поддержка инициатив снизу вверх помогают привлекать Е и удерживать талантливых специалистов. Следо-^ вание предложенным рекомендациям позволит ~ строительным организациям повысить свою кон-сэ курентоспособность, а также и обеспечить устой-ю чивый рост в условиях динамично развивающе-^ гося рынка.

Литература

1. Аббасов Р.Ф. Оценка конкурентоспособности продукции в строительной отрасли // Прогрессивная экономика. 2024. № 4. С. 193-202.

2. Березин А.О. Особенности моделирования процесса цифровой трансформации на предприятиях сферы строительства и ЖКХ // Вестник гражданских инженеров. 2024. № 1 (102). С. 120-128.

3. Исайченкова В.В. Обеспечение конкурентоспособности промышленного предприятия на основе комплексного анализа деятельности // Лидерство и менеджмент. 2019. Т. 6. № 3. С. 177-188.

4. Козаков Р.Р., Березин А.О. Конкурентоспособность строительной организации в эпоху цифровой экономики // Экономика и предпринимательство. 2021. № 11(136). С. 905-909.

5. Левицкий Т.Ю., Эсетова А.М. Управление качеством как эффективный инструмент регулирования конкурентной позиции строительной продукции на рынке // РППЭ. 2018. № 8 (94). С.72-79.

6. Пелешук П.А. Проблемы и методика управления реализацией девелоперского проекта // Прогрессивная экономика. 2024. № 4. С. 183192.

7. Романюкин А.Ю., Березин А.О. Развитие индикативного подхода для оценки кризисных тенденций в строительных организациях // Международный научно-исследовательский журнал. 2023. № 2 (128). С. 1-6.

8. Строительство // Федеральная служба государственной статистики. URL: https://rosstat.gov.ru/ folder/14458 (дата обращения: 02.05.2024).

9. Чепиков А.С. Тенденции развития рынка деве-лопмента в текущих реалиях // Прогрессивная экономика. 2024. № 4. С. 226-236.

10. Шиляев А.С. Оценка эффективности системы управления в сфере недвижимости // Прогрессивная экономика. 2024. № 4. С. 160-169.

11. Ruixue Z., Yuyan T., Guanxing L., Zeyu W., Yuanx-in Z. Unveiling the impact of innovation on competitiveness among construction projects: Moderating and mediating role of environmental regulation and sustainability // Ain Shams Engineering Journal. 2024. Vol. 15. Iss. 3. P. 102558.

12. Skripnik O. Increase in competitiveness of hous-ing-and-communal services // IOP Conference Series. Khabarovsk: Institute of Physics Publishing, 2017. P. 012144.

FORMATION OF CRITERIA FOR THE SELECTION OF COMPETITIVE STRATEGIES OF CONSTRUCTION ORGANIZATIONS IN THE CONTEXT OF INNOVATIVE DEVELOPMENT OF CONSTRUCTION

Atalyan D.A.

Saint-Petersburg State University of Architecture and Civil Engineering

The article is devoted to the problem of determining the competitive strategies of construction organizations in the context of innovative development. In the course of the research, the author identified key strategies for the development of construction organizations: the

strategy of innovation, differentiation, focus, partnership with other companies. The criteria for selecting these strategies are defined. It is shown that the innovation strategy is optimal for organizations with a high technological base and access to material resources. The differentiation strategy is suitable for construction companies capable of offering unique products and services, and the focus strategy is suitable for organizations with advantages in a separate market niche. The partnership strategy is applicable for construction companies that are not ready to accept risk in full, but are ready to cooperate and share benefits. It was concluded that in the context of innovative development, construction organizations are recommended to actively invest in the introduction of new innovative technologies, focus on the differentiation of products and services, focus on niche markets, cooperate with other companies, research institutes and startups. An algorithm for choosing a competitive strategy is proposed, which allows construction companies to increase their competitiveness, as well as ensure sustainable growth in a dynamically developing market.

Keywords: competitiveness of construction organizations, construction industry, assessment of competitiveness, competitive advantages, innovative development, strategy of construction organizations.

References

1. Abbasov R.F. Evaluation of the competitiveness of products in the construction industry // Progressive economics. 2024. No. 4. pp. 193-202.

2. Berezin A.O. Features of modeling the process of digital transformation at enterprises in the field of construction and housing and communal services // Bulletin of civil engineers. 2024. No. 1 (102). pp. 120-128.

3. Isaichenkova V.V. Ensuring the competitiveness of an industrial enterprise based on a comprehensive analysis of activities // Leadership and management. 2019. Vol. 6. No. 3. pp. 177-188.

4. Kozakov R.R., Berezin A.O. Competitiveness of a construction organization in the era of the digital economy // Economics and entrepreneurship. 2021. No. 11(136). pp. 905-909.

5. Levitsky T.Yu., Esetova A.M. Quality management as an effective tool for regulating the competitive position of construction products on the market // RPE. 2018. No.8 (94). pp. 72-79.

6. Peleshuk P.A. Problems and methods of managing the implementation of a development project // Progressive Economics. 2024. No. 4. pp. 183-192.

7. Romanyukin A.Yu., Berezin A.O. Development of an indicative approach for assessing crisis trends in construction organizations // International Scientific Research Journal. 2023. No. 2 (128). pp. 1-6.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Construction // Federal State Statistics Service. URL: https:// rosstat.gov.ru/folder/14458 (date of reference: 05/02/2024).

9. Chepikov A.S. Trends in the development of the development market in current realities // Progressive Economics. 2024. No. 4. pp. 226-236.

10. Shilyaev A.S. Evaluation of the effectiveness of the management system in the field of real estate // Progressive economics. 2024. No. 4. pp. 160-169.

11. Ruixue Z., Yuyan T., Guanxing L., Zeyu V., Yuanxin Z. Revealing the impact of innovations on the competitiveness of construction projects: the constraining and mediating role of environmental regulation and sustainable development // Engineering magazine Ain Shams. 2024. Volume 15. Iss. 3. p. 102558.

12. Skripnik O. Improving the competitiveness of housing and communal services // IOP Conference Series. Khabarovsk: Publishing House of the Physical Institute, 2017. page 012144.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.