Научная статья на тему 'СПОСОБЫ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ МАЛЫХ И СРЕДНИХ СТРОИТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ'

СПОСОБЫ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ МАЛЫХ И СРЕДНИХ СТРОИТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
303
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
СТРОИТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / CONSTRUCTION COMPANY / СТРОИТЕЛЬНАЯ ОТРАСЛЬ / CONSTRUCTION INDUSTRY / МАЛЫЕ И СРЕДНИЕ ПРЕДПРИЯТИЯ / SMALL AND MEDIUM ENTERPRISES / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / COMPETITIVENESS / МАРКЕТИНГ / MARKETING / ФАКТОРЫ ВЛИЯНИЯ / IMPACT FACTORS / BIM

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Майоров Александр Константинович

Цель. Определение и обоснование целесообразности применения наиболее оптимальной структуры факторов повышения конкурентоспособности малых и средних строительных предприятий. Задачи. Поиск нового классификационного признака подходов к повышению конкурентоспособности организаций данного сектора. Методология. Методологической основой исследования стали труды отечественных ученых, посвященные проблемам повышения конкурентоспособности строительных организаций, а также основанные на практическом исследовании специфики малых и средних строительных организаций. Результаты. Подводя итог исследования, можно констатировать, что ключевыми параметрами при выборе стратегии повышения конкурентоспособности малых и средних строительных организаций должны быть индивидуальный подход, ориентация на внедрение инноваций, анализ рынка, оценка и мониторинг собственных конкурентных позиций, эффективная система маркетинга. Базисом в классификации современных способов повышения конкурентоспособности должны стать инновационно-информационная составляющая и собственные маркетинговые исследования. Выводы. Знание рынка и ориентация в наиболее продуктивных системах функционирования позволят малому и среднему бизнесу (МСБ) строительного сектора оценить и усовершенствовать все процессы строительно-монтажных работ, адаптировать свои предложения под требования инвесторов и потребителей, что, в свою очередь, положительно воздействует на финансовый результат и конкурентоспособность организации. В данном контексте ключевой особенностью МСБ строительной сферы является мобильность в отношении изменений, которые для крупных холдингов требуют больше времени и ресурсов при внедрении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Майоров Александр Константинович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Ways of Enhancing Competitiveness of Small and Medium Construction Companies

Aim. The presented study aims to determine and provide a rationale for the application of the optimum structure of factors affecting the competitive growth of small and medium construction companies. Tasks. The main task of the study is to find a new classification criterion for the approaches to competitive growth of companies in this sector. Methods. The methodological basis of the study includes works of Russian scientists dedicated to the problems of enhancing the competitiveness of construction companies and also based on practical examination of the specific features of small and medium construction companies. Results. The results of the study show that the key parameters in selecting the competitive growth strategy for small and medium construction companies are personalized approach, focus on implementation of innovations, market analysis, assessment and monitoring of the company’s competitive position, and efficient marketing system. The innovative information component and the company’s own marketing research should become the basis of a classification of the modern ways of enhancing competitiveness. Conclusion. Knowledge of the market and focus on the most efficient functioning systems would allow small and medium construction companies to assess and improve all construction and installation processes and adapt their offers to the requirements of investors and consumers, which, in turn, should have a positive effect on the financial performance and competitiveness of the company. In this context, the key feature of SME in the construction industry is mobility in terms of changes, the implementation of which that would require more time and resource from large corporations.

Текст научной работы на тему «СПОСОБЫ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ МАЛЫХ И СРЕДНИХ СТРОИТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ»

Способы повышения

конкурентоспособности малых и средних строительных организаций

Ways of Enhancing Competitiveness of Small and Medium Construction Companies

УДК 339.137

Майоров Александр Константинович

аспирант Санкт-Петербургского государственного архитектурно-

строительного университета

190005, Санкт-Петербург, ул. Егорова, д. 5/7

Aleksandr K. Mayorov

saint Petersburg state university of Architecture and Civil Engineering Egorova str. 5/7, st. Petersburg, Russian Federation, 190005

о

о о

> <

Цель. Определение и обоснование целесообразности применения наиболее оптимальной структуры факторов повышения конкурентоспособности малых и средних строительных предприятий.

Задачи. Поиск нового классификационного признака подходов к повышению конкурентоспособности организаций данного сектора. Методология. Методологической основой исследования стали труды отечественных ученых, посвященные проблемам повышения конкурентоспособности строительных организаций, а также основанные на практическом исследовании специфики малых и средних строительных организаций. Результаты. Подводя итог исследования, можно констатировать, что ключевыми параметрами при выборе стратегии повышения конкурентоспособности малых и средних строительных организаций должны быть индивидуальный подход, ориентация на внедрение инноваций, анализ рынка, оценка и мониторинг собственных конкурентных позиций, эффективная система маркетинга. Базисом в классификации современных способов повышения конкурентоспособности должны стать инновационно-информационная составляющая и собственные маркетинговые исследования. Выводы. Знание рынка и ориентация в наиболее продуктивных системах функционирования позволят малому и среднему бизнесу (МСБ) строительного сектора оценить и усовершенствовать все процессы строительно-монтажных работ, адаптировать свои предложения под требования инвесторов и потребителей, что, в свою очередь, положительно воздействует на финансовый результат и конкурентоспособность организации. В данном контексте ключевой особенностью МСБ строительной сферы является мобильность в отношении изменений, которые для крупных холдингов требуют больше времени и ресурсов при внедрении.

Ключевые слова: строительная организация, строительная отрасль, малые и средние пред-

приятия, конкурентоспособность, маркетинг, факторы влияния, BIM

Aim. The presented study aims to determine and provide a rationale for the application of the optimum structure of factors affecting the competitive growth of small and medium construction companies.

Tasks. The main task of the study is to find a new classification criterion for the approaches to competitive growth of companies in this sector.

Methods. The methodological basis of the study includes works of Russian scientists dedicated to the problems of enhancing the competitiveness of construction companies and also based on practical examination of the specific features of small and medium construction companies.

Results. The results of the study show that the key parameters in selecting the competitive growth strategy for small and medium construction companies are personalized approach, focus on implementation of innovations, market analysis, assessment and monitoring of the company's competitive position, and efficient marketing system. The innovative information component and the company's own marketing research should become the basis of a classification of the modern ways of enhancing competitiveness.

Conclusion. Knowledge of the market and focus on the most efficient functioning systems would allow small and medium construction companies to assess and improve all construction and installation processes and adapt their offers to the requirements of investors and consumers, which, in turn, should have a positive effect on the financial performance and competitiveness of the company. In this context, the key feature of SME in the construction industry is mobility in terms of changes, the implementation of which that would require more time and resource from large corporations.

g Keywords: construction company, construc-

tion industry, small and medium enterprises, < competitiveness, marketing, impact factors,

¡E BIM

к

=|Е В современных условиях меняющейся рыноч-2 ной среды и усиления конкурентной борьбы во § всех сферах хозяйствования перед строитель-^ ными предприятиями остро стоит проблема ^ формирования, поддержания и укрепления yd конкурентных преимуществ. Обеспечение ^ высокого уровня адаптивности строительного го предприятия к динамическим изменениям 1 внешней среды должно проводиться на основе тщательного и непрерывного анализа деятельности конкурентов и оценки собственного уровня конкурентоспособности.

Осуществление объективной оценки уровня конкурентоспособности предприятия возможно при наличии методики этой оценки, максимально адаптированной к особенностям соответствующей отрасли. В связи с этим совершенствование методического обеспечения оценки уровня конкурентоспособности предприятия с учетом современного состояния строительного рынка является актуальной и важной научной задачей.

Специфика деятельности на российском рынке в условиях глобализации и динамичности информационных процессов малых и средних предприятий строительной отрасли обуславливает актуальность поиска новых способов повышения уровня конкурентоспособности с целью достижения максимальных финансовых результатов и финансовой устойчивости на международном рынке.

Цель исследования — определить и обосновать целесообразность применения наиболее оптимальной структуры факторов повышения конкурентоспособности малых и средних строительных предприятий. Новизна работы заключается в поиске нового классификационного признака подходов к повышению конкурентоспособности организаций данного сектора. Объектом исследования являются малые и средние предприятия строительной сферы России.

В рамках данной статьи необходимо выделить наработки таких исследователей, как

B. В. Асаул, Е. В. Песоцкая, С. П. Ширшиков,

C. Л. Веселов, И. В. Федосеев, И. В. Дроздова, Г. Ф. Токунова, Н. В. Ряскова, М. В. Петухов, П. И. Прыгунов, А. Н. Ларионов, В. А. Кощеев, Ж. Г. Петухова.

По мнению М. Портера, для понимания природы конкуренции основной единицей является отрасль, т. е. группа конкурентов, производящих товары или услуги и непосредственно соперничающих между собой. Разрабатывая конкурентную стратегию, пред-

приятия стремятся найти и воплотить способ выгодно и долговременно конкурировать в своей отрасли.

Универсальной конкурентной стратегии не существует ни в одной сфере хозяйствования, только стратегия, согласованная с условиями конкретной отрасли, навыками и капиталом конкретного предприятия, может принести успех.

Предприятия, которые осуществляют деятельность по организации строительно-монтажных работ, представляют собой инвестиционно-строительный комплекс (ИСК) и, соответственно, имеют свои специфические характеристики. Так, одной из ключевых характеристик отечественные исследователи определяют процессы формирования уровня конкурентоспособности в ИСК и, в частности, в организациях малого и среднего бизнеса строительной отрасли [1, с. 218]. Повышению уровня конкурентных преимуществ инвестиционно-строительной организации способствует переход от стратегии выживания к стратегии расширения рынка [2, с. 171], что способствует, в свою очередь, достижению цели максимизации прибыли компании.

Разграничения предприятий комплекса по масштабам (крупные, средние, малые) своей основой, как и во всех сферах хозяйствования, имеют организационно-правовую форму, количество сотрудников, размер уставного капитала, стоимость активов и объем оборота.

В соответствии с федеральным законом (ФЗ) от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ (ред. от 29 июня 2015 г.) «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ», для малых предприятий характерны следующие признаки: численность работников до 100 человек включительно для малых предприятий (до 15 человек для микропредприятий); предельные значения выручки — 800 млн руб. (для микропредприятий — 120 млн руб.).

Для средних предприятий в федеральном законе указаны следующие соответствующие характеристики: 101-250 человек в числе сотрудников и выручка от реализации работ и услуг — 2 млрд руб. [3, с. 364].

При условии формирования конкурентной среды на рынке строительства стратегия застройщиков должна быть направлена на достижение и развитие конкурентных преимуществ, дающих право первенства в отношениях с конкурентами. Получение преимуществ на этом рынке, главным образом, определяется конкурентоспособностью строительных предприятий, природа которой обусловлена прежде всего наличием многих детерминирующих ее внутренних и внешних факторов с учетом специфических особенностей строительной про-

Эффективность продвижения

Финансово-экономическое положение

Доля рынка

Темп роста доли рынка

Рентабельность активов Фондоотдача

Оборачиваемость оборотных активов ^ Прочие коэффициенты финансовых результатов ^

Конкурентоспособность строительно-монтажных работ

Длительность работ Стоимость работ

Качество используемых материалов Уровень квалификации персонала

о

о о

> <

Рис. 1. Конкурентоспособность строительного предприятия

дукции, как инвестиционного товара, а именно: закрепленности, недвижимости, капиталоемкости, материалоемкости, продолжительности создания и эксплуатации и др.

Множество качественных и стоимостных характеристик построенных объектов определяет их преимущества над объектами недвижимости конкурентов при удовлетворении определенных потребностей потребителя и дает возможность количественно оценить его конкурентоспособность.

Литературный анализ отражает необходимость проведения оценки и мониторинга конкурентоспособности малых и средних строительных предприятий. Отечественными исследователями предлагается множество подходов к разработке систем показателей и параметров оценки и мониторинга в качестве программных продуктов, представляющих собой стратегический бизнес-индикатор. Ученые сходятся во мнении в отношении индивидуальности разрабатываемых методологий для каждого отдельного предприятия, а также в необходимости соответствия данному бизнес-индикатору организационного обеспечения.

Обеспечение качественной субъективной внутри организации и объективной извне системы оценки может являть собой базис для эффективного менеджмента конкурентоспособности строительной организации, так как в ходе ее применения могут не только оцениваться различные аспекты сложившейся ситуации, но и формироваться варианты возможных стратегий или отдельных стратегических мероприятий [1, ^ 223].

Для непосредственной оценки влияния и, в целом, уровня конкурентоспособности строительного предприятия автором были выбраны наиболее значимые показатели конкурентоспособности и разделены на три группы (рис. 1).

Рассмотрим каждую из групп подробнее. Первая группа — это показатели финансо-

во-экономической деятельности строительного предприятия. Определение показателей финансово-экономической деятельности позволяет оценить состояние и эффективность использования ресурсов строительного предприятия. Финансово-экономическое состояние строительной компании предлагаем оценивать с помощью следующих показателей: рентабельность активов; фондоотдача; оборачиваемость оборотных активов; производительность труда; коэффициент автономии; коэффициент текущей ликвидности.

Вторая группа — показатели эффективности продвижения и сбыта — оценивает эффективность деятельности предприятия на рынке строительных услуг.

Третья группа — показатели конкурентоспособности строительно-монтажных работ — имеет большое значение при оценке целостного уровня конкурентоспособности строительного предприятия и определяется качественными характеристиками.

Следует отметить, что предложенный перечень показателей хотя не является исчерпывающим, однако полностью оценивает эффективность основных направлений хозяйственной деятельности и может использоваться для экспресс-оценки конкурентоспособности малого (среднего) строительного предприятия.

Анализируя строительную организацию, как частный случай предприятия на основе общих положений, скорректированных и адаптированных к специфике отрасли, можно определить структуру факторов, влияющих на конкурентоспособность строительной организации. В составе двух комплексов факторов внешней и внутренней среды можно выделить однородные взаимосвязанные группы (рис. 2).

Рассматривая отдельно каждую группу влияния, стоит более подробно рассмотреть ключевые аспекты. Так, к социально-экономическим факторам внешней среды стоит отнести состоя-

Факторы влияния на конкурентоспособность малых и средних предприятий строительной отрасли

ние потребительского рынка, уровни предпринимательской активности и жизни населения в регионе функционирования строительной организации, а также глобальную ситуацию политико-экономических и общественных процессов в стране. Здесь проявляется специфика именно малых и средних предприятий, так как именно данный предпринимательский сектор наиболее уязвим к подобным внешним факторам, где рынок базируется на уровнях региона (возможно, страны).

Мировые строительные компании зачастую обладают не только масштабом рынка, но и достаточной финансовой устойчивостью, дабы противостоять негативному воздействию внешней среды. Кроме того, уже для строительных предприятий любого размера значительными являются факторы налогообложения и нормативно-правовой базы страны, которые могут как способствовать развитию бизнеса, так и сдерживать его.

Факторы внутренней среды являются более гибкими в отношении воздействия на них предприятия. Так, для строительной организации ключевыми, с точки зрения автора, стоит определить мероприятия в сфере менеджмента и маркетинга, а также контроль и совершенствование элементов производства. Структура менеджмента малых и средних строительных организаций должна включать в себя такие существенные компоненты, как планирование, логистика, финансовый и кадровый менеджмент.

Наконец, буквально основными факторами в условиях современного рынка, где особое значение имеют информационная среда и инновационное развитие компании, являются процессы совершенствования производства и разработка эффективной системы маркетинга строительного предприятия.

Строительному предприятию необходимо использовать наиболее инновационные формы и методы производства, технологическое проектирование с целью экономии времени и повышения производственной мощности. Система маркетинга предполагает разработку марке-

Внев ср< [1НЯЯ ¡да

тинговых коммуникаций в организации, исследование рынка, позиционирование компании на рынке, а также — в качестве основания всей системы конкурентоспособности компании — внедрение инноваций в деятельность малых и средних строительных организаций на всех уровнях функционирования.

Некоторые отечественные исследователи отмечают особую роль такого способа повышения конкурентоспособности строительных организаций, как развитие репутационного потенциала компании.

Репутационный потенциал определяется в качестве основы интенсивного развития общепринятых положительных норм, правил, ограничений, т. е. институтов [4, с. 172-173]. Также исследования отражают целесообразность совершенствования деловой репутации строительной организации в качестве метода повышения ее конкурентоспособности с учетом оценки эффективности соответствующих мероприятий [5, с. 303].

Рассматривая наиболее современные способы повышения конкурентоспособности строительных организаций со спецификой деятельности в качестве малого и среднего бизнеса, выделяют также метод бенчмаркинга. Данный подход больше подходит для использования на малых предприятиях, в связи с тем что он позволяет равняться на наиболее успешных конкурентов [6, с. 341].

Стоит обратить особое внимание на процесс формирования эффективной системы маркетинга как одного из наиболее распространенных способов повышения конкурентоспособности.

Сегодня среди особенностей строительной отрасли и, в частности, рынка недвижимости, определяющих сущность концепций, моделей, бизнес-технологий маркетинговой активности, можно выделить следующие:

• относительно небольшое количество сделок купли-продажи, аренды и др.;

• ограниченное количество институциональных продавцов и покупателей по сравнению с розничной системой продажи товаров по-

Внутренняя среда

Расчет и обоснование цены с учетом действующего законодательства, а также политики регулирования цен на государственном уровне, условий сегмента рынка

о

о о

Обоснование выбора метода ценообразования, формирование средств реализации продукции

на конкретном сегменте

> <

Обоснование затрат на маркетинговые исследования и рекламу

Комплекс мероприятий по продвижению продукции на рынки

Рис. 3. Система маркетинга строительной организации

требительского спроса с большим количеством конечных потребителей;

• большие объемы инвестиций в строительство и реконструкцию объектов коммерческой недвижимости;

• отсутствие достаточно открытой информации о сделках купли-продажи или аренды объектов, что связано с конфиденциальным характером этих соглашений;

• длительное время проектирования, сооружения, реконструкции, существования объектов, высокая стоимость работ;

• статичность объектов недвижимости;

• неоднородность рынка недвижимости;

• характерные особенности спроса на рынке недвижимости и потребностей потребителей;

• характерные особенности жизненного цикла. Рассмотрев особенности строительной отрасли, можно выделить общие черты маркетингового менеджмента на средних и малых

строительных предприятиях:

1. персональный характер отношений поставщиков и потребителей строительных услуг;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. высокая значимость маркетинговых исследований как важной предпосылки успешности строительных услуг;

3. индивидуальный характер маркетинговых исследований;

4. необходимость сквозного маркетингового сопровождения процесса создания, эксплуатации, сдачи в аренду и продажи объектов недвижимости;

5. необходимость ориентации на потребности и спрос первичных потребителей услуг;

6. многовекторность направлений удовлетворения потребностей: инвесторы, деве-лоперы, пользователи объектов, конечные потребители, потребности в наличии широкого круга высококвалифицированных специалистов, способных успешно выполнять маркетинговые функции строительной отрасли, соответствующей маркетинговой инфраструктуры.

Принципиальным вопросом маркетингового менеджмента в строительстве является вопрос о том, что считать первичным рынком подрядных строительных работ: предложение услуг подрядчика (конкурсные торги) или предложение готовой строительной продукции? В зависимости от этого структура маркетинговой деятельности подрядной строительной организации, как одного из наиболее распространенных видов строительных организаций малого и среднего бизнеса, может быть выстроена в следующей последовательности:

• маркетинг инвестиционных предложений;

• маркетинг инвестиционных проектов;

• маркетинг конкурентов;

• маркетинг исполнителей;

• маркетинг поставщиков;

• маркетинг финансовых и страховых услуг;

• маркетинг рабочей силы.

Уже на этапе проектирования особое значение имеют задачи по активизации потре-

g бительского спроса и поиска возможных ин-

I весторов среди потенциальных потребителей.

| В связи с этим обычно возникает необходи-

g мость коммерческой рекламы еще не создан-

^ ного продукта.

^ Таким образом, можно говорить о некото-5 ром доминировании функции воспроизведения § спроса и ее определяющем характере, что по-^ зволяет активизировать инвестиционный по" ток.

х

ш Маркетинг-план строительного предприятия малого или среднего масштаба может быть по-< строен следующим образом (рис. 3).

Специфика способов повышения конкурентоспособности малых и средних предприятий строительной отрасли посредством разработки системы маркетинга объясняется особенностями продукции (услуг), составом субъектов рынка, а главное — специфическими потребностями потребителей.

В целом маркетинговые исследования в строительстве можно свести к трем направлениям: исследование рынка строительной продукции и услуг; исследования потребителей и конкурентов. При выборе сегмента рынка строительной организации необходимо руководствоваться следующими критериями:

1. оценка количества параметров сегмента рынка, соответствующего профиля строительной организации с ее конкурентными преимуществами;

2. оценка доступности сегмента для строительной организации;

3. оценка реальности избранного сегмента для данной строительной организации;

4. оценка доходности рыночного сегмента;

5. оценка степени соответствия сегмента рынка основным конкурентам.

Факторами, определяющими позицию строительной продукции на рынке, являются цена, качество, имидж товара и фирмы, эстетичность и другие показатели, характеризующие товар и фирму.

Безусловно, система маркетинга не является единственным критерием, который определяет позицию предприятия на рынке. Сущность деятельности любой строительной организации заключается в качестве предоставляемых услуг, а также в их соответствии требованиям заказчика. В данном контексте необходимо выделить инновационно-информационную составляющую в планировании и осуществлении всех этапов строительно-монтажных работ, которые должны быть адаптированы к динамичным изменениям бизнес-среды. Так, наиболее современным вариантом выхода строительных компаний на мировой рынок является внедрение BIM-технологий.

Building Information Modeling (BIM) — это процесс информационного моделирова-

ния всех этапов жизненного цикла объекта, который предполагает сбор и комплексную обработку абсолютно полной информации об объекте со всеми его взаимосвязями и зависимостями.

В России еще в период кризиса 2008-2009 гг. многие строительные компании начали переходить на технологии BIM, так как мировой опыт отразил целесообразность их использования для решения основных проблем строительной отрасли: снижения издержек и рисков и повышения производительности и качества. Кроме того, BIM-технологии полностью соответствуют основам бережливого строительства и со временем станут доступными и практически применимыми. Однако, как отмечают отечественные исследователи, без выстроенной организации и культуры работы ни одна информационная модель не принесет ожидаемых результатов. Необходимы определение целей и задач использования BIM на каждом этапе проекта и разработка соответствующих требований [7, с. 115-116].

Подводя итог, можно констатировать, что ключевыми параметрами при выборе стратегии повышения конкурентоспособности малых и средних строительных организаций должны быть индивидуальный подход, ориентация на внедрение инноваций, анализ рынка, оценка и мониторинг собственных конкурентных позиций, эффективная система маркетинга.

С точки зрения автора, базисом в классификации современных способов повышения конкурентоспособности должны стать инновационно-информационная составляющая и собственные маркетинговые исследования. Знание рынка и ориентация в наиболее продуктивных системах функционирования позволят малому и среднему бизнесу строительного сектора оценить и усовершенствовать все процессы строительно-монтажных работ, адаптировать свои предложения под требования инвесторов и потребителей, что, в свою очередь, положительно воздействует на финансовый результат и конкурентоспособность организации. В данном контексте ключевой особенностью МСБ строительной сферы является мобильность в отношении изменений, которые для крупных холдингов требуют больше времени и ресурсов при внедрении.

Литература

1. Асаул В. В., Песоцкая Е. В. Мониторинг конкурентоспособности строительной организации //

Вестник гражданских инженеров. 2015. № 1 (48).

С. 218-223.

2. Дроздова И. В., Токунова Г. Ф., Ряскова Н. В.

Концепция управления конкурентным потенциалом

инвестиционно-строительной организации // Вестник гражданских инженеров. 2017. № 5 (64). С. 169-173.

3. Ширшиков С. П., Веселов С. Л. Методика обеспечения конкурентоспособности для малых и средних строительных организаций // Вестник гражданских инженеров. 2016. № 6 (59). С. 364-373.

4. Асаул В. В., Федосеев И. В. Институциональные проблемы государственного управления в сфере строительства // Вестник гражданских инженеров. 2015. № 2 (49). С. 168-173.

5. Петухов М. В. Деловая репутация как фактор повышения конкурентоспособности строительных организаций // Вестник гражданских инженеров. 2015. № 5 (52). С. 298-305.

6. Прыгунов П. И., Ларионов А. Н., Кощеев В. А. Методы улучшения конкурентоспособности организации // Вестник гражданских инженеров. 2016. № 6 (59). С. 339-341.

7. Асаул В. В., Петухова Ж. Г. Предпринимательство в строительстве в единстве его основных компонентов: личностных, экономических и организационно-управленческих // Известия Юго-Западного государственного университета. 2016. № 6 (69). С. 110-117.

References

1. Asaul V. V., Pesotskaya E. V. Monitoring konkuren-tosposobnosti stroitel'noy organizatsii [Monitoring of the construction organization's competitiveness]. Vestnik grazhdanskikh inzhenerov, 2015, no. 1 (48), pp. 218-223.

2. Drozdova I. V., Tokunova G. F., Ryaskova N. V. Kont-septsiya upravleniya konkurentnym potentsialom

investitsionno-stroitel'noy organizatsii [The concept g of managing the competitive potential of the invest- ^ ment and construction organization]. Vestnik grazh- < danskikh inzhenerov, 2017, no. 5 (64), pp. 169-173. x DOI: 10.23968/1999-5571-2017-14-5-169-173. o

3. Shirshikov S. P., Veselov S. L. Metodika obespech- k eniya konkurentosposobnosti dlya malykh i srednikh Ec stroitel'nykh organizatsiy [The method for ensuring 2 the competitiveness of small and medium-sized con- ^ struction companies]. Vestnik grazhdanskikh inzhen- ^ erov, 2016, no. 6 (59), pp. 364-373. g

4. Asaul V. V., Fedoseev I. V. Institutsional'nye prob- x lemy gosudarstvennogo upravleniya v sfere stroi- 3 tel'stva [Institutional problems of state management ^ in the sphere of construction]. Vestnik grazhdanskikh < inzhenerov, 2015, no. 2 (49), pp. 168-173.

5. Petukhov M. V. Delovaya reputatsiya kak faktor po-vysheniya konkurentosposobnosti stroitel'nykh organizatsiy [Business reputation as a factor in improving the competitiveness of construction companies]. Vestnik grazhdanskikh inzhenerov, 2015, no. 5 (52), pp. 298-305.

6. Prygunov P. I., Larionov A. N., Koshcheev V. A. Metody uluchsheniya konkurentosposobnosti organi-zatsii [Methods of improving competitiveness of the organization]. Vestnik grazhdanskikh inzhenerov, 2016, no. 6 (59), pp. 339-341.

7. Asaul V. V., Petukhova Zh. G. Predprinimatel'stvo v stroitel'stve v edinstve ego osnovnykh komponen-tov: lichnostnykh, ekonomicheskikh i organizatsi-onno-upravlencheskikh [Enterpreneurship in construction. Its main components unity: Personal, economic, organizational and managerial]. Izvestiya Yugo-Zapadnogo gosudarstvennogo universiteta, 2016, no. 6 (69), pp. 110-117.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.