Научная статья на тему 'Формирование кредитной политики коммерческого банка с учетом региональных особенностей'

Формирование кредитной политики коммерческого банка с учетом региональных особенностей Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1639
119
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансы и кредит
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КОММЕРЧЕСКИЙ БАНК / КРЕДИТНАЯ ПОЛИТИКА / РЕГИОН / ФАКТОРЫ / РЫНОК КРЕДИТНЫХ УСЛУГ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гордина В.В.

В статье отмечается, что на кредитную политику коммерческого банка оказывают влияние различные факторы: макроэкономические, региональные, отраслевые, внутрибанковские. Обоснована необходимость учета региональных факторов при формировании кредитной политики банка, приведены рекомендации по использованию статистической информации о социально-экономическом состоянии региона и обеспеченности банковскими услугами в регионе для разработки рациональной кредитной политики банка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование кредитной политики коммерческого банка с учетом региональных особенностей»

УДК 336.717.067

ФОРМИРОВАНИЕ КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ КОММЕРЧЕСКОГО БАНКА С УЧЕТОМ РЕГИОНАЛЬНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ*

В. В. ГОРДИНА, кандидат экономических наук, старший преподаватель кафедры финансов, денежного обращения, кредита и банков

Е-тиН: gorvik@inbox. ги Государственный университет — учебно-научно-производственный комплекс, г. Орел

В статье отмечается, что на кредитную политику коммерческого банка оказывают влияние различные факторы: макроэкономические, региональные, отраслевые, внутрибанковские. Обоснована необходимость учета региональных факторов при формировании кредитной политики банка, приведены рекомендации по использованию статистической информации о социально-экономическом состоянии региона и обеспеченности банковскими услугами в регионе для разработки рациональной кредитной политики банка.

Ключевые слова: коммерческий банк, кредитная политика, регион, факторы, рынок кредитных услуг.

На деятельность коммерческого банка оказывают влияние различные факторы:

1) макроэкономические:

- общее состояние экономики страны;

- денежно-кредитная политика Банка России;

- финансовая политика Правительства РФ;

2) региональные и отраслевые:

- состояние экономики в регионе и отраслях, обслуживаемых банком;

- состав клиентов банка;

- наличие в регионе банков-конкурентов;

3) внутрибанковские факторы:

* Статья предоставлена Информационным центром Издательского дома «ФИНАНСЫ и КРЕДИТ» при Государственном университете - учебно-научно-производственном комплексе, г Орел.

- величина собственных средств;

- структура пассивов;

- квалификация и опыт персонала.

Поэтому при формировании кредитной политики банка также необходимо учитывать как макроэкономические, так и региональные, отраслевые, внутрибанковские факторы.

Немаловажную роль играют региональные факторы. Их учет при разработке кредитной политики является очень важным для банков, имеющих филиальную сеть в различных регионах или предполагающих развитие региональной сети. Дело в том, что в России, обладающей огромной территорией, необходимо учитывать региональные особенности, так как различия в состоянии экономики регионов очень заметны. Здесь могут быть разными:

- отраслевая специализация;

- уровень развития производства и сельского хозяйства;

- количество безработных граждан;

- уровень жизни населения.

Все это оказывает огромное влияние на формирование клиентуры банков, возможности привлечения средств и объемы кредитования.

По наблюдениям экспертов, каждому региону присуща своя специфика развития банковских продуктов, учитывая которую, можно более эффективно планировать их продвижение. Недавнее исследование (2011 г.) Национального агентства финансовых исследований (НАФИ) показало, что вкладывают

деньги в банки в основном жители Москвы и Санкт-Петербурга, а берут кредиты - банковские клиенты в регионах. Так, депозиты открыты:

- у 28 % москвичей и питерцев;

- у 18 % россиян в целом.

А соотношение по кредитным продуктам составляет 20 и 24 % в пользу клиентов банков в регионах.

Однако различия в специфике развития банковских продуктов существуют не только между столицей и регионами. Каждый округ и даже регион по-своему уникален. В частности, в южных областях России в основном берут ипотеку не на приобретение квартир в многоэтажных домах, а на покупку домов с земельными участками, что связано с тем, что для Юга России характерен традиционный «казацкий» устой жизни. В южных районах страны очень востребовано автокредитование. Там принято покупать по нескольку автомобилей на семью. Еще одна особенность региона - высокий спрос на заемные ресурсы со стороны частных предпринимателей. Это объясняется тем, что там зарегистрировано больше всего индивидуальных предпринимателей. Юг традиционно является местом, куда съезжаются туристы со всей России. Поэтому жители в основном задействованы в сферах торговли и общественного питания.

В средних и малых городах Центрального Черноземья очень востребованы потребительские кредиты на небольшие суммы. Особое внимание банки уделяют такому городу, как Екатеринбург. Здесь наблюдается заметный рост спроса на кредитные карты, объем их активации.

Сибирь отличается повышенной узнаваемостью брендов собственных банков. У региональных кредитных организаций есть определенное преимущество в виде возможности более оперативного принятия решения по сравнению с крупными федеральными учреждениями, филиалам которых зачастую необходимо согласовывать принимаемые решения с головным офисом в Москве. Еще одной отличительной особенностью Сибири представители банков называют закрытый рынок недвижимости. Например, в Новосибирске активно работают риелторы, которые поделили между собой рынок жилья и сотрудничают с банками по линии ипотечных кредитов. В результате Новосибирск - лидер по оформлению ипотеки.

Если говорить о нефтедобывающих российских регионах, то кредиты там бывают не так уж востребованы. Жители этих городов, совершая дорогостоящие

покупки (например автомобили BMW или Jaguar), предпочитают расплачиваться наличными, а не брать кредит на полную стоимость приобретения.

В восточных регионах также развивается автокредитование, но не на машины премиум-класса. В регионах, находящихся к востоку от Уральских гор, более высоким спросом пользуются займы на подержанные автомобили, что связано с близостью к Японии и общим распространением праворульных подержанных иномарок на дорогах [6].

Таким образом, региональные особенности определяют предпочтения и спрос клиентов, специфику розничного кредитования. В связи с этим изучение тенденций развития рынка розничных банковских услуг на региональном уровне, а также разработка перспективных направлений продвижения услуг розничного характера до конечных потребителей с учетом спроса на услуги являются весьма актуальными и значимыми в настоящее время.

Что касается кредитования юридических лиц, то необходимо учитывать отраслевую специфику, присущую конкретному региону.

Поскольку общая экономическая ситуация в регионе зависит от финансового состояния местных предприятий, то региональные характеристики являются в значительной степени производными по отношению к отраслевым.

С точки зрения предоставления кредитов наиболее привлекательными для банков являются стабильные отрасли с быстрой оборачиваемостью капитала, которых в настоящее время очень мало. Отсюда - повышение кредитных рисков.

Для многих предприятий характерно тяжелое финансовое положение, обусловленное недостатком оборотных средств (особенно собственных), большой дебиторской задолженностью, низкой платежеспособностью. Следовательно, любой банк, осуществляющий деятельность в конкретном регионе, должен учитывать, что чем больше таких предприятий в кредитуемой отрасли, тем больше кредитный риск.

Для определения верной стратегии в области кредитования банк обязан проанализировать сложившуюся в регионе экономическую ситуацию, возможные риски в кредитном деле. При этом для него важна оценка экономического потенциала региона, так как она является необходимым элементом для разработки стратегии деятельности банка на региональном рынке кредитных услуг.

В настоящее время в России развивается методика оценки экономического потенциала региона.

Например, часто используется метод математико-экономического исследования потенциала региона на основе системы показателей, которые разделены на три группы:

1) общеэкономические:

- данные о территории;

-сведения о численности населении, доходах, количестве предприятий;

2) производственные:

- по сельскому хозяйству;

- промышленности - число предприятий;

- площадь обрабатываемых земель;

- объемы производимой продукции, капиталовложений и строительно-монтажных работ;

4) показатели развития инфраструктуры:

- парк автомобилей;

- объемы грузоперевозок по видам транспорта;

- численность студентов и величина расходов на образование;

- потребление электроэнергии;

- объемы оптовой и розничной торговли и др.

На основе этих показателей рассчитывается интегральный показатель развития экономики региона.

Используются также инвестиционные и кредитные рейтинги регионов (составляются рейтинговыми агентствами АК&М и «Эксперт РА»). Инвестиционный рейтинг характеризует инвестиционный климат в регионе, а кредитный рейтинг получается из совокупности показателей кредитоспособности региональной администрации, органов местного самоуправления, которые могут выступать на кредитном рынке в роли заемщиков (получать кредиты банков, выпускать собственные облигации и векселя), выдавать гарантии и поручительства.

Кредитный рейтинг присваивается долговым обязательствам региональных администраций и может быть весьма полезным в практике банковского кредитования по следующим направлениям кредитной работы банков:

- при предоставлении кредитов финансовым органам субъектов Российской Федерации и местных органов власти;

- при предоставлении кредитов предприятиям и организациям под гарантии и поручительства органов местного самоуправления;

- при кредитовании под залог долговых обязательств, выпущенных региональными администрациями.

Таким образом, при планировании своей деятельности на региональном кредитном рынке банки

вправе воспользоваться вполне обоснованными объективными оценками развития экономики регионов и кредитоспособности местных администраций.

Например, если рассматривать в качестве региона базирования банка (его филиала) Орловскую область, то необходимо учитывать:

- состояние экономики в области;

- уровень жизни населения;

- состояние рынка банковских (кредитных) услуг.

Для банков, планирующих открывать отделения в Орловской области, полезной станет информация о том, что в рейтинге инвестиционного климата, составляемом агентством «Эксперт РА», по итогам последних двух лет Орловская область расположена ниже соседей по ЦФО. По инвестиционному потенциалу она лишь на 63-м месте в стране. Вместе с Тамбовской, Ивановской и Костромской областями входит в число 15 регионов, имеющих рейтинг «3В2»: «незначительный потенциал - умеренный риск». Потребительский потенциал в 2010 г. упал до рекордно низкой 67-й позиции, а производственный -до 65-й. Единственный показатель, по которому Орловщина вошла в двадцатку лучших, - обеспеченность инфраструктурой [8].

Также Орловская область заняла 53-е место в ежегодном рейтинге кредитоспособности регионов по итогам 2010 г., подготовленном рейтинговым агентством AK&M. Ее интегрированный уровень относительной кредитоспособности составляет 38,81 балла [9].

При разработке кредитной политики необходимо учесть региональные риски, которые непосредственно связаны с экономическим и социальным положением регионов. Их можно оценить, проведя анализ следующих факторов:

1) темпы роста промышленного производства в регионе. Это относительный показатель, характеризующий изменение масштабов производства в текущем периоде по сравнению с предыдущим. Рост объемов производства позволяет сделать вывод о росте экономики региона;

2) объем строительства жилых домов в регионе. Данный фактор характеризует объем строительства жилья в регионе на 1 чел. за период. Регионы с более развитым жилищным строительством характеризуются более развитой экономикой и более платежеспособным населением;

3) динамика строительства жилых домов в регионе. Данный фактор характеризует динамику

объема строительства жилья в регионе на 1 чел. в текущем периоде по сравнению с предыдущим. Регионы с более высокими темпами жилищного строительства характеризуются более развитой и динамичной экономикой;

4) темпы роста продукции сельского хозяйства в регионе. Данный фактор отражает динамику изменения массы произведенных продуктов растениеводства и животноводства в сравниваемых периодах в сопоставимых ценах. Рост сельского хозяйства в регионе позволяет сделать вывод о росте экономики. Для несельскохозяйственных регионов (Москва, Санкт-Петербург и т. п.) оценку можно взять по среднероссийскому уровню;

5) темпы роста оборота розничной торговли в регионе. Данный фактор характеризует динамику оборота розничной торговли региона в текущем периоде по сравнению с предыдущим в сопоставимых ценах. Регионы с более высокими темпами роста розничной торговли характеризуются более развитой и динамичной экономикой и платежеспособным населением;

6) темпы роста объема платных услуг населению в регионе. Данный фактор характеризует динамику затрат населения на потребляемые платные услуги. Регионы с более высокими темпами роста услуг характеризуются более платежеспособным населением, более диверсифицированным потреблением и более развитой экономикой;

7) объем инвестиций в основной капитал на единицу ВРП в регионе. Данный фактор отражает совокупность затрат, направленных на создание и воспроизводство основных фондов в расчете на 1 руб. валового регионального продукта. Высокий объем инвестиций позволяет сделать вывод о положительном инвестиционном климате региона и росте экономики;

8) объем иностранных инвестиций на единицу ВРП в регионе. Данный фактор отражает объем вложения капитала иностранными инвесторами, а также зарубежными филиалами российских юридических лиц в объекты предпринимательской деятельности на территории России на 1 руб. ВРП данного региона. Высокий объем инвестиций позволяет сделать вывод о положительном инвестиционном климате региона и росте экономики;

9) темпы роста реальных доходов населения в регионе. Данный показатель характеризует изменение денежных доходов населения в сравниваемых периодах в сопоставимых ценах. Рост доходов

населения позволяет сделать вывод о росте экономики региона;

10) соотношения темпов роста доходов населения и темпов роста цен в регионе. Данный фактор характеризует соответствие роста доходов населения и роста потребительских цен в регионе. Опережающий рост цен позволяет сделать вывод о снижении платежеспособности населения, что негативно влияет на экономику региона;

11) соотношения величины средней зарплаты в регионе и стоимости набора товаров и услуг в регионе. Данный фактор характеризует соответствие среднего уровня оплаты труда населения и потребительских цен в регионе. Превышение цен позволяет сделать вывод о низкой платежеспособности населения, что негативно влияет на экономику региона;

12) объем просроченной задолженности по заработной плате за счет бюджета региона на 1 чел. Данный фактор характеризует выполнение регионом своих обязательств по оплате труда. Большой объем задолженности характеризует слабую экономику региона;

13) уровень безработицы в регионе. Большой объем безработицы характеризует слабую экономику региона;

14) естественный прирост населения в регионе. Естественный прирост населения региона влияет на будущий потенциал экономики;

15) валовой региональный продукт на душу населения в регионе. Данный фактор является консолидирующим и показывает степень экономического развития региона. Большой объем ВРП в регионе характеризует высокое развитие промышленности, сельского хозяйства, расходов населения и инвестиций в экономику;

16) степень диверсификации экономики региона. Данный фактор отражает зависимость экономики региона от отраслей. Высокая зависимость от одной отрасли ведет к риску сокращения доходов в случае отраслевого спада [4].

Проведя анализ факторов, можно сделать заключение:

- о состоянии экономики региона и потенциале ее роста;

- об уровне платежеспособности населения;

- о тех или иных рисках.

После этого целесообразно откорректировать кредитную политику банка с учетом формирования клиентской базы, возможности привлечения ресурсов и размещения средств.

Например, анализируя состояние экономики в Орловской области, необходимо отметить, что по итогам 2011 г. индекс промышленного производства составил 106,5 % к соответствующему периоду 2010 г. В том числе:

1) по обрабатывающим производствам - 107,7 %, что выше среднего показателя по стране (в целом по России индекс промышленного производства составил 104,7 %, в том числе по обрабатывающим производствам -106,5 %);

2) по выпуску продукции сельского хозяйства -133,9 %;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3) по обороту розничной торговли - 108,9 % [1]. Эти данные позволяют сделать вывод о росте

экономики Орловской области в 2011 г. по сравнению с 2010 г.

Темп роста инвестиций в основной капитал составил в 2011 г. 149,6 % (в 2010 г. - 99,6 %). Валовой региональный продукт в Орловской области увеличился до 124,1 млрд руб. (106,7 % в сопоставимых ценах к уровню 2010 г.). Объем инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования достиг 35,5 млрд руб., или 149,6 % в сопоставимых ценах к уровню 2010 г.

Таким образом, объем инвестиций в основной капитал на единицу ВРП в регионе составил 0,286, или 29 % по отношению к ВРП (в 2010 г. - 20 % по отношению к ВРП) [2]. Рост объема инвестиций позволяет сделать вывод об улучшении инвестиционного климата региона и росте экономики.

Темп роста объема строительства жилых домов в регионе в 2011 г. был 105,5 % (в 2010 г. - 94,6 %) [2], что является положительной тенденцией. Однако объем строительства жилья в регионе на 1 чел. составил 24,6 м2, что меньше, чем в среднем по Центральному федеральному округу (ЦФО).

Необходимо отметить, что Орловская область характеризуется достаточной степенью диверсификации экономики. В 2011 г. структура валового регионального продукта по видам деятельности была следующей:

- обрабатывающие производства - 20,4 %;

- оптовая и розничная торговля - 16,5 %;

- транспорт и связь - 15,1 %;

- сельское и лесное хозяйство - 12,7 %;

- строительство - 4,1 %;

- прочие - 31,2 % [12].

Таким образом, отсутствует зависимость экономики исследуемого региона от одной из отраслей,

что снижает риск сокращения доходов в случае отраслевого спада.

Что касается социального положения региона, то необходимо отметить следующее: темп роста реальных доходов населения в регионе упал до 102,2 % (в 2010 - 110,5 %). Причем нужно учесть, что индекс потребительских цен в 2011 г. составил 105,8 %, а темп роста реальных доходов населения -102,2 % [2]. Опережающий рост цен позволяет сделать вывод о снижении платежеспособности населения. Вероятно, в связи с этим изменилась структура использования денежных доходов населения в 2011 г. по сравнению с 2010 г.:

- на покупку товаров и оплату услуг расходуется 70,6 %;

- на оплату обязательных платежей и взносов -7,5 %;

- на сбережения во вкладах и ценных бумагах -8,1 % (в 2010 г. - 14,0) [2].

Соотношения величины средней зарплаты в регионе и стоимости набора товаров и услуг в 2011 г. составило 14 591,6 и 5 186 руб. соответственно, т. е. величина средней заработной платы в 2,8 раза превышает стоимость набора товаров и услуг. В то же время необходимо отметить, что около 25 % населения имеют денежные доходы в среднем за месяц до 6 000 руб., а свыше 12 000 руб. - 39,8 % населения (остальные - от 6 000 до 12 000 руб.) [2].

Уровень безработицы в регионе в 2011 г. составил 6,3 % по отношению к экономически активному населению, а в 2010 г. - 9 %, т. е. наблюдается положительная динамика [2].

Важным фактором можно считать естественный прирост населения в регионе. В Орловской области наблюдается снижение численности населения на протяжении последних лет:

- в 2010 г. - 791,6 тыс. чел.;

- в 2011 г. - 781 тыс. чел. [2].

Естественный прирост населения региона влияет на потенциал экономики. Однако в Орловской области наблюдается убыль населения, что свидетельствует о снижении экономического потенциала региона в будущем.

При формировании кредитной политики необходимо учесть, что регионы существенно различаются по институциональному развитию банковского сектора и уровню обеспеченности банковскими услугами [11]. Характеристику региона в этом направлении целесообразно проводить в сравнении с соседними по федеральному округу регионами. Например, обес-

печенность некоторых регионов ЦФО банковскими услугами в 2011 г. [7] представлена в табл. 1.

Отметим, что Орловская область характеризуется самым малым количеством кредитных организаций, филиалов, дополнительных и операционных офисов, а также самой маленькой численностью населения среди представленных регионов. При этом институциональная насыщенность банковскими услугами по численности населения составляет 0,92. По этому показателю Орловская область на 2-м месте после Липецкой области. По финансовой насыщенности банковскими услугами по активам регион на 3-м месте, а по финансовой насыщенности банковским услугами по объему кредитов -на 1-м месте. Индекс развития сберегательного дела Орловской области - 0,73 (4-е место), а совокупный индекс обеспеченности региона банковскими услугами составил в 2011 г. 0,77 (3-е место среди рассматриваемых регионов).

Некоторые показатели кредитных организаций, функционирующих в рассматриваемых регионах, представлены в табл. 2 [7].

Обеспеченность регионов России I

Анализ данных табл. 2 показывает, что среднемесячные денежные доходы на душу населения в Орловской области недостаточно высоки (6-е место среди представленных регионов). Этим и объясняется 6-е место по объему выданных кредитов и прочих размещенных средств кредитными организациями в регионе и 7-е место - по объему вкладов физических лиц.

Следовательно, сберегательный потенциал населения Орловской области невысок. А с учетом того, что в данном регионе вклады физических лиц составляют основную часть ресурсов кредитных организаций (доля вкладов физических лиц в 2011 г. более чем в 3 раза превышает долю депозитов юридических лиц) [11], региональным банкам необходимо проводить более эффективную депозитную политику для привлечения средств населения.

При формировании кредитной политики коммерческого банка следует определить не только доступные источники формирования кредитных ресурсов и их объемы, но и категории заемщиков, направления и сроки кредитования, основные

Таблица 1

нковскими услугами на 01.01.2012

Регион (область) Количество кредитных организаций, филиалов, дополнительных и операционных офисов, ед. Численность населения, тыс. чел. (оценка) Институциональная насыщенность банковскими услугами (по численности населения) Финансовая насыщенность банковскими услугами (по активам) Финансовая насыщенность банковскими услугами (по объему кредитов Индекс развития сберегательного дела (вклады на душу населения к доходам) Совокупный индекс обеспеченности региона банковскими услугами

Белгородская 278 1 536 0,82 0,31 1,23 0,71 0,69

Брянская 192 1 264 0,68 0,35 0,78 0,59 0,57

Курская 225 1 122 0,90 0,32 1,10 0,62 0,67

Орловская 159 781 0,92 0,37 1,46 0,73 0,77

Липецкая 241 1 166 0,93 0,31 0,88 0,74 0,66

Тульская 292 1 543 0,85 0,49 1,18 0,75 0,78

Воронежская 466 2 331 0,90 1,6 1,18 1,07 1,16

Таблица 2

Некоторые показатели кредитных организаций по регионам РФ на 01.01.2012

Регион (область) Количество действующих кредитных организаций и их филиалов Денежные доходы на душу населения, среднемесячные за 2011 г., руб. (место региона) Кредиты и прочие размещенные средства, предоставленные организациям-резидентам и физическим лицам-резидентам, млн руб. (место региона) Вклады физических лиц, млн руб. (место региона)

Белгородская 23 19 066 (1-е) 285 799 (1-е) 84 029 (2-е)

Брянская 21 15 132 (5-е) 65 885 (7-е) 45 469 (6-е)

Курская 17 16 444 (4-е) 123 972 (5-е) 46 247 (5-е)

Орловская 18 14 564 (6-е) 87 580 (6-е) 34 122 (7-е)

Липецкая 21 17 068 (2-е) 131 396 (4-е) 59 614 (4-е)

Тульская 23 17 013 (3-е) 163 675 (3-е) 80 092 (3-е)

Воронежская 49 14 548 (7-е) 227 336 (2-е) 146 655 (1-е)

кредитные продукты. Нужно разработать ценовую политику, установить значения приемлемых рисков и лимиты кредитования (по отраслям, видам производств, категориям заемщиков, и т. д.), формы обеспечения возвратности кредитов. Кроме того, разработка эффективной кредитной политики возможна только в случае тщательного изучения потребностей клиентов и быстрого реагирования на их изменение.

В частности, при выборе приоритетных направлений кредитования в конкретном регионе могут быть использованы для сопоставления объемы производства, прибыли и инвестиций в основной капитал по отдельным видам деятельности с объемами кредитования данных отраслей на территории региона, что позволит определить объемы и условия кредитования различных корпоративных заемщиков.

Перспективы розничного кредитования можно оценить на основе анализа:

- величины, структуры и темпов роста доходов и расходов населения;

- площади жилых помещений, приходящихся на одного жителя;

- наличия в домашних хозяйствах автомобилей и других предметов длительного пользования.

При этом расчеты следует делать в сопоставлении с объемами и темпами увеличения задолженности по потребительским кредитам.

При разработке политики кредитования юридических лиц в Орловской области необходимо учесть, что доля убыточных организаций в регионе немалая. Так, в январе-апреле 2012 г. доля организаций Орловской области, понесших убытки, составила 36,7 %:

- по обрабатывающим производствам доля убыточных предприятий - 43,5 %;

- среди предприятий по производству и распределению электроэнергии, газа и воды - 50 %;

- в строительстве - 34,8 %;

- среди предприятий транспорта и связи -72,7 %;

- среди предприятий коммунальных и социальных услуг - 45,5 % [5].

Поэтому необходимо учитывать повышенный риск в этих отраслях, более тщательно проводить оценку кредитоспособности заемщиков - юридических лиц.

Также важным является тот факт, что в Орловской области городское население составляет 65,7 %, а сельское - 34,3 % (по данным за 2011 г.) [2]. Нема-

лая часть населения - владельцы личных подсобных хозяйств, фермерских хозяйств, индивидуальные предприниматели на селе со своими специфическими кредитными потребностями и определенными проблемами получения кредитных средств.

При разработке набора розничных кредитных продуктов в Орловской области следует помнить о невысоком среднемесячном уровне доходов населения, разделении населения на несколько групп по размеру среднемесячного дохода на душу населения. По данным за 2011 г.:

- около 25 % жителей области имеют денежные доходы в среднем за до 6 000 руб в мес.;

- 35,2 % населения - 6 000-12 000 тыс. руб.;

- 39,8 % населения - свыше 12 000 руб. [2].

Следовательно, необходимо предлагать кредитные продукты, рассчитанные на различные слои населения (пенсионеры, работающее население, многодетные семьи), - с более выгодными условиями, более низкими процентными ставками.

В данном регионе востребованными являются:

- ипотечные кредиты (в связи с недостатком комфортной жилой площади в расчете на 1 чел. и высокой стоимостью жилья);

- автокредиты;

- потребительские кредиты (в связи с невысоким уровнем доходов населения и недостатком средств на приобретение дорогостоящих товаров длительного пользования);

- кредиты на образование (в регионе 7 учреждений высшего профессионального образования, и на 10 000 чел. населения приходится 550 студентов).

Эти направления кредитования необходимо развивать.

Наличие банков-конкурентов также оказывает значительное влияние на формирование кредитных ресурсов и возможности их выгодного размещения. Поэтому после определения типа финансируемых клиентов (юридические, физические лица, крупные, средние, малые предприятия) и направлений кредитования при дальнейшем изучении региона должны быть проведены;

- анализ рынка кредитных услуг;

- оценка тарифов и условий предоставления кредитов другими банками в целях выбора своего конкурентоспособного набора кредитных продуктов.

Это позволит выявить незаполненную или слабо заполненную нишу кредитного рынка. Для этого необходимо сопоставить существующие кредитные потребности клиентов с предложениями кредитных

организаций. Таким образом, можно понять, какой может быть ниша банка, и осуществить дифференцированное предоставление кредитных услуг.

Основными критериями, по которым можно сопоставить банк с основными конкурентами, являются относительное качество и относительная стоимость кредитных продуктов (услуг).

Для оценки качества услуг можно использовать следующие параметры:

- ассортимент;

- потребительские свойства услуг;

- условия кредитования;

- скорость обслуживания;

- учет кредитной истории (скидки постоянным клиентам).

Экспертным путем следует определить относительную важность каждого из параметров с позиции клиента. Основываясь на имеющейся информации о деятельности банков конкурентов, необходимо провести балльную оценку уровня наиболее важных параметров для каждого их них. С этой целью можно использовать пятибалльную шкалу по следующему принципу:

5 баллов - высокий уровень;

4 балла - уровень выше среднего;

3 балла - средний уровень;

2 балла - уровень ниже среднего;

1 балл - низкий уровень.

Произведение относительной важности параметра и его оценки в баллах позволит определить уровень качества кредитных услуг, предлагаемых банками [3].

По аналогии, основываясь на данных о процентных ставках по кредитам в банках-конкурентах, це-

лесообразно произвести оценку уровня стоимости кредитных услуг. Но, так как показатель стоимости является минимизируемым, то расстановка баллов будет осуществляться в обратном порядке.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Используя этот подход, предложенный в исследовании Ю. С. Кудашевой [3], оценим уровень конкурентоспособности услуг крупных банков Орловской области в потребительском кредитовании и автокредитовании. При этом учтем, что согласно рейтингу банков, работающих в регионе, в пятерку крупнейших кредитных организаций области в 2011 г. вошли Сбербанк России, Россельхозбанк, Московский индустриальный банк, Райффайзенбанк и ВТБ 24.

На основе анализа уровня процентных ставок, видов кредитных продуктов, условий кредитования в крупнейших банках Орловской области, осуществляющих потребительское кредитование, оценим уровень качества услуг и стоимости кредитных продуктов в этих банках (табл. 3).

В результате получен общий уровень качества и стоимости услуг, предоставляемых банками-конкурентами. На основании полученных фактических показателей уровня качества и стоимости кредитных услуг строится карта конкурентоспособности кредитных услуг. При этом ось х отражает значения качества услуг от низкого (1 балл) к высокому (5 баллов), ось у - значения стоимости услуг от высокого (1 балл) к низкому (5 баллов). Получаются 4 квадранта:

- низкая цена и низкое качество;

- низкая цена и высокое качество;

- высокая цена и низкое качество;

- высокая цена и высокое качество (рис. 1).

Критерий оценки Относительная Балльные оценки Уровень качества услуг

важность критерия Сбербанк России Россельхозбанк Райффайзенбанк ВТБ 24 Сбербанк России Россельхозбанк Райффайзенбанк ВТБ 24

Ассортимент 0,2 5 3 3 4 1 0,6 0,6 0,8

Потребитель- 0,3 5 4 3 4 1,5 1,2 0,9 1,2

ские свойства

Условия кре- 0,3 5 3 3 4 1,5 0,9 0,9 1,2

дитования

Скорость об- 0,1 4 3 4 5 0,4 0,3 0,4 0,5

служивания

Учет кредит- 0,1 4 4 4 4 0,4 0,4 0,4 0,4

ной истории

Итого... 1,0 23 17 17 21 4,8 3,4 3,2 4,1

Таблица 3

Оценка уровня конкурентоспособности услуг банков-конкурентов Орловской области

в потребительском кредитовании

Низкая цена

Низкое качество

16

Высокая цена

56

О

Сбербанк России

ВТБ 24

-О-

Россельхозбанк 56

Высокое качество

0

Райффайзенбанк

16

Рис. 1. Карта позиционирования крупных банков Орловской области, отражающая уровень конкуренции оказываемых услуг в области потребительского кредитования

Итак, можно заключить, что основным конкурентом в потребительском кредитовании является Сбербанк России. Это означает, что банк, планирующий свою деятельность в области потребительского кредитования в данном регионе, должен как следует изучить виды кредитных продуктов и условия кредитования основного конкурента, чтобы определить оптимальный набор собственных продуктов, приемлемые процентные ставки и условия кредитования. При этом полезным будет также изучение кредитных программ и других банков - например ВТБ 24 (2-е место по уровню конкурентоспособности) для выявления наилучших параметров кредитных услуг.

Аналогично на основе анализа уровня процентных ставок, видов предлагаемых кредитных продуктов, условий кредитования оценим уровень качества

услуг и стоимости автокредитов в рассматриваемых банках Орловской области (табл. 4).

На основании полученных фактических показателей уровня качества и стоимости кредитных услуг в области автокредитования построим карту конкурентоспособности кредитных услуг, оказываемых банками Орловской области (рис. 2).

Итак, можно заключить, что основными конкурентами в автокредитовании являются банки ВТБ 24 (высокое качество кредитных услуг, но стоимость кредитов выше, чем в Райффайзенбанке) и Райффайзенбанк (самая низкая стоимость кредитов среди рассматриваемых банков, но качество предоставляемых услуг ниже, чем у ВТБ 24). Это означает, что банк, планирующий осуществлять деятельность в области автокредитования в данном регионе, должен как следует изучить виды кредитных продуктов и условия кредитования основных конкурентов, чтобы определить оптимальный набор собственных продуктов, приемлемые процентные ставки и условия кредитования.

Необходимо заметить, что в результате анализа условий предоставления автокредитов банками-конкурентами было выявлено, что в исследуемых банках отсутствует возможность получения автокредита без первоначального взноса. Только один из банков предоставляет кредит на льготных условиях при наличии положительной кредитной истории в данном

Таблица 4

Оценка уровня конкурентоспособности услуг банков-конкурентов Орловской области

в сфере автокредитования

4

2

4

2

Относи- Балльные оценки Уровень качества услуг

Критерии оценки тельная важность критерия Сбербанк России Россельхозбанк Райффайзенбанк ВТБ 24 Сбербанк России Россельхозбанк Райффайзенбанк ВТБ 24

Ассортимент 0,2 4 3 5 5 0,8 0,6 1,0 1,0

Потребительские 0,3 4 4 4 5 1,2 1,2 1,2 1,5

свойства

Условия 0,3 4 3 3 5 1,2 0,9 0,9 1,5

кредитования

Скорость 0,1 4 4 4 4 0,4 0,4 0,4 0,4

обслуживания

Учет кредитной 0,1 3 3 4 4 0,3 0,3 0,4 0,4

истории

Итого... 1,0 19 17 20 23 3,9 3,4 3,9 4,8

Низкая цена

56.

-- О

0

о

Райффайзенбанк

О

ВТБ 24

ка на кредитном рынке, оптимальный набор кредитных продуктов. А это способно стать залогом эффективной кредитной деятельности коммерческого банка.

Сбербанк России

Россельхозбанк

Низкое качество

16.

Высокая цена

56.

Высокое качество

16.

Рис. 2. Карта позиционирования крупных банков Орловской области, отражающая уровень конкуренции оказываемых услуг вобластиавтокредитования

банке,а таюке только один из банков гфедостгшляет льготы держателям «зарплатных карт». Эти факты целесообразно учесть при разработке новых авто-ьфедигови гфедложить, н^фимер,льготные условия клиентам, которые уже имеют положительную кредитую историюв ДсШном банке или депозит. Это позволит выгодно выделить банк среди конкурентов и будет способствовать привлечениюновых клиентов и повышению объемов кредитования.

Приразработке кредитных продуктов следует учесть все объективные ограничения, включая:

- ресурсные возможности банка;

- потенциал расширенияклиентскойбазы;

- уровень квалификации персонала;

- допустимыйуровень риска.

Основной целью кредитной политики коммерчес-

юго башсаявдяется достижешгемжсимальнойэффек-тивности кредитной деятельности при минимальном уровне риска. Поэтому при разработке кредитной политики целесообразно уделить особое внимание:

- повышению качества оценки кредитоспособности заемщиков;

- формированию дифференцированного подхода при кредитовании;

- управлению кредитным риском.

Приходим к следующему выводу: учет региональных особенностей поможет сформировать в банке рациональную кредитную политику, определяющую цели кредитования, клиентскую базу, приоритеты бан- php?type=71.

Список литературы

1. Итоги социально-экономического развития Орловской области за январь-декабрь 2011 года. URL: http://orel-region. ru/index. php?head=20&part=21 &in=2.

2. Краткосрочные экономические показатели Орловской области: сборник. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Орловской области. URL: http://orel. gks. ru/public/Lists/List/ AllItems.aspx.

3. Кудашева Ю. С. Совершенствование методики оценки конкурентоспособности коммерческого банка / диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук. URL: http://www. mirkin. ru/_docs/kon_diser/diskudasheva. pdf.

4. О региональных рисках. URL: http://www. riskovik. com/riski/regionalnye/info/.

5. Орловская область в цифрах. URL: http://orel. gks. ru/digital/region8/default. aspx.

6. Особенности региональных клиентов. URL: http://www.banki.ru/news/daytheme/?id=3129907.

7. Отчет о развитии банковского сектора и банковского надзора в 2011 году. URL: http://www. cbr. ru/publ/root_get_blob. asp?doc_id=9191.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Поправить имидж. URL: http://www. rg. ru/2011/05/17/reg-roscentr/investicii. html.

9. Рейтинг кредитоспособности регионов по итогам 2010 года. URL: http://rating. rbc. ru/article. shtml?2011/07/19/33360346.

10. Средства клиентов в рублях по кредитным организациям, зарегистрированным в данном регионе. URL: http://www. cbr. ru/regions/scripts/ Tab31.1.asp?RGN=0RL&Year=2011.

11. Сысоева Е. Ф., Скрыпник Е. Ю. Инновационный подход к оценке потенциала розничного кредитного портфеля банка с учетом региональных особенностей // Финансы и кредит. 2012. № 5.

12. URL: http://info. minfin. ru/passportr.

4

2

4

2

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.