Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ КОРПОРАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ МЕДИЦИНСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ В ЦЕЛЯХ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ ИХ ПАЦИЕНТООРИЕНТИРОВАННОСТИ'

ФОРМИРОВАНИЕ КОРПОРАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ МЕДИЦИНСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ В ЦЕЛЯХ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ ИХ ПАЦИЕНТООРИЕНТИРОВАННОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
245
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОВЛЕЧЕННОСТЬ / МОТИВАЦИЯ / КОМПЕТЕНЦИИ / КОРПОРАТИВНАЯ КУЛЬТУРА / МЕДИЦИНСКИЙ ПЕРСОНАЛ / ПАЦИЕНТ-ОРИЕНТИРОВАННОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Царанов К.Н., Тарбастаев А.Г., Комолова О.А., Русанова О.С.

Цель исследования. Изучить вопросы трансформации культуры медицинской организации через обучение персонала, обсуждение ошибок, выстраивание диалога между врачом и пациентами. Материалы и методы. Поиск релевантных материалов осуществлялся в библиографических базах данных Elibrary, PubMed, MEDLINE, Scopus, Google Scholar по ключевым словам: вовлеченность, мотивация, компетенции, корпоративная культура, медицинский персонал, пациентоориентированность. Данные о результатах формирования пациентоориентированной корпоративной культуры получены путем анкетирования и интервьюирования медицинского персонала и пациентов в 6 медицинских организациях, подведомственных Департаменту здравоохранения города Москвы. Для оценки состояния пациентоориентированной корпоративной культуры медицинской организации разработаны и проанализированы три вида анкет: «Вовлеченность пациента в лечение» (622 анкеты), «Вовлеченность сотрудников медицинской организации» (535), «Врачебные ошибки» (481). Результаты. Показано, что доверяет своим руководителям и понимает цель своей работы 42,2% медицинского персонала, однако 15,6% респондентов не хочет брать на себя ответственность и инициативу за изменения. Сотрудники медицинских организаций отмечают, что работают в стрессовых условиях, и это ограничивает их лидерские качества и возможность их демонстрировать. Среди причин возникновения врачебных ошибок наиболее часто указывали «недостаточное время на работу с пациентом» (31,5%) и «высокий уровень стресса медицинских работников» (22%). В большинстве случаев пациенты понимают цели и план своего лечения (77,3%), доверяют своим врачам и готовы выполнять их рекомендации (85,3%). Однако около 1/3 были не довольны тем, как врач провел с ними прием и объяснил лечение. Отсутствие на регулярной основе обучения медицинского персонала навыкам коммуникации не позволяет пациентам четко понимать и принимать лечение и профилактику своих заболеваний. Заключение. Обучение является главным элементом при формировании культурных компетенций, в том числе пациентоориентированной культуры медицинской организации. Обучение навыкам взаимодействия дает потенциал для улучшения взаимоотношений пациент-врач за счет увеличения понимания культурных особенностей обоих участников общения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CREATING CORPORATE CULTURE OF A MEDICAL ORGANIZATION FOR GREATER PATIENT-CENTERED CARE

Objective. To study the transformation of the culture of a medical organization through staff training, mistakes discussion, building communication between doctors and patients. Methods. The study is based on the materials found in the bibliographic databases of Elibrary, PubMed, MEDLINE, Scopus, Google Scholar by the keywords: involvement, motivation, competencies, corporate culture, involvement, medical personnel, patient orientation. Data on the results of the formation of a patient-centered corporate culture were obtained by questioning and interviewing medical personnel in 6 medical organizations subordinate to the Moscow Healthcare Department and among patients of these organizations. To assess the state of the patient-centered corporate culture of a medical organization, three types of questionnaires have been developed and analyzed: «Patient involvement in treatment» (622 questionnaires), «Involvement of employees of a medical organization» (535), «Medical errors» (481). Results. The study shows that 42.2% of medical personnel trust their managers and understand their goals, but 15.6% of respondents do not want to take responsibility and initiative for changes. Healthcare workers claim, they work under stress limiting their leadership skills and the ability to demonstrate them. The most frequent reasons of medical errors were named «insufficient time to work with a patient» (31.5%) and «high stress level of medical workers» (22%). In most cases, patients understand the goals and plan of their treatment (77.3%), trust their doctors and are ready to follow their recommendations (85.3%). However, about a third of them are not happy with the way the doctor treats them and explains the treatment. The lack of regular training in communication skills for medical personnel does not allow patients to clearly understand and accept the treatment and prevention of their diseases. Interpretation. Education is the key element to form cultural competencies and patient-centered culture of a medical organization. Communication skills training potentially may improve the patient-doctor relationship by increasing cultural understanding of both participants in the communication.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ КОРПОРАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ МЕДИЦИНСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ В ЦЕЛЯХ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ ИХ ПАЦИЕНТООРИЕНТИРОВАННОСТИ»

DOI: 10.26347/1607-2502202101-02034-040

ФОРМИРОВАНИЕ КОРПОРАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ МЕДИЦИНСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ В ЦЕЛЯХ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ ИХ ПАЦИЕНТООРИЕНТИРОВАННОСТИ

Цель исследования. Изучить вопросы трансформации культуры медицинской организации через обучение персонала, обсуждение ошибок, выстраивание диалога между врачом и пациентами.

Материалы и методы. Поиск релевантных материалов осуществлялся в библиографических базах данных Elibrary, PubMed, MEDLINE, Scopus, Google Scholar по ключевым словам: вовлеченность, мотивация, компетенции, корпоративная культура, медицинский персонал, пациентоориентированность. Данные о результатах формирования пациентоориен-тированной корпоративной культуры получены путем анкетирования и интервьюирования медицинского персонала и пациентов в 6 медицинских организациях, подведомственных Департаменту здравоохранения города Москвы. Для оценки состояния пациентоориентирован-ной корпоративной культуры медицинской организации разработаны и проанализированы три вида анкет: «Вовлеченность пациента в лечение» (622 анкеты), «Вовлеченность сотрудников медицинской организации» (535), «Врачебные ошибки» (481).

Результаты. Показано, что доверяет своим руководителям и понимает цель своей работы 42,2% медицинского персонала, однако 15,6% респондентов не хочет брать на себя ответственность и инициативу за изменения. Сотрудники медицинских организаций отмечают, что работают в стрессовых условиях, и это ограничивает их лидерские качества и возможность их демонстрировать. Среди причин возникновения врачебных ошибок наиболее часто указывали «недостаточное время на работу с пациентом» (31,5%) и «высокий уровень стресса медицинских работников» (22%).

В большинстве случаев пациенты понимают цели и план своего лечения (77,3%), доверяют своим врачам и готовы выполнять их рекомендации (85,3%). Однако около 1/3 были не довольны тем, как врач провел с ними прием и объяснил лечение. Отсутствие на регулярной основе обучения медицинского персонала навыкам коммуникации не позволяет пациентам четко понимать и принимать лечение и профилактику своих заболеваний. Заключение. Обучение является главным элементом при формировании культурных компетенций, в том числе пациентоориентированной культуры медицинской организации. Обучение навыкам взаимодействия дает потенциал для улучшения взаимоотношений пациент-врач за счет увеличения понимания культурных особенностей обоих участников общения. Ключевые слова: вовлеченность, мотивация, компетенции, корпоративная культура, вовлеченность, медицинский персонал, пациенториентированность

Авторы заявляют об отсутствии возможных конфликтов интересов.

Финансирование: исследование не имело спонсорской поддержки.

Для цитирования: Царанов К.Н, Тарбастаев А.Г., Комолова О.А., Русанова О.С. Формирование корпоративной культуры медицинской организации в целях обеспечения повышения уровня их пациенториентированности. Проблемы стандартизации в здравоохранении. 2021; 1-2: 34-40. DOI: 10.26347/1607-2502202101-02034-040.

К.Н. Царанов2, А.Г. Тарбастаев2, О.А. Комолова1,2, О.С. Русанова2

1 Государственное бюджетное учреждение города Москвы «Научно-исследовательский институт организации здравоохранения и медицинского менеджмента Департамента здравоохранения города Москвы», Москва, Россия

2 Государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Московский городской университет управления

Правительства Москвы имени Ю.М. Лужкова», Москва, Россия

CREATING CORPORATE CULTURE

OF A MEDICAL ORGANIZATION

FOR GREATER PATIENT-CENTERED CARE

Objective. To study the transformation of the culture of a medical organization through staff training, mistakes discussion, building communication between doctors and patients. Methods. The study is based on the materials found in the bibliographic databases of Elibrary, PubMed, MEDLINE, Scopus, Google Scholar by the keywords: involvement, motivation, competencies, corporate culture, involvement, medical personnel, patient orientation. Data on the results of the formation of a patient-centered corporate culture were obtained by questioning and interviewing medical personnel in 6 medical organizations subordinate to the Moscow Healthcare Department and among patients of these organizations. To assess the state of the patient-centered

Konstantin Tsaranov2, Alexey Tarbastaev2, Olga Komolova1,2, Oksana Rusanova2

1 Research Institute for Healthcare Organization and Medical Management of Moscow Healthcare Department, Moscow, Russia

2 Moscow Metropolitan Governance Yury Luzhkov University, Moscow, Russia

corporate culture of a medical organization, three types of questionnaires have been developed and analyzed: «Patient involvement in treatment» (622 questionnaires), «Involvement of employees of a medical organization» (535), «Medical errors» (481).

Results. The study shows that 42.2% of medical personnel trust their managers and understand their goals, but 15.6% of respondents do not want to take responsibility and initiative for changes. Healthcare workers claim, they work under stress limiting their leadership skills and the ability to demonstrate them. The most frequent reasons of medical errors were named «insufficient time to work with a patient» (31.5%) and «high stress level of medical workers» (22%). In most cases, patients understand the goals and plan of their treatment (77.3%), trust their doctors and are ready to follow their recommendations (85.3%). However, about a third of them are not happy with the way the doctor treats them and explains the treatment. The lack of regular training in communication skills for medical personnel does not allow patients to clearly understand and accept the treatment and prevention of their diseases.

Interpretation. Education is the key element to form cultural competencies and patient-centered culture of a medical organization. Communication skills training potentially may improve the patient-doctor relationship by increasing cultural understanding of both participants in the communication.

Keywords: involvement, motivation, competencies, corporate culture, involvement, medical personnel, patient focus

The authors declare no competing interests. Funding: the study had no funding.

For citation: Tsaranov KN, Tarbastaev AG, Komolova OA, Rusanova OS. Creating corporate culture of a medical organization for greater patient-centered care. Health Care Standardization Problems. 2021; 1-2: 34-40. DOI: 10.26347/1607-2502202101-02034-040.

Одним из фундаментальных условий повышения эффективности работы медицинских организаций (МО) Москвы является формирование пациентоориентированной корпоративной культуры. Потребности пациента изменились, и на первое место выходят партнерские отношения с врачом для обсуждения тактики лечения. Комму -никативные навыки, развитие эмпатии, разъяснение информации по лечению являются важными профессиональными умениями медицинского персонала при оказания медицинской помощи. Но важной составляющей развития пациенто-ориентированной культуры является и работа с потребностями каждого сотрудника МО. Обучение навыкам коммуникации руководителей и медицинского персонала, правильная организация операционных процессов, влияющих на качество оказания медицинской помощи, открытость, доверие персонала к руководителю и в целом МО позволяют сделать культуру по-настоящему пациентоориентированной.

Данные последних десятилетий демонстрируют, что низкокачественная медицинская помощь дает тяжелую финансовую и человеческую нагрузку на системы здравоохранения во всем мире [1]. Улучшение доступа к информации и стремление пациентов к большей автономии способствуют изменению взаимоотношений между

врачом и пациентом с ориентацией на болезнь и на партнерство врача с пациентом [2]. Внедрение принципов пациентоориентированности обсуждается по всему миру в контексте развития современной и высококачественной медицины [3—5]. Несмотря на большое количество исследований, посвященных пациентоориентированности, термин «пациентоориентированность», принятый во всем мире, отсутствует, также нет и единой концепции по ее внедрению в МО [6]. Van Dülmen назвал «пациентоориентированность» «нечетким понятием», которое больше запутывает, чем объясняет [7]. Epstein и коллеги определили ее как «многогранное явление, наподобие интеллекта» [8], а Hobbs описали как «слабо концептуализированный феномен» [9].

Кардинально отличаются и состав элементов моделей пациентоориентированной медицинской помощи. Gerteis et al. выявил семь доменов пациентоориентированной помощи (в том числе уважение ценностей, предпочтений и потребностей пациентов; координация и интеграция помощи [10]. Измерения Gerteis et al. были переработаны Институтом Пикера в 2004 г. и использованы для оценки пациентоориентированности в США и Европе [11]. Stewart et al. предложил шесть интерактивных элементов пациентоориентирован-ности (в том числе изучение заболевания и бо-

лезни, понимание целостности личности) [12]. Epstein описывал пациентоориентированную коммуникацию четырьмя доменами (в том числе выявление и понимание ожиданий и переживаний пациента, поддержка уверенности в пациентах и предоставление им возможности самим принимать решения) [8]. В российской науке направлению пациентоориентированности также уделяется большое внимание [13—16].

Удовлетворенность пациентов складывается из множества факторов. Она зависит не только от существующей материально-технической базы и исполнения медицинскими работниками стандартов терапии, но и от корпоративной культуры МО, которая включает в себя, в том числе отношения с пациентами, родственниками пациентов, коллегами. При этом в большинстве МО отсутствуют такие основополагающие для развития корпоративной культуры аспекты, как формализованная миссия, ценности, принципы работы МО, кодекс делового общения, система сбора обратной связи от сотрудников и другие способы управления развитием корпоративной культуры.

Цель исследования — изучить вопросы трансформации культуры медицинской организации через обучение персонала, обсуждение ошибок, выстраивание диалога между врачом и пациентами.

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ

Поиск релевантных материалов осуществлялся в библиографических базах данных Elibrary, PubMed, MEDLINE, Scopus, Google Scholar по ключевым словам: вовлеченность, мотивация, компетенция, кор -поративная культура, медицинский персонал, паци-ентоориентированность. Критерии включения источника в исследование: язык публикации — русский, английский; наличие данных о целях, методах и результатах исследования. Критерии исключения источника из исследования: отсутствие аннотации или полного текста, а также несоответствие заданной проблематике работы.

Формирование пациентоориентированной корпоративной культуры всегда связано с рядом инноваций, направленных на достижение стратегических целей взаимодействия с пациентом. Отношения между врачом и пациентом постоянно меняются под влиянием социальных изменений [17]. Следовательно, оценка состояния корпоративной культуры должна проводиться на регулярной основе. Инициатором

оценки корпоративной культуры и последующих на ней изменений, в большинстве случаев является руководитель организации.

Данные о результатах формирования пациентоориентированной корпоративной культуры получены путем анкетирования и интервьюирования медицинского персонала в 6 медицинских организациях, подведомственных Департаменту здравоохранения города Москвы (детская и взрослая поликлиники, детская и взрослая больницы, детская и взрослая стоматологические поликлиники) и среди пациентов данных организаций.

Для оценки состояния пациентоориентирован-ной корпоративной культуры МО разработаны и проанализированы три вида анкет: «Вовлеченность пациента в лечение» (622 анкеты), «Вовлеченность сотрудников медицинской организации» (535), «Врачебные ошибки» (481). Анкеты, заполненные не полностью, не учитывались.

К кандидатам для проведения опросов и интервью с пациентами были сформулированы следующие требования к квалификации: научные сотрудники со стажем работы от 2 до 5 лет, работающие в научных учреждениях медицинского профиля. До начала работы с интервьюерами проведено обучающее занятие по условиям проведения интервью, структуре беседы с респондентом, правилах заполнения отчетной документации. Анкетирование пациентов проводили 3 интервьюера. Во всех точках сбора замена интервьюеров не проводилась. В течение периода сбора анкет 2 раза проводился аудит интервьюеров на рабочем месте руководителем рабочей группы интервьюеров. Точки сбора — холлы поликлиник, крыльцо главного входа в здание МО, в помещениях отделений стационаров интервью проводилось в коридорах, вне мест скопления людей. Анкетирование проводилось без сбора персональных данных, по добровольному согласию респондента.

Анкетирование медицинских работников проводилось в период утренних планерных совещаний в группе; раздачу и сбор анкет осуществляли руководители структурных подразделений МО, которые заранее были проинструктированы о правилах проведения анкетирования.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ОБСУЖДЕНИЕ

При анализе частотного распределения суждений респондентов по анкете «Вовлеченность медицинских работников», среди всех пилотных МО, необходимо отметить следующие результаты: самый позитивный вариант (10 баллов) «Я полностью доверяю своему руководителю и

всему, что он говорит мне» указали 42,2% (максимальная доля голосов) медицинских работников; самый негативный вариант суждения (1 балл) «Моя роль в происходящих изменениях незначительна» — 15,6% (максимальная доля голосов).

Наблюдается преобладание высоких оценок респондентов в блоках «Доверие и уважение к руководителям организации», «Понимание сотрудниками организации целей своего труда» и смещение оценок в негативную сторону в блоках «Влияние сотрудника на происходящие изменения», «Приоритетность изменений, которые происходят в организации для сотрудника», «Стрес-согенность условий работы», «Стремление к лидерству в процессах изменений». Полученные результаты позволяют предположить, что медицинский персонал доверяет своим руководителям и понимает цель своей работы, но в то же время не хочет брать на себя ответственность и инициативу за изменения. Сотрудники МО отмечают, что работают в стрессовых условиях, и это тоже ограничивает их лидерские качества и возможность их продемонстрировать.

Вовлеченность пациента в лечебный процесс можно считать одним из результатов пациенто-ориентированной корпоративной культуры. В настоящее время не удалось определить эффективные способы вовлечения пациентов в совместную с врачом деятельность для повышения уровня их безопасности с позиции уменьшения медицинских ошибок. Тем не менее выявлено несколько факторов, которые повышают степень и характер участия пациента. К ним относятся позитивное отношение специалистов здравоохранения к поощрению инициативы пациентов в вопросах оценки действий и назначений [18]. Это показал и анализа литературы — вовлеченность сотрудников МО напрямую влияет на приверженность пациентов лечению.

Многие пациенты не хотят нести ответственность за принятие решений, но они хотят иметь возможность задавать вопросы и понимать, как принимаются решения относительно их лечения. Переход здравоохранения, ориентированного на пациента, бросает вызов политикам, организаторам здравоохранения, медицинскому персоналу и пациентам понять факторы, которые способствуют вовлечению пациента в лечение. Понимание того, как пациенты думают и определяют свое здоровье, необходимы для более эффективного «вовлечения» пациентов, а также для под-

держки усилий пациентов по улучшению их здоровья. Важной составляющей этого процесса является обучение медицинского персонала и пациентов основам взаимодействия и внедрения культуры сотрудничества, создания альянса с пациентом, что является краеугольным камнем па-циентоориентированного подхода в медицинской помощи и ключевым элементом в снижении неравенств при получении медицинских услуг.

Анализ анкет пациентов, который проводили в холлах больниц и поликлиниках, на входе и при выходе из МО, показал следующие результаты: «Информация о результатах анализов, ходе лечения и следующих шагах была представлена в понятном для меня виде» отметили 78,1% респондентов; «У меня была возможность поделиться с врачом своими сомнениями, переживаниями относительно состояния моего здоровья, плана лечения» — 79,9%; «У меня есть понимание целей и ожидаемого результата лечения» — 77,3%; «После общения с врачом я обладаю достаточной информацией о состоянии моего здоровья» — 78,7%; «Я намерен выполнять назначения и рекомендации врача» — 85,3%. Таким образом, пациенты в большинстве случаев понимают цели и план своего лечения, а также доверяют своим врачам и готовы выполнять их рекомендации. Возможно это связано с тем, что врачи перестроились на работу с пациентом как с партнером по выбору стратегии лечения, а также готовы обсуждать с ними схему лечения и результат. Изменилась и еще одна составляющая взаимодействия с пациентом — врач стал доносить важную медицинскую информацию простым языком, это повлияло на желание пациента выполнять назначения врача и следовать предложенной схеме лечения. Коммуникация, ориентированная на пациента, влияет на здоровье пациентов через восприятие пациентами того, что врач сосредоточен на пациенте и заинтересован в его выздоровлении. Практика, ориентированная на пациента, улучшила состояние здоровья и повысила эффективность лечения, сократив при этом диагностические тесты и консультации.

Однако около 1/3 пациентов не довольны тем, как врач провел с ними прием и объяснил лечение. Обеспечение пациента информацией относительно его диагностики и лечения имеет важное значение для оказания качественной и безопасной медицинской помощи [19]. Отсутствие на регулярной основе обучения по коммуника-

ции для всего персонала не позволяет пациентам четко понимать и принимать лечение и профилактику своих заболеваний.

Из всех вариантов причин возникновения врачебных ошибок наиболее часто указывали на «Недостаточное время на работу с пациентом» (31,5%), «Высокий уровень стресса медицинских работников» (22%) (табл. 1).

Все причины были сгруппированы по типу психологических реакций. Внешняя референция — «причина не зависит от меня и моих действий», внутренняя референция — «причина зависит от меня и моих действий», кроме варианта ответа «Другое» (табл. 2). В процентном соотношении преобладают причины из группы внешней референции 61,6%.

Результаты анализа ответов на вопросы анкеты «Врачебные ошибки» представлены в таб. 3.

Таблица 2

Причины возникновения врачебных ошибок, сгруппированные по типу психологических реакций

Тип реакции Причины возникновения врачебных ошибок Доля от указанных в таблице причин, % Доля по типу реакции, %

Внешняя референция Недостаточное время на работу с пациентом Высокий уровень стресса медицинских работников 36,3 5,3 61,6

Внутренняя референция Неумение слушать и слышать пациента Отсутствие преемственности в работе медицинских работников Отсутствие командной работы Низкая квалификация медицинских работников 12,8 10,1 8,0 7,5 38,4

Таблица 3

Частота распределения ответов на вопросы анкеты «Врачебные ошибки»

Вопрос Вариант ответа Абс. число %

Можете ли Вы свободно и открыто обсуждать с коллегами свои и их Да 322 66,9

врачебные ошибки? Нет 79 16,4

Затрудняюсь ответить 80 16,6

Совершали ли Вы когда-нибудь ошибки, которые привели к причине- Да 69 14,3

нию вреда здоровью пациента? Нет 321 66,7

Затрудняюсь ответить 91 18,9

Были ли Вы когда-нибудь свидетелем медицинской ошибки, которая Да 105 21,8

была причиной смерти или причинения вреда здоровью пациента? Нет 308 64,0

Затрудняюсь ответить 68 14,1

Должна медицинская сестра, увидев, что врач допустил ошибку при Да 37 7,7

назначении лекарства/процедуры, выполнить это назначение или про- Нет 370 76,9

цедуру? Затрудняюсь ответить 74 15,4

Готовы ли Вы сотрудничать с системой анонимных отчетов о меди- Да 171 35,6

цинских ошибках, если такая будет создана? Нет 192 39,9

Затрудняюсь ответить 118 24,5

Считаете ли Вы, что моральный долг врача критически относиться к Да 388 80,7

своей работе, выявлять ошибки, которые могли причинить вред паци- Нет 21 4,4

енту, и учиться на своих ошибках? Затрудняюсь ответить 72 15,0

Таблица 1

Рейтинг причины возникновения врачебных ошибок, по мнению респондентов, по всем медицинским организациям

Доля от обще-

Причины возникновения Абс. го количества

врачебных ошибок число указанных причин, %

Недостаточное время на рабо- 241 31,5

ту с пациентом

Высокий уровень стресса ме- 168 22,0

дицинских работников

Другое 101 13,2

Неумение слушать и слышать 85 11,1

пациента

Отсутствие преемственности 67 8,8

в работе медицинских работ-

ников

Отсутствие командной работы 53 6,9

Низкая квалификация меди- 50 6,5

цинских работников

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Результаты данного исследования отсылают нас к основной, нерешенной проблеме обучения культурным компетенциям, а именно, что такое культурная компетенция и как ей обучать. Последний обзор по культурным компетенциям показывает, что от обучающих программ требуется больше саморефлексии, критического мышления и культурной внимательности, которая учитывает неосуждающее поведение, умение слушать и сопереживать. Культурная самоуверенность и нежелание видеть в пациентах партнеров по лечению по-прежнему преподносят сложности при обучении и оценке. Требуется больше исследований и опросников, касающихся данных исходов.

Обучение является главным элементом при формировании культурных компетенций и паци-ентоориентированной культуры МО. Обучение навыкам взаимодействия дает потенциал для улучшения взаимоотношений пациента и врача за счет увеличения понимания культурных особенностей обоих участников общения. Обучение этим навыкам помогает врачам лечить пациентов с внимательностью и уверенностью.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ЛИТЕРАТУРА/REFERENCES

1. Bevan H. How can we build skills to transform the healthcare system? Journal of Research in Nursing. 2010; 15 (2): 139—148. doi: 10.1177/1744987109357812.

2. Hauser K, Koerfer A, Kuhr K, Albus C, Herzig S, Matthes J. Outcome-relevant effects of shared decision making. Dtsch Arztebl Int. 2015; 112 (40): 665—671. doi: 10.3238/arzte-bl.2015.0665

3. Lewin S, Skea Z, Entwistle VA, Zwarenstein M, & Dick J. Interventions for providers to promote a patient centered approach in clinical consultations. Cochrane database of systematic reviews, 2001. https://doi.org/10.1002/ 14651858.CD003267

4. Mead N, Bower P. Patient-centredness: a conceptual framework and review of the empirical literature. Social Science & Medicine. 2000; 51 (7): 1087—1110.

5. Susan Michie, Jane Miles, John Weinman, Patient-centred-ness in chronic illness: what is it and does it matter? Patient Education and Counseling, 2003; 51 (3): 197—206. https://doi.org/10.1016/S0738-3991(02)00194-5.

6. Zill JM, Scholl I, H,rter M, Dirmaier J. Which dimensions of patient-centeredness matter? Results of a web-based expert Delphi survey. PloS One. 2015; 10 (11): e0141978. https://doi.org/10.1371/journal.pone.0141978.

7. van Dulmen S. Patient-centredness. Patient Education and Counseling. 2003; 3 (51): 195—196. DOI: 10.1016/S0738-3991(03)00039-9.

8. Ronald M. Epstein, Peter Franks, Kevin Fiscella, Cleveland G. Shields, Sean C. Meldrum, Richard L. Kravitz,

Paul R. Duberstein, Measuring patient-centered communication in Patient—Physician consultations: Theoretical and practical issues. Social Science & Medicine. 2005; 61 (7): 1516—1528. https://doi.org/10.1016/j.socsci-med.2005.02.001.

9. Hobbs, Jennifer Lynn. A dimensional analysis of patient-centered care. Nurs Res. Jan-Feb 2009; 58 (1): 52—62. doi: 10.1097/NNR.0b013e31818c3e79.

10. Through the patient's eyes: understanding and promoting patient-centered care. Gerteis M, Edgman-Levitan S, Daley J, Delbanco T, editors. San Francisco: Jossey-Bass Publishers, 1993, 300 p.

11. Care PC. Scenarios, Vision, Goals, and Next Steps. 2015. http://174.120.202.186/~pickerin/wp-content/uploads/2010/ 06/PCC-2015.pdf.

12. Stewart M, Brown JB, Weston W, McWhinney IR, McWil-liam CL, Freeman T. Patient-centered medicine: transforming the clinical method. CRC press, 2013.

13. Барскова Г.Н. Руководители здравоохранения о проблемах руководящих кадров. Социальные аспекты здоровья населения. 2010; 15: 9—16. Barskova GN. [Public health authorities about problems of managerial personnel]. Social Aspects of Population Health. 2010; 15: 9—16. Russian.

14. Борисов К.Н. Субочева А.О., Засиева О.З. Мотивация и оплата труда в системе здравоохранения. МИР. Модернизация. Инновации. Развитие. 2015; 1: 130—133. Bori-sov KN, Subocheva AO, Zasieva OZ. [Motivation and compensation in health system]. MIR (Modernization. Innovation. Research). 2015; 1: 130—133. Russian.

15. Зимина Э.В. Cистемность подготовки управленческих кадров здравоохранения как фактор обеспечения качества медицинской помощи. Вестник Росздравнад-зора. 2010; 1: 52—57. Zimina EV. [Systematic training of health care managers as a factor in ensuring the quality of medical care]. VestnikRoszdravnadzora. 2010; 1: 52—57. Russian.

16. Стародубов В.И., Сидоров П.И., Коноплева И.А. Управление персоналом медицинской организации Учебник для вузов. Под редакцией В.И. Стародубова. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2006. Starodubov VI, Sidorov PI, Kono-pleva IA. [Personnel management of a medical organization]. Textbook for universities. Starodubov VI, editor. Moscow: GEOTAR-Media, 2006. Russian.

17. Laidsaar-Powell RC, Bu S, & McCaffery K J. Partnering with and involving patients. The Oxford handbook of health communication, behavior change, and treatment adherence. 2014; 84—108.

18. Hans Trier, Jose M Valderas, Michel Wensing, Helle Max Martin & Jonas Egebart. Involving patients in patient safety programs: A scoping review and consensus procedure by the LINNEAUS collaboration on patient safety in primary care. European Journal of General Practice. 2015; 21 (1): 56—61. doi: 10.3109/13814788.2015.1043729.

19. Vahda S, Hamzehgardeshi L, Hessam S, Hamzehgardeshi Z. Patient involvement in health care decision making: a review. Iranian Red Crescent Medical Journal. 2014; 16 (1). doi: 10.5812/ircmj.12454.

Поступила/Received: 22.07.2020 Принята к опубликованию/Accepted: 12.12.2020

Сведения об авторах:

Царанов Константин Николаевич — канд. мед. наук, начальник Управления развития отраслевых образовательных программ ГАОУ ВО «Московский городской университет управления Правительства Москвы имени Ю.М. Лужкова». 107045, Москва, ул. Сретенка, д. 28. Тел.: +7 (495) 957-75-75. E-mail: tsaranovkn@edu.mos.ru. ORCID: 0000-0001-7245-080Х

Тарбастаев Алексей Григорьевич — канд. мед. наук, начальник сектора исследований и разработок отраслевых образовательных программ ГАОУ ВО «Московский городской университет управления Правительства Москвы имени Ю.М. Лужкова». 107045, Москва, ул. Сретенка, д. 28. Тел.: +7 (495) 957-75-75. E-mail: medirk@mail.ru. ORCID: 0000-0002-7301-9891

Комолова Ольга Алексеевна — аналитик ГБУ города Москвы «Научно-исследовательский институт организации здравоохранения и медицинского менеджмента Департамента здравоохранения города Москвы»; директор Центра программ МРА в здравоохранении ГАОУ ВО «Московский городской университет управления Правительства Москвы имени Ю.М. Лужкова». 115088, Москва, ул. Шарикоподшипниковская, д. 9. Тел. +7 (495) 530-12-89. E-mail: komolovaOA@edu.mos.ru. ORCID: 0000-0003-3792-0954

Русанова Оксана Сергеевна — эксперт сектора исследований и разработок отраслевых образовательных программ ГАОУ ВО «Московский городской университет управления Правительства Москвы имени Ю.М. Лужкова». 107045, Москва, ул. Сретенка, д. 28. Тел.: +7 (495) 957-75-75. E-mail: oxrusanova@gmail.com

About the authors:

Konstantin N. Tsaranov — Ph. D. in Medicine, Head of the Department for the Development of Sectoral Educational Programs, Moscow Metropolitan Governance Yury Luzhkov University. E-mail: tsaranovkn@edu.mos.ru. ORCID0000-0001-7245-080X

Alexey G. Tarbastaev — Ph. D. in Medicine, Head of the Research and Development Sector of Branch Educational Programs, Moscow Metropolitan Governance Yury Luzhkov University. E-mail: medirk@mail.ru. 0RCID0000-0002-7301-9891

Olga A. Komolova — analyst, Research Institute for Healthcare Organization and Medical Management of Moscow Healthcare Department, Director of the Center for MRA Programs in Healthcare, Moscow Metropolitan Governance Yury Luzhkov University. E-mail: komolovaOA@edu.mos.ru. ORCID0000-0003-3792-0954

Oksana S. Rusanova — expert of the Research and Development Sector of Branch Educational Programs, Moscow Metropolitan Governance Yury Luzhkov University. E-mail: oxrusanova@gmail.com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.