Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ КОНЦЕПТУАЛЬНОЙ ЦИФРОВОЙ МОДЕЛИ РЕГИОНА'

ФОРМИРОВАНИЕ КОНЦЕПТУАЛЬНОЙ ЦИФРОВОЙ МОДЕЛИ РЕГИОНА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
142
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИФРОВАЯ МОДЕЛЬ РЕГИОНА / ЦИФРОВИЗАЦИЯ / ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ / УПРАВЛЕНИЕ РЕГИОНАЛЬНЫМ РАЗВИТИЕМ / РЕГИОН

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Фокина Наталья Александровна

Современное развитие общества характеризуется эволюционной цифровой трансформацией, в частности, предпринимаются попытки перехода от «умных» городов к цифровым регионам посредством формирования и масштабирования цифровых практик. Однако такой переход требует дополнительных институциональных, технических и организационных новаций, а также развития профессиональных цифровых компетенций. На уровне государства разрабатываются программы, способствующие повышению уровня «цифровой зрелости», активно пропагандируются и создаются условия для межрегиональной кооперации, обмена опытом и цифровыми практиками. В сфере регионального управления активно разрабатываются подходы и реализуются отдельные проекты по формированию цифровой модели региона. Такая модель необходима для мониторинга и корректировки развития региональных хозяйствующих субъектов, а также повышения качества государственных услуг. В рамках предлагаемой работы анализируются различные подходы и инструменты формирования цифровой модели региона. Рассматриваются особенности цифровой трансформации РФ, акцентируется внимание на различии в уровнях цифровой зрелости регионов и на нехватке высококвалифицированных IT-специалистов. Подчеркивается необходимость обмена опытом и цифровыми продуктами между регионами с целью преодоления «цифрового регионального неравенства». Отмечено, что практически все регионы реализуют отдельные проекты цифровой трансформации. Задачей текущего этапа перехода к «цифровому региону» является создание и выявление лучших цифровых практик с целью их последующей консолидации в единую цифровую модель региона. Предложена концептуальная цифровая модель региона, включающая в себя два блока модулей - общерегиональных и специфических.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF A CONCEPTUAL DIGITAL MODEL OF THE REGION

The modern development of society is characterized by evolutionary digital transformation, in particular, attempts are being made to move from smart cities to digital regions through the formation and scaling of digital practices. However, such a transition requires additional institutional, technical and organizational innovations, as well as the development of professional digital competencies. At the state level, programs are being developed to help increase the level of «digital maturity», actively promoted and conditions are created for interregional cooperation, exchange of experience and digital practices. In the field of regional management, approaches are being actively developed and individual projects are being implemented to form a digital model of the region. Such a model is necessary for monitoring and adjusting the development of regional economic entities, as well as improving the quality of public services. Within the framework of the proposed work, various approaches and tools for the formation of a digital model of the region are analyzed. The features of the digital transformation of the Russian Federation are considered, attention is focused on the difference in the levels of digital maturity of the regions and the lack of highly qualified IT specialists. The need for the exchange of experience and digital products between regions is emphasized in order to overcome the «digital regional inequality». It is noted that almost all regions are implementing separate digital transformation projects. The task of the current stage of the transition to the «digital region» is to create and identify the best digital practices with a view to their subsequent consolidation into a single digital model of the region. A conceptual digital model of the region is proposed, which includes two blocks of modules - regional and specific.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ КОНЦЕПТУАЛЬНОЙ ЦИФРОВОЙ МОДЕЛИ РЕГИОНА»

УДК 338

Фокина Наталья Александровна,

кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры менеджмента, Институт экономики и управления,

ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского», г. Симферополь, Российская Федерация.

Fokina Natalya Alexandrovna

Ph.D. in Economics, associate professor, Department of Management, Institute of Economics and Management, V.I. Vernadsky Crimean Federal University, Simferopol, Russian Federation.

ФОРМИРОВАНИЕ КОНЦЕПТУАЛЬНОЙ ЦИФРОВОЙ МОДЕЛИ РЕГИОНА1 FORMATION OFA CONCEPTUAL DIGITAL MODEL OFTHE REGION

Современное развитие общества характеризуется эволюционной цифровой трансформацией, в частности, предпринимаются попытки перехода от «умных» городов к цифровым регионам посредством формирования и масштабирования цифровых практик. Однако такой переход требует дополнительных институциональных, технических и организационных новаций, а также развития профессиональных цифровых компетенций. На уровне государства разрабатываются программы, способствующие повышению уровня «цифровой зрелости», активно пропагандируются и создаются условия для межрегиональной кооперации, обмена опытом и цифровыми практиками. В сфере регионального управления активно разрабатываются подходы и реализуются отдельные проекты по формированию цифровой модели региона. Такая модель необходима для мониторинга и корректировки развития региональных хозяйствующих субъектов, а также повышения качества государственных услуг.

В рамках предлагаемой работы анализируются различные подходы и инструменты формирования цифровой модели региона. Рассматриваются особенности цифровой трансформации РФ, акцентируется внимание на различии в уровнях цифровой зрелости регионов и на нехватке высококвалифицированных IT-специалистов. Подчеркивается необходимость обмена опытом и цифровыми продуктами между регионами с целью преодоления «цифрового регионального неравенства». Отмечено, что практически все регионы реализуют отдельные проекты цифровой трансформации. Задачей текущего этапа перехода к «цифровому региону» является создание и выявление лучших цифровых практик с целью их последующей консолидации в единую цифровую модель региона.

Предложена концептуальная цифровая модель региона, включающая в себя два блока модулей — общерегиональных и специфических.

Ключевые слова: цифровая модель региона, цифровизация, цифровая трансформация, управление региональным развитием, регион.

The modern development of society is characterized by evolutionary digital transformation, in particular, attempts are being made to move from smart cities to digital regions through the formation and scaling of digital practices. However, such a transition requires additional institutional, technical and organizational innovations, as well as the development of professional digital competencies. At the state level, programs are being developed to help increase the level of «digital maturity», actively promoted and conditions are created for interregional cooperation, exchange of experience and digital practices. In the field of regional management, approaches are being actively developed and individual projects are being implemented to form a digital model of the region. Such a model is necessary for monitoring and adjusting the development of regional economic entities, as well as improving the quality of public services.

Within the framework of the proposed work, various approaches and tools for the formation of a digital model of the region are analyzed. The features of the digital transformation of the Russian Federation are considered, attention is focused on the difference in the levels of digital maturity of the regions and the lack of highly qualified IT specialists. The need for the exchange of experience and digital products between regions is emphasized in order to overcome the «digital regional inequality». It is noted that almost all regions are implementing separate digital transformation projects. The task of the current stage of the transition to the «digital region» is to create and identify the best digital practices with a view to their subsequent consolidation into a single digital model of the region.

1 Исследование выполнено при финансовой поддержке Министерства науки и высшего образования Российской Федерации, программа «Приоритет-2030» №№ 075-15-2021-1323

157

A conceptual digital model of the région is proposed, which includes two blocks of modules — regional and spécifié.

Kex •words: digital model of the région, digitalization, digital transfonnation, regional development management, région.

ВВЕДЕНИЕ

Задача мониторинга уровня и направлений развития региональных хозяйствующих субъектов на основе объективных данных, а также повышения качества государственных услуг с каждым годом становится все более насущной. Ее решению способствует интенсивное развитие цифровых технологий, в том числе больших данных и искусственного интеллекта. На сегодняшний день в регионах Российской Федерации разработаны и реализуются, преимущественно, мероприятия и проекты, согласующиеся с федеральными проектами национальной программы «Цифровая экономика» [1 ]. Как правило, они направлены на решение базовых, инфраструктурных задач, создающих необходимые условия для развития регионов. Проекты разрознены между собой, что затрудняет получение «общей картины» развития региона. В связи с эволюционным развитием цифровизации возникла необходимость формирования цифровой модели региона, которая станет логичным продолжением уже реализуемых цифровых проектов, например, таких, как «Умный город». ПОСТАНОВКА ЗАДАЧИ

Цель исследования—предложить концептуальную цифровую модель региона и проанализировать этапы ее формирования. Для достижения поставленной цели решены следующие задачи:

• проанализированы подходы к определению сущности понятия «цифровая модель региона»;

• рассмотрены особенности цифровой трансформации РФ;

• проанализированы существующие подходы к формированию цифровой модели региона;

• сформирована концептуальная модель региона. РЕЗУЛЬТАТЫ

По количеству пользователей Интернет Россия находится на первом место в Европе и на шестом — в мире [Ю]. С целью обеспечения доступной и комфортной цифровой среды для пользователей, для развития цифровых компетенций и поддержки цифровых сервисов, а также социальных платформ в Российской Федерации реализуются различные проекты, в том числе «Цифровая Россия», «Цифровая экономика РФ», «Умный город» и ряд других программ. В рамках программы «Цифровая экономика РФ» в 2021 году реализовывалось семь проектов, в том числе «цифровое государственное управление». «Уровень исполнения расходов федерального бюджета на реализацию национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации» в 2021 году составил 95,8 %» [4]. Процент исполнения по семи проектам представлен на рисунке 1.

Цифровые технологии Инфор мацио иная инфраструкту ра Искусственный интеллект Информационная безопасность Кадры для цифровой экономики Цифровое государственное управление Нормативное регулирование цифровой среды

199,9

199

198,6

98,2

i i

97,8

91,9

0 10 20 3 0 40 50 6 0 70 80 90 100 Рис. 1. Уровень исполнения расходов федерального бюджета на реализацию национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации» в разрезе проектов [4]

158

Отметим, что в 2022 году программа «Цифровая экономика РФ» расширилась до девяти проектов за счет включения следующих из них: «Развитие кадрового потенциала ИТ-отрасли», «Обеспечение доступа в Интернет за счет развития спутниковой связи».

В рамках подпрограммы «цифровое государственное управление» ведутся работы по формированию цифровой модели регионов. Определим понятие «цифровая модель региона». Центр МТС «Умный город», созданный для реализации региональных программ по цифровизации городов и регионов трактует этот термин как «продукт на основе больших данных, который позволяет формировать обезличенные отчеты с актуальными показателями по численности, плотности и перемещению населения, а также туристическим и транспортным потокам»[7]. В своем понимании МТС ограничивает это понятие функциями, для которых создает подобный продукт — формирование отчетности по народонаселению, туристическим и транспортным потокам. Ростелеком под цифровой моделью региона понимает «единую актуальную базу данных описания территории»[8]. Данное понятие является общим и не акцентирует внимание на функциях модели, сосредотачиваясь на задаче описания территории. Анализ этих и других определений позволяет заключить, что цифровая модель региона—это некий продукт, формирующий единое информационное пространство на основе сбора, хранения, передачи и обработки данных по ключевым сферам деятельности региона для принятия обоснованных управленческих решений на основе актуальной и комплексной информации.

В 2021 году опубликован статистический сборник «Индикаторы цифровой экономики» [3]. В нем представлены статистические данные различных Министерств и ведомств РФ по многим аспектам развития цифровой экономики в нашей стране. Среди прочих показателей проведена оценка индекса цифровизации по субъектам федерации. Он оценивался на основе расчета удельного веса организаций, использующих следующие цифровые технологии: широкополосный Интернет, облачные сервисы, ERP-системы, электронные продажи, RFTD-технологии. Оценка предусматривает соотнесение региона с уровнем его цифровизации. Для этого используется пять диапазонов: [16-23]; [24-25]; [26-27]; [28-29]; [30-35]. Максимальную оценку (35 баллов) получил г Москва; минимальную (16 баллов) — Республика Дагестан. Уровень цифровизации Республики Крым оценен в 27 баллов.

Таким образом, можно заключить, что регионы РФ характеризуются различным уровнем использования цифровых технологий, развития цифровой инфраструктуры и соответствующих компетенций. Например, по показателю перевода социально значимых государственных услуг в электронный вид наблюдается существенный разрыв между передовыми и отстающими регионами. Так, в стратегии Калмыкии в области цифровой трансформации на 2024 год целевое значение этого показателя составляет 32 %. А в аналогичных стратегиях Москвы, Московской области, Татарстана и Санкт-Петербурга — 95 % [9].

Также можно отметить, что практически каждый регион уже реализует собственные цифровые инициативы и имеет свой подход к организации цифровых процессов. Задача современного этапа формирования цифровой модели региона—дополнить и объединить существующие информационные системы (модули) в единую систему, которая позволит извлекать необходимые данные, анализировать их и принимать обоснованные управленческие решения в различных региональных сферах.

Проанализируем существующие подходы к формированию цифровой модели региона. На данный момент широко используется подход, основанный на создании цифровых двойников какой-либо территории, ее застройки и инфраструктуры. Разрабатываются цифровые модели, собирающие данные с реальных объектов при помощи различных датчиков, приложений и камер, то есть с использованием цифрового инструмента Интернет вещей (Internet of Things, IoT). «Цифровой двойник» анализирует информацию о состоянии региональной инфраструктуры, демографии и миграции людей, о движении транспорта, а также другие показатели. На основе этих данных искусственный интеллект «двойника» способен прогнозировать изменения состояния систем регионального хозяйства и предлагать оптимальные решения, направленные на устойчивое развитие территорий. В работе С. А. Иванова и его коллег приводятся примеры реализации различных

159

классов моделей цифровых двойников в практике управления городским и региональным хозяйством в нашей стране и зарубежом [2]. Необходимо отметить, что «двойники» наделяются определенным функционалом. Например, правительство Камчатского края подписало соглашение с МТС о создании цифровой копии Камчатки. Она позволит анализировать турпотоки и принимать решения в сфере развития туристической инфраструктуры края на основе полученных данных. Цифровую модель МТС уже была апробирована в Самарской области для отслеживания перемещений туристов по региону. Места фиксации наибольших потоков путешествующих стали первоочередными в планах администрации по развитию соответствующей инфраструктуры.

Городское моделирование по праву считается сложным процессом вследствие уровня насыщенности информацией: большого количества данных и многофакторности происходящих процессов. Соответственно, региональное моделирование требует еще больше ресурсов и высокой квалификации разработчиков. Не каждый регион обладает такими возможностями. Поэтому на данном этапе многие субъекты сконцентрированы на решении отдельных проектов с целью их последующей интеграции в единую систему.

Ростелеком представляет цифровую модель региона, как совокупность составляющих [8]:

• базы знаний, необходимой для поддержки принятия решений в сфере регионального управления;

• базы данных отраслевых моделей;

• базы, содержащие демографическую информацию, 3 Б модели и т.д.

• базы описания территории.

Основу цифровой модели составляют базы описания территории — ортофотопланы и цифровые модели местности. Так, в Тульской области старт формирования цифровой модели региона дан созданием ЗО-модели региона. Республика Татарстан разрабатывает технологическую платформу, объединяющую ряд сервисов для обеспечения полного цикла работы с геоданными. Акцент делается на решение приоритетных региональных проблем в сфере сельского хозяйства, регионального управления, лесного хозяйства, экологии, нефтегазового сектора и энергетики. В ходе реализации цифровой модели региона будут использоваться следующие цифровые технологии: платформенные решения и облачные сервисы, искусственный интеллект, большие данные, интернет вещей, цифровые двойники [9]. Необходимо отметить, что заказчиками, обеспечивающими финансирование проекта, помимо государства, выступают крупные компании: «Татнефть», «Транснефть», «Газпром», «РЖД», «Россети» и «Сетевая компания». Каждый из заказчиков планирует получить свои выгоды от реализации проекта. Так, Татнефть» заинтересована в комплексном мониторинге территорий, особенно в местах добычи, транспортировки и переработки нефти с целью предотвращения аварий, а также для контроля и планирования развития инфраструктуры. «Россети» рассчитывает на получение данных, которые помогут оперативно определять зоны аварий и изучать их транспортную доступность. Министерство сельского хозяйства и продовольствия Татарстана благодаря этому проекту получит возможность более эффективно и оперативно производить инвентаризацию сельскохозяйственных угодий, выявлять неиспользуемые участки, а также устанавливать и анализировать процессы деградации земель, контролировать состояние насаждений (посевов).

Анализ подходов к построению цифровой модели региона позволил сформировать ее концептуальную модель (рис. 2).

Формирование цифровой модели региона должно осуществляться в несколько этапов. Рассмотрим их.

1. Определение сфер региональной цифровизации.

1.1. Общерегиональные сферы: региональное управление, ЖКХ, транспорт и логистика, образование, здравоохранение, энергетика, связь, экология и природопользование, финансовая система.

1.2. Специфичные (наиболее важные для конкретного региона) сферы: туризм, сельское хозяйство, промышленность и т.д.

2. Анализ существующих в регионе цифровых решений и бенчмаркинг лучших практик.

3. Анализ пользователей модулей системы, их требований к информации и представлению данных.

160

Внешне

Запросы Поль и>паи;л1Ч1

! Общерегиональные модули

Региональное управление (модуль ! [I

Образование

lMH.li.ll. I п)

2 Специфические модули

Туртм | *юд\ль 2! |

Здравоохранение (модуль I 2)

" -I

Банк данных

Сельское хозяйство I модуль 2 21

1...........<

Торгомя (модуль 2-п)

^ = м

—I - *

и

[|Ц|]м1]1ЧЛ(11Н

Л.1*

И" м.шкт'.игн

Информация, поступающая от модуля в банк данны\

Рис. 2. Цифровая модель региона (Составлено автором)

[ Ыфорчлци», посту1 паюшая нэ банка данных в модуль оокык1 шпроса

4. Анализ поставщиков информации.

5. Формирование технических заданий по проектам цифровой модели.

6. Привлечение необходимых ресурсов и создание программно-технической инфраструктуры, которая позволит внедрять платформенные решения сбора данных и предиктивной аналитики, реализовывать сервисы вовлечения граждан в решение региональных проблем, обеспечивать электронный доступ к предоставляемым государственным услугам, давать возможность непосредственного обращения в органы власти, моделировать и проектировать объекты, процессы, базы данных и знаний, решать другие возникающие задачи.

7. Определение партнеров и ответственных лиц для работы над проектами цифровой модели.

8. Непосредственная работа над проектами цифровой модели (модулей системы): получение разрешений на работы, геодезические работы, аэрофотосъемка, работа с данными дистанционного зондирования земли, построение ортофотопланов и 3Б моделей, анализ, создание баз данных и баз знаний.

161

9. Апробирование проектов с последующим постепенным их интегрированием в общую цифровую модель региона.

10. Определение ответственных за поддержание системы (ее отдельных модулей) в рабочем состоянии, за наполнение ее актуальными данными.

11. Подготовка специалистов для работы с системой (ее отдельными модулями).

12. Внедрение модели в работу региона.

Рассмотрим некоторые из этих этапов подробнее, начав с определения сфер цифровизации. Основной ожидаемый эффект от внедрения цифровой модели региона—это ускоренное развитие субъекта и решение социально значимых вопросов: повышение комфорта и безопасности жилой среды, предоставления государственных услуг, общественных сервисов и т.д. В связи с этим, на государственном уровне необходимо выделить ключевые сферы, жизненно необходимые для развития субъектов Федерации и которые войдут в блок «общерегиональных»: здравоохранение, образование, энергетика и т.д. Так как регионы обладают различным уровнем развития цифровых компетенций, целесообразно «общерегиональный» блок разрабатывать унифицированным с целью последующего распространения среди всех субъектов Федерации и объединением в национальную цифровую систему.

Каждый регион имеет свою специализацию и, соответственно, приоритетные сферы деятельности. Блок «специфичных (наиболее важных для региона сфер деятельности)» необходимо формировать с учетом стратегии развития субъекта федерации. В дальнейшем данный блок может пополняться путем подключения к нему новых модулей, несущих информацию о других видах деятельности, осуществляемых на территории региона.

Как было сказано выше, практически каждый регион уже использует отдельные цифровые решения в своей деятельности. Лучшие практики могут быть масштабированы в других регионах. Ознакомиться с ними можно, например, через базу сайта «Цифровая экономика». Примером может служить программный комплекс «Единая реестровая информационно-аналитическая система» (ЕРИАС), разработанный в Ростове-на-Дону. Комплекс является цифровой платформой управления территорией муниципального образования или региона. ЕРИАС позволяет организовать совместную работу всех подразделений администрации муниципального образования или правительственных структур региона в рамках единого программного обеспечения и базы данных, организовать совместное управление и ведение информации по всем объектам территории в рамках своих компетенций.

ЕРИАС в рамках единой базы данных решает все задачи управления произвольными объектами, расположенными на территории региона и/или муниципального образования, всех форм собственности и назначения. Объектами учета и управления могут быть земельные участки, здания, сооружения, помещения, объекты инфраструктуры, сети, рекламные конструкции, объекты стационарной или нестационарной торговли, ярмарки, рынки, предприятия общественного питания, контейнерные и игровые площадки, субъекты права и многое другое без ограничения состава информации.

Другим примером может служить ведомственная информационная система «Зелёный фонд», разработанная в г Севастополь и используемая в области учёта и мониторинга состояния зелёных насаждений и благоустройства. Решение предназначено для автоматизации деятельности Департамента природных ресурсов и экологии города, Департамента городского хозяйства и Департамента архитектуры и градостроительства города Севастополя в части учёта и мониторинга состояния зелёных насаждений и благоустройства города.

Разработка интегрируется с региональным порталом государственных услуг и включает: геоинформационный сервис, подсистему управления информацией и аналитическую подсистему. Публичный геоинформационный сервис позволяет гражданам видеть все зелёные насаждения города на вырубку или изъятие которых было выдано разрешение (или отказано в таковом) органом власти. В свою очередь, исполнительный орган власти имеет инструмент, позволяющий управлять природными ресурсами и планировать озеленительные мероприятия на территории города.

162

В Калужской области создан геоинформационный портал, позволяющий повысить эффективность принятия обоснованных решений на всех уровнях власти во многих сферах деятельности: продвижение инвестиционной привлекательности региона, мониторинг сельскохозяйственной деятельности, оценка и учет землепользования, сбор налогов, мониторинг лесов, ликвидация экологического ущерба и последствий стихийных бедствий, формирование карты туристической привлекательности региона, публикация открытых данных. Решение включает в себя набор электронных картографических сервисов, обеспечивающих доступ заинтересованным пользователям к массиву пространственных данных региона в сети Интернет.

Знакомство с цифровыми практиками, обмен мнениями по их использованию поможет региону выбрать лучшие из них.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Следующий этап формирования цифровой модели региона—анализ пользователей модулей системы, их требований к информации. Согласно современному процессному подходу к управлению, любая деятельность должна быть клиентоориентированной. Ее проектирование начинается с анализа требований к потребителю и заканчивается им. То есть, в реализацию цифровой модели региона должен быть заложен принцип РОСА—принцип постоянного совершенствования, состоящий из логической последовательности четырех этапов: планирование (Р), выполнение (О), проверка (С) и действие (А).

Цель процесса сбора требований — точно определить функционал разрабатываемой системы и ее модулей, а также способы интеграции модулей в общую систему. Это важный этап, от которого зависит соответствие ожиданий потребителей готовому продукту. Четкое ранжирование приоритетов позволит обеспечить реализацию наиболее важного функционала и исключить излишний, что сэкономит бюджет и время разработки системы. Фаза разработки требований состоит из нескольких взаимосвязанных этапов:

• собственно выявление требований, включающее в себя сбор, осмысление и рассмотрение потребностей заинтересованных лиц;

• анализ (проверка полноты требований и их непротиворечивости),

• спецификация (документирование требований);

• проверка правильности.

Документирование требований может осуществляться в виде текстовых документов и/или графических моделей.

На четвертом этапе осуществляется анализ поставщиков информации. То есть, устанавливаются взаимосвязи между модулями системы и внешними (по отношению к системе) источниками информации.

На пятом этапе формируются технические задания (ТЗ) по проектам цифровой модели — документы, в которых в деталях описываются основные требования на разработку модулей (проектов). ТЗ устанавливает:

• основное назначение разрабатываемого объекта;

• характеристики объекта;

• показатели качества и технико-экономические требования;

• предписание по выполнению необходимых стадий создания документации и её состав;

• специальные требования.

Как инструмент общения заказчика и исполнителя, техническое задание позволяет:

• выполнить проверку готового продукта по каждому пункту перечисленных требований;

• сократить количество ошибок, связанных с изменением требований, возникающим в результате неполноты их формулирования или ошибочности;

• спланировать процесс выполнения проекта и работать по намеченному плану.

Чтобы объединить существующие проекты и создать новые, необходима развитая инфраструктура, техническое и программное обеспечение, а также высококвалифицированные специалисты. Все это требует серьезных финансовых вложений и накладывает существенные требования к инвестиционной поддержке региона. Отдельно необходимо отметить важность вопроса обеспеченности региона 1Т-специалистами. По данным отчета, подготовленным «Ассоциацией предприятий компьютерных и информационных технологий по заказу Минкомсвязи России и при под-

163

держке АНО «Цифровая экономика», общая численность 1Т-специалистов, работающих в российской цифровой экономике, составляет 1,45 млн человек» [5]. Данный показатель в среднем по Европе «составляет 3,9 %, в Финляндии — 7 %, в Великобритании — 5 %, в Норвегии — 4,5 %, в Чехии, Франции, Германии — 4 %, в Польше — 3 %. Потребность в высококвалифицированных кадрах к 2024 году увеличится на четверть и достигнет значения 290-300 тыс. человек в год. В Москве сосредоточенно 20 % рабочей силы в данной сфере, что приводит к повышенной концентрации 1Т-кадров в столице и других крупных городах России» [5]. В тоже время многие регионы испытывают существенный кадровый недостаток в этой сфере.

Помимо целевого бюджетного финансирования в работе по цифровизации региона может использоваться практика государственно-частного партнерства. На сегодняшний день институт государственно-частного партнерства используется для решения различных вопросов локального уровня, в том числе, связанных с электро- и тепло- обеспечением, газо- и водоснабжением, водоотведением, благоустройством территорий, строительством и эксплуатацией автомобильных дорог, строительством и содержанием муниципального жилого фонда, организацией культур-но-досуговой деятельности, развитием спортивной инфраструктуры и т. д. Государственно-частное партнерство позволяет увеличить объем внебюджетных средств, которые направляются на поддержание и развитие объектов общественной инфраструктуры. Эффективность такого партнерства зависит от уровня соблюдения баланса интересов публичных субъектов и бизнеса, при котором сохраняется функциональное назначение объектов общественной инфраструктуры и контроль публичной власти за их использованием частными лицами.

По мнению специалистов, формирование цифровой модели региона будет осуществляться по трем сценариям, где каждый последующий будет дополнять предыдущий. Первая волна внедрений «связана с задачами мониторинга и контроля — созданием ситуационных центров, систем видеосвязи, единого документооборота, программных комплексов для мониторинга исполнения получений, проектов и программ — то есть программных решений, которые представляют и визуализируют информацию как она есть. Второй этап — это сбор и аналитика больших данных, оптимизация на основе полученных выводов процессов государственного управления. Третий этап — моделирование и прогнозирование возможных путей развития региона» [11].

Успешному началу на пути создания цифровой модели региона будет способствовать создание Национальной системы пространственных данных, которая утверждена Постановлением Правительства РФ от 1 декабря 2021 года №№ 2148.

Цели этой государственной программы следующие:

1. «Повышение качества государственных услуг по осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, в том числе в связи с доступностью государственных услуг в электронном виде до 95 % к концу 203 0 года.

2. Создание и внедрение цифрового отечественного геопространственного обеспечения, интегрированного с муниципальными и региональными информационными системами, на территории 85 субъектов Российской Федерации к концу 2030 года.

3. Достижение «цифровой зрелости» в сфере государственного кадастрового учета недвижимого имущества и государственной регистрации прав на недвижимое имущество при организации инфраструктуры пространственных данных в Российской Федерации (100 %) к концу 203 0 года.

4. Обеспечение полноты и качества сведений в Едином государственном реестре недвижимости в объеме 95 % к концу 2030 года» [6].

ВЫВОДЫ

Современное развитие общества характеризуется эволюционной цифровой трансформацией, в, частности, предпринимаются попытки перехода от «умных» городов к цифровым регионам посредством формирования и масштабирования цифровых практик. Однако такой переход требует дополнительных институциональных, технических и организационных новаций, а также развития профессиональных цифровых компетенций. На уровне государства разрабатываются программы, способствующие повышению уровня «цифровой зрелости», активно пропагандируются и создаются условия для межрегиональной кооперации, обмена опытом и цифровыми практиками.

164

В рамках проведенной работы установлено, что на сегодняшний день используются различные подходы к формированию цифровой модели региона, однако их общей основой служат базы описания территорий, формируемые за счет создания территориальных ортофотопланов и цифровых моделей местности.

Выявлено, что главной особенностью цифровой трансформации РФ является различный уровень цифровой зрелости ее регионов. В следствие этого, субъекты Федерации занимают неодинаковые позиции в процессе формирования цифровой модели региона. Кроме этого, поставленная задача требует привлечения высококлассных специалистов, способных использовать на практике различные цифровые технологии: искусственный интеллект, нейронные сети, Интернет вещей, большие данные и т.д. Однако наиболее квалифицированные ГГ специалисты осуществляют свою деятельность, преимущественно, в крупных городах — Москва, Санкт-Петербург, Казань и др. С целью преодоления «цифрового неравенства» важно осуществлять обмен опытом и цифровыми продуктами между регионами.

Отмечено, что практически все регионы реализуют отдельные проекты цифровой трансформации. Задачей текущего этапа перехода к «цифровому региону» является выявление лучших цифровых практик с целью их последующей консолидации в единую цифровую модель региона.

Предложена концептуальная цифровая модель региона, включающая в себя два блока модулей — общерегиональных и специфических. Так как регионы обладают различным уровнем развития цифровых компетенций, целесообразно «общерегиональный» блок разрабатывать унифицированным с целью последующего распространения среди всех субъектов Федерации и объединением в национальную цифровую систему.

Таким образом, в рамках данной работы проанализированы подходы к определению сущности понятия «цифровая модель региона»; рассмотрены особенности цифровой трансформации РФ; проанализированы существующие подходы к формированию цифровой модели региона; сформирована концептуальная модель региона.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Борщ Л.М. Особенности кластерного подхода в рекреационной сфере региона в контексте цифрового развития на примере Республики Крым / Л.М. Борщ, С.И. Польская // Научный вестник: финансы, банки, инвестиции. — 2021. — №> 1 (54). — С. 198-213.

2. Иванов С.А. Концепция построения цифрового двойника города / С.А. Иванов, К.Ю. Никольская, Г.И. Радченко, Л.Б. Соколинский, М.Л. Цымблер // Вестник ЮУрГУ Серия: Вычислительная математика и информатика. — 2020. — Т. 9. №№ 4. — С. 5-23.

3. Индикаторы цифровой экономики: 2021 : статистический сборник / Г.И. Абдрахманова, К.О. Вишневский, Л.М. Гохберг и др.; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». — М.: НИУ ВШЭ, 2021. — 380 с.

4. Исполнение федерального бюджета и бюджетов бюджетной системы Российской Федерации за 2021 год [Электронный ресурс] / Министерство финансов Российской Федерации. — Москва, 2022. — 142 с. — Режим доступа: minfin.gov.ru/common/upload/library/2022/08/main/Kniga_itogovaya_09.06.2022.pdf (дата обращения: 04.10-07.10.2022).

5. ИТ-кадры для цифровой экономики в России: Оценка численности ИТ-специалистов в России и прогноз потребности в них до 2024 г. [Электронный ресурс] / Ассоциация предприятий компьютерных и информационных технологий. — Москва, 2020. — Режим доступа: apkit.ru/files/it-personnel %20research_2024_APKIT.pdf (дата обращения: 04.10-07.10.2022).

6. Национальная система пространственных данных [Электронный ресурс] / Портал Госпрограмм РФ. — Режим доступа: programs.gov.ru/Portal/programs/passport/54 (дата обращения: 04.10-07.10.2022).

7. Продукты, способствующие развития регионов [Электронный ресурс] / Официальный сайт компании МТС. — Режим доступа: our2019.mts.ru (дата обращения: 04.10-07.10.2022).

8. «РусГИС» — Национальная геоинформационная платформа для создания цифровой модели региона [Электронный ресурс]. — Режим доступа: itforum.admhmao.ru/upload/iblock/310/rusgis-khmao-forum-2017.pdf (дата обращения: 04.10-07.10.2022).

9. Стратегии цифровой трансформации регионов России [Электронный ресурс] / TDadviser: Государство. Бизнес. Технологии. — Режим доступа: www.tadviser.ru/index.php/Статья:Стратегии_цифровой_трансформа-ции_регионов_России (дата обращения: 04.10-07.10.2022).

10. Цифровая Россия [Электронный ресурс] / Проекты партии Единая Россиия. — Режим доступа: proekty.er.ru/projects/cifrovaya-rossiya (дата обращения: 04.10-07.10.2022).

165

11. Цифровая трансформация региона: основные этапы и задачи [Электронный ресурс]. — Режим доступа: www.fsight.ru/blog/cifrovaja-transformacija-regiona-osnovnye-jetapy-i-zadachi/ (дата обращения: 04.1007.10.2022).

SPISOKLITERATURY

1. Borshch L.M. Osobennosti klasternogo podkhoda v rekreatsionnoy sfere regiona v kontekste tsifrovogo razvitiya na primere Respubliki Krym / L.M. Borshch, S.I. Pol'skaya // Nauchnyy vestnik: finansy, banki, investitsii. — 2021. — №> 1 (54). — S. 198-213.

2. Ivanov S.A. Kontseptsiya postroyeniya tsifrovogo dvoynika goroda / S.A. Ivanov, K.Yu. Nikol'skaya, G.I. Radchenko, L.B. Sokolinskiy, M.L. Tsymbler // Vestnik YUUrGU. Seriya: Vychislitel'naya matematika i informatika. — 2020. — T. 9. №> 4. — S. 5-23.

3. Indikatory tsifrovoy ekonomiki: 2021 : statisticheskiy sbornik / G.I. Abdrakhmanova, K.O. Vishnevskiy, L.M. Gokhberg i dr. ; Nats. issled. un-t «Vysshaya shkola ekonomiki». — M. : NIU VSHE, 2021. — 380 s.

4. Ispolneniye federal'nogo byudzheta i byudzhetov byudzhetnoy sistemy Rossiyskoy Federatsii za 2021 god [Elektronnyy resurs] / Ministerstvo finansov Rossiyskoy Federatsii. — Moskva, 2022. — 142 s. — Rezhim dostupa: minfin.gov.ru/common/upload/library/2022/08/main/Kniga_itogovaya_09.06.2022.pdf (data obrashcheniya: 04.1007.10.2022).

5. IT-kadry dlya tsifrovoy ekonomiki v Rossii: Otsenka chislennosti IT-spetsialistov v Rossii i prognoz potrebnosti v nikh do 2024 g. [Elektronnyy resurs] / Assotsiatsiya predpriyatiy komp 'yuternykh i informatsionnykh tekhnologiy. — Moskva, 2020. — Rezhim dostupa: apkit.ru/files/it-personnel %20research_2024_APKIT.pdf (data obrashcheniya: 04.10-07.10.2022).

6. Natsional'naya sistema prostranstvennykh dannykh [Elektronnyy resurs] / Portal Gosprogramm RF. — Rezhim dostupa: programs.gov.ru/Portal/programs/passport/54 (data obrashcheniya: 04.10-07.10.2022).

7. Produkty, sposobstvuyushchiye razvitiya regionov [Elektronnyy resurs] / Ofitsial'nyy sayt kompanii MTS. — Rezhim dostupa: our2019.mts.ru (data obrashcheniya: 04.10-07.10.2022).

8. «RusGIS» — Natsional'naya geoinformatsionnaya platforma dlya sozdaniya tsifrovoy modeli regiona [Elektronnyy resurs]. — Rezhim dostupa: itforum.admhmao.ru/upload/iblock/310/rusgis-khmao-forum-2017.pdf (data obrashcheniya: 04.10-07.10.2022).

9. Strategii tsifrovoy transformatsii regionov Rossii [Elektronnyy resurs] / TDadviser: Gosudarstvo. Biznes. Tekhnologii. — Rezhim dostupa: www.tadviser.ru/index.php/Stat'ya:Strategii_tsifrovoy_transformatsii_ regionov_Rossii (data obrashcheniya: 04.10-07.10.2022).

10. Tsifrovaya Rossiya [Elektronnyy resurs] / Proyekty partii Yedinaya Rossiiya. — Rezhim dostupa: proekty.er.ru/ projects/cifrovaya-rossiya (data obrashcheniya: 04.10-07.10.2022).

11. Tsifrovaya transformatsiya regiona: osnovnyye etapy i zadachi [Elektronnyy resurs]. — Rezhim dostupa: www.fsight.ru/blog/cifrovaja-transformacija-regiona-osnovnye-jetapy-i-zadachi/ (data obrashcheniya: 04.1007.10.2022).

Статья поступила в редакцию 19 октября 2022 года Статья одобрена к печати 24 октября 2022 года

166

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.