Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ КОНЦЕПТУАЛЬНОЙ МОДЕЛИ ПРИМЕНЕНИЯ ИНТЕГРАТИВНОГО ПОДХОДА ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ КОРПОРАТИВНОГО ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ТУРИЗМА'

ФОРМИРОВАНИЕ КОНЦЕПТУАЛЬНОЙ МОДЕЛИ ПРИМЕНЕНИЯ ИНТЕГРАТИВНОГО ПОДХОДА ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ КОРПОРАТИВНОГО ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ТУРИЗМА Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
корпоративный туризм / психологический тур / эффективность / путешествие / интегративный подход / физическая активность / эмоции / corporate tourism / psychological tour / efficiency / travel / integrative approach / physical activity / emotions

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Цветкова Изабелла Ивановна

Актуальность исследования определяется той ролью, которая отводится в настоящее время управлению человеческими ресурсами на предприятиях. Высокий уровень конкуренции заставляет предпринимателей искать новые, инновационные пути повышения эффективности кадровой политики. В статье рассмотрены три подхода к анализу корпоративного туризма: экономический, социологический и управленческий. Дано определение «психологического туризма». Выявлены причины, обусловившие растущую популярность пси-туров. Выдвинуто предложение использовать психологический туризм для повышения эффективности кадровой политики предприятий и названы причины, по которым эффективность корпоративных психологических туров может быть выше по сравнению с традиционными программами обучения и развития персонала. Составлена матрица распределения видов психологического туризма по уровню физической активности и вызванным эмоциям. Перечислены инструменты, которые используются в пси-турах с целью достижения полной гармонии с самим собой и окружающим миром. Определены принципы формирования предложения по корпоративному психологическому туризму, а также вероятные результаты участия в пси-туре. Перечислены возможные источники финансирования корпоративного пси-туризма. Для организации корпоративного психологического туризма нами предлагается применить интегративный подход. Построена концептуальная модель применения интегративного подхода в разработке и реализации корпоративного психологического туризма. При оценке эффективности корпоративного пситура предложено использовать методологию Event ROI.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Цветкова Изабелла Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OFA CONCEPTUAL MODEL FORTHEAPPLICATION OFAN INTEGRATIVEAPPROACH FORTHE ORGANIZATION OF CORPORATE PSYCHOLOGICAL TOURISM

The relevance of the study is determined by the role currently assigned to human resource management at enterprises. The high level of competition forces entrepreneurs to look for new, innovative ways to improve the effectiveness of personnel policy. The article considers three approaches to the analysis of corporate tourism: economic, sociological and managerial. The definition of “psychological tourism” is given. The reasons for the growing popularity of psi tours have been identified. A proposal has been put forward to use psychological tourism to improve the effectiveness of the personnel policy of enterprises and the reasons why the effectiveness of corporate psychological tours may be higher compared to traditional training and staff development programs are named. A matrix of the distribution of types of psychological tourism according to the level of physical activity and evoked emotions has been compiled. The tools that are used in psi tours in order to achieve complete harmony with yourself and the world around you are listed. The principles of forming a proposal for corporate psychological tourism, as well as the likely results of participation in the psi tour are determined. Possible sources of financing for corporate psi tourism are listed. For the organization of corporate psychological tourism, we propose to apply an integrative approach. A conceptual model of the application of an integrative approach in the development and implementation of corporate psychological tourism is constructed. When evaluating the effectiveness of a corporate psi tour, it is proposed to use the Event ROI methodology.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ КОНЦЕПТУАЛЬНОЙ МОДЕЛИ ПРИМЕНЕНИЯ ИНТЕГРАТИВНОГО ПОДХОДА ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ КОРПОРАТИВНОГО ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ТУРИЗМА»

ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ ХОЗЯЙСТВУЮЩИМИ

СУБЪЕКТАМИ

УДК 658.310

Цветкова Изабелла Ивановна,

кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры менеджмента, Институт экономики и управления,

ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского», г. Симферополь, Российская Федерация.

Tsvetkova Izabella Ivanovna,

Candidate of Economics, Associate Professor, Associate Professor of the Department of Management, Institute of Economics and Management, V.I. Vernadsky Crimean Federal University, Simferopol, Russian Federation.

ФОРМИРОВАНИЕ КОНЦЕПТУАЛЬНОЙ МОДЕЛИ ПРИМЕНЕНИЯ ИНТЕГРАТИВНОГО ПОДХОДА ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ КОРПОРАТИВНОГО ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ТУРИЗМА

FORMATION OFA CONCEPTUAL MODEL FOR THE APPLICATION OFAN INTEGRATIVE APPROACH FORTHE ORGANIZATION OF CORPORATE

PSYCHOLOGICAL TOURISM

Актуальность исследования определяется той ролью, которая отводится в настоящее время управлению человеческими ресурсами на предприятиях. Высокий уровень конкуренции заставляет предпринимателей искать новые, инновационные пути повышения эффективности кадровой политики. В статье рассмотрены три подхода к анализу корпоративного туризма: экономический, социологический и управленческий. Дано определение «психологического туризма». Выявлены причины, обусловившие растущую популярность пси-туров. Выдвинуто предложение использовать психологический туризм для повышения эффективности кадровой политики предприятий и названы причины, по которым эффективность корпоративных психологических туров может быть выше по сравнению с традиционными программами обучения и развития персонала. Составлена матрица распределения видов психологического туризма по уровню физической активности и вызванным эмоциям. Перечислены инструменты, которые используются в пси-турах с целью достижения полной гармонии с самим собой и окружающим миром. Определены принципы формирования предложения по корпоративному психологическому туризму, а также вероятные результаты участия в пси-туре. Перечислены возможные источники финансирования корпоративного пси-туризма. Для организации корпоративного психологического туризма нами предлагается применить интегративный подход. Построена концептуальная модель применения интегративного подхода в разработке и реализации корпоративного психологического туризма. При оценке эффективности корпоративного пси-тура предложено использовать методологию Event ROI.

Ключевые слова: корпоративный туризм, психологический тур, эффективность, путешествие, интегративный подход, физическая активность, эмоции.

The relevance of the study is determined by the role currently assigned to human resource management at enterprises. The high level of competition forces entrepreneurs to look for new, innovative ways to improve the effectiveness of personnel policy. The article considers three approaches to the analysis of corporate tourism: economic, sociological and managerial. The definition of "psychological tourism" is given. The reasons for the growing popularity of psi tours have been identified. A proposal has been put forward to use psychological tourism to improve the effectiveness of the personnel policy of enterprises and the reasons why the effectiveness of corporate psychological tours may be higher compared to traditional training and staff development programs are named. A matrix of the distribution of types of psychological tourism according to the level of physical activity and evoked emotions has been compiled. The tools that are used in psi tours in order to achieve complete harmony with yourself and the world around you are listed. The principles of forming a proposal for corporate psychological tourism, as well as the likely results of participation in the psi tour are determined. Possible sources of financing for corporate psi tourism are listed. For the organization of corporate psychological tourism, we propose to apply an integrative approach. A conceptual model of the

117

application of an integrative approach in the development and implementation of corporate psychological tourism is constructed. When evaluating the effectiveness of a corporate psi tour, it is proposed to use the Event ROI methodology.

Keywords: corporate tourism, psychological tour, efficiency, travel, integrative approach, physical activity, emotions.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования обусловлена важнейшей задачей повышения эффективности персонала на предприятиях. В условиях постоянно ужесточающейся конкуренции на рынке важно иметь высококвалифицированный персонал, способный быстро адаптироваться к новым условиям. Именно кадровая политика может стать эффективным способом повышения конкурентоспособности предприятия. Хорошо продуманная кадровая политика может помочь предприятию привлекать, развивать и удерживать талантливых сотрудников, которые могут внести свой вклад в рост и успех бизнеса. Внедряя стратегии подбора персонала, программы обучения и развития, системы управления производительностью, а также конкурентоспособные пакеты компенсаций и льгот, предприятие может создать высокомотивированную и производительную рабочую силу.

Корпоративный туризм является элементом кадровой политики, поскольку его можно использовать как инструмент привлечения и удержания профессиональных сотрудников. Предоставление возможностей для поездок может стать способом стимулирования сотрудников и демонстрации того, что компания ценит их вклад и благополучие.

«Корпоративный туризм — это активный отдых членов одного трудового коллектива, осуществляемый за пределами предприятия, ориентированный на восстановление физических и эмоциональных сил работников, способствующий развитию организационного потенциала и повышению эффективности реализации стратегических целей компании» [8].

В качестве инновационного направления корпоративного туризма нами предлагается использовать корпоративные психологические туры. Следует признать, что пси-туризм — явление уже существующее, частично описанное в современной научной литературе, но еще не имеющее четкого научного обоснования. Различные вопросы организации психологического туризма рассматриваются в трудах таких авторов, как М.Р Арпентьева [1, 2], В.В. Аршинова [3], М.А. Асеева [4], АС. Белорусец [5], Ю.В. Пайгунова [9], De Young R. [11], О. Lopukhova [12].

Проблемам оценки эффективности туризма посвящены труды Ю.В. Вейса [6], И.Н. Дышлового [7], А.В. Резанович [8], А.Б. Фахретдиновой [10], N.M. Nielsen [13], J. Phillips [14].

Необходимость разработки единого видения этого понятия и формирование методологических основ пси-туризма обусловливает актуальность данного исследования. ПОСТАНОВКА ЗАДАЧИ

Целью исследования является формирование концептуальной модели применения интегративного подхода для организации корпоративного психологического туризма. МЕТОДЫ

В проведенном исследовании использовалась совокупность теоретических и эмпирических методов, в частности:

• метод анализа и синтеза (для исследования причин и тенденций развития психологического туризма, а также формулирования принципов организации корпоративных пси-туров);

• метод дедукции (для изучения теоретических аспектов корпоративного туризма и сегментации видов корпоративных пси-туров);

• метод наблюдения (для сбора данных о свойствах и отношениях предмета исследования);

• метод практического моделирования (для разработки концептуальной модели применения интегративного подхода в формировании и реализации корпоративного психологического тура);

• метод опроса (для выявления наиболее предпочтительных видов корпоративного психологического туризма)

РЕЗУЛЬТАТЫ

Теоретические аспекты корпоративного туризма могут быть проанализированы с различных точек зрения, включая экономическую, социологическую и управленческую.

Экономический подход: корпоративный туризм является важным источником дохода для многих направлений. Экономические выгоды корпоративного туризма включают создание рабочих

118

мест, увеличение налоговых поступлений и инвестиции в инфраструктуру С экономической точки зрения корпоративный туризм рассматривается как движущая сила экономического роста и развития.

Социологический подход: корпоративный туризм также имеет социальные последствия, предоставляя возможности для культурного обмена и способствуя передаче знаний и идей между различными регионами и странами. Корпоративный туризм также может способствовать развитию местных сообществ и поощрению культурного разнообразия.

Управленческий подход: корпоративный туризм — сложная отрасль, требующая эффективного управления. Эффективное управление корпоративным туризмом предполагает понимание потребностей и предпочтений корпоративных путешественников, разработку соответствующих туристических продуктов и услуг, а также обеспечение соответствия инфраструктуры требованиям корпоративных путешественников.

Кроме того, корпоративный туризм также может рассматриваться с точки зрения устойчивого развития. Устойчивый корпоративный туризм предполагает минимизацию негативного воздействия на окружающую среду и местные сообщества при одновременной максимизации экономических и социальных выгод.

Областью индустрии, связанной с организацией и проведением различных корпоративных мероприятий, является направление MICE [4]. Аббревиатура MICE используется в современном менеджменте для обозначения организации корпоративных путешествий и расшифровывается следующим образом:

M — Meetings (встречи).

I—Incentives (мотивационные поездки).

C — Conferences (конференции).

E — Exhibitions (выставки).

Эти направления деятельности включают в себя организацию различных мероприятий, таких как бизнес-встречи, семинары, тренинги, конференции, корпоративные праздники и т.д. Компании могут использовать MICE-туры для поощрения своих сотрудников, повышения их мотивации, улучшения командной работы, продвижения продуктов и услуг, а также для установления деловых связей с партнерами и клиентами.

Согласно экспертным оценкам, в настоящее время во всем мире совершается более 600 млн. деловых поездок, отмечается также тенденция к ежегодному росту. Российский рынок MICE-туризма только начинает развиваться, на данный момент на его долю приходится всего 1% от общемирового.

Включение психологического туризма в программы MICE-туризма может предоставить участникам уникальный и ценный опыт, выходящий за рамки традиционной деловой активности. В настоящее время можно с уверенностью утверждать, что потребности и предпочтения туристов постоянно развиваются, что обусловлено различными факторами, такими как изменения в технологиях, социальные тенденции, экономические условия и глобальные события [7].

«Психологический туризм» (пси-туризм), как вид туризма, включает в себя путешествия с целью улучшения своего психического здоровья посредством таких видов деятельности, как терапия, медитация и саморефлексия.

Психологический туризм — растущая тенденция в индустрии туризма, поскольку все больше людей проявляют интерес к изучению способов улучшения своего психического здоровья и эмоционального благополучия. Ряд стран начали развивать психологический туризм как нишевую отрасль. Например, в Японии разработана форма туризма, известная как «лесные купания», которая предполагает погружение в природу с целью снижения стресса и улучшения психического здоровья. Другие страны, такие как Исландия, предлагают посетителям возможность принять участие в геотермальных спа-процедурах, которые, как считается, обладают терапевтическими свойствами.

В дополнение к этим специфическим видам психологического туризма, существует также растущая тенденция к оздоровительному туризму в более широком смысле, который охватывает

119

широкий спектр мероприятий и впечатлений, направленных на укрепление физического, психического и эмоционального здоровья.

В России психологический туризм вызывает много вопросов и критики, несмотря на то, что туристические компании активно формируют подобные предложения. Наиболее популярными территориями для пси-туров являются Республика Крым, Горная Шория на стыке Саян и Алтайских гор, Коломна, Абхазия, Алтай, Индия, Сербия.

Концепция психологического туризма является интеграцией теоретических знаний таких фундаментальных наук как психология, биология, история, культурология, география, и прикладных отраслей туризма и психотерапии. Учитывая, что пси-туризм предполагает взаиморазвивающее воздействие человека и природы, можно считать, что начало теоретическим разработкам по данному вопросу положено в 70-х гг. прошлого столетия в энвайронментальной психологии, которая выявляет закономерности взаимодействия личности и окружающей среды [3].

Анализируя определения понятия «психологический туризм», можно выделить его интерпретацию как одного из направлений туризма, или как направление психологической практики. Встречаются и определения, включающие некий симбиоз данных направлений.

На наш взгляд, психологический туризм представляет собой путешествие, включающее применение специально разработанных технологий для поддержки и улучшения психического здоровья человека и его внутренней трансформации на основе получения новых знаний и освоения полезных психологических навыков.

Психологический туризм нельзя назвать исключительно новым направлением, так как путешествия с целью релаксации посредством познания различных духовных практик известны с давних времен [11]. Однако, можно констатировать, что в настоящее время организованные пси-туры начинают пользоваться повышенной популярностью, что обусловлено следующими обстоятельствами:

• напряженный ритм жизни жителей мегаполисов;

• влияние стрессовых ситуаций, разрушающих физическое и психическое состояние человека;

• истощение нервной системы человека негативными эмоциями;

• наличие психологического барьера для консультирования у специалиста-психолога, свойственное большинству людей;

• повышение осведомленности о важности психического здоровья [12];

• интерес к новому и уникальному опыту, сочетающему путешествия с личностным развитием и самоанализом;

• более высокая эффективность участия в программах, разработанных профессионалами и прошедших эмпирическую апробацию.

На наш взгляд, многие отечественные предприятия и организации могут использовать пси-туры для повышения эффективности собственной кадровой политики. Как известно, психическое и физическое состояние человека на рабочем месте во многом зависит от различных элементов кадровой политики: организации и условий труда, мотивации трудовой деятельности, уровня морально-психологического климата в коллективе и т.п.

Организация пси-туров может стать отличной альтернативой тренингам и тимбилдингам, к которым часто прибегают руководители предприятий с целью реализации активной кадровой политики. Эффективность корпоративных психологических туров может быть выше по сравнению с традиционными программами обучения и развития по нескольким причинам.

1. Повышение вовлеченности сотрудников: психологические туры предлагают уникальный и увлекательный опыт, который может помочь сотрудникам почувствовать себя более связанными и вовлеченными в миссию и цели своей компании.

2. Повышение эффективности обучения и удержания: обучение на основе опыта — это мощный способ помочь сотрудникам понять и закрепить новые концепции и навыки. Корпоративные психологические туры обычно включают в себя различные обучающие мероприятия на основе опыта, которые могут быть более эффективными, чем традиционное обучение в классе.

120

3. Стимулирование командной работы и общения: многие психологические туры предназначены для улучшения общения и командной работы между сотрудниками. Эти программы могут помочь сотрудникам развить новые навыки эффективной работы в команде, разрешать конфликты и строить более прочные отношения.

4. Повышение креативности и инноваций: знакомство с новыми культурами и окружающей средой может вдохновить на новые идеи и перспективы, что приведет к повышению креативности и инноваций на рабочем месте.

5. Улучшенное управление стрессом: путешествия, способствующие расслаблению и снижению стресса, могут помочь сотрудникам более эффективно справляться со стрессом, что приводит к повышению производительности и результативности работы.

6. Проблема эмоционального выгорания сотрудников: эмоциональное выгорание является растущей проблемой для многих компаний, и психологические туры могут стать эффективным способом помочь сотрудникам справиться со стрессом, улучшить самочувствие и предотвратить эмоциональное выгорание.

7. Цели и задачи пси-тура настраиваются исходя из реальных проблем персонала в организации с учетом имеющихся возможностей и личностных характеристик сотрудников. Такая гибкость позволяет компаниям решать конкретные задачи, такие как совершенствование лидерских навыков, усиление разнообразия и инклюзивности или решение проблем культуры на рабочем месте.

Для корпоративного психологического тура можно использовать различные виды.

Релакс-тур—предназначен для максимального восстановления физического здоровья человека.

Эмоциональный тур — трансформация отрицательных эмоций в положительные, которые могут кардинальным образом улучшить качество жизни.

Эвдемотерапия — терапия счастьем на основе раскрытия личностного потенциала и единения души и тела.

Опен-эир — эко-туры, предполагающие проживание в палатках и полное единение с природой.

Путешествие к так называемым «местам силы» для участия в обрядах по достижению гармонии с самим собой.

Анимало-тур — путешествие, предполагающее общение с различными животными.

Тур с постижением инокультурных духовных практик.

Агро-тур — это разновидность туризма, предполагающая отдых в деревенской глуши, вдали от городской суеты и шума, с чередованием непростого крестьянского труда и безмятежного отдыха на природе.

Джайлоо-туры — проживание в племени, или удаленной от цивилизации местности, с возможностью пожить жизнью традиционного общества [9].

Ландшафтная аналитика—тур, в процессе которого участникам открывается их внутренний мир, и природные объекты помогают гармонизировать отношения с самим собой [5].

Эзотерические туры — представляющие собой «интеграцию оздоровительно-рекреационного (целительского), культурно-образовательного (философско-эзотерического) и экстремально-мистического (духовного, магического, шаманистского) путешествий» [1].

Следует отметить, что, несмотря на то, что, на первый взгляд, пси-туризм призван улучшить состояние конкретного человека, его использование способно принести существенный эффект и на корпоративном уровне. Однако, выбор наиболее эффективного корпоративного пси-тура может представлять сложную задачу для руководителей организаций. Для выявления наиболее предпочтительных видов корпоративного психологического туризма нами был проведен опрос среди работников ряда компаний. Теоретические и эмпирические исследования позволили применить матричный инструментарий к распределению видов психологического туризма по двум параметрам: силе эмоциональных переживаний и уровню физической активности участников туров. Сформированная матрица позволит оценить уровень влияния тура на персонал и выбрать наиболее оптимальный вид пси-тура, соответствующий поставленным целям и задачам, а также учитывающий персональные характеристики участников (рис. 1).

121

ФИЗИЧЕСКАЯАКТИВНОСТЬ ЭМОЦИОНАЛЫ НЫЕ ПЕРЕЖИВАНИ Я

Сильные (3 балла) Средние (2 балла) Слабые (1 балл)

Высокая (3 балла) Анимало-тур Экстрим-тур Ландшафтная аналитика

Средняя (2 балла) Джайлоо-тур Эзотерический тур Опен-эир Эко-тур Путешествия к местам силы Агро-тур

Низкая (1 балл) Эмоциональный тур Тур с постижением инокул ьтур ны х духовных практик (йога) Эвдемотерапия Релакс-тур

Рис1. Матрица распределения видов психологического туризма по уровню физической активности и вызванным эмоциям (Составлено автором)

«Субъективные оценки переведены в порядковую трехбалльную шкалу. Сумма баллов двух параметров определяет уровень воздействия вида туризма» [8].

Как видим из построенной матрицы, для психологических туров характерны преимущественно сильные эмоциональные переживания и средняя или низкая физическая активность, что следует учитывать при выборе вида тура.

Инструменты, которые используются в пси-турах с целью достижения полной гармонии с самим собой и окружающим миром:

• тренинг (гештальт, психоанализ, юнгианство, трансактный анализ и т.п.);

• медитативные практики;

• обучение пребыванию в особых состояниях сознания;

• психологическая разгрузка;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• энергетическое и холотропное дыхание;

• традиционные практики йогов, суфиев, индейских шаманов;

• телесно-ориентированные релаксационные терапии;

• программы личностного роста;

• активное и пассивное слушание;

• самоанализ;

• танцевально-двигательные драмы;

• рисуночная рефлексия;

• духовные ритуалы;

• биосинтез;

• создание карт реальностей.

Принципы формирования предложения по корпоративному психологическому туризму:

• четкая постановка задач тура, что и определит дальнейшую разработку концепции тура;

• учет индивидуальных потребностей и желаний персонала;

• слабая привязка к локации тура, за исключением туров к местам силы;

• целесообразность объединения в туре отдыха и релаксации с психологической разгрузкой и получением новых знаний;

• привлечение к разработке и реализации тура специалиста, имеющего психологическое образование.

Результаты участия в корпоративных пси-турах:

• расширение коммуникативных навыков и горизонтов личностного развития;

• восстановление энергетических ресурсов организма;

122

• очищение мозга от неправильных ментальных установок и информационного мусора;

• снятие психологического барьера и страха перед психическими отклонениями;

• повышение социализации участника пси-тура;

• формирование способности принимать на себя ответственность;

• написание сценария развития жизненной ситуации.

В процессе участия в психологических турах все участники приобретают определенные знания и навыки. Так, в зависимости от направленности и целей тура вероятно получение следующих знаний:

• познание собственной психологической реальности, скрытых физических и психологических возможностей;

• познание своей личностной сути;

• обретение радости бытия;

• изучение теоретических аспектов психокоррекции.

Поскольку отличительной особенностью пси-туров является привлечение туристов к активному участию, результатом путешествия станет овладение целым рядом навыков:

• использования методов эффективного тайм-менеджмента;

• получение навыков быстрой релаксации;

• освоение техники управления внешними негативными факторами, оказывающими влияние на человека;

• освоение эффективных коллинг-стратегий.

Как видим, получаемые в результате пси-тура результаты, знания и навыки могут с успехом использоваться в организации, преумножая ее конкурентные преимущества и выводя на новый уровень [13].

Повышение эффективности кадровой политики посредством использования пси-туров для персонала будет выражаться в снижении текучести кадров, а также повышении:

• удовлетворенности персонала своей работой;

• уровня морально-психологического климата в организации;

• мотивации персонала к трудовой деятельности;

• эффективности работы.

При выборе пси-тура руководству компании необходимо принять решение об источниках финансирования мероприятия, в качестве которых могут выступать:

• полное финансирование за счет компании;

• частичное финансирование с установлением определенного процента оплаты тура сотрудниками (например, 20 % или 50 %);

• оплата компанией некоторых элементов тура (например, корпоративных мероприятий, предусмотренных программой) с оплатой части расходов работниками (проживания и питания).

Для организации корпоративного психологического туризма нами предлагается применить ин-тегративный подход. Интегративный подход к организации корпоративного туризма предполагает объединение различных аспектов корпоративного путешествия и туризма для создания целостной и эффективной программы. Этот подход фокусируется на интеграции различных компонентов, включая бизнес-цели, логистику путешествий и опыт участников, чтобы создать беспрепятственный и полезный опыт для всех.

«Интегративный подход предполагает интеграцию человека с окружающей средой (миром), развивающее взаимодействие человека и окружающей среды, изучением которого с 70 гг. ХХ века занята психология среды (энвайронментальная психология)» [2].

Концептуальная модель применения интегративного подхода в разработке и реализации корпоративного психологического тура представлена на рисунке 2.

Психологический туризм — это не просто интеграция собственно туризма и психологических практик, а формирование контекстного пространства по взаимодействию человека и окружающей среды. Учитывая вышеизложенное, считаем целесообразным применение интегративного подхода при разработке и реализации корпоративных пси-туров, что предусматривает:

• формирование программы тура на основе индивидуальных потребностей каждого участника;

123

Рис. 2. Концептуальная модель применения интегративного подхода в формировании и реализации корпоративного психологического туризма (Составлено автором)

• объединение воздействия, методов и технологий пси-тура в единый механизм функционирования;

• максимальное сближение теоретических и эмпирических, естественнонаучных и гуманитарных знаний, получаемых участниками в программы;

• формирование программы пси-тура на основе объединения нескольких психотерапевтических подходов;

• обеспечение активного взаимодействия участников пси-туров с окружающей средой через интеграцию био-гео-социо-культурного пространства среды и био-психо-социо-культурного пространства личности.

Использование интегративного подхода при формировании психологического корпоративного тура предполагает объединение различных психологических подходов и методик для создания целостной и эффективной программы для корпоративных групп. Комплексный подход может помочь удовлетворить разнообразные потребности корпоративных клиентов, такие как улучшение коммуникации, развитие командной работы и снижение стресса и эмоционального выгорания.

124

Использование интегративного подхода также предполагает адаптацию программы к конкретным потребностям и предпочтениям корпоративной группы: отрасли, культуре или ценностям организации, а также учет индивидуальных особенностей и стилей обучения участников.

Первым шагом является четкое определение целей корпоративной программы психологических путешествий, таких как снижение стресса, стимулирование личностного роста или улучшение командной динамики, а также оценка уровня достижения целей. Это может включать проведение оценки потребностей и консультаций с ключевыми заинтересованными сторонами, чтобы определить, какие области психологического развития наиболее актуальны и выгодны для корпоративной группы. Данные могут быть собраны с использованием различных методов, таких как опросы, интервью и фокус-группы. Собранные данные могут быть проанализированы с использованием статистических методов для определения влияния программы путешествия на интересующие психологические факторы. В ходе анализа следует сравнить данные, собранные до и после программы путешествия, чтобы определить, произошли ли существенные изменения в психологических факторах.

После установления целей и задач «включается» сочетание различных психологических техник и модальностей, таких как когнитивно-поведенческая терапия, практики осознанности и обучающие мероприятия на основе опыта, семинары по эффективному общению, упражнения по сплочению команды, а также занятия медитацией или йогой, которые помогут снизить стресс и улучшить самочувствие.

Затем на основе анализа необходимо интерпретировать результаты и определить, оказала ли программа путешествия положительное или отрицательное влияние на интересующие психологические факторы. Если наблюдается положительный эффект, то можно сделать вывод, что программа путешествия была эффективной в достижении целей, определенных на шаге 1.

Расчет экономической эффективности психологического корпоративного туризма включает в себя оценку того, обеспечивает ли программа положительную отдачу от инвестиций (ROI). Преимущества корпоративного туризма может быть сложно оценить количественно, но некоторые общие показатели включают увеличение выручки от продаж, повышение производительности труда сотрудников и улучшение отношений с клиентами. Эти преимущества можно оценить, сравнив показатели эффективности до и после программы путешествий, проведя опросы или интервью с сотрудниками и клиентами, а также проанализировав финансовые данные [6].

При оценке эффективности корпоративного пси-тура целесообразно также использовать методологию Event ROI, разработанную Джеком Филлипсом и представленную в виде пирамиды. Пирамида состоит из пяти уровней, каждый из которых представляет собой различный уровень измерения рентабельности инвестиций в мероприятие [10].

Уровень 1: Посещаемость и вовлеченность — этот уровень измеряет успех мероприятия с точки зрения посещаемости и вовлеченности. Ключевые показатели на этом уровне включают количество участников и уровень их вовлеченности, а также продолжительность мероприятия.

Уровень 2: Удовлетворенность и восприятие — этот уровень измеряет удовлетворенность участников и их восприятие мероприятия. Ключевые показатели на этом уровне включают опросы отзывов участников, анализ настроений в социальных сетях и освещение в средствах массовой информации.

Уровень 3 : Обучение и воздействие — этот уровень измеряет знания, полученные участниками, и влияние мероприятия на их поведение. Ключевые показатели на этом уровне включают опросы до и после мероприятия для оценки знаний, полученных участниками, и отслеживание изменений в поведении после мероприятия.

Уровень 4: Ценность для бизнеса и взаимоотношений — этот уровень измеряет влияние мероприятия на бизнес-результаты и построение отношений. Ключевые показатели на этом уровне включают в себя привлечение новых потенциальных клиентов, заключение сделок и качество отношений, сформированных на мероприятии.

Уровень 5 : Рентабельность инвестиций — этот уровень измеряет финансовую отдачу от инвестиций в мероприятие. Ключевые показатели на этом уровне включают доход, полученный от мероприятия, затраты на организацию мероприятия и общую прибыльность мероприятия.

125

Пирамида Event ROI — это полезный инструмент для организаторов корпоративных мероприятий, позволяющий оценивать их успех и принимать обоснованные решения [14].

Важно отметить, что экономическая эффективность корпоративного психологического туризма — это лишь один из факторов, который следует учитывать при оценке успеха туристической программы. Расчет эффекта корпоративного психологического туризма предполагает оценку влияния программы путешествий на психологическое благополучие сотрудников и других заинтересованных сторон. К психо-физиологическим и социальным показателям, не поддающимся точному измерению можно отнести деловую и творческую активность персонала, стабильность коллектива, оптимальность системы стимулирования и т.п.

Эффект корпоративного психологического туризма может нелегко поддаваться количественной оценке, и некоторые психологические факторы может быть труднее измерить, чем другие. Кроме того, эффект психологического туризма может проявиться не сразу и может потребовать более длительного наблюдения для полной оценки его воздействия. Тем не менее, сбор и анализ данных о психологическом благополучии сотрудников и других заинтересованных сторон может дать ценную информацию об эффективности программ корпоративного психологического туризма. ВЫВОДЫ

Интеграция психологических знаний и практик в сферу туризма приводит к взаимному обогащению, позитивно воздействуя на сознание и восприятие человека. Одним из перспективных направлений развития психологического туризма, на наш взгляд, может стать корпоративный пси-туризм, создающий новые возможности для реализации потребностей человека на индивидуальном и групповом уровнях.

В России для организации психологического туризма есть множество мест, обладающих усиленной энергетикой: Хибины (Кольский полуостров), озеро Байкал, Шмарненские пещеры (Белгородская область), Чарские пески (Забайкалье), озеро Светлояр (Нижегородская область), дольмены Геленджика.

В целом, использование интегративного подхода при организации психологического корпоративного тура может помочь создать значимый и впечатляющий опыт для участников, а также удовлетворить разнообразные потребности и цели корпоративной группы.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Арпентьева М.Р. Эзотерический туризм как нишевый тип туризма: возможности и пути самосовершенствования человека / М.Р. Арпентьева, П.В. Меньшиков, Н.В. Кузнецова, И.В. Горелова // Сервис в России и за рубежом. — 2020. — Т. 14. №№5. — С. 6-25.

2. Арпентьева М.Р. Тревел-психотерапия или психотерапевтический туризм / М.Р. Арпентьева // Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. — 2018. — № 8. — С. 91-98.

3. Аршинова В.В. Тревел-психотерапия или психотерапевтический туризм / В.В. Аршинова, О.В. Токарь, Н.В. Кузнецова и др. // Сервис в России и за рубежом. — 2018. — Т. 12. № 3. — С. 6-24.

4. Асеева М.А. Исследование процесса развития туристск их услуг международных деловых туров / М.А. Асеева, Г.Я. Ратушняк // Вестник РМАТ. — 2021. — № 2. — С. 89-97.

5. Белорусец А.С. Ландшафтная аналитика: теоретические основания и психотехнические приемы / А.С. Белорусец, Ю.В. Конопельцева // Консультативная психология и психотерапия. — 2017. — Т. 25. N° 4. — С. 156-171.

6. Вейс Ю.В. Оценка эффективности инвестиций в человеческого капитала в условиях цифровой трансформации экономики / Ю.В. Вейс // Научно-технические ведомости СПбГПУ Экономические науки. — 2020. — Т. 13. № 3. — С. 174-186.

7. Дышловой И.Н. Социально-экономическое значение сферы туризма в системе социально-экономических отношений / И.Н. Дышловой, М.С. Филатова // Научный вестник: финансы, банки, инвестиции. — 2021. — № 2 (55). — С. 150-158.

8. Резанович А.В. Корпоративный туризм как фактор развития управленческой команды / А.В. Резанович, А.В. Келлер, Е.А. Резанович // Вестник ЮУрГУ Серия «Экономика и менеджмент». — 2019. — Т. 13. № 3. — С. 164-172.

9. Пайгунова Ю.В. Психологический туризм как фактор восстановления личной идентичности и способ разрешения внутренних конфликтов / Ю.В. Пайгунова, О.Г. Лопухова [Электронный ресурс] // Современные исследования социальных проблем. — 2018. — Том 9. № 8. — Режим доступа: ej.soc-journal.ru (дата обращения: 26.04.2023).

126

10. Фахретдинова А.Б. Подходы к оценке эффективности физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий как средства формирования корпоративной культуры / А.Б. Фахретдинова, Г.Н. Голубева // Казанский социально-гуманитарный вестник. — 2020. — № 6 (47). — С. 104-109.

11. De Young R. Environmental psychology overview. In S. R. Klein, A. H. Huffman (Eds.), Green organizations: Driving change with IO psychology. — New York: Routledge, 2013 — Р. 17-3 3.

12. Lopukhova O. Mental health and psychological well-being: development of environmental approach in psychology and education / О. Lopukhova // International Journal of Sciences and Research. — 2018. — Vol. 74. No. 2/1. — Р. 15-27.

13. Nielsen N.M. Problem-oriented project learning as a first year experience: A transformative pedagogy for entry level PPL / N.M. Nielsen. — Educ. Sci., 2020 — Vol. 10-1.

14. Phillips J. The ROI Field Book: Strategies for Implementing ROI in HR and Training / J. Nielsen, P. Phillips, R. Stone, H. Burkett. — Massachusetts: Butterworth-Heinemann, Elsevier, 2007. — 416 p.

SPtSOKLTTERATURY

1. Arpent'yeva M.R. Ezotericheskiy turizm kak nishevyy tip turizma: vozmozhnosti i puti samosovershenstvovaniya cheloveka / M.R. Arpent'yeva, P.V Men'shikov, N.V Kuznetsova, I.V. Gorelova // Servis v Rossii i za rubezhom. — 2020. — T. 14. №>5. — S. 6-25.

2. Arpent'yeva M.R. Trevel-psikhoterapiya ili psikhoterapevticheskiy turizm / M.R. Arpent'yeva // Fizicheskaya kul'tura. Sport. Turizm. Dvigatel'naya rekreatsiya. — 2018. — N° 8. — S. 91-98.

3. Arshinova V.V. Trevel-psikhoterapiya ili psikhoterapevticheskiy turizm / V.V. Arshinova, O.V. Tokar', N.V. Kuznetsova i dr. // Servis v Rossii i za rubezhom. — 2018. — T. 12. № 3. — S. 6-24.

4. Aseyeva M.A. Issledovaniye protsessa razvitiya turistsk ikh uslug mezhdunarodnykh delovykh turov / M.A. Aseyeva, G.Ya Ratushnyak // Vestnik RMAT. — 2021. — № 2. — S. 89-97.

5. Belorusets A.S. Landshaftnaya analitika: teoreticheskiye osnovaniya i psikhotekhnicheskiye priyemy / A.S. Belorusets, Yu.V Konopel'tseva // Konsul'tativnaya psikhologiya i psikhoterapiya. — 2017. — T. 25. № 4. — S. 156-171.

6. Veys Yu.V. Otsenka effektivnosti investitsiy v chelovecheskogo kapitala v usloviyakh tsifrovoy transformatsii ekonomiki / Yu.V. Veys // Nauchno-tekhnicheskiye vedomosti SPbGPU. Ekonomicheskiye nauki. — 2020. — T. 13. № 3. — S. 174-186.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Dyshlovoy I.N. Sotsial'no-ekonomicheskoye znacheniye sfery turizma v sisteme sotsial'no-ekonomicheskikh otnosheniy / I.N. Dyshlovoy, M.S. Filatova // Nauchnyy vestnik: finansy, banki, investitsii. — 2021. — № 2 (55). — S. 150-158.

8. Rezanovich A.V. Korporativnyy turizm kak faktor razvitiya upravlencheskoy komandy / A.V. Rezanovich, A.V Keller, Ye.A. Rezanovich // Vestnik YUUrGU. Seriya «Ekonomika i menedzhment». — 2019. — T. 13. № 3. — S. 164-172.

9. Paygunova Yu.V. Psikhologicheskiy turizm kak faktor vosstanovleniya lichnoy identichnosti i sposob razresheniya vnutrennikh konfliktov / Yu.V. Paygunova, O.G. Lopukhova [Elektronnyy resurs] // Sovremennyye issledovaniya sotsial'nykh problem.—2018. — Tom 9. № 8.—Rezhim dostupa: ej.soc-journal.ru (data obrashcheniya: 26.04.2023).

10. Fakhretdinova A.B. Podkhody k otsenke effektivno sti fizkul'turno -ozdorovitel' nykh i sportivnykh meropriyatiy kak sredstva formirovaniya korporativnoy kul'tury / A.B. Fakhretdinova, G.N. Golubeva // Kazanskiy sotsial'no-gumanitarnyy vestnik. — 2020. — № 6 (47). — S. 104-109.

11. De Young R. Environmental psychology overview. In S. R. Klein, A. H. Huffman (Eds.), Green organizations: Driving change with IO psychology. — New York: Routledge, 2013 — Р. 17-3 3.

12. Lopukhova O. Mental health and psychological well-being: development of environmental approach in psychology and education / О. Lopukhova // International Journal of Sciences and Research. — 2018. — Vol. 74. No. 2/1. — Р. 15-27.

13. Nielsen N.M. Problem-oriented project learning as a first year experience: A transformative pedagogy for entry level PPL / N.M. Nielsen. — Educ. Sci., 2020 — Vol. 10-1.

14. Phillips J. The ROI Field Book: Strategies for Implementing ROI in HR and Training / J. Nielsen, P. Phillips, R. Stone, H. Burkett. — Massachusetts: Butterworth-Heinemann, Elsevier, 2007. — 416 p.

Статья поступила в редакцию 4 мая 2023 года Статья одобрена к печати 5 сентября 2023 года

127

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.