Научная статья на тему 'РОЛЬ ИНСЕНТИВ-ТУРИЗМА В ФОРМИРОВАНИИ КОРПОРАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ ОРГАНИЗАЦИИ'

РОЛЬ ИНСЕНТИВ-ТУРИЗМА В ФОРМИРОВАНИИ КОРПОРАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ ОРГАНИЗАЦИИ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
126
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНСЕНТИВ-ТУРИЗМ / КОРПОРАТИВНАЯ КУЛЬТУРА ОРГАНИЗАЦИИ / MICE / ДЕЛОВОЙ ТУРИЗМ / МОТИВАЦИОННЫЕ ПОЕЗДКИ / INCENTIVE TOURISM / CORPORATE CULTURE OF THE ORGANIZATION / BUSINESS TOURISM / MOTIVATIONAL TRIPS

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Драчева Е.Л., Савинкина Лариса Александровна

Инсентив-туризм завоевывает популярность в корпоративной культуре российских организаций, как элемент мотивации персонала. Тенденции последних лет показывают, что география экзотических стран для инсентив-туризма расширяется, предлагаются необычные мероприятия, основанные на ярких, эмоциональных впечатлениях, которые разрабатываются совместно с организациями-заказчиками и MICE-агентствами или турфирмами. Это могут быть кейсы - путешествия с сюрпризом, интерактивные инсентив-программы, программы тимбилдинга, интересные квесты и др. Иногда, целью организации становится выявление качеств сотрудников или наблюдение, как сотрудники будут вести себя в нестандартной стрессовой ситуации. Сотрудники во время таких поощрительных поездок «переключаются» с работы в офисе на жизнь в путешествии. Как показала практика, это хорошо стимулирует и сказывается на эффективности работы. Компания получает гораздо большую отдачу от инсентив-путешествия, если программа этого тура учитывает все факторы, которые влияют на ее эффективность: мотивация участников тура, их профессионализм, понимание целей программы, признание ее полезности и возможность оценки прогресса каждого участника. В структуре MICE, инсентив-поездки являются самым быстрорастущим сектором индустрии деловых мероприятий с самыми высокими расходами на душу населения и самым широким покрытием.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF INCENTIVE TOURISM IN FORMATION OF THE CORPORATE CULTURE OF THE ORGANIZATION

Incentive tourism is gaining popularity in the corporate culture of Russian organizations, as an element of staff motivation. The trends of recent years show that the geography of exotic countries for incentive tourism is expanding, unusual events are offered based on bright, emotional impressions, which are developed in conjunction with customer organizations and MICE agencies or travel agencies. These can be a case studies - traveling with a surprise, interactive incentive programs, team building programs, an interesting quest, etc. Sometimes, the purpose of an organization is to identify employee qualities or to observe how employees will behave in an unusual stressful situation. Incentive travel is the fastest growing sector of the business event industry with the highest expenditure per capita and the most extensive coverage.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ ИНСЕНТИВ-ТУРИЗМА В ФОРМИРОВАНИИ КОРПОРАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ ОРГАНИЗАЦИИ»

РОЛЬ ИНСЕНТИВ-ТУРИЗМА В ФОРМИРОВАНИИ КОРПОРАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ ОРГАНИЗАЦИИ

THE ROLE OF INCENTIVE TOURISM IN FORMATION OF THE CORPORATE CULTURE OF THE ORGANIZATION

ПОЛУЧЕНО 07.03.2019 ОДОБРЕНО 11.03.2019 ОПУБЛИКОВАНО 27.04.2019 УДК 331 DOI 10.12737/article_5cb70a61ab4eb3.01255388

ДРАЧЕВА Е.Л.

Канд. экон. наук, доцент, доцент кафедры туризма, ГАОУ ВО «Московский государственный институт индустрии туризма имени Ю.А. Сенкевича», г. Москва

DRACHEVA E.L.

Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Tourism Department, Moscow State Institute of the Tourism Industry named after Yu.A. Senkevich, Moscow

e-mail: edel2004@mail.ru

САВИНКИНА Л.А.

Канд. геогр. наук, доцент, доцент кафедры туризма, ГАОУ ВО «Московский государственный институт индустрии туризма имени Ю.А. Сенкевича», г. Москва

SAVINKINA L.A.

Candidate of Geographical Sciences, Associate Professor, Tourism Department, Moscow State Institute of the Tourism Industry named after Yu.A. Senkevich, Moscow

e-mail: danaya1967@mail.ru

Аннотация

Инсентив-туризм завоевывает популярность в корпоративной культуре российских организаций как элемент мотивации персонала. Тенденции последних лет показывают, что география экзотических стран для инсентив-туризма расширяется, предлагаются необычные мероприятия, основанные на ярких, эмоциональных впечатлениях, которые разрабатываются совместно с организациями-заказчиками и MICE-агентствами или турфирмами. Это могут быть кейсы - путешествия с сюрпризом, интерактивные инсентив-программы, программы тимбилдинга, интересные квесты и др. Иногда целью организации становится выявление качеств сотрудников или наблюдение, как сотрудники будут вести себя в нестандартной стрессовой ситуации. Сотрудники во время таких поощрительных поездок «переключаются» с работы в офисе на жизнь в путешествии. Как показала практика, это хорошо стимулирует и сказывается на эффективности работы. Компания получает гораздо большую отдачу от инсентив-путешествия, если программа этого тура учитывает все факторы, которые влияют на ее эффективность: мотивация участников тура, их профессионализм, понимание целей программы, признание ее полезности и возможность оценки прогресса каждого участника. В структуре MICE инсентив-поездки являются самым быстрорастущим сектором индустрии деловых мероприятий с самыми высокими расходами на душу населения и самым широким покрытием.

Ключевые слова: инсентив-туризм, корпоративная культура организации, MICE, деловой туризм, мотивационные поездки. Abstract

Incentive tourism is gaining popularity in the corporate culture of Russian organizations, as an element of staff motivation. The trends of recent years show that the geography of exotic countries for incentive tourism is expanding, unusual events are offered based on bright, emotional impressions, which are developed in conjunction with customer organizations and MICE agencies or travel agencies. These can be a case studies — traveling with a surprise, interactive incentive programs, team building programs, an interesting quest, etc. Sometimes, the purpose of an organization is to identify employee qualities or to observe how employees will behave in an unusual stressful situation. Incentive travel is the fastest growing sector of the business event industry with the highest expenditure per capita and the most extensive coverage.

Keywords: incentive tourism, corporate culture of the organization, MICE, business tourism, motivational trips.

ВВЕДЕНИЕ

Последнее десятилетие можно охарактеризовать как время появления новых направлений в процессе формирования корпоративной культуры организаций. Наиболее ценным сотрудникам, а иногда и целым коллективам, работодатель стремится организовать отдых (инсентив-туризм), и эта тра-

диция становится частью корпоративной культуры организации. Инсентив-туризм можно рассматривать с двух сторон: с одной стороны, проявление заботы о человеке, о его отдыхе, с другой стороны, — это способ мотивации на качественный, продуктивный труд. Цель работы — проанализировать роль инсентив-туризма в формировании корпоративной культуры организации и выявить тенденции его развития.

НЕКОТОРЫЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ КОРПОРАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ

Существует много определений корпоративной культуры. В целом ее можно определить как систему материальных и духовных ценностей, проявлений, которые взаимодействуют между собой, присущи данной организации, отражают ее индивидуальность и восприятие себя и других в социальной и вещественной среде [4; 6; 7].

Среди множества характеристик, в которых проявляется корпоративная культура организации, можно выделить три: внешние проявления (имидж организации, нормы и стандарты поведения, ритуалы, традиции и пр.); корпоративная культура персонала; корпоративная культура субъектов управления.

Существуют несколько научных подходов к изучению и пониманию корпоративной культуры. Среди них можно выделить подход, при котором корпоративная культура практически отождествляется с организационной культурой. При этом акцентируется внимание на тех признаках организационной культуры, которые соответствуют корпоративной культуре. При этом некоторые описания структуры организационной культуры могут быть использованы также и как формальные описания структуры корпоративной культуры.

Структура корпоративной культуры организации может иметь три уровня: поверхностный, внутренний и глубинный.

На первом, поверхностном, уровне корпоративную культуру характеризуют преимущественно внешние проявления, связанные с имиджем организации: дизайн офисных помещений, качество продукции или услуг, формальное деловое общение, внешне наблюдаемое поведение и пр.

На внутреннем уровне проявляются ценности организации и персонала, символы, отношения к ним.

На третьем уровне корпоративной культуры можно выявить скрытые механизмы корпоративного поведения.

Существуют семь групп функций организационной культуры, а в случае ее продуктивного развития — и корпоративной культуры.

Наибольший интерес представляет группа функций влияния, которые обеспечивают эффективность управления и оптимизацию профессионального взаимодействия. Сюда можно отнести стили управленческой деятельности, особенности делового и управленческого общения, преобладающие формы мотивации труда, эргономику и дизайн рабочего места, социальные предписания и нормы, концептуальные организационные программы, регламенты, планы и пр. В целом функций влияния очень много, но все они так или иначе связаны с деловым общением и взаимодействиями.

Еще одной значимой функцией корпоративной культуры является ее способность формировать корпоративную мотивацию. Корпоративная мотивация направлена на то, чтобы индивидуальные мотивы и цели персонала в значительной мере совпадали с корпоративными целями организации. При этом необходимо сформировать вектор «мотив-цель», т.е. происходит органичное соединение целей и мотивов — цели деятельности принимаются субъектом в такой мере, что они становятся основой формирования соответствующих внутренних мотивов.

ИНСЕНТИВ-ТУРИЗМ В КОРПОРАТИВНОЙ МОТИВАЦИИ

Сегодня все большую роль в корпоративной мотивации играют инсентив-поездки.

Понятие incentive (англ.) трактуется как побудительный, поощряющий. Инсентив-туризм — это специальный сектор туризма. Инсентив-поездки применяются компаниями для награждения своих работников и поощрения их к выполнению новых задач. Исходя из этого, многие компании используют этот инструмент для повышения производительности труда внутри компании и роста активности и инициативности работников.

Инсентив-поездки, являясь составной частью как MICE-индустрии в целом, так и делового туризма, играют большую роль в мотивировании сотрудников.

Термин MICE содержит четыре основных понятия, которые связаны с деловым туризмом: M — Meetings, I — Incentives, C — Conferences/Congress, E — Events/Exhibitions.

Всемирная туристская организация ( UNWTO) определила деловой туризм как поездки «со служебными целями без получения доходов по месту командирования» [1]. Деловой туризм подразделяется на собственно деловые поездки (командировки) бизнесменов и предпринимателей, конгрессно-выставочный туризм и инсентив-туризм (incentive) — поощрительные поездки для сотрудников.

Поощрительные поездки — корпоративные поездки, которые организуются для сотрудников, собственников, ценных партнеров, клиентов или средств массовой информации (СМИ) с целью поощрения их за продуктивное сотрудничество или мотивирование на необходимый желаемый результат.

Такие мотивационные поездки выполняют задачи нематериального поощрения и мотивации руководителей и сотрудников, презентации продуктов в неформальной обстановке партнерам и СМИ, а также поощрения клиентов поездками на отдых.

На практике была давно доказана результативность поощрительных поездок. При грамотной организации затраты на поездку обеспечивают многократный возврат средств в будущем. Поэтому инсентив-тур следует рассматривать не только как инструмент мотивации, поощрения, стимулирования продаж, но и как рациональное вложение средств.

История инсентив-туризма началась в США в 1910 г., когда первый инсентив-тур в Нью-Йорк был организован и проведен компанией National Cash Register Company of Danton в качестве поощрения агентов и дилеров компании за отличные результаты в работе. Однако подобные поездки на регулярной основе стали постоянно организовываться с 60-х гг. XX в. благодаря развитию авиации.

Можно сказать, что инсентив-туризм имеет сходство с туризмом отдыха, и поэтому его следует рассматривать как скрытый сектор делового туризма. В настоящее время в научной литературе и статистических источниках имеется очень скудная статистическая информация для изучения и оценки размеров этого важного сектора делового туризма. Основными причинами недостатка информации являются следующие.

Во-первых, хотя при выезде из страны граждане указывают цели своего визита, туристы, совершающие инсентив-туры, не выделяются в отдельную группу, а входят в категорию отдыхающих и деловых путешественников.

Во-вторых, многие компании из-за высокого уровня конкуренции в своих областях скрывают истинные расходы в этом секторе туризма.

В-третьих, на работников, награжденных инсентив-туром, возлагается налог, и в некоторых случаях компании объединяют его с расходными статьями и тем самым усложняют оценку индустрии.

В-четвертых, очень сложно определить, какая часть встреч и конференций с сильно выраженными инсентив-элемен-тами попадает в категорию инсентив-туризма.

ИНСЕНТИВ-ТУРИЗМ КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ ДЕЛОВОГО ТУРИЗМА

Основными целями инсентив-туризма как составляющей делового туризма являются:

• презентация и продвижение нового продукта или услуги;

• повышение производительности и качества труда;

• создание дилерской и агентской сети;

• формирование лояльной и сплоченной команды

В зависимости от данных целей выделяют три вида ин-сентив-программ:

1) поощрительные программы;

2) мотивационные программы;

3) построение команды (teambuilding).

По мнению Ф. Котлера, «инсентив-программа — это лучшее средство для поощрения сотрудников, служащих, руководителей высшего звена, клиентов или дилеров, эффект от которого будет длиться долгое время» [5].

К 2014 г. сформировалась следующая тенденция. Все больше инсентив- и тимбилдинговых поездок стали организовываться под негласным девизом «Wow!» или «Удиви меня» [2; 8; 9].

Главное — послать в мотивационную поездку в какое-нибудь экзотическое место как за рубежом, так и в России. Кроме этого, организаторы таких поездок должны разработать определенную историю, которая будет реализовываться в путешествии.

До недавнего времени экзотикой было принято считать такие три группы стран направлений, как азиатские, острова Индийского океана и острова Карибского бассейна. Если говорить об азиатском направлении, то наибольшим спросом на этом рынке пользовались инсентив-туры в Индонезию, Китай и Вьетнам. Также были популярны такие острова Индийского океана, как Мальдивы, Маврикий и Сейшелы. Сегодня многие из этих направлений стали массовыми. Некоторая экзотичность осталась у Японии, Австралии и Новой Зеландии, ряда стран Латинской Америки и Африки.

Начиная с 2010-х гг. мотивационные поездки стали, главным образом, организовываться в Европе, открывая ее заново. Предлагаются такие необычные мероприятия, основанные на впечатлениях, во Франции, Италии, Греции. Например, это может быть организация необыкновенной программы или гала-ужина в пещере или океанариуме, на берегу озера или под Римом на вилле II в. среди античных скульптур с необыкновенной подсветкой.

Таким образом, можно говорить об экономике впечатлений, впервые описанной Дж. Пайном и Дж.Х. Гилмором [3].

В целом в эти страны осуществляется большое количество деловых поездок, а также туры для сотрудников. Деловые мероприятия могут проводиться на яхтах, кораблях. Корпоративные путешествия, в том числе бизнес-встречи и конференции, осуществляются в частных поездах.

Вместе с тем среди российских компаний для организации мероприятий пользуются спросом и такие страны, как Оман или Катар.

Некоторые специалисты считают, что об экзотике имеет смысл говорить в случае, если это инсентив премиум-класса. При этом можно четко определить три критерия экзотического направления для инсентива: необычная страна (место), дальний перелет (или долго и трудно добираться), новая культура (или образ жизни). Поэтому экзотикой для потребителя из европейской части России может быть как Маврикий или Гавайи, так и Алтай и Камчатка.

Итак, экзотика в организации инсентив-поездок — это эксклюзив и редкие маршруты. В этом случае могут быть не только природа, история и памятники архитектуры, но и отличные от наших ментальность и уклад жизни. Поэтому в данном случае следует говорить о дальних направлениях: Азорские острова, Бразилия, Бутан, Вьетнам, Гвинея, Кения, Маврикий, Мадагаскар, Мексика (курорты Канкун и Ривьера Майя), Микронезия, Намибия, Непал, Папуа — Новая Гвинея, Панама, Перу, Танзания, Фиджи, Филиппины, Французская Полинезия, Ямайка. Сюда же можно отнести Таиланд, Гренландию, отечественную Камчатку. Интересные и познавательные туры в сопровождении опытного искусствоведа организуются в азиатские страны. Интерес вызывают и путешествия по винодельням и сыроварням Европы. Конференции организуются в необычных местах, например, на берегу реки. Большим спросом пользуются интерактивные инсентив-программы.

При этом спрос велик именно на умеренную экзотику, в такие страны, как Гонконг, Индия, Иордания, Марокко, Сингапур, Таиланд, Шри-Ланка, страны Карибского бассейна. Успешность поездки в этих случаях гарантирована выбором отеля класса люкс и четким выполнением программы поездки. Кроме этого, важное значение имеет надежная добровольная медицинская страховка.

Также наблюдается тенденция в повышении интереса к постсоветскому пространству. При этом особой популярностью пользуются инсентив-путешествия в Киргизию, Грузию и Армению. В последние страны поездки носят кулинарный концепт.

Можно сказать, что сегодня это один из самых быстрорастущих сегментов рынка.

В частности, растет спрос на инсентив-поездки в Грецию. Причем растет он пропорционально повышению спроса на отдых в этой стране. Немаловажную роль в этом процессе играет развитие компании Active MICE Mouzenidis Group в этом сегменте, которая продвигает свои услуги в России. Этому способствует также стабильное экономическое развитие российских корпораций. Можно говорить, что создан тренд на проведение нестандартных деловых встреч в Греции.

С каждым сезоном спрос на необычные поездки рос. К 2014 г. из общего количества обращений доля запросов на wow-эффект составил порядка 20—30% [9].

Вместе с тем в организации экзотических инстентив-туров есть много проблем. Так, например, не во все страны существует устойчивый спрос на поездки. Организация путешествий в такие страны, как Кения, Танзания, ЮАР сопряжены с такими проблемами, как высокая стоимость, отсутствие прямых перелетов, необходимость обеспечения безопасности на маршруте, не всегда качественные вода и еда, недостаточная информация о необходимости прививок.

В целом wow-эффект важен как при выборе экзотических направлений для проведения корпоративных мероприятий, так и для инстентив-туров. Кроме того, wow-эффект — способ сделать клиента для турфирмы-организатора постоянным. Некоторые специалисты считают, что wow-эффект должен присутствовать в любой программе, вне зависимости от дестинации.

Так, большим спросом пользовались мотивационные поездки в Сочи после 0лимпиады-2014. Поездки организовывались на двухэтажном поезде, с проживанием в одном из отелей «Горки город» и т.д.

Еще одной проблемой при организации инсентив-туров с wow-эффектом является информационная проблема. Во-первых, часто не хватает информации о дестинации, ее особенностях, культуре, правилах поведения. Во-вторых, важно знать нюансы при работе с поставщиками туруслуг в при-

нимающей стране. Часто принимающая сторона не понимает специфику клиентов из России, так как поток из нашей страны отсутствует. В-третьих, это сложность логистики, отсутствие прямых рейсов, стыковки по маршруту, долгие перелеты. Поэтому требуется богатый опыт и профессионализм организаторов подобных туров.

Даже путешествие по Европе может быть сопряжено с большими трудностями, способными перечеркнуть все положительные стороны от путешествия. Так, для того, чтобы добраться из Москвы до гостиницы на острове Искья (Италия), нужно воспользоваться услугами шести транспортных компаний: такси, самолет, автобус, паром, автобус, микроавтобус. В случае сильного шторма паромная переправа закрывается.

Зачастую инсентив-тур включает в себя и программу тим-билдинга, что важно для мотивирования сотрудников. Кроме обзорных экскурсий по городу, это может быть, например, интересный квест. Подобные интересные креативные программы турфирмы организуют в Сербии, Азербайджане, Узбекистане. Также наблюдается тенденция к увеличению спроса на яхтинг, регаты и деловые встречи, которые проводятся на морях Греции.

Сохраняется интерес для организации инсентив-туров в ОАЭ, в частности, в Дубай. Все более популярным становится Маврикий, сочетающий возможности отличного активного и познавательного отдыха на океане с интересной англо-франко-креольской культурой.

Многие организации, в том числе и банки, стараются уходить от стандартных инсентив-программ. И в этом случае задачей самой организации становится заинтересованность работника в мотивационной поездке. А это может быть, когда сотрудник знает, что будет необычно и интересно. Иногда целью организации становится выявление качеств сотрудников или наблюдение, как сотрудники будут вести себя в нестандартной стрессовой ситуации.

Часто программы разрабатываются совместно организациями-заказчиками и MICE-агентствами или турфирмами. Это могут быть кейсы — путешествия с сюрпризом. Важным представляется, чтобы сотрудники во время таких поощрительных поездок «переключались» с работы в офисе на жизнь в путешествии. Как показала практика, это хорошо стимулирует и сказывается на эффективности работы. Компания получает гораздо большую отдачу от инсентив-путе-шествия, если программа этого тура учитывает все факторы, которые влияют на ее эффективность: мотивация участников тура, их профессионализм, понимание целей программы, признание ее полезности и возможность оценки прогресса каждого участника.

При оценке инсентив-программы определяется, фокусирует ли она сотрудников организации одновременно на продажах, производительности и качестве обслуживания. Важны и подробные объяснения, как добиться высоких показателей.

Большой популярностью у россиян пользуется Доминиканская Республика. Поэтому, несмотря на то, что это далекое место для интенсивов и тимбилдингов, гостиничный комплекс RIU Hotels & Resorts (г. Пунта-Кана), состоящий из 5 отелей, предлагает площадки для проведения не только деловых, но и инсентив-мероприятий.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Итак, сегодня спрос на инсентив-поездки растет, но значительного увеличения числа MICE-агентств не будет, также не будет роста количества турфирм, занимающихся деловым туризмом, в том числе инсентив-поездками. Связано это, прежде всего, со сложностями в организации такого рода

путешествий, требовательностью заказчиков, высокой стоимостью путешествий. Жесткий конкурсный отбор на тендерах, минимальная маржинальность, демпинг на рынке подобных услуг, жесткие сроки работы — все это может привести в ближайшем будущем к слиянию агентств. Кроме того, важен индивидуальный подход к каждому туру. Клиенты просчитывают КПД мероприятий.

Согласно данным ассоциации по инсентив-туризму SITE (Society for Incentive Travel Excellence), среди основных стран-поставщиков таких туристов лидирует США (около 60%). В Европе — это Великобритания (20%) и Германия (11%). В последние годы выросло число инсентив-туристов из Японии [10]. Сегодня эта ассоциация, основанная в 1973 г., является профессиональным объединением, насчитывающим 2500 участников, расположенных в 90 странах, которые работают в корпорациях, агентствах, авиакомпаниях, кру-изных компаниях.

К сожалению, российских инсентив-групп в Европе пока единицы.

Сегодня в структуре MICE инсентив-поездки являются самым быстрорастущим сектором индустрии деловых мероприятий с самыми высокими расходами на душу населения и самым широким покрытием. На долю этого сектора приходится около 7% всех деловых мероприятий. Исследование глобального экономического воздействия Совета индустрии событий (2018 г.) оценивает инсентив-индустрию путешествий во всем мире в размере около 75 млрд $ [10].

ЛИТЕРАТУРА

1. Александрова А.Ю. Международный туризм [Текст] / А.Ю. Александрова. — 2-е изд. — М.: КНОРУС, 2016. — 356 с.

2. В тренде — инсентив [Электронный ресурс]. Business Travel. — 2014. — № 8. — URL: http://bt-magazine.ru/jour-nal_article/363.html (дата обращения: 01.03.2019).

3. Джозеф Пайн IIБ. Экономика впечатлений. Работа — это театр, а каждый бизнес-сцена [Текст] / Джозеф Пайн II Б., Д.Х. Гилмор. — М.: Вильямс, 2005. — 304 с.

4. Киган Р. Культура для каждого. Как стать организацией осознанного развития [Текст] / Р. Киган, Л.Л. Лейхи. — М.: Манн, Иванов и Фербер, 2016. — 320 с.

5. Котлер Ф. Маркетинг. Гостеприимство. Туризм: зарубежный учебник [Текст] / Ф. Котлер, Дж. Боуэн, Дж. Мей-кенз. — M.: Юнити-Дана, 2012. — 1071 с.

6. Сайт UNWTO [Электронный ресурс]. — URL: http:// publications.unwto.org/search/node/%20incentive%20tourism (дата обращения: 01.03.2019).

7. Смирнова И.А. Корпоративная культура организации: пси-холого-акмеологические основы формирования и развития [Текст] / И.А. Смирнова. — М.: КДУ, 2009. — 192 с.

8. Тематический туризм [Электронный ресурс] // Все о туризме и отдыхе. — URL: http://turizmmania.ru/ tematicheskij-turizm/ (дата обращения: 01.03.2019).

9. Это просто wow! [Электронный ресурс]. Business Travel. — 2014. — № 3. — URL: http://bt-magazine.ru/journal_arti-cle/344.html (дата обращения: 01.03.2019).

10. Society for Incentive Travel Excellence [Электронный ресурс]. — URL: https://www.siteglobal.com/ (дата обращения: 01.03.2019).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

REFERENCES

1. Aleksandrova A.Yu. Mezhdunarodnyy turizm [International Tourism]. Moscow: KNORUS Publ., 2016. 356 p.

2. V trende — insentiv [In trend — incentive]. BusinessTravel [Business Travel]. 2014, I. 8. Availablr at: http://bt-magazine. ru/journal_article/363.html (accessed 01 March 2019).

3. Dzhozef Payn II B., Gilmor D. Kh. Ekonomika vpechatleniy. Rabota — eto teatr, a kazhdyy biznes-stsena [The economy of impressions. Work is a theater, and each business scene]. Moscow: Vil'yams Publ., 2005. 304 p.

4. Kigan R., Leykhi L.L. Kul'tura dlya kazhdogo. Kakstat' organ-izatsiey osoznannogo razvitiya [Culture for everyone. How to become an organization of conscious development]. Moscow: Mann, Ivanov i Ferber Publ., 2016. 320 p.

5. Kotler F., Bouen Dzh., Meykenz Dzh. Marketing. Gostepriim-stvo. Turizm [Marketing. Hospitality. Tourism]. Moscow: Yu-niti-Dana Publ., 2012. 1071 p.

6. Sayt UNWTO [UNWTO website]. Available at: http://publica-tions.unwto.org/search/node/%20incentive%20tourism (accessed 01 March 2019).

7. Smirnova I.A. Korporativnaya kul'tura organizatsii:psikhologo-akmeologicheskie osnovy formirovaniya i razvitiya [Corporate culture of the organization: psychological and acmeological bases of formation and development]. Moscow: KDU Publ., 2009.192 p.

8. Tematicheskiy turizm [Thematic tourism]. Vse o turizme i ot-dykhe [Everything about tourism and recreation]. Availably at: http://turizmmania.ru/tematicheskij-turizm/ (accessed 01 March 2019).

9. Etoprosto wow! [This is just wow!]. BusinessTravel [Business Travel]. 2014, I. 3. Available at: http://bt-magazine.ru/jour-nal_article/344.html (accessed 01 March 2019).

10. Society for Incentive Travel Excellence [Elektronnyy resurs]. Available at: https://www.siteglobal.com/ (accessed 01 March 2019).

Кристоф Буржуа-Константини

ВЫ В 10 РАЗ УМНЕЕ, ЧЕМ ВЫ ДУМАЕТЕ! СКРЫТЫЕ РЕСУРСЫ ВАШЕГО МОЗГА. КАК РАЗВИТЬ ВСЕ ТИПЫ ИНТЕЛЛЕКТА

М.: Добрый вестник, 2018.

Наш мозг полон ресурсов. Но он ленив. Мы боимся меняться. Разумеется, путь этот не прост, но результат стоит усилий. В сущности, не так уж все и трудно: нужно лишь капнуть на винтики кое-какого масла, которое поможет начать движение и вывести на поверхность то, что скрыто внутри каждого из нас: реальное, ощутимое, живое — тело, эмоции, интеллекты, невероятный дар, который есть у каждого.

Все те, о ком я рассказываю на страницах этой книги, стали чемпионами — каждый в своей сфере. Эти люди сумели развить в себе разнообразные способности, которые дополнили и обогатили друг друга. Моим героям удалось отыскать в себе тот самый стержневой интеллект, который стал для них главной опорой. И вам это тоже под силу! Идея не в том, чтобы повторить опыт этих людей, а в том, чтобы их примеры стали источником вдохновения, помогли понять, как бы вы могли раскрыться навстречу множественным интеллектам, чтобы стать чемпионом в своей жизни.

Бек Д.Э., Ларсен Т., Солонин С., Вильёэн Р., Джонс Т.

СПИРАЛЬНАЯ ДИНАМИКА НА ПРАКТИКЕ. МОДЕЛЬ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ, ОРГАНИЗАЦИИ И ЧЕЛОВЕЧЕСТВА

М.: Альпина Паблишер, 2019. 382 с.

Идея «бирюзовых» компаний как целостных, эволюционирующих, живых организаций захватила бизнес-сообщество. Существуют ли такие компании на самом деле и можно ли перенять их опыт? Как построить компанию нового типа — без традиционной иерархии и бюрократии, эффективную и гибкую? Почему руководителям принципиально понимать, какие ценности доминируют в человеке, коллективе или обществе? На все эти вопросы отвечает спиральная динамика — модель эволюции ценностных систем. Она описывает инструменты, которые помогут выйти за пределы старых, авторитарных моделей лидерства и менеджмента.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.