Научная статья на тему 'Формирование концепции оценочной деятельности в условиях современного рынка'

Формирование концепции оценочной деятельности в условиях современного рынка Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
373
124
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАУЧНАЯ ШКОЛА / ОЦЕНОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СЦЕНАРНЫЙ ПОДХОД / МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЕ ЛАБОРАТОРИИ / SCIENTIFIC SCHOOL / VALUATION ACTIVITIES / SCENARIO APPROACH / METHODOLOGICAL SUPPORT / SCIENTIFIC AND PRACTICAL LABS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Крутеева Оксана Владимировна, Павленко Валерия Александровна, Соловьева Юлия Юрьевна

В статье оценивается современная концепция оценочной деятельности в России, рассматриваются возможные направления развития научно-практической деятельности в области оценки на базе высшего учебного заведения. Предлагается создание научной школы, которая позволит сформировать необходимые профессиональные компетенции студентов и преподавателей и в целом повысить уровень конкурентоспособности вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Крутеева Оксана Владимировна, Павленко Валерия Александровна, Соловьева Юлия Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF THE CONCEPT OF EVALUATION ACTIVITY IN THE CONDITIONS OF THE MODERN MARKET

The article considers the modern concept of appraisal activities in Russia, and possible directions of its development. Proposes the creation of a scientific school, which will allow creating the necessary professional competence of students and teachers and improve the competitiveness of the University.

Текст научной работы на тему «Формирование концепции оценочной деятельности в условиях современного рынка»

УДК 339.1:378

ФОРМИРОВАНИЕ КОНЦЕПЦИИ ОЦЕНОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОГО РЫНКА

Оксана Владимировна Крутеева

Сибирская государственная геодезическая академия, 630108, Россия, г. Новосибирск, ул. Плахотного, 10, доцент кафедры управления и предпринимательства, тел. (383)361-01-24, e-mail: oxana. kruteeva@yandex.ru

Валерия Александровна Павленко

Сибирская государственная геодезическая академия, 630108, Россия, г. Новосибирск, ул. Плахотного, 10, доцент кафедры управления и предпринимательства, тел. (383)361-01-24, e-mail: lera-pavl enko 1@yandex.ru

Юлия Юрьевна Соловьева

Сибирская государственная геодезическая академия, 630108, Россия, г. Новосибирск, ул. Плахотного, 10, доцент кафедры управления и предпринимательства, тел. (383)361-01-24, e-mail: solovieva77@rambler.ru

В статье оценивается современная концепция оценочной деятельности в России, рассматриваются возможные направления развития научно-практической деятельности в области оценки на базе высшего учебного заведения. Предлагается создание научной школы, которая позволит сформировать необходимые профессиональные компетенции студентов и преподавателей и в целом повысить уровень конкурентоспособности вуза.

Ключевые слова: научная школа, оценочная деятельность, сценарный подход, методологическое обеспечение, научно-практические лаборатории.

FORMATION OF THE CONCEPT OF EVALUATION ACTIVITY IN THE CONDITIONS OF THE MODERN MARKET

Oxana V. Kruteeva

Siberian State Academy of Geodesy, 630108, Russia, Novosibirsk, 10 Plakhotnogo St., Ph. D.,

Prof. of Department Management and Business, tel. (383)361-01-24, e-mail: oxana.kruteeva@yandex.ru

Valeriay A. Pavlenko

Siberian State Academy of Geodesy, 630108, Russia, Novosibirsk, 10 Plakhotnogo St., Ph. D.,

Prof. of Department Management and Business, tel. (383)361-01-24, e-mail: lera-

pavlenko 1 @yandex.ru

Julia Yu. Solovyova

Siberian State Academy of Geodesy, 630108, Russia, Novosibirsk, 10 Plakhotnogo St., Ph. D.,

Prof. of Department Management and Business, tel. (383)361-01-24, e-mail: solovieva77 @rambl er. ru

The article considers the modern concept of appraisal activities in Russia, and possible directions of its development. Proposes the creation of a scientific school, which will allow creating the necessary professional competence of students and teachers and improve the competitiveness of the University.

Key words: scientific school, valuation activities, the scenario approach, methodological support, scientific and practical labs.

Оценочная деятельность обеспечивает информационную основу для принятия хозяйственных управленческих решений, способствует структурной перестройке экономики, формированию конкурентной рыночной среды, активизации инвестиционных процессов. Независимая оценка стоимости призвана обеспечивать равные права всем членам общества, путем справедливой оценки их имущественных прав и обязательств. Таким образом, развитие оценочной деятельности является составной частью общего процесса реформирования экономики и создания правового государства [4].

В современной России основные полномочия по регулированию оценочной деятельности переданы саморегулируемым организациям. В связи с этим возникает необходимость в формировании единых подходов к осуществлению оценочной деятельности, в координации работ подобных организаций и эффективном взаимодействии с органами государственного управления.

Рост рынка оценочных услуг также предполагает необходимость более фундаментальной разработки и совершенствования научных основ и методологии оценки имущества и нематериальных активов в рыночных условиях с учетом специфических особенностей отдельных регионов страны. Данный аспект исследуется в работах многих авторов, в том числе и зарубежных [1, 2, 3, 5, 7, 8, 9, 10, 11, 12]. Систематизация этих знаний даст толчок появлению новых научных школ, связанных с формированием концепции оценочной деятельности.

Перспективы развития оценочной деятельности во многом связаны с перспективами развития соответствующей научной школы, которая может представлять собой определенное научное сообщество, работающее в одном научном направлении, но объединенное усилиями ученых различных научных дисциплин. Такой подход позволит создавать общеуниверситетские и межкафедральные научные школы, занятые подготовкой кадров, перспективных исследовательских групп и научно-практических лабораторий.

К основным характеристикам научной школы можно отнести:

- известность в научном сообществе;

- высокий уровень исследований, их оригинальность;

- научная репутация;

- наличие определенной материально-технической базы и инфраструктуры;

- научные традиции и преемственность поколений.

Следовательно, научная школа способна выполнять все функции

научной деятельности: производство знаний (исследование), их

распространение (коммуникацию) и воспроизводство как знаний, так и самого научного сообщества[6].

Создание научной школы в сфере оценочной деятельности должно преследовать основную цель - разработка концептуальных основ развития рынка оценочных услуг в условиях глобализации рынка и вступления России в ВТО. При этом за основу берется использование сценарного подхода в качестве инструмента прогнозирования развития экономических систем.

Научная школа, как правило, возникает спонтанно, как результат научной деятельности одного крупного и авторитетного ученого и его сподвижников. Если подходить к процессу создания научной школы как к решению прикладной задачи, то вначале мы должны описать основные цели, задачи, сформулировать миссию или так называемую рабочую гипотезу. На втором этапе необходимо разработать модель, на

основании которой возможно функционирование подобной организации, а на третьем обосновать эффективность ее создания.

Назначение любой миссии - направлять и указывать на конкретную глобальную цель, она должна определять суть существования научной школы и объединять людей вокруг какой-то конкретной идеи. В нашем случае, миссия может заключаться в создании единого творческого коллектива, воспитании исследовательского стиля мышления, подготовке кандидатов и докторов наук для обеспечения преемственности поколений, в формировании общего направления работ с целью повышения эффективности процесса исследований и роста квалификации сотрудников.

Стратегической целью научной школы может служить создание научноисследовательского образовательного центра мирового уровня для проведения фундаментальных и прикладных исследований в области оценки, создания современной образовательной среды и научно-практической базы, обеспечивающей воспроизводство научных кадров.

Научная школа по формированию концепции оценочной деятельности может развивать следующие основные направления научной деятельности:

- формирование инструментария оценочной деятельности для инновационных организаций;

- изучение неопределенности развития событий и действий факторов риска;

- методологическое обеспечение оценочной деятельности и защита результатов;

- развитие инфраструктуры оценочной деятельности.

В качестве основного направления педагогической деятельности научной школы можно выделить подготовку бакалавров, магистрантов и аспирантов по различным специальностям. Также в СГГА читаются и могут быть расширены следующие курсы по дисциплинам:

- оценка и управление стоимостью бизнеса;

- оценка объектов интеллектуальной собственности;

- анализ и оценка эффективности научных исследований;

- оценка недвижимости.

Кроме того, возможно открытие новых специальностей. К основным задачам, необходимым для реализации поставленной цели, можно отнести:

- обоснование методологических подходов к оценочной деятельности;

- раскрытие основных закономерностей и разработка механизмов проведения оценочной деятельности;

- сбор, анализ и оценка информации в целях формирования необходимой ресурсной базы для оценочной деятельности.

Наглядно структуру научной школы оценки можно изобразить в виде следующей модели, которая представлена на рис. 1.

Рис. 1. Модель функционирования научной школы в СГГА

В рамках научной школы возможно создание следующих лабораторий, которые могут войти в состав научной школы в качестве самостоятельных структурных подразделений:

- оценка ущербов и убытков;

- оценка объектов интеллектуальной собственности;

- оценка бизнеса;

- экспертиза и обработка результатов;

- прогнозирование и исследование будущего.

Формы деятельности научной школы:

- проведение научных конференций, методологических семинаров;

- участие в проектах на основе грантов;

- издание книг, монографий, сборников научных статей;

- выполнение и защита диссертаций;

- руководство экспериментальными исследованиями.

Деятельность научной школы должна опираться на строго определенные принципы реализации научно-исследовательских и практических мероприятий. Среди них важными представляются принцип программно-целевого подхода, принцип информационной компетентности участников, принцип вариативности, принцип включения в решение задач всех субъектов образовательного процесса вуза.

Основные перспективы развития научной школы:

- создание условий для непрерывности и взаимосвязи процессов обучения и научных исследований в формировании высококвалифицированных научных специалистов;

- обеспечение наиболее полного использования и развития научно-технического потенциала СГГ А;

- участие бакалавров, магистрантов и аспирантов в научных исследованиях на всех этапах обучения.

В качестве основных результатов работы научной школы планируется подготовка магистерских, кандидатских и докторских диссертаций, написание монографий, публикация статей в реферируемых журналах, рекомендованных ВАК для публикации результатов научных работ, проведение международных и всероссийских конференций. Кроме того возможна разработка программного обеспечения в рамках формирования концепции оценочной деятельности:

- экспертная классификация объектов оценки;

- обработка результатов парных сравнений;

- ранжирование альтернативных вариантов;

- моделирование вектора предпочтений;

- построение дискретных экспертных кривых.

Программное обеспечение будет создаваться под конкретные условия и задачи

Сибирская государственная геодезическая академия располагает всем необходимым инструментарием, а также высококвалифицированными кадрами для реализации поставленной цели.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Андриссен, Д. Невесомое богатство. Определите стоимость вашей компании в экономике нематериальных активов [Текст] / Д. Андриссен, Р. Тиссен. Пер. с англ. - М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2004. - 304 с.

2. Беляева В. С., Крутеева О. В. Совершенствование механизма оценки рыночной стоимости объектов недвижимости // Интерэкспо ГЕО-Сибирь-2013. IX Междунар. науч. конгр. : Междунар. науч. конф. «Глобальные процессы в региональном измерении: опыт истории и современность» : сб. материалов в 2 т. (Новосибирск, 15-26 апреля 2013 г.). -Новосибирск: СГГА, 2013. Т. 1. - С. 258-280.

3. Касьяненко, Т. Г. Концептуальные основы оценки бизнеса: Отражение особенностей становления профессиональной оценки в России [Текст]/ Т. Г. Касьяненко. - Спб.: Издательство СПбГУЭФ, 2006.

4. Касьяненко, Т. Г. Оценка стоимости бизнеса: учебник для бакалавров [Текст]/ Т. Г. Касьяненко, Г. А. Маховикова. - М.: Издательство Юрайт, 2014. - 411 с.

5. Концепция развития оценочной деятельности в Российской Федерации [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.labrate.ru/laws/project koncept od-2000.^т#1

6. Конов, Ю. П. Цена интеллектуальной собственности: учеб. для вузов [Текст] / Ю. П. Конов, Л. П. Гончаренко. - М.: Издательство «Альфа-Пресс», 2010. - 320 с.

7. Криворученко В. К. Научные школы - важнейший элемент науки [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.mosgu.ru/nauchnaya/school/

8. Оценка стоимости имущества : учеб. пособие [Текст] / О. М. Ванданимаева, П. В. Дронов, Н. Н. Ивлиева [и др.]; под ред. И. В. Косоруковой. - М.: Московский финансовопромышленный университет «Синергия», 2012. - 736 с.

9. Павленко В. А., Михалев В. Д., Ткачева А. Р. Оценка экологического риска для крупных инвестиционных проектов освоения нефтегазовых ресурсов // ГЕО-Сибирь-2010. VI Междунар. науч. конгр. : сб. материалов в 6 т. (Новосибирск, 19-29 апреля 2010 г.). -Новосибирск: СГГА, 2010. Т. 3, ч. 1. - С. 150-153.

10. Применение теории опционов в практике оценки [Текст] / Пер. с англ. Ю. В. Козырь. - М.: Лаборатория инвестиций «Лабрейт», 1999.

11. Пузыня, Н. Ю. Оценка интеллектуальной собственности и нематериальных активов [Текст]/ Н. Ю. Пузыня. - Спб.: Питер, 2005.

12. Смит, Г. Оценка товарных знаков [Текст]/ Г. Смит. - М.: Квинто-Консалтинг,

2010.

13. Хаббард Дуглас У. Как измерить все что угодно. Оценка стоимости нематериального в бизнесе [Текст] / Дуглас У. Хаббард. Пер. с англ. - М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2009. - 320 с.

14. Шихирин, В. В. Что следует понимать под эффективной нормой дисконтирования будущего дохода при оценке ИС? [Текст]/ В. В. Шихирин // Вопросы оценки. - 2003. - №2.

15. Айрапетян В. С., Губин С. Г. Устройства для измерения скорости боеприпасов // Вестник СГГА. - 2013. - Вып. 1 (21). - С. 73-79.

16. Креймер М. А. Построение методологии научного познания // Вестник СГГА. -2013. - Вып. 1 (21). - С. 88-105.

17. Лисицкий Д. В. Перспективы развития картографии: от системы «Цифровая земля» к системе виртуальной геореальности // Вестник СГГА. - 2013. - Вып. 2 (22). -С. 8-17.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

18. Карпик А. П., Ащеулов В. А. Государственная аккредитация академии -платформа для подготовки специалистов новой формации // Вестник СГГА. - 2013. -Вып. 2 (22). - С. 126-135.

19. Карпик А. П., Каленицкий А. И., Соловицкий А. Н. Новый этап развития геодезии - переход к изучению деформаций блоков земной коры в районах освоения угольных месторождений // Вестник СГГА. - 2013. - Вып. 3 (23). - С. 3-10.

20. Дубровский А. В., Подрядчикова Е. Д. О подходе к расчету показателя социальной комфортности населения для совершенствования системы оценки недвижимого имущества // Вестник СГГА. - 2013. - Вып. 3 (23). - С. 94-101.

21. Шлишевский В. Б. Научно-исследовательская лаборатория перспективных оптико-электронных систем и технологий СГГА: основные итоги первого десятилетия // Вестник СГГА. - 2013. - Вып. 3 (23). - С. 143-158.

22. Колмогоров В. Г. К вопросу о возможности изучения деформационного состояния земной поверхности по результатам повторного высокоточного нивелирования // Вестник СГГА. - 2012. - Вып. 1 (17). - С. 9-15.

23. Петров П. В., Рязанцева И. В. Итоги международного молодежного инновационного форума «Интерра-2011» на площадке СГГА // Вестник СГГА. - 2012. -Вып. 2 (18). - С. 149-153.

24. Середович В. А., Дубровский А. В., Малыгина О. И. Научно-производственная лаборатория «Дигитайзер» как основная инновационная площадка СГГА // Вестник СГГА. - 2012. - Вып. 2 (18). - С. 133-139.

© О. В. Крутеева, В. А. Павленко, Ю. Ю. Соловьева, 2014

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.