Научная статья на тему 'Модель управления земельными ресурсами муниципальных образований РФ'

Модель управления земельными ресурсами муниципальных образований РФ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1137
232
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗЕМЛЕПОЛЬЗОВАНИЕ / МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАНИЯ / ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ / РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРОЦЕССОВ ЗЕМЛЕПОЛЬЗОВАНИЯ / ИНСТИТУТ ЗЕМЛЕПОЛЬЗОВАНИЯ / LAND-USE / MUNICIPALITIES / TERRITORIAL PLANNING / REGULATION OF LAND-USE PROCESSES / LAND-USE INSTITUTION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Беляева Мария Васильевна, Иванова Анастасия Юрьевна, Павленко Валерия Александровна

В статье рассмотрена проблема регулирования процессов землепользования муниципальных образований в России и Новосибирской области, приведены основные документы территориального и стратегического планирования, принятые в крупных городах России, предложены этапы формирования и развития института землепользования, для эффективного регулирования земельных отношений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Беляева Мария Васильевна, Иванова Анастасия Юрьевна, Павленко Валерия Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REGULATION AND IMPROVEMENT OF LAND-USE PROCESSES IN MUNICIPALITIES BY THE EXAMPLE OF NOVOSIBIRSK REGION

Regulation of land-use processes in municipalities of Novosibirsk region and Russia is considered. The documents of territorial and strategic planning adopted in major cities of Russia are presented. The stages for establishing and development of land-use institution for efficient regulation of land relation are offered.

Текст научной работы на тему «Модель управления земельными ресурсами муниципальных образований РФ»

УДК 332.37

МОДЕЛЬ УПРАВЛЕНИЯ ЗЕМЕЛЬНЫМИ РЕСУРСАМИ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ РФ

Мария Васильевна Беляева

Сибирская государственная геодезическая академия, 630108, Россия, г. Новосибирск, ул. Плахотного, 10, магистрант кафедры управления и предпринимательства, тел. (383)361-04-71, e-mail: [email protected]

Анастасия Юрьевна Иванова

Сибирская государственная геодезическая академия, 630108, Россия, г. Новосибирск, ул. Плахотного, 10, магистрант кафедры управления и предпринимательства, тел. (383)361-04-71, e-mail: [email protected]

Валерия Александровна Павленко

Сибирская государственная геодезическая академия, 630108, Россия, г. Новосибирск, ул. Плахотного, 10, кандидат экономических наук, доцент кафедры управления и предпринимательства, тел. (383)361-04-71, e-mail: [email protected], e-mail: lera-

[email protected]

В статье рассмотрена проблема регулирования процессов землепользования муниципальных образований в России и Новосибирской области, приведены основные документы территориального и стратегического планирования, принятые в крупных городах России, предложены этапы формирования и развития института землепользования, для эффективного регулирования земельных отношений.

Ключевые слова: землепользование, муниципальные образования,

территориальное планирование, регулирование процессов землепользования, институт землепользования.

REGULATION AND IMPROVEMENT OF LAND-USE PROCESSES IN MUNICIPALITIES BY THE EXAMPLE OF NOVOSIBIRSK REGION

Anastasia A. Ivanova

Siberian State Academy of Geodesy, 630108, Russia, Novosibirsk, 10 Plakhotnogo St., Postgraduate student, Department of Management and Business, tel. (383)361-04-71, e-mail: [email protected]

Maria V. Belyayeva

Siberian State Academy of Geodesy, 630108, Russia, Novosibirsk, 10 Plakhotnogo St., Postgraduate student, Department of Management and Business, tel. (383)361-04-71, e-mail: [email protected]

Valeria A. Pavlenko

Siberian State Academy of Geodesy, 630108, Russia, Novosibirsk, 10 Plakhotnogo St., Ph.D., Assoc Prof., head of the Department of Management and Business, tel. (383)361-04-71, e-mail: [email protected], e-mail: [email protected]

Regulation of land-use processes in municipalities of Novosibirsk region and Russia is considered. The documents of territorial and strategic planning adopted in major cities of Russia

are presented. The stages for establishing and development of land-use institution for efficient regulation of land relation are offered.

Key words: land-use, municipalities, territorial planning, regulation of land-use processes, land-use institution.

В настоящее время земельные ресурсы играют огромную роль в жизни людей, будучи необходимым условием их существования, основой всех сфер деятельности человека, а так же занимает особое место в жизни муниципалитета. Это место не только для жизни десятков и сотен тысяч людей, но и для промышленной, торговой деятельности, представительских функций, отдыха и туризма.

Земельные ресурсы - это не только территориально-пространственно-природный базис исторического месторасположения народа, но сложный социально-экологоэкономический объект управления. Современное развитие мировой экономики показывает, что в современных условиях она требует такого государственного управления земельными ресурсами, которое обеспечивает строгое соблюдение системы земельного и гражданского законодательства в сочетании с экономической самостоятельностью субъектов землепользования [2,3].

Для всех разнообразных проявлений жизненных функций городского организма, тесно связанных с местной территорией, земельная проблема имеет решающее значение.

Одной из актуальных проблем российской современности является вопрос земли, как источника существования, как основы жизни, а также всего того, что характеризует землю как правовую категорию [1,2,3,4,5].

Главная цель земельных преобразований состоит в обеспечении рационального использования и охраны земель как важнейшего природного ресурса, создании правовых, экономических, организационно-технологических и других условий для воспроизводства и повышения плодородия почвы, сохранения сельских, лесных и других земель, улучшения природной среды, развития сельских и городских поселений. Но использование любого земельного участка изначально связано с проявлением разнонаправленных интересов, нередко значительной степени конфликтности, так как цели и интересы субъектов градостроительной деятельности не только могут не совпадать, но и иметь противоположную направленность.

Государство и муниципальные образования в отношении земельных ресурсов выступают в двух аспектах:

- властной структуры, устанавливающей нормы и правила взаимодействия хозяйствующих субъектов, обеспечивающей их выполнение и обременяющей всех собственников и хозяйствующих субъектов местными налогами, иными обязательными платежами и требованиями по содержанию земельных ресурсов;

- собственника, действующего на рынке. Хозяйственная деятельность ведется не только в интересах получения дохода и решения социально-экономических проблем, но и регулирования общего хозяйственного оборота.

Муниципалитет как крупнейший собственник земли заинтересован не только в экономической выгоде, но и в решении социальных проблем - создании комфортных условий для его жителей, формировании архитектурного облика города и т.д. В области градостроительства и землепользования согласование социально-экономических интересов органов местного самоуправления, частных землевладельцев, инвесторов, населения и других субъектов закономерно, так как, отличаясь по содержанию и направленности, интересы каждого из этих субъектов в конечном итоге сходятся в одном -стабильном социально-экономическом развитии. В муниципальной среде сталкиваются интересы многих людей, поэтому каждый из них должен иметь право принимать участие в ее обустройстве. Следовательно, эффективная земельная политика должна опираться на согласование интересов всех заинтересованных сторон, чего невозможно достичь

в рамках используемой модели управления ( в настоящее в РФ используется административная модель управления земельными ресурсами ).

Многочисленные примеры из опыта развитых стран свидетельствуют, что единственно верной и результативной моделью взаимодействия является система отношений, основанная на прозрачности и открытости деятельности муниципальных органов власти, их стремлении к установлению открытого диалога со всеми заинтересованными структурами. Поэтому именно партнерство становится основой взаимодействия субъектов муниципального образования и залогом успешной реализации его социально-экономической политики [5,6].

Таким образом, эффективной моделью управления земельными ресурсами является модель совместного управления земельными ресурсами. Особенность такой модели отображена на рис. 1 [1,2,3].

В данной модели особое место занимает процесс согласования интересов населения, бизнеса и власти при реализации земельной политики. В эффективном управлении земельными ресурсами муниципального образования заинтересованы все субъекты местного хозяйства, именно поэтому движущей силой процесса развития выступают интересы субъектов, а целью взаимодействия в процессе управления - реализация этих интересов.

Прежде всего, необходимо делегирование полномочий по согласованию интересов самому местному сообществу посредством создания определенной организационной структуры, например Координационного совета по управлению земельными ресурсами [2].

Координационный совет при администрации муниципального образования является коллегиальным совещательным органом и создается при главе муниципального образования для координационного, информационного и консультативного обеспечения деятельности администрации муниципального образования в области управления земельными ресурсами муниципального образования. Целями такого совета является налаживание диалога органов местного самоуправления с общественностью муниципального образования в части реализации земельной политики и осуществление

общественного контроля за деятельностью органов местного самоуправления в области управления земельными ресурсами.

Координационный совет по управлению земельными ресурсами принимает участие в разработке, координации и реализации совместно со структурными подразделениями администрации муниципального образования и депутатами представительного органа планово-прогнозных документов в области управления земельными ресурсами, привлекает к их реализации предприятия, расположенные на территории муниципального образования, их объединения, некоммерческие организации и их ассоциации.

В отличие от интегрально-административной модели, используемой в настоящее время в муниципалитетах, модель совместного управления земельными ресурсами имеет существенные преимущества [1].

Во-первых, в процесс управления земельными ресурсами вовлекаются бизнес-сообщества и население.

Во-вторых, для данной модели характерна стратегическая направленность деятельности муниципальных органов власти.

В-третьих, система управления отличается адаптивностью и гибкостью.

Применение предложенной модели даст ряд выгод для всех участников процесса совместного управления [3]:

а) для местной администрации - более обоснованную основу для планирования и принятия управленческих решений, освобождение от мелких проблем;

б) для населения - прозрачность процесса управления, больше возможностей для самореализации;

в) для бизнеса - больше ответственности, больше свободы в принятии решений, более развитую инфраструктуру и благоприятные условия для развития бизнеса.

Таким образом, применение модели совместного управления земельными ресурсами дает возможность состыковки стратегического и оперативного управления, т.е. достижения качественно нового уровня планирования и управления земельными ресурсами.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Беристенов А. Т. Совершенствование земельно-оценочных работ для управления земельными ресурсами [Текст]: автореферат дис. на соиск. ученой степ. канд. техн. наук по спец. 25.00.26 Землеустройство, кадастр и мониторинг земель. - Новосибирск, 2010. -22 с.

2. Варламов А. А. Земельный кадастр [Текст]: в 6-ти т. [Текст] : учеб. для вузов (рек.) / А.А. Варламов. - М. : КолосС, 2003 - . Т. 2 : Управление земельными ресурсами. -2004. - 527 с.

3. Карпик А. П., Осипов А. Г., Мурзинцев П. П. Управление территорией в геоинформационном дискурсе: монография. - Новосибирск: СГГА, 2010. - 280 с.

4. Обновление интегральной экологической карты г. Новосибирска для эффективного управления земельными ресурсами [Текст]: отчет о НИР (заключительный) / М-во образования и науки РФ; Федер. агенство по образованию; ГОУ ВПО СГГА ; науч. рук. О. Н. Николаева. - Новосибирск: СГГА, 2010. - 30 с.

5. Павленко В. А., Юхименко Ю. М. Риск в оценке переходного состояния геопространства // Интерэкспо ГЕО-Сибирь-2012. VIII Междунар. науч. конгр. : Междунар. науч. конф. «Геопространство в социальном и экономическом дискурсе» : сб. материалов в 2 т. (Новосибирск, 10-20 апреля 2012 г.). - Новосибирск: СГГА, 2012. Т. 2. -С.143-149.

6. Павленко В. А., Юхименко Ю. М. Геопространство в институциональном дискурсе // Интерэкспо ГЕО-Сибирь-2012. VIII Междунар. науч. конгр. : Междунар. науч.

конф. «Геопространство в социальном и экономическом дискурсе» : сб. материалов в 2 т. (Новосибирск, 10-20 апреля 2012 г.). - Новосибирск: СГГА, 2012. Т. 2. - С. 149-155.

7. Айрапетян В. С., Губин С. Г. Устройства для измерения скорости боеприпасов // Вестник СГГА. - 2013. - Вып. 1 (21). - С. 73-79.

8. Лисицкий Д. В. Перспективы развития картографии: от системы «Цифровая земля» к системе виртуальной геореальности // Вестник СГГА. - 2013. - Вып. 2 (22). - С. 8-17.

9. Ван А. В. Гипотеза образования нефти и нефтяных залежей // Вестник СГГА. -2013. - Вып. 2 (22). - С. 53-61.

10. Карпик А. П., Ащеулов В. А. Государственная аккредитация академии -платформа для подготовки специалистов новой формации // Вестник СГГА. - 2013. -Вып. 2 (22). - C. 126-135.

11. Карпик А. П., Каленицкий А. И., Соловицкий А. Н. Новый этап развития геодезии - переход к изучению деформаций блоков земной коры в районах освоения угольных месторождений // Вестник СГГА. - 2013. - Вып. 3 (23). - С. 3-10.

12. Дубровский А. В., Подрядчикова Е. Д. О подходе к расчету показателя социальной комфортности населения для совершенствования системы оценки недвижимого имущества // Вестник СГГА. - 2013. - Вып. 3 (23). - С. 94-101.

13. Шлишевский В. Б. Научно-исследовательская лаборатория перспективных оптико-электронных систем и технологий СГГА: основные итоги первого десятилетия // Вестник СГГА. - 2013. - Вып. 3 (23). - С. 143-158.

14. Кошелев А. В., Карпик А. П., Середович В. А. Фемтосекундный лазерный дальномер с распространением излучения в вакуумной трубе // Вестник СГГА. - 2012. - Вып.

1 (17). -

С. 3-9.

15. Колмогоров В. Г. К вопросу о возможности изучения деформационного состояния земной поверхности по результатам повторного высокоточного нивелирования // Вестник СГГА. - 2012. - Вып. 1 (17). - С. 9-15.

16. Середович В. А., Дубровский А. В., Малыгина О. И. Научно-производственная лаборатория «Дигитайзер» как основная инновационная площадка СГГА // Вестник СГГА. - 2012. - Вып. 2 (18). - С. 133-139.

17. Петров П. В., Рязанцева И. В. Итоги международного молодежного инновационного форума «Интерра-2011» на площадке СГГА // Вестник СГГА. - 2012. -Вып. 2 (18). - С. 149-153.

18. Павленко В. А., Шрайнер Н. В., Иванова А. Ю. Анализ инновационной деятельности на территории Новосибирской области // Интерэкспо ГЕ0-Сибирь-2013. IX Междунар. науч. конгр. : Междунар. науч. конф. «Глобальные процессы в региональном измерении: опыт истории и современность» : сб. материалов в 2 т. (Новосибирск, 15-26 апреля 2013 г.). - Новосибирск: СГГА, 2013. Т. 1. - С. 205-209.

19. Комплексные оптические СВЧ и ИК экспериментальные измерения параметров плазменной антенны реактивного типа для безопасных WIFI сетей / И. В. Минин, О. В. Минин, В. Н. Москвин, М. В. Кузнецов / Вестник СГГА. - 2012. - Вып. 4 (20). - С. 126134.

20. Новоселов Ю. А., Калюжин В. А., Каравайцев Ф. В. Опыт уточнения границ города Новосибирска / Изв. вузов. Геодезия и аэрофотосъемка. - 2013. - №4/С. - С. 181183.

21. Новосёлов Ю. А., Иткулов С.Г. Методология формирования и использования адаптивно-детерминированных систем в управлении // Вестник сельскохозяйственной науки. - 2009. - № 8 (200). - С. 91-96.

© М. В. Беляева, А. Ю. Иванова, В. А. Павленко, 2014

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.