Научная статья на тему 'Формирование контекста в содержании профессиональной подготовки менеджеров'

Формирование контекста в содержании профессиональной подготовки менеджеров Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
130
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дулин Юрий Николаевич

Статья посвящена проблеме формирования контекста активным методам обучения применяемым в профессиональной подготовке менеджеров при становлении профессиональной компетентности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование контекста в содержании профессиональной подготовки менеджеров»

В ПОМОЩЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЮ ВУЗА

Ю.Н. Дулин

ФОРМИРОВАНИЕ КОНТЕКСТА В СОДЕРЖАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ МЕНЕДЖЕРОВ

Преамбула. Статья посвящена проблеме формирования контекста активным методам обучения применяемым в профессиональной подготовке менеджеров при становлении профессиональной компетентности.

Профессиональная подготовка компетентных и профессиональных менед-. жеров основанная на компетентнос-тном подходе предполагает становление профессиональной компетентности, в том числе и путём решения в учебных условиях профессиональных проблем и ситуаций. В педагогике имеется огромный опыт такой учебной работы, но остались вопросы «Следовательно, учебный план должен быть составлен таким образом, чтобы наряду с учебной работой учебный процесс предполагал бы и практические действия учащихся. В каких формах это возможно? Ответ на этот вопрос требует специального исследования» [1]. Кроме того, для становления профессиональной компетентности путём решения практических ситуаций, профессиональная подготовка менеджеров должна строиться таким образом, чтобы обучающийся осваивая содержание обучения и решая профессиональные проблемы, ситуации находился в активной позиции и принимал управленческие решения. В случае принятия ошибочного решения, мог бы исправить его или вынести для себя урок на будущее без прямых последствий для себя.

Формой обучения решению практических ситуаций и проблем в учебных условиях, является моделирование реальных ситуаций в форме практик - кейсов, деловых игр, курсовых работ, дипломного проектирования. Наибольшей популярностью решения практических проблем в профессиональной подготовке менеджеров является кейс-метод (Case study) - практические занятия в форме анализа ситуаций и игровых ситуаций (деловые игры). Как отмечается в работе А.П. Панфиловой «Под деловой игрой понимается модель взаимодействия людей в процессе достижения целей экономического, политического или престижного характера. Деловая игра - это

форма деятельности людей, имитирующая те или иные практические ситуации, одно из средств активизации учебного процесса в системе образования» [2]. При проведении учебного занятия обучающимся предлагают выработать модель практического действия по решению реальной ситуации (проблемы) встречающуюся в управлении организацией (бизнесом), описание которой одновременно отражает не только какую-либо практическую ситуацию, но и актуализирует определенный комплекс знаний, который необходимо усвоить при разрешении данной ситуации. «В зависимости от целевой направленности деловые игры могут различаться по видам: производственные, исследовательские, квалификационные или аттестационные, дидактические (учебные)» [2].

Проведённый нами анализ содержания различных кейсов, деловых игр предлагаемых учебной литературой в течении последних лет для использования в обучении менеджменту, показывает, что их содержание, в основном носит объяснительно - иллюстративный характер. Например, методическое пособие «Сборник ситуационных задач, деловых и психологических игр, тестов, контрольных заданий по курсу «Менеджмент» [3] содержит задания, тесты по трём темам: «Менеджер как личность», «Оценка способностей», «Активный контроль качества менеджера». В рамках данных тем все деловые игры, тесты направлены на распознание самим обучаемым присутствие или отсутствие в себе таких качеств как - способность к риску, деловую хватку, лидерство, уверенность в себе, конфликтность, подверженность стрессу и т. п. Учебное пособие А.П. Панфиловой «Игротехнический менеджмент» содержит кроме методик разработки деловых игр, примеры ролевых и деловых игр, управленческих тренингов по темам: «Методы активизации учебного процесса», «Эвристические технологии гене-

рирования идей», «Тренинг для обучения и организационного развития». В рамках приведённых тем приводятся различные формы активного обучения, например тесты «Ваш стиль управления» и другие, тренинг лидерства «Учителя и ученики» и другие, ситуационно-деловая игра «Конфликт», деловая игра «Аттестация» и другие деловые игры. В данном учебном пособии хорошо разработаны методики проведения деловых игр, которые предусматривают процедуры и правила проведения игры, состав учебных групп и т.д. Недостатком разработанных деловых игр, тренингов помимо объяснительно-иллюстративно характера, является само содержание игры, которое оторвано от изучаемой учебной дисциплины (содержание деловой игры не связано с содержанием учебной дисциплины) и оторвано от реальной практики. В книге «Основы менеджмента. Полное руководство по кейс - технологиям» [4] кейсы представляют иллюстрации к некоторым учебным дисциплинам: «Этика управления», «Основы менеджмента», «Психология менеджмента», «Управление персоналом», «Деловая коммуникация в профессиональной деятельности менеджера». Содержание, например, ситуационного упражнения по постановке целей «показать, что означает термин «цель»; проиллюстрировать подходы к формулировке целей». Содержание ситуационного упражнения по планированию карьеры определяется как «проверить, что именно каждый из нас считает важным в своей карьере; проиллюстрировать трудности в планировании карьеры». При этом такое упражнение предлагается для студентов, которые ещё не одного дня не работали на управленческой должности и не имели возможности какие либо практические действия к карьерному продвижению. Учебник для вузов «Кейз-стади в подготовке экономистов и менеджеров». Учебник для вузов, рекомендовано УМО, 2005 г. В данном учебнике темы кейз-стади представляют учебные дисциплины, фрагменты учебных дисциплин: «Экономика», «Экономика труда, социальная политика, демография», «Менеджмент и маркетинг», «Управление персоналом, стратегия и тактика управления персоналом, кадровая политика», «Поведение в организации», «Набор, отбор, развитие, оценка, увольнение персонала», «Вознаграждение персонала», «Корпоративная культура», в самом произвольном порядке. Содержание представленных кейз-стади

описывает какую-либо проблему и её решение, решение самого кейза состоит в ответе на задаваемые вопросы и располагается в конце кейза. Используемые в обучении на практических занятиях по менеджменту различные кейс-методы, игровые и ролевые игры, тренинги чаще всего носят не просто объяснительно-иллюстративный характер, но и не являются продолжением содержания учебной дисциплины, не позволяют выстроить путь освоения содержания обучения, обучающимся нет необходимости занимать активную позицию и принимать управленческие решения, в большинстве случаев совершенно не приводится контекст решаемой ситуации. В настоящее время пришло понимание ограниченности обучения по кейс методу как «натаскивание» на решение конкретных ситуаций, повторение которых в чистом виде встречается достаточно редко. Как отмечает Г.А. Бордовский «От университетской системы необходимо взять главное -подготовку специалистов, которые способны строить свою профессиональную деятельность на базе высокого фундаментального образования, а не на базе владения конкретными технологиями, разрешения ситуаций. Специалист должен быть способен сам создавать конкретные технологии работы и быстро осваивать другие технологии» [5].

В качестве педагогического средства позволяющего устранить абстрактный и иллюстративный характер используемых кейсов, ситуаций, деловых игр, оторванность от изучаемого содержания профессиональной подготовки и отсутствие контекста, нами предлагается методология контекстного обучения. Контекстное обучение, потому, что в качестве источника формирования содержания образования, выступает «будущая профессиональная деятельность представленная в виде модели деятельности специалиста: описания системы его основных профессиональных функций, проблем и задач. Обучение, в котором динамически моделируются предметное и социальное содержание профессионального труда, тем самым обеспечиваются условия трансформации учебной деятельности студента в профессиональную деятельность специалиста» [6]. В контекстном обучении единицей содержания является не заданный объём информации, учебная задача, а проблемная ситуация (проблема) в определённом контексте. «Содержанием контекстного обучения выступает не только предметная сторона будущей профессиональной деятельности, задан-

В ПОМОЩЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЮ ВУЗА

Ю.Н. Дулин

ная с помощью системы учебных задач, моделей и ситуаций, но и её социальная сторона, воспроизводимая различными формами совместной деятельности и общения. Студент усваивает предметное содержание обучения (знания, умения, навыки, опыт профессиональной деятельности) и, занимая определённую позицию в системе взаимодействия участников образовательного процесса, следуя принятым нормам социальных отношений и действий в той мере, в какой он здесь активен и воспитывается как личность» [6]. Педагогическая технология контекстного обучения предполагает, что «Овладение профессией осуществляется в контекстном обучении как процесс динамического движения деятельности студента от учебной деятельности академического типа (модели) через квазипрофессиональную и учебно-профессиональной деятельности к собственно профессиональной деятельности с помощью трёх взаимосвязанных обучающих моделей: семиотической, имитационной и социальной» [6]. Обучение менеджеров формируемое в русле контекстного обучения позволяет разрешить одно из главных противоречий профессионального образования. «Содержанием предметной адаптации становится формирование профессионального мышления специалиста, а социальной -вхождение в коллектив производственников, овладение умением социального взаимодействия и общения, совместного принятия и реализации решений» [6]. Осуществляя профессиональную деятельность менеджер сталкивается с проблемными ситуациями. Осмысление проблемной ситуации проходит в контексте - как системы внутренних и внешних условий жизни и деятельности человека. Благодаря контексту специалист знает, что ему следует ожидать от профессиональной проблемы или ситуации.

Для становления профессиональной компетентности менеджера посредством решения проблем и ситуаций необходимо определить, что должно служить в качестве контекста решения профессиональных проблем, ситуаций. Для решения этой задачи выдвигаем гипотезу согласно которой контекстом учебных действий, проблемных ситуаций должна является организация как место будущей работы менеджера, поскольку обучаемые готовятся применять, формировать, осваивать предметно-технологические, социальные компетентности именно в организации. Саму организацию необходимо представлять как

сложную систему, имеющую признаки - целенаправленного поведения в достижении сразу нескольких целей; формальности создания; открытости, стохастичности, способности к саморазвитию; характеризующуюся наличием процессов - экономических, трудовых, социальных, культурных и других процессов и формирующую контекст внешних и внутренних условий проявления профессиональных компетентностей. Согласно представленной гипотезы необходимо:

- изначально проводить обучение менеджеров на модели организации представляющую современную сложную социо-техническую систему с ситуациями и действиями и определяющей контекст будущей профессиональной деятельности обучаемого;

- использовать активные методы обучения (кейсы, деловые и ролевые игры, тренинги и другие практические учебные действия) при освоении содержания становления компетентностей каждого учебного модуля, исходя из контекста проблем и ситуаций, как если бы обучающийся находился внутри самой организации;

- активные методы обучения (кейсы, деловые и ролевые игры, тренинги и другие практические учебные действия) включать в освоение содержания учебных дисциплин входящих в каждый учебный модуль, исходя из контекста проблем и ситуаций становления установленных профессиональных компетентностей.

На рисунке представлена схема педагогической модели контекста решения профессиональных ситуаций, проблем, овладения социальными компетентностями и которая должна дополнять содержание обучающих модулей, учебных дисциплин, курсовых работ и выпускных квалификационных работ в профессиональной подготовке менеджеров. Согласно представленной схеме, педагогическая модель использует ранее разработанную модель востребованных профессиональных компетентностей менеджера [7]. Это специальные компетентности менеджера представляющие сферу профессиональной деятельности менеджера, включающие в себя ключевые и базисные компетентности и которые сгруппированы в отдельные учебные модули по профессиональным полям деятельности: «Управленческие должности, карьера менеджера», «Профессия и квалификация менеджера», «Роли менеджера», «Профессионализация личности менеджера, конкурентоспособность», «Основные (ин-

Рис. Педагогическая модель контекста решаемых профессиональных ситуаций, проблем при становления профессиональных компетентностей в профессиональной подготовке менеджеров.

струментальные) компетентности». Контекстом решаемых профессиональных ситуаций, проблем для использования в тестах, деловых играх и тренингах предлагается модель организации как современной сложной и функционирующей в рыночных условиях с экономическими, трудовыми и социальными процессами, где предстоит работать в будущем менеджеру, которая является источником контекста возникающих профессиональных проблем и ситуаций. Данная педагогическая модель призвана обеспечить формирование у обучаемого становление профессиональных компетентностей путём решения профессиональных проблем и ситуаций в условиях целостности и взаимозависимости экономических, трудовых и социальных процессах в организации, а также устранить описательный и абстрактный характер используемых методов активного обучения. В соответствии с данной педагогической моделью контекст решения профессиональных проблем, ситуаций используемый активными методами обучения подбирается отдельно для каждого учебного модуля и каждой учебной дисциплины входящей в состав учебного модуля. Именно компетентности обучающего модуля совместно с контекстом решения профессиональных ситуаций определяет форму (вид) активного обучения - практического или исследовательского кейса, социальной обучающей модели (модели

социального взаимодействия), деловой обучающей игры (имитационно-игровой модели) и содержание квазипрофессиональной и учебно-профессиональной деятельности. Обучаемый, осваивая решение профессиональных проблем, ситуаций в контексте - условиях экономических, трудовых, социальных и других процессов в организации вовлекается в активную позицию и через квазипрофессиональную и учебно-профессиональную деятельность происходит становление профессиональной компетентности. В соответствии с предложенной педагогической моделью, контекст решаемых ситуаций и проблем, квазипрофессиональной и учебно-профессиональной деятельности, для учебных модулей выглядит следующим образом, например:

Учебный модуль «Профессия и квалификация менеджера». Контекст модуля - профессиональные проблемы и ситуации в динамическом и социальном содержании профессии и квалификации менеджера в современных организациях. Квазипрофессиональная деятельность включает в себя наличие в учебных программах профессиональной подготовки деловых обучающих игр (имитационно-игровых моделей) создающих различные ситуации при выборе обучающимся различных образовательных программ профессиональной подготовки, образовательных маршрутов получения квалификации менеджера и предлагаемые

В ПОМОЩЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЮ ВУЗА

Е.В. Колесов

обучающимся для принятия решений. Учебно-профессиональная деятельность включает в себя задание на учебно-ознакомительную практику по ознакомлению с работой менеджеров различной квалификации в организации.

Учебный модуль «Управленческие должности, карьера менеджера». Контекст модуля - организационные структуры управления организацией и профессиональные проблемы, ситуации исполнения должностных обязанностей на разных управленческих должностях в соответствии с горизонтальным и вертикальным разделением управленческого труда. Профессиональные проблемы и ситуации реализации карьеры менеджеров. Квазипрофессиональная деятельность включает в себя наличие в учебных программах профессиональной подготовки социально - обучающих моделей имитирующих различные ситуации, возникающие при исполнении профессиональных обязанностей, при реализации профессиональной карьеры менеджера и которые предлагаются обучающимся для решения. Учебно-профессиональная деятельность включает в себя задания на производственную и преддипломную практику предусматривающую знакомство с работой менеджеров на различных управленческих должностях, реализацией профессиональной карьеры менеджеров.

Учебный модуль «Роли менеджера». Контекст модуля - профессиональные проблемы и ситуации связанные с исполнением ролей менеджера в организации. Квазипрофессиональная деятельность включает в себя наличие в учебных программах профессиональной подготовки комплекса обучающих кейсов и социальных обучающих моделей имитирующих различные ситуации возникающие при исполнении менеджерами различных профессиональных ролей и которые предлагаются обучающимся для решения. Учебно-профессиональная деятельность включает в себя задания на производственную практику предусматривающую знакомство с исполнением профессиональных ролей менеджерами в организации.

В итоге: профессиональная подготовка компетентных менеджеров должна предусматривать обучение способности принятия решений профессиональных ситуаций и проблем, принятию определённой позиции при принятии решений. В большинстве своём, применяемые активные формы обучения решению практических ситуаций и проблем - кейсы, деловые игры и другие носят иллюстративный и абстрактный характер.

Для становления профессиональной компетентности менеджера посредством обучения решению проблем и ситуаций, в качестве педагогического средства предложено использовать методологию контекстного обучения.

Сформирована педагогическая модель контекста решаемых профессиональных проблем, ситуаций для использования в квазипрофессиональной и учебно-профессиональной деятельности освоения содержания и становления профессиональных компетентностей в профессиональной подготовке менеджеров. Педагогическая модель включает в себя разработанную модель профессиональной деятельности менеджера, где востребованные профессиональные компетентности менеджера сгруппированы в отдельные учебные модули по профессиональным полям деятельности и где в качестве контекста используется модель организации как современной, сложной и действующей в рыночных условиях с экономическими, трудовыми и социальными процессами и где предстоит работать менеджерам.

Согласно представленной педагогической модели, необходимо:

Изначально проводить обучение менеджеров на модели организации представляющую современную сложную действующей в рыночных условиях с экономическими, трудовыми и социальными процессами где предстоит работать менеджерам как контекст будущей профессиональной деятельности.

Квазипрофессиональная и учебно-профессиональная деятельность (активные методы обучения - кейсы, деловые и ролевые игры, тренинги и другие практические учебные действия) должны жёстко исходить из контекста проблем и ситуаций:

- как если бы обучающийся находился внутри самой организации;

- становления тех профессиональных компе-тентностей, которые установлены в каждом учебном модуле.

Именно обучающий модуль становления профессиональных компетентностей совместно с контекстом решения профессиональных ситуаций определяет форму (вид) активного обучения -практического или исследовательского кейса, социальной обучающей модели (модели социального взаимодействия), деловой обучающей игры (имитационно-игровой модели).

Практическая направленность подготовки специалистов..,

Обучаемый, осваивая решение профессиональных проблем, ситуаций одной из форм активного обучения в контексте современной сложной организации вовлекается в активную позицию, при этом обеспечивая освоение содержание профессиональной подготовки и становление профессиональной компетентности, профессионального мышления менеджера и профессионализацию личности, преобразование обучаемого в профессионального и конкурентоспособного менеджера.

Библиографический список

1. Компетентностный подход в педагогическом образовании / Под ред. В.А. Козырева, Н.Ф. Радионовой, А.П. Тряпицыной. - СПб.: Изд-

во РГПУ им. Герцена, 2005.

2. Панфилова А.П. Игротехнический менеджмент. - М.: ЗНАНИЕ, 2003.

3. Сборник ситуационных задач, деловых и психологических игр, тестов по курсу «Менеджмент». - М.: Финансы и статистика, 1999.

4. Основы менеджмента. Полное руководство по кейс-технологиям». - СПб.: ПИТЕР, 2004.

5. БордовскийГ.А. Педагогические вести. - 2004.

6. Бцкий А.А. Компетентностный подход и теория контекстного обучения. - М:. Исследовательский центр, 2004.

7. Дулин Ю.Н. Подготовка менеджера. Менеджмент 21 века: проблемы качества. Материалы 4 международной научно-практической, конференции, 15-16 апреля 2004. - СПб.: Книжный дом, 2004.

Е.В. Колесов

ПРАКТИЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ НА ОСНОВЕ МАТЕМАТИЧЕСКИХ МЕТОДОВ АНАЛИЗА ЭКОНОМИКИ

Будем исходить из того, что целью подготовки специалистов в вузе является реальное получение знаний и приобретение навыков их использования в конкретных практических ситуациях для принятия правильных решений в экономической сфере деятельности. Как уже отмечалось в работе [1], специалист высшей квалификации должен не только знать о существовании каких-либо методов анализа экономических систем, но и уметь использовать их, а на основе полученных количественных оценок делать правильные выводы о состоянии объекта. Например - о финансовой прочности, устойчивости, ликвидности, стабильности, положительной динамике развития или - о соответствующих негативных процессах, которые имеют место в конкретной ситуации, на конкретном предприятии. Результаты анализа должны служить основой конструктивных предложений по корректировке планов и других управленческих решений: назначению сроков, определению объемов инвестиций и т.д.

Ориентация на поиск готовых рекомендаций от консультантов, нанимаемых со стороны, не может превалировать, так как даже в этом случае грамотная формулировка задачи может исходить только от заказчика. Наличие таких тенденций на поиск готовых ответов в мировых информационных ресурсах уже отмечалась в [2] как негатив-

ная и не способствующая развитию творческой активности и познанию сущности явлений.

В связи с вышесказанным, нами в курсах ЭММ и «Информационные технологии» предлагаются конкретные практические работы, реализуемые частично на занятиях, частично - в курсовых проектах. Тематика работ в основном близка специальностям: «Менеджмент», «Финансы и кредит», а также «Математические методы в экономике». В работах рассматриваются задачи управления материальными и финансовыми потоками, а также управление активами и пассивами с целью обеспечения финансовой прочности, устойчивости и т.д. Очевидно, что тематика работ пересекается с дисциплинами «Логистика», «Финансовый менеджмент», «Анализ финансовой и хозяйственной деятельности» и другими, в которых математические модели и методы упоминаются и рассматриваются обзорно и кратко. Опыт практической работы показал, что комплексное использование групп экономико-математических моделей с количественными оценками на всех стадиях обработки информации приобретает конкретный практический смысл и вызывает реальный интерес у студентов, заинтересованных в получении знаний.

Так решение задач управления материальными потоками, созданием и расходованием запа-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.