Научная статья на тему 'Становление корпоративной компетентности выпускника технического вуза'

Становление корпоративной компетентности выпускника технического вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
107
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Становление корпоративной компетентности выпускника технического вуза»

144

Высшее образование в России • № 9, 2008

результатов; психолого-педагогическая грамотность в выстраивании стратегии сотрудничества с родителями с целью обеспечения целостности и преемственности процесса усвоения ребенком простейших физических знаний и социокультурных норм.

На уровне средней общеобразовательной подготовки в системе непрерывного физического образования задачами педагога являются: создание условий, способствующих пониманию учащимися целей и задач изучения физики; формирование материалистического мировоззрения; педагогическая поддержка позитивной мотивации учащихся к познанию новых фактов и физических явлений; поощрение инициативности и самостоятельности школьника; оказание помощи в выборе учащимся индивидуального образовательного маршрута в предметно-ориентированной коммуникативной среде, в процессе формирования и осуществления его самообразовательной деятельности.

Преподаватель вузовского курса общей физики должен создавать педагогические условия для творческой работы студентов,

практического овладения ими методологией и инструментарием физической науки, формирования научного мировоззрения и стиля теоретического мышления, гражданской ответственности за благоприятное развитие природы и общества.

Таким образом, непрерывное обучение физике является ключевым фактором формирования совокупности компетенций личности как деятельностной основы современного общего и профессионального образования.

Литература

1. Филатова Л.О. Развитие преемственности

школьного и вузовского образования в условиях введения профильного обучения в старшем звене средней школы. - М., 2005.

2. См.: Ан А.Ф. Опыт довузовской и инже-

нерной подготовки в системе непрерывного физического образования // Физическое образование в вузах. - 2007. -Т. 13. - № 2.

3. Хуторской А.В. Технология проектирова-

ния ключевых и предметных компетенций // Эйдос. - 2005. - 12 дек. - http:// www.eidos.ru/2005/ 1212.htm

Становление корпоративной компетентности выпускника технического вуза

С. АНДРЕЕВ, доцент А. ЗОТОВ, соискатель Московский государственный индустриальный университет

В условиях глобализации и интернационализации мировой экономики в развитых странах, включая Россию, широкое распространение получила корпоративная форма организации предпринимательской деятельности, которая является сегодня неотъемлемым элементом общественного и экономического развития. Одним из обязательных условий эффективного функционирования корпораций являются профессиональные специалисты, способные успешно осуществлять свою деятельность в условиях корпоративного производства и

системы корпоративного управления, т.е. обладающие корпоративной компетентностью.

Корпоративная компетентность -это способность личности успешно осуществлять свою профессиональную деятельность в условиях корпоративного производства и управления.

В научно-образовательном центре «Профессиональные инновации и компетенции» Московского государственного индустриального университета (ГОУ МГИУ) разработана концепция формирования

Обсуждаем проблему

145

корпоративной компетентности выпускников по образовательному направлению «Экономика и управление» (рис. 1). Для реализации концепции разработан интегра-тивный курс «Основы корпоративной компетентности», предполагающий внедрение нового содержания обучения в образовательную среду вуза без введения дополнительных учебных дисциплин - путем междисциплинарной интеграции и частичной коррекции содержания уже существующих дисциплин и использования современных форм и методов активного обучения.

Структурирование курса выполнялось не по темам, а по модулям, что позволяет использовать модульную систему обучения. При этом осуществляются 73 междисциплинарные связи между 14 модулями содержания курса и 56 темами содержания 8 учебных дисциплин, отобранных в качестве обеспечивающих его реализацию (рис. 2). Интегративный курс нацелен на формирование четырех групповых корпоративных компетенций, включающих 45 структурных компетенций, содержание которых определено на основе опроса работодателей и профессорско-преподавательского состава вуза (рис. 3).

Содержание подготовки менеджеров опирается на методологические основы использования современных технологий активного обучения и предполагает реализацию неимитационных и имитационных (неигровых и игровых) технологий обучения.

К неимитационным технологиям обучения могут быть отнесены: 1) лекция и ее разновидности: проблемная лекция, лекция-беседа, лекция-дискуссия, лекция с применением обратной связи, лекция с разбором кейсов, бинарная лекция; 2) вводная сессия; 3) семинар; 4) реферат, контрольная, курсовая и дипломная работы;

5) практические и лабораторные занятия;

6) индивидуальное консультирование и инструктирование; 7) письменное и устное тестирование; 8) алгоритмизированный контроль знаний; 9) дистанционное и модульное обучение; 10) демонстрация, экспериментальное или исследовательское обучение и др.

Неигровые имитационные технологии

включают: 1) ситуационный анализ (технологии ситуационных задач; технологии ситуационных упражнений; технологии анализа конкретных ситуаций: метод кейс-стади, метод кейсов-казусов, метод инцидентов, метод «информационный лабиринт») и 2) дискуссию (технологии групповой дискуссии, технологии межгрупповой дискуссии).

К игровым имитационным технологиям относятся: 1) метод разыгрывания ситуаций в ролях (инсценировка); 2) интерактивные игры; 3) ролевые игры (сюжетные ролевые игры; сценарные ролевые игры; прямые ролевые игры; стратегические ролевые симуляции); 4) имитационные игры; 5) деловые игры; 6) тренинги (социально-психологический; сенситивный; коммуникативный; корпоративный - функциональный, поведенческий, лидерства, профессиональный, технический/ управленческий).

Становление корпоративной компетентности будущего менеджера в вузе осуществляется посредством организации социально-коммуникативной среды, включающей в себя социальную и коммуникативную составляющие.

Социальная среда становления корпоративной компетентности определяется социальным (корпоративным) целевым ресурсом и факторами его реализации (корпоративными факторами). Социальная среда реализации интегративного курса обеспечивает условия переноса (трансферта) основ, законов и закономерностей корпоративной деятельности менеджера в образовательную среду его профессиональной подготовки. Трансферт корпоративного ресурса в образовательную сферу осуществляется посредством трех блоков социальной среды (обучающего, развивающего и воспитывающего) путем транзакций, т.е. циклов взаимодействия субъектов и объектов, включающих запрос, выполнение задания и представление результатов в режиме диалога. В нашем случае запросом являются потребности личности, общества и государства в становлении корпоративной компетентности кадров для экономики и промышленности; условия удовлетворения запроса в сфере профессиональной подго-

ФАКТОРЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ КОРПОРАТИВНУЮ КОМПЕТЕНТНОСТЬ

• Комплекс норм поведения, философии, идеологии и ценностных ориентации -организации, бездоказательно принимаемый всеми ее членами и задающий общие рамки коммуникации

• Система коммуникаций, функционирующая и осуществляемая внутри организации, а также

между организацией и ее средой

• Отождествленность сотрудниками или организационными структурами себя как части организации с признанием ее философии, норм и правил поведения

• Совокупность средств, идентифицирующих -

принадлежность к конкретной организации и отличающих ее от конкурентов

Рис. 1.

• Концепция управления, позволяющая идентифицировать организацию; краткое выражение содержания корпоративной философии; накопленные организацией ценности, стиль, подходы к принятию решения

КОРПОРАТИВНАЯ МИССИЯ

• Целенаправленно сформированный образ

организации, оказывающий эмоционально -психологическое воздействие, как во внешней, так и во внутренней организационной среде

I

КОРПОРАТИВНЫЙ ИМИДЖ

• Порядок взаимоотношений между субъектами и объектами корпоративной системы управления в соответствии с ее целями, задачами, принципами и спецификой

КОРПОРАТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ

• Комплекс принимаемых организацией и разделяемых ее сотрудниками концептуальных и смысловых принципов, доминирующих ценностей, понятий и убеждений; основополагающая идея организации

КОРПОРАТИВНАЯ ФИЛОСОФИЯ

КОРПОРАТИВНАЯ КУЛЬТУРА

КОРПОРАТИВНЫЕ КОММУНИКАЦИИ

о-

о

КОРПОРАТИВНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ

КОРПОРАТИВНЫЙ ДИЗАЙН

Сн

9

9

КОРПОРАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ С?

Способность успешно осуществлять профессиональную деятельность в среде корпоративно-то производства и управления

(^КОРПОРАТИВНАЯ АДАПТАЦИЯ

КОРПОРАТИВНАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ

Процесс приспособления лично-: **сти или социальной группы к кор-; 'оперативной культуре, коллективу,: условиям трудовой деятельности

Процесс становления личности, ¿¡ усвоения индивидом ценностей,: норм, установок и поведения, йй^присущих данной корпорации

ПРИНЦИП ОПЕРЕЖЕНИЯ

| ПРИНЦИП ' ЭФФЕКТИВНОСТИ

ПРИНЦИП | ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТИ

I ПРИНЦИП ' РЕГИОНАЛЬНОСТИ

ПРИНЦИП СИСТЕМНОСТИ

• Подход к корпоративной компетентности как системе, включающем взаимосвязанные составляющие, коррекция которых отразится на состоянии всей системы

ПРИНЦИП ЦЕЛОСТНОСТИ

I

• Комплексный подход к формированию корпоративной компетентности, осознание ее целостности, формирующееся под влиянием социальных, экономических, институциональных и психологических факторов

ПРИНЦИП НАУЧНОСТИ

I

• Использование в процессе оценки, проектирования, формирования и коррекции корпоративной компетентности методов научного анализа, применение современных научных знаний и технологий

ПРИНЦИП ИСТОРИЧНОСТИ

• Корпоративная компетентность формируется в конкретном времени и в конкретной социальной среде под влиянием конкретных исторических условий

• Формирование корпоративной компетентности

осуществляется заблаговременно и предполагает саморазвитие личности

• Достижение в процессе формирования корпоративной

компетентности заранее предусмотренного результата

• Формирование корпоративной компетентности происходит с учетом стратегических и тактических целей

предприятия и соответствует корпоративной философии

• Формирование корпоративной компетентности осуществляется с учетом местных, региональных,

национальных условий, особенностей менталитета, особенностей восприятия и предпочтений

ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОРПОРАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ

Обсуждаем проблему

147

148

Высшее образование в России • № 9, 2008

Рис. 3. Модель содержания интегративного курса «Основы корпоративной

компетентности »

товки специалистов в вузе обеспечиваются социальной средой интегративного курса, а сам процесс становления компетентности осуществляется посредством реализации коммуникативной среды интегративного курса.

Коммуникативная среда становления корпоративной компетентности определяет способы достижения цели и отвечает за перенос освоенных знаний, умений и навыков студента в корпоративную деятельность менеджера. Реализация коммуникативной среды осуществляется посредством представленных выше условий и содержания обучения через технологии активного обучения и обеспечивает единое коммуникативное поле: 1) активное взаимодействие его участников, 2) насыщение информационных потоков курса соответствующим содержанием, 3) целостность курса как педагогической системы, 4) преемственность и согласованность всех этапов и структурных элементов курса.

Реализация социально-коммуникатив-

ной образовательной среды становления корпоративной компетентности будущего менеджера в вузе осуществляется в рамках контекстного обучения, в котором динамически моделируется предметное и социальное содержание его профессиональной деятельности. Согласно теории контекстного обучения (А.А. Вербицкий), усвоение социального опыта осуществляется в процессе обучения, при этом переход от познавательной деятельности студента к профессиональной деятельности специалиста выполняется путем реализации модели движения его деятельности от собственно учебной деятельности (в форме лекции) через квазипрофессиональную (игровые формы) и учебно-профессиональную (научно-исследовательская работа, производственная практика) к собственно профессиональной деятельности. Таким образом обеспечиваются условия трансформации учебной деятельности студента в профессиональную деятельность менеджера в условиях корпоративной среды.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.