Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ ГОСТИНИЧНОГО ХОЗЯЙСТВА'

ФОРМИРОВАНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ ГОСТИНИЧНОГО ХОЗЯЙСТВА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
119
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНКУРЕНЦИЯ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / УСЛУГА / ГОСТИНИЧНЫЙ БИЗНЕС / КОНКУРЕНТНОЕ ПРЕИМУЩЕСТВО / COMPETITION / COMPETITIVENESS / SERVICE / HOTEL BUSINESS / COMPETITIVE ADVANTAGE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Семейко Е.В., Ясенок С.Н.

В статье проведено исследование процесса формирования конкурентоспособности предприятий гостиничного бизнеса. Определены факторы, определяющие оперативный, тактический и стратегический уровни конкурентоспособности. Сформулированы основные направления повышения конкурентоспособности в стратегической перспективе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF COMPETITIVENESS OF ENTERPRISES HOTEL FACILITIES

The article studies the process of formation of the competitiveness of hotel business enterprises. The factors determining the operational, tactical and strategic levels of competitiveness are determined. The main directions of increasing competitiveness in a strategic perspective are formulated.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ ГОСТИНИЧНОГО ХОЗЯЙСТВА»

УДК 004.02:004.5:004.9

Семейко Е.В. студент магистратуры 2 курса кафедры международного туризма и гостиничного бизнеса Институ экономики и управления Белгородского государственного национального исследовательского университета

РФ, г. Белгород Ясенок С.Н. РФ, г. Белгород

ФОРМИРОВАНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ ГОСТИНИЧНОГО ХОЗЯЙСТВА

Аннотация: В статье проведено исследование процесса формирования конкурентоспособности предприятий гостиничного бизнеса. Определены факторы, определяющие оперативный, тактический и стратегический уровни конкурентоспособности. Сформулированы основные направления повышения конкурентоспособности в стратегической перспективе.

Ключевые слова: конкуренция, конкурентоспособность, услуга, гостиничный бизнес, конкурентное преимущество.

Semeiko E.V. 2 year master student Department of international tourism and hotel business Institute of Economics and Management, Belgorod State National

Research University Russian Federation, Belgorod Yasenok S.N. Russian Federation, Belgorod

FORMATION OF COMPETITIVENESS OF ENTERPRISES

HOTEL FACILITIES

Abstract: The article studies the process of formation of the competitiveness of hotel business enterprises. The factors determining the operational, tactical and strategic levels of competitiveness are determined. The main directions of increasing competitiveness in a strategic perspective are formulated.

Key words: competition, competitiveness, service, hotel business, competitive advantage.

Постановка проблемы в общем виде. Деятельность предприятий гостиничного хозяйства является системообразующим элементом индустрии туризма и стимулирует развитие смежных отраслей, прежде всего развитие строительства и торговли, способствует созданию новых рабочих мест. Это дает основание утверждать, что именно они обладают способностью генерировать мультипликативный эффект воздействия на смежные отрасли национальной экономики.

Развитие рыночных отношений и углубления конкурентной борьбы на рынке создают высокие требования к деятельности предприятий сферы гостеприимства. Надо отметить, что отечественный рынок гостиничных услуг характеризуется не только недостаточным количеством отелей, но и ограниченностью их типов, отсутствием соответствующей инфраструктуры и качества обслуживания.

В таких условиях важной проблемой является формирование адекватного восприятия конкурентных угроз и преимуществ, вызванных острой конкурентной борьбой, нестабильным спросом, изменение требований к качеству, количеству и видам услуг. Для этого следует постоянно изучать и анализировать поведение предприятий-конкурентов на рынке, формировать соответствующую стратегию деятельности и за счет этого сформировать необходимый уровень конкурентоспособности отрасли. Анализ последних исследований и публикаций. Вопросами, связанными с функционированием отелей и анализом их деятельности занимаются такие ученые, как, например, Г. Яковлев, Э. Балашова, А. Кусков, А. Медик, В. Кохненко, А. Любицева, Х. Роглев, М. Мальская. Проблемам определения стратегических направлений повышения конкурентоспособности предприятий посвящен ряд научных исследований таких известных авторов, как, например, М. Портер, Ф. Котлер, Ж.Ж. Ламбен, И. Зулькарнаев, Л. Ильясова, И. Азов, Р. Фатхутдинов, И. Лифиц, И. Спиридонов.

Целью статьи является исследование процесса формирования конкурентоспособности предприятий гостиничного бизнеса и факторов, влияющих на нее в стратегической перспективе.

Изложение основного материала исследования.

Конкурентоспособность - сложная, но одновременно необходимое условие успешного функционирования в системе рыночного хозяйствования. При этом нужно отметить, что она является понятием относительным и выявить ее можно только среди группы предприятий. Эта группа формируется согласно с наличием в них определенных признаков:

1) вхождение в единый региональный рынок деятельности или его определенный сегмент;

2) наличие соответствующей структуры и ассортимента услуг;

3) сопоставимость фаз жизненного цикла предприятия и основных стратегических целей развития.

Конкурентоспособность предприятия достигается при длительной и безупречной работе на рынке. Предприятие, работающее длительный период времени, имеет существенные преимущества перед вновь созданным предприятием или тем, работающая на рынке короткий промежуток времени. Иными словами, конкурентоспособность предприятия определяют ее конкурентные преимущества. Однако нужно отметить, что сфера гостиничной индустрии характеризуется жесткой конкуренцией на рынке, которая обусловлена бурным развитием гостиничных услуг. В зависимости от уровня использования собственного потенциала отдельные предприятия уступают или улучшают достигнутые перед этим позиции, соответственно, уменьшая или повышая степень собственной конкурентоспособности. Поэтому конкурентоспособность определяется не только наличием конкурентных преимуществ, но и динамикой приспособления предприятия к изменению условий внешней среды. С этой стороны основное внимание сосредотачивается на способности предприятия в максимально короткие сроки и наиболее рациональным образом привести свою внутреннюю среду в соответствие с внешних условий, непрерывно изменяются, обеспечивая в процессе адаптации поддержку и развитие конкурентных преимуществ, которые уже есть в наличии, а также создание новых. Поэтому определено, что конкурентоспособности предприятия сферы гостеприимства свойственен временной характер (динамичность). Это означает, что ее уровень, достигнутый в отдельный промежуток времени, не может быть долгосрочной характеристикой рыночной позиции и стимулирует предприятия стремиться в максимально короткие сроки реализовать все благоприятные рыночные возможности и избежать угроз, которые возникают во внешней среде. Итак, основными задачами в сфере гостиничного бизнеса становятся создание конкурентных преимуществ и повышения конкурентоспособности, поиск новых путей развития, обновления собственной политики с учетом динамичного рынка гостиничных услуг, развивается.

На основе проведенного анализа предлагается под конкурентоспособностью предприятия понимать систему взаимосвязанных экономических и организационных характеристик предприятия, которые обеспечивают конкурентные преимущества на рынке и позволяют быстро адаптироваться к изменениям внешней среды. Учитывая динамизм, характерный для внешней среды предприятия, различают разные уровни конкурентоспособности. Прежде всего нужно иметь способность успешно вывести на рынок услуги предприятия и получить при этом прибыль. Такая конкурентоспособность характерна для тактического уровня, закладывает основы для формирования и поддержания следующих уровней. Оперативный уровень характеризуется возможностью предприятия в определенный период времени выполнять свои текущие и долгосрочные

обязательства. Для достижения же своих стратегических целей предприятие должно оставаться на рынке долгое время, а для этого его целью должно стать стратегический уровень конкурентоспособности. Любой уровень конкурентоспособности предприятия, согласно теории конкурентного преимущества, обеспечивается наличием двух видов его конкурентных преимуществ: преимуществами в умении и преимуществами в ресурсах. Преимущества в умении оговариваются эффективностью работы всех функциональных подразделений, инициативностью работников, наличием «ноу-хау» в исследованиях и проектировании и тому подобное. Уровень преимуществ в ресурсах определяется кадровым составом и квалификацией работников, структурой собственных и привлеченных финансовых средств, наличием системы научно-технической и коммерческой сотрудничества. По сравнению с коммерческая конкурентом, конечному который конечный занимает мероприятий наилучшую места позицию обеспечивающие на особенности рынке отличительным или относятся в первой конкретном поставка сегменте, предоставление предприятие предприятия пытается представлено получить представляют преимущество, прибыли которое продвижении называют производитель относительной. Она процесс является развивающейся внутренней разделение и разделении внешней. Внешняя распределение базируется распределением на розничной свойствах связанные услуг, связаны являющихся системе ценными системы для сопровождаются покупателя спроса и степени имеют также целью товаров наиболее только полное торгового удовлетворение торговых его увязать потребности. Такое удобством преимущество управление увеличивает услуг «рыночную установление силу» уходящие предприятия, факторов то целом есть широкого его экономическая способность элемент заставить элементов рынок элементы принять этапом высокую этом цену являясь и активную при более этом внешней не внутренней обязательно воздействие обеспечивает воздействуют соответствующее деятельности качество зависимости [2]. Внутренняя заключение конкурентное закупочной преимущество изыскание основывается информационное на коммерческая превосходстве конечному в конечный отношении мероприятий расходов, места является обеспечивающие «ценностью особенности для отличительным предприятия» относятся из-за первой увеличения поставка его предоставление производительности. Она предприятия обеспечивает представлено ему представляют большую прибыли устойчивость продвижении к производитель снижению процесс цены развивающейся продажи, разделение которая разделении навязана распределение рынком распределением или розничной конкурентами, связанные и связаны высокую системе рентабельность

Если сопровождаются оценивать спроса конкурентоспособность степени предприятия также на товаров тактическом только и торгового

оперативном торговых уровнях, увязать то удобством нужно управление назвать услуг следующие установление характеристики:

- факторов расширение целом предлагаемого широкого в экономическая отеле элемент ассортимента элементов услуг, элементы обеспечение этапом материально-технической этом базы являясь по активную их более предоставления;

- внутренней уникальность воздействие отеля: воздействуют расположение, деятельности уникальные зависимости услуги, заключение предоставляемые закупочной предложения изыскание и информационное тому коммерческая подобное;

- конечный эффективность мероприятий процесса места бронирования, обеспечивающие продажи особенности услуг отличительным и относятся предлагаемого первой сервиса;

- предоставление используемые предприятия формы представлено поощрения представляют клиентов прибыли и продвижении влияния производитель на процесс них развивающейся [1].

Однако разделение не разделении каждое распределение из распределением приведенных розничной преимуществ связанные может связаны обеспечить системе стратегический системы уровень сопровождаются конкурентоспособности. Так, спроса наличие степени трудовых также ресурсов товаров в только предприятия, торгового с торговых помощью увязать которых удобством оно управление может услуг устойчиво установление обеспечивать уходящие высокую факторов конкурентоспособность, целом является широкого лишь экономическая основой элемент для элементов достижения элементы высшего этапом уровня, этом которую являясь нужно активную эффективно более использовать. В внешней литературе внутренней приводят воздействие такие воздействуют требования, деятельности которым зависимости должны заключение отвечать закупочной конкурентные изыскание преимущества, информационное чтобы коммерческая считаться конечному стратегическим конечный фактором мероприятий успеха:

- обеспечивающие обеспечивать особенности уникальность отличительным собственной относятся марки первой по поставка сравнению предоставление с предприятия конкурирующими представлено течение представляют длительного прибыли времени, продвижении для производитель чего процесс сильные развивающейся стороны разделение конкретного разделении предприятия распределение сопоставляются распределением со розничной слабостями связанные конкурента

- системе удовлетворять системы специфические сопровождаются потребности спроса клиента;

- также строиться товаров на только специфических торгового свойствах торговых и увязать ресурсах удобством по управление сравнению услуг с установление конкурентами уходящие и факторов на целом тех

широкого свойствах, экономическая которые элемент трудно элементов или элементы невозможно этапом имитировать.

Изучение этом и являясь анализ активную стратегических более характеристик внешней конкурентоспособности внутренней организации воздействие гостиничной воздействуют сферы деятельности позволил зависимости сгруппировать заключение их закупочной по изыскание таким информационное составляющим.

1. Инвестиционная коммерческая составляющая конечному инноваций. Инновационное конечный развитие мероприятий гостиничной места сферы обеспечивающие является особенности изменением отличительным основных относятся условий, первой факторов поставка и предоставление элементов предприятия инновационной представлено деятельности, представляют превращается прибыли в продвижении устойчивый производитель механизм, процесс позволяющий развивающейся обеспечивать разделение эффективность разделении и распределение конкурентоспособность распределением гостиничных розничной услуг связанные преимущественно связаны за системе счет системы внедрения сопровождаются нововведений. Как спроса правило, степени их также инновационная товаров деятельность только сосредоточена торгового в торговых сфере увязать обеспечения удобством материально-технических управление условий услуг предоставления установление гостиничных уходящие услуг факторов клиентам целом и широкого расширение экономическая ассортимента элемент услуг элементов на элементы территории этапом гостиничного этом комплекса.

Инновационная являясь деятельность активную предприятий более сферы внешней гостиничного внутренней бизнеса воздействие неразрывно воздействуют связана деятельности с зависимости инвестиционным заключение развитием, закупочной то изыскание есть информационное происходит коммерческая непрерывное конечному формирование конечный и мероприятий использование места инвестиционных обеспечивающие ресурсов особенности для отличительным достижения относятся оперативных первой и поставка стратегических предоставление целей предприятия в представлено их представляют экономической прибыли деятельности. Специфика продвижении инвестиционного производитель развития процесс гостиниц развивающейся проявляется разделение в разделении том, распределение что распределением реальные розничной инвестиции связанные носят связаны капиталоемкий системе характер системы в сопровождаются форме спроса нового степени строительства. Также также оказывается товаров зависимость только процессов торгового модернизации торговых и увязать реконструкции удобством гостиничных управление зданий услуг от установление моды уходящие и факторов авторских целом эксклюзивных широкого решений

экономическая с элемент точки элементов зрения элементы дизайна этапом

[5].

На этом региональном являясь уровне активную инновационно-инвестиционное более развитие внешней хозяйствующих внутренней субъектов воздействие гостиничного воздействуют бизнеса деятельности зависит зависимости от заключение эффективности закупочной функционирования изыскание регионального информационное туристического коммерческая рынка, конечному а конечный также мероприятий государственной места и обеспечивающие региональной особенности поддержки. Для отличительным активизации относятся этих первой процессов поставка необходимо предоставление усилить предприятия ассоциативные представлено взаимосвязи представляют туристических прибыли и продвижении гостиничных производитель предприятий процесс на развивающейся региональном разделение и разделении государственном распределение уровнях распределением и розничной ввести связанные интегрированную связаны ассоциации системе рекреационно-туристического системы межотраслевого сопровождаются комплекса, спроса целью степени которой также будет товаров развитие только приоритетных торгового направлений торговых туризма увязать в удобством регионе.

2. Уникальность управление территориального услуг расположения, установление предложений уходящие и факторов обслуживания.

3. Оценка целом эффективности широкого продаж экономическая гостиничных элемент услуг, элементов процесса элементы бронирования этапом и этом сервиса. Эта являясь составляющая активную требует более постоянной внешней оценки внутренней эффективности воздействие продаж воздействуют и деятельности сервиса, зависимости стремление заключение к закупочной их изыскание улучшению, информационное поощрения коммерческая результатов конечному сотрудников, конечный ведение мероприятий статистики места входящих обеспечивающие звонков. Оценка особенности эффективности отличительным процесса относятся продаж первой гостиничных поставка услуг предоставление -предприятия первый представлено шаг представляют к прибыли долгосрочному продвижении успеху. Вследствие производитель формирования процесс механизма развивающейся зависимости разделение вознаграждений разделении сотрудников распределение от распределением продажи розничной будет связанные расти связаны их системе заинтересованность системы в сопровождаются увеличении спроса продаж степени услуг также гостиницы.

4. В товаров составляющей только открытости торгового нами торговых отнесены увязать необходимость удобством развития управление инфраструктуры услуг отеля установление для уходящие увеличения факторов посещения целом местными широкого жителями экономическая

на элемент территории элементов отеля элементы мест этапом осуществления этом дополнительных являясь услуг активную с более целью внешней организации внутренней деловых воздействие и воздействуют личных деятельности встреч, зависимости ресторан заключение и закупочной культурно-развлекательных изыскание центров.

5. Стратегическое информационное развитие коммерческая составляющей конечному клиентоориентированности конечный предприятия мероприятий гостиничного места бизнеса обеспечивающие и особенности лояльности отличительным клиентов. Необходимо относятся определить первой непосредственно поставка для предоставление гостиницы предприятия и представлено ее представляют сотрудников прибыли смысл продвижении понятий производитель «клиентоориентированность» процесс и развивающейся «лояльность разделение клиентов», разделении проанализировать распределение информацию распределением о розничной клиентах, связанные выделить связаны целевую системе аудиторию, системы разбить сопровождаются клиентов спроса на степени группы также и товаров на только этой торгового основе торговых построить увязать собственную удобством стратегию управление ведения услуг бизнеса установление [4].

При уходящие этом факторов для целом каждой широкого группы экономическая можно элемент будет элементов предложить элементы свои этапом формы этом поощрения, являясь продумать активную инструменты более влияния внешней на внутренней целевую воздействие аудиторию, воздействуют будут деятельности зависеть зависимости от заключение конкурентной закупочной среды, изыскание категории информационное отеля, коммерческая пропускной конечному способности конечный и мероприятий тому места подобное. Для обеспечивающие каждого особенности предприятия отличительным решения относятся могут первой быть поставка индивидуальными предоставление с предприятия учетом представлено анализа представляют имеющегося прибыли опыта продвижении предприятий, производитель близких процесс по развивающейся типу. Далее разделение выбираются разделении наиболее распределение эффективные распределением из розничной проанализированных связанные мероприятий, связаны проводится системе оценка системы их сопровождаются эффективности спроса и степени программа также лояльности товаров корректируется только с торгового учетом торговых того, увязать какие удобством средства управление оправдали услуг себя, установление а уходящие какие факторов нет. В целом принципе широкого этот экономическая метод элемент можно элементов считать элементы циклическим, этапом поскольку этом условия являясь рынка активную постоянно более меняются, внешней в внутренней частности воздействие изменяются воздействуют количество деятельности конкурентов зависимости и заключение запросы закупочной клиентов.

Поэтому изыскание программа информационное лояльности коммерческая требует конечному постоянного конечный внимания, мероприятий как места и обеспечивающие любая особенности работа отличительным с относятся гостями первой предприятии, поставка считает предоставление себя предприятия клиентоориентированным представлено [3].

6. 1Т-оптимизация представляют организации прибыли гостиничного продвижении бизнеса производитель требует процесс создания развивающейся корпоративной разделение информационной разделении системы, распределение предназначенной распределением для розничной автоматизации связанные ведения связаны бизнеса, системе в системы частности сопровождаются для спроса повышения степени уровня также продаж, товаров оптимизации только маркетинга торгового и торговых улучшения увязать обслуживания удобством клиентов управление путём услуг сохранения установление информации уходящие о факторов клиентах целом и широкого истории экономическая взаимоотношений элемент с элементов ними, элементы установления этапом и этом улучшения являясь бизнес-процедур активную и более последующего внешней анализа внутренней результатов. Кроме воздействие того, воздействуют для деятельности получения зависимости конкурентных заключение преимуществ закупочной гостиницы изыскание могут информационное использовать коммерческая базовые конечному конкурентные конечный стратегии: мероприятий лидерство места в обеспечивающие издержках, особенности дифференциация отличительным и относятся фокусирование первой [6]. Для поставка использования предоставление стратегии предприятия лидерства представлено в представляют издержках прибыли наиболее продвижении приспособленными производитель сетевые процесс гостиничные развивающейся предприятия, разделение за разделении счет распределение стандартизации, распределением унификации, розничной организации связанные оптовых связаны закупок системе продуктов, системы оборудования сопровождаются и спроса расходных степени материалов также могут товаров значительно только снизить торгового расходы. Стратегия торговых фокусирования увязать на удобством определенных управление группах услуг потребителей установление и уходящие предоставление факторов услуг, целом отвечающих широкого их экономическая индивидуальным элемент потребностям элементов могут элементы применять этапом индивидуальные этом отеле. При являясь этом активную каждое более предприятие внешней должно внутренней принять воздействие решение воздействуют об деятельности узкой зависимости или заключение широкой закупочной специализации.

То изыскание есть информационное предоставлять коммерческая обычный конечному набор конечный услуг мероприятий или места фокусироваться обеспечивающие на особенности определенных отличительным группах относятся потребителей первой в поставка

зависимости предоставление от предприятия их представлено возраста, представляют цели прибыли приезда, продвижении стиля производитель жизни. Стратегия процесс дифференциации развивающейся предполагает разделение выделение разделении услуг распределение предприятия распределением из розничной общей связанные массы связаны аналогичных системе предложений системы за сопровождаются счет спроса более степени высокого также качества товаров и только эксклюзивности. Наиболее торгового распространенными торговых направлениями увязать дифференциации удобством в управление гостиничном услуг бизнесе установление является уходящие дифференциация факторов по целом месту широкого расположения экономическая гостиницы, элемент исторической элементов ценностью элементы здания этапом отеля, этом спектром являясь имиджем, активную по более состоянию внешней материально-технические внутренней базы, воздействие персоналом, воздействуют качеством деятельности питания, зависимости программой заключение поощрения закупочной постоянных изыскание клиентов. Эффективное информационное использование коммерческая стратегии конечному дифференциации конечный может мероприятий обеспечить места предприятию обеспечивающие гостиничной особенности сферы отличительным необходимый относятся уровень первой продаж поставка и предоставление прибыли предприятия даже представлено на представляют высококонкурентном прибыли гостиничном продвижении рынке. дифференциация производитель гостиничных процесс услуг развивающейся сокращает разделение прямую разделении конкуренцию, распределение затрудняет распределением сравнение розничной услуг связанные между связаны собой системе и системы позволяет сопровождаются предприятию спроса стать степени уникальным также в товаров своем только сегменте, торгового устанавливая торговых такую увязать цену удобством за управление услугу, услуг покроет установление все уходящие расходы факторов и целом обеспечит широкого необходимую экономическая рентабельность элемент продаж.

Выводы. Итак, элементов на элементы конкурентоспособность этапом предприятий этом гостиничного являясь бизнеса активную влияет более множество внешней факторов: внутренней расположение, воздействие номерной воздействуют фонд, деятельности звездность, зависимости инфраструктура, заключение материально-техническое закупочной состояние, изыскание стоимость информационное номера, коммерческая наличие конечному памятников конечный и мероприятий тому места подобное. Но обеспечивающие все особенности вышеперечисленные отличительным факторы относятся обеспечивают первой лишь поставка оперативный предоставление и предприятия тактический представлено уровни конкурентоспособности. Необходимым же условием стратегической конкурентоспособности заведения является

внедрение инновационных решений. Именно конкуренция является стимулом появления новых идей и влияет на действия производителей гостиничных услуг. В таких условиях конкурентоспособность можно обеспечить только при условии комплексного подхода к формированию конкурентных преимуществ на основе новых методов управления, современных технологий, квалифицированного персонала и высокого уровня сервиса.

Использованные источники

1. Балабанова, Л. В Маркетинг: учебник / Л. В. Балабанова. - М.: Знание-пресс, 2016. - 640 с.

2. Должанский, И. С. Конкурентоспособность гостиниц: учеб. пособие. / И. С. Должанский. -М.: Центр учебной литературы,2015. - 384 с.

3. Голубков, Е. П. Изучение конкурентов и завоевание преимуществ в конкурентной борьбе / Е. П. Голубков // Маркетинг в России и за рубежом.

- 2009. - с. 27-43.

4. Долинская, В. Г. Маркетинг и конкурентоспособность промышленной продукции / В. Г. Долинская, И. А. Соловьев. - М.: Изд-во стандартов, 2007.

- 128 с.

5. Мартыненко, Н. Н. Стратегический менеджмент: учебник / Н. Н. Мартыненко, И. А. Игнатьева. - К. : Каравелла, 2008. - 320 с.

6. Фатхутдинов, Р. А. Менеджмент конкурентоспособности товара / Г. А. Фатхутдинов. - М. : Бизнес-школа, 2011. - 64 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.