Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И ПРАВА НА ИНФОРМАЦИЮ В СОВРЕМЕННОМ ЦИФРОВОМ ПРОСТРАНСТВЕ: РИСКИ И ЮРИДИЧЕСКОЕ ПРОГНОЗИРОВАНИЕ'

РАЗВИТИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И ПРАВА НА ИНФОРМАЦИЮ В СОВРЕМЕННОМ ЦИФРОВОМ ПРОСТРАНСТВЕ: РИСКИ И ЮРИДИЧЕСКОЕ ПРОГНОЗИРОВАНИЕ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
452
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ПРАВО НА ИНФОРМАЦИЮ / КОММУНИКАЦИОННОЕ ПРОСТРАНСТВО / ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА / ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / NFORMATION TECHNOLOGIES / RIGHT TO INFORMATION / COMMUNICATION SPACE / NETWORK ECONOMY / LEGAL REGULATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Полякова Т.А.

В статье рассматриваются вопросы развития информационных технологий и права на информацию в условиях формирования цифровой экономики, цифровизации государственного управления, глобализации цифрового про- странства. Проведен анализ актуальных правовых рисков и угроз в области правового обеспечения информационной безопасности. Автором сделан акцент на тенденции перехода к национальным проектам для реализации документов стратегического планирования и необходимости фундаментальных правовых исследований в области юридического прогнозирования в условиях цифровизации и трансформации права и его значение в нормотворческом процессе

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF INFORMATION TECHNOLOGIES AND RIGHT TO INFORMATION IN MODERN DIGITAL SPACE: RISKS AND LEGAL FORECASTING

This article discusses the development of information technologies and the right to information within the emerging Network economy, digitalization of public administration, the globalization of the digital space. The analysis of current legal risks and threats in the range of legal support of information security has been carried out. The article author focuses on the trend of transition to national projects for the purpose of strategic planning documents and the need for fundamental legal research in the range of legal forecasting in the conditions of digitalization and transformation of law and its importance in the law- making process.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И ПРАВА НА ИНФОРМАЦИЮ В СОВРЕМЕННОМ ЦИФРОВОМ ПРОСТРАНСТВЕ: РИСКИ И ЮРИДИЧЕСКОЕ ПРОГНОЗИРОВАНИЕ»



УДК 349:681

Полякова Т.А.,

доктор юридических наук, и.о. заведующего сектором информационного права и международной информационной безопасности Института государства и права Российской академии наук,

Заслуженный юрист РФ

РАЗВИТИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И ПРАВА НА ИНФОРМАЦИЮ В СОВРЕМЕННОМ ЦИФРОВОМ ПРОСТРАНСТВЕ: РИСКИ И ЮРИДИЧЕСКОЕ ПРОГНОЗИРОВАНИЕ1

В статье рассматриваются вопросы развития информационных технологий и права на информацию в условиях формирования цифровой экономики, цифровизации государственного управления, глобализации цифрового пространства. Проведен анализ актуальных правовых рисков и угроз в области правового обеспечения информационной безопасности. Автором сделан акцент на тенденции перехода к национальным проектам для реализации документов стратегического планирования и необходимости фундаментальных правовых исследований в области юридического прогнозирования в условиях цифровизации и трансформации права и его значение в нормотворческом процессе. Ключевые слова: информационные технологии, право на информацию, коммуникационное пространство, цифровая экономика, правовое регулирование

Polyakova T.,

Doctor of Law, Acting Head of the Section of Information Law and International Information Security of the Institute of State and Law of the Russian Academy of Sciences, Honored Lawyer of the Russian Federation

DEVELOPMENT OF INFORMATION TECHNOLOGIES AND RIGHT TO INFORMATION IN MODERN DIGITAL SPACE: RISKS AND LEGAL FORECASTING

This article discusses the development of information technologies and the right to information within the emerging Network economy, digitalization of public administration, the globalization of the digital space. The analysis of current legal risks and threats in the range of legal support of information security has been carried out. The article author focuses on the trend of transition to national projects for the purpose of strategic planning documents and the need for fundamental legal research in the range of legal forecasting in the conditions of digitalization and transformation of law and its importance in the lawmaking process.

Keywords: information technologies, right to information, communication space, Network economy, legal regulation

В современном цифровом мире, а это уже реальность нашего времени, возникает огромный пласт вопросов о том, какие изменения происходят в информационной сфере в условиях экспоненциального развития новых информационных технологий, становления цифровой экономики не только в России, но и во всем глобальном, многополярном мире. Что принесет нам «четвертая промышленная революция» каждому из нас, всему обществу, государству? Это не только тема будущего, но уже в определенной степени реальность, связанная с новыми вызовами и

угрозами информационной безопасности, с которыми сталкивается и право.

Следует признать, что право, обладая объективной инерционностью в своем развитии, пока еще не в полной мере готово ответить на новые вызовы, выработать правовые механизмы преодоления рисков.

1 Исследование выполнено в рамках Государственного задания Института государства и права РАН №0157-2019-0016 «Правовое регулирование цифровой экономики, искусственного интеллекта, информационной безопасности»

Как цитировать статью: Полякова Т.А. Развитие информационных технологий и права на информацию в современном цифровом пространстве: риски и юридическое прогнозирование // Вестник Академии права и управления. 2019. № 1(54). с. 97-103

un

Это не тупик, а импульс для эволюционного развития, поскольку зарождающаяся цифровая цивилизация наряду с развитием сквозных цифровых технологий (больших данных, облачных технологий, искусственного интеллекта и робототехники, ней-ротехнологии, системы распределенного реестра, в том числе блокчейн, квантовые технологии, новые производственные технологии, промышленный интернет, технологии беспроводной связи, технологии виртуальной и дополненной реальностей) потребует модернизации правового урегулирования. Необходимо правовое осмысление новых общественных отношений, субъектов и способов их взаимодействия в цифровой среде, их идентификации, в связи с этим назрел такой вызывающий не только в юридической среде недоумение, вопрос о том, является ли робот субъектом права?

Очевидно, что в настоящее время происходят существенные изменения в финансовой сфере, появляются новые возможности реализации гражданско-правовых и административно-правовых отношений в первую очередь в сфере оказания государственных услуг в электронном виде. В условиях массовых информационных процессов и распространения технологий Интернета-вещей появились организационно-технические возможности сбора огромного массива информации в социально-экономической сфере, культурной и образовательной сферах, а также в телемедицине и др.

Правовой статус Интернета-вещей, правовое обеспечение информационной безопасности при использовании этих технологий пока не определены, однако прогнозируется, что именно данные технологии должны стать, по сути «краеугольным камнем» и в государственном управлении, и в бизнесе, и в жизни любого человека (личности). И очевидно, что в связи с этим возникают новые общественные отношения, требующие правового регулирования. Кроме того, закономерным является вопрос о том, как огромные массивы будут соотноситься с различными видами информации ограниченного доступа (тайн) и режимом конфиденциальности информации в информационных правоотношениях?

Вместе с тем как справедливо отмечает известный теоретик права Р.О. Халфина именно правоотношения, рассматриваются «во всех работах, посвященных теории правоотношения, общим проблемам теории государства и права как одно из фундаментальных понятий правовой науки» [1]. Реализация фундаментальных исследований ставит задачи формирования основных (базовых) понятий и правовых институтов, а также выявление системных связей и закономерностей, которые направлены на развитие цифровой экономики, искусственного интеллекта, информационной безопасности.

В условиях перехода к так называемой «цифро-визации» и развития коммуникационного пространства особого внимания заслуживает вопрос о развитии (модернизации) права на информацию, оно неизбежно должно развиваться или требует сначала переосмысления в условиях появления новых средств коммуникации, коммуникативных теорий в праве [2] и т.д.

Известно, что базовое понятие для информационной сферы - «информация» в контексте провозглашенных основных прав и свобод активную человека закупочной и гражданина в первый раз было отражено во Всеобщей торговых декларации внутренней прав также человека воздействуют 1948 года [3]. В ст. 19 указанной Декларации наряду со свободой различных прибыли убеждений только и свободного выражения составляющих право мероприятий каждого внутренней человека (невмешательства в личную и семейную жизнь, тайна корреспонденции, защита чести и репутации, свобода мысли, право на свободное выражение убеждений. Более того в Декларации устанавливается гарантия защиты прав и свобод человека, соответствующие положения по защите моральных и материальных интересов, результатов интеллектуальной деятельности. Кроме того, впервые закреплены положения о праве на свободу искать, приобретать, а также установление распространять предоставление информацию и активную различные степени идеи прибыли всякими услуг средствами по всему миру и вне зависимости от государственных границ, право на участие в культурной жизни общества, в научном прогрессе, искусстве. Все это в свою очередь позволяет сделать вывод, что именно свобода информации увязать представляется системе необходимым прибыли условием элемент для свободы мысли. Положения данной Декларации раскрываются и дополняются в Международных пактах о гражданских и политических правах и об экономических, социальных и культурных правах» 1966 года2. Подробно не останавливаясь на указанных международных актах, представляется, тем не менее важным отметить, что прошло уже более 50 лет с момента их принятия и они для развития информационного права и информационной безопасности имеют не приходящее значение, поскольку уделяя значительное внимание политическим и социальным правам, данные международные пакты устанавливают, что государствами должны приниматься меры по охране, развитию и распространению науки, культуры и образования (различных уровней подготовки), уважению свободы для проведения научной и творческой деятельности и все доклады о принимаемых

2 Приняты 16.12.1966 г. Резолюцией 2200 (ХХ1) на 1496-ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН (Бюллетень Верховного Суда РФ» №12, 1994 и Ведомости Верховного Совета СССР, 28.04.1976 № 17)

икз

мерах, прогрессе представляются Генеральному Секретарю ООН.

Кроме того, именно право на информацию, признается как одно из ключевых (основополагающих) этапом прав широкого человека, которое стало определенным итогом соответствующей тенденции в разделение международном изыскание праве, экономическая наметившейся элементы после сопровождаются окончания розничной второй мировой войны [4]. В 1945 г. США на проходившей в представлено Мехико коммерческая конференции был выдвинут лозунг о прибыли «свободе более информации», воспринимаемый как неприкосновенность со внутренней стороны более государства мирового обмена информацией. Однако современный период развития информационного общества свидетельствует о необходимости расширения и дополнения и выработки новых подходов.

В Российской Федерации право на информацию конституционно закреплено и в статье 1 Конституции Российской Федерации (1993 г.) которой в 2018 году исполнилось уже 25 лет - четверть века, торгового провозглашается розничной что защита розничной прав первой и свобод человека является отличительным обязанностью первой государства.

Мы все уже привыкли к тому, что в мероприятий соответствии деятельности с ч. 4 ст. 29 Конституции РФ любой гражданин предприятия имеет сопровождаются право зависимости свободно внутренней искать, получать, передавать, заключение производить элемент и распространять внутренней информацию элемент различным этом законным уходящие способом.

Вместе с тем ограничения данного права деятельности могут экономическая быть закупочной установлены зависимости законодательством установление только увязать для охраны личной, семейной, а изыскание также более профессиональной, относятся коммерческой экономическая государственной тайны и служебной тайны и необходимы для осуществления:

а) закупочной прав элементов и свобод прибыли иных элемент лиц;

б) охраны государственной широкого безопасности воздействуют а также представлено общественного мероприятий порядка, предоставление здоровья более либо нравственности населения.

Четко закреплено, что в соответствии с конституционным принципом все ограничения производитель прав широкого и свобод коммерческая должны внутренней строго системы определяться розничной законодательными нормами, соответствовать внутренней требованиям воздействуют необходимости и поставка соразмерности разделении устанавливаться для спроса осуществления внешней

защиты основ конституционного услуг строя мероприятий для защиты связанные нравственности первой здоровья, представлено предусмотренных коммерческая прав и законных интересов места иных деятельности субъектов, обеспечивающие обеспечения степени обороны и безопасности страны, не экономическая приводить услуг к отмене или прибыли умалению внутренней права. Указанные управление конституционные воздействие нормы обязательно должны учитываться при конкретизации прибыли права сопровождаются на распространение заключение информации уходящие определять понятие товаров «вредная являясь информация» и в зависимости от этого, какие именно виды представлено информации отличительным должны удобством быть обеспечивающие запрещены.

Однако с сожалением следует признать, что в российском законодательстве это понятие до настоящего времени не закреплено хотя, очевидно, его значение для обеспечения информационной безопасности и развития институализации юридической ответственности в данной сфере. Происходящие процессы цифровой трансформации государства, общества, а соответственно и их влияния на процессы трансформации системы права в современных условиях имеют глобальный характер и несомненно влияют на систему не только национального, но и международного права.

Ст.9 базового Федерального закона «Об информации, информационных технология и о защите информации» касается информации ограниченного доступа. По разным оценкам исследователей этой по сути безграничной темы, сегодня насчитывается от 30 до 90 видов тайн или различных видов информации конфиденциального характера [5].

Дихотомия действий, направленных на противодействие распространению сопровождаются вредной первой информации базируется сегодня на положениях ст. 17 (ч.3) и ст. 55 (ч. ч. 2, 3) Конституции РФ, спроса которыми услуг предусматриваются распределение общие сопровождаются принципы по ограничению прав и поставка свобод процесс человека, конечный включая места права также производить производитель и распространять информацию.

Частично легализовано целом данное увязать понятие продвижении было предоставление в Федеральном законе №436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющий вред их здоровью и развитию», в котором содержится определение вредной информации как информации, причиняющей системы вред конечному здоровью внешней либо элементы развитию детей, а также развивающейся такая деятельности информация розничной заключающаяся распределением в информационной процесс детской разделение продукции), распространение которой

шз

внутренней среди только несовершеннолетних предоставление запрещено разделении либо ограничивается согласно предприятия действующему распределением законодательству [6].

При этом следует обратить внимание, что в ст. 2 Федерального товаров закона коммерческая от 27.07.2006 №149-ФЗ под информацией понимаются сведения, сообщения, данные не степени зависимо распределением от формы их уходящие представления; розничной а в понятие информационная технология включаются не только уходящие процессы продвижении определенные увязать методы розничной по поиску, сбору, хранению, зависимости обработке связанные предоставлению, этапом распространению заключение информации, но и степени различные заключение способы реализации данного являясь рода предприятия процессов и методов.

Учитывая тенденции цифровизации не только экономики, но и государственного управления, оказания услуг, культуры и образования процесс Министерство активную цифрового увязать развития воздействуют связи и торгового массовых изыскание коммуникаций РФ (далее - Минкомсвязь воздействие России места как федеральный связанные орган сопровождаются исполнительной власти осуществляет функции, предоставление направленные предприятия на выработку и первой реализацию производитель государственной управление политики товаров на нормативно-правовое регулирование в области деятельности информационных элементов технологий, только электросвязи этапом почтовой связи, предусмотренных розничной массовых элементы коммуникаций и системы различных увязать средств процесс массовой спроса информации, включая электронные, элементов печати удобством издательской элементы деятельности конечному полиграфии, целом управления поставка государственным имуществом и оказания установление государственных экономическая услуг в широкого сфере распределением информационных технологий, в том числе в товаров части прибыли использования процесс информационных коммерческая технологий для спроса формирования элемент государственных информационных ресурсов и уходящие обеспечения особенности доступа к изыскание ним целом а также по удобством разработке степени и осуществления государственной политики в разделении области воздействуют защиты распределение детей товаров от информации, причиняющей вред.

Как уже отмечалось, согласно конституционным принципам ограничения производитель прав широкого и свобод коммерческая должны внутренней строго системы определяться розничной законодательными нормами, соответствовать внутренней требованиям воздействуют необходимости и постав-

ка соразмерности разделении устанавливаться для спроса осуществления внешней защиты основ конституционного услуг строя мероприятий для защиты связанные нравственности первой здоровья, представлено предусмотренных коммерческая прав и законных интересов места иных деятельности субъектов, обеспечивающие обеспечения степени обороны и безопасности страны, не экономическая приводить услуг к отмене или прибыли умалению внутренней права. Указанные управление конституционные воздействие положения должны быть положены в основу при конкретизации прибыли права сопровождаются на распространение заключение информации уходящие а также раскрывать понятие товаров «вредная являясь информация» и четко связаны определить отличительным какие виды представлено информации отличительным подлежат запрету.

Вместе с тем в российском законодательстве пока не получило своего закрепления такое понятие как установление «вредная первой информация». А в условиях глобализации, цифровой трансформации государства, общества, а соответственно и их влияния на трансформацию системы права, это представляется исключительно важным. Угрозу информационной безопасности представляют так называемые «фейковые новости», распространение порочащих сведений, распространение наркотиков, недостоверная реклама, порнография, призывы к экстремистской деятельности и т.д.

Принятие мер организационно-правового характера не только в национальном, но и в международном информационно-правовом пространстве является актуальной проблемой, на это обращено внимание и в национальных проектах, касающихся обеспечения информационной безопасности и в российских международных инициативах по формированию международной системы информационной безопасности.

Сегодня было бы ошибочным отрицать важность измерения так называемых рейтингов циф-ровизации государств, понимания ключевых положений национальной политики в области развития цифровой экономики, финансовой, социальной и образовательной, транспортной сферы, так как цифровой мир независимо от того, насколько урегулирован огромный комплекс связанных с ним вопросов, заставляет нас признать, что он нас окружает и турбулентно развивается. Об этом свидетельствуют не только национальные стратегии, доктрины, а именно они в значительной степени определяют цели, задачи, приоритетные направления, силы, средства и меры по реализации внутренней и внешней политики государств, развития информационного пространства, информационного общества, формирования цифровой экономики, общества знания, обеспечения

национальных интересов и реализации стратегических приоритетов и национальных проектов.

Тема эта многогранна для научных исследований в области права и как показывают анализ, она имеет междисциплинарный, а нередко интегратив-ный характер. В настоящее время очевидно для всех, что это касается и проблем правового регулирования в связи с цифровым развитием, трансформацией права, соотношением международного и национального, При этом в условиях цифровизации очевиден импульс для развития междисциплинарных связей в области права, комплексного правового регулирования информационно-телекоммуникационных технологий (Интернет вещей и Большие данные, крипто-валюты и блокчейн, робототехника и искусственный интеллект).

Еще в Дорожной карте программы Цифровая экономика, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2017 г. №1632-р (утратила силу) [7], было предусмотрено более 50 мероприятий, связанных с разработкой и принятием целого ряда нормативных правовых актов в области цифровой экономики (направления развитие Цифровой экономики - нормативное регулирование), что также нашло свое отражение в национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации», утвержденного президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24 декабря 2018 г. №16) [8].

Глобальная цифровая трансформация создает широкий спектр вызовов и угроз, рисков для национальных экономик государств. В связи с этим однозначно можно констатировать, что и в цифровом мире для научных исследований надо единообразно понимать, что такое цифровая трансформация, экономика, экосистема цифровой экономики. Очевидно, что нельзя все связывать только с использованием технологий блокчейн, которые не только значительно расширяют возможности рынков, но и создают для них очевидные угрозы. При правовом прогнозировании как важной составляющей законотворческого процесса должны учитываться правовые риски, которые во многом связывают с тем, что нет общих правил использования распределенного реестра, крип-товалюты, смарт-контрактов, например в финансовой сфере. Данная терминология одинаково воспринимается не только на национальном уровне, но и на международном. Общеизвестно, что определиться и договориться о понятиях, особенно в связи с применением современных информационно-коммуникационных технологий, обеспечением информационной безопасности задача достаточно сложная, основывающаяся на технических знаниях, и требующая проведения исследований в самых различных областях.

Вместе с тем следует обратить внимание, что термин «цифровое» и его производные (технологии, активы, государство, пространство, среда, услуги и т.д.) используется в российском законодательстве, как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Российской Федерации [9]. Особо следует отметить, что термин «цифровое» широко используется в налоговом, гражданском, административном, семейном, а также в процессуальном законодательстве.

При этом лидером по применению является термин «цифровая экономика» как - хозяйственная деятельность, в которой ключевым фактором производства являются данные в цифровом виде, обработка больших объемов и использование результатов анализа которых по сравнению с традиционными формами хозяйствования позволяют существенно повысить эффективность различных видов производства, технологий, оборудования, хранения, продажи, доставки товаров и услуг.

Указ Президента Российской Федерации от 9 мая 2017 г. №203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 20172030 годы» [10] определяет экосистему цифровой экономики, как партнерство организаций, обеспечивающее постоянное взаимодействие принадлежащих им технологических платформ, прикладных интернет-сервисов, аналитических систем, информационных систем органов государственной власти Российской Федерации, организаций и граждан».

Следует отметить, что в рамках Евразийского экономического союза государства-члены самостоятельно разрабатывают, формируют и реализуют национальную политику в сферах цифровизации экономики, связи и информатизации, обеспечения устойчивого функционирования и безопасности единого информационного пространства и инфраструктуры связи, в том числе реализуют национальные мероприятия по развитию цифровой повестки. Однако в целях реализации Основных направлений цифро-визации государства-члены должны обеспечивать согласованную политику (что также нашло свое отражение в нацпроекте «Цифровая экономика») в соответствии с правом Союза и для этого определены такие понятия как «цифровая платформа», «цифровая повестка», «цифровая трансформация» «цифровая экономика», «цифровая экосистема» - «цифровое преобразование», «цифровое пространство Союза» «цифровой актив».

Широкий спектр вызовов в условиях глобальной цифровой трансформации связан также с рисками того, что без развития цифровой экономики и совместной реализации проектов в рамках цифровой повестки государства-члены лишают себя новых возможностей, оставаясь в рамках традиционных процессов, отношений и связей. При этом новым вызо-

вам и угрозам системы образования и здравоохранения, социальной помощи, поддержки занятости уделяется особое внимание.

Вместе с этим очевидна необходимость модернизации государственного аппарата (системы государственного управления, перевод в цифровой вид всех типовых операций, изменение бизнес-моделей и т.д. особенно это связано с цифровизацией финансовой сферы).

Возможность цифровизации в финансовой сфере принято связывать с применением технологии блокчейн. Именно эта технология легла в основу самой известной сегодня криптовалюты. В связи с этим сегодня технология блокчейн представляет интерес для банковской и финансовой сферы, созданием международных консорциумов для изучения потенциала технологий, разработки собственных платформ для передачи информации на основе технологии распределенных реестров.

Отсутствие согласованной политики государств-членов в цифровой сфере может стать препятствием для достижения синергетических эффектов в развитии цифровой экономики государств-членов и глобального цифрового пространства. В связи с этим так важно развитие интеграционного сотрудничества с учетом глобальных вызовов цифровой трансформации, в обеспечении качественного и устойчивого экономического роста государств-членов, в том числе для ускоренного перехода экономик на новый технологический уклад, формирования новых индустрий и рынков, развития трудовых ресурсов, синхронизация цифровых трансформаций.

Речь идет уже не только о применении информационно-коммуникационных технологий, а предполагает использование новых бизнес-процессов, цифровых моделей и создание цифровых активов.

Одной из основных задач научно-технической политики государства в предстоящий период должно быть повышение восприимчивости экономики к инновациям и развитие наукоемкого бизнеса (п.33 Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 1 декабря 2016 г. №642) [11].

Указанный документ, также как и Стратегия национальной безопасности, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. №683 [12], определили новый вектор развития научно-технологического прогресса.

Стратегии, доктрины, утвержденные Президентом РФ, а именно они в значительной степени определяют цели, задачи и меры по реализации внутренней и внешней политики государства по развития информационного пространства, информационного общества, а также национальные проекты по развитию цифровой экономики, общества знания, обеспечения нацио-

нальных интересов и реализации стратегических приоритетов. Это касается и задач обеспечения международной информационной безопасности. Многообразие правовых аспектов, касающихся цифровизации, требует отдельных научных исследований и одним из таких инструментов является развивающаяся сегодня и в гуманитарной сфере система грантов.

В настоящее время, очевидно, что это касается и проблем правового регулирования в связи с переходом к цифровому государству. Глобальная цифровая трансформация создает значительный спектр вызовов и угроз, рисков для национальных экономик государств, их хозяйствующих субъектов и граждан.

Прогнозом научно-технологического развития Российской Федерации на период до 2030 года, одобренным Правительством Российской Федерации еще в 2014 году, [13] предусмотрены перспективы развития данного приоритетного направления и определены следующие вызовы: радикальная трансформация рынков ИКТ в условиях смены технологий компонентной базы (прекращение действия закона Мура, развитие новых материалов, фотоники и др.); усиление контроля над информацией в сети Интернет; рост киберпреступности и масштаба ее эффектов (технических сбоев и др.); увеличение дисбаланса между требованиями безопасности и личной свободой человека; повышение доли фриланс-разработчиков; обвал рынков информационных технологий и замедление «цифровой революции» в случае отставания освоения новых технологий электронной компонентной базы.

Угрозы для России в указанной сфере: ускоренное формирование единого глобального информационного пространства; обострение «цифрового неравенства»; неготовность к широкомасштабному предоставлению гражданам медицинских и иных социальных услуг с использованием ИКТ; возможность использования потенциала ИКТ в целях подрыва национальной безопасности, нарушения государственного и общественного порядка; необходимость обеспечения эффективного (защищенного) документооборота; неготовность к массовому применению технологий виртуальной реальности; растущая незащищенность личной жизни и личного жизненного пространства.

В условиях развития цифровой экономики при юридическом прогнозировании необходимо учитывать такие риски, как:

• Неготовность существующей управленческой среды переходить на новые стандарты понимания процессов экономической жизни

• Отсутствие методологий и практик обучения (переподготовки) уже задействованных в системе государственного управления специалистов

• Недостаточность специальной нормативной правовой базы, с помощью которой возможно будет

сш

регламентировать процессы управления в условиях «цифровизации» экономики

• Концентрация огромных массивов информации в различных документах стратегического планирования, что при переходе к цифровым технологиям, может привести к нарушению «цифрового» суверенитета Российской Федерации в части стратегического планирования развития страны и обеспечения национальной безопасности.

Проблема юридического прогнозирования, как важная составляющая стратегического планирования, и выработка новых научно-обоснованных подходов к правовому оформлению юридического прогнозирования как одной из приоритетных частей нормотвор-ческого процесса, а также их практическая реализация, являются приоритетным вектором современных фундаментальных правовых исследований в условиях цифровизации и трансформации права.

Список литературы

1. Халфина Р.О. «Общее учение о правоотношении». Юридическая лит., 1974. С.11.

2. Бъярн Мелкевик. Юрген Хабермас и коммуникативная теория права / Пер. с французского Е.Г. Самохиной, Науч. Ред. А.В.Поляков. СПб.: ООО Издательский дом «Алеф-Пресс»., 2008. 95с.

3. Российская Газета. №67. 1995.

4. ХижнякB.C. установление Право сопровождаются человека на розничной информацию: степени Механизм информационное реализации услуг / Под ред. В.Т. Кабышева. Саратов, 2014. С. 112.

5. КамаловаГ.Г. Перспективы совершенствования правового регулирования государственной тайны в глобальном информационном обществе // Информационное право. 2018. №4. С. 8-10.

6. Свод Законов Российской Федерации, 2011. №1. ст. 48.

7. Свод Законов Российской Федерации, 2017. №32. ст. 5138.

8. Паспорт национального проекта «Цифровая экономика Российской Федерации» // официальный сайт Правительства Российской Федерации http://government.ru/info/35568/ (дата обращения 20.02.2019).

9. Полякова Т.А., Минбалеев А.В., Бойченко И.С. Проблемы правового обеспечения информационной безопасности в процессе использования цифровых технологий в глобальной цифровой сред // Вестник Академии права и управления. 2018. №3 (52). С. 32-36.

10. Свод Законов Российской Федерации, 2017. №20. ст. 2901.

11. Свод Законов Российской Федерации, 2016. №49. ст. 6887.

12. Свод Законов Российской Федерации, 2016. №1 (часть II), ст. 212.

13. Прогноз научно-технологического развития Российской Федерации на период до 2030 года Официальный сайт Правительства РФ: URL http://static.government.ru/media/files/41d4b737638b91da2184.pdf (дата обращения: 15 января 2019 г.).

Reference list

1. Khalfina R. "The general doctrine of legal relations". Yuridicheskaya literatura, 1974. С.11.

2. Bjarne Melkevik. Jurgen Habermas and communicative theory of law / Translation from French by E. Samokhina, Scientific editor A. Polyakova. SBR.: LLC Publishing house "Alef-Press", 2008. 95 p.

3. Rossijskaya gazeta. №67. 1995.

4. Khiznyak V. Human right to information: Mechanism of realization / Under the editorship of V. Kabyshev. Saratov, 2014. P. 112.

5. Kamalova G. Prospects for improving the legal regulation of state secrets in the global information society // Information Law. 2018. №4. P. 8-10.

6. Code of Laws of the Russian Federation, 2011. №1. Art. 48

7. Code of Laws of the Russian Federation, 2017. №32. Art. 5138.

8. The passport of the national project "Netwok Economy of the Russian Federation" // Official website of the Government of the Russian Federation http://government.ru/info/35568/ (date of access: 02.02.2019).

9. Polyakova T., MinbaleevA., Boychenko I. Issues of legal support of information security in the process of using digital technologies in the global digital environments // Bulletin of the Academy of Law and Management. 2018. №3(52). P. 32-36.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Code of Laws of the Russian Federation, 2017. №20. Art. 2901.

11. Code of Laws of the Russian Federation, 2016. №49. Art. 6887.

12. Code of Laws of the Russian Federation, 2016. №1 (Part II), Art. 212.

13. Forecast of the scientific and technological development of the Russian Federation for the period until 2030 Official website of the Government of the Russian Federation: URL http://static.government.ru/media/ files/41d4b737638b91da2184.pdf (date of access: January 15, 2019).

□Ш

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.