Научная статья на тему 'Формирование конкурентоспособности обучающихся через профессиональные конкурсы'

Формирование конкурентоспособности обучающихся через профессиональные конкурсы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
288
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гладкова А.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование конкурентоспособности обучающихся через профессиональные конкурсы»

Формирование итогового документа о результатах выполнения экзаменационных заданий производится по каждому участнику с указанием результатов заданий. Участник может ознакомиться с результатами выполненных экзаменационных заданий.

Предложенная документация и критерии уже прошли апробацию на демонстрационных экзаменах по профессиональным модулям в группе по специальности СПО 43.02.15 «Поварское и кондитерское дело», а также в ходе экзаменов квалификационных по специальности

СПО 19.02.10 «Технология продукции общественного питания».

Таким образом, разработанные критерии, документация позволяют проводить демонстрационный экзамен и оценивать результаты с применением стандартов WorldSkills Russia в ходе промежуточной аттестации. Формат демонстрационного экзамена по профессиональному модулю позволяет объективно измерить уровень подготовки обучающихся техникума по профессиональному модулю.

ФОРМИРОВАНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ЧЕРЕЗ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОНКУРСЫ

А. В. Гладкова, преподаватель Тайгинского института железнодорожного транспорта -филиала Омского государственного университета путей сообщения

Концепция модернизации российского образования определила цель профессионального образования, которая заключается в подготовке квалифицированного, компетентного, ответственного работника, готового к профессиональному самосовершенствованию, способного к эффективной работе, конкурентоспособного на рынке труда [1, с. 3]. Современные требования, предъявляемые к молодому специалисту, обусловлены социально-экономическими изменениями, происходящими в обществе. С учетом этого ведущими направлениями работы по подготовке специалистов среднего звена специальности «техническая эксплуатация подвижного состава железных дорог (вагоны)» является создание условий для формирования у обучающихся личностных качеств, обеспечивающих конкурентоспособность на рынке труда, развитие творческой личности, умеющей адаптироваться в современных условиях [7]. При этом конкурентоспособный специалист понимается не только как компетентный и высокопрофессиональный работник, но прежде всего как личность, обладающая навыками нестандартного, гибкого мышления, готовая к постоянному профессиональному

росту, способная к самоорганизации, самосовершенствованию, самоактуализации. Конкурентоспособность выпускника учреждения профессионального образования можно определить как степень его соответствия требованиям конкретного рабочего места, условиям труда, позволяющую с уверенностью рассчитывать на вакантное рабочее место.

Социально-психологическая адаптация выпускников к рынку труда является важным компонентом профессиональной подготовки к трудоустройству и построению профессиональной карьеры молодых специалистов. Эффективная адаптация на рынке труда может быть при системной подготовке обучающихся к трудовой деятельности. К основным мероприятиям социально-психологической адаптации обучающихся к рынку труда относятся следующие:

• мероприятия, направленные на формирование профессиональной культуры обучающихся, привитие ценностей и норм профессиональной среды (например, конкурсы «Лучший по профессии/специальности», ярмарки работ обучающихся с привлечением социальных учреждений и работодателей и т. п.);

• производственная практика на предприятии, где происходит адаптация к рабочему месту.

Конкурсы профессионального мастерства — это одна из наиболее действенных форм внеурочной работы, способствующая повышению уровня профессиональной подготовки, развитию и популяризации рабочей профессии.

Конкурсы профессионального мастерства по специальностям среднего профессионального образования проводятся во исполнение Стратегии развития системы подготовки рабочих кадров и формирования прикладных квалификаций в Российской Федерации на период до 2020 года, одобренной Коллегией Минобрнауки России (протокол от 18 июля 2013 г. № ПК-5вн) [6].

Так, например, конкурс профессионального мастерства «Лучший практик» (проводник пассажирских вагонов) является запоминающимся традиционным мероприятием и завершает декадник специальности, где студенты 4-го курса демонстрируют практический опыт, полученный на производственной практике.

Цели конкурса:

• повышение качества профессиональной подготовки обучающихся;

• повышение престижа рабочей профессии;

• формирование профессионального и научно-познавательного мышления обучающихся.

Задачи:

• проверить качество профессиональной подготовки будущих специалистов транспортной отрасли;

• оценить способности обучающихся действовать в профессиональных ситуациях с учетом полученных знаний;

• усовершенствовать навыки самостоятельного и эффективного решения задач профессиональной деятельности;

• развить способности к проектированию своей деятельности и конструктивному анализу ошибок в профессиональной деятельности;

• развить конкурентную среду в сфере профессионального образования;

• обменяться передовым педагогическим опытом в области профессиональной подготовки специалистов среднего звена;

• активизировать роли работодателей в решении проблемы качества профессиональной подготовки будущих специалистов транспортной отрасли.

Уровень проведения конкурса — между учебными группами специальности.

Этапы проведения конкурса:

• теоретический (ответы на вопросы тестового контроля в онлайн-режиме);

• практический — оформление и заполнение поездной документации (бланк строгой отчетности населенности и расхода постельного белья ЛУ-72; содержание билета на пассажирский поезд);

• производственный — принятие решений в стандартных и нестандартных ситуациях в условиях полигона учебно-натурных образцов.

В проведении конкурса принимают участие:

1. Рабочая группа — осуществляет организационно-методическое обеспечение проведения конкурса.

2. Экспертная группа — разрабатывает задания с учетом федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования, основных положений профессиональных стандартов и требований работодателей, методику и критерии оценивания заданий. В состав экспертной группы входят:

• преподаватели специальности;

• педагогические работники по профилю подготовки;

• представители работодателей.

3. Жюри — оценивает работу участников в соответствии с системой критериев, разработанной экспертной группой. На основе проведенной комплексной оценки жюри определяет победителей и призеров конкурса.

В состав жюри входят не менее трех специалистов из числа:

• представителей методической службы института;

• педагогических работников по профилю подготовки;

• социальных партнеров;

• членов экспертной группы.

При подведении итогов конкурса победители и призеры определяются по лучшим показателям (баллам) выполнения конкурсных заданий. При равенстве показателей предпочтение отдается участнику, имеющему лучший результат за профессиональные задания.

Победителям конкурса присуждается 1-е место, призерам — 2-е и 3-е места. Участникам конкурса, показавшим высокие результаты при выполнении отдельного задания, устанавливаются дополнительные номинации и поощрения [5].

Многолетняя практика организации и проведения конкурсов профессионального мастерства доказала их эффективность. Значительно повышается интерес обучающихся к техническому творчеству, что, в свою очередь, способствует формированию навыков исследовательской деятельности, а также мотивационному обеспечению образовательного процесса. Основными стимулами участия в конкурсном движении является возможность достижения высокого уровня профессиональной квалификации, общественное признание. Совершенствуются и расширяются связи с социальными партнерами. Повышается престиж рабочих профессий через участие обучающихся в конкурсах профессионального мастер-

«ОБрАЗОВАНИЕ. карьера. общество» № 1 (60) 2019

51

ства различных уровней по перспективным и востребованным профессиям и специальностям.

Конкурсы профессионального мастерства как итог, завершающий этап изучения программы подготовки специалистов среднего звена доказывают свою высокую эффективность. В течение последних пяти лет на базе ТИЖТ проводятся конкурсы профессионального мастерства студентов, в которых обучающиеся по программам подготовки специалистов среднего звена занимают призовые места. Система подготовки обучающихся к конкурсам профессионального мастерства, сложившаяся в ТИЖТ, эффективна и позволяет решать актуальную в среднем профессиональном образовании проблему совершенствования подготовки квалифицированных специалистов и повышения уровня их профессиональных компетенций с целью эффективного использования в будущей практической деятельности.

1. Мурзина Н. Г Методические рекомендации по организации и проведению конкурса профессионального мастерства среди студентов. — Режим доступа: https://educontest.net/component/content/article/87692.

2. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным про-

граммам среднего профессионального образования : утв. приказом Минобрнауки России № 464 14.06.13. — Режим доступа: http://docs.cntd.ru/ document/499028376.

3. Об образовании в Российской Федерации: фе-дер. закон № 273-Ф3 от 29 дек. 2012 г — Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/902389617.

4. Слизкова Е. В., Астаева С. С. Подготовка обучающихся к конкурсам профессионального мастерства как фактор качества образования в СПО // Молодой ученый. — 2016. — № 6.2. — С. 101-105.

5. Стеблева Н. Н. (преподаватели Краевого колледжа предпринимательства (Пермский край)). Конкурсы профессионального мастерства — залог успешного формирования профессиональных компетенций / Н. Н. Стеблева, Т. В. Сазонова, Н. В. Буру-нова // Среднее профессиональное образование. Приложение. — 2015. — № 6. — С. 93-99.

Стратегия развития системы подготовки рабочих кадров и формирования прикладных квалификаций в Российской Федерации на период до 2020 года :[одобр. коллегией Минобрнауки России 18 июля 2013 г. № ПК-5вн]. — Режим доступа: http:// docs.cntd.ru/document/456016920.

6. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 23.02.06 Техническая эксплуатация подвижного состава железных дорог : утв. приказом Минобрнауки РФ № 388 22.04.14. - Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/499094269.

ЧЕМПИОНАТ «МОЛОДЫЕ ПРОФЕССИОНАЛЫ» КАК ИНСТРУМЕНТ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ НАВЫКОВ УЧАСТНИКОВ В КОМПЕТЕНЦИИ «ВЕТЕРИНАРИЯ»

т. А. Кузина, преподаватель Кемеровского аграрного техникума имени Г. П. Левина

Сегодня проводится много конкурсов, направленных на повышение уровня профессионально образования. Чемпионат WorldSkills Russia (WSR) — не исключение. Главная его цель — повышение престижа рабочих профессий и развитие профессионального образования посредством объединения лучших практик и профессиональных стандартов с привлечением к работе квалифицированных специалистов в качестве судей и учителей, способных передать накопленный опыт новому поколению молодых профессионалов.

Чемпионаты WSR в нашей стране проводятся согласно международным правилам WorldSkills International (WSI), которые отображают требования к специалисту высочайшего уровня в условиях современных реалий.

Безусловно, движение WSR играет большую роль в подготовке квалифицированных кадров. Чемпионат вносит неоценимый вклад в образование и воспитание молодых специалистов, так как стимулирует к накоплению опыта обучающимися, поиску нестандартных решений задач. Впоследствии студенты проявляют большую самостоятельность и интерес к обучению.

Не последнюю роль играет индивидуальный подход преподавателя к каждому студенту.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.