Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ КОНКУРЕНТНЫХ ПРЕИМУЩЕСТВ ПРЕДПРИЯТИЙ В СФЕРЕ УСЛУГ'

ФОРМИРОВАНИЕ КОНКУРЕНТНЫХ ПРЕИМУЩЕСТВ ПРЕДПРИЯТИЙ В СФЕРЕ УСЛУГ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
34
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИКА / КОНКУРЕНЦИЯ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / ФИНАНСОВЫЙ АНАЛИЗ / КОНКУРЕНТНОЕ ПРЕИМУЩЕСТВО / ECONOMY / COMPETITION / COMPETITIVENESS / FINANCIAL ANALYSIS / COMPETITIVE ADVANTAGE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Хусу М.Р., Ленюк К.М.

В статье рассматривается формирование конкурентных преимуществ предприятий в сфере услуг. Рассматриваются понятия конкурентоспособности и конкурентного преимущества. Выявлены показатели для проведения анализа финансово-экономического состояния предприятия в сфере услуг. А также выявлены факторы для достижения высокой конкурентоспособности предприятия в сфере услуг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF COMPETITIVE ADVANTAGES OF THE ENTERPRISES IN SERVICES SECTOR

In article formation of competitive advantages of the enterprises in services sector is considered. Concepts of competitiveness and competitive advantage are considered. Indicators for carrying out the analysis of a financial and economic condition of the enterprise in services sector are revealed. And also factors for achievement of high competitiveness of the enterprise in services sector are revealed.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ КОНКУРЕНТНЫХ ПРЕИМУЩЕСТВ ПРЕДПРИЯТИЙ В СФЕРЕ УСЛУГ»

УДК 338

Хусу М.Р. студент магистратуры Ленюк К.М. студент магистратуры Международная академия бизнеса и новых технологий

научный руководитель: Коречков Ю.В., доктор экономических наук

профессор

научный руководитель: Мудревский А.Ю., к.э.н.

доцент Россия, г. Ярославль ФОРМИРОВАНИЕ КОНКУРЕНТНЫХ ПРЕИМУЩЕСТВ ПРЕДПРИЯТИЙ В СФЕРЕ УСЛУГ

Аннотация:

В статье рассматривается формирование конкурентных преимуществ предприятий в сфере услуг. Рассматриваются понятия конкурентоспособности и конкурентного преимущества. Выявлены показатели для проведения анализа финансово-экономического состояния предприятия в сфере услуг. А также выявлены факторы для достижения высокой конкурентоспособности предприятия в сфере услуг.

Ключевые слова: Экономика, конкуренция, конкурентоспособность, финансовый анализ, конкурентное преимущество.

Khusu M.R., student of a magistracy International academy of business

and new technologies (Yaroslavl) Lenyuk K.M., student of a magistracy International academy of business

and new technologies (Yaroslavl) Research supervisor: Korechkov Yu. V. Doctor of Economics., professor Research supervisor: Mudrevsky A. Yu.

Candidate of Economic Sciences, associate professor FORMATION OF COMPETITIVE ADVANTAGES OF THE ENTERPRISES IN SERVICES SECTOR

Summary:

In article formation of competitive advantages of the enterprises in services sector is considered. Concepts of competitiveness and competitive advantage are considered. Indicators for carrying out the analysis of a financial and economic condition of the enterprise in services sector are revealed. And also factors for achievement of high competitiveness of the enterprise in services sector are revealed.

Keywords: Economy, competition, competitiveness, financial analysis, competitive advantage.

Предпринимательство является основой экономического развития в рыночных условиях. Оно оказывает непосредственное воздействие на

развитие экономики и становление рыночных отношений, стимулируя экономическую активность.

Одной из наиболее важных экономических функций является функция развития предпринимательства как ведущего звена экономики, принимающего на себя хозяйственные риски и обеспечивающего устойчивые темпы её роста.

В российской экономической практике зачастую предпринимательство сравнивают с понятием «малый бизнес». Малое предпринимательство позволяет решать ряд острых социально экономических проблем [1].

Источником конкурентных преимуществ могут быть отдельные стратегические направления деятельности организации (маркетинг, сбыт, финансы и т п.), в которых она преуспевает. Организация также будет занимать лидирующее положение по сравнению с конкурентами в случае монопольного положения в сфере услуг, именно поэтому в настоящее время многие крупные организации в сфере услуг стараются захватывать рынок путем глобализации и интеграции компаний.

Таким образом, конкурентное преимущество — это положение организации на рынке, позволяющее ей преодолевать силы конкуренции и привлекать потребителей. При этом конкурентные преимущества подразделяются на 2 вида: 1) преимущества высокого уровня (связанные с наличием у организации высокой репутации; известной торговой марки; квалификационного персонала; развитого маркетинга, основанного на использовании новейших технологий. 2) преимущества низкого уровня (связанные с наличием дешевой рабочей силы; богатыми туристскими ресурсами и т.п.) не столь устойчивы, так как могут быть использованы конкурентами [2].

Конкурентоспособность любого предприятия, в том числе и в сфере услуг, во многом зависит от финансового состояния.

Уровень конкурентоспособности предприятия определяет его конкурентную позицию на рынке в текущем периоде, которая, в свою очередь, участвует в формировании позиции в будущем периоде как конкурентный потенциал [4].

Финансовое состояние — система показателей, отражающих наличие, размещение и использование ресурсов, финансовую устойчивость и ликвидность баланса. Финансовые результаты — финансовое выражение экономического итога хозяйственной деятельности предприятия и его подразделений.

Оценку финансово-экономического состояния предприятия в сфере услуг целесообразно начинать с анализа основных финансово -экономических показателей деятельности предприятия в сфере услуг за 2- 3 года. На основе данных показателей можно сделать выводы о тенденциях их изменения в анализируемом периоде.

Финансовый анализ основан на расчете целого ряда относительных показателей. Для финансового анализа предприятия в сфере услуг

целесообразно использовать следующие группы коэффициентов:

— коэффициенты ликвидности: анализ текущих активов предприятия в сфере услуг с точки зрения возможности отвечать по своим краткосрочным обязательствам;

— коэффициенты оборачиваемости: насколько быстро сформированные активы оборачиваются в процессе хозяйственной деятельности;

— коэффициенты финансовой устойчивости позволяют оценить уровень финансового риска, степень финансовой стабильности предприятия;

— коэффициенты рентабельности характеризуют способность приносить необходимую прибыль, определяют общую эффективность использования активов и вложенного капитала [3].

С институциональной точки зрения важно оценить правовые основы защиты конкуренции на рынке услуг, который определяется понятием «товарный рынок», поскольку законодатель приравнял финансовую услугу к товару.

Одним из важнейших направлений деятельности антимонопольного органа является предварительный и последующий государственный контроль за экономической концентрацией, которому посвящена глава 7 ФЗ «О защите конкуренции».

В ФЗ «О защите конкуренции» отсутствовали понятия «экономическая концентрация» и «концентрация капитала», а в ФЗ «О защите конкуренции на рынках финансовых услуг» давалось понятие концентрации капитала на рынке финансовых услуг, под которой понималось слияние, присоединение финансовых организаций, приобретение ими активов или акций (долей в уставном капитале) друг друга, а также приобретение третьими лицами активов или акций (долей в уставном капитале) финансовой организации [2].

Сущность конкурентоспособности предприятия заключается в способности эффективно осуществлять свою хозяйственную деятельность в условиях рыночных отношений.

В настоящих условиях формирование конкурентоспособности предприятия тесно связано с его действиями по внедрению инновационных технологий. Некоторые экономисты отмечают, что наиболее важным влиянием инноваций на конкурентоспособность является повышение длительности удержания конкурентных преимуществ. Наибольшие преимущества получают предприятия, которые выбирают путь финансирования собственных внутрифирменных разработок либо устанавливают контроль над разработками за пределами фирмы.

Достижение высокой конкурентоспособности крайне важно для каждого предприятия, чтобы выжить в конкурентной борьбе и иметь возможность получать максимальную прибыль в длительной перспективе, это удовлетворение и готовность потребителей повторно приобретать

продукцию этой фирмы, с отсутствием претензий к предприятию со стороны общества, акционеров, деловых партнеров.

Важное место в оценке конкурентоспособности занимает понятие «конкурентный статус (конкурентная позиция) предприятия» — совокупность сильных и слабых сторон организационно -экономического положения предприятия на отраслевом и региональных рынках товаров и услуг относительно главных его конкурентов.

Конкурентный статус предприятия непосредственно зависит от его конкурентных преимуществ, которые в большей своей части зависят от эффективности использования разных видов ресурсов в процессе производства, сбыта и последующего сервисного обслуживания покупателей, что гласит ФЗ «О защите конкуренции».

Таким образом, для достижения эффективного долгосрочного функционирования и успешного развития предприятия является постоянное поддержание конкурентоспособности. Поэтому важно правильно выбрать метод оценки конкурентоспособности, учитывая особенности предприятия, а также особенности региона и рынка, на котором действует фирма [4].

Использованные источники:

1. Коречков Ю.В., Жукова А.А. Проблемы развития предпринимательства в России // Наука сегодня: проблемы и пути решения. Материалы международной научно-практической конференции : в 3 частях. 2018. С. 2930.

2. Хусу М.Р., Коречков Ю.В. Финансово-экономические основы конкурентоспособности учреждений отдыха и оздоровления детей // Международная научно-практическая конференция «Интеллектуальный потенциал образовательной организации и социально-экономическое развитие региона». 2018 . С. 351-354.

3. Ленюк К.М., Мудревский А.Ю. Конкурентоспособность гостиничных предприятий // Международная научно-практическая конференция «Интеллектуальный потенциал образовательной организации и социально-экономическое развитие региона». 2018 . С. 86-89.

4. Тюрин С.Б., Бурыкин А.Д., Кваша В.А., Мудревский А.Ю., Колесов Р.В., Юрченко А.В.. Пути повышения конкурентоспособности предприятия [Текст] / Монография - Ярославль: Канцлер, 2018. - С.149- 171.

УДК 338

Хусу М.Р. студент магистратуры Международная академия бизнеса и новых технологий

научный руководитель: Коречков Ю.В., доктор экономических наук

профессор Россия, г. Ярославль КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ РЫНКА УСЛУГ ОТДЫХА И ОЗДОРОВЛЕНИЯ ДЕТЕЙ ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ

Аннотация: В современных условиях экологической и информационной засоренности детский отдых и оздоровление становятся исключительно важными элементами в процессе личностного развития ребенка.

В данной статье проведено исследование рынка услуг детского отдыха и оздоровления детей Ярославской области. Выделены основные ключевые факторы, присущие оздоровительной кампании 2018 года. Проведен сравнительный анализ детских загородных оздоровительных лагерей Ярославской области.

Ключевые слова: экономика, конкурентоспособность, рынок услуг детского отдыха и оздоровления, сравнительный анализ, загородные детские оздоровительные лагеря.

Khusu M. R., student of a magistracy International academy of business and new technologies (Yaroslavl) Research supervisor: Korechkov Yu. V. Doctor of Economics

professor

COMPETITIVENESS OF THE MARKET OF SERVICES OF REST AND IMPROVEMENT OF CHILDREN OF THE YAROSLAVL REGION

Summary: In modern conditions of ecological and information contamination children's rest and improvement become extremely important elements in the course ofpersonal development of the child.

In this article the research of the market of services of children's rest and improvement of children of the Yaroslavl region is conducted. The major key factors inherent in an improving campaign of 2018 are allocated. The comparative analysis of children's country recreation camps of the Yaroslavl region is carried out.

Keywords: economy, competitiveness, market of services of children's rest and improvement, comparative analysis, country nurseries improving camp.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.