Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ КОНКУРЕНТНЫХ ПРЕИМУЩЕСТВ ПРЕДПРИЯТИЕМ ПОСРЕДСТВОМ РАЦИОНАЛИЗАЦИИ ЕГО МАРКЕТИНГОВОГО ПОВЕДЕНИЯ'

ФОРМИРОВАНИЕ КОНКУРЕНТНЫХ ПРЕИМУЩЕСТВ ПРЕДПРИЯТИЕМ ПОСРЕДСТВОМ РАЦИОНАЛИЗАЦИИ ЕГО МАРКЕТИНГОВОГО ПОВЕДЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
84
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
RUSSIAN ECONOMY / ENTERPRISE / UNSTABLE MARKET / CRISIS / MARKETING-RESOURCE ADAPTATION / MARKETING BEHAVIOR / COMPETITIVE ADVANTAGE / REACH OF CONSENSUS / CREATED VALUE / MODEL OF FORMATION OF COMPETITIVE ADVANTAGES / РОССИЙСКАЯ ЭКОНОМИКА / ПРЕДПРИЯТИЕ / НЕСТАБИЛЬНЫЙ РЫНОК / КРИЗИСНЫЕ ЯВЛЕНИЯ / МАРКЕТИНГОВО-РЕСУРСНАЯ АДАПТАЦИЯ / МАРКЕТИНГОВОЕ ПОВЕДЕНИЕ / КОНКУРЕНТНЫЕ ПРЕИМУЩЕСТВА / ДОСТИЖЕНИЕ КОНСЕНСУСА / СОЗДАВАЕМАЯ ЦЕННОСТЬ / МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ КОНКУРЕНТНЫХ ПРЕИМУЩЕСТВ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Щепакин Михаил Борисович, Хандамова Эва Фризовна, Ерок Андрей Дмитриевич

Обозначены некоторые аспекты проявления кризисных явлений в российской экономике и порождаемые ими проблемы в производственной сфере. Обоснована необходимость совершенствования маркетингового поведения предприятий для обретения ими конкурентных преимуществ на нестабильном рынке. Обоснована взаимосвязь адаптационных возможностей предприятия с его ресурсными составляющими разного содержательного наполнения. Дана характеристика составляющим формируемой субъектом цепочки создания стоимости. Указано на повышение роли мотивационного и коммуникационного факторов при построении бизнес-процессов. Предложено разрешать маркетинговоресурсные противоречия в маркетинговом коммуникационном поле субъекта посредством достижения консенсуса между взаимодействующими сторонами в отношении получения ими взаимных выгод. Предложена модель формирования конкурентных преимуществ инициатором воздействий посредством рационализации маркетингового поведения в его коммуникационном поле.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Щепакин Михаил Борисович, Хандамова Эва Фризовна, Ерок Андрей Дмитриевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION ENTERPRISE COMPETITIVE ADVANTAGES BY STREAMLINING ITS MARKETING BEHAVIOR

Some aspects of crisis displays in Russian economy and generated with them problems in production sphere were marked. The necessity of improving the marketing behavior of enterprises to gain their competitive advantage in the volatile market was confirmed. The interrelation adaptable enterprise capacity with its resource components of different substantive content was substantiated. The characteristics of components formed by the subject of the value chain creation were given. It was indicated to increase the role of motivation and communication factors in the business process construction. It was proposed to allow marketing and resource conflicts in the subject’s marketing communications field by reaching a consensus between the interacting parties with respect to obtaining their mutual benefits. The model of formation of competitive advantages by the initiator’s impact by streamlining marketing behavior in its communication field was proposed.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ КОНКУРЕНТНЫХ ПРЕИМУЩЕСТВ ПРЕДПРИЯТИЕМ ПОСРЕДСТВОМ РАЦИОНАЛИЗАЦИИ ЕГО МАРКЕТИНГОВОГО ПОВЕДЕНИЯ»

Shchepakin М.В.

doctor of economics, professor, head of the department marketing and business management Kuban state technological university Щепакин Михаил Борисович доктор экономических наук, профессор, зав. кафедрой маркетинга и управления предприятием, ФГБОУ ВО «Кубанский государственный технологический университет»

Khandamova E.F. doctor of economics, docent, professor of the department marketing and business management

Kuban state technological university Хандамова Эва Фризовна Доктор экономических наук, доцент, Профессор кафедры маркетинга и управления предприятием, ФГБОУ ВО «Кубанский государственный технологический университет»

Yerok A.D.

postgraduate of the department marketing and business management Kuban state technological university Ерок Андрей Дмитриевич аспирант кафедры маркетинга и управления предприятием, ФГБОУ ВО «Кубанский государственный технологический университет»

FORMATION ENTERPRISE COMPETITIVE ADVANTAGES BY STREAMLINING ITS

MARKETING BEHAVIOR ФОРМИРОВАНИЕ КОНКУРЕНТНЫХ ПРЕИМУЩЕСТВ ПРЕДПРИЯТИЕМ ПОСРЕДСТВОМ РАЦИОНАЛИЗАЦИИ ЕГО МАРКЕТИНГОВОГО

ПОВЕДЕНИЯ

Summary: Some aspects of crisis displays in Russian economy and generated with them problems in production sphere were marked. The necessity of improving the marketing behavior of enterprises to gain their competitive advantage in the volatile market was confirmed. The interrelation adaptable enterprise capacity with its resource components of different substantive content was substantiated. The characteristics of components formed by the subject of the value chain creation were given. It was indicated to increase the role of motivation and communication factors in the business process construction. It was proposed to allow marketing and resource conflicts in the subject's marketing communications field by reaching a consensus between the interacting parties with respect to obtaining their mutual benefits. The model of formation of competitive advantages by the initiator's impact by streamlining marketing behavior in its communication field was proposed.

Keywords: Russian economy, enterprise, unstable market, crisis, marketing-resource adaptation, marketing behavior, competitive advantage, reach of consensus, created value, model of formation of competitive advantages.

Аннотация: Обозначены некоторые аспекты проявления кризисных явлений в российской экономике и порождаемые ими проблемы в производственной сфере. Обоснована необходимость совершенствования маркетингового поведения предприятий для обретения ими конкурентных преимуществ на нестабильном рынке. Обоснована взаимосвязь адаптационных возможностей предприятия с его ресурсными составляющими разного содержательного наполнения. Дана характеристика составляющим формируемой субъектом цепочки создания стоимости. Указано на повышение роли мотивационного и коммуникационного факторов при построении бизнес-процессов. Предложено разрешать маркетингово-ресурсные противоречия в маркетинговом коммуникационном поле субъекта посредством достижения консенсуса между взаимодействующими сторонами в отношении получения ими взаимных выгод. Предложена модель формирования конкурентных преимуществ инициатором воздействий посредством рационализации маркетингового поведения в его коммуникационном поле.

Ключевые слова: российская экономика, предприятие, нестабильный рынок, кризисные явления, маркетингово-ресурсная адаптация, маркетинговое поведение, конкурентные преимущества, достижение консенсуса, создаваемая ценность, модель формирования конкурентных преимуществ

Российская экономика переживает сложный этап в своем функционировании, поскольку экономические санкции и нарастание внутреннего кризиса существенно ухудшили рыночное положение многих секторов национальной экономики. Экономические показатели российской экономики снизились в среднем на 4% , а доход и потребление населения - на 8-10%. Конечное потребление домашних хозяйств как главный показатель благосостояния народа снизилось на 10,2 % [1, с. 13]. Данные о структуре ВВП России за период 2002-2012 гг. свидетельствуют о негативных тенденциях, характеризующих структурные сдвиги в экономике России. Так доля сельского хозяйства снизилась за этот период на 2,2% , доля обрабатывающих производств - на 2,2 % торговли и пр. -на 3,4 % , транспорта и связи - на 2,1% [2, с. 36]. В последние годы наша страна переживает период уменьшающегося роста, несущий в себе опасность стагнации (темпы роста ВВП в 2010-2013 гг. снизились с 4,5% до 1,3%) [2, с. 56]. Вследствие высокого уровня экономической зависимости российской экономики от мировой экономический кризис 2008-2010 гг. оказался достаточно глубоким: кумулятивный спад составил около 9% против 3-5% в странах ЕС и США [2, с. 55]. В 2015 г. рентабельность активов не превышала 6%, а ставка рефинансирования ЦБР равнялась 15%. Рентабельность производства была почти в два раза меньше процента по кредитам. Производственный сектор экономики оказался в крайне тяжелом положении, поскольку возможности технического и технологического обновления снизились из-за ухудшения инвестиционной активности государства и бизнеса. Международный валютный фонд в конце июля 2015 г. оценил перспективы падения российского ВВП на 9% [3, с. 3]. Р. Гринберг считает, что в российской экономике должна быть освобождена от налогов прибыль, которая идет в производственные инвестиции. И тем самым будет стимулироваться товаропроизводитель, ориентированный на удовлетворение платежеспособного спроса потребителя. В результате будут создаваться условия для оживления маркетинговой деятельности, которая будет направлена по расширение взаимодействия бизнеса, инвесторов и потребителей. Единственно правильным решением в отношении обеспечения быстрого роста, считает американский экономист Нуриэль Рубини (профессор экономики Нью-Йоркского университета), является «наращивание объемов производства, что предполагает инвестиции и государства, и частных инвесторов в человеческий капитал, инфраструктуру и технологии» [4, с. 3]. Но инвестиции сдерживаются за счет неблагоприятной политической и геополитической ситуации, а также их наращивание тормозится резким падением цен на нефть. Снижение экономического роста ведет к снижению инвестиций в основной капитал. Из-за низких инвестиций устаревшие и изношенные машины и оборудование в России не обновляются [5, с. 10] и тем самым еще более уменьшаются объемы и ка-

чество производимой отечественной потребительской продукции.

Ухудшение общей конъюнктуры на потребительских рынках, усиление кризисных явлений требуют от бизнеса пересмотра своего маркетингового поведения на этих рынках, включения рациональных адаптационных механизмов и активизации инновационной и коммуникационной деятельности субъектов, а также совершенствования регулятивно-управленческой (в том числе надзорно-контрольной) деятельности органов государственной и муниципальной власти [6-11]. Потребитель всегда ориентирован на реальные предложения со стороны товаропроизводителей, а товаропроизводитель - на покупательский спрос, который является самым главным двигателем экономики. Покупательский спрос должен умеренно опережать производственные возможности. И если этого нет, инвестиции не идут на развитие производственной сферы. Кроме того, если доходы населения падают, товаропроизводитель пытается найти такие маркетинговые решения, которые позволили бы ему экономить на самых различных составляющих его производственной и маркетинговой деятельности. А именно, на технологических процессах, на качестве продукции, на компонентах сырья и материалов производимых продуктов, на продвижении товаров, на стимулировании сбыта, на информационном сопровождении предлагаемых товаров (услуг), на использовании самых разных заменителей отдельных ингредиентов в предлагаемых продуктах и др. И вместе с этим, предприятия-производители товаров пытаются найти такие решения, которые позволили бы им использовать механизм снижения цен на предлагаемые товары (услуги), которому производитель придает свойства адаптационного рычага воздействия на потребителя для активизации рыночных обменов с большей целевой аудитории. Товаропроизводители готовы к определенной корректной и некорректной манипуляции во всех составляющих звеньях их бизнес-процессов и видов деятельности (производственной, логистической, организационной, маркетинговой, инновационной, коммуникационной, обеспечивающей, сервисной, финансовой и др.) для увеличения потребительского спроса. Предприятия готовы идти по пути маркетинговой мимикрии, в том числе и за счет введения в заблуждение потребителей (как в пределах действующего законодательства о защите прав потребителей, так и в нарушение его) для удержания своих рыночных позиций на конкретных потребительских рынках.

Экономика России нуждается в разработке мер, которые позволили бы ей вернуться к росту ВВП как стратегии, предусматривающей привлечение частного капитала, сокращение затрат на ведение бизнеса, снижение уровня коррупции и проведение структурных реформ в производственных сферах экономики. Искать этот импульс нужно в самой предпринимательской сфере России, в мотивационных и маркетинговых инъекциях бизнесу и трудовому ресурсу [12]. Вопрос уже стоит

сегодня таким образом, что государство должно вмешаться в этот процесс, и оно должно формировать позитивный тренд в своем развитии, регулируя преодоление маркетингово-ресурсных противоречий различного характера между разными субъектами рынка посредством построения сбалансированных по интересам отношений между ними (как в экономическом, так и социальном аспектах) [13]. Они должны быть осуществлены государством в самое кратчайшее время. Не выстраивая механизма рационального и социально-справедливого управления ресурсами в национальной экономике, затрагивающего все социальные классы, не удастся достичь ее позитивного и устойчивого роста [14, с. 244].

Построение эффективно функционирующих предприятий в российской экономике в интересах экономического роста требует совершенствования взаимоотношений между хозяйствующими субъектами (предприятиями), потребителями и внешними рыночными агентами, обеспечивающими сопровождение продвижения товара на потребительский рынок. Но эти взаимоотношения должны строиться в ориентации каждого из участников рынка на маркетинговой адаптации к требованиям партнеров (производителей, потребителей, посредников, структур различных ветвей власти и контроля), предусматривающей, в том числе, и совершенствование их инновационной деятельности.

Рынок предъявляет жесткие требования к маркетинговому поведению каждого субъекта. Нами предлагается следующее понимание экономической категории «маркетинговое поведение субъекта»: это совокупность действий субъекта по взаимодействию с его ближайшими партнерами и иными рыночных агентами, входящими в его маркетинговое коммуникационное пространство. Эти действия определяют те или иные поведенческие шаги субъекта (выступающего инициатором воздействий) в отношении использования и привлечения ресурсов (внутренних и внешних), в отношении выбора характера и размера выстраиваемых коммуникационных цепочек, форм сотрудничества, принятия мер по адаптации субъекта к вызовам рынка для удержания или повышения им своей конкурентоспособности. Маркетинговое поведение субъекта определяется организационными, функциональными и поведенческими действиями персонала по установлению рациональных отношений между работниками как внутри предприятия, так и вне его в соответствии с принятыми субъектом миссией, видением, принципами, нормами различного характера (правовыми, нравственными, этическими и другими), отвечающими интересам общества, бизнеса, мотивационным ожиданиям персонала и требованиям потребителей.

Предприятия, настроенные на рост предпринимательской активности, соотносимой с состоянием рыночной среды (а именно, с состоянием денежно-кредитной системы, налоговой системы, инновационно-производственной сферы, образо-

вательной среды и т.п.), принимают управленческие и маркетинговые решения по преобразованиям разного характера, по реструктуризации бизнеса и встраиванию его в программы приоритетного развития национальной экономики. Совокупность составляющих деятельности предприятия приобретает значимость, когда топ-менеджеры начинают построение интегрированных цепочек создания стоимости, сообразуясь с их реальными ресурсными, мотивационными, коммуникационными и иными возможностями, позволяющими субъекту заявить о себе как об инициаторе маркетинговых воздействий на его ближайшее рыночное окружение. Предприятие «втягивает» участников рынка в диалог, который может заканчиваться или оформлением достигнутых договоренностей, или разрывом, изменяющим его маркетинговое поведение в отношении ранее существовавших и поддерживаемых на определенных условиях договорных связях.

Предприятие стремится удержать свои рыночные позиции или укрепить их, несмотря ни на миссию предприятия, ни на его ресурсный потенциал, ни на качество производимой продукции, ни на характер его маркетингового поведения при построении отношений внутри предприятия и с рыночными (и иными нерыночными) структурами, озабоченными теми же проблемами. Главным становится успех, который может быть достигнут предприятием, независимо от того, какими средствами и инструментами он обеспечен, какими моральными или материальными издержками сопровождается процесс удержания им своего конкурентного положения. Для предприятия, являющегося собственностью предпринимателя или же иного собственника (делегировавшего функции оперативного управления топ-менеджерам), приоритетным чаще всего становится сам результат его функционирования, а не то внутреннее состояние среды (моральное, этическое, деловое, нравственное и т.п.), в которой формируются доминанты его внутрикорпоративного и маркетингового поведения на рынках его целевой ориентации.

Вместе с тем, следует понимать, что предпосылки для получения желаемых результатов деятельности субъектами рынка изначально формируются внутри них самих и создаются усилиями персонала и того человекоцентричного ресурса [25,26], который принимает на себя роль ведущего звена во всех инновационных преобразованиях и маркетинговых начинаниях, сопровождающих тактическое поведение субъектов, а также их стратегическое развитие (посредством расширения или же рационализации внешних коммуникаций, вовлечение в реинжиниринг бизнес-процессов заинтересованных в этом тех или иных игроков рынка, обозначения новых рыночных горизонтов и новых товарных ниш).

Предприятия, ориентированные на маркетинговую адаптацию к требованиям рынка, вынуждены рассматривать себя в контексте оценки своих возможностей, имеющих вполне конкретное наполнение в содержательном, информационном,

технико-технологическом, инновационном аспектах. Реальный успех бизнеса может обеспечиваться в том случае, если он профессионально грамотно опирается внутри и вне предприятия на совокупность следующих составляющих: а) общую базу знаний; б) способности составляющих предприятия, включаемые для достижения целей предприятия; в) на внешне ориентированную культуру; г) на трудовой ресурс, аккумулирующий способности и инициативы в интересах предприятия и в своих собственных интересах; д) организационная культура как катализатор деловой активности персонала различных уровней управления; г) конфигурация как инструмент реагирования на изменение потребностей покупателей, различных участников взаимодействия и рыночных условий, определяемых в том числе и мотивированностью разных его агентов на участие в предлагаемых предприятием бизнес-процессах. Содержательное наполнение обозначенных составляющих следующее:

а) общая база знаний - совокупность знаний, охватывающих сведения о различных аспектах и областях взаимодействия различных участников рынка, обеспечивающих аккумулирование и распределение информации (в том числе идей) о рынке по субъектам в контексте их интересов в различных аспектах их текущей и намечаемой к воплощению бизнес-деятельности. В этой базе накапливаются знания: об отношениях производителей и потребителей; производителей и иных рыночных и нерыночных агентов социально-экономической системы (СЭС); об отношениях государства, бизнеса и населения; о межуровневых отношениях органов государственной, муниципальной и иной власти; об отношениях между собой различных субъектов социохозяйственной системы и др. [27, с. 19].

В общей базе знаний формируется информация о стратегиях предприятий по завоеванию ими конкурентных преимуществ и тактиках поведения персонала по удовлетворению потребностей рынка и потребителей. Общая база знаний содержит информацию о достижениях в развитии информационных технологий и прогрессивных методов (приемов) инновационных преобразований во всех составляющих рыночных отношений и деятельности субъектов различных сфер жизнедеятельности общества.

Общая база знаний, построенная на современных и перспективных информационных технологиях, может дать позитивный результат субъекту в завоевании выгодного конкурентного положения в том случае, если усилия его персонала будут сосредоточены на вполне конкретном компоненте его маркетинговой деятельности, а именно, на маркетинговом фокусе предприятия. Нами предлагается ввести в научный оборот понятие «маркетинговый фокус предприятия». Он представляет собой компонент (элемент, звено, субъект, процесс) маркетинговой деятельности, принимающий на себя роль ее ведущей составляющей, с одной стороны, аккумулирующей интере-

сы многих взаимодействующих сторон, а с другой, - создающей предпосылки для завоевания предприятием желаемых конкурентных позиций посредством интерференции маркетинговых воздействий рыночных агентов в процессе гармонизации их рыночных отношений в условиях ресурсных ограничений, конкретного состояния маркетингового пространства в определенный рассматриваемый период времени. Интерференция в маркетинге - процесс наложения маркетинговых усилий (воздействий) или мотиваций двух и более участников рынка, имеющих колебательный и периодически повторяющийся характер действий (движений), связанных с выбором (поиском) этими субъектами рациональных решений по функционированию и развитию своего бизнеса [19, с. 404]. В маркетинговом фокусе предприятия может оказаться новая технология производства продукта, инновационное решение по созданию принципиально новой бизнес-модели, включающей ценностное предложение, цепочку создания стоимости, механизм извлечения прибыли и собственно клиента, определяющего потребительский сегмент, на который должен быть нацелен бизнес [28, с. 19-20]. Эта модель может быть дополнена составляющими, которые отражают взаимосвязи основных игроков рынка, вовлекаемых субъектом в реальные производственно-коммерческие, финансово-инвестиционные, маркетингово-коммуникационные и иные отношения в границах конкретных маркетинговых пространств, создаваемых инициаторами реинжиниринга бизнес-процессов;

б) способности составляющих предприятия. Они характеризуют способность субъекта чувствовать рынок и устанавливать с ним связи, а также способность к прогностическому стратегическому мышлению, относящемуся как к субъекту в целом, так и к персоналу в лице его топ-менеджмента [28, с. 18]. Способности выступают в виде совокупности интегрированных навыков, технологий и обобщенных знаний, которые реализуются посредством организационных процессов [29], осуществляемых в интересах удовлетворения изменяющихся потребностей рынка с учетом его отраслевых особенностей. Способность субъекта чувствовать рынок означает следующее:

- его стремление сохранить свои позиции на завоеванных им рынках;

- его стремление приспособиться к изменениям, которые несут в себе угрозы потери лояльных к нему потребителей;

- его стремление преодолевать угрозы со стороны рынка в отношении завоеванных им маркетинговых позиций и приобретенных преимуществ; речь идет о ситуациях, хорошо ему знакомых и им ранее просчитанных под имеющийся маркетинговый потенциал и ресурсные возможности субъекта;

- его стремление адаптироваться к потребностям и интересам рыночных агентов, изъявляющих желание вступать во взаимодействие с субъектом и строить с ним взаимовыгодные отношения

в контексте формируемых маркетинговых задач и достижения поставленных целей;

- его способность строить свое маркетинговое поведение исходя из реалий рыночной среды и имеющихся ограничений, связанных с изменениями рыночной конъюнктуры и ухудшением ресурсных возможностей рынка и субъекта, с нестабильностью мотивационных ориентиров субъекта и его персонала в кризисных условиях экономики, а также со стремлением субъекта сохранить свой имидж (свое «лицо»). Ощущение рынка субъектом должно сопровождаться его желанием не идти на прямые нарушения российского законодательства в разных аспектах его проявления, независимо от обстоятельств, определяющих выбор им того или иного сценария поведения. Речь идет о способности субъекта обладать мотивационным «здоровьем» во всех его проявлениях и действиях;

- его стремление стоить взаимодействия с различными агентами рынка, посылая коммуникативные сообщения, отвечающие интересам потенциальных участников создаваемого им маркетингового коммуникационного поля. Субъект должен осуществлять выбор маркетинговых инструментов воздействия на тех, кто может быть вовлечен им в построение цепочки создания стоимости, исходя из его способности сделать проницаемыми восприятия этих воздействий внешними рыночными агентами. Вместе с тем, проницаемость посылаемых субъектом обращений будет зависеть во многом от ценностных позиций потенциального партнера. Ощущение рынка у субъекта должно строиться в соответствии с устоявшимся в сознании целевой аудитории рыночным «образом» каждого вовлекаемого во взаимодействие участника рынка, а также с его поведенческими реакциями на изменения состояния рыночной среды в прошедшем и текущем периодах времени;

- его способность адаптироваться к давлению извне и мимикрировать в маркетинговой деятельности, не нарушая ни социальных, ни этических, ни нравственных, ни моральных норм цивилизованного общества;

- его способность видеть тот спектр изменений рынка, который требует инновационных преобразований, инвестиционных вложений и включения новых коммуникационных инструментов.

Способности к установлению отношений с рынком формируют потенциал для обретения субъектом конкурентных преимуществ .Этот потенциал заложен в интеграции организационных, функциональных и иных взаимодействий участников отношений в различных аспектах их проявления, в ориентации на удовлетворение групповых нужд и удовлетворение индивидуальных потребностей клиентов, а также в имеющихся специфических знаниях и навыках, которые накапливаются в базах данных, схемах (моделях) управления различными видами деятельности и процедурах [22, с. 156]. Этот потенциал в свою очередь проявляет себя через трансакционную способность субъекта, через способность к партнерству на основе сотрудничества, через способность создавать и раз-

вивать отношения, увеличивающие потребительскую ценность. Следует отметить, что без способности эффективно коммуницировать со всеми участниками рынка, проявляющими интерес к сотрудничеству, не представляется возможным формировать нужный вектор потенциальных конкурентных преимуществ. Важным в этой способности является настройка субъекта на изменения, затрагивающие внутренние организационные процессы, отражающие влияние инфраструктурного фактора и основанные на деятельности групп. Последние несут в себе спектр взаимоувязанных, но вместе с тем не всегда сбалансированных между собой отношений функциональных подразделений.

Способности и организационные процессы тесно взаимоувязаны между собой, и именно способности позволяют обеспечивать осуществление различных видов деятельности. Идентификация способностей элементов субъекта позволяет увидеть то пространство для маневра, в котором функциональные связи могут быть интегрированы в различные виды деятельности и различные процессы;

в) внешне ориентированная культура - совокупность тех составляющих образа субъекта, которые отражают его доминирующие убеждения, ценности и типы поведения, направленные на повышение покупательской ценности производимой продукции, а также на непрерывный поиск новых источников преимуществ, способных отражать компетентность его персонала создавать ту обстановку и те условия, которые отвечают требованиям целевых участников взаимодействия. Внешне ориентированная культура является стержнем, отображающим мотивационный вектор маркетингового поведения субъекта при всех обстоятельствах рыночного окружения и рыночного давления;

г) организационная культура. Выступает той составляющей деятельности хозяйствующего субъекта, которая принимает на себя восприятие любых изменений в условиях развивающегося мира в рамках информационного пространства, затрагивающего: а) управленческие аспекты действий персонала; б) технологические составляющие инновационных процессов в обеспечении научно-технического прогресса; в) культурологические константы, отражающие целостность социально-экономического «организма» бизнес -структуры, настраиваемого на единение семиотической, семантической, организационной, мотива-ционной и коммуникационной доминант его функционирования и развития [30, а 27]. Организационная культура отображает наличие внутри бизнес-структуры устойчивых форм социальных отношений и индивидуального поведения. Она является сложной композицией важных предположений (не поддающихся порой формулированию), формируемой как «собственный продукт» внутреннего состояния бизнес-структуры, формализуемый через набор устойчивых комплексов

ролевых отношений, определяющих в итоге маркетинговое поведение субъекта в целом.

Организационная культура способствует идентификации субъекта в социокультурном аспекте и содействует построению «цепочек взаимодействия», закрепляющих, с одной стороны, организационно его культурное поле и коммуникационное пространство, дискриминирующее сущностное различие одних предпринимательских структур от других, а с другой, - создающих предпосылки для создания адекватной ее сущности цепочки создания стоимости (в том числе покупательской ценности продукции).

Деформация организационной культуры как инструмента существования бизнеса ведет к глубоким противоречиям внутри бизнес-единиц и существенно снижает эффективность внутренних и внешних организационных коммуникаций. Деформация организационной культуры - это, прежде всего, отказ от социальных и нравственных принципов построения внутренних взаимоотношений, отказ следовать и действовать в соответствии с совестью и потребностью уважительного отношения к партнерам, контактным аудиториям, коллегам по работе, персоналу нижних ступеней управления в угоду ментальности чисто рыночных отношений в человеческом и профессиональном общении. Жесткая внутренняя состязательность персонала при отсутствии единого мотивационно-го вектора уничтожает проявления начал добропорядочности и нравственности в системе внутренних отношений и создает не заполняющийся «вакуум» в соционравственном пространстве субъекта;

д) конфигурация представляет собой соотношение разных составляющих субъекта, которое позволяет динамично реагировать на малейшие требования потребителей, клиентов и партнеров в процессе изменения их потребностей и желаний, а также предугадывать потребности рынка для своевременного реагирования на заявляемые им вызовы со стороны многих участников рыночного пространства (государства, органов власти, бизнеса, структур социальной сферы, индивидов и т.п.).

Конфигурация включает совокупность возможностей, реализация которых позволяет обеспечивать создание покупательской ценности на всех этапах ее формирования и проявления (от проекта разработки продукта до выполнения заказа и обеспечения обслуживания во время потребления товара). Конфигурация задает требования организационной структуре субъекта, вынуждая ее адаптироваться в условиях изменений разного характера (как внутри предприятия, так и вне него).

В свою очередь конфигурация определяет маркетинговое поведение субъекта и обозначает соотношение различных составляющих предприятия (индивидуализированных и групповых). Эти составляющие реализуют свой потенциал в том объеме и с тем содержательным наполнением, которое отражает какое-либо конкретное маркетинговое поведение в конкретных рыночных условиях. Маркетинговое поведение субъекта -

совокупность взаимосвязанных между собой действий, совершаемых субъектом или его управленческими и иными звеньями в отношении участников взаимодействия, направленных на обретение им конкурентных преимуществ в формируемом маркетинговом пространстве посредством рационализации использования имеющихся и вовлекаемых со стороны ресурсов, актуализации возможностей и резервов, построения эффективных бизнес-процессов (как внутри субъекта, так и вне него), формирования имиджа, а также путем создания сбалансированного по мотивациям коммуникационного окружения в интересах наиболее полного удовлетворения потребностей взаимодействующих сторон (потребителей, партнеров, инвесторов и других участников рынка). Маркетинговое поведение субъекта связано с его маркетинговой мимикрией к реальным условиям функционирования бизнеса в конкретной рыночной среде [49]. Соотношение составляющих предприятия видоизменяется под воздействием внешнего окружения и потребностей потребителей и иных рыночных участников взаимодействия с ним. Конфигурация является характеристикой субъекта (предприятия), которая подлежит изменению в интересах создания им желаемой потребительской ценности и формирования реальных конкурентных преимуществ. Конфигурация включает адаптирующуюся к требованиям рынка организационную структуру, отражающую, с одной стороны, традиционные представления, связанные с построением организационных, управленческих и функциональных звеньев, а с другой, - совокупность видов деятельности, подверженных необходимости их изменения и инновационного обновления (перестройки) в трансформирующейся рыночной среде, подверженной влиянию различных факторов. Последние предусматривают включение в хозяйственный оборот субъекта «определенных групп ресурсов» в том или ином режиме его функционирования и развития [31, с. 173]. Ре-сурсообеспечение деятельности предприятия в условиях нестабильного рынка и усложнения рыночных отношений всегда связано с ресурсной декомпенсацией, положительно или отрицательной сказываемой на функционировании бизнеса.

Конфигурация как инструмент управления ориентацией субъекта на требования рынка предполагает выявление маркетинговых «феромонов» в составляющих субъекта. Нами предлагается ввести этот термин в научный оборот в следующем содержательном представлении о них. Маркетинговые «феромоны» субъекта - элементы, присущие внутренней среде субъекта, которые оказывают определяющее влияние на его маркетинговое поведение, на рост и развитие самого субъекта и взаимодействующих с ним рыночных агентов. Управление маркетинговым поведением предусматривает активное включение маркетинговых феромонов в адаптационные процессы формирования и развития цепочки создания стоимости.

Нами предлагается рассматривать формирование конкурентных преимуществ у субъекта в

процессе построения им цепочки создания стоимости и инициирования им воздействий на потенциальных клиентов и партнеров. Последняя предполагает установление взаимосвязей между ее отдельными составляющими и создание ценности, как это представлено на рисунке 1. За основу предлагаемой модели приняты методологические подходы, обозначенные М. Потрером [32, с. 67-89], а также другими авторами [33, 13, 34, 14].

В предлагаемой модели обоснованно усилено влияние коммуникационного и мотивационного

факторов [35, 36] на формирование конкурентных преимуществ, интегрируемых в цепочку создания стоимости всей бизнес-единицы. Такая цепочка является источником конкретных конкурентных преимуществ и позволяет выявлять те составляющие деятельности субъекта, в которых формируются дополнительные стоимости. Они складываются и учитываются при получении и оценке итоговой создаваемой ценности.

Рисунок 1- Формирование конкурентных преимуществ инициатором воздействий посредством рационализации его маркетингового поведения в создаваемом им коммуникационном поле

Все виды деятельности по созданию стоимости предусматривают вовлечение (приобретение, использование, перераспределение и т.п.) имеющихся и потенциальных ресурсов (в том числе человеческих - трудовых и управленческих), а также использование различных технико-технологических и производственных решений, которые обеспечивают реализацию того или иного вида деятельности с минимальными издержками и гарантированным объемом натурального результата.

Каждый вид деятельности по созданию стоимости и получению интегрированной ценности в результате формируемого интегративного мультипликативного эффекта в процессе действия коммуникационного резонатора [18,19,22] использует и создает информацию, трансформируемую и аккумулируемую в базе знаний (о покупателях, конкурентах, потребителях, производимых продуктах, о технических параметрах оборудования, режимах коммуникативного давления и коммуникационного взаимодействия рыночных агентов, о формах маркетинговой мимикрии на рынке, об инновационных решениях в разных областях деятельности, экономики и управления и т.п.). Выше нами обозначалась совокупность составляющих, которые позволяют формировать потенциал конкурентных преимуществ на нестабильном рынке, на котором снижен платежеспособный спрос.

Цепочка создания стоимости формируется инициатором воздействий для реальных условий функционирования предприятия на рынке и предусматривает влияние следующих составляющих деятельности: а) технологическое развитие; б) материально-техническое обеспечение; в) управление персоналом; г) специализированные виды деятельности; д) организационный компонент; е) поведенческий компонент; ж) контроль в процессных составляющих деятельности. Кроме того, в цепочке создания стоимости отражается влияние следующих факторов: а) институциональных факторов; б) ключевых факторов издержек; в) инфраструктурного фактора; г) коммуникационного фактора; д) мотивационного фактора.

Следует констатировать, что цепочка создания стоимости у субъекта в первую очередь выступает продуктом действия институциональных факторов (государственного регулирования, налогового давления и льготирования, предоставления финансовых стимулов и др.) и ключевых факторов издержек, отражающих масштаб, обучение, «сцепление», интеграцию, расчет времени, политические установки, использование производственных мощностей и др. [32, с. 137]. Цепочка создания стоимости - тот инструмент управления деятельностью субъекта и его маркетингового поведения, который отражает состояние, ресурсные возможности маркетингового коммуникационного поля субъекта и взаимосвязи участников взаимодействий в нем. Маркетинговое коммуникационное поле инициатора воздействий является той сферой, где формируется цепочка создания стоимости и итоговая потребительская ценность. Затраты на

производство продукции и формирование создаваемой ценности (в виде прибыли, дохода, имиджа и т.п.) во многом зависит от организационных коммуникаций и поведения структурных звеньев бизнес-структуры, действующих в интересах обретения ею устойчивого (конкурентоспособного) положения на развивающемся рынке [37, 38].

Любые действия предприятия, его поведение в различных рыночных ситуациях связаны, с одной стороны, с завоеванным им рыночном положением в конкретном маркетинговом коммуникационном пространстве, а с другой, - с состоянием ресурсного потенциала самого субъекта (наличием у него в достаточном объеме тех или иных ресурсов, уровнем и качеством привлеченного трудового ресурса, наличием инновационного портфеля разработок разной направленности, состоянием имиджа, развитостью коммуникационных связей, наличием узнаваемых корпоративных атрибутов и т.п.) [39, 40, 41, 13, 42]. Уровень издержек в бизнесе зависит от стадий жизненных циклов его звеньев (связанных с их появлением на рынке, ростом, старением и уходом с рынка) [43, 44].

Изменение поведения работников бизнес-структур связано с характером выполняемых ими функций, особенностями состояния внутренней среды субъекта, уровнем внешнего давления на субъект со стороны конкурентной среды, спецификой деятельности субъекта и его персонала в условиях конкретного объема и состава имеющихся и вовлекаемых со стороны ресурсов. Колебательный процесс в системе управления бизнес-структурой в организационном и функциональном аспектах может приводить к организационному росту (или упадку) и формированию благоприятной (или неблагоприятной) среды для активизации предпринимательского поведения субъекта и его персонала. Традиционные формы и методы управленческих воздействий утрачивают свою значимость и формируют понимание у персонала необходимости введения новых организационных решений, а также подходов к завоеванию потребителя и обретению предприятием новых более эффективных партнеров [45]. Инновационность во всех составляющих организации обретает свойства инструмента, изменяющего отношение потребителя к производителю и сопряженному внешнему окружению субъекта. Инновационность как фактор давления на персонал и структурные звенья субъекта выступает инструментом изменения их коммуникативной модальности [41, с. 90-91] и организационных взаимосвязей.

Каждое предприятие обладает индивидуальностью, собственными моделями поведения (предпринимательского, организационного и др.), своим стилем, формами воздействия на сознание работников и уровнем коммуникационной проницаемости воздействий на целевые группы взаимодействующих с ним участников отношений [34, с. 87-96; 38, 17]. Возникает необходимость диагностирования управленческих ролей для уяснения возможностей обеспечить внутренние преобразования в интересах накапливания потенциала кон-

курентных преимуществ [46]. Мотивационная роль менеджмента, трансформируемая в мотива-ционный компонент (give powerful) как элемент корпоративного маркетинга [47] определяет поведенческие реакции персонала различных уровней управления при разработке и принятии любых изменений, в том числе и организационных. Роли менеджмента связаны с изменчивостью организационных структур, а также изменениями, сопровождающими преобразования в различных функциональных областях (производственной, технологической, снабженческой, сбытовой, коммуникационной, материально-технической, организационной и др.), определяющих издержки по всей производственной и маркетинговой цепи создания стоимости.

Выполнение этих ролей объясняет развитие организационных культур и коммуникационных пространств, в которые втягиваются во взаимодействие различные рыночные и иные субъекты [16, 42]. Предпринимательская роль бизнеса является наиболее важной для изменения организационной культуры и организационного поведения во внутренней и внешней среде. Когда усиливается влияние структуры, сокращается влияние информации как «сообщения о различиях» (Gregory Bateson, 1979) [48]. Дезинтеграция связей с внешней средой ведет к внутренней дезинтеграции, снижается гибкость, и вместе с ней ослабляются адаптационные возможности предприятия. Старение предпринимательских структур чаще всего связано с потерей гибкости и усилением контроля со стороны их организационно-управленческих звеньев, а также с увеличением издержек. Эффективная предпринимательская деятельность субъекта (его рациональное поведение) может достигаться, если учитывается соотношение управленческих функций, характер возникающих проблем в процессе обозначаемых изменений, и достигается баланс изменений и действий субъекта в формируемом им трансформирующемся маркетинговом коммуникационном поле (МКП) под воздействием изменяющихся внутренних состояний элементов и меняющихся требований субъектов внешнего рыночного окружения.

Содержательный аспект модели формирования конкурентных преимуществ бизнес-структурой посредством адаптации его маркетингового поведения проявляется в ходе реального воплощения цепочки создания стоимости, отображающей взаимосвязи тех составляющих и влияние тех факторов, которые определяют на выходе создаваемую субъектом ценность. Она образуется в желаемом объеме тогда, когда маркетинговое поведение субъекта и его персонала ориентировано на проницаемость действия мотивационного и коммуникационного факторов как инструментов давления на бизнес во всех аспектах его усилий на самосохранение и поддержание конкурентоспособной деловой активности.

Можно сделать следующие выводы:

а) рациональная интеграция составляющих бизнес-структуры определяет потенциал для

формирования ее конкурентных преимуществ, которые могут быть реализованы наилучшим образом в конкретной маркетинговой среде усилиями многих участников (персоналом бизнес-структуры, партнерами, привлекаемыми к взаимодействию рыночными агентами, органами власти разных уровней управления, организациями научной и социальной сферы и др.). Эти усилия должны подкрепляться реальными стимулами, выгодами и интересами самого бизнеса, его работников и заинтересованных сторон в реализации сбалансированных и гармонизированных рыночных отношений. Эти отношения являются продуктом переговорных процессов между различными сторонами. Они формализуются организационно и функционально в ходе построения бизнес -структурой единого маркетингового пространства и формирования ею цепочки создания стоимости, учитывающей ресурсные ограничения каждого из участников взаимодействия, их способности и коммуникационные возможности в реальных условиях внешнего и внутреннего состояния бизнес-сферы;

б) коммуникационное, организационное, технико-технологическое совершенствование на основе инновационных преобразований, а также адаптация маркетингового поведения бизнес-структур (предприятий) к требованиям и состоянию социально-экономической среды национальной экономики - объективная реальность, подтверждающая потребность общества (в том числе потребителей и целевых аудиторий) соответствовать вызовам развивающегося рынка и принципам цивилизованных рыночных отношений. Эта реальность воплощается в выстраиваемых субъектами цепочках создания стоимости, реализующих конкурентные преимущества таким образом, чтобы формировался тренд на устойчивый экономический рост в структурах бизнеса разной отраслевой принадлежности и на повышение конкурентоспособности национальной экономики в целом. Позитивная адаптация бизнеса к требованиям рынка должна сопровождаться рационализацией маркетингового поведения субъектов, подкрепляемой ресурсными возможностями и мотивами, способными обеспечить эффективные преобразования во благо всех взаимодействующих сторон (государства, бизнеса, персонала субъектов, индивидов, населения);

в) предлагаемая модель формирования конкурентных преимуществ инициатором воздействий (предприятием, бизнес-единицей и т.п.) в создаваемом им маркетинговом коммуникационном поле определяет взаимосвязи между участниками рыночных отношений как внутри бизнеса, так и вне него, формирующие «на выходе» достаточную по условиям состояния рыночной среды результативность функционирования бизнеса (по прибыли, доходу, доле рынка, имиджу и т.п.). Создаваемая ценность - продукт отношений, выстраиваемых между бизнес-структурой и различными рыночными агентами (акторами, партнерами, государством, контролирующими и надзорными органа-

Wschodnioeuropejskie Czasopismo Naukowe (East European Scientific Journal) #9(13)/2016 ми, структурами власти разных уровней, инвесто- изменяющий содержательное наполнение цепочки рами, разработчиками идей и новшеств, потреби- создания стоимости в ходе активизации обратных телями, организациями социальной сферы и др.), связей.

Библиографический список:

1. Аганбегян А. Кто больше пострадал в кризис - население или бизнес? // Аргументы и факты: деловая среда. 2016. № 6. С. 13.

2. Экономическая система современной России: Анатомия настоящего и альтернативы будущего / Под ред. С.Д. Бодрунова, А.А. Пороховского. 2-е изд., перераб. и доп. М.: ЛЕНАНД, 2015. 416 с.

3. Настоящий кризис еще впереди? //Мир новостей. 2015. № 33 (1129).

С. 3.

4. Рубини Н. В России нужно стимулировать частный сектор // Мир новостей. 2015. № 47 (1143). С.

3.

5. Аганбегян А. Долой застой! Как выбраться из экономического болота? // Аргументы и факты. 2015. № 34. С. 10.

6. Щепакин М.Б., Мишулин Г.М. Методологический подход к преодолению системного кризиса в России // Философские исследования. 2000. № 3. С. 63-78.

7. Щепакин М.Б., Мишулин Г.М., Багрий А.Г. К теоретико-методологическим основам управления развитием общественно-экономической системы // Экономические науки. 2001. № 3. С. 45-57.

8. Щепакин М.Б. Предпринимательство как связующий элемент макро - и микросред экономического пространства // Известия ВУЗов «Пищевая технология». 1996. № 3-4. С. 9-13.

9. Щепакин М.Б., Аксаев Э.Е. Предпринимательство в "интерьере" Российской экономики: монография. Ростов н/Д: Изд-во СКНЦВШ, 1997. 144 с.

10. Щепакин М.Б., Бенхаддад Т.Ю., Аксаев Э.Е. Поведенческие аспекты действий предпринимательских структур в условиях формирующегося рынка // Известия ВУЗов "Пищевая технология". 1996. № 5-6. С. 9-12.

11. Щепакин М.Б., Евтеев А.С., Щепакин М.М. Маркетинговые аспекты производственно -сбытовой деятельности пищевых предприятий // Известия высших учебных заведений "Пищевая технология". 1998. № 4 (245). С. 24-26.

12. Щепакин М.Б., Хандамова Э.Ф. Управление создаваемой ценностью посредством маркетинговых инъекций в составляющие деятельности хозяйствующего субъекта // Экономика и менеджмент систем управления. 2015. № 3.1(17). С. 196-204.

13. Щепакин М.Б., Хандамова Э.Ф. Управление ресурсами хозяйствующих субъектов в условиях обострения внешних и внутренних противоречий в рыночном пространстве // Экономика и предпринимательство. 2015. № 6(ч.3)(59-3). С. 1163-1168.

14. Щепакин М.Б., Кузнецова О.А. Формирование концепции рационального и социально справедливого управления ресурсами в развивающихся социально-экономических системах // Экономика и предпринимательство. 2015. № 12 (ч.3)(65-3). С. 238-245.

15. Хандамова Э.Ф., Щепакин М.Б. Развитие теории коммуникаций в контексте современного маркетинга // Сборник научных трудов Краснодарского филиала РГТЭУ Вып. 3. Краснодар: ООО «Просвещение-Юг», 2007. С. 339-349.

16. Хандамова Э.Ф. Организационные коммуникации в системе стратегического производственного менеджмента // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Экономические науки. 2009. № 2-1(75). С. 92-98.

17. Щепакин М.Б., Бенхаддад Т.Ю., Аксаев Э.Е. Поведенческие аспекты действий предпринимательских структур в условиях формирующегося рынка // Известия высших учебных заведений «Пищевая технология». 1996. № 5-6. С. 9-12.

18. Щепакин М.Б., Хандамова Э.Ф. Формирование интегративного мультипликативного эффекта в маркетинговом коммуникационном пространстве // Экономика и предпринимательство. 2015. № 3(56). С. 894-899.

19. Щепакин М.Б., Хандамова Э.Ф. Формирование интегративного мультипликативного эффекта в маркетинговом коммуникационном поле под воздействием коммуникационного резонатора // Экономика и менеджмент систем управления. 2015. Т.16. № 2.3. С. 400-408.

20. Щепакин М.Б., Хандамова Э.Ф., Томилко Ю.В. Управление инновационной деятельностью хозяйствующего субъекта в развивающемся маркетинговом коммуникационном пространстве // Экономика и предпринимательство. 2015. № 9(ч.2)(62-2). С. 998-1004.

21. Щепакин М.Б., Кривошеева Е.В. К формированию системы управления конкурентоспособностью производственных предприятий в меняющейся рыночной среде / В сб. «Альтернативные пути преодоления глобального экономического кризиса: Материалы междунар. научно-практ. конф. / Под ред. д-ра экон. наук, проф. М.Б. Щепакина. Краснодар: Изд. КЦНТИ, 2013. С. 184-193.

22. Щепакин М.Б., Хандамова Э.Ф. Коммуникационный резонатор - инструмент формирования и развития маркетингового коммуникационного поля субъектов взаимодействия // Экономика и предпринимательство. 2015. № 3 (56). С. 973-976.

23. Щепакин М.Б., Фицурина М.С., Третьяков Р.М. Инструментарное обеспечение инновационного управления предприятием на принципах маркетинга // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета (Научный журнал КубГАУ) [Электронный ресурс]. Краснодар: КубГАУ, 2012. № 05(79). Режим доступа: http://ej .kubagro.ru/2012/05/pdf/58.pdf

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

24. Щепакин М.Б., Хандамова Э.Ф. Модель реализации инновационного цикла в развивающемся рыночном пространстве локальной социально-экономической системы // Экономика и предпринимательство. 2015. № 6 (ч. 1) (59-1). С. 105-109.

25. Щепакин М.Б., Кривошеева Е.В. Модель выбора конкурентоспособного варианта эффективного функционирования и развития производственного предприятия // Экономика и менеджмент систем управления. 2015. № 3.3(17). С. 412-423.

26. Щепакин М.Б., Кривошеева Е.В. Модель активизации человекоцентричного ресурса в условиях маркетинговой адаптации предприятия // Научно-технические ведомости СПбГПУ. Экономические науки. 2015. № 1(211).С. 205-213.

27. Дэй Дж. С. Организация, ориентированная на рынок: как понять, привлечь и удержать ценных клиентов /Джордж С. Дэй; перс англ. В.И. Кузина; под ред. и предисл. проф. И.В. Андреевой. М.: Эксмо, 2008. 304 с.

28. Гассман О. Бизнес-модели: 55 лучших шаблонов / Оливер Гассман, Каролин Франкенбергер, Микаэла Шик; пер. с англ. М.: Альпина Паблишер, 2016. 432 с.

29. Penrose E.T. The Theory of the Growth Firm. L.: Basil Blackwell, 1959.

30. Хандамова Э.Ф. Концептуальные аспекты организационной культуры в развивающемся рыночном пространстве // Научно-технические ведомости СПбГПУ: экономические науки. 2007. № 4(52). С. 26-32.

31. Клейнер Г.Б. Стратегия предприятия. М.: Издательство «Дело» АНХ, 2008. 568 с.

32. Портер М. Конкурентное преимущество: Как достичь высокого результата и обеспечить его устойчивость / Майкл Портер; пер. с англ. 4-е изд. М.: Альпина Паблишер, 2016. 716 с.

33. Хандамова Э.Ф. Формирование и развитие маркетингового коммуникационного поля предприятия. Автореф. докт. дисс.........экон. наук. Краснодар, 2013.

34. Щепакин М.Б., Хандамова Э.Ф., Фицурина М.С. Маркетинговое управление и формирование эффективных коммуникаций в условиях развивающегося рынка. 2-е изд. Краснодар: Изд. КубГТУ, 2008. 233 с.

35. Щепакин М.Б., Хандамова Э.Ф. Модуляция маркетинговых воздействий субъекта хозяйствования на участников маркетингового коммуникационного пространства // Экономика и предпринимательство. 2015. № 4(ч.2) (57-2). С.912-915.

36. Щепакин М.Б. Мотивационные аспекты организационно-поведенческого менеджмента // Материалы междунар. научно-практ. конф. "Проблемы и перспективы российского менеджмента на пороге XXI века". Краснодар: Изд-во КубГТУ, 1998. С. 131-144.

37. Щепакин М.Б. Управление поведением хозяйствующего субъекта в условиях изменений различного характера // Экономика и менеджмент систем управления. 2015. № 3.2 (17). С. 308-318.

38. Щепакин М.Б. Стили инновационного поведения в предпринимательстве // Известия высших учебных заведений. Северо-Кавказский регион. Серия «Общественные науки». 1997. № 3(99). С. 61-65.

39. Хандамова Э.Ф., Щепакин М.Б., Хараджян Л.В. Маркетингово-ресурсный адаптер организационно-экономического механизма управления безопасным функционированием и развитием корпорации // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета (Научный журнал КубГАУ) [Электронный ресурс]. - Краснодар: КубГАУ, 2012. № 04(78). Режим доступа: http://ej .kubagro.ru/2012/04/pdf/66.pdf

40. Хандамова Э.Ф. Элементы теории коммуникаций в корпоративном маркетинге // Вестник ИНЖЭКОНа. Серия: Экономика. 2007. № 5(18). С. 119-129.

41. Щепакин М.Б., Хандамова Э.Ф. Инновационный потенциал - системообразующий фактор обеспечения конкурентоспособности хозяйствующего субъекта // Экономика и менеджмент систем управления. 2015. № 2(16). С. 87-92.

42. Хандамова Э.Ф. Концептуальные аспекты организационной культуры в развивающемся рыночном пространстве // Известия Российского государственного педагогического университета имени А.И. Герцена: Общественные и гуманитарные науки (философия, языкознание, литературоведение, культурология, экономика, право, история, социология, педагогика, психология): Научный журнал. СПб., 2007. № 9(50). С. 241-247.

43. Shumpeter J. Business Cykles: A Theoretical, Historical & Statistical Analysis of the Capital Process. New York: McGraw Hill, 1939.

44. Weber M. Theory of Economic Development: An Inquiry into Profits, Capital, Credit, Interest and the Business Cycle, 1954.

45. Щепакин М.Б. Инновационность и эффективность потребления в условиях рынка // Известия высших учебных заведений. Северо-Кавказский регион. Серия «Общественные науки». 2000. № 2. С. 81-86.

46. Адизес И. Управление жизненным циклом корпораций / Ицхак Калдерон Адизес; пер. с англ. В. Кузина. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2015. 512 с.

47. Miller D. and Friesen P.H. Structural Change and Performance: Quantum Versus Piecemeal-Incremental Approaches // Academy of Management Journal. 25, 4, 1982a: 867-892.

48. Gregory Bateson. Mind and Nature: A Necessary Unity. New York: E. P. Dutton, 1979.

49. Щепакин М.Б., Хандамова Э.Ф. Маркетинговая мимикрия как инструмент воздействия хозяйствующего субъекта на поведение потребителя // Экономика и предпринимательство. 2016. № 1 (ч.1)(66-1). С. 1090-1097.

Levushkina S.V.

Candidate of Legal Sciences Associate Professor of Management,

Stavropol State Agrarian University

Левушкина Светлана Владимировна,

кандидат юридических наук, доцент кафедры менеджмента Ставропольский государственный аграрный университет

BASIC APPROACHES TO THE DEFINITION «INNOVATION AND ENTREPRENEURIAL

WEDNESDAY»

ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К ОПРЕДЕЛЕНИЮ ПОНЯТИЯ «ИННОВАЦИОННО-ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ СРЕДА»

Summary: The article analyzes the concepts of «entrepreneurial environment», «innovative environment» and highlights their specific features. The concept of «the innovation and the business environment» and justified a key influence of all the factors the innovation and entrepreneurial environment for sustainable development of innovative entrepreneurship.

Key words: entrepreneurial activities, the innovation and entrepreneurial wednesday, national innovative system, business structures, knowledge economy, innovative infrastructure.

Аннотация: В статье проведен анализ понятий «предпринимательская среда», «инновационная среда» и выделены их специфические признаки. Введено понятие «инновационно-предпринимательской среды» и обосновано ключевое влияние всех факторов инновационно-предпринимательской среды на устойчивое развитие инновационного предпринимательства.

Ключевые слова: предпринимательская деятельность, инновационно-предпринимательская среда, национальная инновационная система, предпринимательские структуры, экономика знаний, инновационная инфраструктура.

Открытость национальных экономик большинства экономически развитых стран, зависимость от функционирования и развития мирового хозяйства, необходимость постоянного повышения конкурентоспособности хозяйствующих субъектов на расширяющихся товарных рынках привели к постепенной переориентации системы государственного регулирования экономик развитых стран на активизацию процессов поддержки инновационного предпринимательства. Другими словами, начинает формироваться и находить практическое применение новое направление научных исследований, которое нацелено на создание теоретических положений и основ развития национальной инновационной системы (НИС). «НИС-теория» позволяет получать более глубокие и детализированные знания о текущих инновационных процессах на всех иерархических уровнях хозяйствования и роли государственного сектора в поддержке и стимулировании НИОКР и инноваций.

Изучению процесса формирования инновационно-предпринимательской среды посвящено

множество исследований зарубежных и отечественных ученых, однако эти исследования, как правило, проводились и проводятся отдельно касаемо инновационной среды и предпринимательской среды. Общепринятого определения и характеристик сущности инновационно-предпринимательской среды, как единого понятия, на сегодняшний день в экономической литературе не существует.

Так, исследователи Helsinki University of Technology отмечают, что инновационная среда -это более глубокий и новый концептуальный взгляд, фокусирующий внимание на объекты экономической системы, как часть более широкого окружения, включая различного рода системные образования, кластеры, территориальные и институциональные связи [18, с. 38-42]. П. Кук и К. Морган (P. Cooke и K. Morgan) [14, с. 543-564], Р. Камагни (R. Camagni) [13, с. 1-9] добавляют к инновационной среде инновационное окружение системы, а также сложившиеся связи и отношения между ее участниками и органами управления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.