Научная статья на тему 'Формирование конкурентных преимуществ организации'

Формирование конкурентных преимуществ организации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1291
221
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНКУРЕНТНЫЕ ПРЕИМУЩЕСТВА / ВНУТРЕННЯЯ СРЕДА / КОНКУРЕНТНОЕ ОКРУЖЕНИЕ / ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ / COMPETITIVE ADVANTAGES / INTERNAL ENVIRONMENT / COMPETITIVE ENVIRONMENT / ECONOMIC INDICATORS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Клочкова Татьяна Владимировна

В статье рассмотрены процессы формирования конкурентных преимуществ на основе выявления сильных и слабых сторон организации и исследования ее конкурентного окружения. Раскрыты сущность и особенности внутреннего потенциала организации

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF COMPETITIVE ADVANTAGES OF THE ORGANIZATION

In the article formation of competitive advantages on the basis of identification of strength and weaknesses of the organization and research of its competitive environment are considered. The essence and features of internal capacity of the organization are studied

Текст научной работы на тему «Формирование конкурентных преимуществ организации»

УДК 339.137

Клочкова Татьяна Владимировна, студентка факультета экономики и менеджмента ГБОУ ВПО «Курский государственный медицинский университет» Минздрава России e-mail: tatiana.clochkowa@yandex.ru

ФОРМИРОВАНИЕ КОНКУРЕНТНЫХ ПРЕИМУЩЕСТВ ОРГАНИЗАЦИИ

Аннотация: В статье рассмотрены процессы формирования конкурентных преимуществ на основе выявления сильных и слабых сторон организации и исследования ее конкурентного окружения. Раскрыты сущность и особенности внутреннего потенциала организации.

Ключевые слова: конкурентные преимущества, внутренняя среда, конкурентное окружение, экономические показатели.

Klochkova Tatyana Vladimirovna, student of the faculty of Economics and Management, Kursk State Medical University e-mail: tatiana.clochkowa@yandex.ru

FORMATION OF COMPETITIVE ADVANTAGES OF THE ORGANIZATION

Summary: In the article formation of competitive advantages on the basis of identification of strength and weaknesses of the organization and research of its competitive environment are considered. The essence and features of internal capacity of the organization are studied.

Keywords: competitive advantages, internal environment, competitive environment, economic indicators.

В современных рыночных условиях функционирования формирование конкурентных преимуществ является неотъемлемым условием выживания организации в агрессивной внешней среде. Конкурентные преимущества - это те характеристики, которые создают для фирмы определенное превосходство над своими прямыми конкурентами [3, c.67]. Эти характеристики (атрибуты) могут быть самыми различными и относиться как к самому товару (базовой услуге), так и к дополнительным услугам, сопровождающим базовую, к формам производства, сбыта или продаж, специфичным для фирмы или товара [1, c.1091.

Целью изучения различных типов конкурентной среды является получение разностороннего описания среды путем выявления максимального количества факторов, которые могут воздействовать на шансы организации добиться успеха или потерпеть неудачу в ее деятельности на рынке. Наибольшая сложность состоит в том, что количество факторов велико и степень их воздействия на организацию может существенно различаться.

Преодоление этой сложности возможно путем использования схем, выделяющих наиболее значимые факторы, воздействующие на организацию и позволяющие оценить интенсивность их воздействия [2, ^44].

Компания «М.видео» является публичным акционерным обществом, была создана в 1993 году и является лидером рынка розничной торговли бытовой электроникой. «М.видео» представляет собой классически построенный сетевой бизнес с централизованным управлением и единой маркетинговой политикой. Магазины «М.видео» предоставляют стандартный набор услуг, доступный каждому покупателю вне зависимости от территориальной расположенности.

В «М.видео» работают более 5 тысяч сотрудников, которые в дополнение к базовому образованию прошли специальное обучение в тренинг-центре компании. Многие также прошли обучение по специальным программам фирм-производителей, как в России, так и за рубежом, их квалификацию подтверждают именные сертификаты.

Анализ финансового состояния организации на основе данных финансовой отчетности представлен в таблице 1.

Таблица 1. Основные экономические показатели деятельности ПАО «М.видео» за 2014-2015 гг.

Показатель 2014 г. 2015 г. 2015 г. к 2014 г.

Отклонения +/- Темп роста %

Выручка млн. руб 58593 66514 7 921 113,52

Себестоимость реализации, млн. руб 44159 49782 5 623 112,73

Издержки обращения млн. руб 13693 16009 2 316 116,91

Прочие расходы, млн. руб 52 41 -11 78,84

Валовая прибыль, млн. руб 14434 16732 2 298 115,92

Чистая прибыль, млн. руб 1208 1296 88 107,28

Прибыль от продаж, млн. руб 1508 1693 185 112,26

Активы оборотные, млн. руб. 43344 32506 -10 838 74,99

Активы внеоборотные, млн. руб 14601 14776 175 101,19

Капитал, млн. руб 10692 11946 1 254 111,72

Установлено, что выручка и валовая прибыль компании по сравнению с базовым периодом увеличились на 13,5 % и 15,9 % соответственно. Отмечен также рост чистой прибыли фирмы на 7 %. Наряду с этим выявлен также рост совокупных расходов практически на 17 %. Предположительно это связано с открытием новых магазинов, которые соответственно требуют новые кадры, расходы на доставку и хранение товаров и т.п.

Таким образом, можно говорить о том, что ПАО «М.видео» является успешно функционирующим предприятием. Улучшение финансового состояния организации в 2015 году, несомненно, является одним из ее конкурентных преимуществ.

В ходе дальнейшего исследования определены следующие конкурентные преимущества «М.видео»:

1. Высококвалифицированный персонал

2. Широкий ассортимент товаров

3. Доступные кредиты

4. Доставка и монтаж

5. Удобное расположение магазинов

6. Товары для всех слоев населения

7. Партнерские связи с фирмами производителями (без посредников). Наряду с сильными сторонами фирмы выявлены и ее слабые стороны, в

частности:

1. Имидж дорогого магазина в сознании покупателя

2. Отсутствие государственной поддержки

3. Большой процент текучести кадров на уровне низшего и среднего

звена

4. Недостаток внутрифирменных коммуникаций, отсутствие регулярного информирования сотрудников о результатах их труда, слабая обратная связь, являющиеся демотивирующими факторами.

На следующем этапе с целью оценки конкурентного окружения «М.видео» проведен анализ организаций, функционирующих на рынке электротоваров города Курска. Оценка данных организаций проведена на основе системы индикаторов, представленных в таблице 2.

Таблица 2. Анализ конкурентного окружения «М.видео»

Параметры «М.видео» «Эльдорадо» «Техносила» «DNS» «Эксперт»

Уровень цен Средний Средний Низкий Низкий Высокий

Уровень обслуживания Высокий Высокий Низкий Высокий Низкий

Расположение Удобное Удобное Удобное Удобное Удобное

Ассортимент Широкий Широкий Широкий Широкий Широкий

Система скидок Присутствует Присутствует Присутствует Присутствует Отсутствует

Количество жалоб Низкое Низкое Среднее Низкое Высокое

Анализ уровня цен проводился по основным ассортиментным группам товаров, представленных во всех исследуемых магазинах. Выявлено, что в «М.видео» и «Эльдорадо» уровень цен средний по сравнению с остальными конкурентами. Самый низкий уровень цен отмечен в магазинах «DNS» и «Техносила», что играет существенную роль для потенциальных покупателей.

Уровень обслуживания, по мнению потребителей, оказался высоким только в трех магазинах, таких как «Эльдорадо», «М.видео» и «DNS». На сайтах этих магазинов мы увидели только хорошие отзывы по поводу

обслуживания клиентов, потребители писали о том что, заходя в магазин, работники приветствуют их доброй улыбкой, сразу предлагают свою помощь в поиске и выборе нужного для них товара. Доставка товара на дом осуществляется непосредственно в установленный срок, о задержке доставки их товара потребители предупреждаются звонком заранее. Низкий уровень обслуживания и большое количество жалоб со стороны потребителей отмечено в магазинах «Техносила и «Эксперт».

Все исследуемые организации имеют удобное расположение для покупателей, так как находятся преимущественно в крупных торговых центрах города. Все перечисленные магазины, имеют широкий ассортимент товаров и систему скидок.

На основе проведенного анализа можно сделать вывод о том, что прямым конкурентом «М.видео» является магазин «Эльдорадо», однако деятельность других конкурентов также должна быть подвержена постоянному мониторингу.

Предложены мероприятия по формированию конкурентных преимуществ «М.видео»:

1) постоянное обновление ассортимента , освоение новых образцов товаров;

2) изучение потребительских предпочтений с помощью опросов, анкетирования;

3) внедрение новых технологий продаж;

4) снижение цен на некоторые товары, развитие системы скидок, бонусов, что будет способствовать привлечению потенциальных потребителей;

5) развитие интернет-сайта фирмы.

Предложенные мероприятия будут способствовать формированию более прочной конкурентной позиции фирмы на рынке, повышению эффективности ее деятельности и обеспечению устойчивого развития.

Список литературы:

1. Бушина, Н.С. Методический подход к оценке конкурентоспособности подразделений аптечной сети / Н.С. Бушина, Д.А. Зюкин // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2015. № 12-6. С. 1091-1095.

2. Власова, О.В. Методический подход к оценке стратегического потенциала здравоохранения региона / Ю.В. Вертакова, О.В. Власова // Известия Санкт-Петербургского университета экономики и финансов. - 2013. -№ 6. - С. 42-51.

3. Дремова, Н.Б. Формирование методического подхода к оценке конкурентоспособности аптечных организаций / Н.Б. Дремова, Н.С. Бушина // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Медицина. Фармация. 2012. Т. 18. № 10-4 (129). С. 66-74.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.