Научная статья на тему 'Формирование конкурентной среды на рынке телекоммуникационных услуг'

Формирование конкурентной среды на рынке телекоммуникационных услуг Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
708
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
π-Economy
ВАК
Область наук
Ключевые слова
РЫНОК / ИНФОРМАЦИОННЫЕ УСЛУГИ / КОНКУРЕНЦИЯ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Джурабаев Адурашид Абдувахидович, Бахрамов Юрий Муминович

Проанализированы тенденции развития рынка информационных услуг, отмечена роль государственного регулирования в этом секторе экономики и рекомендованы методы повышения эффективности сектора услуг связи в условиях конкуренции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Tendencies of development of the market of information services are analyzed, the role ofstate regulation in this sector ofeconomy is noted and methods ofincrease ofefficiency ofsector ofservices ofcommunication in conditions ofa competition are recommended.

Текст научной работы на тему «Формирование конкурентной среды на рынке телекоммуникационных услуг»

- выстраивание стратегии инвестиционного процесса в отрасли, и механизмов координации усилий всех участников туристического рынка, включая государственные управленческие структуры;

- выявление проблемных ситуаций, препятствующих активизации инвестиционной деятельности в отрасли, и реализация политики "точек роста";

- активная наступательная позиция, связанная с концентрацией инвестиций на основных перспективных направлениях.

Таким образом, выявлены и исследованы ключевые особенности (низкая степень моно-полизированности рынка, недостаточное соответствие материальной базы национальной

индустрии туризма международным стандартам, высокая степень фондоемкости и низкий уровень инвестиций в отрасль) и тенденции (расширение границ рынка; отрицательное сальдо туристского баланса; структурные изменения спроса, вызванные изменениями приоритетов в системе потребительских ценностей; рост денежных расходов домашних хозяйств РФ на санаторно-курортные и экскурсионные услуги; усиление "экологических" акцентов в предложении повышение образовательного уровня работников сферы туризма) рынка туристских услуг России, определяющие социально-экономическую основу формирования, функционирования и взаимодействия локальных рынков туристских услуг, обладающих значительным рекреационным потенциалом.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Сапрунова В.Б. Туризм: эволюция, структура, маркетинг. М.: Ось-89, 1997.

2. Экономика современного туризма / Под ред.

д.э.н. Карповой Г.А. М.-СПб.: Издательский Торговый дом "Герда", 1998.

Джурабаев А.А. , Бахрамов Ю.М.

Формирование конкурентной среды на рынке телекоммуникационных услуг

Последние достижения в эффективном росте мировой экономики были обусловлены не только внедрением новых технологий, совершенствования организации производства и в развитии новых управленческих систем. Большую роль в этих достижениях сыграло внедрение новых информационных технологий, без которых трудно себе представить возможность сбалансированного развития во многих секторах экономики в условиях глобализации финансовой и экономических систем. Поэтому информационно-коммуникационная сфера является одним из важнейших секторов экономики, который без сомнения можно отнести к важнейшему фактору экономического роста Узбекистана. Одним из ключевых условий для эффективного развития современной отрасли связи и информатизации служит внедрение конкурентной среды в этой сфере интеллектуальных услуг. Естественно, что становление и развитие конкуренции на рынке телекоммуникационных услуг отразилось на формировании конкурентной среды национального рынка услуг связи республики.

Рынки электросвязи возникли в конце XIX - начале XX века. Толчком этому стало создание в 1832 г. русским ученым-электротехником Павлом Львовичем Шиллингом стрелочного телеграфного аппарата. Его изобретение стало большим толчком в дальнейших работах многих ученых и изобретателей по модернизации телеграфных аппаратов. В 1853г. в Санкт-Петербурге было основано акционерное общество российских электротехнических заводов для производства предметов, находящих применение в электротехнике". В 1906г. между США и Китаем была завершена прокладка подводного кабеля для телеграфной связи. В конце XIX - начале XX столетий были созданы ряд российских, немецких, английских, американских фирм и компаний, которые занимались выпуском приборов и устройств, применявшихся при создании средств телеграфной, телефонной и радио связи, например, "Магсош"(Лондон, Англия ): "Siemens & Halske" (Германия), "Atelie Carpentier. Ing. Const. Paris" (Париж, Франция), "Weston Electrical Inctrument Со."(Нью-Йорк, США) [1].

К 30-м годам XX - го столетия, в результате преобразования, слияния и исчезновения компаний, образовалось три типа монопольных рынков услуг местной и междугородной связи, различающихся по степени и характеру государственного влияния и конкуренции (табл. 1) [2]:

1. Территориально разделенные монопольные рынки услуг электросвязи с характерной монополией производителей услуг связи на территорию с частными и смешанными формами собственности. Государственное участие сохранялось, при этом, для базовых и социально значимых услуг связи с незначительным по объему трафиком и услуг для удаленных абонентов, оказание которых было сопряжено с высокими издержками и низкой прибылью.

2. Рынки с монопольным разделением между компаниями видов услуг местной и междугородной связи. Форма собственности также была частной или смешанной. Услуги на определенный вид связи, при этом, предоставлялись одной компанией на территории всей страны.

3. Государственная монополия в оказании услуг связи была характерна для большинства стран Европы, где была значительна роль государства в экономике. Государственное предприятие предоставляло все имеющиеся услуги связи слуги по всей территории страны и за ее пределами.

Итак, исторически отрасль связи в рыночных странах развивалась как естественная монополия, когда наличие более одного хозяйствующего субъекта вела к потерям эффективности общественного производства. Это было обусловлено рядом причин, среди которых следует выделить, в первую очередь, неразвитость сети и высокий уровень издержек по предоставлению телефонных и телеграфных услуг.

Функционирование деятельности о трас-ли почты и телекоммуникаций с 30-х годов двадцатого столетия начинает регулироваться

государством. 1930-1970 гг. - это время равномерного развития рынков связи с достаточно однородной технической базой, когда основной целью собственников сетей было сохранение монопольной ситуации. В качестве основных барьеров, затруднявших выход новых фирм на рынок связи, была сетевая структура отрасли электросвязи, исключавшая свободный приток и отток производственных мощностей. Кроме того, службы, имевшие монополию на услуги, имели также и монополию на информацию, связанную с оказанием данных услуг - знание сети, методов обслуживания и т. д. Эволюционное развитие, отсутствие конкуренции на сетях электросвязи стали причиной того, что их развитие в мире до начала 80-х годов еще не выступало той движущей силой развития экономики, которая опережает развитие других отраслей и одновременно отвечает на потребности их развития, что наблюдается в настоящее время.

С началом 80-х годов в развитых, а затем, и развивающихся странах мира происходит процесс демонополизация и значительного расширения конкурентной среды в сфере связи, особенно, электросвязи. Это связано с рядом причин. В первую очередь, этому способствовала общая тенденция в экономике развитых и развивающихся стран мира по дерегулированию экономики развитых стран на рубеже 70-80-х годов, вызванная кризисом их экономической системы. В этот период в рыночных странах ослабевает государственное вмешательство в деятельность жестко контролируемых до этого отраслей, все активнее наблюдается процесс демонополизации, снимающий ограничения для выхода новых фирм на рынки товаров и услуг. Процесс дерегулирования экономики не мог не сказаться на изменении системы управления связью и, в начале 80-х гг. в ряде развитых стран начался процесс либерализации рынка телекоммуникаций.

Таблица 1

Формирование рыночных структур местной и междугородной связи в странах мира

№ Тип рынка услуг электросвязи Форма собственности Группа стран

1. Территориально разделенные монопольные рынки Частная и смешанная США, Канада, Дания, Финляндия

2. Монопольные рынки с разделением сферы услуг связи Частная и смешанная Италия, Испания

3. Рынки с монополией на всю территорию страны и все виды услуг связи Государственная Великобритания, Швеция, Германия, Франция, Австрия, Швейцария, Польша, Чехословакия, Венгрия, Румыния, Болгария

В этот же период на фоне тенденции роста конкурентной среды мирового рынка товаров и услуг происходят значительные изменения в технике и технологии сферы связи, которые повлекли за собой качественные преобразования в сегментации рынка услуг связи, его сращиванием с бурно растущим рынком информатизации и возникновением инфокоммуникационной сферы. Появление новых, сравнительно недорогих, но более эффективных по сравнению с аналоговыми цифровых технологий, бум и конкуренция на рынках оборудования связи подорвали доводы предыдущих десятилетий в пользу естественной монополии на рынках услуг связи, реализующих преимущества больших масштабов. Кроме этого, революционные изменения в технике и технологии способствовали росту потребности в инвестициях для осуществления масштабной реконструкции, технического перевооружения, строительства новых сооружений связи, основанных на цифровых технологиях. Бюджеты государств-монополистов уже не справлялись с масштабным представлением требуемых финансовых ресурсов в полном объеме.

Системный процесс дерегулирования электросвязи начался с США, Великобритании и Японии, где за период 1980-1986 гг. произошли радикальные реформы электросвязи в виде демонополизации национальных операторов, приватизации государственных компаний электросвязи, разрешения строительства параллельных сетей. В это же время большинство стран Европы отказывается от разделения почтовой и электросвязи, отменены и разрушения монополии базовой сети.

С середины 80-х годов процесс дерегулирования связи начал распространяться на другие развитые страны мира. Он сопровождался и стимулировался приватизацией компаний, являющихся операторами связи. В большей степени приватизация предприятий электросвязи коснулась рынков азиатско-тихоокеанского региона и Западной Европы (рис. 1) [3].

Итак, частная собственность и конкуренция являются двумя необходимыми составляющими рыночной экономики инфокоммуникационного сектора. Однако, нельзя не согласиться с мнением ряда авторов [4], утверждающих, что очень важна очередность их введения в государственные предприятия связи. Разрешение частным компаниям конкурировать с государственным предприятием-монополистом может оказать на него давление, вынуждая стать более эффективным, и со временем может привести к приватизации государственного

Азиатско-тихоокеанский регион 53%

Западная Европа

32%

Латинская Америка 12%

Африка 3%

Рис. 1. Распределение финансирования на приватизацию предприятий электросвязи по регионам мира

предприятия. Но, в то время как конкуренция может привести к приватизации, обратное не верно. Напротив, приватизированная монополия часто будет пытаться использовать свое финансовое и политическое влияние, чтобы подавить реформы, особенно те, которые угрожают повышением конкуренции.

В современном инфокоммуникационном секторе экономики конкуренция может происходить как между разными видами связи: почтовой, телеграфной, телефонной традиционной, телефонной сотовой связи, так и в пределах услуг каждого вида связи. Например, в почтовой связи потребитель услуг может выбрать альтернативные виды услуг такие, как пересылка посылок воздушным или наземным транспортом, пересылка писем, денежные переводы почтовые, телеграфные. Появление альтернативных структур, предоставляющих услуги почтовой связи, хотя и не имеющих инфраструктуры, сравнимой с государственной почтой, создает конкурентную среду в этом виде связи.

К концу XX, началу XXI века, наряду с традиционными услугами связи, такими, как почта, местная, междугородная и международная связь, стали развиваться альтернативные услуги связи - сотовая, Интернет и др. Рыночная сегментация услуг электросвязи к концу 90-х осуществлялась по трем основным сегментам: местная (63% совокупных доходов), подвижная (14%), международная (10%). Доля прочих сегментов рынка связи составляет примерно 13%. Причем наибольшая конкуренция наблюдается в секторе сотовой связи, в наименьшей - международной связи (рис. 2) [5].

Одной из основных причин этого является то, что сектор рынка сотовой связи не требует значительных издержек, связанных с высокой стоимостью станционной и линейной части оборудования, необходимого для организации междугородной и международной связи.

X

л §

5

50 40 30 20 10 О

/ щ

В

а щ

, —1-, ,<у Яря Я

■Li! L-si а ^ щ

Африка

Юж. и Сев. Америка

Азия

Европа

Тихоокеанский регион

□ местная Н междугородная □ международная В сотовая

Рис. 2. Удельный вес стран, в которых существует рыночная конкуренция (по секторам рынка услуг электросвязи и по регионам мира), %

Дальняя связь наиболее инертна к созданию конкурентной среды. Впервые демонополизация в сфере предоставления услуг международной телефонной связи была осуществлена в США в 1982 г. Затем демонополизация междугородной и международной связи произошла в Японии, Чили, Швеции, Малайзии, Корее, Великобритании, Израиле, Гонконге, Канаде и других странах. Демонополизация в ряде стран переходных экономик произошла позже. Это, главным образом, объясняется тем, что дальняя связь еще со времени плановой экономики была элементом системы перераспределения доходов и субсидировала местную связь, когда тарифы на домашний телефон десятилетиями занижались и были ниже себестоимости производства услуг местной связи. Как пример внедрения конкуренции в область дальней связи в странах СНГ можно привести Россию, где в 2005 г. Министерство информационных технологий и связи начало выдавать лицензии на междугородную и международную связь. Это де-юре разрушило одну из самых архаичных монополий российской экономики - монополию на дальнюю связь, закрепленную за ОАО "Ростелеком". Через год Россвязьнадзор выдал уже 17 лицензий на оказание услуг международной и междугородной связи1. Открыть рынок дальней связи страны СНГ призывают и условия их вступления в ВТО.

Высокие темпы роста наблюдаются не только по росту предложения и спроса на услуги сотовой связи в мире, но и на услуги Интернет. Эти услуги обеспечиваются интернет - провайдерами, предоставляющими доступ к Интернету и такие услуги, как хостинг, e-mail и др. Конкуренция провайдеров на рынке Интернет привела к резкому увеличению ассортимента предоставляемых услуг, улучшению качества работы мировой информационной сети и снижению стоимости предоставления

Интернет услуг. В результате, например, к концу 2007 года общее количество сайтов в Интернете уже превысило 155 млн. Только в декабре 2007 года в Сети появились 5,4 млн новых сайтов, а за весь 2007 год - больше 50 млн. В 2006 году появилось около 30 млн новых сайтов. Провайдеры обеспечивают доступ через модемное соединение- Dial-up или выделенные высокоскоростные линии связи (leased line), в том числе оптоволоконную, радиодоступ и т. п. По исследованиям J. Son & Partners в России к концу 2007 года число пользователей каналов широкополосного доступа в Интернет составило 4,9 млн человек, что чуть ненамного меньше 5,1 млн абонентов выходящих в Сеть через модемное соединение. Всего за 2007 год количество подключившихся к "выделенке" абонентов выросло на 53 процента [6].

Что касается серверного программного обеспечения, то в конкурентной борьбе наибольшей популярностью пользуется бесплатное ПО Apache (49,57 процента рынка, почти 77 млн сайтов), на втором месте - продукция Microsoft (35,76 процента, 55,5 млн сайтов). Впрочем, доли Apache и Microsoft уменьшаются. Растет доля веб-сервисов Google. В 2007 году она составила 5,51 процента [7].

Рынок конкурирующих Интернет сервис-провайдеров можно разделить на три сегмента: первичные провайдеры, владеющие собственными каналами и специализированным оборудованием для подключения к Интернету; вторичные провайдеры, арендующие каналы у первичных; провайдеры третьего уровня, арендующие каналы у вторичных провайдеров либо являющиеся их дилерами. В любом случае, все три вида провайдеров Интернет услуг несут несоизмеримо меньшие издержки, нежели операторы, организующие местную и междугороднюю связь. Это, наряду с созданными нормативно- правовыми возмож-

ностями, является важнейшей составляющей широких возможностей вступления конкурентов на современный рынок Интернет услуг.

Росту конкуренции в сфере ИКТ способствует глобализация экономики, в том числе, национальных рынков услуг ИКТ, способствующая росту спроса пользователей на связь с абонентами по всему миру и в связи с интернационализацией компаний, при которой крупнейшие телефонные компании предоставляют услуги за рубежом, путем приобретения крупных пакетов акций иностранных операторов. Так, компании "МТС", "Билайн", конкурирует сегодня с рядом национальных телекоммуникационных операторов стран СНГ. Надо сказать, что сливания и поглощения в сфере ИКТ имели неоднозначные последствия. С одной стороны, глобализация рынков услуг связи неизбежно приводит к изменениям в управлении капиталов операторов, с другой - слияния способствовали тому, что компании-поглотители эмитировали слишком много облигаций для финансирования поглощений, что приводило к снижению кредитных рейтингов многих из них и негативно сказывалось на фондовом рынке.

В последние годы в рамках национальных экономик механизмами стимулирования роста числа конкурирующих операторов стало то, что в ряде стран мира порядок выдачи лицензий на предоставление этих услуг был существенно упрощен. Кроме того, в развитых странах произошли резкие качественные сдвиги в системе регулирования тарифов на услуги традиционной голосовой связи. Если до 90-х гг. в мире преобладали административные меры регулирования, связанные с ограничениями нормы прибыли монополистов, то с 90-х годов они стали вытесняться методами "мотивационного регулирования", направленного на снижение издержек монополистов [8].

Мировой опыт показывает, что последствия расширения конкурентной среды в сфере инфокоммуникационных услуг выгодны как, государству, так производителям и пользователям.

Происходит снижение тарифов на услуги связи, в общем случае - к введению более гибких систем тарификации. На рынок регулярно поступают новые улучшенные технологии, что позволяет более высокими темпами расти предложению услуг ИКТ, улучшает их качество.

Кроме того, на основе этого опыта можно сделать вывод, что современное производство ряда базовых услуг электросвязи и почты невозможно в условиях жесткой конкуренции. Оно в обязательном порядке требует государственного регулирования, контроля и поддержки. Причинами этого является то, что производство услуг связи носит сложный технологический характер и связано с взаимодействием с другими операторами-партнерами и поэтому повысить эффективность этого производства невозможно без планирования и контроля качества эксплуатации. Отметим, что инфраструктурная направленность деятельности связи, обслуживающей все субъекты макроэкономического обращения, обусловливает всеобщий характер их потребления. Функционирование и развитие ряда видов услуг связи необходимо регулировать в интересах всех слоев населения по причине их социальной значимости. Государственное регулирование необходимо и с точки зрения экономической и информационной безопасности в силу того, что жесткая конкуренция может привести к неравномерному развитию, вплоть до разрушения системы связи, особенно в удаленных сельских районах, что повлечет за собой тяжелые экономические и социальные последствия.

Вышеизложенное позволяет сделать вывод, что в условиях конкуренции государственное регулирование в развитии информационных услуг позволит создать необходимые условия для оказания услуг связи на всей территории страны, защитить интересы пользователей и операторов услуг связи и обеспечить эффективную и добросовестную конкуренцию на этом рынке. В этом огромную роль, среди прочих факторов, играет совершенствование и гармонизация нормативно-правовой базы в области ИКТ.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Mike Bedford (G4AAE). "Morse Code - the Little-Known Facts" [RadCom, 2001 (December, p.34)].

2. Члиянц Г. "Хроника возникновения телеграфа" // "История науки и техники". M: № 7. 2002, с. 17-21.

3. Резникова Н. П. Маркетинг в телекоммуникациях: монография / 2-е изд., перераб. и доп. М.: Эко-Трендз, 2002. 336 с.

4. Ваглиасинди М. Реформы в сфере телекоммуни-

каций в странах с переходной экономикой - достижения и трудности. Реформирование политики ИКТ и инфраструктура связи в сельской местности, Токио, 24.08.2004.

5. Резникова Н. П. Маркетинг в телекоммуникациях: монография / 2-е изд., перераб. и доп. М.: Эко-Трендз, 2002. 336 с.

6. Обзор прессы. Министерство информатизации и связи Республики Татарстан: www.mcrt.ru.

7. http://blog.jet.uz.

8. Миссюль Е.Э. Автореферат диссертации на соискание ученой степени к.э.н. Модернизация те-

лекоммуникационной сферы Республики Казахстан как условие интеграции в мировое информационное пространство. РК, 2007.

Таточенко Т.В., Семенов В.В.

исследование рынка жилищно-коммунальных услуг как сферы функционирования малого предпринимательства

В настоящее время зарубежные компании, выпускающие котельное оборудование, ставят его в ряд наиболее перспективных товаров для реализации на российском рынке, что следует признать естественным и актуальным с учетом географического положения России и ее растущими экономическими возможностями. В странах Европы, с которыми российских предпринимателей связывает бизнес на целевом рынке систем отопления и кондиционирования, системы пок-вартирного отопления в многоэтажных домах применяются более 25 лет и, например, в Италии парк установленных настенных котлов составляет 12 млн. штук. Любые системы теплоснабжения имеют право на существование, однако заказчик должен иметь возможность выбора наиболее оптимальной из них (по его мнению) в конкретной ситуации.

В последнее время в России усиливается интерес к децентрализованному отоплению, поскольку существующие тепловые сети однозначно устарели как в моральном, так и в физическом отношении и не справляются с нагрузками, а их ремонт тяжким бременем ложится на стоимость жилья. Альтернативой централизованному отоплению могут выступать так называемые блочные и крышные котельные или индивидуальное поквар-тирное отопление. В новых системах принципиально должны быть заинтересованы потребители, государство и муниципалитеты, которые смогут сэкономить энергоресурсы, а последние снять с себя ответственность за обеспечение теплом населения, данный вопрос весьма актуален так, как затрагивает различные уровни населения, предпринимательства и управления. Рассмотрим переход к децентрализованному отоплению с разных аспектов.

С точки зрения требуемых инвестиций, при подключении к тепловым сетям расходы велики и трудно предсказуемы, поскольку технические условия могут подразумевать ремонт существу-

ющих сетей, прокладку новых, ремонт котельной и другие обязательства. Для блочной котельной и систем индивидуального отопления стоимость изначально известна.

С точки зрения эффективности использования тепла: по квалифицированной оценке, в централизованных тепловых сетях по пути к потребителю теряется до 50 % тепла, и оплачивает эти потери потребитель. При эксплуатации блочной котельной потерь почти нет, индивидуальное отопление эффективно на 100 %.

С точки зрения отношений собственности, для централизованного отопления отношения налажены - системы принадлежат коммунальным службам; для блочной котельной существуют проблемы (кто ее собственник, кто возьмет на баланс?); для индивидуального отопления собственником является жилец.

С точки зрения возможности и простоты эксплуатации: централизованные системы обслуживают коммунальные организации, для блочных и индивидуальных систем этот вопрос открыт -должны создаваться специальные сервисные службы - это задача предпринимательства.

С точки зрения комфортности для жильца дома: недостатки централизованных систем всем известны еще с советских времен. Блочные котельные значительно удобнее и надежнее. Но у индивидуального отопления в части комфортности соперников нет.

С точки зрения сохранности оборудования, узлы и детали системы централизованного отопления никого практически не интересуют. Зато блочные и крышные котельные при первой же возможности подвергаются разграблению, что создает известные трудности при их практическом применении отопления для жилья. Индивидуальные системы надежно защищены входной дверью в квартиру.

Для начала анализа имеет смысл оценить эффективность систем централизованного типа

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.