Научная статья на тему 'Формирование конфликтологической компетентности в системе регионального образовательного пространства'

Формирование конфликтологической компетентности в системе регионального образовательного пространства Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
233
89
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО / СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ / КОНФЛИКТО&SHY / ЛОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ПРОГРАММА ОБУЧЕНИЯ / КУРСОВАЯ ПОДГОТОВКА / REGIONAL EDUCATIONAL SYSTEM / EDUCATION SYSTEM / CONFLICT COMPETENCE / TRAINING PROGRAM / COURSE PREPARATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рычихина Элина Николаевна, Капранова Марина Валерьевна

В статье рассматриваются вопросы структуры регионального образовательного пространства, составной частью которого должна стать курсовая система формирования и развития конфлик­тологической компетентности для классных руководителей и воспитателей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article deals with the matters of the regional educational system structure. The course system of conflict competence for class teachers and tutors formation and development has to become the component of this structure.

Текст научной работы на тему «Формирование конфликтологической компетентности в системе регионального образовательного пространства»

ПОЛЕМИКА

УДК 159.9.072.432

ФОРМИРОВАНИЕ КОНФЛИКТОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ В СИСТЕМЕ РЕГИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА

Рычихина Элина Николаевна, доктор социологических наук, профессор кафедры общей и практической психологии, [email protected],

ГБОУВПО «Московский городской педагогический университет» (Институт психологии, социологии и социальных отношений), Российская Федерация,

Капранова Марина Валерьевна, кандидат психологических наук, доцент, зав. лабораторией психологии при кафедре прикладной психологии, [email protected],

ГБОУВПО «Финансово-технологическая академия», г. Королев Московской обл.,

Российская Федерация

The article deals with the matters of the regional educational system structure. The course system of conflict competence for class teachers and tutors formation and development has to become the component of this structure.

В статье рассматриваются вопросы структуры регионального образовательного пространства, составной частью которого должна стать курсовая система формирования и развития конфликтологической компетентности для классных руководителей и воспитателей.

Keywords: regional educational system, education system, conflict competence, training program, course preparation

Ключевые слова:региональное образовательное пространство, система образования, конфликтологическая компетентность, программа обучения, курсовая подготовка

Процесс регионализации в современном российском обществе вызывает возрастающее противоречие между потребностями работодателя и имеющимися специалистами — выпускниками профессиональных учебных заведений. Поэтому важным фактором решения обозначенной проблемы является формирование такого образовательного пространства, которое будет соответствовать состоянию и перспективам развития экономики региона.

Необходимость создания единого образовательного пространства на территории всей Российской Федерации отмечается в Законе от 10 июля 1992 года № 3266—1 «Об образовании» [1]. Однако ни в этом законе, ни в Федеральном законе от 22 августа 1996 года № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» [2] нет пояснения термина «образовательное пространство». В научной литературе это понятие трактуется весьма разнообразно. Представляется, что вы-

деление понятия «образовательное пространство» является важным для решения вопросов развития данной сферы.

Можно согласиться с мнением Т.Л. Стениной, что организация социально-педагогического пространства предполагает формулирование условий эффективности педагогического процесса, разработку возможных форм взаимодействия его субъектов, стратегии и тактики принятия решений по реализации процесса, проектирования новых технологий, форм организационного взаимодействия субъектов образования, педагогических ситуаций и дидактических средств [5]. В литературе отмечается, что образовательное пространство, представляющее собой форму единства людей, складывается в результате их совместной образовательной деятельности. В основе процессов целеполагания такой деятельности лежат согласованные потребности участвующих в ней субъектов, при этом цели и средства их дости-

85

ПОЛЕМИКА

жения формируются и изобретаются самими субъектами благодаря осваиваемым механизмам культуры [6].

Под образовательным пространством понимаются такие характеристики образовательного процесса, которые отражают основные этапы и закономерности развития образования как фундаментальной характеристики общества, его культурной деятельности; пространство, объединяющее идеи образования и воспитания и образующее образовательную протяженность с образовательными событиями, явлениями по трансляции культуры, социального опыта, личностных смыслов новому поколению [8].

Исходя из приведенного определения данного понятия, можно говорить о понятии «региональное образовательное пространство».

Регионализация становится одним из стратегических направлений современной политики государства, во многом определяющееся федеративным устройством нынешней России. Поэтому усиление региональной проблематики выступает естественным ответом на тот длительный процесс, который привел к гиперунификации и сверхстандартизации образования и образовательной политики, длившейся многие десятилетия. Это приводит к тому, что сфера образования перестала быть предметом самодеятельной творческой активности регионов как на уровне субъектов управления, так и на уровне непосредственных участников учебно-воспитательной деятельности. Выделение методологических оснований и определение образовательного пространства привели к научному обоснованию явлений, происходящих в региональном образовании, к осмыслению педагогической реальности конкретной территории [4].

Поэтому разработка дефиниции «региональное образовательное пространство» становится особенно актуальным в современных условиях. Это понятие также введено в научный оборот относительно недавно — около 20 лет назад. И поэтому на сегодняшний день продолжается работа над его формированием, наполнение его содержанием. В научной литературе по педагогике и психологии предлагаются разные определения данной дефиниции. Анализ существующих подходов позволил остановиться на обобщенном определении. По мнению авторов, под региональным образовательным пространством следует понимать состояние

образования определенной территории в обозначенный промежуток времени во взаимодействии со связанными с ним социальными институтами и личностями. Значение выделения данного понятия заключается в том, чтобы показать созидательную и интегрирующую роль данного пространства в обществе.

Региональное образовательное пространство является составной частью образовательного пространства страны и поэтому обладает чертами, присущими последнему через систему законов, социальных институтов и общекультурных ценностей.

При этом важными факторами, оказывающими влияние на формирование специфики регионального образовательного пространства, выступают:

— уровень развития экономики региона в целом и ее отраслевая структура;

— уровень развития человеческого капитала;

— ситуация на рынке труда и складывающиеся тенденции на нем;

— сформированная система образовательных учреждений, их взаимосвязь и взаимодействие между собой;

— уровень развития муниципальных образований в целом и системы управления в них;

— наличие общественных организаций и сила влияния гражданского общества на образование.

Перечисленные составляющие говорят о сложности образовательного пространства, наличии большого числа разнообразных факторов, оказывающих влияние на деятельность образовательных учреждений и образование в регионе в целом. К этому надо добавить подвижность и изменчивость данной среды во всех сферах; ее неопределенность и нестабильность. Определение направлений и динамики трансформационных процессов регионального образовательного пространства позволяет ставить и своевременно решать проблемы, касающиеся в итоге общества в целом.

Система регионального образовательного пространства показана на рис. 1.

Представленная модель системы регионального образовательного пространства включает внутреннюю и внешнюю среду.

Внутренняя среда охватывает образовательные учреждения разного уровня, учащихся как потребителей образовательных услуг и непосредственных участников процесса образования; педагогов и педагогическое сообще-

86 научный журнал ВЕСТНИК АССОЦИАЦИИ ВУЗОВ ТУРИЗМА И СЕРВИСА 2013 / № 2

Формирование конфликтологической компетентности в системе регионального...

ство в целом как проводников основных идей, знаний, направлений образования. Важной подсистемой регионального образовательного пространства выступает система управления образованием на федеральном и региональном уровнях.

Внешняя среда исследуемого понятия содержит разнообразные составляющие, которые позволяют выделить в ней следующие структурные подсистемы:

- семью как социальный институт, играющий роль первичной социализации и заказчика образовательных услуг;

- социальный институт образования в целом;

- политические институты, оказывающие влияние на систему образования, в том числе государство, законодательство, партии и общественные организации и др.;

- культуру как социальный институт, включающий национальные и религиозные традиции, обычаи;

- экономическое состояние и перспективы развития региона;

- демографическое состояние и тенденции его развития;

- средства массовой информации как подсистему, ориентированную на развитие населения, формирующие общественное мнение, влияющие на развитие культуры, распространение определенного знания. Как отмечает Ф.А. Шогенова, образование является главным механизмом воспроизводства общественного интеллекта России, качества ее интеллектуальных ресурсов, обеспечения устойчивости его развития, как главного стратегического приоритета в развитии российского государства. Образование становится «базисом базиса» экономического воспроизводства и в целом воспроизводства жизни общества. Высшее образование является ведущим механизмом воспроизводства образования в целом и кадровой политики государства [7].

Параметрами входа в систему регионального образовательного пространства выступают запросы в уровне, количестве и качестве подготовленных специалистов. При этом важное значение приобретает обратная связь, которая представлена, с одной стороны, контролем, осуществляемым обществом, с другой стороны, формальными структурами, призванными

Рис. 1. Система регионального образовательного пространства

87

ПОЛЕМИКА

обеспечивать уровень образования государственным образовательным стандартам.

Таким образом, проведенный анализ состояния регионального образовательного пространства позволяет говорить о том, что в данной системе практически отсутствует составляющая, которая призвана формировать и развивать конфликтологическую компетентность педагогов на всех уровнях образовательного процесса. По мнению Е.В. Андриенко, педагогическая сфера профессиональной деятельности является наиболее конфликтной [8]. В социальных конфликтах оппонентами могут выступать коллеги, администрация учреждения, родители, представители органов управления образования.

Процесс формирования конфликтологической компетентности отражен на рис. 2.

Большую роль в этом процесс играет опыт и самообразование, которое формируется под влиянием личности. Личность сама определяет свои запросы, выявляет слабые стороны, имеет собственный опыт вступления в конфликты и разрешения их. Однако эти факторы являются очень субъективными и не дают возможность системного формирования данной компетентности.

Поэтому особое значение в этом процессе приобретает образование, которое играет ведущую роль в нем. Значение образования при формировании конфликтологической компетентности заключается в том, что при осуществлении такой подготовки рассматриваются теоретические основы конфликтологии и развиваются практические навыки взаимодействия в конфликте.

Умения и навыки работы с конфликтами и безболезненному выходу из них, приобретенные в процессе обучения и воспитания в школе и других образовательных учреждениях, созда-

Рис. 2. Процесс формирования конфликтологической компетентности

ют основу для их приращения и обогащения в дальнейшем.

Однако специфика работы классных руководителей и воспитателей заключается в том, что они не только сами должны уметь разрешать разноуровневые конфликты в образовательной среде, но и научить этому учащихся. Поэтому в системе формирования конфликтологической компетентности в среднем образовательном звене должны работать специалисты, умеющие не только донести до учащихся конкретные предметные знания, но и учить их умению жить в конфликтной среде современного общества. Социальная практика показывает многочисленные примеры того, что учащиеся становятся зачинщиками конфликтов, разрешают их насильственными методами, а результаты своих действий выставляют на всеобщее обозрение в Интернете.

Авторами был проведен экспертный опрос 46 специалистов, среди которых были руководители образовательных учреждений, учителя, родители, научные работники. В результате анкетирования было выявлено, что почти все респонденты (89,1%) согласны с тем, что создание и внедрение в практику программы повышения конфликтологической компетентности воспитателей и классных руководителей является актуальной на сегодняшний день и должна проводиться отдельно от других курсовых подготовок, которые организуются для данных специалистов. Это мнение поддержали около 70% опрошенных. Эксперты, оценивая уровень конфликтологической компетентности классных руководителей по 10-балльной шкале, выставляли полярные баллы — от 2 до 10 баллов. При этом средний полученный показатель данного уровня составил 6,1 балла.

Необходимость создания подсистемы конфликтологической подготовки в системе регионального образовательного пространства объективно становится необходимой в связи с тем, что таковая отсутствует на должном уровне в профессиональной подготовке, а также потому, что руководители образовательных учреждений на сегодняшний день не имеют ни временных, ни кадровых ресурсов для повышения квалификации педагогов в этом направлении. А часто им самим не хватает знаний и умений в этой области. Данный вывод подтверждается результатами опроса, в ходе которого около половины респондентов (49,8%) считают, что ру-

88 научный журнал ВЕСТНИК АССОЦИАЦИИ ВУЗОВ ТУРИЗМА И СЕРВИСА 2013 / № 2

Формирование конфликтологической компетентности в системе регионального...

ководители образовательных учреждений не готовы к реализации программы развития конфликтологической компетентности воспитателей и классных руководителей, а претворение в жизнь такой программы вызовет серьезные трудности в связи с отсутствием необходимых кадров. Такое мнение высказали 67,4% экспертов

Приведенное мнение не противоречит точке зрения авторов на проблему. Именно это позволяет говорить о необходимости включения особой подсистемы в структуру регионального образовательного пространства, занимающуюся вопросами приращения и обогащения знания в области педагогической конфликтологии, формирования навыков стрессоустойчивости, приемам и методам обучения в этой сфере учащихся.

В представленной на рис. 1 модели регионального образовательного пространства целесообразно в подсистему курсовой подготовки

включить составляющий блок — систему формирования и развития конфликтологической компетентности, которая будет представлять собой перечень разноуровневых курсов, предлагаемых для разнообразных групп обучающихся. Наличие такой централизованной структуры позволит сгруппировать высококвалифицированные кадры в данной области знания и предлагать различные по направленности, объему и содержанию программы обучения.

В свою очередь, централизация такого рода обучения позволит варьировать обучающие программы, совершенствовать методики обучения, наладить обмен специалистами с другими регионами.

Таким образом, можно однозначно говорить о назревшей необходимости включения курсовой подготовки для формирования и развития конфликтологической компетентности в систему регионального образовательного пространства.

Литература

1. Закон Российской Федерации «Об образовании» от 10 июля 1992 года № 3266—1. URL: http://base.consultant. ru/cons/cgi/online. cgi? req=doc; base=LAW; n=126715 (дата обращения 12.12.2012).

2. Федеральный закон от 22 августа 1996 года № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании». URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online. cgi? req=doc; base=LAW; n=121834 (дата обращения 14.11.2012).

3. АндриенкоЕ.В. Социальная психология. М.: Изд. центр «Академия», 2010. 264 с.

4. Леонова О.А. Понятие «образовательное пространство» и его региональная интерпретация [Текст] / О.А. Леонова // Педагогика. 2008. № 6.

5. Стенина Т.Л. Социально-педагогическое пространство вуза как предиктор становления проектной культуры студентов [Текст] / Т.Л. Стенина // Современные проблемы науки и образования. 2011. № 4.

6. ШабалинЮ.Е. Развитие регионального образовательного пространства [Электронный ресурс]: URL: http:// www.rcde.ru/method/999.html (дата обращения 18.10.2012).

7. Шогенова Ф.А. Проектирование образовательного пространства вуза в контексте формирования профессиональной культуры личности [Текст] // Вестник Пятигорского государственного лингвистического университета. 2010. № 2.

8. URL: http://mirslovarei.com/content_eco/OBRAZOVATELNOE PROSTRANSTVO-32468.html (дата обращения 12.12.2012).

89

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.