Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ КОНФЛИКТОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У СТУДЕНТОВ'

ФОРМИРОВАНИЕ КОНФЛИКТОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У СТУДЕНТОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
518
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
конфликтологическая компетентность / конфликт / студент. / conflict resolution competence / conflict / student.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — В. М. Миназова, З. М. Миназова

В статье изучен процесс формирования конфликтологической компетентности у студентов в процессе обучения в вузе. Причинами возникновения конфликтов в студенческой среде могут выступать несовпадение ожиданий в ролях; молодые люди не способны принимать жизненно важные, судьбоносные решения; особенности виртуального мира и информационного пространства. Выявлено, что процесс формирования конфликтологической компетентности проходит более успешно, если в образовательном процессе применяются активные формы и методы обучения, такие как тренинговые занятия с использованием психодраматических техник, метафорических ассоциативных карт, кейс-стади. Формирование конфликтологической компетентности студентов будет эффективным при осуществлении психолого-педагогических условий: внутренних, связанных с осознанием собственных личностных характеристик, особенностей внутриличностных конфликтов и отношений с другими людьми, и внешних, направленных на включенность студентов в практическую деятельность; осуществление психологического сопровождения формирования компетентностей в разрешении конфликтов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — В. М. Миназова, З. М. Миназова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF CONFLICTOLOGICAL COMPETENCE IN STUDENTS

The article studies the process of the formation of conflictological competency among students in the process of learning at a university. The causes of conflicts in the student community may be: non-coincidence of expectations in roles; young people are not able to make vital, fateful decisions; features of the virtual world and the information space. It is revealed that the process of forming conflictological competency is more successful, if active forms and teaching methods are used in the educational process, such as training sessions using psychodramatic techniques, metaphorical associative cards, and case studies. The formation of conflicting competence and students will be effective in the implementation of psychological and educational conditions: internal, relatedto the awareness of their own personal characteristics, features of intrapersonal conflicts and relationships with other people, and external, aimed at incorporating students into practical activities the psychological support of competence in conflict resolution.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ КОНФЛИКТОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У СТУДЕНТОВ»

дят: адресная помощь студентам в зависимости от возникшей проблемы; работа со студенческим коллективом; поэтапное включение в социально значимую и культурно-ориентированность деятельность; организация внеучебной деятельности; использование поликультурного потенциала образовательной организации. Анализ собственного практического опыта позволил выделить следующие этапы организации деятельности:

• познавательный (связан с приобретением знаний в новых социокультурных условиях);

• вовлечения всех студентов в межкультурное общение и взаимодействие;

• этап вовлечения в социально-значимую деятельность;

• этап индивидуальной помощи иностранным студентам в зависимости от уровня социокультурной адаптированности.

В процессе проведения социологического исследования авторами были опрошены 124 иностранных студента и 40 тьюторов различных факультетов РУДН.

Исследование базировалось на различных методиках, используемых в психолого-педагогической практике и позволяющих проводить диагностику уровней адаптации к новой среде, толерантности, культурного шока [8], [9], [10].

Первоначальные результаты показали, что практически всем иностранным студентам свойственен средний уровень социокультурной адаптирован-ности, обусловленный нахождением в новой для них лингвокультурной и социокультурной среде. Использование методики «Адаптация личности к новой социокультурной среде» показало, что чаще всего иностранные студенты испытывают такие состояния, как «депрессивность», «ностальгия» и «отчуждённость». Вместе с тем на успешную социокультурную адаптацию, на наш взгляд, влияет активное участие студентов в воспитательных и культурных мероприятиях вуза. Результаты опроса показали, что только четверть бакалавров и магистров являются активными участниками различных мероприятий. Наиболее актуальным, вызывающим положительные эмоции, является представление культуры своей страны на различных фестивалях в университете. Это обстоятельство сильно коррелирует с высокими значениями по шкале «ностальгия». В целом же мы отметили низкий уровень социальной активности у иностранных студентов, слабое желание участвовать во внутриуниверситетских событиях и социальной жизни университета.

На основе анализа данных по опроснику «Индекс толерантности» было выявлено, что все иностранные студенты, как бакалавры, так и магистры, с низким уровнем толерантности, подчеркивают незаурядность своей личности, желают

Библиографический список

иметь высокий социальный статус в студенческом коллективе. Вместе с тем они, как правило, слабо идут на контакт с другими этническими группами студентов, замкнуты, конфликтны и нетерпимы к мнению окружающих. У всех опрошенных иностранных студентов по методике «Культурный шок» были выявлены такие негативные проявления, как высокий уровень тревожности, повышенная депрес-сивность, желание вернуться в привычную среду, отторжение всего, что связано с новой для них социокультурной средой.

На основании полученных статистических данных выявлено, что дезадаптированные студенты составляют 43,5% от общего числа опрошенных, пассивно адаптирующиеся - 31,5%, активно адаптирующиеся - 16,5%, адаптированные - 8,5%. В зависимости от принадлежности студентов к той или иной группе в рамках реализации программы «Я - студент российского вуза» сотрудники вуза выстраивали систему работы с ними, включающую в себя проведение индивидуальных консультаций, профилактическая работа, формирование устойчивой системы знаний относительно вуза и российской социокультурной среды, стимулирование активности, повышение активности, снижение уровня тревожности и конфликтности, включение в социально значимую деятельность.

Реализация программы «Иностранный студент в российском вузе» способствовала изменению динамики уровней сформированности составляющих социокультурной адаптированности иностранных студентов. Диагностика осуществлялась в соответствии с тем же инструментарием и позволила получить следующие результаты.

Адаптированные студенты составили 40%, активно адаптирующиеся -39%, пассивно адаптирующиеся - 13%, дезадаптированные - 8%.

Положительная динамика иностранных обучающихся на различных уровнях образования обусловлена следующими факторами: повышением уровня владения русским языком, активным взаимодействием со студентами в образовательном процессе, включением в проектную работу в учебной и внеучебной деятельности, расширением системы знаний относительно культуры страны пребывания, спецификой обучения в образовательной организации, снижением уровня тревожности и повышением уровня удовлетворенности жизнью.

Таким образом, использование разработанной авторами программы «Иностранный студент в российском вузе» в практике работы современного высшего учебного заведения позволило выделить новые аспекты в проблеме педагогического обеспечения социокультурной адаптации иностранных студентов, определить новые подходы к сопровождению иностранных студентов с учетом различных уровней их адаптации, перейти к системной работе в данном направлении.

1. Knight J. Updating the Definition of Internationalization. International Higher Education. The Boston College Center for International Higher Education. 2003; № 33: 2 - 3.

2. Витковская М.И. Адаптация иностранных студентов к условиям жизни и учебы в России. Вестник РУДН. 2005; № 6 - 7: 267 - 283.

3. Иностранные студенты в России: кто и зачем приезжает в страну. Available at: https://www.ucheba.ru/article/2895

4. Ширкова Н.Н. Педагогическое обеспечение социокультурной адаптации иностранных студентов. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Москва, 2017.

5. Юркина М.С. Исследование особенностей адаптированности местных и иногородних студентов первого курса к ВУЗу. Психологические науки: теория и практика: материалы Международной научной конференции. Москва, 2012: 68 - 71.

6. Реан А.А. Психология адаптации личности. Санкт-Петербург, 2002.

7. Педагогический энциклопедический словарь. Главный редактор Б.М. Бим-Бад. Москва, 2003.

8. Адаптация личности к новой социокультурной среде (тест Л.В. Янковского). Психодиагностическое познание профессиональной деятельности. Санкт-Петербург, 2004.

9. Мнацаканян И.А. Адаптация учащихся в новых социокультурных условиях. Диссертация ... кандидата психологических наук. Ярославль, 2004.

10. Хухлаева О.В. Этнопедагогика: учебник для бакалавров. Люберцы, 2016.

References

1. Knight J. Updating the Definition of Internationalization. International Higher Education. The Boston College Center for International Higher Education. 2003; № 33: 2 - 3.

2. Vitkovskaya M.I. Adaptaciya inostrannyh studentov k usloviyam zhizni i ucheby v Rossii. VestnikRUDN. 2005; № 6 - 7: 267 - 283.

3. Inostrannye studenty v Rossii: kto i zachem priezzhaet v stranu. Available at: https://www.ucheba.ru/article/2895

4. Shirkova N.N. Pedagogicheskoe obespechenie sociokul'turnojadaptaciiinostrannyh studentov. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Moskva, 2017.

5. Yurkina M.S. Issledovanie osobennostej adaptirovannosti mestnyh i inogorodnih studentov pervogo kursa k VUZu. Psihologicheskie nauki: teoriya i praktika: materialy Mezhdunarodnoj nauchnoj konferencii. Moskva, 2012: 68 - 71.

6. Rean A.A. Psihologiya adaptacii lichnosti. Sankt-Peterburg, 2002.

7. Pedagogicheskij 'enciklopedicheskijslovar'. Glavnyj redaktor B.M. Bim-Bad. Moskva, 2003.

8. Adaptaciya lichnostiknovojsociokul'turnojsrede (testL.V. Yankovskogo). Psihodiagnosticheskoepoznanieprofessional'nojdeyatel'nosti. Sankt-Peterburg, 2004.

9. Mnacakanyan I.A. Adaptaciya uchaschihsya v novyh sociokul'turnyh usloviyah. Dissertaciya ... kandidata psihologicheskih nauk. Yaroslavl', 2004.

10. Huhlaeva O.V. 'Etnopedagogika: uchebnik dlya bakalavrov. Lyubercy, 2016.

Статья поступила в редакцию 08.12.19

УДК 378 DOI: 10.24411/1991-5497-2019-10145

Minazova V.M., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Pedagogy and Psychology, Chechen State University (Grozny, Russia),

E-mail: veneraminazova@mail.ru

Minazova Z.M., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior teacher, Department of Pedagogy and Psychology, Chechen State University (Grozny, Russia)

FORMATION OF CONFLICTOLOGICAL COMPETENCE IN STUDENTS. The article studies the process of the formation of conflictological competency among students in the process of learning at a university. The causes of conflicts in the student community may be: non-coincidence of expectations in roles; young people are not able to make vital, fateful decisions; features of the virtual world and the information space. It is revealed that the process of forming conflictological competency is more successful, if active forms and teaching methods are used in the educational process, such as training sessions using psychodramatic techniques, metaphorical

associative cards, and case studies. The formation of conflicting competence and students will be effective in the implementation of psychological and educational conditions: internal, relatedto the awareness of their own personal characteristics, features of intrapersonal conflicts and relationships with other people, and external, aimed at incorporating students into practical activities the psychological support of competence in conflict resolution.

Key words: conflict resolution competence, conflict, student.

В.М. Миназова, канд. пед. наук, доц., ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет», г. Грозный, E-mail: veneraminazova@mail.ru

З.М. Миназоеа, канд. пед. наук, ст. преп., ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет», г. Грозный

ФОРМИРОВАНИЕ КОНФЛИКТОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У СТУДЕНТОВ

В статье изучен процесс формирования конфликтологической компетентности у студентов в процессе обучения в вузе. Причинами возникновения конфликтов в студенческой среде могут выступать несовпадение ожиданий в ролях; молодые люди не способны принимать жизненно важные, судьбоносные решения; особенности виртуального мира и информационного пространства. Выявлено, что процесс формирования конфликтологической компетентности проходит более успешно, если в образовательном процессе применяются активные формы и методы обучения, такие как тренинговые занятия с использованием психодраматических техник, метафорических ассоциативных карт, кейс-стади. Формирование конфликтологической компетентности студентов будет эффективным при осуществлении психолого-педагогических условий: внутренних, связанных с осознанием собственных личностных характеристик, особенностей внутриличностных конфликтов и отношений с другими людьми, и внешних, направленных на включенность студентов в практическую деятельность; осуществление психологического сопровождения формирования компетентностей в разрешении конфликтов.

Ключевые слова: конфликтологическая компетентность, конфликт, студент.

Конфликтологическая компетентность является важной составляющей коммуникативной культуры педагога. Этот вид педагогических компетенций включает совокупность знаний, умений и коммуникативных качеств личности, к которым относится эффективное участие в процессе обучения, умение конструктивно решать конфликтные ситуации, уметь предвидеть и предотвращать конфликтное поведение учащихся, регулировать коммуникативную деятельность в процессе обучения и взаимодействия с субъектами образовательного процесса.

В настоящее время востребованность в научном исследовании конфликтного поведения студента, будущего педагога, и развитии его конфликтологических компетенций объясняется особыми детерминантами современного мира. В условиях изменчивости социума личность подвержена неопределённости, непредсказуемости, изменяемости ситуаций. Эта зыбкая основа меняет личность, приводит к формированию определённых адаптивных механизмов, моделей поведения, личностных установок, системы ценностей и смыслов, развитию защитных механизмов (приспособления, агрессии, конформизма, изоляционизма и т.д.).

В последние годы возрастает значимость компетенций и компетентностей в разрешении конфликтов, уделяется особое внимание конфликтам в межличностной и профессиональной среде.

В этой связи особую актуальность приобретает вопрос изучения конфликтологических компетентностей личности. В настоящее время понятие «конфликтологическая компетентность» занимает одно из важных мест в философской, социологической и психологической науках [1 - 3].

Сам термин «конфликт» имеет множество толкований, не существует единого правильного и чёткого понятия конфликта. Конфликт является объектом изучения в разных научных областях. Наиболее тесно он взаимодействует с психологией, социологией, политологией, историей и философией. Это понятие употребляют разные специалисты, закладывая в него тот смысл, который характерен для данной науки. Конфликт рассматривается с двух сторон: как социальное или психологическое явление. Но в дальнейшем эти два явления были объединены в одно, и конфликт стал рассматриваться как социально-психологический, в определении которого объединились все имеющиеся знания о характеристиках любого конфликта. С появлением социологических теорий конфликтов стали появляться и психологические теории конфликта. Наибольшую роль играли интрапсихические теории конфликта, в которых конфликт рассматривался как проекция внутриличностного конфликта на межличностные отношения.

Конфликтологические качества личности начинают формироваться с самого детства и могут сопровождать человека на протяжении всей его жизни.

В конфликтологии как науке, занимающейся изучением всех сторон конфликта, проблема сущности конфликта является довольно актуальной. Изучение структуры, причин, видов конфликта, является также необходимым для более полного рассмотрения сущности данного явления. Разные авторы предлагают свои элементы для описания структуры конфликта, но основными всегда остаются стороны конфликта; предмет конфликта; позиции конфликтующих сторон и их мотивы; образ конфликта; результат.

Нельзя оставить без внимания и вопрос о способах поведения в конфликте или об индивидуальном стиле поведения в конфликте.

Н.И. Леонов определяет индивидуальный стиль поведения (далее ИСП) в конфликтных ситуациях как довольно устойчивую совокупность целей, различных действий, операций, реакций личности, направленных на разрешение конфликта или выход из него. ИСП состоит из предмета конфликта, образа конфликтной ситуации, ценности межличностных отношений, индивидуально-пси-

хологических особенностей субъекта конфликтного взаимодействия. Исходя из этого, можно выделить индивидуально-психологические особенности, обусловливающие стиль поведения личности в конфликте. К ним относятся следующие: общий уровень образованности, конфликтологические компетенции личности, темперамент, акцентуации характера, установка связей с поведением в конфликте. На основании этого можно выделить характерные черты конфликтного поведения личности: эмоциональная холодность, доминантная склонность к самоутверждению, раздражительность, грубость, упрямство, недисциплинированность, беспокойство, неуверенность в себе и окружающих.

Конфликтность личности - свойство, отражающее высокую степень вступления в конфликтные ситуации, когда личность постоянно провоцирует или становится инициатором напряжённых отношений с другими людьми, несмотря на то, что становится причиной возникновения таких отношений.

В литературе описаны разные реагирования личности в конфликтной ситуации. Т.В. Казакова, Н.А. Коваль, А.В. Кидинов выделяют следующие виды:

- экстраиндивидуальный стиль, он является многоуровневым, когда конфликтность индивида стимулируется со стороны других людей или социально поддерживается другими людьми;

- интраиндивидуальный, обусловленный свойствами индивидуальности, симптоматические комплексы которых представлены в поведенческих актах и реакциях, способствующих проявлению разного стиля поведения в конфликтной ситуации;

- метаиндивидуальный, он порождается конфликтностью самого человека, оказывающего влияние на других субъектов социального окружения и стимулирующего конфликтность последних.

В.С. Мерлин выделяет следующие конфликтогенные характеристики личности:

1. В силу борьбы с природой уже возникают затруднения для полного удовлетворения отношений и мотивов личности;

2. При удовлетворении одних мотивов по нарастающей возникают новые потребности и мотивы, которые пока остаются неудовлетворёнными;

3. При ведении общественной жизни неизбежны ограничения, так как общественная жизнь требует подавления глубоких и активных мотивов.

Е.Н. Богданов и В.П Зазыкин, обращая на это внимание, отмечают, что результатом становится психологическое явление:

- происходит дезинтеграция личности,

- нарушается гармоничная психологическая целостность,

- появляется превосходство одного психического свойства над другим, ввиду этого затрудняется адекватное субъективное восприятие реальности,

- искажаются настоящие связи и т.д.

Всё это приводит к дезадаптации личности.

А.А. Бодалев, В.А. Панзен и др., описывая противоречия, которые связаны с субъективными характеристиками конфликта, систематизируют всю имеющую информацию в виде поуровневого описания. В подобном случае, опираясь на принцип системности, выделяют несколько уровней психологических противоречий.

К первому уровню психологических противоречий относятся действия бессознательных субъективных составляющих, таких как мотивы, инстинкты потребности, влечения, природные инстинкты. На втором уровне психологических противоречий начинают действовать характерологические и индивидуально-типологические факторы.

К третьему уровню относятся психологические противоречия, связанные с направленностью личности и её жизненным опытом, которые могут проявляться

как столкновение между желаемой и действительной реальностью. Например, противоречия, вызываемые личностью, которая неадекватно оценивает свои профессиональные возможности и профессиональные стандарты, которые имеют соответствующие требования, обусловливающие нормативность поведения. Такие противоречия приводят к межличностным, внутриличностным и конфликтам «личность - группа».

Э. Эриксон в своей работе «Идентичность: юность и кризис» описал проблемы юношеского возраста, которые связаны с социальным становлением личности. Центральным понятием в работе Эриксона является понятие идентичности, которое обозначает крепко установленный и личностно сформированный образ себя во всех отношениях личности к внешнему и внутреннему миру. Идентичность является, прежде всего, показателем зрелой, взрослой, сформированной личности, корни которой скрыты на предыдущих стадиях развития личности.

Возраст с 12 - 18 лет является ключевым периодом для приобретения чувства идентичности. В это время перед подростком стоит задача интегрирования всего, что он знает о самом себе как сыне/дочери, школьнике, спортсмене и т.д. В этот период также происходят кризисы профессионализации. Профессиональная идентификация - это объективное и субъективное единство с профессиональной группой, местом обучения, студенческой группой, отдельным человеком, которое обеспечивает преемственность профессиональных характеристик (ролей и статусов) личности. Обратный процесс приводит к отвержению этого единства и приводит к профессиональному отчуждению. Кризисы профессионализации обычно проходят, когда личность получает первое образование после школы, их ещё называют кризисы студенчества. Поступление в высшее учебное заведение является сложным психологическим этапом в жизни абитуриента, происходит приспособление к новому коллективу, новым условиям обучения.

Возраст с 20 до 25 лет характеризуется Эриксоном как переход к решению уже собственно взрослых задач на базе сформированной психосоциальной идентичности. Тут имеет место быть двум тенденциям: чувство близости - чувство изоляции. Если идентичность сформирована правильно, молодые люди приобретают положительный опыт, реализуют свой потенциал в профессиональной деятельности, это и является точкой развития личностного роста.

Ключевым новообразованием взросления является идентичность. К 18 годам у личности формируется семейная, национальная, профессиональная идентичности. Показателями зрелости в юношеском возрасте является:

1) осуществление самостоятельного выбора и умение нести ответственность за этот выбор,

2) умение строить перспективы своего жизненного пути.

Британский психолог L. Antrobus предлагает продлить подростковый возраст до 24 лет, так как люди перестали успевать решать задачи по переходу к взрослой жизни. Это обусловлено тем, что немногие молодые люди становятся самостоятельными и чувствуют себя взрослыми. В современном обществе появляются альтернативные модели взрослости. «Кидалт» - это взрослый человек, сохраняющий свои юношеские увлечения, который не спешит взрослеть, достаточно инфантильный.

Другая модель альтернативного взросления - дауншифтеры и NEET-моло-дёжь. Дауншифтеры - молодые люди, которые находятся в постоянном поиске себя и своей идентичности, они часто меняют партнёров, меняют место жительства, место работы. NEET-молодёжь не имеет места работы и учёбы, они достаточно долго могут быть зафиксированы в таком положении, которое приведёт их на путь «отложенных решений», что будет мешать их дальнейшей самоидентификации.

А.А. Бочавер утверждает, что современной молодёжи присуща несформи-рованная, диффузная идентичность или «множественная система временных и ситуативных субидентичностей». На сегодняшний день студенты в большинстве своём поступают в вуз в соответствии с ожиданиями родителей, они не умеют осознанно делать выбор, что в дальнейшем приводит к разочарованию и чувству проживания своей жизни по чужому сценарию. Таким образом, причиной конфликтов является несовпадение ожиданий в ролях.

Подводя итоги, можно сказать, что период взросления растянут во времени, молодые люди избегают принимать жизненно важные, судьбоносные решения. Это тоже необходимо учитывать сегодня, готовя будущих педагогов к профессиональной деятельности. Наконец, можно выделить и такую детерминанту, как особенности виртуального мира и информационного пространства. Современные студенты не всегда умеют пользоваться информацией, с потоком информации им тоже справиться бывает трудно, это приводит к невротизации личности. Процесс формирования конфликтологической компетентности проходит более успешно, если в образовательном процессе применяются активные формы и методы обучения, такие как тренинговые занятия с использованием психодраматических техник, метафорических ассоциативных карт, case-stady. Формирование компетентностей студентов в разрешении конфликтов является эффективным при осуществлении психолого-педагогических условий: внутренних (осознание собственных личностных характеристик, внутриличностных конфликтов и отношений с другими людьми) и внешних (включенность студентов в практическую деятельность; осуществление психологического сопровождения формирования компетентностей в разрешении конфликтов).

Библиографический список

1. Кидинов А.В. Социально-психологическая характеристика внутригрупповой конфликтности. Институт современных технологий управления: дискуссия. Екатеринбург, 2012: 147 - 150

2. Коваленко А.П. Теоретический анализ возникновения конфликтного поведения личности. Нравственное воспитание в современном мире: психологический и педагогический аспект: Научно-практическая конференция. Омск - Стерлитамак: АМИ, 2017: 66 - 69.

3. Коваленко А.П. Учёт психологических особенностей восприятия информации при создании электронных курсов личности. Современные образовательные технологии в подготовке педагога с учетом профессионального стандарта: сборник материалов Международной научно-практической конференции. Орехово-Зуево: Редакционно-издательский отдел ГГТУ, 2017: 499 - 502.

References

1. Kidinov A.V. Social'no-psihologicheskaya harakteristika vnutrigruppovoj konfliktnosti. Institut sovremennyh tehnologij upravleniya: diskussiya. Ekaterinburg, 2012: 147 - 150

2. Kovalenko A.P. Teoreticheskij analiz vozniknoveniya konfliktnogo povedeniya lichnosti. Nravstvennoe vospitanie v sovremennom mire: psihologicheskij ipedagogicheskij aspeki: Nauchno-prakticheskaya konferenciya. Omsk - Sterlitamak: AMI, 2017: 66 - 69.

3. Kovalenko A.P. Uchet psihologicheskih osobennostej vospriyatiya informacii pri sozdanii 'elektronnyh kursov lichnosti. Sovremennye obrazovatel'nye tehnologii v podgotovke pedagoga s uchetom professional'nogo standarta: sbornik materialov Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Orehovo-Zuevo: Redakcionno-izdatel'skij otdel GGTU, 2017: 499 - 502.

Статья поступила в редакцию 08.12.19

УДК 371 DOI: 10.24411/1991-5497-2019-10146

Pereverzev M.V., doctoral postgraduate, Humanities and Education Science Academy, branch of V.I. Vernadsky Crimean Federal University (Yalta, Russia),

E-mail: viza_1986@ukr.net

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ORGANIZATIONAL AND NORMATIVE BASES OF FORMATION OF MULTIFUNCTIONAL COMPETENCE OF FUTURE SPECIALISTS IN THE FIELD OF HOTEL AND TOURIST BUSINESS. Multifunctional competence as a system-personal education of a specialist, reflects the interaction of theoretical preparedness and practical ability to apply in practice the knowledge and norms to solve the tasks set before his professional competence. The author concludes that polyfunction-ality makes it possible to combine functions, which can change the direction of the specialist, increases his professional integrity, competitiveness, compliance with graduates specialty requirements. This is where a competent approach, knowledge of general and educational law, the system of education legislation in the Russian Federation, the distribution of powers based on it between state and local authorities are needed self-governing in education. Polyfunctional competence as a system-personal education of a specialist, reflects the interaction of theoretical preparedness and practical ability to apply in practice the knowledge and norms to solve the problems set before his professional competence.

Key words: organizational and regulatory framework, formation of multifunctional competence, hotel and tourism business.

М.В. Переверзев, докторант, Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет

имени В.И. Вернадского», г. Ялта, E-mail: viza_1986@ukr.net

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.