Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ КОМПОЗИЦИОННЫХ НАВЫКОВ БУДУЩИХ ДИЗАЙНЕРОВ СРЕДСТВАМИ ГРАФИКИ'

ФОРМИРОВАНИЕ КОМПОЗИЦИОННЫХ НАВЫКОВ БУДУЩИХ ДИЗАЙНЕРОВ СРЕДСТВАМИ ГРАФИКИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
117
20
Читать
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПОЗИЦИЯ / ПРОПОРЦИИ / МАСШТАБНОСТЬ / ПРИЕМЫ / СВОЙСТВА / МЕТОДЫ / ЭРГОНОМИКА / АНТРОПОМЕТРИЯ / ФУНКЦИОНАЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Заргарян Ирина Владимировна

Композиция - это совокупность определенных характеристик, которая воспринимается при оптимальном сочетании, как гармоничный объект, который отличается не только повышенной эстетикой, но и еще способен удовлетворить массу пожеланий клиента, начиная от функционала, заканчивая эргономикой. Поэтому, как только студент-дизайнер любого направления, независимо от специализации, начинает осваивать графический рисунок и академическую живопись, он должен начинать работу над композицией. При этом, используя монохроматическую технику простого карандаша можно проработать массу эскизов для поставленной цели с дальнейшим выбором наилучшей. Потом переходят к ее колористическому оформлению. Но при этом, если композиционная составляющая будет основана исключительно на графике и средствах достижения лучших параметров композиции, без учета некоторых тонких моментов, велика вероятность того, что получить желаемый результат - не удастся. Этот негативный эффект формируется в тот момент, когда из виду в создаваемом объекте упускается эргономика, основанная на антропометрии и бионика. Эти две дисциплины дают возможность не только прибегнуть к нестандартным формам, но и получить комфортное с точки зрения эксплуатации изделие. Если подключить сюда еще и актуальные данные по материаловедению, то создаваемая композиция будет отвечать всем требованиям потребителей. А значит, получится создать коммерчески успешный продукт, что и является конечной целью любого дизайнера.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
Предварительный просмотр
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF COMPOSITIONAL SKILLS OF FUTURE DESIGNERS BY MEANS OF GRAPHICS

A composition is a set of certain characteristics, which is perceived with an optimal combination as a harmonious object, which differs not only in increased aesthetics, but is also able to satisfy a lot of customer wishes, ranging from functionality to ergonomics. Therefore, as soon as a design student of any direction, regardless of specialization, begins to master graphic drawing and academic painting, he must begin work on the composition. At the same time, using the monochromatic technique of a simple pencil, you can work out a lot of sketches for the set goal with further selection of the best one. Then they move on to its coloristic design. But at the same time, if the compositional component is based solely on graphics and means to achieve the best parameters of the composition, without taking into account some subtle points, it is likely that it will not be possible to get the desired result. This negative effect is formed at the moment when ergonomics based on anthropometry and bionics are overlooked in the created object. These two disciplines make it possible not only to resort to non-standard forms, but also to get a product that is comfortable from the point of view of operation. If you also connect up-to-date data on materials science here, then the composition being created will meet all the requirements of consumers. This means that it will be possible to create a commercially successful product, which is the ultimate goal of any designer.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ КОМПОЗИЦИОННЫХ НАВЫКОВ БУДУЩИХ ДИЗАЙНЕРОВ СРЕДСТВАМИ ГРАФИКИ»

- дополненная виртуальная реальность (Amended Reality - AR), в которой графический 3D-KOHTeHT синтезируется с реальным миром;

- смешанная реальность (Mixed Reality - MR), в которой виртуальный мир связан с реальным и включает его в себя.

Виртуальные технологии позволяют подбирать оптимальное решение для сложных образовательных задач, делают

обучение более наглядным и позволяют активнее вовлекать студентов в учебный процесс.

Также к инновационным технологиям, воздействующим на повышение уровня креативности в образовательном пространстве вузов, следует относить модульно-реверсивную модель преподавания. Модульное преподавание в настоящее время активно используется в онлайн обучении, при подготовке электронных обучающих курсов.

По замечанию Е.М. Петлиной главное преимущество модульной модели образования состоит в том, что студенту дается право выбора дополнительных модулей, которые он будет осваивать вместе с основной образовательной программой. При этом реверсивность, как часть модульной программы предполагает возможность возвращения студента в вуз после его окончания для получения дополнительных навыков посредством освоения новых учебных программ в онлайн-режиме. Также исследователь, акцентируя внимание на достоинствах модульно-реверсивной модели обучения указывает ее адаптированность для продвижения платных образовательных услуг вуза на образовательном рынке [8].

На практике основные направления развития системы модульного обучения на платформе дистанционных технологий выражаются в контексте следующих компонентов:

- конструирование учебного процесса в рамках дистанционной технологии;

- формирование готовности преподавателей и студентов к восприятию информации в онлайн режиме;

- оптимизация блока самостоятельной работы;

- внедрение системы рейтингового оценивания.

Выводы. На основании вышеизложенного следует сделать вывод, что создание креативной среды в вузах, в условиях реализации программ онлайн обучения во многом зависит как от педагогического мастерства педагогов, так и от активности организаторов образовательного процесса. Преподаватели вузов, совершенствуя личные креативные компетенции должны стремиться к непрерывному самосовершенствованию и усвоению IT-компетенций, позволяющих интегрировать традиционные способы преподавания с инновационными. В свою очередь вузы, должны содействовать расширению возможностей образовательной среды на уровне применения новейших элементов интерфейса в преподавании и элементов внутренней инфраструктуры.

Литература:

1. Донина, И.А. О применении дистанционных технологий в образовательном пространстве вуза / И.А. Донина // Проблемы современного педагогического образования. - 2020. - № 67. - С. 61-64.

2. Елизарова, Е.А. Особенности реализации педагогической креативности в условиях дистанционного обучения в вузе / Е.А. Елизарова // Проблемы современного педагогического образования. - 2021. - № 72. - С. 84-86.

3. Емельянова, О.А. Создание креативной образовательной среды как приоритетное направление развития учреждений сферы образования / О.А. Емельянова // Теория и практика образовательного процесса. - 2017. - №2. -С. 27-31.

4. Захарова, О.Г. Определение понятия «креативность» в научной литературе / О.Г. Захарова // Аспекты и тенденции педагогической науки. - 2017. - № 1. - С. 15-17.

5. Коджешау, М.А. Креативная образовательная среда как фактор профессионального роста в условиях дистанционного обучения / М.А. Коджешау // Вестник Адыгейского государственного университета. - 2020. - № 3. -С. 71-80.

6. Ларионов, В.Г. Цифровая трансформация высшего образования: технологии и цифровые компетенции /

B.Г. Ларионов // Вестник Астраханского государственного технического университета. Серия: Экономика. - 2021. - № 2. -

C. 62-69.

7. Олешкевич, К.И. Внедрение дистанционных форм обучения в образовательный процесс студентов вузов культуры / К.И. Олешкевич // Педагогика искусства. - 2020. - №2. - С. 8-13.

8. Петлина, Е.М. Использование технологии дистанционного обучения в постпандемической образовательной организации / Е.М. Петлина // Постпандемическое будущее университета. - 2020. - № 1. - С. 95-99.

Педагогика

УДК 371

кандидат педагогических наук, доцент кафедры изобразительного искусства и дизайна Заргарян Ирина Владимировна

Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Ялта)

ФОРМИРОВАНИЕ КОМПОЗИЦИОННЫХ НАВЫКОВ БУДУЩИХ ДИЗАЙНЕРОВ СРЕДСТВАМИ ГРАФИКИ

Аннотация. Композиция - это совокупность определенных характеристик, которая воспринимается при оптимальном сочетании, как гармоничный объект, который отличается не только повышенной эстетикой, но и еще способен удовлетворить массу пожеланий клиента, начиная от функционала, заканчивая эргономикой. Поэтому, как только студент-дизайнер любого направления, независимо от специализации, начинает осваивать графический рисунок и академическую живопись, он должен начинать работу над композицией. При этом, используя монохроматическую технику простого карандаша можно проработать массу эскизов для поставленной цели с дальнейшим выбором наилучшей. Потом переходят к ее колористическому оформлению. Но при этом, если композиционная составляющая будет основана исключительно на графике и средствах достижения лучших параметров композиции, без учета некоторых тонких моментов, велика вероятность того, что получить желаемый результат - не удастся. Этот негативный эффект формируется в тот момент, когда из виду в создаваемом объекте упускается эргономика, основанная на антропометрии и бионика. Эти две дисциплины дают возможность не только прибегнуть к нестандартным формам, но и получить комфортное с точки зрения эксплуатации изделие. Если подключить сюда еще и актуальные данные по материаловедению, то создаваемая композиция будет отвечать всем требованиям потребителей. А значит, получится создать коммерчески успешный продукт, что и является конечной целью любого дизайнера.

Ключевые слова: композиция, пропорции, масштабность, приемы, свойства, методы, эргономика, антропометрия, функциональность.

Annotation. A composition is a set of certain characteristics, which is perceived with an optimal combination as a harmonious object, which differs not only in increased aesthetics, but is also able to satisfy a lot of customer wishes, ranging from functionality to ergonomics. Therefore, as soon as a design student of any direction, regardless of specialization, begins to master graphic drawing and academic painting, he must begin work on the composition. At the same time, using the monochromatic technique of a simple pencil, you can work out a lot of sketches for the set goal with further selection of the best one. Then they move on to its coloristic design. But at the same time, if the compositional component is based solely on graphics and means to achieve the best parameters of the composition, without taking into account some subtle points, it is likely that it will not be possible to get the desired result. This negative effect is formed at the moment when ergonomics based on anthropometry and bionics are overlooked in the created object. These two disciplines make it possible not only to resort to non-standard forms, but also to get a product that is comfortable from the point of view of operation. If you also connect up-to-date data on materials science here, then the composition being created will meet all the requirements of consumers. This means that it will be possible to create a commercially successful product, which is the ultimate goal of any designer.

Key words: composition, proportions, scale, techniques, properties, methods, ergonomics, anthropometry, functionality.

Введение. Изучение композиции, как дисциплины - это достаточно сложный и многоступенчатый процесс, включающий в себя не один предмет, а сразу несколько. Большинство ВУЗов делают акцент на графике, академической живописи и непосредственно изучении свойств и средств самой композиции. Но этого достаточно только в теории - ведь совокупности этих навыков будет достаточно для того, чтобы на бумаге прорисовать образ будущего объекта или целого проекта и получить нужные параметры. Но, как только дело доходит до практической реализации - ситуация усложняется. Обуславливается это следующими особенностями. Во-первых, дизайнеры достаточно часто испытывают нехватку творческого потенциала, которая не позволяет «явить миру» интересные неординарные решения. Чтобы восполнить эти пробелы, стоит обратить внимание на комбинаторику и бионику, так как природа уже все создала до человека, применяя те формы, которые обеспечивают наилучшие условия эксплуатации. Таким образом, композиция является фактически междисциплинарным выражением, которое дает возможность дизайнеру создавать оригинальные и актуальные объекты, приносящие человечеству не только пользу, но и определенный уровень комфорта.

На сегодняшний день многие исследователи посвящают свои работы изучению правил построения композиции по отношению к разным категориям объектов дизайна. Это научные работы таких авторов, как Е. Катранжи, А. Ниатшин, Н. Ковешникова и ряда других [1, 2, 3]. Но, неизученным остаются такие разделы, как связь нескольких дисциплин и степень их влияния на общее впечатление от воспринимаемого объекта.

Изложение основного материала статьи. Любой дизайнер, независимо от того, какая группа объектов является сферой его деятельности, в обязательном порядке должен на самом глубоком уровне и с детальным пониманием относиться к композиции. Он обязан понимать, как она образуется, как ее части влияют друг на друга, что необходимо реализовать, чтобы усилить или ослабить ряд характеристик. Ведь только в этом случае, специалист сможет полноценно раскрыть свой потенциал и реализовать себя в качестве востребованного дизайнера [4, С. 101]. Поэтому так важно за весь период обучения, при освоении ряда дисциплин, научить студента полноценно использовать весь композиционный инструментарий для достижения тех задач, с которыми он будет сталкиваться при выполнении задания или проекта в своей работе.

Перед тем, как начать анализ тех средств и методов, которыми можно сформировать полноценное понятие композиции и научить применять методы и способы, которыми достигается гармония, стоит обозначить, какие внешние факторы влияют на композиционное решение. Ведь это понимание позволяет в дальнейшем сделать акцент на отработке определенных навыков.

Итак, под композиционным решением объекта понимается фактически творческое осмысление базовых условий. Они образуются:

• Эстетическими факторами. Сюда входит стиль и мода, тенденции формообразования, уровень профессионального мастерства, потребительские предпочтения. Многие дизайнеры, а также педагоги, к сожалению, при обучении композиции выпускают из виду понятие коммерческого успеха. Оно неразрывно связано с теми ощущениями, которые испытывает потребитель, сталкивающийся с объектом.

• Функциональность. Связь этого параметра с композицией просматривается через конструктивное членение, абрисы и пропорции, как внешние, так и внутренние, в особенности для объемных объектов.

• Эргономичность. Данная характеристика неразрывно связана с анатомией человеческого тела. Ее наличие актуально только для тех предметов, с которыми человек осуществляет непосредственное воздействие через тактильный контакт. Поэтому правильная эргономичность, а точнее соответствие проектируемого объекта антропометрическим характеристикам требуется для мебели, техники, транспортных средств и ряда других изделий промышленного дизайна. В меньшей степени эргономичность важна для графических объектов. Здесь чаще всего учитываются особенности визуального восприятия и так называемого «блуждания» (саккад) зрительной оси. Но достижение этой совокупности параметров многие специалисты относят к «высшей лиге», так как понимание процессов, которые происходят в зрительном анализаторе человека, требует навыков из другой отрасли.

В общей совокупности, перечисленные выше базовые условия, формируют полное композиционное решение объекта таким образом, как это представлено на рисунке 1.

Рисунок 1. Схема формирования композиционного решения объекта с учетом всех его особенностей для формирования высокого уровня удовлетворения потребителей

Поэтому, возвращаясь к композиции, стоит выделить следующие средства, которыми ее можно сформировать, учитывая все вышеизложенное.

Целостность формы, под которой понимается оптимальное сочетание внешнего абриса с внутренними пропорциями и членениями. Для графических объектов важно в этом плане только оптимальное сочетание элементов между собой. Тогда как для промышленных объектов учитывают и связь с человеком, то есть антропометрией. С точки зрения графических методов здесь студент должен научиться видеть целое, членить его на отдельные части, которые при этом выложены правильно и способны комбинироваться между собой. Нередко выполняя пропорциональное деление, используют метод «золотого сечения». Также для получения внешне привлекательного образа применяют при графической разработке объекта координацию основных центров формы. Она может быть построена по линейному или лекальному принципу. Важно, чтобы каждый обучающийся на этом этапе усвоил, что целостность формы и соподчиненность ее составных частей неразрывно связаны между собой, формируя следственно-причинную связь.

Из понятия целостности формы в обязательном порядке вытекает вопрос композиционного равновесия. Здесь, используя несколько эскизов, на которых прорисована внешняя форма, студент практикуется в выполнении членения. Таким образом, он отрабатывает навыки поиска композиционного равновесия, то есть такого состояния, при котором вся совокупность элементов балансируется между собой. Конечно, если дизайнер разрабатывает какой-либо промышленный объект, то он должен предоставить несколько концептов, которые отвечают определенному техническому и эстетическому заданию. Это требуется по причине того, что промышленные и архитектурные объекты перед их изготовлением требуют детального математического расчета, который будут в дальнейшем выполнять проектировщики (инженеры или архитекторы) на основе предоставленных им наработок. Так как равновесие, точнее устойчивость конструкции, здесь является не только ее важнейшим качеством, но и условием безопасной эксплуатации.

Нахождение композиционного центра напрямую связано с такими понятиями, как симметрия и асимметрия. Во время выполнения графической проработки любого объекта или на занятиях по рисунку и композиции студента учат строить сначала симметричные композиции, так как они более просты с точки зрения реализации и позволяют достаточно быстро найти центр композиции, а значит, и выполнить разные типы внутренних членений, как функциональных, так и декоративных. Нарушения законов симметрии могут проявляться разным образом. Здесь студенту при разработке того или иного объекта необходимо иметь следующие навыки:

• Добиваться асимметрии посредством внешней формы.

• Вносить асимметричные мотивы в изначально симметричную форму путем неправильного членения объекта внутри.

• Выстраивать ассиметричное развитие путем цветового решения или нанесения декора.

При этом в некоторых случаях симметрия может быть выполнена и при нанесении узора на объект, если он не имеет четко установленного рапорта в паттерне. В любом случае, работа с асимметрией требует большого внимания. Это обусловлено тем, что симметричная форма воспринимается человеком более легко и заложена в нем принципом самой природы. А вот ассиметричная гармония может раскрываться исключительно постепенно. Она требует большей работы с точки зрения достижения положительного результата. Лишь используя врожденные навыки каждого индивидуума тонко чувствовать композиционное равновесие в сочетании с отработкой на практических занятиях построения таких композиций, можно добиться результата в формировании устойчивого навыка построения асимметричных эстетичных объектов.

Следующая пара характеристик, которыми в обязательном порядке должна обладать композиция, являются -статичность и динамичность. Они неразрывно связаны с симметрией и асимметрией. Так, статичным формам характерен покой и незыблемость. Это свойство начинают отрабатывать при построении простых графически правильных объектов, которым присуща геометричность.

На следующем этапе отработки навыка выполняют простые симметричные формы с неправильным внутренним членением. Они также будут статичны по своему внешнему абрису, и только внутренняя композиция (структуризация и членения) может вносить легкие признаки динамизма.

Более тяжелыми с точки зрения освоения, являются навыки придания форме активного, односторонне направленного движения [6, С. 32]. Оно должно визуально вторгаться в пространство, формируя у наблюдающего ощущение динамики движения. При доведении этого умения до совершенства, дизайнер сможет в дальнейшем создавать объекты, где динамичность будет выступать главным, определяющим композицию качеством. Формирование навыка осуществляется за счет освоения правил тектоники и правильной работы с формообразующими линиями. Желательно направить деятельность студента как можно больше в данном направлении работы с формами, пытаясь менять пропорции, которые позволяют придавать характер статичности или динамичности.

И, наконец, последним свойством композиции является единство характера формы - фактически стиль. Здесь, работая графически над созданием конкретного изделия, студент может достигнуть поставленных результатов лишь в том случае, если он хорошо знаком с историей развития дизайна и становлением всех основных стилевых направлений.

Колористика - еще одно ключевое свойство композиции, которое требует правильного решения. И, если предыдущие характеристики можно отрабатывать исключительно карандашом, выполняя графический рисунок, то для умения построить гармоничную с точки зрения применяемых цветов и тонов композицию, необходимо перейти к другим техникам. Это использование цветового главного пятна с дополнением его «партнерами», которые позволят получить визуально гармоничные сочетания. Применять можно аэрозоли, маркеры, разные типы красок. Здесь также не стоит забывать о единстве характера формы в сочетании уже с колористической композицией, ведь ряду стилевых решений характерен тот или иной «цветовой код».

И после того, как становится понятно, совокупность каких навыков нужно сформировать у студента, можно непосредственно перейти к тем средствам, которыми их можно достичь.

Во время практических занятий, которые связаны непосредственно с графическим рисунком и живописью, студент, для умения полноценно работать с композицией и добиваться поставленных задач, должен развивать следующие навыки:

• Умение правильно использовать композиционный прием. На этом этапе важно проработать объемно-пространственную организацию заданной структуры в совокупности со стилем, который важно выбрать первоначально. Это актуально только для сложных изделий. Тогда как для простых форм - не имеет смысла.

• Далее, при помощи разного типа членения внешнего абриса, формируют умение выполнять правильное пропорционирование. Это касается лишь правил внутреннего распределения, где идеально работает принцип модульности. Тогда как внешние пропорции в преобладающем большинстве случаев соотносят с габаритами человеческого тела.

• Еще одно свойство, которое соотносится с антропометрией - это масштабность. Поэтому, графическое изображение получаемого изделия чаще всего изображаются рядом с фигуркой человека. Это позволяет понять его номинальные габариты в готовом виде. На этом этапе важно провести параллели между масштабностью и пропорционированием.

• Контраст и нюанс. Эти свойства проявляться могут совершенно по-разному. И если вначале их начинают осваивать с точки зрения формы и ее внутреннего членения, то постепенно переходят на работу с цветом и фактурами. Графически контраст разрабатывать можно по принципу максимального противопоставления, переходя к нюансным решениям, которые требуют большей продуманности и взвешенности.

• Метр и ритм. Еще одно свойство, которое может проявиться, как внутри членения одного абриса, так и при создании рисунка на поверхности или листе бумаги (для графических объектов). Перед тем, как использовать это средство, для получения необходимых качеств композиции, студент обязан изучить историю орнамента, так как только в этом случае он сможет объединить при графической разработке образа - стиль, метрическое или ритмическое дополнение орнаментом, а также корректное цветовое исполнение. Если говорить об отработке навыка метрического или ритмического членения общего объема отдельными блоками, то здесь модульность фактически является созвучной пропорционированию. Поэтому, навык формируется путем дробления одного объема разными методами.

Как видно из всего представленного, любая композиция является совокупностью сразу нескольких параметров. И, в первую очередь это - создание нужной (полезной) формы из определенного материала или сразу нескольких их разновидностей. При этом дизайнер работает в преобладающем большинстве случаев, как проектировщик, начиная все с эскизного наброска, а точнее нескольких их вариантов, так как в этом случае легче всего остановиться на наилучшем решении для удовлетворения потребительского спроса. После того, как из целого спектра эскизных набросков выбран лучший, можно перейти к его цветовому оформлению.

Как видно, любая разработка начинается именно с графической проработки, которая последовательно переходит в цветовое исполнение, но тоже на бумаге. При необходимости далее дизайнер создает трехмерную модель для того, чтобы полноценно оценить будущее изделие со всех сторон. Здесь также могут быть внесены коррективы во все параметры, начиная от внешней формы, заканчивая внутренним членением и рядом других особенностей. Однако именно графический поиск является наиболее детальным и значимым, так как здесь зарождается дизайнерская идея, которая может многократно дорабатываться и совершенствоваться без дополнительных трудозатрат.

Поэтому на практических занятиях, студенты должны научиться выполнять такие действия в строго установленной последовательности:

• Правильно выполнять движения рукой. Именно с постановки кисти начинается знакомство с графическим рисунком, так как будущий дизайнер должен уметь отобразить карандашом разные текстуры и фактуры, создавая визуально глянцевые или полностью матовые поверхности.

• После этого приступают к знакомству с предельно простыми геометрическими формами, которые надо научиться отображать как с разных сторон, так и в перспективе в трехмерном стандартном виде (аксонометрии).

• Далее формируют навык нанесения на поверхности текстуры и фактуры за счет создания светотеневой игры, используя соответственно штриховку разной плотности [3].

• На следующем этапе начинают реализовывать умение выполнять членение любых объемов, переходя от простого к сложному. Комбинаторные навыки должны быть отработаны до совершенства, так как членение - одно из главных умений, которое потом позволяет создавать пропорциональные объекты, соответствующие человеческим потребностям с точки зрения физиологии. Поэтому на данном этапе должно уже быть сформировано понятие об антропометрических особенностях человеческого тела с учетом возрастных особенностей.

• Одновременно с предыдущим умением может начинаться работа над статикой и постепенным переходом к приданию динамичности объекту. Важно отработать реализацию такого свойства разными графическими техниками, начиная от построения ассиметрии до создания нужных контурообразующих линий, которые имеют четко выраженное устремление. Интересным представляется подход, при котором динамичность достигается при разных исходных данных.

• Наложение текстур - это финальная задача в графической работе, при которой студент еще не начинает работать с цветом, но пытается определенными графическими методами достигнуть поставленной задачи. Это важно, так как наличие бликов или наоборот, повышенная матовость поверхности приводит к определенному эффекту, который может существенно отразиться на итоговом впечатлении от объекта. И с такими свойствами материала студент должен уметь правильно работать.

Все вышеперечисленные навыки формируются при переходе от простого к сложному. Для этого используются такие техники и выразительные средства, как пятно, штрих, линия (прямая, регулярная кривая, лекальная), точка. Прибегая одновременно к самым разнообразным приемам отображения необходимых параметров - гравюре, монотипии и прочим. Студент должен научиться правильно их использовать, понимая характер каждой и возможность создать при помощи них нужное настроение и характер вырисовываемого образа.

И после освоения этих средств, когда обучающийся сможет работать с любой по сложности формой и придавать ей тот или иной характер, можно приступать к колористическому расцвечиванию. Это не менее важное умение, которое можно отнести к более сложному, так как восприятие цвета неразрывно связано не только со зрительным анализатором и психоэмоциональным настроем человека, но и еще оно подвержено влиянию окружающей среды. Так, например, исторически сложилось, что с учетом уровня инсоляции, особенностей географической местности, да и просто из-за ряда культурных традиций, каждый народ имеет свои «цветовые» предпочтения [7]. Поэтому, работать с цветом в полноценном формате можно только после детального изучения колористики и истории цвета. Здесь можно использовать техники работы с чистыми спектральными цветами, смешивая их для получения сложных оттенков, комбинируя их по принципу контраста или нюанса, добиваясь поставленной задачи.

В итоге, студент, обращаясь каждый раз к построению графического образа создаваемого объекта или целого проекта, все время вынужден возвращаться к совокупности методов и средств композиции [1, С. 118]. Именно поэтому, то, насколько он грамотно и полноценно освоит эти навыки, зависит легкость реализации задач и качество исполнения. Но, не только графические методики и понимание построения колористической гармонии дает нужный результат. Дизайнер должен быть открыт новым идеям и уметь воплощать их путем реализации смелых и передовых идей. Поэтому, желательно, чтобы при отработке получения нужных свойств композиции, педагог смешивал классические задания с такими параметрами, как бионика, нестандартный подход в формообразовании и возможность смешивать разные типы материалов или применять те, которые не являются характерными для конкретного изделия.

Выводы. Формирование понятия композиционного строя и создания изделия с привлекательными характеристиками -ключевая задача дизайнера. Начинает она отрабатываться при освоении таких дисциплин, как графический рисунок и академическая живопись. Именно здесь студент учится базовым знаниям и умениям - правильно держать карандаш в руке, наносить те линии, которыми можно передать нужную текстуру и фактуру. При этом все практические занятия идут от простого к сложному, увеличивая объем и структурность самого задания. Не менее важными являются и занятия по колористике, так как грамотное сочетание цвета - неотъемлемое условие создание подходящей композиции. Но, в силу ряда причин, многие студенты и преподаватели, не проводят параллели между композицией и другими дисциплинами. А если это упущение сумеет укорениться в сознании будущего специалиста, то велика вероятность, что в дальнейшем, создавая те или иные объекты, он будет упускать из внимания такое неисчерпаемое поле для новых идей, как бионические формы и конструктивные особенности, а также не будет принимать во внимание антропометрические параметры человеческого тела.

Литература:

1. Катранжи, Е.О. Специфика и особенности проектных умений будущих дизайнеров в процессе профессиональной подготовки / Е.О. Катранжи // Мир науки, культуры, образования. - Алтай, 2020. - № 2 (81). - С. 117-119.

2. Ковешникова, H.A. Из опыта профессиональной подготовки дизайнеров в США [Электронный ресурс] / H.A. Ковешникова // Высшее образование сегодня. - 2010. - № 6. - С. 12-14.

3. Ниатшин, А.Т. Сущность и структура формирования проектировочных умений у студентов вуза // Вестник Башкирск. Ун-та. - 2008. - № 2. - URL: https://cyberienmka.m/artide/n/suschnost-i-stmktura-formirovaniya-proektirovochnyh-umeniy-u-studentov-vuza (дата обращения: 01.08.2022).

4. Полынская, И.Н. Педагогический рисунок в профессиональной подготовке учителя изобразительного и декоративно-прикладного искусства / И.Н. Полынская // Современные наукоемкие технологии. - 2016. - 160 с.

5. Шимко, В.Т. Архитектурно-дизайнерское проектирование / В.Т. Шимко - М., «Архитектура - С», 2004.

6. Хайруллина, Э.Р. Самореализация личности - результат творческого саморазвития обучающихся в профессиональной деятельности / Э.Р. Хайруллина, И.В. Вяткина // В сборнике: Андреевские чтения: современные концепции и технологии педагогического образования в контексте творческого саморазвития личности. Сборник статей участников Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. - 2017. - С. 30-34.

7. Методы и средства обучения [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://nsportal.ru/vu/fakultet-pedagogicheskogo-obrazovaniya/teoriyaobucheniyadidaktika/lektsiya-4-metody-i-sredstva (дата обращения: 25.07.2022)

Педагогика

УДК 37.01

учитель географии Золотарева Виктория Александровна

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Октябрьская средняя общеобразовательная школа № 54 (г.о. Люберцы)

ДИЗАЙН: ГОРИЗОНТЫ ЭТИМОЛОГИИ И ЛАНДШАФТЫ ФИЛОСОФИИ

Аннотация. В статье автор предлагает сравнить этимологический и философский подходы к понятию «дизайн» сквозь призму актуальных проблем современного образования в России, осуществляя исторические и языковые интервенции; опирается на отечественные и зарубежные научные источники. Приходит к выводу, что примеры обращения к термину могут указывать, как на процесс, так и на результат этого процесса. Кроме того, в концепции П. Слотердайка дизайн способен выступать как одно из ключевых достижений 20 века, став мощным инструментом манипуляции. Ключевые слова: дизайн, этимология, экзистенция, М. Хайдеггер, П. Слотердайка.

Annotation. In the article, the author proposes to compare the etymological and philosophical approaches to the concept of "design" through the prism of the actual problems of modern education in Russia, carrying out historical and linguistic interventions; based on domestic and foreign scientific sources. He comes to the conclusion that examples of referring to the term can indicate both the process and the result of this process. In addition, in the concept of P. Sloterdijk, design is able to act as one of the key achievements of the 20th century, becoming a powerful tool of manipulation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.