Научная статья на тему 'Формирование компетенций в процессе выполнения курсовых работ: на примере направления подготовки "библиотечно-информационная деятельность"'

Формирование компетенций в процессе выполнения курсовых работ: на примере направления подготовки "библиотечно-информационная деятельность" Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
345
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ КУЛЬТУРЫ / БИБЛИОТЕЧНО-ИНФОРМАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / КУРСОВЫЕ РАБОТЫ / КОМПЕТЕНЦИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гракова Елена Владиславовна, Кряжева Марина Фернандовна

Курсовые работы являются одной из форм учебно-исследовательской и научно-исследовательской деятельности студентов. Целью выполнения курсовых работ, как и реализации других форм образовательной деятельности, является формирование компетенций обучающихся. Рассмотрен опыт кафедры библиотечно-информационной деятельности Тюменского государственного института культуры по реализации компетентностного подхода в процессе написания курсовых работ различных жанров (реферат, антиреферат, гипертекст, дайджест, библиографический указатель, фирменное досье, проект, маркетинговое исследование, научный реферат). Охарактеризованы исследовательские, семантические, технологические, пользовательские и прагматические аспекты курсовых работ с точки зрения формирования различных компетенций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гракова Елена Владиславовна, Кряжева Марина Фернандовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование компетенций в процессе выполнения курсовых работ: на примере направления подготовки "библиотечно-информационная деятельность"»

References

1. Kertaeva G.M. Osnovy pedagogicheskoy deontologii [Fundamentals of pedagogical deontology]. Pavlodar, 2009.

2. Altuhova G.A. Library and pedagogical ethics: theory and practice: diss. ... doctor of pedagogical science. Moscow, 2001.

3. Trushina I.A. Codes of library ethics of foreign countries: development and modern problems: abstr. diss. ... candidate of pedagogical science. Saint Petersbug, 2005. 15 p.

4. Firsov V.R. From library ethics to virtual deontology // Ethics of library in the world country: coll. of codes. Saint Petersburg, 2002.

5. Filatova I.A. Deontological training of defectologists in the University: diss. ... doctor of pedagogical science. Ekaterinburg, 2015.

6. Levitan K.M. Pedagogicheskaya deontologiya [Pedagogical deontology]. Ekaterinburg,

1999.

УДК 023.5+ 378.016

Е.В. ГРАКОВА, М.Ф. КРЯЖЕВА

ФОРМИРОВАНИЕ КОМПЕТЕНЦИЙ В ПРОЦЕССЕ ВЫПОЛНЕНИЯ КУРСОВЫХ РАБОТ: НА ПРИМЕРЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ «БИБЛИОТЕЧНО-ИНФОРМАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»

Гракова Елена Владиславовна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры библиотечно-информаци-онной деятельности Тюменского государственного института культуры (Тюмень, ул. Республики, 19), elena_grakova@mail.ru

Кряжева Марина Фернандовна, доцент кафедры библиотечно-информационной деятельности Тюменского государственного института культуры (Тюмень, ул. Республики, 19), kryazheva@mail.ru

Аннотация. Курсовые работы являются одной из форм учебно-исследовательской и научно-исследовательской деятельности студентов. Целью выполнения курсовых работ, как и реализации других форм образовательной деятельности, является формирование компетенций обучающихся. Рассмотрен опыт кафедры библиотечно-информационной деятельности Тюменского государственного института культуры по реализации компетентностного подхода в процессе написания курсовых работ различных жанров (реферат, антиреферат, гипертекст, дайджест, библиографический указатель, фирменное досье, проект, маркетинговое исследование, научный реферат). Охарактеризованы исследовательские, семантические, технологические, пользовательские и прагматические аспекты курсовых работ с точки зрения формирования различных компетенций.

Ключевые слова: высшее образование, Тюменский государственный институт культуры, библиотеч-но-информационная деятельность, Федеральный государственный образовательный стандарт, курсовые работы, компетенции.

UDC 023.5+ 378.016

E.V. GRAKOVA, M.F. KRYAZHEVA

FORMATION OF COMPETENCIES IN PROCESS OF WRITING OF COURSEWORKS: FOR EXAMPLE OF DIRECTION OF STUDY «LIBRARY AND INFORMATION ACTIVITY»

Grakova Elena Vladislavovna, candidate of pedagogical science, associate professor of the cathedra of library and information activity of the Tyumen state institute of culture (Tyumen, Republic str., 19), elena_grakova@mail.ru

Kryazheva Marina Fernandovna, associate professor of the cathedra of library and information activity of the Tyumen state institute of culture (Tyumen, Republic str., 19), kryazheva@mail.ru

Abstract. Course works are one of the forms of educational and research activities and scientific and research activities of students. The purpose of courseworks as well as realization of other forms of educational activity is formation of competencies of students. There is experience of the cathedra of library and information activity of the Tyumen state institute of culture on the implementation of the competence approach in the process of writing courseworks of various genres (abstract, antiabstract, hypertext, digest, bibliographic index, corporate dossier, project, marketing research, scientific report). The article characterizes research, semantic, technological, user and pragmatic aspects of courseworks from the point of view of formation of different competences.

Keywords: higher education, Tyumen state institute of culture, library and information activity, Federal state educational standard, courseworks, competences.

Компетентностный подход в высшем образовании внедряется в течение некоторого времени, и его технологии достаточно отработаны. Основная цель компетентностного подхода - «формирование компетентного специалиста, то есть выпускника, готового осуществлять различные виды профессиональной деятельности и умеющего решать соответствующие функциональные задачи, которые составляют содержание компетенции» [1, с. 123]. Компетенции же рассматриваются как «способности применять знания, умения и личностные качества для успешной деятельности в определенной области» [2, с. 16].

Компетенции, лежащие в основе различных образовательных направлений, регламентируются Федеральными государственными образовательными стандартами (ФГОС), их распределение и процесс формирования фиксируются в учебных планах основных образовательных программ и рабочих программах. Различные образовательные формы и методы используются именно в контексте компетентностного подхода. На формирование компетенций ориентированы учебные дисциплины и практики. Для определения уровня сформированности компетенций разрабатываются и используются различные оценочные средства.

Компетентностный подход заложен не только в процесс овладения теоретическими знаниями и практическими умениями, но и составляет основу самостоятельной исследовательской деятельности студентов, без способности и готовности реализовать которую невозможно достичь качественного уровня высшего образования. Одной из форм подобной деятельности является курсовая работа, предусматривающая углубленное «погружение» в содержание конкретных предметных областей, изучаемых студентами, и формирование определенных компетенций.

В Тюменском государственном институте культуры на направлении подготовки «Биб-лиотечно-информационная деятельность» (уровень бакалавриата) студенты выполняют курсовые работы различных жанров, составляющие вместе развивающуюся и динамичную систему. Такая система позволяет изучить разные объекты и предметы и освоить различные технологии работы с информацией (ее поиск, оценивание, анализ, синтез, сопоставление, представление в форме востребованных информационных продуктов) [3].

Курсовые работы выполняются каждый семестр. Студент может последовательно изучать одну и ту же предметную область, углубляясь в ее содержание, конкретизируя аспекты, вопросы, проблемы, или в любом семестре перейти к изучению другой темы. Рекомендуется остановиться в определении темы исследования на этапе написания завершающих курсовых работ, чтобы при их выполнении начать постепенную подготовку к выпускной квалификационной работе.

Система курсовых работ включает следующие жанры: 1) реферат; 2) антиреферат; 3) гипертекст; 4) дайджест; 5) библиографический указатель; 6) фирменное досье; 7) проект; 8) научный реферат; 9) маркетинговое исследование.

Курсовые работы выполняются при изучении различных учебных дисциплин, причем эта взаимосвязь может быть и семантической, и технологической. Рассмотрим данные взаимосвязи (таблица).

Курсовые работы закреплены за определенными учебными дисциплинами, следовательно, процесс работы над каждым жанром курсовой должен формировать те же компетенции, что и сама учебная дисциплина. Но если мы проведем анализ всей системы

компетенций, представленной в Федеральных государственных образовательных стандартах по направлению подготовки 51.03.06. Библиотечно-информационная деятельность (бакалавриат) 2016 года [4] и 2017 года [5], то увидим общую картину взаимосвязей процессов формирования компетенций и процессов выполнения курсовых работ в целом.

Для проведения данного анализа выделим ряд аспектов, характеризующих курсовые работы с точки зрения их формы, содержания, написания, назначения:

1. Процесс написания курсовых работ - это способ реализации исследовательской деятельности студентов (учебно-исследовательской, переходящей в научно-исследовательскую). Следовательно, в данном процессе формируются исследовательские компетенции.

Уровень овладения такими компетенциями, уровень овладения исследовательским инструментарием выражается в способностях к разработке и реализации программы исследования, лежащего в основе выполнения курсовой работы, в способностях к выявлению, оперированию и использованию теоретического и эмпирического материала, в использовании системного подхода, различных методов исследования - целостно и комплексно. Любая курсовая (независимо от жанра) является исследовательским проектом, в основе которого лежат способность и готовность определять круг задач в рамках поставленной цели и оптимально решать эти задачи.

Таблица

Взаимосвязь учебных дисциплин и жанров курсовых работ

Жанр курсовой работы Учебная дисциплина Осваиваемые содержательные аспекты и / или технологии работы с информацией, обеспечивающие взаимосвязь жанра и дисциплины

Реферат Библиотековедение Знакомство с библиотечным делом, первый опыт исследования какой-либо предметной области библиотечно-информационной сферы

Антиреферат Документоведение Анализ документов и выделение в них структурных элементов, выявление заимствований и определение их форм

Гипертекст Информационные технологии Представление информации в нелинейной форме, создание системы множественных взаимосвязей между информационными единицами

Дайджест Аналитико-синтетическая переработка информации Составление нового текста на основе анализа множества документных источников и синтеза их фрагментов

Библиографический указатель Библиографическая деятельность библиотеки Библиографирование и «веблиографирование» документов различных видов

Фирменное досье Информационные продукты и услуги Выявление информации об организациях и учреждениях конкретной сферы деятельности и территории, разработка плана-макета характеристики этих организаций

Проект Менеджмент библиотечно- информационной деятельности Технологии разработки проектов и технологии проведения маркетинговых исследований рассматриваются в данных учебных дисциплинах. Эти курсовые работы ориентированы на конкретные базы исследования (библиотеки или другие организации документно-информационной сферы)

Маркетинговое исследование Маркетинг библиотечно- информационной деятельности

Научный реферат Управление знаниями Выявление различных концепций, подходов, проблем, тенденций изучаемой предметной области, их анализ и сопоставление, формулирование и аргументирование собственного мнения и в конечном счете получение нового знания

Сформированность исследовательских компетенций также выражается в способности студента к самообразованию, саморазвитию и самоорганизации, в осознанном, ответственном, целенаправленном, управляемом, распределенном во времени процессе выполнения курсовой работы. Также индикаторами сформированности таких компетенций может быть качество самостоятельной работы с документными источниками различных форм и видов и получение нового знания.

2. Семантический аспект курсовых работ находит выражение в компетенциях, связанных с общим и профессиональным кругозором студентов, его формированием, развитием и структуризацией. Способность выявлять и анализировать актуальные, социально-значимые проблемы и процессы проявляется в выборе тем курсовых работ, определении их проблематики, а также перспектив - как перспектив развития «реальной» предметной области, так и перспектив ее дальнейшего изучения, например, в процессе написания следующих курсовых работ и / или выпускной квалификационной работы.

3. Каждый жанр курсовых можно рассматривать с точки зрения технологий и форм представления информации, следовательно, значимыми являются компетенции, характеризующие непосредственно технологическую сторону выполнения таких работ.

Например, способность к письменной и устной коммуникации на русском и иностранном языках формируется в процессе написания текста курсовой работы и процедуры ее защиты (при составлении доклада (защитной речи), мультимедийной презентации, ответах на вопросы). Также овладение этой способностью происходит при самостоятельном переводе библиографических сведений о курсовой работе на изучаемый иностранный язык или редактировании электронного перевода этих сведений (обязательным элементом каждой курсовой является ее библиографическая запись, составленная студентом на русском и иностранном языках).

Способность и готовность использовать разнообразные методы и средства работы с информацией характеризуют курсовую работу как результат реализации информационно-коммуникационных технологий - технологий поиска, оценивания, обработки, переработки и представления информации. Также к технологическим компетенциям можно отнести способность соблюдать нормы документационного обеспечения, требования, предъявляемые к оформлению курсовой.

4. Курсовые работы некоторых жанров (гипертекст, дайджест, библиографический указатель, фирменное досье) могут использоваться как информационные продукты в обслуживании пользователей библиотек. Соответственно, ряд компетенций отражает пользовательский аспект курсовых работ.

Так, способность и готовность выявлять и изучать информационные потребности и информационные запросы пользователей, создавать информационную продукцию в соответствии с этими потребностями и запросами могут выражаться в выборе тем, которые будут востребованы пользователями. «Пользователь - ориентированность» курсовых также заключается в понимании способов их использования в различных направлениях информационного обслуживания (например, в культурно-просветительской, культурно-досуговой, образовательной, воспитательной деятельности).

5. Ряд жанров курсовых работ (проект, маркетинговое исследование) могут выполнять функции социального заказа конкретных организаций и учреждений документно-информационной сферы и быть ориентированными на оптимизацию их деятельности. Уровень выражения данного аспекта (прагматического) может быть определен степенью сфор-мированности компетенций в первую очередь организационно-управленческого содержания, в том числе способности разрабатывать, реализовать проекты и оценивать результативность проектной деятельности, способности планировать, проводить маркетинговые исследования и намечать направления использования их результатов.

Таким образом, все аспекты курсовых работ (исследовательские, семантические, технологические, пользовательские, прагматические) могут быть охарактеризованы степенью сформированности различных компетенций. При выполнении курсовых студенты овладевают компетенциями общекультурного (универсального) и профессионального уровней, следовательно, курсовые работы являются мощным инструментом компетентностного образовательного подхода, проверкой уровня способности и готовности студентов решать задачи, возникающие в ситуациях учебной и профессиональной деятельности.

Литература

1. Ракитина О.В. Релевантность критериев качества научно-исследовательской работы обучающихся в бакалавриате, магистратуре, аспирантуре (психолого-педагогические аспекты) // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. 2012. Т. 1. № 2. С. 123-129.

2. Мордовская А.В. Компетентностный подход к организации научно-исследовательской подготовки бакалавров // Преподаватель XXI века. 2012. № 2. С. 14-19.

3. Кряжева М.Ф., Гракова Е.В. Курсовые работы направления подготовки «Библио-течно-информационная деятельность»: жанровое многообразие и системное единство // Педагогический журнал. 2017. Т. 7. № 6А. С. 178-187.

4. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 51.03.06. Библиотечно-информационная деятельность (уровень бакалавриата). 2016. URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/fgosvob/510306.pdf (дата обращения: 28.05.2018).

5. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования -бакалавриат по направлению подготовки 51.03.06. Библиотечно-информационная деятельность. 2017. URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/FG0S%20V0%203++/Bak/510306_B_3_ 12012018.pdf (дата обращения: 28.05.2018).

References

1. Rakitina O.V. Relevance of criteria of quality of scientific research work of bachelor, master, graduate students (psychological and pedagogical aspects) // Vestnik Vyatskogo gosudarstvennogo gumanitarnogo universiteta. 2012. Vol. 1. № 2. Pp. 123-129.

2. Mordovskaya A. V. Competence approach to organizing of scientific and research training of bachelors // Prepodavatel XXI veka. 2012. № 2. Pp. 14-19.

3. Kryazheva M.F., Grakova E.V. Courseworks of the direction of study «Library and information activity»: a variety of genres and system unity // Pedagogicheskii zhurnal. 2017. Vol. 7. № 6A. Pp. 178-187.

4. Federalnyy gosudarstvennyy obrazovatelnyy standart vysshego obrazovaniya po napravleniyu podgotovki 51.03.06. Bibliotechno-informatsionnaya deyatelnost (uroven bakalavriata) [Federal state educational standard of higher education in the area of study 51.03.06. Library and information activity (level of baccalaureate)]. 2016. URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/fgosvob/ 510306.pdf

5. Federalnyy gosudarstvennyy obrazovatelnyy standart vysshego obrazovaniya - bakalavriat po napravleniyu podgotovki 51.03.06. Bibliotechno-informatsionnaya deyatelnost [Federal state educational standard of higher education - baccalaureate in the area of study 51.03.06. Library and information activity]. 2017. URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/FG0S%20V0%203++/Bak/ 510306_B_3_12012018.pdf

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.