Научная статья на тему 'Библиотечная деонтология как особая научная дисциплина'

Библиотечная деонтология как особая научная дисциплина Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
420
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕОНТОЛОГИЯ / БИБЛИОТЕЧНАЯ ДЕОНТОЛОГИЯ / БИБЛИОТЕЧНАЯ ЭТИКА / ДОЛГ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Бруй Елена Владиславовна

В статье раскрываются основные положения библиотечной деонтологии как научной дисциплины. Названы факторы, обусловливающие необходимость и возможность выделения этого важного сегмента библиотечной этики, изучающего поведение библиотекаря в соответствии с требованиями профессионального долга, в самостоятельную дисциплину. Сформулированы ее принципы и функции. Обозначены причины поведенческих девиаций, пути их предупреждения и преодоления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Библиотечная деонтология как особая научная дисциплина»

4. Hanmagomedov A.S. The portal of increase in competence of government employees - an administrative innovation // Sotsium i vlast. 2010. № 3.

5. Chechel I.D. Formation of an administrative reserve for the general education organizations // Upravlenie obrazovaniem: teoriya i praktika. 2014. № 4.

6. Arhipova O.I. Public audit of management of knowledge in the course of development, acceptances and implementation of administrative decisions // Gosudarstvennoe i munitsipalnoe upravlenie. 2015. № 4.

УДК 023.5 +174 Е.В. БРУЙ

БИБЛИОТЕЧНАЯ ДЕОНТОЛОГИЯ КАК ОСОБАЯ НАУЧНАЯ ДИСЦИПЛИНА

Бруй Елена Владиславовна, кандидат психологических наук, свободный исследователь (Химки, ул. Библиотечная, 7), elena_bruy@bk.ru

Аннотация. В статье раскрываются основные положения библиотечной деонтологии как научной дисциплины. Названы факторы, обусловливающие необходимость и возможность выделения этого важного сегмента библиотечной этики, изучающего поведение библиотекаря в соответствии с требованиями профессионального долга, в самостоятельную дисциплину. Сформулированы ее принципы и функции. Обозначены причины поведенческих девиаций, пути их предупреждения и преодоления. Ключевые слова: деонтология, библиотечная деонтология, библиотечная этика, долг.

UDC 023.5 + 174 E.V. BRUY

LIBRARY DEONTOLOGY AS SPECIAL SCIENTIFIC DISCIPLINE

Bruy Elena Vladislavovna, candidate of psychological science, free researcher (Khimki, Bibliotechnaya str., 7), elena_bruy@bk.ru

Abstract. The article reveals the main provisions of library deontology as a scientific discipline. The factors that make it necessary and possible to identify this important segment of the library ethics, which studies the behavior of the librarian in accordance with the requirements of professional duty, into an independent discipline. Its principles and functions are formulated. The causes of behavioral deviations, ways of their prevention and overcoming are indicated. Keywords: deontology, library deontology, library ethics, duty.

Современная ситуация в библиотечном деле, детерминированная его модернизацией, включает различные подходы к определению миссии библиотеки, а значит, предполагает комплементарные ориентации на нормы профессионального поведения. Поэтому очевидна насущная потребность в универсализации поведенческих регулятивов, в исследовании феномена профессионального поведения, всех его аспектов. Реализация этого социального запроса требует деонтологического взгляда на существующие профессионально-поведенческие проблемы библиотечных специалистов.

Деонтология (от греч. deontos - должное и logos - учение) - это наука о нравственном, интеллектуальном и эстетическом облике специалиста, его профессиональном поведении, ориентированном на соблюдение требований профессионального долга, служебных и нравственных обязанностей. Деонтология исследует комплекс профессионально-этических принципов, норм и правил поведения, их реализацию в практической профессиональной сфере.

Заслуга введения этого термина в научный оборот принадлежит английскому философу, социологу и юристу, родоначальнику философии утилитаризма Джереми Бента-му. Его этические воззрения нашли отражение в труде «Деонтология, или Наука о морали»1. В нем он манифестирует главный принцип его этики - «принцип пользы», в соответствии с которым все действия и отношения людей оцениваются по степени их полезности.

В процессе дифференциации, характерной для любой науки при определении ее предметной области, в деонтологии были выделены такие отрасли, как: медицинская деонтология (А.Ф. Билибин, А.А. Грандо, Н.Н. Петров, Н.Н. Пирогов, Н.В. Эльштейн и др.); педагогическая деонтология (В.М. Гребенникова, Г.А. Караханова, Г.М. Кертаева, К.М. Левитан и др.); психологическая деонтология (Е.К. Веселова, М.А. Гулина, А.А. Крылов, И.У. Юшваева, А.И. Юрьев и др.); социальная деонтология (Л.М. Анисимова, Н.Ю. Гуревич, Д.П. Котов, Г.П. Медведева, С.Э. Юнгхольм и др.); юридическая деонтология (Н.М. Блохин, К.М. Левитан, Н.И. Овчаренко, Ю.А. Романов О.Ф. Скакун и др.). Поэтому деонтологию рассматривают как науку о поведении специалистов системы «человек - человек» в соответствии с их профессиональным долгом [1].

Факторами, детерминирующими целесообразность выделения библиотечной деонтологии как самостоятельной научной дисциплины, на наш взгляд, являются:

- направленность деятельности публичных библиотек на содействие инкультурации, аккультурации, социализации населения, формированию его нравственного сознания;

- актуализация потребности повышения престижа библиотечной профессии и авторитета ее представителей;

- возрастание требований к профессиональной ответственности библиотечных сотрудников за качество и последствия их коммуникативного поведения во взаимодействии с пользователями, социальными партнерами, коллегами;

- наличие обязанностей у библиотекарей, выполнение которых вызывает психологические затруднения (монотонные задания, общение с «трудными» пользователями и др.) и требует волевых усилий;

- существование препятствий в воплощении нравственных убеждений в поведение;

- целесообразность расширения проблематики профессионально-этического направления библиотековедения, углубления исследования деонтологических вопросов.

В библиотековедении существует научно-теоретическая база для развития библиотечной деонтологии как самостоятельной научной дисциплины. Проблема должного поведения, кодификации нравственно-поведенческих норм библиотечного специалиста была и остается в фокусе внимания библиотековедов (Г.А. Алтуховой, М.Я. Дворкиной, Ю.П. Меленть-евой, И.А. Трушиной, В.Р. Фирсова) [2; 3; 4].

Широко обсуждались в научных кругах и среди практиков библиотечного дела проблемы кодексов профессиональной этики (Ю.П. Мелентьева, И.Г. Моргенштерн, Ю.Н. Столяров. И.А. Трушина, В.Р. Фирсов и др.). В 1999 году был принят Кодекс профессиональной этики российского библиотекаря, в 2011 году - его усовершенствованная редакция. Однако остается актуальной проблема реализации его положений в отечественной библиотечной практике, по-прежнему неясны пути к достижению действенности его положений, интериоризации декларируемых ценностей и норм, превращению их во внутренние убеждения библиотекарей. Отсутствуют работы, раскрывающие в должной степени и другие деонтологические вопросы библиотечной деятельности. Так, продолжения теоретической и методологической разработки требует проблема профессионального долга и ответственности библиотечных специалистов перед обществом, библиотечным сообществом, пользователями, своими коллегами, она по-прежнему остается злободневной как в

1 Bentham J. Published by Adamant Media Corporation, 2000.

области теории, так и в сфере практической деятельности, в частности в ракурсе библиотечных коммуникаций.

Требует внимания библиотековедов также тема поведенческих девиаций, профессиональных деформаций библиотечных специалистов, их эмоционального выгорания и поиска способов предупреждения этих явлений. Важно знать, какие факторы и условия способствуют должному поведению библиотекаря, а какие препятствуют.

Профессиональный долг, должное поведение специалиста исследуется деонтологией в различных системах. В рамках библиотечной деонтологии такими системами будут: библиотекарь - объект его деятельности: информация, документ; библиотекарь - общество, государство; библиотекарь - пользователь библиотечных услуг; библиотекарь -библиотечное сообщество; библиотекарь - коллеги; библиотекарь - граждане как субъекты социальных экспектаций; библиотекарь - его самоотношение.

Теоретической основой библиотечной деонтологии является библиотечная этика -наука, изучающая принципы и нормы профессиональной морали и нравственности библиотекаря. Библиотечная деонтология исследует возможности их реализации в библиотечной практике, в профессиональном поведении специалистов.

Деонтология наиболее точно отражает взаимосвязь этических и профессиональных аспектов поступков и действий библиотекарей. Деонтологические нормы осуществляют информирование о поощряемых обществом моделях поведения, декларируют социально одобряемые ценности, предотвращают влияние на качество библиотечного продукта тем-пераментальных и характерологических особенностей, склонностей и эмоционального состояния библиотечных сотрудников. Чрезвычайно полезны для специалиста правила библиотечного этикета, который предлагает строго стандартизированные формы профессионального поведения. Правила этикета - это готовые решения в конкретной морально-этической ситуации, освобождающие человека от постоянного контроля над своими поведенческими паттернами, позволяющие, не отвлекаясь на поиск приемлемых форм проявления своего отношения к собеседникам и событиям, использовать интеллектуальные и эмоциональные ресурсы в креативных процессах.

Противоречия между внешними и внутренними представлениями о нравственности вызывают потребность в кодификации норм поведения представителей профессиональных сообществ [5]. Профессиональный кодекс этики - это совокупность ценностей, моральных идеалов и принципов, на которые ориентируется и которым следует в своей деятельности профессиональное сообщество. В Кодексе этики российского библиотекаря зафиксированы цели и задачи библиотечной деятельности, сформулированы нормы профессиональной этики, указаны требования к поведению библиотекарей, определены их обязанности.

Общество рассматривает деятельность библиотекарей с позиции морали. От сотрудников библиотек ожидается ответственное, заинтересованное в наилучшем результате отношение к своей профессии, библиотеке, субъектам библиотечной деятельности, выполнение возложенных на них обязанностей в оптимальном варианте. Однако случается, что специалисты проявляют равнодушие к библиотечной деятельности, формальное отношение к своим обязанностям. Поэтому деонтология исследует не только должное поведение, но и проявления профессиональных девиаций и деформаций, способы предупреждения их возникновения и негативных последствий [6]. Основными источниками отклоняющегося профессионального поведения библиотечных сотрудников является потеря мотивации деятельности ввиду невысокого социального статуса профессии, низкого авторитета библиотечного образования, трудностей достижения материального благополучия и карьерного роста, отсутствия стабильности и т.д. Превентивными способами избежать этого является соблюдение баланса между затраченными усилиями и материальным вознаграждением, между стремлением работника к профессиональному совершенствованию и возможностями его дальнейшего развития как специалиста, перспективы карьерного роста. Общество должно пересмотреть свое отношение к труду библиотекаря, необходимо возрождение былого уважения к профессии в целом и ее представителям в частности.

Но не только социальные причины являются источником поведенческих девиаций работников библиотек. Наличие таких свойств личности, как конфликтность, ригидность, застенчивость, склонность к доминированию, а также отсутствие коммуникативной компетентности, эмоциональной культуры и адаптационных способностей негативно сказываются на поведении библиотекаря. Причина может быть и в некорректной интерпретации нормативной системы, несформированности деонтологической культуры и т.д. Поэтому важно, чтобы нравственные требования были усвоены и стали внутренними регуляторами поведения. Для этого требуется большая работа со стороны учебных заведений и учреждений послевузовского обучения. Деонтологическая подготовка должна осуществляться с учетом культурных, социальных и профессиональных условий, оказывающих существенное влияние на моральное развитие людей, обстоятельств и ситуаций, затрудняющих реализацию нравственных намерений в нравственный поступок.

В медицине существует понятие «ятрогения» - это последствия некорректного поведения и воздействия врача. В педагогике - дидактогения - негативное психическое состояние обучаемого, вызванное нарушением педагогической этики учителя, преподавателя, воспитателя. В библиотечной деятельности негативные последствия поведения библиотекаря, его отношения к своим обязанностям не будут столь заметны и критичны, как в практике медицинского персонала, но тоже приводят к пагубным результатам. Безответственное отношение к расстановке фонда или к систематизации документов могут стать препятствием встречи читателя с его книгой. Грубость и равнодушие сотрудников -причиной отказа от посещения библиотеки. Отсутствие такта у библиотечного работника, несоблюдение конфиденциальности - психологической травмой у читателя. Этот перечень можно продолжить. Все это дискредитирует образ библиотекаря, библиотеки и всего библиотечного дела. Посещение библиотеки само по себе может произвести позитивный, облагораживающий эффект: стеллажи книг, олицетворяющие человеческую мудрость, умиротворяющая тишина и спокойствие позволяют задуматься о важном в жизни, ее смысле и ценности, приобщиться к культурным достижениям. Один из эффективных методов психотерапии - библиотерапия. Книга позволяет не только получить знания, но и решить психологические проблемы. Однако при этом необходимо учитывать и возможность возникновения библиогении - негативного состояния, спровоцированного чтением медицинской литературы и неверным толкованием ее содержания. Это понятие можно расширить: не только знакомство с медицинской литературой может стать причиной ухудшения состояния человека, но и обращение к изданиям другой тематики и проблематики, способными в определенных обстоятельствах нанести вред его психологическому состоянию, воздействовать на его мировоззрение (пропаганда экстремизма, интолерантности и т.д.), на эстетический вкус. Отсюда актуальность ответственности библиотекаря за предоставленную информацию. В деонтологии главным принципом является «Не навреди!». Он является ориентиром и в библиотечной деятельности.

Итак, библиотечная деонтология обобщает и систематизирует знания о нормативности поведения сотрудников. Ее предметом является профессиональное поведение библиотечных специалистов, детерминируемое и регулируемое системой нравственных норм. Как научная дисциплина библиотечная деонтология имеет систему понятий: долг, ответственность, совесть, достоинство, деонтологические взаимоотношения, деонтологические свойства, деонтологические компетенции, деонтическая модальность и др.

Библиотечная деонтология выполняет функции: научно-исследовательскую (изучение сущности и содержания профессионального долга библиотечного специалиста, уровня его деонтологической готовности и культуры, анализ существующей профессионально-этической ситуации в библиотечном деле, формирование библиотечно-деонтоло-гических задач, поиск их решения, сопоставление полученного результата с искомым); ценностно-ориентировочную (исследование и формирование ценностных ориентаций библиотечных сотрудников, выработка избирательного отношения к явлениям окружающей действительности); регулятивную (исследование и разработка механизмов регла-

ментирования поведения библиотечных специалистов согласно требованиям профессионального долга, библиотечным ценностям и социальным экспектациям, определение системы норм и правил, вменяемых библиотекарям в их взаимодействии с пользователями, коллегами, деловыми партнерами); прогностическую (предвидение вероятных последствий применения деонтологических норм и правил поведения библиотечными сотрудниками, прогнозирование перспектив развития библиотечной деонтологии); мотива-ционную (изучение и разработка методов активизации и стимулирования библиотечных специалистов к выполнению профессионального долга и следованию нормам профессионального поведения); презентативную (демонстрация целей, задач библиотечной деятельности, эталонных моделей профессионального поведения посредством профессионально-этических кодексов); превентивную (разработка инструментов предупреждения нарушений регламента библиотечной деятельности, норм и правил профессионального поведения, профессиональных стрессов, эмоционального выгорания и профессиональных деформаций).

Среди принципов библиотечной деонтологии следует выделить принцип гуманистического отношения к человеку (пользователю, коллеге и др.) - признание ценности, уникальности человека, его права выбора; принцип добросовестности -выполнение профессиональных обязанностей с высокой степенью ответственности, максимальное использование своих профессиональных знаний, умений и опыта, поиск оптимальных решений профессиональных задач; принцип компетентности библиотечного специалиста - наличие профессиональных знаний, умений и навыков, постоянное их совершенствование, повышение квалификации, приобретение нового опыта; принцип гармонизации отношений, возникающих в ходе библиотечной деятельности и библиотечного общения - создание доброжелательной и психологически комфортной обстановки в библиотеке, благотворное и целесообразное влияние на партнеров по взаимодействию; принцип справедливости - объективность в оценивании заслуг и поступков других субъектов библиотечной деятельности, в отношениях к их возможностям и стремлениям; принцип партнерства - предпочтение партнерского стиля общения и взаимодействия; принцип солидарности - взаимопомощь библиотечных специалистов, доверие, поддержка друг друга; принцип рефлексивности - критическое отношение к уровню своей компетентности, эрудиции, результативности деятельности, к использованию своего профессионального и личностного потенциала, степени тактичности и корректности коммуникативного поведения.

Таким образом, мы можем сделать вывод, что библиотечная деонтология - это научная дисциплина, исследующая профессиональное поведение библиотечных специалистов, соответствие его паттернов предписаниям морального и профессионального долга, идеалам, принципам, нормам библиотечной этики и правилам библиотечного этикета, а также пути и средства предупреждения и преодоления профессионально-поведенческих девиаций. Она имеет основания получить статус самостоятельной научной дисциплины.

Литература

1. Кертаева Г.М. Основы педагогической деонтологии. Павлодар, 2009.

2. Алтухова Г.А. Библиотечно-педагогическая этика: теория и практика: дис. ... д-ра пед. наук: 05.25.03. М., 2001.

3. Трушина И.А. Кодексы библиотечной этики зарубежных стран: развитие и современные проблемы: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 05.25.03. СПб., 2005. 15 с.

4. Фирсов В.Р. От библиотечной этики к виртуальной деонтологии // Библиотечная этика в странах мира: сборник кодексов. СПб., 2002.

5. Филатова И.А. Деонтологическая подготовка дефектологов в вузе: дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.03. Екатеринбург, 2015.

6. Левитан К.М. Педагогическая деонтология. Екатеринбург, 1999.

References

1. Kertaeva G.M. Osnovy pedagogicheskoy deontologii [Fundamentals of pedagogical deontology]. Pavlodar, 2009.

2. Altuhova G.A. Library and pedagogical ethics: theory and practice: diss. ... doctor of pedagogical science. Moscow, 2001.

3. Trushina I.A. Codes of library ethics of foreign countries: development and modern problems: abstr. diss. ... candidate of pedagogical science. Saint Petersbug, 2005. 15 p.

4. Firsov V.R. From library ethics to virtual deontology // Ethics of library in the world country: coll. of codes. Saint Petersburg, 2002.

5. Filatova I.A. Deontological training of defectologists in the University: diss. ... doctor of pedagogical science. Ekaterinburg, 2015.

6. Levitan K.M. Pedagogicheskaya deontologiya [Pedagogical deontology]. Ekaterinburg,

1999.

УДК 023.5+ 378.016

Е.В. ГРАКОВА, М.Ф. КРЯЖЕВА

ФОРМИРОВАНИЕ КОМПЕТЕНЦИЙ В ПРОЦЕССЕ ВЫПОЛНЕНИЯ КУРСОВЫХ РАБОТ: НА ПРИМЕРЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ «БИБЛИОТЕЧНО-ИНФОРМАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»

Гракова Елена Владиславовна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры библиотечно-информаци-онной деятельности Тюменского государственного института культуры (Тюмень, ул. Республики, 19), elena_grakova@mail.ru

Кряжева Марина Фернандовна, доцент кафедры библиотечно-информационной деятельности Тюменского государственного института культуры (Тюмень, ул. Республики, 19), kryazheva@mail.ru

Аннотация. Курсовые работы являются одной из форм учебно-исследовательской и научно-исследовательской деятельности студентов. Целью выполнения курсовых работ, как и реализации других форм образовательной деятельности, является формирование компетенций обучающихся. Рассмотрен опыт кафедры библиотечно-информационной деятельности Тюменского государственного института культуры по реализации компетентностного подхода в процессе написания курсовых работ различных жанров (реферат, антиреферат, гипертекст, дайджест, библиографический указатель, фирменное досье, проект, маркетинговое исследование, научный реферат). Охарактеризованы исследовательские, семантические, технологические, пользовательские и прагматические аспекты курсовых работ с точки зрения формирования различных компетенций.

Ключевые слова: высшее образование, Тюменский государственный институт культуры, библиотеч-но-информационная деятельность, Федеральный государственный образовательный стандарт, курсовые работы, компетенции.

UDC 023.5+ 378.016

E.V. GRAKOVA, M.F. KRYAZHEVA

FORMATION OF COMPETENCIES IN PROCESS OF WRITING OF COURSEWORKS: FOR EXAMPLE OF DIRECTION OF STUDY «LIBRARY AND INFORMATION ACTIVITY»

Grakova Elena Vladislavovna, candidate of pedagogical science, associate professor of the cathedra of library and information activity of the Tyumen state institute of culture (Tyumen, Republic str., 19), elena_grakova@mail.ru

Kryazheva Marina Fernandovna, associate professor of the cathedra of library and information activity of the Tyumen state institute of culture (Tyumen, Republic str., 19), kryazheva@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.