Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ КОМПЕТЕНЦИЙ В ОБЛАСТИ СОВРЕМЕННЫХ СКВОЗНЫХ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО НАПРАВЛЕНИЮ "РЕКЛАМА И СВЯЗИ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ"'

ФОРМИРОВАНИЕ КОМПЕТЕНЦИЙ В ОБЛАСТИ СОВРЕМЕННЫХ СКВОЗНЫХ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО НАПРАВЛЕНИЮ "РЕКЛАМА И СВЯЗИ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ" Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
73
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕКЛАМА И СВЯЗИ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ / БАКАЛАВРИАТ / МАГИСТРАТУРА / РАБОЧАЯ ПРОГРАММА / ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / 3D-ПЕЧАТЬ / СИСТЕМЫ ВИРТУАЛЬНОЙ РЕАЛЬНОСТИ / ADVERTISING AND PUBLIC RELATIONS / BACHELOR'S DEGREE / MASTER'S DEGREE / WORK PROGRAM / DIGITAL TECHNOLOGIES / 3D PRINTING / VIRTUAL REALITY SYSTEMS

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Киютина И.И., Лагерев И.А.

В статье рассматриваются вопросы актуализации рабочих программ дисциплин в области компьютерных и цифровых технологий, преподаваемых обучающимся по программам бакалавриата и магистратуры по направлениям подготовки в области рекламы и связей с общественностью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF COMPETENCIES IN THE FIELD OF MODERN END-TO-END DIGITAL TECHNOLOGIES FOR STUDENTS IN THE DIRECTION OF PR

The article deals with the issues of updating the work programs of computer and digital technology disciplines taught to students in bachelor's and master's programs in the areas of advertising and public relations.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ КОМПЕТЕНЦИЙ В ОБЛАСТИ СОВРЕМЕННЫХ СКВОЗНЫХ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО НАПРАВЛЕНИЮ "РЕКЛАМА И СВЯЗИ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ"»

УДК 004.77

ФОРМИРОВАНИЕ КОМПЕТЕНЦИЙ В ОБЛАСТИ СОВРЕМЕННЫХ СКВОЗНЫХ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО НАПРАВЛЕНИЮ «РЕКЛАМА И СВЯЗИ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ»

И.И. Киютина, И.А. Лагерев

ФГБОУ ВО «Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского»

В статье рассматриваются вопросы актуализации рабочих программ дисциплин в области компьютерных и цифровых технологий, преподаваемых обучающимся по программам бакалавриата и магистратуры по направлениям подготовки в области рекламы и связей с общественностью. Ключевые слова: реклама и связи с общественностью, бакалавриат, магистратура, рабочая программа, цифровые технологии, 3D-печать, системы виртуальной реальности.

За последние 30 лет в мировой промышленности наблюдается стремительное сокращение производственных циклов. Это приводит к коренной трансформации как отдельных отраслей экономики, так и различных общественных институтов. В Российской Федерации общемировая тенденция совпала с процессом перехода от плановой экономики - к рыночной. Кроме того, развитие компьютерной техники и коммуникационных систем привело к формированию глобальных систем электронного бизнеса. Все эти процессы существенно усилили роль специалистов по рекламе и связям с общественностью, так как сегодня необходимо эффективно решать задачи по обеспечению глобальной конкурентоспособности товаров и услуг с относительно коротким жизненным циклом.

Приведем простой пример, грузовой автомобиль ЗИЛ-130 при стабильном спросе выпускался в СССР без каких-либо существенных изменений более 40 лет. Сегодня любой авто-производитель должен выпускать новую модель каждые 3-5 лет, а каждые 1-2 года делать рестайлинг (незначительное обновление). При этом на рынке ему приходится конкурировать с производителями со всего мира. При этом следует полагать, что степень новизны модели часто преувеличена с помощью рекламных инструментов. Однако именно такой подход в современных условиях позволяет генерировать наибольшую добавленную стоимость и обеспечивать устойчивый рост экономики.

В Брянском государственном университете имени академика И.Г. Петровского ведется подготовка специалистов по следующим направлениям бакалавриата и магистратуры:

• 42.03.01 - «Реклама и связи с общественностью», профиль «Реклама и связи с общественностью в сфере профессиональной коммуникации»;

• 42.04.01 - «Реклама и связи с общественностью», профиль «Реклама и связи с общественностью в организационной и коммуникативной сферах».

Соответствующими федеральными государственными образовательными стандартами и учебными планами подготовки предусмотрены дисциплины, формирующие компетенции в области использования современных информационных технологий. Они могут иметь различные названия, но, на практике, обучение часто сводится к освоению простейших видов Интернет-маркетинга (почтовые рассылки, баннерная реклама, создание сайтов с помощью конструкторов), освоению базовых действий в графических и текстовых редакторах. По существу, студенты более углублено изучают отдельные аспекты школьной учебной дисциплины «Информатика».

Между тем, курс на цифровизацию российской экономики обуславливает необходимость ознакомления студентов с основами сквозных цифровых технологий (технологий Индустрии 4.0). К таким технологиям относятся: большие данные, Интернет вещей, виртуальная и дополненная реальность, 3D-печать, печатная электроника, квантовые вычисления, блокчейн [1].

Следует отметить, что у обучающихся по направлению подготовки «Реклама и связи с общественностью» для успешной работы с технологиями Индустрии 4.0 отсутствуют необходимые компетенции в области технических дисциплин (специальных глав математики, физики, трехмерного моделирования и компьютерной графики, системного и прикладного программирования). Поэтому не все перечисленные сквозные технологии можно подробно рассматривать на занятиях. Часть из них (печатная электроника, квантовые вычисления, большие данные, блокчейн) можно рассмотреть обзорно. Однако ряд общекультурных и общепрофессиональных компетенций обучающихся позволяет им освоить базовые приемы работы с 3D-принтером и системами виртуальной реальности.

Основной целью учебных занятий на указанную тему является формирование у обучающихся устойчивого представления о возможностях использования 3D-принтера и систем виртуальной реальности для проведения рекламных и коммуникативных кампаний. При этом базовые навыки работы с оборудованием, реализующим указанные технологии, позволят решать стандартные задачи в ходе последующей профессиональной деятельности. В свою очередь, при выполнении трудовых функций, соответствующих руководящим должностям согласно профессиональным стандартам 06.009 и 06.013, выпускник сможет эффективно организовывать процесс разработки рекламного или коммуникативного продукта с помощью технологий Индустрии 4.0.

На занятиях следует не только преподавать студентам основные сведения о технологиях Индустрии 4.0, но и сделать особый акцент на возможностях их применения в ходе рекламных и коммуникативных кампаний. Рассмотрим этот вопрос более подробно.

Технологии анализа больших данных используются для анализа поведения потребителей и формирования их индивидуальных цифровых профилей, для определения целевых групп, для оценки эффективности кампании.

Технологии блокчейна используются для подтверждения достоверности рекламной информации (система «аёСЬат»), позволяют бороться с использованием ботов для накрутки показателей эффективности рекламы в сети Интернет. Также, по аналогии с криптовалюта-ми, возможен выпуск цифровых купонов или токенов для стимуляции потребительского интереса к товарам и услугам,

Технологии Интернета вещей позволяют привязать большое количество объектов физического мира к глобальной информационной сети, с помощью которой возможен анализ и управление поведением потребителя. Например, подключенный к сети холодильник будет предлагать заказать тот или иной продукт питания в строго определенном месте. Также такая распределенная сеть позволит оперативно собирать данные с целью выявления товаров и услуг, которые будут в дальнейшем пользоваться максимальным спросом.

Новые виды технических средств, например, квантовые компьютеры или печатные электронные платы также позволят в будущем создавать качественно новый рекламный продукт. Однако эти вопросы лежат за пределами компетенции специалистов по рекламе и связям с общественностью. Эти технологии можно оставить студентам на самостоятельное изучение, например, в качестве тем рефератов по выбору.

В рамках читаемой в Брянском государственном университете имени академика И.Г. Петровского дисциплины «Цифровые и компьютерные технологии в рекламе и связях с общественностью» используется оборудование (рис. 1) Инжинирингового научно-образовательного центра цифровых технологий Индустрии 4.0. Центр был создан в университете в 2018 году в интересах физико-математического и филологического факультетов. Студентам предлагается прослушать одну лекцию и посетить два практических занятия по данной теме. При этом заинтересованные студенты могут продолжить более углубленное изучение предмета во внеучебное время, что позволяет концепция деятельности научно-образовательного центра.

Рис. 1. Оборудование ИНОЦ цифровых технологий Индустрии 4.0: а - 3D-принтер XYZ da Vinci 1.0 Pro 3in1; б - система виртуальной реальности Oculus Rift

В ходе лекционного занятия преподаватель раскрывает основные пути использования 3D-печати в рекламе. К основным относятся: изготовление сувенирной продукции (например, значков, брелоков, статуэток), элементов наружной рекламы (например, вывесок, табличек, указателей), интерьерных объектов, выставочных макетов и образцов (рис. 2).

а)

Рис. 2. Выставочные макеты и образцы, изготовленные на 3D-принтере совместно со студентами: а) действующий макет мобильной канатной дороги [2]; б - макеты

шарнирных соединений транспортно-технологических машин, лежащие на информационных буклетах, поясняющих ход выполнения научных исследований

В ходе изучения дисциплины на практическом занятии студентам предлагается решить следующую ситуационную задачу. Первый студент является сотрудником рекламной компании, в число услуг которой входит изготовление сувенирной продукции. Его фирма располагает 3D-принтером. В офис фирмы приходит клиент, которому надо изготовить небольшие сувенирные брелки (или иные сувениры). Задача студента - убедить клиента отказаться от традиционных рекламных брелков в пользу брелков, распечатанных на 3D-принтере. Второй студент приходит в рекламную фирму за небольшими сувенирными брел-ками для мероприятия. Работник рекламной фирмы (первый студент) предлагает отказаться от традиционных рекламных брелков в пользу брелков, распечатанных на 3D-принтере. Второй студент пытается отказаться от инновационной технологии. Преподаватель должен мо-дерировать дискуссию. По окончанию беседы остальные студенты должны определить, чья точка зрения была убедительнее. Далее рекомендуется выполнить печать сувенирного брел-ка (рис. 3) на 3D-принтере, после чего заново оценить с тоски зрения практики, чья точка зрения была убедительнее.

Рис. 3. Сувенирный брелок с эмблемой университета, напечатанный студентами из пластика ABS

На практическом занятии студенты выполняют следующие операции: загружают исходную 3D-модель объекта печати, выполняют разделение на слои и настройку параметров печати, заправляют материал (леску из пластика ABS или PLA) в печатающую голову принтера, запускают печать, проводят финишную обработку изделия. Подготовка исходной 3D-модели выполняется преподавателем, при этом указываются основные программные средства и приемы построения модели. Также возможна печать готовых моделей из специализированных баз данных.

Системы виртуальной реальности позволяют представить потребителю образ еще не существующего товара. Они могут использоваться для ознакомления покупателя с планировкой будущей квартиры, дизайном новой модели автомобиля и т.д.

В ходе практического занятия проходит поочередный просмотр ряда демонстрационных роликов с помощью системы виртуальной реальности Oculus Rift. При этом студент должен научиться правильно одевать шлем, использовать манипуляторы для взаимодействия с виртуальной реальностью. Следует обратить внимание, что в редких случаях у студента может возникнуть головокружение, приступ страха, появиться симптомы укачивания. В этом случае преподаватель должен немедленно прервать просмотр виртуальной реальности.

В заключении следует отметить, что имеющийся опыт показывает высокий интерес будущих рекламщиков и специалистов по связям с общественностью к технологиям 3D-печати и виртуальной реальности. Подобные занятия позволяют студентам лично ознакомиться с передовыми достижениями Индустрии 4.0. В ходе дальнейших исследований авторами будет продолжено совершенствование методики преподавания современных сквозных цифровых технологий у обучающихся по направлению «Реклама и связи с общественностью».

Список литературы

1. Прошкина, С.И. Развитие цифровой экономики: производственный сектор и индустрия 4.0 / С.И. Прошкина // Российский экономический вестник. - 2019. - Т. 2. -№3. - С. 91-96.

2. Лагерев, И.А. Создание экспериментального макета мобильной канатной дороги с использованием 3D-печати / И.А.Лагерев, В.И. Таричко, С.П. Солдатченков, Д.А. Игнатов // Научно-технический вестник Брянского государственного университета. - 2019. -№2. - С. 221-230.

Сведения об авторах

Киютина Ирина Ивановна - кандидат педагогических наук, доцент, декан филологического факультета ФГБОУ ВО «Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского», e-mail: irina-kiyutina@yandex.ru.

Лагерев Игорь Александрович - доктор технических наук, доцент, проректор по инновационной работе ФГБОУ ВО «Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского», e-mail: lagerev-bgu@yandex.ru.

FORMATION OF COMPETENCIES IN THE FIELD OF MODERN END-TO-END

DIGITAL TECHNOLOGIES FOR STUDENTS IN THE DIRECTION OF PR

I.I. Kiyutina, I.A. Lagerev

Bryansk State University named after Academician I.G. Petrovsky

The article deals with the issues of updating the work programs of computer and digital technology disciplines taught to students in bachelor's and master's programs in the areas of advertising and public relations. Keywords: advertising and public relations, bachelor's degree, master's degree, work program, digital technologies, 3D printing, virtual reality systems.

References

1. Proshkina S.I. The development of the digital economy: the production sector and industry 4.0 // Russian Economic Bulletin. - 2019. - V. 2. - №3. - P. 91-96.

2. Lagerev I.A., Tarichko V.I., Soldatchenkov S.P., Ignatov D.A. The experimental model creation of a mobile ropeway by 3D-printing // Nauchno-tekhnicheskiy vestnik Bryanskogo gosudarstvennogo universiteta. - 2019. - №2. - P. 221-230.

About authors

Kiyutina I.I. - Candidate of Pedagogical Sciences, Assistant Professor, Dean of the faculty of Philology, Bryansk State University named after Academician I.G. Petrovsky, e-mail: irina-kiyutina@yandex.ru.

Lagerev I.A. - Doctor of Technical Sciences, Assistant Professor, Vice rector for Innovations, Bryansk State University named after Academician I.G. Petrovsky, e-mail: lagerev-bgu@yandex.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.