Научная статья на тему 'РАЗРАБОТКА И ПОДДЕРЖКА РЕКЛАМНЫХ ВЕБ-САЙТОВ В СЕТИ ИНТЕРНЕТ С УЧЕТОМ ПРОБЛЕМЫ ОБНОВЛЕНИЯ КЭША БРАУЗЕРА'

РАЗРАБОТКА И ПОДДЕРЖКА РЕКЛАМНЫХ ВЕБ-САЙТОВ В СЕТИ ИНТЕРНЕТ С УЧЕТОМ ПРОБЛЕМЫ ОБНОВЛЕНИЯ КЭША БРАУЗЕРА Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
61
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЕБ-САЙТ / КОНТЕНТ / РАЗРАБОТКА / ПОДДЕРЖКА / КЭШ БРАУЗЕРА / ОБНОВЛЕНИЕ / WEBSITE / CONTENT / DEVELOPMENT / SUPPORT / BROWSER CACHE / UPDATE

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Лагерев И.А., Киютина И.И.

В статье рассматриваются вопросы рационального создания контента веб-сайтов с учетом особенностей сохранения браузерами кэша. В частности, приведены способы решения проблемы обновления содержимого веб-сайта таким образом, чтобы после внесения изменений в файлы и базу данных веб- сайта обеспечивалось гарантированное обновление информации на компьютерах широкого круга пользователей сети Интернет.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT AND SUPPORT OF ADVERTISING WEBSITES ON THE INTERNET IN CASE OF THE PROBLEM OF THE BROWSER CACHE UPDATING

The article discusses the issues of rational content creation of websites, taking into account the features of saving the cache by browsers. In particular, there are ways to solve the problem of updating the content of the website in such a way that after making changes to the files and database of the website, information is guaranteed to be updated on the computers of a wide range of Internet users.

Текст научной работы на тему «РАЗРАБОТКА И ПОДДЕРЖКА РЕКЛАМНЫХ ВЕБ-САЙТОВ В СЕТИ ИНТЕРНЕТ С УЧЕТОМ ПРОБЛЕМЫ ОБНОВЛЕНИЯ КЭША БРАУЗЕРА»

УДК 004.77

РАЗРАБОТКА И ПОДДЕРЖКА РЕКЛАМНЫХ ВЕБ-САЙТОВ В СЕТИ ИНТЕРНЕТ С УЧЕТОМ ПРОБЛЕМЫ ОБНОВЛЕНИЯ КЭША БРАУЗЕРА

И.А. Лагерев, И.И. Киютина

ФГБОУ ВО «Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского»

В статье рассматриваются вопросы рационального создания контента веб-сайтов с учетом особенностей сохранения браузерами кэша. В частности, приведены способы решения проблемы обновления содержимого веб-сайта таким образом, чтобы после внесения изменений в файлы и базу данных вебсайта обеспечивалось гарантированное обновление информации на компьютерах широкого круга пользователей сети Интернет.

Ключевые слова: веб-сайт, контент, разработка, поддержка, кэш браузера, обновление.

Веб-сайты являются важнейшим элементом Интернет-маркетинга. В конечном счете, именно с помощью специализированных веб-сайтов (Интернет-магазинов) производится продажа товаров и оказание услуг конечным потребителям. Также различные по виду и назначению веб-сайты (например, сайты социальных сетей, поисковые системы, посадочные страницы) используются для привлечения потребителей в Интернет-магазины или на физические точки продаж. Кроме того, веб-сайты используются для проведения коммуникативных кампаний, формирования общественного мнения, ведения образовательной и просветительской деятельности [1].

Между тем, неправильное использование современных Интернет-технологий, в частности, некорректная разработка и обслуживание веб-сайта, могут привести к возникновению сложностей в достижении целей рекламной или коммуникативной кампании. Одной из типичных проблем является несвоевременное обновление информации, выводимой в браузерах конечных пользователей, из-за загрузки предыдущей версии сайта из кэша браузера [2]. При этом пользователи, которые впервые заходят на веб-сайт, видят его актуальную версию с учетом всех внесенных изменений. В статье приведены подходы к решению данной проблемы, разработанные с учетом опыта эксплуатации сайта Брянского государственного университета имени академика И.Г. Петровского (brgu.ru), его научных сайтов (nauka-brgu.ru, ¡8180-vet-brgu.ru), сайтов сетевых изданий (ntv-brgu.ru, scim-brgu.ru) и ряда других.

Кэш браузера - это внутреннее хранилище браузера, в котором сохраняются данные (тексты, файлы, элементы веб-страниц) ранее посещенных на данном компьютере вебсайтов. Использование кэша позволяет не загружать повторно элементы сайта, которые ранее были сохранены на компьютере. Таким образом, увеличивается скорость загрузки сайтов, снижается нагрузка на элементы сетевой инфраструктуры (сервера, коммутаторы, каналы связи). Тем не менее, постепенное накопление на компьютере информации в кэше браузера замедляет его работу. А, в случае некорректного обновления кэша, пользователь может столкнуться с рассматриваемой проблемой.

Схема проблемной ситуации приведена на рис. 1. В момент времени 11 пользователь впервые загружает сайт (веб-страницу). Все элементы сайта (Е1, Е2) грузятся с сервера через сеть Интернет и корректно отображаются браузером, запущенным на компьютере пользователя. После первой загрузки данные сайта сохраняются в кэше браузера. После просмотра сайта пользователь покидает его. Через какое-то время (до наступления момента 12) на сайте происходят изменения: элемент Е1 меняется на элемент Е1* (например, одна картинка меняется на другую). На сайте также добавляется новый элемент Е3. В момент времени 12 пользователь повторно заходит на сайт. Несмотря на внесенные изменения, часть элементов сайта (Е1 и Е2) грузятся не с сервера, а из кэша браузера. Вновь добавленный элемент Е3 отсутствовал при первой загрузке (в момент времени 11), поэтому он загружается с сервера. Так как элемент Е2 не изменялся между 11 и 12, то его загрузка из кэша не представляет пробле-

мы. А вот загрузка из кэша элемента Е1 вместо размещенного на сервере обновленного элемента Е1* приводит к некорректному отображению содержимого сайта. Если в момент времени 12 другой пользователь впервые заходит на сайт, то его содержимое полностью грузится с сервера и является актуальным. Таким образом, разные пользователи могут видеть разные версии сайта, что может приводить к проблемам в их совместной коммуникации.

Пользователь может принудительно очистить кэш браузера с помощью встроенных инструментов (меню, кнопок) или очистить кэш конкретного веб-сайта с помощью горячего сочетания клавиш (обычно, Ctrl + F5). Однако, если пользователь не знает о внесенных изменениях и просматривает старую версию, то он может и не очистить кэш данного сайта. Следует также отметить, что полная очистка кэша браузера в большинстве случаев приводит к удалению Куки, что потребует от пользователя повторного вода всех ранее введенных данных, например, паролей для входа на сайты.

Поэтому веб-разработчик должен учитывать возможные проблемы при кардинальном обновлении контента или дизайна сайта. На нем лежит ответственность за корректную работу и отображение веб-сайта в браузерах рядовых пользователей сети Интернет. Необходимо придерживаться презумпции «необновленного кэша браузера». Следует заведомо считать, что пользователи не захотят или не смогут выполнить очистку кэша на своих компьютерах, и не увидят все внесенные на веб-сайт обновления.

Как правило, текстовая информация в кэше браузера не сохраняется, поэтому ее изменение не требует применения специальных способов. Также не вызывает затруднений изменение любого другого содержимого базы данных сайта, потому что оно тоже является текстовым. В зону риска попадают элементы сайта, хранящиеся в виде файлов на веб-сервере.

Рассмотрим действенный подход для предотвращения указанной проблемы при проведении обновления веб-сайта. Он заключается в замене старого элемента на аналогичный, но с новым именем. Если лицо, вносящее изменения на сайт, не может изменить имя файла, например, оно глубоко запрятано в коде системы управления контентом (CMS), то можно попробовать удалить элемент и перезагрузить его заново с использованием инструментов CMS. Обычно автоматически загружаемые файлы получают уникальные цифренно-буквенные имена.

Рассмотрим данный способ на примере замены изображения в хедере веб-сайта Брянского государственного университета (рис. 2) [3].

а)

б)

Рис. 2. Процесс обновления изображения в хедере веб-сайта: а - исходный хедер; б - обновленный хедер

Старое изображение в хедере (рис. 2, а) имело имя logo.png. Новое изображение (рис. 2, б), посвященное 90-летнему юбилею университета, получило имя logo_90.png. Это позволило ускорить обновления хедера у всех постоянных пользователей сайта. В противном случае, ряд пользователей могу видеть старое изображение в течение нескольких недель.

В процессе изменения изображении ив хедере выяснилось, что оно размещено внутри контейнера - ячейки таблицы. Поэтому пришлось удалить, а затем заново создать контейнер, так как в противном случае из кэша браузера грузилась таблица с недостаточной для нового изображения шириной, что приводила к его уменьшению (рис. 3). Следует отметить, что простые таблицы, созданные с помощью стандартных тегов языка HTML, не создают проблемы с кэшом браузера. Однако на сайте brgu.ru применяются специальные таблицы, описание которых хранится в отдельном файле.

Рис. 3. Недостаточная ширина контейнера для изображения

Ряд CMS, например, система «1C: Битрикс» позволяет принудительно сбросить кэш браузера. Однако на практике этот способ работает не для всех браузеров. Поэтому его использование не рекомендуется.

Также на сайте можно принудительно отключить загрузку кэша браузерами пользователей. Запрет задается с помощью команды языка HTML <meta http-equiv="Cache-Contral" content="private">. Команда запрета кэширования на языке PHP приведена в листинге 1.

Листинг 1

Запрет кэширования сайта на языке PHP

<?php

header("Cache-Control: no-store, no-cache, must-revalidate");

header("Expires: " . date("r"));

echo "<h1>", date("H:i:s"), "</h1>";

?>

Однако отключение загрузки кэша может привести к увеличению нагрузки на сервер, так как теперь при повторных обращениях постоянных пользователей будет загружаться все содержимое сайта. Поэтому администратор сайта должен соотнести пользу и возможный вред от использования такого способа.

Использование предложенного подхода позволяет эффективно обновлять рекламные и информационные сайты. В последующих работах будут более подробно рассмотрены вопросы сохранения различных объектов в кэше браузера.

Список литературы

1. Зятева, Л.А. Рабочая книга участника студенческого Интернет-фестиваля «Поколе-ние^и». - в единстве сила»: учебно-методическое пособие / Л.А. Зятева, И.И. Киютина, С.Г. Малинников, Е.В. Елисеева, Г.С. Исакова. - Брянск: РИСО БГУ, 2020. - 73 с.

2. Химич, А.В. Использование сервиса "Виртуальный кабинет сотрудника" для предприятия Индустрии 4.0 / А.В. Химич // Современная наука: Идеи, которые изменят мир. -Брянск: БГУ, 2018. - С. 91-95.

3. Официальный сайт ФГБОУ ВО «Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петрвоского». - Режим доступа: brgu.ru (26.06.2020).

Сведения об авторах

Лагерев Игорь Александрович - доктор технических наук, доцент, проректор по инновационной работе ФГБОУ ВО «Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского», e-mail: lagerev-bgu@yandex.ru.

Киютина Ирина Ивановна - кандидат педагогических наук, доцент, декан филологического факультета ФГБОУ ВО «Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского», e-mail: irina-kiyutina@yandex.ru.

DEVELOPMENT AND SUPPORT OF ADVERTISING WEBSITES ON THE INTERNET IN CASE OF THE PROBLEM OF THE BROWSER CACHE UPDATING

I.A. Lagerev, I.I. Kiyutina

Bryansk State University named after Academician I.G. Petrovsky

The article discusses the issues of rational content creation of websites, taking into account the features of saving the cache by browsers. In particular, there are ways to solve the problem of updating the content of the website in such a way that after making changes to the files and database of the website, information is guaranteed to be updated on the computers of a wide range of Internet users. Keywords: website, content, development, support, browser cache, update.

References

1. Zyateva L.A., Kiyutina I.I., Malinnikov S.G. Eliseeva E.V., Isakova G.S. / Workbook of the participant of student's Internet festival «Pokolenie.RU». - Bryansk: RISO, 2020. - 73 p.

2. Khimich A.V. Using the "Virtual employee account" service for an Industry 4.0 enterprise // Sovremennaya nauka: Idei, kotorye izmenili mir. - Bryansk: RISO, 2018. - P. 91-95.

3. Official website of the Bryansk state University named after academician I. G. Petrvosky». - URL: brgu.ru (26.06.2020).

About authors

Lagerev I.A. - Doctor of Technical Sciences, Assistant Professor, Vice rector for Innovations, Bryansk State University named after Academician I.G. Petrovsky, e-mail: lagerev-bgu@yandex.ru.

Kiyutina I.I. - Candidate of Pedagogical Sciences, Assistant Professor, Dean of the faculty of Philology, Bryansk State University named after Academician I.G. Petrovsky, e-mail: irina-kiyutina@yandex.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.