Научная статья на тему 'ИЗУЧЕНИЕ ОСНОВ РАЗРАБОТКИ ВЕБ-САЙТОВ ОБУЧАЮЩИМИСЯ ПО НАПРАВЛЕНИЮ "РЕКЛАМА И СВЯЗИ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ"'

ИЗУЧЕНИЕ ОСНОВ РАЗРАБОТКИ ВЕБ-САЙТОВ ОБУЧАЮЩИМИСЯ ПО НАПРАВЛЕНИЮ "РЕКЛАМА И СВЯЗИ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ" Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
298
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕКЛАМА И СВЯЗИ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ / БАКАЛАВРИАТ / МАГИСТРАТУРА / ВЕБ-САЙТ / ВЕБ-СЕРВЕР / HTML / РАЗРАБОТКА / КОНСТРУКТОР / СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ КОНТЕНТОМ

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Киютина И.И., Лагерев И.А., Химич А.В.

В статье рассматриваются вопросы преподавания основ разработки веб-сайтов для обучающихся по программам бакалавриата и магистратуры по направлениям подготовки в области рекламы и связей с общественностью. По окончанию изучения спецкурса обучающийся должен знать основные принципы работы веб-сайтов (на программном и аппаратном уровне), знать базовые конструкции языка разметки гипертекста HTML, владеть навыками разработки сайтов с использованием конструкторов и систем управления контентом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEARNING THE BASICS OF WEBSITE DEVELOPMENT BY STUDENTS IN THE DIRECTION OF PR

The article deals with the issues of teaching the basics of website development for students of bachelor's and master's programs in the areas of advertising and public relations. At the end of the special course, the student must know the basic principles of website operation (at the software and hardware level), know the basic constructions of the HTML hypertext markup language, and have the skills to develop websites using constructors and content management systems.

Текст научной работы на тему «ИЗУЧЕНИЕ ОСНОВ РАЗРАБОТКИ ВЕБ-САЙТОВ ОБУЧАЮЩИМИСЯ ПО НАПРАВЛЕНИЮ "РЕКЛАМА И СВЯЗИ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ"»

УДК 004.77

ИЗУЧЕНИЕ ОСНОВ РАЗРАБОТКИ ВЕБ-САЙТОВ ОБУЧАЮЩИМИСЯ ПО НАПРАВЛЕНИЮ «РЕКЛАМА И СВЯЗИ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ»

И.И. Киютина, И.А. Лагерев, А.В. Химич

ФГБОУ ВО «Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского»

В статье рассматриваются вопросы преподавания основ разработки веб-сайтов для обучающихся по программам бакалавриата и магистратуры по направлениям подготовки в области рекламы и связей с общественностью. По окончанию изучения спецкурса обучающийся должен знать основные принципы работы веб-сайтов (на программном и аппаратном уровне), знать базовые конструкции языка разметки гипертекста HTML, владеть навыками разработки сайтов с использованием конструкторов и систем управления контентом.

Ключевые слова: реклама и связи с общественностью, бакалавриат, магистратура, веб-сайт, вебсервер, HTML, разработка, конструктор, система управления контентом.

Веб-сайты являются важнейшим элементом Интернет-маркетинга. Кроме того, вебсайты используются для проведения коммуникативных кампаний, формирования общественного мнения, ведения образовательной и просветительской деятельности [1, 2].

В Брянском государственном университете имени академика И.Г. Петровского ведется подготовка специалистов по следующим направлениям бакалавриата и магистратуры:

• 42.03.01 - «Реклама и связи с общественностью», профиль «Реклама и связи с общественностью в сфере профессиональной коммуникации»;

• 42.04.01 - «Реклама и связи с общественностью», профиль «Реклама и связи с общественностью в организационной и коммуникативной сферах» [3].

Соответствующими федеральными государственными образовательными стандартами и учебными планами подготовки предусмотрены дисциплины, формирующие компетенции в области использования современных информационных технологий [3, 4], предполагающие изучение основ разработки рекламных веб-сайтов.

В рамках изучения этих дисциплин обучающиеся получают знания об устройстве вебсайтов в объеме, показанном на рис. 1. В частности, формируется понимание, что для функционирования веб-сайта требуется взаимодействие компонентов программного и аппаратного уровня. Также важно понимание отличия физического веб-сервера (компьютера, размещенного в дата-центре) и веб-сервера виртуального, т.е. специального программного обеспечения, поддерживающего работу веб-сайтов.

Можно выделить два типа веб-сайтов по особенностям программного уровня.

Вариант 1 предполагает, что файлы сайта, содержащие гипертекст и мультимедийные элементы (изображения, видеоролики, скрипты) хранятся на жестком диске веб-сервера и передаются программным обеспечением веб-сервера через сеть Интернет по протоколу HTTP на локальный компьютер пользователя, на котором данные файлы просматриваются в браузере. Загружаемые веб-сайты, в основном, состоят из статических страниц, содержание которых можно изменить, скорректировав файлы сайта, хранящиеся на веб-сервере.

Вариант 2 предполагает динамический характер сайта. По запросу пользователя вебсервер отправляет ряд статических файлов, но сами страницы веб-сайта динамически формируются на основе файлов с помощью интерпритатора языка PHP, базы данных, управляемой сервером баз данных. Сгенерированные таким образом веб-страницы отправляются через сеть Интернет на локальный компьютер пользователя.

Аппаратная основа функционирования веб-сайтов включает в себя веб-сервера, коммуникационное оборудование сети Интернет (от магистральных линий, до оборудования локальных компьютерных сетей), локальные компьютеры (или иные устройства с доступом в сеть Интернет).

Рис. 1. Схема работы веб-сайтов

В ходе практических занятий обучающийся ставит себя в разные позиции. В позиции администратора он находится, когда создает аккаунт в конструкторе, настраивает веб-сервер, создает базы данных, разворачивает систему управления контентом. В позиции контент-менеджера - когда наполняет сайт полезной информацией. В позиции пользователя - когда просматривает результаты редактирования сайта в браузере. В результате такой смены позиций при постоянном получении новой информации и формирования основных навыков вырабатывается рефлективная позиция, лежащая в основе формирования компетенции «Разработка веб-сайта».

Необходимость рассмотрения истории развития технической базы веб-сайтов хорошо сочетается с необходимостью постепенного изучения более сложного материала. В результате, сначала изучаются наиболее простые способы разработки веб-сайтов, свойственные устаревшему варианту 1. Затем изучаются более сложные способы, свойственные более современному варианту 2.

Занятие 1. После изучения основ устройства и функционирования веб-сайтов начинается постепенное формирование навыков веб-разработки. На первом занятии показываются способы сохранения файлов, например, из текстового редактора Microsoft Word, в виде веб-страниц. Таким образом можно подготовить статические веб-страницы в визуальном режиме. Следует пояснить, что в современных условиях такие способы создания вебсайтов не применяются. Далее студенты знакомятся с основами языка разметки гипертекста HTML (теги для форматирования текста, вставки изображений, вставки гиперссылок, работы с таблицами). Следует показать обучающимся, каким образом изменения тегов и их параметров влияет на внешний вид веб-страницы.

Занятие 2. Студентам предлагается создать на локальном компьютере текстовый файл, изменить его расширение на расширение веб-страницы, а затем править с использованием текстового редактора Notepad++. С использованием этого файла обучающийся тренируется использовать базовые конструкции языка HTML (рис. 2).

Рис. 2. Схема работы с локальным файлом веб-страницы

В ходе занятия обучающийся должен усвоить следующие дидактические единицы:

- при открытии веб-страницы в текстовом редакторе отображается исходный код, который можно править, а при открытии того же файла в браузере отображается не исходный код, а результат его исполнения - готовая веб-страница;

- применение простейших текстовых редакторов может привести к некорректному отображению веб-страниц;

- запоминание конструкций языка HTML не требуется, что можно быстро найти с помощью поисковых систем необходимые теги и примеры в справочниках, размещенных в сети Интернет;

- при сохранении файла, например, текстового редактора Microsoft Word, в виде вебстраницы, происходит его преобразование и разметка с помощью тегов языка HTML;

- данный подход подходит для разработки простейших веб-страниц и веб-сайтов.

В качестве практического задания для каждого обучающегося в сети Интернет указывается веб-страница, содержащая гипертекст, изображения, таблицы. Обучающийся должен самостоятельно написать её код с помощью языка HTML. Критерием оценки выполнения задания служит степень соответствия веб-страницы, разработанной обучающимся, и исходной веб-страницы. Позитивным моментом можно считать, если не все элементы вебстраницы получится повторить с помощью языка HTML. Следует объяснить студенту, что сейчас изучаются базовые основы, а современные сайты используют ряд других технологий. Более продвинутые студенты могут скопировать код исходной веб-страницы. Само по себе это не плохо. Однако преподаватель должен заставить такого студента отработать навыки самостоятельной работы с конструкциями языка HTML.

При наличии времени созданные обучающимися веб-страницы с помощью преподавателя загружаются на удаленный или локальный веб-сервер, чтобы наглядно показать вариант 1 программного уровня.

Занятие 3. Обучающимся предлагается разработать сайт с использованием конструктора, например, Wix.com, uKit, Wordpress, Tilda, Битрикс24.Сайты (рис. 3). Тематика сайта должна быть согласована с преподавателями и касаться лично студента (сайт о своем увлечении, о любимой музыкальной группе и т.д.). При этом следует заострить внимание на сохранности личных и персональных данных.

а) б)

Рис. 3. Применение конструкторов сайтов: а - Wix.com; б - Tilda

В ходе занятия обучающийся должен усвоить следующие дидактические единицы:

- конструкторы подходят для быстрого создания стандартных видов веб-сайтов, не связанных с электронной коммерцией;

- разработчик ограничен в возможности выбора инструментов создания сайта, не может выполнить тонкую настройку веб-сайта;

- права на сайт не всегда принадлежат его создателю;

- полноценные коммерческие сайты не следует создавать таким образом.

Занятие 4 посвящается установке локальных веб-серверов (пакетов Open Server или Denwer) на компьютеры обучающихся. После установки рассматриваются основные инструменты (панель управления, менеджер баз данных, файловое хранилище и т.д.). На этом занятии также рассматривается вопрос регистрации доменного имени и получения услуги хостинга веб-сайта. При наличии времени, рассматриваются основные виды панелей управления веб-серверами.

В ходе занятия обучающийся должен усвоить следующие дидактические единицы:

- для функционирования веб-сайта используется специальное программное обеспечение - веб-сервер, включающий ряд инструментов;

- для размещения веб-сайта необходимо зарегистрировать доменное имя и заказать услугу хостинга;

- доменному имени соответствует ip-адрес, конкретный физический веб-сервер, конкретная область дискового пространства на веб-сервере;

- с помощью панели управления веб-сервера (хостинга) можно загружать файлы сайта, управлять базами данных, создавать резервные копии сайта, создавать FTP-аккаунты, управлять настройками DNS и др.

Занятие 5. Посвящается созданию веб-сайта с помощью системы управления контентом (Wordpress или Joomla). Практика показывает, что эта часть курса вызывает наибольшие затруднения у обучающихся, так как требует изучения и неукоснительного выполнения четко заданного алгоритма действий, совместного использования нескольких инструментов (языки HTML и PHP, базы данных MySQL, программное обеспечение веб-сервера).

В Брянском государственном университете имени академика И.Г. Петровского будущие специалисты по рекламе и связям с общественностью изучают систему управления кон-тентомм (CMS) Wordpress [5]. Схема ее работы показана на рис. 4. Файлы сайта частично создаются пользователем, частично скачиваются в составе CMS c её официального сайта. На веб-сервере эти файлы размещаются в папках с именами, соответствующими именам сайтов. Файлы CMS Wordpress размещаются как в корне директории сайта, так и в трех директориях, разделенных по функционалу. Директория wp-admin содержит файлы панели администратора сайта. Директория wp-content содержит файлы, определяющие внешний вид и наполнение сайта. Директория wp-includes содержит файлы ядра CMS. Файл wp-confih.php связывает CMS с базой данных сайта.

Рис. 4. Схема работы CMS Wordpress

В рамках выполнения практического задания по созданию сайта в CMS Wordpress обучающийся выполняет следующие действия:

- создает базу данных сайта с помощью инструмента панели управления или инструмента phpMyAdmin (задается имя базы данных, имя пользователя, пароль);

- скачивает файлы CMS Wordpress с официального сайта и размещает их в новой директории на диске веб-сервера;

- переименовывает файл wp-config-sample.php в файл wp-config.php, заполняет в файле поля с информацией о ранее созданной базе данных;

- запускает браузер и в адресной строке вводит имя нового веб-сайта (соотвествует названию директории на веб-сервере);

- выполняет инсталляцию и первичную настройку CMS Wordpress.

После успешного создания нового веб-сайта цель занятия достигнута. При наличии свободного времени обучающийся может начать наполнять свой веб-сайт. В этом плане полезно, если обучающийся создаст с использованием CMS Wordpress такой же сайт, как и с использованием конструктора на занятии 3.

Занятие 6. Посвящено формированию у обучающихся навыков работы с CMS Wordpress в качестве контент-менеджера. Пример сайта, созданного в Брянском государственном университете имени академика И.Г. Петровского показан на рис. 5.

НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИМ ВЕСТНИК

Ьриккош юсударгткшюго университета

ГЛАВНАЯ СДЙТБГУ НАУЧНЫЙ САЙТ БГУ

Рис. 5. Сайт сетевого издания (электронного журнала) «Научно-технический вестник Брянского государственного университета имени академика И.Г. Петровского»

В ходе занятия обучающийся должен усвоить следующие дидактические единицы:

- настройка параметров сайта;

- редактирование гипертекста в визуальном режиме и режиме кода;

- добавление файлов на сайт с помощью инструментов CMS и FTP-доступа;

- создание и настройка страниц и публикаций;

- изменение основных блоков сайта (футер, хедер, шаблон записи и т.д.);

- создание и настройка меню;

- использование виджетов;

- регистрация сайтов в поисковых системах, установка счетчиков посещений.

Успешное изучение обучающимся приведенного материала позволит ему в дальнейшем эффективно выполнять трудовую деятельность в роли контент-менеджера веб-сайта. Он также сможет создать собственный веб-сайт для ведения рекламной или коммуникативной кампании. Наличие данных компетенций существенно повышает конкурентоспособность выпускников на рынке труда.

Список литературы

1. Зятева Л.А., Киютина И.И., Малинников С.Г., Елисеева Е.В., Исакова Г.С. Рабочая книга участника студенческого Интернет-фестиваля «Поколение^и». - в единстве сила»: учебно-методическое пособие. - Брянск: РИСО БГУ, 2020. - 73 с.

2. Лагерев И.А., Киютина И.И. Разработка и поддержка рекламных веб-сайтов в сети Интернет с учетом проблемы обновления кэша браузера // Ученые записки Брянского государственного университета. - 2020. - №2. - С. 16-20.

3. Киютина И.И., Лагерев И.А. Формирование компетенций в области современных сквозных цифровых технологий у обучающихся по направлению «Реклама и связи с общественностью» // Ученые записки Брянского государственного университета. - 2020.- №2. -С. 11-15.

4. Химич А.В. Использование сервиса "Виртуальный кабинет сотрудника" для предприятия Индустрии 4.0 // Современная наука: Идеи, которые изменят мир. - Брянск: БГУ, 2018. - С. 91-95.

5. Азевич А.И. Wordpress как обучающая интерактивная платформа // Вестник российского университета дружбы народов. Серия: Информатизация образования. - 2013. - №3.

- С. 47-49.

Сведения об авторах

Киютина Ирина Ивановна - кандидат педагогических наук, доцент, декан филологического факультета ФГБОУ ВО «Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского», e-mail: irina-kiyutina@yandex.ru.

Лагерев Игорь Александрович - доктор технических наук, доцент, проректор по инновационной работе ФГБОУ ВО «Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского», e-mail: lagerev-bgu@yandex.ru.

Химич Анна Васильевна - магистрант ФГБОУ ВО «Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского», e-mail: annahimich14@mail.ru.

LEARNING THE BASICS OF WEBSITE DEVELOPMENT BY STUDENTS

IN THE DIRECTION OF PR

I.I. Kiyutina, I.A. Lagerev, A.V. Khimich

Bryansk State University named after Academician I.G. Petrovsky

The article deals with the issues of teaching the basics of website development for students of bachelor's and master's programs in the areas of advertising and public relations. At the end of the spe-

cial course, the student must know the basic principles of website operation (at the software and hardware level), know the basic constructions of the HTML hypertext markup language, and have the skills to develop websites using constructors and content management systems. Keywords: advertising and public relations, bachelor's program, master's program, website, web server, HTML, development, constructor, content management system.

References

1. Zyateva L.A., Kiyutina I.I., Malinnikov S.G. Eliseeva E.V., Isakova G.S. / Workbook of the participant of student's Internet festival «Pokolenie.RU». - Bryansk: RISO, 2020. - 73 p.

2. Lagerev I.A., Kiyutina I.I. Development and support of advertising websites on the Internet in case of the problem of the browser cache updating // Nauchnye zapiski Bryanskogo gosudar-stvennogo universiteta. - 2020. - №2. - P. 16-20.

3. Kiyutina I.I., Lagerev I.A. Formation of competencies in the field of modern end-to-end digital technologies for students in the direction of PR // Nauchnye zapiski Bryanskogo gosudar-stvennogo universiteta. - 2020. - №2. - P. 11-15.

4. Khimich A.V. Using the «Virtual employee account» service for an Industry 4.0 enterprise Proshkina S. I. The development of the digital economy: the production sector and industry 4.0 // Russian Economic Bulletin. - 2019. - V. 2. - №3. - P. 91-96.

5. Azecich A.I. Wordpress как обучающая интерактивная платформа // Vestnik ros-siyskogo universiteta drujby narodov. Iss: Informatizatsiya obrazovaniya. - 2013. - №3. - P. 47-49.

About authors

Kiyutina I.I. - Candidate of Pedagogical Sciences, Assistant Professor, Dean of the faculty of Philology, Academician I.G. Petrovskii Bryansk State University, e-mail: irina-kiyutina@yandex.ru.

Lagerev I.A. - Doctor of Technical Sciences, Assistant Professor, Vice rector for Innovations, Academician I.G. Petrovskii Bryansk State University, e-mail: lagerev-bgu@yandex.ru.

Khimich A.V. - Student, Bryansk State University named after Academician I.G. Petrovsky, e-mail: annahimich14@mail.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.