Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ КОМПЕТЕНЦИЙ У БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ В ОБЛАСТИ ВОСПИТАНИЯ'

ФОРМИРОВАНИЕ КОМПЕТЕНЦИЙ У БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ В ОБЛАСТИ ВОСПИТАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
38
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ МОДЕЛЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / УЧЕБНО-ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ / ПРОЦЕСС ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ / СИСТЕМА КРИТЕРИЕВ / БУДУЩИЕ УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫЕ КЛАССОВ / ТРЕБОВАНИЯ ФГОС К ВОСПИТАНИЮ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ / EDUCATIONAL MODEL / COMPETENCE OF EDUCATION / EDUCATIONAL AND DIAGNOSTIC TASKS / TRAINING PROCESS / SYSTEM OF CRITERIA / FUTURE PRIMARY SCHOOL TEACHERS / REQUIREMENTS OF THE FSES FOR THE EDUCATION OF JUNIOR SCHOOLCHILDREN

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кочетова Е.В., Гуцу Е.Г., Рунова Т.А.

Статья посвящена проблеме формирования профессиональных компетенций воспитания у будущих учителей начальных классов в соответствии с требованиями ФГОС в системе вузовской подготовки. В статье рассмотрены возможности курса «Воспитательные системы и методика организации воспитательной работы с младшими школьниками» в системе вузовской подготовки педагогов как эффективного средства в решении поставленной проблемы. Определена актуальность введения данного курса в систему вузовской подготовки, обозначены цели и задачи курса, предложены эффективные методы организации и проведения учебных занятий. Выявлены критерии и представлены результаты формирования профессиональных компетенций в области воспитания у будущих учителей начальных классов в соответствии с требованиями ФГОС.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кочетова Е.В., Гуцу Е.Г., Рунова Т.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE FORMATION OF PROFESSIONAL COMPETENCIES AMONG FUTURE PRIMARY SCHOOL TEACHERS IN THE FIELD OF EDUCATION

The article is devoted to the problem of forming professional competences of education for future primary school teachers in accordance with the requirements of the FSES in the system of university training. The article considers the possibilities of the course «Educational systems and methods of organizing educational work with primary school students» in the system of university training of teachers as an effective means in solving the problem. The relevance of the introduction of this course in the system of university training is determined, the goals and objectives of the course are outlined, the stages and ways of organizing and conducting training sessions are presented. The criteria are identified and the results of the formation of professional competences of education in future primary school teachers in accordance with the requirements of the FSES are presented.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ КОМПЕТЕНЦИЙ У БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ В ОБЛАСТИ ВОСПИТАНИЯ»

ФОРМИРОВАНИЕ КОМПЕТЕНЦИЙ У БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ В ОБЛАСТИ ВОСПИТАНИЯ

Е. В. КОЧЕТОВА, старший преподаватель кафедры психологии и педагогики

дошкольного и начального

образования

НГПУ им. К. Минина

evkoch@mail.ru

Е. Г. ГУЦУ, кандидат

психологических наук, доцент кафедры психологии и педагогики дошкольного и начального образования НГПУ им. К. Минина elenagytcy@ mail. ru

Т. А. РУНОВА, кандидат

психологических наук, доцент кафедры начального образования НИРО runova-tata @ rambler.ru

Статья посвящена проблеме формирования профессиональных компетенций воспитания у будущих учителей начальных классов в соответствии с требованиями ФГОС в системе вузовской подготовки. В статье рассмотрены возможности курса «Воспитательные системы и методика организации воспитательной работы с младшими школьниками» в системе вузовской подготовки педагогов как эффективного средства в решении поставленной проблемы. Определена актуальность введения данного курса в систему вузовской подготовки, обозначены цели и задачи курса, предложены эффективные методы организации и проведения учебных занятий. Выявлены критерии и представлены результаты формирования профессиональных компетенций в области воспитания у будущих учителей начальных классов в соответствии с требованиями ФГОС.

The article is devoted to the problem of forming professional competences of education for future primary school teachers in accordance with the requirements of the FSES in the system of university training. The article considers the possibilities of the course «Educational systems and methods of organizing educational work with primary school students» in the system of university training of teachers as an effective means in solving the problem. The relevance of the introduction of this course in the system of university training is determined, the goals and objectives of the course are outlined, the stages and ways of organizing and conducting training sessions are presented. The criteria are identified and the results of the formation of professional competences of education in future primary school teachers in accordance with the requirements of the FSES are presented.

Ключевые слова: воспитательная модель, профессиональные компетенции, учебно-диагностические задания, процесс профессиональной подготовки, система критериев, будущие учителя начальные классов, требования ФГОС к воспитанию младших школьников

Key words: educational model, competence of education, educational and diagnostic tasks, training process, system of criteria, future primary school teachers, requirements of the FSES for the education of junior schoolchildren

Современные социокультурные изменения, происходящие в обществе, предъявляют новые требования к специалистам сферы образования. Сегодня педагоги должны обладать комплексом определенных качеств, который составляет воспитательную модель, представленную в Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России [6]. Этот документ определяет важность воспитательной компоненты на всех уровнях образования, а также предъявляет требования к образовательным организациям по формированию личности, соответствующей новой воспитательной модели.

Высшие учебные заведения призваны реализовать воспитательную модель, определяющую значимые качества личности как профессионала, реализующегося в условиях современного общества. В профессиональном стандарте высшего образования [10] содержится перечень необходимых знаний, умений и трудовых действий, которыми должен овладеть будущий педагог. При этом важной особенностью современного образования являются способность и готовность специалиста использовать профессиональные знания, умения, обобщенные способы действий, усвоенные в процессе обучения и практической деятельности, что в психолого-педагогических исследованиях рассматривается как компетенция [4; 9]. Следовательно, приоритетной задачей высшей школы в современных условиях реформирования системы высшего образования становятся реализация компетентно-стного подхода, при котором в качестве интегрального социально-личностного и поведенческого феномена результата обра-

зования выступают компетенции и компетентности студентов. Все это требует четкой, целенаправленной, планомерной работы, обновления эффективных способов деятельности в области воспитания [5].

В Нижегородском государственном педагогическом университете им. К. Минина идет активный поиск оптимальных способов формирования профессиональных компетенций в области воспитания у будущих учителей начальных классов [2; 3; 8; 15; 16]. При этом теоретико-методологической основой построения целостного учебно-воспитательного процесса послужили исследования Б. Г. Ананьева, Л. И. Божович, С. Л. Ру-бенштейна, Б. Т. Ли-хачева, Л. М. Митиной и других ученых, раскрывающие основы формирования профессиональных личностных образо-ваний. Специфика подготовки к воспи-тательной работе будущего учителя начальных классов в вузе, представленная в работах В. В. Антонова, Е. Г. Каширцевой, А. Ф. Никитина, Т. М. Сорокиной и др., позволяет выделить личностные, социальные и межкультурные направления формирования обозначенных компетенций [9; 13].

Большие возможности для развития у будущих педагогов профессиональных компетенций воспитания предоставляет курс «Воспитательные системы и методика воспитательной работы с младшими школьниками» (для бакалавров четвертого года обучения). Курс разработан на основе системно-методологического и деятельностного принципов обучения [5]

Приоритетной задачей высшей школы является реализация ком-петентностного подхода, при котором в качестве интегрального социально-личностного и поведенческого феномена результата образования выступают компетенции и компетентности студентов.

Мы отобрали учебный материал, направленный на формирование профессиональных компетенций в области воспитания, включив в него уровневые характеристики, определяющие правильность выполнения задания.

и включает в себя теоретический и практический блоки. Содержание теоретического блока направлено на освоение зна-ниевых составляющих профессиональных компетенций в области воспитания, в нем раскрываются и обосновываются современная концепция воспитания, актуальные направления, а также формы и способы построения воспитательной деятельности учителя начальных классов. Содержание практического блока направлено на освоение студентами умений и навыков воспитательной деятельности, что определяет деятельностный компонент формируемых компетенций. Содержание курса раскрывается в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта [14]. Большое внимание уделяется организации обучения, при этом предоставляется широкий выбор учебно-методического инструментария, что способствует развитию личностной составляющей формируемых профессиональных компетенций.

В процессе формирования у студентов профессиональных компетенций в области воспитания необходимо обратить особое внимание на способы диагностики, которые позволяют определить как общую, так и индивидуальную результативность освоения компетенций в области воспитания будущих специалистов в заданных направлениях [2; 8]. В рамках курса «Воспитательные системы и методика воспитательной работы с младшими школьниками» был разработан диагностический инструментарий, позволяющий получить достоверные данные о результативности формирования у студентов — будущих педагогов компетенций, не нарушая при этом целостности процесса обучения. Мы отобрали учебный материал, направленный на формирование профессиональных компетенций в области воспитания, включив в него уровневые характе-

ристики, определяющие правильность выполнения задания. В отдельных психолого-педагогических исследованиях такие задания определяются как контрольно-диагностические [2; 13]. При отборе материала должны использоваться не контролирующие, а развивающе-обучающие задания, обеспечивающие среду, мотивирующую к поиску, проявлению инициативы обучающихся в процессе освоении профессиональных компетенций [9].

Основными положениями разработки системы учебно-диагностических заданий в рамках указанного курса явились гуманный подход к личности обучающихся, а также деятельностный и системный принципы. Были выделены основные критерии формирования компетенций воспитания, в соответствии с которыми подбирались учебные задания, послужившие измерительным материалом формируемых компетенций.

Системный подход позволяет выделить уровни формирования профессиональных компетенций в области воспитания. Так, исходным был назван знаниевый уровень, направленный на определение информированности обучающихся в вопросах воспитания. При отборе содержания учебно-диагностических заданий учитывалось также то, что дисциплина «Воспитательные системы и методика организации воспитательной работы с младшими школьниками» изучается студентами на 4-м, заключительном, курсе в обучении бакалавров.

Информированность в области воспитания младших школьников (теоретическая и нормативно-правовая) рассматривается как начальная, исходная ступень формирования профессиональных компетенций. Применялись следующие учебно-диагностические задания:

3 анкета — для определения исходного уровня теоретической информированности в области воспитания (см. приложение 1);

3 пакет контрольных заданий для текущего контроля, направленных на выяв-

ление знаний по значимым темам дисциплины («Современные воспитательные системы образовательных учреждений», «Цели и задачи воспитания», «Классификация методов и форм воспитания»); определялись как уровень владения информацией по конкретной изучаемой теме, так и умения систематизировать полученную информацию по выделенным критериям (см. приложение 2).

Следующий уровень освоения компетенций воспитания — владение обучающимися навыками воспитательной деятельности. Важными умениями здесь выступают постановка целей воспитания, подбор форм и методов воспитательной деятельности. При формировании у будущих педагогов такого сложного многоуровне-го образования, как целеполагание воспитательной деятельности, использовались учебно-диагностические задания. На практических занятиях студентам предлагалось аналитическое задание: из списка формулировок целей и задач воспитания отобрать те формулировки воспитательных целей и варианты задач, которые направлены на их реализацию. Итоговым диагностическим заданием оценки сфор-мированности компетенций по данному критерию являлось составление обучающимися проекта воспитательного мероприятия. Такая форма работы давала возможность оценить умение будущих педагогов в формулировке цели воспитательного мероприятия и подборе задач воспитания, соответствующих поставленной цели. Рассматривался инструментальный комплекс: разнообразие методов и их соответствие поставленным задачам воспитания. Индивидуальная работа по составлению проекта воспитательного мероприятия помогала определить возможности каждого обучающегося в овладении методами коммуникации (их подбор должен соответствовать возрасту младшего школьника) [12]. Для диагностики умения устанавливать взаимодействие с детьми различных национальностей и культур было выбрано задание «Анализ пе-

дагогической ситуации» (например: Во второй класс общеобразовательной школы поступил Армен К., семья которого недавно переехала из Еревана. Мальчик обращается к учителю на «ты», замечания игнорирует. Как учителю разрешить создавшуюся ситуацию?)

Отдельно выделяется критерий в отслеживании формирования диагностических функций обучающихся. Важной трудовой функцией педагога является оценка поведения обучающихся. Одним из основных показателей сформированности данного образования является умение определить уровень воспитанности младшего школьника. Для его диагностики мы предлагаем метод моделирования: студенты определяют образ «идеального воспитанника» по пяти важным личностным характеристикам, соответствующим возрасту зрелости младшего школьника, располагающимся по степени значимости для составителя. В данном задании оценивается степень соответствия отобранных качеств социальному запросу, умение представить целостную модель «идеального воспитанника» в характеристике.

Учебно-диагностические задания, направленные на оценку освоения трудовых действий, будущие педагоги выполняют в процессе прохождения практики в школе, организуя воспитательное мероприятие с младшими школьниками. Студенты получают задание: подобрать методы и приемы для организации коммуникативной деятельности с участниками мероприятия (детьми, родителями, помощниками), продемонстрировать их при проведении мероприятия, учитывая специфику способов взаимодействия с детьми различных культур [11; 12].

Важной составляющей компетенции воспитания является личность самого педагога. Именно учитель начальных классов дает поведенческие ориентиры, за-

Учебно-диагностические задания, направленные на оценку освоения трудовых действий, будущие педагоги выполняют в процессе прохождения практики в школе, организуя воспитательное мероприятие с младшими школьниками.

кладывает основы нравственности уча- она в папке «рабочего портфолио» [7]. щихся. Система профессиональной под- По каждому из выделенных критериев, готовки будущих учителей начальных клас- соответствующих значимым компетен-сов ставит задачу формирования умений циям в области воспитания, были полуведения профессиональной диагностики, чены результаты, которые отражены в таб-направленной на самопознание. Ведется лице.

Результаты выполнения учебно-диагностических заданий

—-Уровни освоения —-^^^^компетенций воспитания Критерии --- высокий (%) средний (%) низкий (%)

Информированность в области воспитания младших школьников (теоретическая, нормативно-правовая, этико-норма-тивная) 52,1 38,1 9,8

Постановка целей воспитания, подбор форм и методов воспитательной деятельности 28 42 30

Владение диагностическими функциями изучения и определения уровня воспитанности младших школьников 32 41 27

Планирование воспитательного процесса (составление перспективных, годовых планов, планов отдельных воспитательных мероприятий) 20,2 56,8 23

Интеграция урочной и внеурочной деятельности при организации воспитательной деятельности 31 48 21

Организация воспитательной деятельности на основе установления коммуникативного взаимодействия младших школьников 35,2 40,3 24,5

Организация воспитательной деятельности в поликультурной среде 19 41 40

Установление партнерского взаимодействия с родителями младших школьников, использование стратегий сотрудничества 22 53,9 24,1

Самодиагностика и самопознание качеств личности (установление модели нравственного поведения в профессиональной деятельности) 32,2 48,5 19,3

Ниже приведены уровневые характеристики развития профессиональных компетенций в области воспитания у обучающихся.

Высокий уровень — предполагает полное освоение и практическое применение теоретической информации и нормативно-правовой документации по вопросам воспитания; умение формулировать цели и задачи воспитания, планировать и реализовывать воспитательную деятельность с младшими школьниками через систему разнообразных методов с учетом возрастных и межкультурных особенностей коммуникации с детьми; владение способами саморазвития, облада-

ние устойчивыми нравственными качествами.

Средний уровень — допускаются некоторые неточности в применении информации по вопросам воспитания, проявляется в том, что поставленные задачи воспитания недостаточно конкретизируют цели; этапы планирования имеют общий характер; подбор методов может уточняться; владение основными методами коммуникации, способами проведения профдиагностики.

Низкому уровню соответствует частичное освоение информации о воспитании младшего школьника, что влечет неполную осмысленность постановки целей

и задач воспитания, ограничение в выборе методов их достижения; владение отдельными методами установления взаимодействия детей; выполнение работы по профдиагностике, которая позволяет отслеживать индивидуальное продвижение обучающихся в формировании компетенции, а также управлять групповой работой.

Процентное выражение полученных результатов свидетельствует о том, что:

3 наибольшее количество студентов достигли высокого уровня в овладении знаниями по вопросам воспитания младших школьников: более половины (52,1 %) обучающихся учебной группы освоили теоретический и нормативно-правовой материал в соответствии с требованиями; умение организовать воспитательную деятельность в процессе коммуникативного взаимодействия на высоком уровне показали более трети (35,7 %) обучающихся;

3 показатели среднего уровня имеют относительно небольшое различие по по-

Вопросы анкеты

1. Как вы понимаете сущность процесса воспитания? Подчеркните подходящие ответы. (Передача социального опыта, развитие социально значимых потребностей, обучение правилам поведения в социуме, организация воспитательных мероприятий)

2. Определите цель воспитания учителя начальных классов в современных условиях социума.

Пример задания

Составьте системную таблицу по результатам изучения темы «Современные воспитательные системы образовательных учреждений» по следующим критериям:

3 основные идеи (теории, концепции, принципы), которые послужили основой для разработки конкретной воспитательной системы;

лученным результатам; наиболее высокий процент получен по освоению учащимися умений планировать воспитательный процесс (56,8 %) и устанавливать партнерское взаимодействие с родителями, используя стратегии сотрудничества (53,9 %);

3 низкий уровень по критериям организации воспитательной деятельности в поликультурной среде продемонстрировали 40 % студентов.

Подобранный комплекс учебно-диагностических заданий позволил определить уровень сформированности профессиональных компетенций в области воспитания у обучающихся — будущих учителей начальных классов. Полученные данные указывают на то, что студенты испытывают затруднения в освоении межкультурных компетенций. Это свидетельствует о необходимости подбора системы заданий, направленных на расширение знаний национальных культур, формирование навыков этического межкультурного взаимодействия.

Приложение 1

3. Перечислите известные вам фамилии педагогов, которые занимались проблемами воспитания.

4. Перечислите три значимых личностных качества, которые могут определять уровень воспитанности младшего школьника.

5. Назовите основной нормативно-правовой документ, который регулирует деятельность учителя начальных классов в области воспитания.

Приложение 2

3 цели и задачи системы воспитания;

3 особенности содержания воспитания;

3 основные методы воспитания;

3 требования к педагогу и воспитаннику.

Задание выполняется индивидуально: каждый студент выполняет систематизацию по одной из авторских воспитательных систем, что дает возможность отсле-

живать как индивидуальные результаты в решении поставленной задачи, так и общие групповые показатели. Для проверки и оценки уровня владения информацией

ЛИТЕРАТУРА_

подобраны тестовые вопросы, (выполняются студентами в вузовской системе Moodle). Правильность ответов выявляет уровень освоения информации.

1. Губанихина, Е. В. К вопросу о поликультурной компетентности педагога / Е. В. Губанихи-на // Молодой ученый. — 2015. — № 4. — С. 556—559. — URL: https://moluch.ru/archive/84/15761/.

2. Гуцу, Е. Г. Проектирование учебного занятия в вузе на основе компетентностного подхода / Е. Г. Гуцу, М. Д. Няголова // Вестник Мининского университета. — 2017. — № 2 (19). — С. 2. —URL: http://vestnik.mininuniver.ru/upload/iblock/90f/gutsu.pdf.

3. Гуцу, Е. Г. Психодиагностика в системе работы по профессиональному самоопределению студентов, будущих педагогов / Е. В. Кочетова, М. Д. Няголова // Вестник Мининского университета. — 2016. — № 1-1 (13). — С. 4. — URL: http://vestnik.mininuniver.ru/jour/artide/view/124/125.

4. Зимняя, И. А. Ключевые компетентности — новая парадигма результата образования / И. А. Зимняя // Высшее образование сегодня. — 2003. — № 5. — С. 34—42.

5. Киселев, H. Н. Воспитание в вузе: исторические традиции, современные тенденции: исторические традиции, современные тенденции / Е. В. Киселева // Сибирский педагогический журнал. — 2014. — № 2. — С. 28—32.

6. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. ФГОС. — М. : Просвещение, 2009. — 29 с.

7. Кочетова, Е. В. Использование метода портфолио в профессиональной вузовской подготовке специалистов сферы образования / Е. В. Кочетова // Нижегородское образование. — 2010. — № 2. — С. 81—84.

8. Кочетова, Е. В. Подготовка будущих педагогов к профессиональному самоопределению / Е. В. Кочетова // Нижегородское образование. — 2013. — № 2. — С. 100—105.

9. Панфилова, О. И. Повышение профессиональной компетенции педагогов в области воспитания в процессе педагогической деятельности / О. И. Панфилова// Молодой ученый. — 2016. —№ 15. — С. 488—491. — URL: https://moluch.ru/archive/119/33107/.

10. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 октября 2013 г. № 544н «Об утверждении профессионального стандарта "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)"» (с изм. и доп. от 25.12.2014). — URL: https//base.garant.ru/70535556/.

11. Рунова, Т. А. Дистанционное обучение учителей начальной школы учебному сотрудничеству и эффективному взаимодействию / Т. А. Рунова // Применение новых технологий в образовании : материалы XX Международной конференции. — Троицк, 2009. — С. 376—377.

12. Рунова, Т. А. Технология организации учебного сотрудничества как средство повышения эффективности образовательного процесса / Т. А. Рунова // Школьные технологии. — 2014. —№ 5. —С. 42—48.

13. Троянская, С. Л. Основы компетентностного подхода в высшем образовании : учебное пособие / С. Л. Троянская. — Ижевск : Издательский центр «Удмуртский университет», 2016. — 176 с.

14. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. — М., 2010.

15. Psychological mechanisms of future pedagogues professional individualization formation during their studies in a higher educational institution/ E. V. Kochetova, E. G. Gutsu, N. N. Demeneva (etc.) // Journal of Fundamental and Applied Sciences. — 2017. — Vol. 9. — P. 1484—1493.

16. Studying motivational-axiological component of professional competence of a college teacher / E. G. Gutsu, N. N. Demeneva, E. V. Kochetova (etc.) // International Journal of Environmental and Science Education. — 2016. — Vol. 11. — № 18. — P. 12650—12657.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.