Научная статья на тему 'Формирование компетенций командного профессионально-ориентированного взаимодействия будущего техника'

Формирование компетенций командного профессионально-ориентированного взаимодействия будущего техника Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
896
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМАНДА / ТЕХНИК / СРЕДНЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / КОЛЛЕДЖ / КОМАНДНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ПРОБЛЕМНЫЕ ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ СИТУАЦИИ / ИНОЯЗЫЧНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / TEAM / TECH / VOCATIONAL EDUCATION / COLLEGE / PROFESSIONAL TEAM-ORIENTED INTERACTION / THE TROUBLED INDUSTRIAL SITUATION / FOREIGN LANGUAGE PROFESSIONAL INTERACTION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Васильева Юлия Викторовна

В среднем профессиональном образовании по техническим специальностям необходима подготовка студентов к новым условиям труда. Были изучены организационные формы работы техников нефтяных и газовых скважин на основе анкетирования работодателей и определена основная форма деятельности структурных единиц организации. Установлено, что в условиях вахтового метода взаимодействие носит командный характер, причем общение внутри команды вахты может быть иноязычным. Несмотря на глубокие психолого-медагогические исследования по проблеме командного взаимодействия, практически не рассматривалась специфика подготовки к нему студентов колледжа. В этом связи с позиций СПО рассмотрены понятия «команда», «профессиональная команда», «профессионально-ориентированное взаимодействие». Исследуется результативность следующих педагогических условий формирования компетенций командного взаимодействия: ведется целенаправленная работа по развитию компетенций организации командной работы с преподавателями колледжа; обеспечивается мотивация студентов к освоению командного профессионального взаимодействия демонстрацией реальных производственных ситуаций в ходе интегрированных и бинарных уроков; создан учебно-методический комплекс на основе проблемных производственных ситуаций и соответствующий минимально достаточный переводной глоссарий социальной и профессиональной коммуникации; разработана и внедрена в учебном процессе колледжа модель реализации командного профессионально-ориентированного взаимодействия студентов. В учебный процесс внедрено методическое обеспечение, содержащее рекомендации и комплексы проблемных ситуаций, характерных для работы вахт нефтяников с использованием иноязычной профессиональной лексики. Представлены результаты диагностики роста уровня сформированности компетенций командного профессионально-ориентированного взаимодействия студентов экспериментальных групп.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Васильева Юлия Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF COMPETENCES OF A TEAM OF PROFESSIONALLY-ORIENTED INTERACTION TECHNIQUE FOR THE FUTURE

In secondary vocational education in technical disciplines there is the problem of preparation of students to new conditions of labor. Studied the working conditions of the technicians of oil and gas wells. Used questionnaires to employers. It is established that in conditions of the shift method interaction is of team character. Communication within the watches may be of foreign language. In the literature was not considered in preparing College students for teamwork. In this regard, consider the concept of «team», «professional team», «professionally-oriented interaction». Proven pedagogical conditions of formation of competences of team interaction. Conducted training of teachers of the College. Provided motivation to the development of a team of professional interaction. Created models of production situations on the integrated and binary lessons. Developed methodical complex. Used German language lessons and technical disciplines. A growth of the level of formation of professional competence of the command-oriented interaction of students in the experimental groups.

Текст научной работы на тему «Формирование компетенций командного профессионально-ориентированного взаимодействия будущего техника»

УДК 377.031.4

Васильева Ю.В.

Бузулукский колледж промышленности и транспорта филиал Оренбургского государственного университета E-mail: petrova1977sveta@mail.ru

ФОРМИРОВАНИЕ КОМПЕТЕНЦИЙ КОМАНДНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ БУДУЩЕГО ТЕХНИКА

В среднем профессиональном образовании по техническим специальностям необходима подготовка студентов к новым условиям труда. Были изучены организационные формы работы техников нефтяных и газовых скважин на основе анкетирования работодателей и определена основная форма деятельности структурных единиц организации. Установлено, что в условиях вахтового метода взаимодействие носит командный характер, причем общение внутри команды -вахты - может быть иноязычным. Несмотря на глубокие психолого-медагогические исследования по проблеме командного взаимодействия, практически не рассматривалась специфика подготовки к нему студентов колледжа. В этом связи с позиций СПО рассмотрены понятия «команда», «профессиональная команда», «профессионально-ориентированное взаимодействие». Исследуется результативность следующих педагогических условий формирования компетенций командного взаимодействия: ведется целенаправленная работа по развитию компетенций организации командной работы с преподавателями колледжа; обеспечивается мотивация студентов к освоению командного профессионального взаимодействия демонстрацией реальных производственных ситуаций в ходе интегрированных и бинарных уроков; создан учебно-методический комплекс на основе проблемных производственных ситуаций и соответствующий минимально достаточный переводной глоссарий социальной и профессиональной коммуникации; разработана и внедрена в учебном процессе колледжа модель реализации командного профессионально-ориентированного взаимодействия студентов.

В учебный процесс внедрено методическое обеспечение, содержащее рекомендации и комплексы проблемных ситуаций, характерных для работы вахт нефтяников с использованием иноязычной профессиональной лексики. Представлены результаты диагностики роста уровня сформированности компетенций командного профессионально-ориентированного взаимодействия студентов экспериментальных групп.

Ключевые слова: команда, техник, среднее профессиональное образование, колледж, командное профессионально-ориентированное взаимодействие, проблемные производственные ситуации, иноязычное профессиональное взаимодействие.

Отечественное профессиональное образование вслед за социально-экономической ситуацией России динамично меняется, ориентируясь на подготовку выпускников, востребованных и конкурентоспособных в своем регионе проживания [1], [13]. Важнейшим аспектом развития нашего региона является добыча и переработка полезных ископаемых, и в первую очередь добыча и переработка нефти и газа. С этих позиций Бузулукский район Оренбургской области остается ресурсным центром. На территориях, прилегающих к городу Бузулуку, разведаны и разрабатываются нефтяные месторождения и месторождения строительных материалов. Процессы оптимизации и централизации нефтяной отрасли привели к определенному сокращению численности сотрудников добывающих предприятий на территории района, что обострило конкурентную борьбу на рынке труда региона. С другой стороны централизация создала вер-

тикально интегрированные компании нефтедобычи с гарантированной доходностью, что и стало для региона стратегическим плюсом в его развитии. Как результат, в Бузулукском районе сохраняется постоянная потребность в рабочих и техниках, которая поддерживается функционированием нефтяных компаний. Структурные подразделения нефтедобычи не только обеспечивают работой активное население в пределах района, но и, в силу сложившейся специализации, формируют и готовят подразделения для работы вахтовым методом на других территориях. В качестве кадрового ресурса рабочих и техников выступают выпускники местных профессиональных образовательных организаций. Так, более 60 выпускников Бузулукского колледжа промышленности и транспорта ОГУ ежегодно пополняют кадры нефтедобычи в России, СНГ, странах ближнего и дальнего зарубежья [11].

Целью данной статьи является обоснование и подтверждение результативности педагогических условий формирования компетенций командного профессионально-ориентированного взаимодействия в учебной деятельности студентов колледжа.

Обоснованность авторской позиции относительно актуальности данного исследования определяется следующими положениями.

Изменение взаимоотношений в трудовых коллективах идет как в направлении повышения личной ответственности каждого, так и развития командных форм работы. К последней тенденции относятся все более распространенные мобильные ремонтные команды, вахтовые команды, судовые команды Морфлота, команды геологических экспедиций, команды бурильщиков нефти, команды врачей разных специальностей на сложных операциях, команды МЧС [16], [10]. Опыт таких взаимоотношений в обыденной жизни ни школьники, ни студенты, как правило, не получают. В результате перед профессиональным образованием возникает новая педагогическая проблема формирования компетенций профессионально-ориентированного командного взаимодействия в образовательном процессе учебного заведения, которая и обосновывает актуальность данного исследования.

Научный интерес к феномену профессиональных команд и профессионально-ориентированному командному взаимодействию породил гамму междисциплинарных исследований в сфере социологии, психологии экономики, менеджмента, педагогики [2], [3], [7], [8], [12], [14], [19].

Под командной формой организации работ, как правило, понимается объединение определенной группы профессиональных работников в автономный самоуправляемый коллектив с целью решения поставленной задачи (производственной или интеллектуальной) более оперативно, эффективно и качественно, чем при традиционной организации работ. Научная и публицистическая литература широко и в разных контекстах использует такие понятия как «команда профессионалов», «профессиональная команда», «профессионально-ориентированная команда» и другие [16]. В то же время в литературе не представлена дифференциация этих понятий. Возможно, что учет профессиональных

аспектов деятельности, который определяет цели команды, лежит в основе разделения этих понятий. Так, например, по мнению, Г.М. Код-жаспировой, «команда» (педагогическая команда, команда педагогов) - группа членов педагогического коллектива, работающих вместе с целью обеспечить максимально эффективный процесс преподавания и образования в учебном заведении. В целом, с точки зрения функционального подхода можно считать, что профессиональная команда - это группа людей, выполняющих определенную деятельность по жесткому командному принципу, именно командная деятельность стала для ее участников основой профессией, например, профессиональная команда футболистов [9], [14]. В профессиональной команде для результативной работы важно четко соблюдать определенную роль, которую менять крайне сложно или нежелательно.

Достаточно часто командой профессионалов называют группу специалистов, которые работают в одной профессиональной сфере по типу команды, например, команды спасателей, врачей МЧС, пожарных, вахта - бурильщиков, экспертов. Каждый из членов команды может заменить другого, поскольку важно не столько соблюдение правил командного взаимодействия, сколько профессиональный результат - ликвидация аварии, пожара, стихийного бедствия, спасение людей, количество добытого сырья, выработка коллегиального или инновационного решения и т. д. В то же время используются и такие терминологические конструкции как профессиональная команда врачей или команда профессиональных гонщиков [11], [13], [18], [20].

В литературе также не сформировалось устойчивых различий для терминов «профессиональное командное взаимодействие» и «командное профессионально-ориентированное взаимодействие» [8]. Можно считать, что в первом случае важнее выполнение заданной роли в команде (профессиональная команда), а во втором случае более важен профессиональный результат командной деятельности, и роли могут изменяться. В то же время отмечаем, что в целом ряде случаев в чистом виде таких акцентов сделать не удается.

Достаточно явные различия в терминологии можно сделать на уровне отдельных компе-

тенций членов команды. Так, общекомандные компетенции обеспечивают готовность к работе во взаимодействии с другими людьми для достижения каких-либо общих целей, при этом взаимодействие строится по командному типу. Профессионально-командные компетенции обеспечивают формирование способности выполнять определенную роль в любой команде, решая четко очерченный круг задач командного строительства или взаимодействия - задачи лидера, исполнителя, коммуникатора, эксперта и т. д.

Компетенции профессионально-ориентированного командного взаимодействия характеризуются готовностью к решению профессиональных задач в составе команды, причем роль и функции члена команды могут меняться в зависимости от сложившейся профессиональной ситуации.

Междисциплинарный опыт работы с командами показал, что функциональная структура команды включает 9 составляющих (рис. 1).

В менеджменте понятие «команда» для профессионально-ориентированного взаимодействия разработано в наибольшей степени. С точки зрения управления и управляемости в команде выделяется ряд специфических качеств. К ним относятся такие как согласование и принятие общих целей, ценностей, принципов, правил и норм; ориентация на сплоченность и поведенческую адаптацию; дифференцированная и вариативная коммуникация, явная и вариативная структура ролей (статусный самоконтроль деятельности, вариативная диссипация ответственности; сформированность как общекультурных и профессиональных компетенций, так и компетенций профессионально-

ориентированного командного взаимодействия); широкий спектр способностей, а также широкий спектр способностей признания личностных качеств каждого члена команды.

Феномен команды и результативности командного взаимодействия, по мнению социологов, основан на синергетическом эффекте, который проявляется в значительном возрастании ресурсов команды и решении ею задач, недоступных отдельному члену команды, поскольку общая эффективность команды выше суммы эффективности каждого из нее участников.

Социально-психологические исследования трактуют понятие команды через феномен групп [2], [19]. Команды относятся к типу формальных групп, в которых на время выполнения задания и с целью его выполнения создаются соподчиненные группы по принципу «руководитель-лидер и его сотрудники-рабочие». Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева [7], развивая эту идею, определила основные принципы организации командной формы работы в профессии (рис. 2).

Таким образом, в научной литературе достаточно разработаны вопросы структуры и функций команд и методов взаимодействия в них.

Компетенция командного взаимодействия относится к общекультурной компетенции в Федеральных государственных образовательных стандартах всех направлений подготовки и специальностей. В этой связи в последнее десятилетие к тематике формирования командных компетенций в педагогических и психологических диссертациях обращались многие авторы, например, В.С. Васильева (2014), А.В. Воронина (2010), Т.В. Громова (2003), Ф.А. Жули-

Рисунок 1 - Функциональная структура команды для профессионально-ориентированного взаимодействия

тов (2007), А.В. Ивлев (2006), Г.В. Лопатенков (1999), Ю.В. Михайлова (2014), Ю.А. Михеев (2004), В С. Окунева (2013) [15], Н А. Пашолок (2013), ИМ. Пелевина (2009), Н.Ф. Плотникова (2008), В.Л. Хасина (2011).

В то же время практически не рассматривалась специфика такой подготовки в условиях среднего профессионального образования. В рамках ФГОС среднего профессионального образования указанная компетенция также относится к общим компетенциям. Ее содержание составляет готовность к работе в профессиональной команде, обеспечивая ее сплочение, общение с коллегами или руководством, готовность брать ответственность за работу членов команды и за результат выполнения заданий. В то же время при подготовке будущих техников по специальности «Разработка и эксплуатация нефтяных и газовых месторождений» необходимо учитывать, что взаимодействие нефтяников в условиях сменной и вахтовой работы представляет собой также командную деятельность, что подтверждается и мнением работодателей. В этой связи формирование умений командного взаимодействия переходит в плоскость профессиональных компетенций, требует реализации уже в учебном процессе колледжа и является важным условием повышения конкурентоспособности выпускника [5], [20].

Следует отметить, что компетенции командной работы уже более 10 лет введены как характеристики выпускника СПО. В то же время эта задача не решена в достаточной степени.

Так, Министерством образования Оренбургской области в 2014/2015 годах был проведен анализ проблем преподавания дисциплин в подведомственных организациях СПО. Проверки управления контроля и надзора, лицензирования и аккредитации выявили целый ряд недостатков в этом виде деятельности (письмо 01-23/7966 от 29.12.2015 г.). Эта ситуация определила с нашей точки зрения необходимость двух взаимосвязанных направлений работы: развитие профессиональных педагогических компетенций преподавателей колледжа в аспекте командного строительства в студенческих группах и собственно формирование умений студентов работать в профессиональных командах. Кроме того, в каждом случае необходимо формировать и развивать как общекомандные, так и профессионально-командные компетенции.

Достоверность авторской позиции была подтверждена в ходе констатирующего и формирующего экспериментов. Основная опытно-экспериментальная работа проводилась на базе Бузулукского колледжа промышленности и транспорта (филиал) Оренбургского государственного университета, отдельные положения исследования проверялись на базе Бугуруслан-ского нефтяного колледжа и на базе практик предприятий-работодателей нефтегазовой отрасли Оренбургской области. Исследованием было охвачено в общей сложности 517 человек [6]. В констатирующем эксперименте был выявлен недостаточный уровень сформирован-ности таких компетенций. Уровень сформиро-

Принципы организации командной формы работы

Рисунок 2 - Принципы организации командной формы работы в профессии

ванности компетенции командного взаимодействия оказался недостаточным для того, чтобы обеспечить успешную работу даже в составе учебных команд на производственной практике. Студенты в беседах отмечали, например, «... работать в команде - значит вечно от всех зависеть... Лично я себе доверяю больше чем всем остальным, поэтому в команде мне работать не нравится» (Сергей К.); «... работа в команде позволяет помогать друг другу, спорить и приходить к одному мнению, а иногда ничего не делать, потому что результат зависит не от одного человека, а от команды в целом» (Геннадий О.); «... работают все, сколько могут или сколько заставят, что тут взаимодействовать, каждый за себя, лишь бы платили.» (Никита М.).

В констатирующем эксперименте были проведены опросы руководителей предприятий нефтедобычи Бузулукского района. Для выявления актуальности командного профессионально - ориентированного взаимодействия проводились анализ образовательных стандартов в нефтяной и газовой промышленности, встречи, беседы и анкетирование сотрудников и работодателей (ЗАО «Газпромнефть Оренбург, ГЕОТЕК, ТНК-ВР, Везерфорд-холдинг, ОАО «Славнефть - Мегионнефтегаз», ОАО «НК «Роснефть», ООО Бузулукская нефтесервисная компания, ООО УКРС, ООО Технефтесервис). Анкета была построена на определении основ-

ной формы организации труда техников при вахтовой форме работы. Для этого на основе различий между командой и бригадой [14] была разработана анкета. Анкета «Как мы работаем?» позволила выявить, что современная организация взаимоотношений и взаимодействий при вахтовой форме работы тяготеет значительно больше к командной, чем к бригадной форме работы [4] (рис. 3).

Формирующий эксперимент включал реализацию следующих педагогических условий:

- ведется целенаправленная работа по развитию компетенций организации командной работы с преподавателями колледжа;

- обеспечивается мотивация студентов к освоению командного профессионального взаимодействия демонстрацией реальных производственных ситуаций в ходе интегрированных и бинарных уроков;

- создан учебно-методический комплекс на основе проблемных производственных ситуаций и соответствующий минимально достаточный переводной глоссарий социальной и профессиональной коммуникации;

- разработана и внедрена в учебном процессе колледжа модель реализации командного профессионально-ориентированного взаимодействия студентов.

Общие подходы к повышению профессионализма преподавателей колледжа могут

Рисунок 3 - Диаграмма видов деятельности техников (по результатам анкетирования работодателей)

характеризоваться развитием компетенции командного строительства (табл. 1) по материалам А.В.Коваленко [10], А.М. Карякина [9].

Реализовать такое направление повышения квалификации преподавателей удалось как в рамках цикловой методической комиссии, так и в формате общеколледжных методических конференций, открытых бинарных уроков «Спец. дисциплина - иностранный язык», совместной с работодателями разработки тематики проблемных ситуаций для организации командного взаимодействия, дискуссии «Команда, коллектив, группа - эффективность учебной деятельности и образовательные риски», анализа опыта командного строительства в учебных группах по научным источникам. Результативность этих мероприятий представлена на рисунке 4 (данные за 2016 г.). Оценка результативности проведена в ходе опроса преподавателей колледжа.

Анализ результатов опросов выявил, что практически все мероприятия имеют определенную эффективность, в то же время суммар-

ный результат несколько выше при проведении открытых бинарных уроков и разработки методического обеспечения. Именно эти виды деятельности и легли в основу программы формирования компетенций профессионально-ориентированного взаимодействия студентов колледжа.

Следующая задача состояла в выборе наиболее эффективных средств формирования компетенций командного профессионально-ориентированного взаимодействия будущих техников.

Известным педагогическим средством активизации учебной деятельности и вовлечения студентов в командное взаимодействие является проблемное обучение. С учетом того комплекса компетенций, который охарактеризован в ФГОС СПО для нефтяников, именно проблемные ситуации составляют постоянный психолого-профессиональный фон его работы. Производственные проблемные ситуации помогают студенту приобрести первичный опыт

Таблица 1 - Структура и содержание компетенций командного строительства у преподавателя колледжа

Элемент Содержание элемента компетенции

w к об условия и специфика строительства профессиональных команд в организациях разного типа;

к е л m rt т о о возможностях и ограничениях команды как альтернативной организационной структуры, как формы организации деятельности, обеспечивающей максимальную эффективность и психологическую поддержку ее членов;

е ft К о роли психологической совместимости в групповой сплоченности команд; о психологических механизмах создания эффективных команд;

т е S К о специфике строительства управленческих команд, значении организационной культуры и субкультуре в развитии и эффективном функционировании управленческих команд;

об основных этапах и методах создания высокоэффективных команд;

различия между рабочей группой и командой;

организационные условия эффективной командной деятельности;

основные психологические факторы и механизмы создания высокоэффективных самоуправляемых команд;

¡нать: значение групповой сплоченности и психологической совместимости в процессе отбора людей в команду;

методы консолидации и психологической поддержки членов команды,

группового принятия решения;

основные этапы строительства команд;

специфику деятельности управленческих команд в органах государственной власти;

различать рабочую группу и команду, различные виды команд;

анализировать и конструировать организационную структуру, оптимальную для строительства команд;

Л н отбирать людей в команду в зависимости от задачи и предстоящей деятельности;

S определять эффективность командной деятельности;

вырабатывать механизмы группового принятия решений в команде;

вырабатывать механизмы принятия решений в условиях разнообразных, зачастую противоречивых, интересов членов команды.

командного взаимодействия и первичный профессиональный опыт для того, чтобы внутренне понять и осознать, что знания, умения, навыки и качества личности в момент профессионального взаимодействия слились в нечто единое, и создалось ощущение способности воспроизвести это действие. Производственная проблемная ситуация четко целенаправленна на развитие инновационного поведения студентов, проявляющегося в открытости к экспериментам и изменениям, готовности к плюрализму мнений, экономии времени и способности принимать на себя ответственность за поиск наилучшего решения.

Для результативности педагогической деятельности важно определить дисциплины, в рамках которых данное педагогическое средство будет использовано. В процессе обучения будущих техников по специальности 21.02.01 «Разработка и эксплуатация нефтяных и газовых месторождений» необходимо учитывать, что при взаимодействии нефтяников в условиях сменной и вахтовой работы важным аспектом является необходимость знаний профессионального иностранного языка (немецкий,

английский, французский) для работы с современным оборудованием в многонациональных коллективах. В этой связи формирование компетенций командного профессионально-ориентированного взаимодействия в сочетании с умениями межкультурного взаимодействия уже в учебном процессе колледжа является важным условием повышения конкурентоспособности выпускника.

Учитывая вышеизложенное, были разработаны планы бинарных уроков на основе иностранного языка (немецкий язык) и различных дисциплин профессионального модуля. В рамках этих дисциплин создано и внедрено в учебный процесс учебно-методическое пособие «Проблемные ситуации как средство формирования компетенций командного профессионально-ориентированного взаимодействия студентов колледжа (на материале дисциплины «Иностранный язык»). Методика разработки комплекса проблемных ситуаций ранее была подробно изложена в статье [4]. Пособие включает более 50 проблемных ситуаций, сопровождаемых фотографиями или рисунками. Такое количество материала позволяет ис-

Рисунок 4 - Оценка преподавателями эффективности мероприятий по развитию их педагогической компетенции командного строительства (по 10-бальной шкале)

пользовать его для студентов различных групп и форм обучения. Задания располагаются по нарастанию сложности и объему используемой лексики. В приложении к пособию дан лексический и грамматический материал.

Приведем пример проблемной ситуации, которая была использована в ходе бинарного урока.

Краткое описание происшествия. Машинист бульдозера субподрядной организации ООО «Техновекгор», при выполнении работ по механической рекультивации территории, во время движения с опущенным на глубину 0,6 м механическим рыхлителем, произвел повреждение выкидной линии скважины Вахитовского месторождения. В результате разгерметизации выкидной линии произошел разлив нефтесо-держащей жидкости и возгорание бульдозера (рис. 5) [17].

Задание студентам. Пользуясь данным лексическим материалом (машинист - der Lokführer, бульдозер - die Planierraupe, выполнение -die Erfüllung, рекультивация - die Umkultivierung, движение - die Bewegung, опустить - senken, рыхлитель - der Lockerer, производить - erzeugen, повреждение - die Beschädigung, сква-das Bohrloch, месторождение - die Erdölfelder, происходить - vorfallen, разлив - die Überschwemmung, жидкость - die Flüssigkeit, возгорание - das Brennen) и фотографиями с места происшествия, объясните прибывшей

экологической службе и команде пожарных сложившуюся ситуацию, обсудите способы ее разрешения.

Выполнение задания. Описание проблемной ситуации выдается 3-5 студентам. Эта группа должна работать как команда профессионалов, ликвидирующих аварию. Каждый из них представляет какую-либо службу (машинист, пожарный, представитель экологического контроля). Студенты изучают материалы, а затем на немецком языке им необходимо: 1) объяснить, какую службу они представляют; 2) описать ситуацию с позиции их службы, 3) определить общие цели деятельности; 4) во взаимодействии предложить схему дальнейшей работы или варианты устранения последствий аварии; 5) объяснить своему руководству ситуацию и результаты работы. Время подготовки - 10-15 минут. Время выполнения -10 минут.

Оценка работы. Если проводится бинарный урок, то оценивается как корректность профессиональных подходов, так и грамотность речевой коммуникации. Учитывается взаимопонимание членов команды, их заинтересованность в нахождении общего решения, интенсивность деятельности каждого. Остальные студенты группы выступают в роли экспертов. Для этого им выдаются листки с матрицей оценки. В строках матрицы указаны критерии оценок; немецкий язык, профессиональное

Рисунок 5 - Фотографии с места происшествия

решение, степень участия во взаимодействии, умение помочь коллегам, стремление работать совместно, выдержанная командная позиция при конфликте интересов служб.

Систематическое и планомерное использование на занятиях иностранного языка, а также на интегрированных и бинарных уроках метода проблемных ситуаций в рамках дисциплин профессионального модуля позволило повысить уровень сформированности компетенций командного профессионально-ориентированного взаимодействия. В подтверждении этого приведем некоторые мнения студентов экспериментальной группы.

«Командная работа многому меня научила, научила прислушиваться к чужому мнению, думать и работать сообща. Работая вместе, все получается быстрее и значительно легче» (Артем Ч.).

«В команде мы смогли решить задачи, которые для одного человека были слишком сложны и трудоемки. Кроме этого мы смогли выдать гораздо больше удачных идей, нежели каждый из нас мог бы придумать по отдельности при решении проблемной ситуации» (Кирилл А.).

«Работа в команде научила меня сдерживать свои личные амбиции и прислушиваться к мнению других людей» (Андрей Р.).

«Совместная работа в команде дала мне ощущение ответственности за других и поддержки от других. Позволила распределить обязанности между членами команды и быстрее достичь намеченного результата» (Александр Г.).

После прохождения производственной практики на предприятии студенты дали более осознанные и развернутые ответы о значении работы в команде.

«Работа в команде дала мне возможность многому научиться, повысить свою квалификацию, расширить область знаний и приобрести новый опыт в своей профессиональной деятельности» (Олег М.).

«Командная работа дает шанс реализовать себя и проявить свои лучшие качества в работе» (Владимир В.).

«При работе в команде я хотел бы отметить разумное распределение обязанностей, отсутствие междоусобиц, взаимное уважение, а также конструктивную критику в корректной форме. Готовность прийти на помощь коллеге

и получить помощь при необходимости» (Руслан А.).

«Работать в команде - это нести ответственность не только за себя, но и за всю команду, уметь прислушиваться к мнению, которое отличается от твоего мнения, уметь находить компромисс и достигать наилучшего результата» (Даниил Д.).

«Работа в команде позволила мне развить в себе такие умения как умение налаживать диалог практически с любым человеком, аргументировано убеждать в правильности предлагаемого решения, признавать свои ошибки и принимать чужую точку зрения и не идти на конфликт» (Иван Б.).

Апробация в педагогическом процессе педагогических условий формирования компетенций командного профессионально-ориентированного взаимодействия студентов выявила не только позитивные тенденции, но и определенные проблемы учебного процесса, и образовательные риски. К ним следует отнести:

1) повышение трудоемкости подготовки уроков, как со стороны преподавателей, так и со стороны студентов;

2) необходимость синхронизации занятий для проведения бинарных и интегрированных уроков;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3) сложность вовлечения в командную работу всех студентов группы, поскольку работа с командами идет последовательно;

4) риск срыва дисциплины на уроках в силу эмоциональной насыщенности занятия;

5) риск непонимания студентами технической или технологической сущности предлагае-мей проблемной ситуации в силу недостаточной подготовленности;

6) риск слишком сильного упрощения сущности производственной проблемной ситуации в учебных целях и потери «проблемности» занятия;

7) риск непонимания производственной ситуации преподавателем общепрофессионального блока дисциплин;

8) риск завышенной оценки командных компетенций студентов-интровертов в результате характерного активного общительного поведения и настроя на коммуникацию, но не на учебную работу в команде;

9) риск заниженной оценки и/или потери интереса к обучению студентов - экстравертов, которые медленнее разворачивают коммуникации, нерешительно вступают в командную деятельность, неохотно и скептически относятся к интерактивным формам учебной работы.

К сожалению, преодолеть все проблемы внедрения инновации в учебный процесс сразу

невозможно, поэтому нам представляется, что актуальность и востребованность командных умений с лихвой перекрывает сложности на пути их формирования, поскольку сформированные у выпускников СПО профессиональные компетенции командного взаимодействия значительно повышают их конкурентоспособность и востребованность на рынке труда.

03.10.2016

Список литературы:

1. Абубакирова, М.И. Инновационный специалист - мечта работодателя / М.И.Абубакирова, Н.О. Вербицкая // Профессиональное образование. - 2015. - №3. - С. 19-21.

2. Андреева, Г.М. Социальная психология: учебник для высш. учеб. заведений / Г.М. Андреева. - М.: Аспект-пресс, 1998. - 376 с.

3. Бажин, А.С. Исследование способности профессиональных команд к самообучению в зависимости от их ролевого состава / А.С.Бажин, Р.В. Светайло, А.С. Овчинников // Экономика и социум. - 2014. - № 4-1 (13). - С. 571-574.

4. Васильева, Ю.В. Метод проблемных ситуаций как инструментарий формирования командных умений студентов технических специальностей / Ю.В.Васильева, И.Д. Белоновская // Вестник оренбургского государственного университета. - 2014. - №11. -С. 172-178. - ISSN 1814-6457.

5. Васильева, Ю.В. Диагностика командных умений техников Бузулукского колледжа промышленности и транспорта / Ю.В. Васильева // Вестник Челябинского ГПУ. - 2013. - №10. - С. 9-19. - ISSN 1997-98-86.

6. Васильева, Ю.В. Командное взаимодействие как средство формирования конкурентного ресурса будущего техника [Электронный ресурс] / Ю.В. Васильева, И.Д. Белоновская // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 3. - URL: http:// science-education.ru/ru/article/view?id=20260.

7. Зинкевич-Евстигнеева, Т.С. Технология создания команды / Т.С, Зинкевич-Евстигнеева. - СПб. : Речь, 2002. - 215 с.

8. Ивахнюк, Т.В. Внедрение командно-ориентированного метода обучения - инновационный подход к изучению микробиологии студентами медицинского вуза / Т.В. Ивахнюк и др. // В книге: International scientific-practical congress of pedagogues, psychologists and medics «Driven to Discover!» European Association of pedagogues and psychologists «Science». - 2015. -С. 62-68.

9. Карякин, А.М. Командная работа: основы теории и практики / А.М. Карякин. - Иван. гос. энерг. ун-т. - Иваново, 2008. -183 с.

10. Коваленко, А.В. Создание эффективной команды [Электронный ресурс] / А.В. Коваленко. - Томск: Изд-во Томского политехнического университета, 2009. - URL: http://window.edu.ru/catalog/pdf2txt/120/75120/55644?p_page=1.

11. Команда профессионалов «Нигмаш-Сервис» не останавливается на достигнутом // Бурение и нефть. - 2014. - №1. - С. 56.

12. Лачинина, Т. Команда в организации: эффективность совместной деятельности [Текст] / Т. Лачинина // Проблемы теории и практики управления. - 2007. - №7. - С. 21-30.

13. Малахов, М. Профессиональная и настойчивая команда может переиграть рынок / М. Малахов //Логистика. - 2014. -№ 5 (90). - С. 18-20.

14. Мэддакс, Р. Успешная команда. Как её создать, мотивировать и развивать / Р. Мэддакс. - М.: Альпина Бизнес Букс, 2008. -324 с .

15. Окунева, B.C. Подготовка студента для работы в команде как перспективное направление роста экономики / B.C. Окунева // Вопросы управления. - 2013. - 1(3)03. - С. 195-198.

16. Савин, Н.В. Потенциал командного взаимодействия в современной организации: автореф. дис... канд. социол. наук [Электронный ресурс] / Н.В. Савин. - М., 2011. - URL: http://www.stankin.ru/sciense/kandiddis.html.

17. Уроки, извлеченные из происшествий. - Сорочинск: «НГДУ «Сорочинскнефть»», 2011. - 176 с.

18. Филиппова, Н.В. Гайская: команда профессионалов / Н.В. Филиппова // Птицеводство. - 2010. - №2. - С. 11-18.

19. Фопель, К. Создание команды. Психологические игры и упражнения / К. Фопель; пер. с нем. - М.: Генезис, 2003. - 400 с.

20. Шунькова, С.В. Исследование профессиональной деятельности и образа жизни специалистов, работающих в геологической партии / С.В. Шунькова // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. - 2008. - Т. 3. - №3. -С. 173-179.

Сведения об авторе: Васильева Юлия Викторовна, соискатель ученой степени кафедры общегуманитарных и экономических дисциплин Бузулукского колледжа промышленности и транспорта (филиал ОГУ) 461040, Оренбургская область, г. Бузулук, ул. 1 Мая, д. 35, e-mail: petrova1977sveta@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.