Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ КОМПЕТЕНЦИИ В ОБЛАСТИ АКАДЕМИЧЕСКОГО ПИСЬМА НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ ВУЗОВ'

ФОРМИРОВАНИЕ КОМПЕТЕНЦИИ В ОБЛАСТИ АКАДЕМИЧЕСКОГО ПИСЬМА НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ ВУЗОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
54
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АКАДЕМИЧЕСКОЕ ПИСЬМО / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / НАУЧНЫЙ ДИСКУРС / IMRAD / НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ РАБОТНИКИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сысоев Павел Викторович, Сорокин Данила Олегович, Евстигнеева Илона Алексеевна

Введение. Сформированность компетенции в области академического письма выступает одним из требований к научно-педагогическим работникам (НПР) вузов на современном этапе. Количество статей в научных журналах, индексируемых в международных наукометрических базах данных Scopus и Web of Science, является показателем эффективности деятельности вуза в целом и результативности каждого отдельного НПР в частности. Целью исследования является разработка программы курса для НПР по формированию компетенции в области академического письма и проверка его эффективности в ходе экспериментального обучения. Материалы и методы. В исследовании приняли участие 40 преподавателей разных научных специальностей Тамбовского государственного университета имени Г.Р. Державина (Российская Федерация). В течение 13 недель они обучались написанию структурных компонентов исследовательской статьи формата IMRAD, а также изучали вопросы, связанные с использованием современных информационно-аналитических ресурсов по подбору научной литературы по темам и продвижению научных статей после их публикации. Объектами контроля выступили микроумения, связанные с написанием структурных фрагментов статьи формата IMRAD. Статистический анализ данных проводился с помощью методики t-критерия Стьюдента. При анализе использовались данные медианы (М). Результаты исследования. Выявлено, что предлагаемый курс подтвердил свою эффективность по всем контролируемым аспектам. Исследование показало, что наибольшие трудности у большинства НПР преимущественно гуманитарных научных специальностей вызвало написание разделов «Методы и материалы» (М=3,05), «Результаты» (М=2,95) и «Обсуждение результатов» (М=3,45). Наименьшие трудности у участников вызвало написание разделов «Введение» (М=4,16), «Обзор литературы» (М=4,8), «Заключение» (М=4,43) и составление списка литературы (М=4,87). В работе подробно представлено предметное содержание курса и задания для самостоятельного выполнения обучающимися. Заключение. Новизна исследования заключается в разработке предметно-тематического содержания курса для НПР по формированию компетенций в области академического письма. Перспективность исследования связана с адаптацией учебной программы и материалов курса для его использования со студентами бакалавриата и магистратуры, занимающимися научно-исследовательской деятельностью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сысоев Павел Викторович, Сорокин Данила Олегович, Евстигнеева Илона Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE DEVELOPMENT OF UNIVERSITY RESEARCH SCHOLARS’ AND FACULTY’S COMPETENCE IN ACADEMIC WRITING

Introduction. The development of competence in the field of academic writing is one of the requirements for university research scholars and faculty at the current stage. The number of research articles published in academic journals indexed in Scopus and Web of Science is one of the indicators of the effectiveness of the university in general and the effectiveness of each individual scholar in particular. The purpose of the study is to develop a course program for the university research scholars and faculty for the development of competence in the field of academic writing and to test its effectiveness in the course of experiential learning. Materials and methods. The study involved young faculty of various scientific specialties of Derzhavin Tambov State University (N=40). For 13 weeks, they were trained in writing the structural components of an IMRAD research article, and also studied issues related to the use of modern information and analytical resources for the selection of research literature on topics and the promotion of research articles after their publication. The objects of control were micro skills associated with writing structural fragments of an article in the IMRAD format. Statistical analysis of the data was carried out using the Student's t-test. Median data (M) were used in the analysis. Research results. It was revealed that the proposed course has confirmed its effectiveness in all controlled aspects. In addition, the study showed that the greatest difficulties for most learners, predominantly representatives of humanities, were caused by writing the sections “Methods and materials” (M = 3.05), “Results” (M = 2.95) and “Discussion of the results” (M = 3.45). The least difficulties for the participants were caused by writing the sections "Introduction" (M=4.16), "Literature Review" (M=4.8), "Conclusion" (M=4.43) and compiling a list of references (M=4.87). The paper presents in detail the subject content of the course and tasks for independent implementation by students. Conclusion. The novelty of the study is in the development of the subject content of the course for the development of students’ and scholars’ competence in academic writing. The results of the study can be used in the development of specialized academic writing courses for bachelor and master degree students, involved in research activity.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ КОМПЕТЕНЦИИ В ОБЛАСТИ АКАДЕМИЧЕСКОГО ПИСЬМА НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ ВУЗОВ»

Перспективы Науки и Образования

Международный электронный научный журнал ISSN 2307-2334 (Онлайн)

Адрес выпуска: https://pnojournal.wordpress.com/2023-2/23-01/ Дата поступления: 19.07.2022 Дата публикации: 28.02.2023

П. В. Сысоев, Д. О. Сорокин, И. А. Евстигнеева

Формирование компетенции в области академического письма научно-педагогических работников вузов

Введение. Сформированность компетенции в области академического письма выступает одним из требований к научно-педагогическим работникам (НПР) вузов на современном этапе. Количество статей в научных журналах, индексируемых в международных наукометрических базах данных Scopus и Web of Science, является показателем эффективности деятельности вуза в целом и результативности каждого отдельного НПР в частности. Целью исследования является разработка программы курса для НПР по формированию компетенции в области академического письма и проверка его эффективности в ходе экспериментального обучения.

Материалы и методы. В исследовании приняли участие 40 преподавателей разных научных специальностей Тамбовского государственного университета имени Г.Р. Державина (Российская Федерация). В течение 13 недель они обучались написанию структурных компонентов исследовательской статьи формата IMRAD, а также изучали вопросы, связанные с использованием современных информационно-аналитических ресурсов по подбору научной литературы по темам и продвижению научных статей после их публикации. Объектами контроля выступили микроумения, связанные с написанием структурных фрагментов статьи формата IMRAD. Статистический анализ данных проводился с помощью методики t-критерия Стьюдента. При анализе использовались данные медианы (М).

Результаты исследования. Выявлено, что предлагаемый курс подтвердил свою эффективность по всем контролируемым аспектам. Исследование показало, что наибольшие трудности у большинства НПР преимущественно гуманитарных научных специальностей вызвало написание разделов «Методы и материалы» (М = 3,05), «Результаты» (М=2,95) и «Обсуждение результатов» (М = 3,45). Наименьшие трудности у участников вызвало написание разделов «Введение» (М=4,16), «Обзор литературы» (М=4,8), «Заключение» (М=4,43) и составление списка литературы (М=4,87). В работе подробно представлено предметное содержание курса и задания для самостоятельного выполнения обучающимися.

Заключение. Новизна исследования заключается в разработке предметно-тематического содержания курса для НПР по формированию компетенций в области академического письма. Перспективность исследования связана с адаптацией учебной программы и материалов курса для его использования со студентами бакалавриата и магистратуры, занимающимися научно-исследовательской деятельностью.

Ключевые слова: академическое письмо, профессиональные компетенции, научный дискурс, IMRAD, научно-педагогические работники

Ссылка для цитирования:

Сысоев П. В., Сорокин Д. О., Евстигнеева И. А. Формирование компетенции в области академического письма научно-педагогических работников вузов // Перспективы науки и образования. 2023. № 1 (61). С. 658-671. doi: 10.32744^е.2023.1.39

Perspectives of Science & Education

International Scientific Electronic Journal ISSN 2307-2334 (Online)

Available: https://pnojournal.wordpress.com/2023-2/23-01/ Accepted: 19 July 2022 Published: 28 February 2023

P. V. SYSOYEV, D. O. SOROKIN, I. A. EVSTIGNEEVA

The development of university research scholars' and faculty's competence in academic writing

Introduction. The development of competence in the field of academic writing is one of the requirements for university research scholars and faculty at the current stage. The number of research articles published in academic journals indexed in Scopus and Web of Science is one of the indicators of the effectiveness of the university in general and the effectiveness of each individual scholar in particular. The purpose of the study is to develop a course program for the university research scholars and faculty for the development of competence in the field of academic writing and to test its effectiveness in the course of experiential learning.

Materials and methods. The study involved young faculty of various scientific specialties of Derzhavin Tambov State University (N=40). For 13 weeks, they were trained in writing the structural components of an IMRAD research article, and also studied issues related to the use of modern information and analytical resources for the selection of research literature on topics and the promotion of research articles after their publication. The objects of control were micro skills associated with writing structural fragments of an article in the IMRAD format. Statistical analysis of the data was carried out using the Student's t-test. Median data (M) were used in the analysis.

Research results. It was revealed that the proposed course has confirmed its effectiveness in all controlled aspects. In addition, the study showed that the greatest difficulties for most learners, predominantly representatives of humanities, were caused by writing the sections "Methods and materials" (M = 3.05), "Results" (M = 2.95) and "Discussion of the results" (M = 3.45). The least difficulties for the participants were caused by writing the sections "Introduction" (M=4.16), "Literature Review" (M=4.8), "Conclusion" (M=4.43) and compiling a list of references (M=4.87). The paper presents in detail the subject content of the course and tasks for independent implementation by students.

Conclusion. The novelty of the study is in the development of the subject content of the course for the development of students' and scholars' competence in academic writing. The results of the study can be used in the development of specialized academic writing courses for bachelor and master degree students, involved in research activity.

Keywords: academic writing, professional competencies, scientific discourse, IMRAD, academic staff

For Reference:

Sysoyev, P. V., Sorokin, D. O., & Evstigneeva, I. A. (2023). The development of university research scholars' and faculty's competence in academic writing. Perspektivy nauki i obrazovania -Perspectives of Science and Education, 61 (1), 658-671. doi: 10.32744/pse.2023.1.39

_Введение

лобализация современного мира требует комплексных подходов к решению актуальных проблем человечества, быстрого реагирования на постоянно возникающие вызовы, сотрудничества между представителями разных стран в области бизнеса, экономики, промышленности, здравоохранения, образования, науки, культуры и искусства. Языки международного общения выступают основными средствами профессионального и межкультурного взаимодействия между представителями разных стран и культур, что послужило ключевой причиной принятия ЮНЕСКО Резолюции 30/12, провозглашающей XXI век - веком многоязычного и многокультурного образования.

При этом достаточно высокие требования предъявляются к научно-педагогическим работникам (далее - НПР) высших учебных заведений, которые, находясь на «передовой» научно-технологического прогресса, должны быть способны и компетентны генерировать новые знания, инициировать и участвовать в научном сотрудничестве, руководить научно-исследовательскими проектами, представлять результаты своих исследований мировому научному сообществу. В этой связи, возникает острая необходимость в формировании у НПР компетенций в области академического письма, позволяющих им представлять результаты проведенных исследований в российских и международных рейтинговых научных журналах, индексируемых в международных наукометрических базах Scopus и Web of Science.

Количество публикаций Article и Review, индексируемых в Scopus и Web of Science, выступает в качестве одного из дополнительных или обязательных (для специальной части гранта) показателей выполнения вузами требований программы «Приоритет-2030», одним из критериев оценки эффективности деятельности вузов в глобальных рейтингах, одним из входных требований к участию ученых в конкурсах на получение грантов Российского научного фонда (РНФ), а также одним из критериев оценки эффективности деятельности НПР в рамках системы эффективного контракта в вузах [1]. Все перечисленные выше факторы способствуют тому, что во многих вузах страны создаются центры академического письма или публикационной активности, целью которых является разработка курсов по обучению написанию научных статей разных жанров, повышения качества научных текстов и повышения публикационной активности НПР.

В данной работе представлен опыт Тамбовского государственного университета имени Г.Р. Державина, участника программы стратегического лидерства «Приори-тет-2030» по разработке в Центре публикационной активности курса формирования компетенции НПР в области академического письма.

Цель исследования - разработка программы курса формирования компетенции НПР в области академического письма и проверка эффективности курса в ходе экспериментального обучения. Исследовательские вопросы:

• что включает предметное содержание курса обучения компетенции НПР в области академического письма на современном этапе?

• какие микроумения написания исследовательской статьи формата IMRAD представляют наибольшие/наименьшие сложности для НПР?

_Обзор литературы

Обучение студентов старших курсов, аспирантов и преподавателей вузов академическому письму выступает одним из актуальных вопросов формирования профессиональных компетенций, что не раз отмечалось на страницах педагогических научных журналов. Анализ работ ученых, посвященных обучению академическому письму, позволил выделить основные тренды в исследованиях. Во-первых, дидактическое содержание термина «академическое письмо» будет различаться в отличие от этапа обучения и адресной аудитории. В частности, ученые в своих работах акцентировали необходимость развития у студентов бакалавриата и магистратуры разных умений академического письма: А. Арбии [2] - умений написания различных типов эссе, Е. Каденге, Л. Дисон, В. Кимани, Н. Намакула [3] - исследовательских работ, К. Кауфхолд и Д. Йенкен [4] - курсовых и исследовательских работ, И.С. Дронов [5] - эссе, заявок на конференции, тезисов докладов, текстов выступлений на научных форумах, И.Е. Абрамова и А.В. Ананьева [6] - аннотаций к научным статьям, тезисов выступлений на конференциях и текстов научных статей. Для научно-педагогических кадров академическое письмо, как отмечают в своих исследованиях П.В. Сысоев и О.О. Амерханова [7], Т. Лиллис и М. Карри [8], будет включать научные статьи разных жанров: исследовательская статья (Article), обзор (Review), глава в книге (Book Chapter), материалы выступления на конференции (Conference Proceedings), тезисы выступления (Abstract), заявка на участие в конференции (Proposal) и т.п.

Во-вторых, в зависимости от аудитории слушателей и поставленных образовательных задач формирование компетенции в области академического письма может происходить на основе разных форматов обучения: на специализированных курсах для студентов и аспирантов в рамках учебного плана основной профессиональной образовательной программы (ОПОП), как это описано в работах И.С. Дронова [5], О.М. Демидовой [9], Сысоева П.В., Евстигнеева М.Н., Евстигнеевой И.А. [10], на факультативных занятиях для студентов и аспирантов, организуемых студенческим научным обществом в рамках института наставничества, о чем свидетельствуют работы В.Ю. Стромова, П.В. Сысоева, В.В. Завьялова [11;12] или курсах дополнительного образования в центрах академического письма или публикационной активности. Следует особенно отметить, что в связи с постоянно растущими потребностями студентов и НПР в формировании компетенций в области академического письма роль и востребованность программ центров постоянно увеличивается, что подтверждается большим корпусом работ, посвященных описанию предметного содержания образовательных курсов, предлагаемых центрами молодым ученым. В частности, в своих работах Т. Окуда [13;14] представляет опыт разработки программ дополнительного образования в области академического письма для исследователей в одном из образовательных центров Японии, Дж. Котс, Е. ЛЛурда и П. Гарретт [15] - опыт работы центра академического письма в одном из европейских вузов, П.С. Моисеев и соавт. [16] - практику разработки программ по формированию компетенций в области академического письма у молодых преподавателей и ученых Тамбовского университета.

В-третьих, ряд авторов говорит о необходимости обучить слушателей общепринятой в мировой практике структуре написания статей разных жанров. На-

пример, В. Евдаш и Н. Журавлева [17], Л.К. Раицкая [18]- формату теоретической статьи, исследовательской статьи формата IMRAD (Introduction, Method, Results and Discussion) (введение, методы и материалы, результаты, обсуждение результатов), Л.К. Раицкая и Е.В. Тихонова [19] и М. Фам [20] - формату обзора (Review), Н.Г. Попова [21] и О.М. Демидова [22] - особенностям написания структурных компонентов статей, в частности введения или аннотации.

В-четвертых, многие ученые, в частности О.Л. Добрынина [23], обращают внимание на важность овладения лексико-грамматическими особенностями оформления текста научной статьи, особенно, если она пишется на иностранном (английском) языке, хотя этот вопрос представляет актуальность и при написании научных работ на родном языке.

В-пятых, с практической стороны особую важность представляют работы, в которых представлены поэтапные методики обучения написанию научных статей. Одна

W V» ^

из таких технологий написания научной статьи, состоящая из 23 последовательных шагов, была разработана Т.С. Путиловской [24]. Предлагаемая автором технология может лечь в основу разработки специализированных курсов формирования компетенций в области академического письма для НПР.

В-шестых, учитывая интерес научно-педагогической общественности и управления университетов к эффективности программ обучения НПР академическому письму, актуальность представляют работы по трансляции опыта вузов в этой области. Причем в зависимости от потребностей вуза предметно-тематическое содержание программ может варьироваться. Например, В.М. Евдаш и Н.Н. Журавлева [17] представили опыт центра академического письма «Импульс» Тюменского государственного университета по использованию метода «вмешательства» при обучении исследователей написанию научных статей. И.Е. Абрамова и А.В. Ананьина [6] - опыт Петрозаводского государственного университета по выстраиванию модели непрерывного обучения академическому письму «бакалавриат - магистратура - аспирантура» с описанием содержания обучения, основанном на часто встречаемых проблемах и потребностях обучающихся. Т.Б. Аленькина [25] - опыт Московского физико-технического института в обучении студентов старших курсов написанию научной статьи в рамках интегрированного курса профессионального иностранного языка и профильной дисциплины. П.С. Моисеев и соавт. [16] - опыт Тамбовского государственного университета имени Г.Р. Державина по обучению НПР академическому письму.

В-седьмых, многие авторы в своих работах отмечают необходимость и роль центров публикационной активности в качестве точек роста НПР, направленных на решение комплекса задач в рамках повышения публикационной активности: от подбора научных журналов по теме с учетом квартильности и импакт-фактора до определения научных трендов в исследованиях в каждой конкретной области; от обучения структуре написания исследовательской статьи до продвижения статьи после публикации [26].

Все из перечисленных аспектов повышения публикационной активности НПР представляются важными в той или иной степени и получили отражение в программе курса формирования компетенции НПР в области академического письма ТГУ имени Г.Р. Державина.

_Материалы и методы

В рамках данного исследования под компетенцией НПР в области академического письма понимается способность и готовность исследователей представлять результаты проведенных научных исследований в виде научных статей общепринятых в мировой практике форматов (Article, Review) с соответствующей структурой, а также сопутствующие способности использования современных информационно-аналитических ресурсов по подбору научной литературы и продвижению публикаций в научном сообществе. Для определения эффективности программы формирования компетенций НПР в области академического письма ТГУ имени Г.Р. Державина было проведено экспериментальное исследование. Участниками выступили молодые преподаватели вуза (N=40) в возрасте от 22 до 28 лет, 18 из которых - участники программы подготовки кадрового резерва НПР «Молодые преподаватели и исследователи» [27]. Обучающиеся представляли различные научные специальности: педагогику, лингвистику, историю, медицину, химию, биологию, физику, юриспруденцию и экономику. Продолжительность программы составляла один семестр (13 занятий, 2 часа каждое). Исследование проводилось в три этапа: констатирующий, формирующий и контрольный. В центре внимания исследования было обучение написанию исследовательской статьи (Article). На констатирующем этапе слушателям программы было предложено написать исследовательскую статью в формате IMRAD. В целях эксперимента общая компетенция написания исследовательской статьи была разделена на составляющие микроумения, каждое из которых отражало способность каждого слушателя написать конкретный раздел статьи (см. табл. 1). В ходе эксперимента контролировалось каждое из составляющих микроумений по 5-балльной шкале.

Таблица 1

Тематическое содержание курса «Технология написания научных статей, их публикация и продвижение»

№ Тематика Задания в аудитории Домашние задания Промежуточный контроль (микро-умения)

1 Цель и задачи курса, перечень обсуждаемых вопросов; ожидаемый практический результат; критерии оценки завершения курса; типы научных публикаций. Наукометрия; наукометрические базы (РИНЦ, Scopus, Web of Science). Определение перспективных научных направлений и трендов с помощью ресурсов SciVal Создание профилей авторов - участников курса - в базах данных, поиск трендов и полнотекстовых научных статей в международных базах данных Подбор статей по тематике исследования на русском и иностранном языках в журналах, индексируемых в системах Scopusи Web of Science (Q1-Q2) -

2 Выбор научного журнала. Ресурсы для выбора научного журнала. Критерии определения мусорных и хищнических журналов (Q1-Q2) Изучение в российских и международных базах показателей журналов, определение качественных и мусорных/хищнических журналов Подготовка перечня из 10 журналов Q1-Q2 по проблематике исследований авторов -

3 Плагиат. Антиплагиат. Самоплагиат. Правила цитирования источников и оформление цитат. Публикационная этика. Существующие недобросовестные практики в научной сфере Работа с программой «Антиплагиат» Работа с программой «Антиплагиат» -

4 Исследовательская статья (Аг^с1е)формата IMRAD: структура статьи. Составление плана исследовательской статьи по научной проблематике НПР Анализ примеров исследовательских статей формата IMRAD по научным специальностям слушателей курса. Определение целевой аудитории статей, их цели, научной новизны Составление плана статьи по научной проблематике НПР, формулировка цели, определение адресной аудитории читателей -

5 Исследовательская статья (Article) формата IMRAD: разделы «Введение» и «Обзор литературы» Анализ разделов «Введение» и «Обзор литературы» в статьях по научным специальностям слушателей курса. Изучение вариантов описания актуальности исследования, научных лакун, постановки проблемы. Оценка количества и качества используемых источников в обзоре литературы Написание раздела «Введение» с определением актуальности научной работы и формулировкой цели статьи и исследовательских вопросов. Написание раздела «Обзор литературы» Написание разделов «Введение» и «Обзор литературы»

6 Исследовательская статья формата IMRAD: раздел «Методы и материалы» Анализ раздела «Методы и материалы» в статьях по научным специальностям слушателей курса. Выделение ключевых компонентов раздела Написание раздела «Методы и материалы» Написание раздела «Методы и материалы»

7 Методы статистической обработки данных Использование ПО IBM SPSS Statistics 21 для статистической обработки данных. Выполнение тренировочных заданий на статистическую обработку данных, аналогичных данным, ожидаемым в рамках исследований НПР Выполнение тренировочных заданий на статистическую обработку данных с использованием ПО IBM SPSS Statistics 21

8 Исследовательская статья формата IMRAD: раздел «Результаты» Анализ раздела «Результаты» в статьях по научным специальностям слушателей курса. Определение особенностей изложения качественных и количественных результатов исследования Написание раздела «Результаты» Написание раздела «Результаты»

9 Исследовательская статья формата IMRAD: раздел «Обсуждение результатов» Анализ раздела «Обсуждение результатов» в статьях по научным специальностям слушателей курса. Определение особенностей описания обсуждения результатов исследования Написание раздела «Обсуждение результатов» Написание раздела «Обсуждение результатов»

10 Исследовательская статья формата IMRAD: разделы «Заключение» и «Аннотация» (типы и структура); ключевые слова Анализ разделов «Заключение» и «Аннотация» в статьях по научным специальностям слушателей курса. Изучение дискурсивных средств средствами достижения когезии и когерентности текста. Определение ключевых слов Написание разделов «Заключение» и «Аннотация». Формулировка ключевых слов Написание разделов «Заключение» и «Аннотация»

11 Раздел «Литература» Форматы оформления списков литературы Оформление списка литературы по требованиям конкретного журнала Оформление списка литературы по требованиям конкретного журнала

12 Взаимное рецензирование и обсуждение научных статей авторов Обсуждение результатов взаимного рецензирования работ участников курса в малых группах Взаимное рецензирование исследовательских статей участников курса на предмет соответствия структуре и изложению материала

13 Продвижение научной статьи Средства продвижения результатов проведенных исследований и опубликованных научных статей Выбор каждым автором средств продвижения опубликованных статей

На формирующем этапе молодые преподаватели университета обучались по программе «Технология написания научных статей, их публикация и продвижение». В таблице 1 представлено тематическое содержание курса, задания, выполняемые участниками в аудиторное и внеаудиторное время, аспекты промежуточного контроля.

Контрольный этап. Несмотря на то, что результатом окончания курса должна была стать написанная исследовательская статья, контрольный этап заключался в промежуточном контроле развития микроумений обучающихся по отдельным сегментам (разделам статьи) по мере их изучения.

_Результаты исследования

Для статистической обработки данных экспериментального обучения результаты констатирующего (С-1) и контрольного (С-2) срезов были обработаны по методике сравнения средних величин t-критерия Стьюдента с помощью ПО IBM SPSS Statistics 21. Результаты сравнения средних величин до и после эксперимента представлены в таблице 2.

Проведенное экспериментальное обучение и статистическая обработка его результатов доказали эффективность курса «Технология написания научных статей, их публикация и продвижение» и соответствующего предметного содержания обучения. К концу курса все участники смогли написать по 1-2 статьи (Article), которые были приняты к публикации в отечественные или международные научные журнала, входящие в международные базы данных Scopus и Web of Science (Q1-Q2). Несмотря на значения p<0,05 по всем контролируемым микроумениям написания статьи, различные значения медиан представляют интерес для научной дискуссии.

Таблица 2

Результаты сравнения средних величин до и после эксперимента

Аспект контроля (микроумение) Медиана С-1 Медиана С-2 ^критерий Стьюдента Р-значение

Написание раздела «Введение» 4,1 4,8 5,80 0,0001*

Написание раздела «Обзор литературы» 4,8 5 3,12 0,001*

Написание раздела «Методы и материалы» 3,1 4,7 10,9 0,0001*

Написание раздела «Результаты» 2,9 4,6 11,12 0,0001*

Написание раздела «Обсуждение результатов» 3,4 4,7 10,64 0,0001*

Написание раздела «Заключение» 4,4 5 7,26 0,0001*

Написание раздела «Аннотация» 3,8 4,6 8,49 0,0001*

Оформление списка литературы 4,8 5

*p<0,05

_Обсуждение результатов

Статистическая обработка данных показала, что к моменту прохождения курса участники владели некоторыми микроумениями на достаточно высоком уровне. Это относится к написанию введения (С-1: М=4,1; С-2: М=4,8), обзора литературы (С-1: М=4,8; С-2: М=5), заключения (С-1: М=4,4; С-2: М=5), оформления списка литературы (С-1: М=4,8; С-2: М=5). Подобные результаты объясняются тем, что все слушатели имели предварительный опыт написания научных статей, опубликованных в журналах, индексируемых в РИНЦ и входящих в перечень ВАК РФ. В этой связи, в рамках курса значительно меньше времени уделялось обучению написанию введения/актуальности, обзора литературы, заключения и оформлению списка литературы по сравнению с другими структурными компонентами формата IMRAD.

Наибольшие сложности для молодых преподавателей представляло развитие микроумений написания разделов «Методы и материалы» (С-1: М=3,1; С-2: М=4,7), «Результаты» (С-1: М=2,9; С-2: М=4,6) и «Обсуждение результатов» (С-1: М=3,4; С-2: М=4,7). Подобные результаты объясняются отсутствием у участников курса практического опыта написания этих разделов статьи, а также отсутствием культуры академического письма в формате IMRAD. Опыт проведения исследования показывает, что из данных трех разделов меньшие трудности вызвал раздел «Методы и материалы». Как отмечали слушатели, им достаточно было найти несколько научных статей, в которых данные разделы были подробно и понятно написаны, и они использовали их в качестве определенных шаблонов при написании собственных текстов. Основная сложность написания раздела «Результаты» заключалась в способности использовать методы статистической обработки данных, которыми владели преимущественно социологи, химики, физики и математики. Представители гуманитарных направлений практически не владели такими методами и в рамках проекта прошли дополнительные тренинги по использованию методик статистической обработки данных. Социологи и представители технических направлений, наоборот, имели предшествующий опыт по использованию статистики в исследованиях, и данные аспекты контроля не вызвали у них сильных затруднений. Вместе с тем, при таком относительно низком значении медианы контрольного среза по разделу

«Результаты», ее значение оказалось значительно выше по разделу «Обсуждение результатов» (С-1: М=3,45). Это можно объяснить тем, что многие молодые исследователи имели опыт использования и интерпретации качественных результатов исследования в виде конкретных ответов на тестовые задания или опросы обучающихся/респондентов, которые они использовали для научной дискуссии. Полученные результаты соотносятся с результатами исследований К. Кауфход и Д. Йенкен [4] и Дж. Котс, Е. Ллурда и П. Гарретт [15], посвященных описанию европейского опыта реализации курсов по обучению начинающих исследователей научному дискурсу. Далеко не все разделы научных исследовательских статей вызывают трудности у обучающихся, а лишь те, которые содержат описание использования методов статистической обработки данных и их интерпретации.

Особое внимание хотелось бы обратить на развитие микроумения написания аннотации. Следует заметить, что не существует универсального правила написания аннотаций. В зависимости от журнала требования к написанию аннотации в отношении ее структуры и объема варьируются. Это обстоятельство осложняло выбор критериев оценки развития данного микроумения. Кроме того, у всех слушателей был опыт публикации статей в журналах перечня ВАК РФ, многие из которых требуют расширенную аннотацию с введением, методами и материалами, результатами и заключением. В этой связи, те слушатели, которые имели предварительный опыт написания исследовательских статей с количественными результатами исследования, лучше справились с написанием аннотаций до эксперимента по сравнению с представителями гуманитарных направлений.

Рефлексия преподавателей курса. Практический опыт преподавания курса «Технология написания научных статей, их публикация и продвижение» показал, что как бы ни были мотивированы молодые преподаватели подготовить качественную исследовательскую статью в формате IMRAD, им объективно не хватает научного кругозора и профессиональной компетенции для четкого и корректного определения научной лакуны исследования, подбора источников для обзора и компетенции для интерпретации полученных результатов исследования. Неоценимую помощь при этом может оказать научный наставник - более компетентный кандидат или доктор наук, в свою очередь, имеющий солидный научный задел. В нашей практике по обоюдному согласию в качестве научных консультантов, корректирующих профессиональное содержание статей (в процессе написания разделов), выполняли научные руководители или профессора по соответствующим научным направлениям. В ходе работы с материалами каждого из участников преподаватель курса мог оценить структурные соответствия и использование средств достижения когезии и когерентности в работе. Контроль содержательной стороны осуществлялся научными наставниками. В этой связи, рекомендуется, чтобы первые статьи в формате IMRAD для журналов уровня Ц1-Ц2 молодые преподаватели писали в соавторстве с более компетентными в научной сфере наставниками.

Для взаимного рецензирования работ участников курса необходимо разбить на малые группы по научным специальностям так, чтобы каждый «рецензент» понимал предметное содержание работы, оценивая и содержание и структуру. Контроль следования структуре IMRAD и использованию лексико-грамматических средств достижения когезии и когерентности текста без понимания предметного содержания теряет смысл.

_Выводы

Проведенное исследование позволило сделать следующие выводы. Во-первых, было разработано предметное содержание курса «Технология написания научных статей, их публикация и продвижение» в ТГУ имени Г.Р. Державина, направленного на формирование компетенции НПР в области академического письма. Курс включал отдельные занятия по обучению написанию структурных компонентов исследовательской статьи формата IMRAD, а также темы, связанные с использованием современных информационно-аналитических ресурсов по подбору научной литературы по темам и продвижению научных статей после их публикации.

Во-вторых, педагогический эксперимент показал, что наибольшие трудности у большинства НПР преимущественно гуманитарных научных специальностей вызвало написание разделов «Методы и материалы», «Результаты» и «Обсуждение результатов», что связано с отсутствием предшествующего опыта по проведению количественных измерений и изложения результатов исследования в формате IMRAD. Наименьшие трудности у участников обучения вызвало написание разделов «Введение», «Обзор литературы», «Заключение» и составление списка литературы, что также объясняется предшествующим опытом написания разделов при подготовке статей в журналы перечня ВАК РФ.

В-третьих, перспективность исследования связана с адаптацией учебной программы и материалов курса для его использования со студентами бакалавриата и магистратуры, занимающимися научно-исследовательской деятельностью.

ЛИТЕРАТУРА

1. Ламбовска М.Р., Раицкая Л.К. Высококачественные публикации в России: обзор литературы об инструментах влияния на преподавателей университетов // Интеграция образования. 2022. Т. 26. №2. С. 312-330. DOI: 10.15507/1991-9468.107.026.202202.312-330

2. Arbee A. Factors underpinning students' use or non-use of a writing centre // Per Linguam. 2020. № 36 (1). Pp. 32-46. DOI: 10.5785/36-1-881

3. Kadenge E., Dison L., Kimani W., Namakula H. Negotiating new ways of developing writing in disciplinary spaces: The changing role of writing consultants at the wits school of education writing centre // Stellenbosch Papers in Linguistics Plus. 2019. № 57. Pp. 169-182. DOI: 10.5842/57-0-816

4. Kaufhold K., Yencken D. E. Academic writing centres in multilingual settings: Intermediary agents of higher education language policy? // Linguistics and Education. 2021. № 64. Article № 100950. DOI: 10.1016/j.linged.2021.100950

5. Дронов И.С. Обучение академическому дискурсу в целях обучения иностранному языку студентов лингвистических направлений подготовки // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2018. Т. 23. №175. С. 45-51. DOI: 10.20310/1810-0201-2018-23-175-45-51

6. Абрамова И.Е., Ананьина А.В. Системный подход к обучению академическому письму: практический опыт // Высшее образование в России. 2021. Т. 30. № 7. С. 105-116. DOI: 10.31992/0869-3617-2021-30-7-105-116

7. Сысоев П.В., Амерханова О.О. Обучение письменному научному дискурсу аспирантов на основе тандем-метода // Язык и культура. 2016. № 4 (36). С. 149-169.DOI: 10.17223/19996195/36/12

8. Lillis T., Curry M. J. Professional academic writing by multilingual scholars: Interactions with literacy brokers in the production of English-medium texts // Written Communication. 2006. № 23 (1). Pp. 3-35. DOI: 10.1177/0741088305283754

9. Демидова О.М. Обучение студентов неязыковых вузов академическому письму в жанре "аннотация": аспект содержания курса // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2019. № 2 (34). С. 148-153

10. Sysoyev P.V., Evstigneev M.N., Evstigneeva I.A. Teaching Writing Skills to Students via Blogs // Advances in Intelligent Systems and Computing. 2019. Vol. 907. P. 210-218. DOI: 10.1007/978-3-030-11473-2_23

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11. Стромов В.Ю., Сысоев П.В., Завьялов В.В. «Школа компетенций» - новый формат формирования дополнительных компетенций студентов классического вуза // Высшее образование в России. 2018. Т. 27.

№ 5 (225). С. 20-29.

12. Стромов В.Ю., Сысоев П.В., Завьялов В.В. Кластерный подход к развитию молодёжного предпринимательства в классическом вузе // Высшее образование в России. 2019. Т. 28. № 7. С. 102-109. DOI: https://doi. org/10.31992/0869-3617-2019-28-7-102-109

13. Okuda T. Policy borrowing for a world-class university: a case of a writing center in Japan // Current Issues in Language Planning. 2019. № 20 (5). Pp. 503-520. DOI: 10.1080/14664208.2018.1543161

14. Okuda T. The writing center and international students in a Japanese university: a language management perspective // Higher Education Research and Development. 2020. № 39 (4). Pp. 778-791. DOI: 10.1080/07294360.2019.1693515

15. Cots J. M., Llurda E., Garrett P. Language policies and practices in the internationalisation of higher education on the European margins: an introduction // Journal of Multilingual and Multicultural Development. 2014. № 35 (4). Pp. 311-317. DOI: 10.1080/01434632.2013.874430

16. Моисеев П. С., Сысоев П. В., Евстигнеева И. А., Сорокин Д. О. Центр публикационной активности в условиях участия вуза в программе «Приоритет 2030»: основные векторы деятельности и их понимание среди научно-педагогических работников // Перспективы науки и образования. 2022. № 6 (60). С. 717-734. DOI: 10.32744/pse.2022.6.43

17. Evdash V.M., Zhuravleva N.N. Strategies for Overcoming University Researchers' Writer's Block // Высшее образование в России. 2020. Т. 20. №7. P. 80-88. DOI: 10.31992/0869-3617-2020-29-7-80-88

18. Раицкая Л.К. Теоретическая и исследовательская статьи в социально-гуманитарных дисциплинах: как преодолеть трудности восприятия западной методологии в России // Научный редактор и издатель. 2018. № 3 (1-2). С. 13-25. DOI: 10.24069/2542-0267-2018-1-2-13-25

19. Раицкая Л.К., Тихонова Е.В. Обзор как перспективный вид научной публикации, его типы и характеристики // Научный редактор и издатель. 2019. Т. 4. № 3-4. С. 131-139. DOI: 10.24069/2542-0267-2019-3-4-131-139

20. Фам М. Шесть приемов для написания обзорной статьи: Из рекомендаций редакторов авторам журналов издательства Elsevier // Научный редактор и издатель. 2019. № 4 (3-4). С. 211-212. DOI: 10.24069/2542-02672019-3-4-211-212

21. Попова Н.Г. Введение к научной статье на английском языке: структура и композиция // Высшее образование в России. 2015. № 6. С. 52-58.

22. Демидова О.М. Обучение студентов неязыковых вузов академическому письму в жанре "аннотация": аспект содержания курса // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2019. № 2 (34). С. 148-153.

23. Добрынина О.Л. Проблемы англоязычного академического письма: лексические ошибки, причины их появления и стратегии коррекции // Высшее образование в России. 2018. Т. 27. № 10. С. 75-83. DOI: 10.31992/0869-3617-2018-27-10-75-83

24. Путиловская Т.С. Компетентностно-деятельностная модель академического письма // Высшее образование в России. 2018. Т. 27. № 10. С. 84-94.DOI: 10.31992/0869-3617-2018-27-10-84-94

25. Аленькина Т.Б. "Английский язык для преподавания профильных дисциплин" в российском вузе // Высшее образование в России. 2020. Т. 29. № 1. С. 98-103. DOI: 10.31992/0869-3617-2020-29-1-98-103

26. Базанова Е.М., Короткина И.Б. Российский консорциум центров письма // Высшее образование в России. 2017. № 4 (211). С. 50-57.

27. Стромов В.Ю., Сысоев П.В., Гаврилов М.В. Подготовка кадрового резерва научно-педагогических работников в классическом вузе // Высшее образование сегодня. 2021. № 11-12. С. 9-16. DOI: 10.18137/RNU.HET.21.11-12.P.009

REFERENCES

1. Lambovska M.R., Raitskaya L.K. High-Quality Publications in Russia: A Literature Review on How to Influence University Researchers. Integratsiya obrazovaniya= Integration of Education, 2022, no. 26 (2), pp.312-330. DOI: 10.15507/1991-9468.107.026.202202.312-330 (In Russ.)

2. Arbee A. Factors underpinning students' use or non-use of a writing centre. Per Linguam, 2020, no. 36 (1), pp. 3246. DOI: 10.5785/36-1-881

3. Kadenge E., Dison L., Kimani W., Namakula H. Negotiating new ways of developing writing in disciplinary spaces: The changing role of writing consultants at the wits school of education writing centre. Stellenbosch Papers in Linguistics Plus, 2019, no. 57, pp. 169-182. DOI: 10.5842/57-0-816

4. Kaufhold K., Yencken D.E. Academic writing centres in multilingual settings: Intermediary agents of higher education language policy? Linguistics and Education, 2021, no. 64, article no. 100950. DOI: 10.1016/j.linged.2021.100950

5. Dronov I.S. Academic Discourse Teaching in Case of Foreign Language Teaching of Students in Linguistics Specialization. Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya: Gumanitarnye nauki = Tambov University Review. Series: Humanities, 2018, vol. 23, no. 175, pp. 45-51. DOI: 10.20310/1810-0201-2018-23-175-45-51 (In Russ.).

6. Abramova I. E., Ananyina A.V. Systematic Approach to Teaching Academic Writing: Practical Experience. Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia, 2021, vol. 30, no. 7, pp. 121-131. DOI: 10.31992/0869-3617-

2021-30-7-105-116 (In Russ.)

7. SysoyevP. V., Amerkhanova O.O. Teaching Graduate Students Research Discourse Via Tandem-method. Yazyk i Kultura = Language and Culture, 2016, no. 4 (36), pp. 139-169. DOI: 10.17223/19996195/36/12 (In Russ.)

8. Lillis T., Curry M.J. Professional academic writing by multilingual scholars: Interactions with literacy brokers in the production of English-medium texts. Written Communication, 2006, no. 23 (1), pp. 3-35. DOI: 10.1177/0741088305283754

9. Demidova O.M. Teaching Academic Writing in the Genre of Abstract to Students of Non-Linguistic Universities: Aspect of the Course Content. Profyessional'noye obrazovaniye v Rossii iza rubyezhom = Professional Education in Russia and Abroad, 2019, no. 2 (34), pp. 148-153. (In Russ.)

10. Sysoyev P.V., Evstigneev M.N., Evstigneeva I.A. Teaching Writing Skills to Students via Blogs. Advances in Intelligent Systems and Computing, 2019, vol. 907, pp. 210-218. DOI: 10.1007/978-3-030-11473-2_23

11. Stromov V.Y., Sysoyev P.V., Zavyalov V.V.«School of Competencies» as a Technology for the Development of Students' Additional Competencies at Classical University. Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia, 2018, vol. 27, no. 5, pp. 20-29. (In Russ.)

12. Stromov V.Y., Sysoyev P.V., Zavyalov V.V. Cluster Approach to the Development of Youth Entrepreneurship in Classical University. Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia, 2019, vol. 28, no. 7, pp. 102-109. DOI: 10.31992/0869-3617-2019-28-7-102-109 (In Russ.)

13. Okuda T. Policy borrowing for a world-class university: a case of a writing center in Japan. Current Issues in Language Planning, 2019, no. 20 (5), pp. 503-520. DOI: 10.1080/14664208.2018.1543161

14. Okuda T. The writing center and international students in a Japanese university: a language management perspective. Higher Education Research and Development, 2020, no. 39 (4), pp. 778-791. DOI: 10.1080/07294360.2019.1693515

15. Cots J.M., Llurda E., Garrett P. Language policies and practices in the internationalisation of higher education on the European margins: an introduction. Journal of Multilingual and Multicultural Development, 2014, no. 35 (4), pp. 311-317. DOI: 10.1080/01434632.2013.874430

16. Moiseev, P. S., Sysoyev, P. V., Evstigneeva, I. A., & Sorokin, D. O. (2022). A research and publication activity center in the context of university participation in the "Priority 2030" program: main activity vectors and their understanding among faculty. Perspektivy nauki i obrazovania - Perspectives of Science and Education, 60 (6), 717-734. DOI: 10.32744/pse.2022.6.43

17. Evdash V.M., Zhuravleva N.N. Strategies for Overcoming University Researchers' Writer's Block. Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia, 2020, vol. 20, no. 7, pp. 80-88. DOI: 10.31992/0869-3617-2020-29-7-80-88 (In Russ.)

18. Raitskaya L.K. Theoretical and Research Articles in Social Sciences and Humanities: Overcoming Hurdles to Perception of Western Methodology in Russia. Nauchnyi redaktor i izdatel' = Science Editor and Publisher, 2018, vol. 3, no. 1-2, pp. 13-25. DOI: 10.24069/2542-0267-2018-1-2-13-25 (In Russ.)

19. Raitskaya L. K., Tikhonova E.V. Reviews as a Promising Kind of Scholarly Publication, Its Types and Characteristics. Nauchnyi redaktor i izdatel' = Science Editor and Publisher, 2019, vol. 4, no. 3-4, pp 131-139. DOI: 10.24069/25420267-2019-3-4-131-139 (In Russ.)

20. Pham M. Six Things You Should Keep in Mind When Writing a Review Article. Nauchnyi redaktor i izdatel' = Science Editor and Publisher, 2019, vol. 4, no. 3-4, pp. 211-212. DOI: 10.24069/2542-0267-2019-3-4-211-212 (In Russ.)

21. Popova N.G. Introductions to Science Research Papers: Basic Principles, Structure and Composition. Nauchnyi redaktor i izdatel' = Science Editor and Publisher, 2015, no. 6, pp. 52-58. (In Russ.)

22. Demidova O.M. Teaching Academic Writing in the Genre of Abstract to Students of Non-Linguistic Universities: Aspect of the Course Content. Profyessional'noye obrazovaniye v Rossii i za rubyezhom = Professional Education in Russia and Abroad, 2019, no. 2 (34), pp. 148-153. (In Russ.)

23. Dobrynina O.L. Problems of Academic Writing: Lexical Errors, Their Causes and Correction Strategies. Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia, 2018, vol. 27, no. 10, pp. 75-83. DOI: 10.31992/0869-3617-201827-10-75-83 (In Russ.)

24. Putilovskaya T.S. Competency-and-activity-based Model of Academic Writing. Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia, 2018, vol. 27, no. 10, pp. 84-94. DOI: 10.31992/0869-3617-2018-27-10-84-94 (In Russ.)

25. Alenkina T.B. English Medium Instruction in the Russian University. Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia, 2020, vol. 29, no. 1, pp. 98-103. DOI: 10.31992/0869-3617-2020-29-1-98-103 (In Russ.)

26. Bazanova E.M., Korotkina I.B. Russian Writing Centers Consortium. Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia, 2017, no. 4, pp. 50-57. (In Russ.)

27. Stromov V.Y., Sysoyev P.V., Gavrilov M.V. Research and Pedagogical Personnel Reserve Training in a Classical University. Vysshee obrazovanie segodnya = Higher Education Today, 2021, no. 11-12, pp. 9-16. DOI: 10.18137/ RNU.HET.21.11-12.P.009 (In Russ.)

Информация об авторах Сысоев Павел Викторович

(Россия, Тамбов) Профессор, доктор педагогических наук, профессор кафедры лингвистики и гуманитарно-педагогического образования Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина E-mail: psysoyev@yandex.ru ORCID ID: 0000-0001-7478-7828 Scopus Author ID: 8419258800 Researcher ID: I-6136-2016

Сорокин Данила Олегович

(Россия, Тамбов) Научный сотрудник Центра публикационной активности

Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина E-mail: sorokindanila2002@gmail.com ORCID ID: 0000-0001-7738-7416 Researcher ID: AFF-7904-2022

Евстигнеева Илона Алексеевна

(Россия, Тамбов) Доцент, кандидат педагогических наук, Директор центра публикационной активности Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина E-mail: ilona.frolkina@mail.ru ORCID ID: 0000-0002-1198-0695 Scopus Author ID: 57206857675 ResearcherID: AAE-8847-2022

Information about the authors Pavel V. Sysoyev

(Russia, Tambov) Dr. Sci. (Education), Professor, Department of Linguistics and Pedagogical Education in Humanities Derzhavin Tambov State University

E-mail: psysoyev@yandex.ru ORCID ID: 0000-0001-7478-7828 Scopus Author ID: 8419258800 ResearcherlD: I-6136-2016

Danila O. Sorokin

(Russia, Tambov) Research Scholar Research and Publication Activity Center

Derzhavin Tambov State University E-mail: sorokindanila2002@gmail.com ORCID ID: 0000-0001-7738-7416 ResearcherlD: AFF-7904-2022

Ilona A. Evstigneeva

(Russia, Tambov) Cand. Sci. (Education), Associate Professor, Director of Research and Publication Activity Center Derzhavin Tambov State University

E-mail: ilona.frolkina@mail.ru ORCID ID: 0000-0002-1198-0695 Scopus Author ID: 57206857675 Researcher ID: AAE-8847-2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.