Научная статья на тему 'ЦЕНТР ПУБЛИКАЦИОННОЙ АКТИВНОСТИ В УСЛОВИЯХ УЧАСТИЯ ВУЗА В ПРОГРАММЕ "ПРИОРИТЕТ 2030": ОСНОВНЫЕ ВЕКТОРЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ИХ ПОНИМАНИЕ СРЕДИ НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ'

ЦЕНТР ПУБЛИКАЦИОННОЙ АКТИВНОСТИ В УСЛОВИЯХ УЧАСТИЯ ВУЗА В ПРОГРАММЕ "ПРИОРИТЕТ 2030": ОСНОВНЫЕ ВЕКТОРЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ИХ ПОНИМАНИЕ СРЕДИ НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
42
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРИОРИТЕТ 2030 / ПУБЛИКАЦИОННАЯ АКТИВНОСТЬ / АКАДЕМИЧЕСКОЕ ПИСЬМО / КОМПЕТЕНЦИИ НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ / КУРСЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Моисеев Павел Сергеевич, Сысоев Павел Викторович, Евстигнеева Илона Алексеевна, Сорокин Данила Олегович

Введение. Потребность студентов и научно-педагогических работников (НПР) вузов в формировании компетенции в области академического письма, актуализация проблематики проводимых в вузе исследований и повышение публикационной активности стали причинами открытия в большинстве российских вузов центров публикационной активности. Однако достижение поставленной цели находится в прямой зависимости от основных векторов деятельности центра и соответствующих аспектов его работы. Цель исследования - определить ключевые векторы деятельности вузовского Центра публикационной активности и проверить изменения в понимании деятельности центра среди НПР. Материалы и методы. В исследовании приняли участие молодые НПР (N=80) Тамбовского государственного университета имени Г.Р. Державина (Российская Федерация). В 2021 и 2022 гг. респондентам было предложено пройти социологический опрос и определить важность конкретного вида работы Центра публикационной активности по аспектам деятельности (N=14) в рамках каждого вектора. Для статистической обработки результатов опроса использовался t-критерий Стьюдента. Результаты исследования. Все респонденты единогласно считали и считают, что основная деятельность Центра публикационной активности должна сводиться к организации курсов повышения квалификации для НПР по академическому письму и проведению консультаций по структуре статей разных форматов (Article, Review), требованиям научных журналов по подготовке текстов рукописей, подбору научных журналов и условиям публикации статей в них (2021: М=1; 2022: М=1). За год деятельности Центра изменения произошли в понимании необходимости обучения академическому письму студентов (t=10,77 при р=0,0001), консультирования НПР по вопросам наукометрических показателей (t=2,82; р=0,001), регистрации НПР в международных наукометрических базах (МНБ) (t=5,75; р=0,0001), создания авторских профилей НПР в МНБ (t=7,65; р=0,0001), подачи обращений в МНБ с целью корректировки ошибок (t=8,11; р=0,0001) и аналитической деятельности по определению научных трендов. Заключение. Новизна проведенного исследования заключается в выделении основных векторов деятельности Центра публикационной активности в условиях участия в проекте «Приоритет 2030» и в выявлении отношений НПР к данным векторам по аспектам работы. Полученные результаты могут быть использованы вузами при создании центров публикационной активности и определении повестки их деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Моисеев Павел Сергеевич, Сысоев Павел Викторович, Евстигнеева Илона Алексеевна, Сорокин Данила Олегович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A RESEARCH AND PUBLICATION ACTIVITY CENTER IN THE CONTEXT OF UNIVERSITY PARTICIPATION IN THE "PRIORITY 2030" PROGRAM: MAIN ACTIVITY VECTORS AND THEIR UNDERSTANDING AMONG FACULTY

Introduction. The need of university students and academic staff in the formation of academic writing competence, the need to update university research topics and to increase research and publication activity - all of these have become the reason why research and publication activity centers are found in most Russian universities. However, the achievement of this goal directly depends on the main center's activity vectors. The purpose of this article is to identify the key activity vectors of a University Research and Publication Activity Center and to check the changes in the understanding of the center activity among the academic staff. Materials and methods. The experiment involved young academic staff (N=80) of Derzhavin Tambov State University (Russian Federation). In 2021 and 2022 respondents were asked to take a sociological survey and determine the importance of a specific type of activity of the Research and Publication Activity Center by items (N=14) within each activity vector. To process the survey results, the Student's t-test was used. Research results. All respondents unanimously believed and continue to believe that the main activity of the Research and Publication Activity Center should be to organize courses for academic staff in academic writing and consult on the structure of articles in different formats (Article, Review), the requirements of academic journals for the preparation of manuscripts, and the selection of academic journals (2021: M=1; 2022: M=1). During the year of the center’s activity, changes occurred in the understanding of the need to teach academic writing to students (t=10.77 at p=0.0001), consulting on scientometric indicators of academic staff (t=2.82 at p=0.001), registration of academic staff in international scientometric databases (ISD) (t=5.75 at p=0.0001), creation of author profiles of academic staff in the ISD (t=7.65 at p=0.0001), submission of appeals to the ISD in order to correct errors (t=8 ,11 at p=0.0001) and analytical activities to determine scientific trends. Conclusion. The novelty of the study is in identifying the main current vectors of activity of the Research and Publication Activity Center and in identifying the relationship of research and development to these vectors in terms of ongoing activities. The results obtained can be used by universities in creating Research and Publication Activity Centers and setting the agenda for their work.

Текст научной работы на тему «ЦЕНТР ПУБЛИКАЦИОННОЙ АКТИВНОСТИ В УСЛОВИЯХ УЧАСТИЯ ВУЗА В ПРОГРАММЕ "ПРИОРИТЕТ 2030": ОСНОВНЫЕ ВЕКТОРЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ИХ ПОНИМАНИЕ СРЕДИ НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ»

Перспективы Науки и Образования

Международный электронный научный журнал ISSN 2307-2334 (Онлайн)

Адрес выпуска: https://pnojournal.wordpress.com/2022-2/22-06/ Дата публикации: 31.12.2022 УДК 37.08

П. С. Моисеев, П. В. Сысоев, И. А. Евстигнеева, Д. О. Сорокин

Центр публикационной активности в условиях участия вуза в программе «Приоритет 2030»: основные векторы деятельности и их понимание среди научно-педагогических работников

Введение. Потребность студентов и научно-педагогических работников (НПР) вузов в формировании компетенции в области академического письма, актуализация проблематики проводимых в вузе исследований и повышение публикационной активности стали причинами открытия в большинстве российских вузов центров публикационной активности. Однако достижение поставленной цели находится в прямой зависимости от основных векторов деятельности центра и соответствующих аспектов его работы. Цель исследования - определить ключевые векторы деятельности вузовского Центра публикационной активности и проверить изменения в понимании деятельности центра среди НПР.

Материалы и методы. В исследовании приняли участие молодые НПР (N=80) Тамбовского государственного университета имени Г.Р. Державина (Российская Федерация). В 2021 и 2022 гг. респондентам было предложено пройти социологический опрос и определить важность конкретного вида работы Центра публикационной активности по аспектам деятельности (N = 14) в рамках каждого вектора. Для статистической обработки результатов опроса использовался t-критерий Стьюдента.

Результаты исследования. Все респонденты единогласно считали и считают, что основная деятельность Центра публикационной активности должна сводиться к организации курсов повышения квалификации для НПР по академическому письму и проведению консультаций по структуре статей разных форматов (Article, Review), требованиям научных журналов по подготовке текстов рукописей, подбору научных журналов и условиям публикации статей в них (2021: М = 1; 2022: М = 1). За год деятельности Центра изменения произошли в понимании необходимости обучения академическому письму студентов (t=10,77 при р=0,0001), консультирования НПР по вопросам наукометрических показателей (t=2,82; р=0,001), регистрации НПР в международных наукометрических базах (МНБ) (t = 5,75; р=0,0001), создания авторских профилей НПР в МНБ (t=7,65; р=0,0001), подачи обращений в МНБ с целью корректировки ошибок (t=8,11; р=0,0001) и аналитической деятельности по определению научных трендов.

Заключение. Новизна проведенного исследования заключается в выделении основных векторов деятельности Центра публикационной активности в условиях участия в проекте «Приоритет 2030» и в выявлении отношений НПР к данным векторам по аспектам работы. Полученные результаты могут быть использованы вузами при создании центров публикационной активности и определении повестки их деятельности.

Ключевые слова: Приоритет 2030, публикационная активность, академическое письмо, компетенции научно-педагогических работников, курсы повышения квалификации для преподавателей

Ссылка для цитирования:

Моисеев П. С., Сысоев П. В., Евстигнеева И. А., Сорокин Д. О. Центр публикационной активности в условиях участия вуза в программе «Приоритет 2030»: основные векторы деятельности и их понимание среди научно-педагогических работников // Перспективы науки и образования. 2022. № 6 (60). С. 717-734. doi: 10.32744^е.2022.6.43

Perspectives of Science & Education

International Scientific Electronic Journal ISSN 2307-2334 (Online)

Available: https://pnojournal.wordpress.com/2022-2/22-06/ Accepted: 20 July 2022 Published: 31 December 2022

P. S. MOISEEV, P. V. SYSOYEV, I. A. EVSTIGNEEVA, D. O. SOROKIN

A research and publication activity center in the context of university participation in the "Priority 2030" program: main activity vectors and their understanding among faculty

Introduction. The need of university students and academic staff in the formation of academic writing competence, the need to update university research topics and to increase research and publication activity - all of these have become the reason why research and publication activity centers are found in most Russian universities. However, the achievement of this goal directly depends on the main center's activity vectors. The purpose of this article is to identify the key activity vectors of a University Research and Publication Activity Center and to check the changes in the understanding of the center activity among the academic staff.

Materials and methods. The experiment involved young academic staff (N = 80) of Derzhavin Tambov State University (Russian Federation). In 2021 and 2022 respondents were asked to take a sociological survey and determine the importance of a specific type of activity of the Research and Publication Activity Center by items (N = 14) within each activity vector. To process the survey results, the Student's t-test was used.

Research results. All respondents unanimously believed and continue to believe that the main activity of the Research and Publication Activity Center should be to organize courses for academic staff in academic writing and consult on the structure of articles in different formats (Article, Review), the requirements of academic journals for the preparation of manuscripts, and the selection of academic journals (2021: M = 1; 2022: M = 1). During the year of the center's activity, changes occurred in the understanding of the need to teach academic writing to students (t = 10.77 at p=0.0001), consulting on scientometric indicators of academic staff (t = 2.82 at p=0.001), registration of academic staff in international scientometric databases (ISD) (t = 5.75 at p = 0.0001), creation of author profiles of academic staff in the ISD (t=7.65 at p=0.0001), submission of appeals to the ISD in order to correct errors (t=8 ,11 at p=0.0001) and analytical activities to determine scientific trends.

Conclusion. The novelty of the study is in identifying the main current vectors of activity of the Research and Publication Activity Center and in identifying the relationship of research and development to these vectors in terms of ongoing activities. The results obtained can be used by universities in creating Research and Publication Activity Centers and setting the agenda for their work.

Keywords: Priority 2030, publication activity, academic writing, academic staff competencies, advanced training courses for academic staff

For Reference:

Moiseev, P. S., Sysoyev, P. V., Evstigneeva, I. A., & Sorokin, D. O. (2022). A research and publication activity center in the context of university participation in the "Priority 2030" program: main activity vectors and their understanding among faculty. Perspektivy nauki i obrazovania - Perspectives of Science and Education, 60 (6), 717-734. doi: 10.32744/pse.2022.6.43

_Введение

резолюция 70/1 «Преобразование нашего мира: Повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 года» от 25 сентября 2015 г. Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций провозглашает план действий международного сообщества для укрепления всеобщего мира, ликвидации нищеты, принятия ряда амбициозных реформаторских шагов по выводу мира на трек стабильного и устойчивого развития. Более того, современные глобальные вызовы, продиктованные событиями на международных политических и экономических аренах, предъявляют новые требования к научно-технологическому развитию любой развитой страны, включая Российскую Федерацию. Они заключаются в уверенном противостоянии динамично появляющимся вызовам, объединении ученых и практиков в новые международные коллаборации, совместной работе над общими теоретическими и прикладными проектами и достижении мировой конкурентоспособности в области науки и техники. В перспективе достижение этих требований сможет придать дополнительные импульсы развитию экономики и промышленности, сферы социальной поддержки населения, культуры и образования. Высшие учебные заведения со своей инновационно-технологической инфраструктурой при этом играют значимую роль «перекрестков», обеспечивающих взаимосвязь науки, инноваций, бизнеса и производства. В этой связи на современном этапе особые требования предъявляются к компетенции вузовских преподавателей и научно-педагогических работников (НПР), которые, наряду с традиционным набором профессиональных компетенций, должны обладать способностями вступать в научные объединения с партнерами из разных стран, делать новые научные открытия, руководить научными группами, растить научные кадры, экстраполировать результаты научно-исследовательской деятельности в рейтинговых публикаторах, индексируемых в международных наукометрических базах (МНБ) Scopus и Web of Science. Для более широкой экстраполяции результатов научных исследований особую актуальность приобретает публикация статей в англоязычных научных журналах, что также поднимает вопрос о необходимости формирования у НПР профессиональной иноязычной коммуникативной компетенции [1; 2]. Запрос на владение преподавателями и научными сотрудниками иностранным языком полностью согласуется с содержанием Резолюции 30/12 ЮНЕСКО, провозглашающей многоязычие как норму взаимодействия между представителями разных стран и культур в социальной, культурной и профессиональной сферах общения.

Публикационная активность научно-педагогических работников вуза, заключающаяся в публикации научных статей формата «Исследовательская статья» (Article) и «Обзор» (Review) в научных журналах, входящих в МНБ Scopus и Web of Science, выступает одним из показателей выполнения требований программы стратегического лидерства «Приоритет 2030» (дополнительным показателем для базовой части гранта и обязательным для специальной части гранта). Кроме того, публикационная активность НПР вуза является одним из показателей эффективности университета в международных рейтингах (например, «Интерфакс», QS, Times Higher Education, ARWU, Forbes). Последние годы количество статей формата Article или Review стало входным показателем для участия ученого в конкурсе на соискание грантов научных фондов.

Все эти факторы повлияли на то, что в российских вузах открываются лаборатории или центры публикационной активности или академического письма. Их основная миссия - создать организационно-педагогические условия для формирования у научно-педагогических кадров компетенций в области академического письма и продвижения результатов своих исследований. Целью данной статьи является анализ опыта российских вузов по созданию центров публикационной активности и академического письма, представление опыта Тамбовского государственного университета имени Г.Р. Державина - участника программы стратегического лидерства «Приоритет 2030» - по созданию Центра публикационной активности и обсуждение понимания современной повестки деятельности Центра НПР университета. Достижение обозначенной цели потребовало решения следующих задач:

1. На основе анализа деятельности центров публикационной активности и академического письма ведущих вузов РФ, а также с учетом требований программы стратегического лидерства «Приоритет 2030» выделить основные векторы деятельности Центра публикационной активности и предложить подробную повестку его работы.

2. Определить степень понимания НПР университета повестки деятельности Центра публикационной активности ТГУ имени Г.Р. Державина с учетом требований программы «Приоритет 2030».

Гипотеза исследования: первоначально, по мнению большинства НПР, деятельность вузовского Центра публикационной активности будет заключаться в предоставлении образовательных и сервисных услуг. Большинством НПР Центр не будет восприниматься в качестве важной аналитической службы для выявления научных трендов в каждой конкретной области знаний для актуализации проблематики научных исследований ученых. По мере обращения НПР в Центр и получения учеными различных видов услуг понимание важности и необходимости образовательного, консультационного, аналитического и сервисного векторов деятельности Центра среди НПР изменится в положительную сторону.

_Обзор литературы

В научной педагогической и методической литературе можно встретить много разных терминов, обозначающих университетские структурные подразделения, целью которых является повышение качества академического письма слушателей разного академического уровня и статуса: «центр письма», «центр академического письма», «центр публикационной активности», «лаборатория письма», «лаборатория научной коммуникации» и т.п. Рассмотрим историю возникновения подобных центров и их основные виды деятельности на современном этапе.

История создания центров академического письма уходит корнями в университеты Великобритании и США, где создавались первые и по настоящее время активно функционируют центры или лаборатории академического письма для студентов бакалавриата. Разные ученые в своих работах акцентируют разные аспекты деятельности центров. В частности, в своем исследовании А.Арбии [3] изучает причины, побуждающие иностранных студентов обращаться в языковой центр, Е. Ка-денге, Л. Дисон, В. Кимани, Н. Намакула [4] - роль консультанта языкового центра в корректировании/редактировании письменных работ студентов, К. Кауфхолд и Д. Йенкен [5] - влияние центров английского языка как иностранного на языко-

вую политику в вузах по повышению требований к владению студентами родным и иностранным языками, П. Сефалане-Нкохла и Т. Мтонжени [6] - необходимость предоставления языковыми центрами не только консультационных, но и образовательных услуг по обучению написания академических текстов разных жанров, С. Тиручиттампалам, А. Росс, Е. Вайтхаус, Т. Николсон [7] - влияние деятельности центра академического письма на повышение уровня владения обучающимися письменной речью, Ю.Д. Мирдоч, Х. Лим и Дж Чо [8] - взаимосвязь между уровнем владения академическим письмом на родном и иностранном языках, Т. Лил-лис и М.Курри [9] - предметное содержание обучения студентов профессионально ориентированному дискурсу, Т. Окуда и Т. Андерсон [10] - результаты двух кейс-стади из Канадского университета по развитию у студентов умений академического письма, С. Картер [11] - политику «равенства» и «множества» в деятельности центра академического письма, Л. Фитжеральд [12] - программу обучения академическому письму центра, П.В. Сысоев, М,Н. Евстигнеев, И.А. Евстигнева [13] - номенклатуру письменных речевых умений академического письма студентов вуза. Очевидно, что перечень аспектов изучения в рамках деятельности центров академического письма достаточно велик и многогранен.

Изучение этих работ позволило сформулировать следующие представления о назначении и адресной аудитории этих подразделений университетов. В основном, центры академического письма создаются при университетах и колледжах и ориентированы на иностранных студентов, говорящих на английском как на иностранном языке и испытывающих острую потребность в языковом корректировании текстов письменных работ, эссе, проектов и квалификационных работ. Действуют центры при кафедрах английского языка как иностранного/второго (English as a Second Language / English as a Foreign Language - ESL/EFL) в рамках института наставничества. Более компетентные студенты старших курсов, специализирующиеся в области английского языка или методики обучения английскому языку как иностранному/второму, в качестве практики несколько часов в неделю по определенному графику работают в центре и корректируют письменные работы студентов-иностранцев. Обратиться в центр может и аспирант, и преподаватель вуза. Однако следует отметить, что большинство основных профессиональных образовательных программ на уровне магистратуры и аспирантуры (в Великобритании и США - докторантуры - Ph.D. programs) включают целые курсы по обучению написанию научного текста. Опыт Великобритании и США по организации центров академического письма получил воплощение во многих европейских и азиатских странах. В частности, в своей работе Дж. Котс, Е. Ллурда, П. Гарретт [14] представили опыт функционирования центров академического письма в Европейских вузах с учетом современных требований к языковой политики внутри Европейского союза. Т. Окуда [15; 16] описала предметное содержание и основную повестку центров академического письма для иностранных студентов в Японии.

В России вопросы обучения студентов и НПР академическому письму получили актуальность относительно недавно по мере предъявления аспирантам и преподавателям вузов требований по публикации результатов исследований в отечественных и зарубежных рейтинговых научных журналах. Более того, в настоящее время публикационная активность студентов бакалавриата и магистратуры выступает одним из ключевых требований при назначении государственной академической стипендии в повышенном размере и для участия в открытом кон-

курсе на соискание стипендий Президента РФ, Правительства РФ и федеральных именных стипендий. Все это послужило основой для разработки каждым отдельным вузом программы по формированию компетенций в области академического письма студентов и НПР.

В ряде работ, посвященных развитию студенческой или молодежной науки, учеными раскрываются особенности реализации проектов по формированию компетенции в области академического письма посредством института наставничества, когда в рамках деятельности студенческих научных обществ более квалифицированные студенты старших курсов (магистранты или аспиранты) проводят занятия и тренинги для студентов младших курсов. Примером такого решения может выступать проект «Школа компетенций», описанный в работе В.Ю. Стромова, П.В. Сысоева и В.В. Завьялова [17]. Объединенный студенческий научный совет Тамбовского государственного университета имени Г.Р. Державина организовал для студентов бакалавриата и магистратуры серию лекций и практических занятий, в ходе которых обучающиеся познакомились со структурой исследовательской (Article) и обзорной (Review) статей, основными средствами достижения когезии и когерентности научного текста, наиболее распространенными наукометрическими базами (РИНЦ, Web of Science, Scopus), критериями отбора научных журналов.

С подписанием Президентом РФ майских указов (2018 г.), определяющих деятельность Правительства РФ до 2024 г., а также введением Министерством науки и высшего образования РФ и крупными научными фондами требований по публикации учеными результатов исследований в научных журналах, индексируемых в МНБ Web of Science и Scopus, в качестве одного из основных показателей эффективности деятельности вуза и одного из входных требований к участию вузов в некоторых крупных программах и конкурсах грантов, в большинстве вузов страны стали открываться центры академического письма или публикационной активности. Многие ученые в своих трудах описывали основные векторы работы таких центров и целевые показатели, на которые ориентирована их деятельность. В процессе проведения исследования нами были проанализированы работа более 40 подобных центров ведущих и региональных вузов России, Великобритании и США, а также предметное содержание курсов повышения квалификации в подобных центрах. В таблице 1 для научной дискуссии обобщены наиболее интересные и репрезентативные примеры основных направлений деятельности центров академического письма НИУ «Высшая школа экономики»[18], национального исследовательского технологического университета «МИСиС» [19], Российской экономической школы [20], Южно-Уральского государственного университета [21] и Самарского национального исследовательского университета им. акад. С.П. Королева [22], государственного университета Пенсильвании (США), университета Пер-дью (США), Мичиганского университета (США).

Анализ материалов таблицы 1 позволяет сделать следующие выводы. Во-первых, судя по повестке работы, деятельность вузовских центров публикационной активности или академического письма, действительно, направлена на достижение важной на современном этапе цели - формирования компетенции студентов НПР в области академического письма. Наличие подобных центров в большинстве ведущих вузов страны и мира означает, что именно на них возлагается задача по повышению публикационной активности сотрудников научно-образовательной организации, что, в свою очередь, выступает одним из показателей эффективности деятельности вуза.

Таблица 1

Основные виды деятельности центров академического письма российских вузов

Вид деятельности центров академического письма Офис академического письма МИСиС Центр академического письма НИУ ВШЭ Центр письменной и устной коммуникации РЭШ Офис академического письма ЮУрГУ Лаборатория академического письма Самарского университета Penn State's Graduate Writing Center Purdue University Writing Lab University of Michigan Sweetland Center for Writing

Разработка и проведение курсов академического письма для НПР + + - + + - - -

Разработка и проведение курсов академического письма для аспирантов + + - + + - - -

Разработка и проведение курсов академического письма для студентов магистратуры - - - - + - - -

Разработка и проведение курсов академического письма для студентов бакалавриата - - + - + - - -

Обучение иноязычному научному дискурсу + + + + + + + +

Организация и проведение лекций и научно-практических семинаров + + + + + + + +

Разработка тематических образовательных аудио- и видеоматериалов + + - + - + + +

Обучение тьюторов по академическому письму + - + - - + + +

Предоставление консультационных услуг и оказание помощи в написании академического текста + + + + + + + +

Разработка и проведение программ обучения академическому письму «Под заказ» + - - - - - - -

Перевод статьи автора вуза с русского на английский - - - + - - - -

Перевод текстов статей других авторов с английского на русский - - - + - - - -

Коррекция и редактура академических текстов + + + + - - - -

Во-вторых, первые российские центры академического письма открывались в вузах с целью предоставления услуг носителей языка в формировании профессиональной коммуникативной компетенции НПР и оказания услуги корректуры и редактуры англоязычных научных текстов. Вместе с тем, широкого распространения этот вид деятельности в стране не получил по следующим двум причинам. Первая связана с объективными трудностями региональных вузов подобрать квалифицированного носителя языка, способного оказывать услуги корректирования и редактирования научных текстов. Вторая причина связана с включением достаточно большого количества российских научных журналов, публикующих статьи на русском языке, в МБН Web of Science (ESCI и RSCI) и Scopus. Более того, многие ученые утверждают, что главные трудности при подготовке качественных научных статей формата Article и Review заключаются не столько в уровне владения НПР иностранным языком, сколько в их некомпетентности и неспособности подготовить четко структурированную статью с последовательным изложением фактов и аргу-

ментов. В частности, И.Б. Короткина [23; 24] в своих работах справедливо, на наш взгляд, утверждает, что в основной своей массе научные тексты российских авторов не отвечают международным публикационным нормам. И проблема кроется не в незнании иностранного языка, а в отсутствии навыков академического письма - построения композиции научного рассуждения.

В-третьих, за редким исключением, которым, в частности, является ЮжноУральский государственный университет [21], в большинстве вузов центры академического письма не включили в сферу своей деятельности оказание переводческих услуг! Как отмечалось выше, это напрямую связано с причиной вхождения большого перечня научных журналов в МБН Web of Science и Scopus. Отметим, среди многих НПР, не владеющих иностранным языком и желающих опубликоваться в зарубежных научных журналах, бытует мнение о том, что центры должны предоставлять услугу по переводу статей с русского на английский и наоборот. Подобное мнение разделяется теми, кто не владеет иностранным языком и не представляет различий в языковых системах. Напротив, многие специалисты в области иностранного языка и перевода придерживаются иного мнения: научная статья должна писаться на языке, на котором она будет представлена на рассмотрение в журнал. Это мнение разделяют многие ученые, в частности Л.А. Шимановская [25] и Н.К. Рябцева [26]. Особенности структуры каждого языка нередко диктуют логику изложения мыслей, аргументации и использование дискурсивных средств достижения когезии и когерентности. Услуги перевода текста, в этой связи, во многих случаях могут не достичь желаемого авторами результата, когда их текст, написанный по канонам родного языка, не будет адекватно воспринят иноязычным профессиональным сообществом. Особенную актуальность эта проблема будет иметь при переводе научных текстов по гуманитарным научным направлениям. При этом по субъективным причинам ответственность за отклонение статьи будет возложена не на автора содержания работы, а на переводчика. Вместе с тем, при наличии потребности в переводе эта услуга может быть выведена на аутсорсинг.

В-четвертых, в большинстве вузов основная деятельность центров сводится к разработке и проведению специализированных курсов повышения квалификации для аспирантов и НРП в области академического письма. Изучение предметно-тематического содержания этих курсов, предлагаемых во многих российских и зарубежных вузах [27-29], свидетельствует о том, что их центральным элементом является обучение слушателей написанию исследовательских статей (Article) и обзоров (Review).

В-пятых, в большинстве вузов формирование компетенции в области академического письма начинается на уровне аспирантуры и продолжается при работе с действующими преподавателями и учеными. Студенты бакалавриата и магистратуры не рассматриваются вузами в качестве аудитории, готовой для восприятия полноценных курсов повышения квалификации. В чем-то это может быть оправдано причинами объективного отсутствия у большинства студентов бакалавриата, особенно младших курсов, до конца сформированных профессиональных компетенций, научного кругозора и потребности в написании научных статей формата Article и Review. Для них сотрудниками центров организуются разовые лекции или консультации. Исключение может составить Российская экономическая школа, в которой центр академического письма выступает в качестве языковой коммуникационной площадки для иноязычного взаимодействия и овладения навыками академического письма между иностранными и

российскими студентами [20]. Подобный принцип организации работы центров академического письма, как отмечалось выше, действует в Великобритании и США, где в качестве практики студенты-лингвисты - природные носители английского языка -корректируют письменные работы иностранных студентов и участвуют в языковых и культурных мероприятиях центров.

В-шестых, практический интерес представляет опыт «МИСиС» и Российской экономической школы по введению института тьюторов в области академического письма. Студенты старших курсов и аспиранты, имеющие положительный опыт в написании научных статей, могут выступать в роли тьюторов и консультировать студентов и преподавателей по многим вопросам, связанным с написанием работ и их публикацией. Студенты могут обращаться к тьюторам-консультантам по целому ряду интересующих их вопросов, связанных с владением иностранным языком в целом: написанием научных статей и их структурных элементов, написанием заявлений о приеме на работу или подачей документов в аспирантуру на иностранном языке, развитием разговорных навыков на иностранном языке и даже подготовкой к языковым тестам. Благодаря такому обширному ряду предоставляемых услуг центр пользуется большой популярностью среди студентов. В этом смысле научное тьюторство, описанное Е.В. Бакиным [18] и Л.А. Скваерз [20], полностью согласуется с концепцией института наставничества, представленной в работах В.Ю. Стромова, П.В. Сысоева и В.В. Завьялова [13; 30] и Х. Алдохон [31]. В разных терминах ученые описали один и тот же процесс использования компетенций и потенциала студентов старших курсов в обучении менее компетентных студентов и начинающих преподавателей.

В-седьмых, во многих зарубежных и некоторых российских центрах академического письма в связи с пандемией коронавирусной инфекции COVID-2019 занятия стали проводиться онлайн или сотрудники центров готовили серию видео- или аудиопод-кастов, посвященных обучению написания различных структурных компонентов исследовательских статей или же иных письменных работ [32-34].

В-восьмых, следует заметить, что в большинстве вузов деятельность центров академического письма ограничивается предоставлением образовательных и консультационных услуг. Участие вузов в программе стратегического лидерства «Приоритет 2030» или стремление стать участником этой программы определяет необходимость создания на базе университетов центров публикационной активности, перед которыми в дополнение к обучению НПР академическому письму и оказанию консультационных и сервисных услуг ставятся новые задачи по проведению аналитической работы. Находясь на «передовой» научных открытий, на основе анализа современных научных трендов центры публикационной активности должны взять на себя роль по актуализации и определению проблематики научных исследований ученых. Последние, увлеченные своей темой на протяжении многих лет, могут упустить современные мировые тренды и оказаться в ситуации невостребованности результатов проведенных исследований.

В-девятых, следует особо подчеркнуть, что эксплицитно вопросы наукометрии не поднимаются и не рассматриваются в рамках центров академического письма. Вместе с тем, в современных условиях цифровизации академической среды аспекты наукометрии пронизывают все области публикационной активности: от выбора научного журнала в соответствии с его импакт-фактором и/или квартилем до подбора качественных научных статей для написания литературного обзора.

Векторы деятельности Центра публикационной активности _ТГУ имени Г.Р. Державина

С учетом опыта российских и зарубежных коллег по организации работы центров академического письма в вузах, а также требований программы стратегического лидерства «Приоритет 2030» в 2021 г. в Тамбовском государственном университете имени Г.Р. Державина был создан Центр публикационной активности и определены следующие векторы его деятельности (см. табл. 2): 1) образовательный; 2) консультационный; 3) аналитический; 4) сервисный. Рассмотрим содержание каждого из них.

В образовательный вид деятельности входит разработка и преподавание курсов для разных аудиторий слушателей (от студентов бакалавриата и магистратуры до аспирантов и НПР разного возраста) с целью повышения их компетенции в области академического письма, осведомленности в основных вопросах наукометрии и тенденциях и правилах подачи рукописей в журналы.

Консультационная деятельность охватывает широкий круг вопросов, поступающих от студентов и НПР. В частности, эта работа касается и общенаукометрических разъяснений, и разъяснений в области академического письма, а также консультирование по наукометрическим показателям НПР при дальнейшей подаче заявок на получение грантов, участии в конкурсах.

Аналитическая деятельность включает два направления: внешнюю аналитику - что наиболее актуально в мировом научном сообществе, в том числе и по запросам от кафедр и научных коллективов университета, и внутреннюю аналитику - о чем пишут НПР вуза, в каких изданиях публикуются, наукометрические показатели университета различных категорий. Все это проводится для актуализации научных исследований в университете - участнике программы стратегического лидерства «Приоритет 2030». В этой связи корректируются и требования эффективного контракта НПР университета. Более того, актуализация проблематики курсовых и квалификационных работ имплицитно будет способствовать актуализации профессиональной компетенции студентов и НПР.

Сервисная деятельность центра направлена на помощь НПР при возникновении трудностей с работой и/или обращением в МНБ Web of Science и Scopus.

Таблица 2

Ключевые векторы деятельности Центра публикационной активности Тамбовского государственного университета имени Г.Р. Державина

Образовательная деятельность Консультационная деятельность

- разработка и проведение курсов по технологии написания научного текста для студентов бакалавриата и магистратуры; - разработка и проведение курса повышения квалификации «Технология написания научных статей, их публикация и продвижение» для НПР; - разработка и проведение научно-практического семинара по наукометрии - консультирование аспирантов и НПР по частным вопросам, связанным со структурой статей разных форматов (Article & Review); - консультирование НПР по частным вопросам, связанным с требованиями научных журналов по подготовке текстов рукописей; - консультирование НПР по частным вопросам, связанным с подбором научных журналов и условиями публикации статей в журналах; - консультирование по вопросам, связанным с наукометрическими показателями НПР

Аналитическая деятельность Сервисная деятельность

- определение научных трендов по тематике исследований; - анализ тематической публикационной активности НПР университета; - анализ наукометрических показателей университета в целом и НПР в частности - регистрация НПР в МНБ Web of Science и Scopus; - создание авторских профилей НПР в МНБ Web of Science и Scopus; - подбор научных статей из журналов (Q1-Q2) в МНБ Web of Science и Scopus по запросам ведущих ученых, кафедр и научных школ в соответствии с трендами; - подача обращений в МНБ Web of Science и Scopus с целью исправления неточностей в профилях авторов и вуза

Таким образом, по своей повестке Центр публикационной активности университета включает аспекты деятельности центров академического письма, а также аналитических и наукометрических центров.

_Материалы и методы

Центр публикационной активности был открыт в Тамбовском государственном университете имени Г.Р. Державина в сентябре 2021 г., когда вуз стал участником программы стратегического лидерства «Приоритет 2030». На тот момент далеко не все НПР осознавали важность обозначенных выше векторов деятельности Центра. Для оценки изменения в сознании НПР и их понимания важности повестки Центра было проведено исследование. Участниками выступили 80 (N=80) молодых преподавателей вуза из разных структурных подразделений, большинство из которых имело ученую степень кандидата наук. Среди испытуемых также были участники программы кадрового резерва университета «Будущие преподаватели-исследователи» (N=18) без ученой степени. В сентябре 2021 и сентябре 2022 г. участникам было предложено пройти социологический опрос и определить важность конкретного вида деятельности Центра публикационной активности по выделенным векторам. Опрос включал 14 позиций (см. табл. 3). Цель опроса - определить наличие изменений понимания НПР важности деятельности Центра. Полученные результаты были обработаны с использованием пакета ПО IBM SPSS Statistics 22.0. Ответы респондентов были закодированы («1» - положительный ответ, «0» - отрицательный ответ). Для статистического анализа использовался t-критерий Стьюдента.

_Результаты исследования

В таблице 3 представлены результаты сравнения изменений понимания НПР университета важности деятельности Центра публикационной активности.

Представленные в таблице 3 данные статистической обработки результатов опросов, проведенных среди молодых научно-педагогических работников вуза в 2021 и 2022 гг. с использованием t-критерия Стьюдента, подтверждают наличие изменений в понимании НПР важности контролируемых в рамках исследования аспектов деятельности Центра публикационной активности ТГУ имени Г.Р. Державина. Исключение составили те аспекты, которые первоначально были отмечены НПР как важные и актуальные.

Таблица 3

Результаты сравнений изменений понимания научно-педагогических работников вуза важности деятельности Центра публикационной активности

№ Аспект деятельности центра публикационной активности Медиана (М) Сентябрь 2021 Медиана (М) Сентябрь 2022 t-критерий Стьюдента p-значение

Образовательная деятельность

1 Разработка и проведение курсов по технологии написания научного текста для студентов бакалавриата и магистратуры 0,2 0,85 10,77 0,0001*

2 Разработка и проведение курса повышения квалификации «Технология написания научных статей, их публикация и продвижение» для НПР 1 1 - -

3 Разработка и проведение научно-практического семинара по наукометрии 0,68 0,87 2,92 0,001*

Консультационная деятельность

4 Консультирование аспирантов и НПР по частным вопросам, связанным со структурой статей разных форматов (Article & Review) 1 1 - -

5 Консультирование НПР по частным вопросам, связанным с требованиями научных журналов по подготовке текстов рукописей 1 1 - -

6 Консультирование НПР по частным вопросам, связанным с подбором научных журналов и условиями публикации статей в журналах 1 1 - -

7 Консультирование по вопросам, связанным с наукометрическими показателями НПР 0,72 0,89 2,82 0,001*

Аналитическая деятельность

8 Определение научных трендов по тематике исследований 0,34 0,9 8,93 0,0001*

9 Анализ тематической публикационной активности НПР университета 0,25 0,87 10,19 0,0001*

10 Анализ наукометрических показателей университета в целом и НПР в частности 0,27 0,86 9,26 0,0001*

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Сервисная деятельность

11 Регистрация НПР в МНБ Web of Science и Scopus 0,43 0,83 5,75 0,0001*

12 Создание авторских профилей НПР в МНБ Web of Science и Scopus 0,52 0,97 7,65 0,0001*

13 Подбор научных статей из журналов (Q1-Q2) в МНБ Web of Science и Scopus по запросам ведущих ученых, кафедр и научных школ в соответствии с трендами 0,55 0,97 0,82 0,204**

14 Подача обращений в МНБ Web of Science и Scopus с целью исправления неточностей в профилях авторов и вуза 0,48 0,96 8,11 0,0001*

*p < 0,05; **p> 0,05

_Обсуждение результатов

Изучение статистического анализа сравнения данных опросов НПР Тамбовского государственного университета имени Г.Р. Державина в 2021 и 2022 гг. позволило обратить внимание на некоторые вопросы и выделить определенные тенденции в ответах респондентов. Во-первых, статистический анализ не выявил изменений по таким аспектам деятельности Центра публикационной активности, как разработка и проведение курса повышения квалификации «Технология написания научных статей, их публикация и продвижение» для НПР, консультирование аспирантов и НПР по частным вопросам, связанным со структурой статей разных форматов (Article, Review), требованиями научных журналов по подготовке текстов рукописей, подбором научных журналов и условиями публикации статей в них. По данным аспектам зафиксированы наивысшие значения медианы в 2021 г. при создании Центра и в 2022 г. по истечении года его работы (2021: М=1; 2022: М=1). Похожие результаты относятся к подбору научных статей из журналов Q1-Q2 в МНБ Web of Science и Scopus по запросам ученых (2021: М=0,95; 2022: М=0,97). Такие показатели медианы свидетельствуют о том, что в понимании НПР основная деятельность Центра публикационной активности должна быть направлена на предоставление этих услуг. Полученные результаты вполне очевидны и соотносятся с результатами исследований А. Арбии [3], К. Кауфхолд и Д. Йенкен [5], С. Тиручиттампалам, А. Росс, Е. Вайтхаус, Т. Никол-сон [7], Т. Окуда [16; 17], посвященными описанию работы центров академического письма. Несмотря на изменения в названии и дополнительные виды деятельности, в понимании НПР основная функция Центра публикационной активности - сформировать компетенции НПР в области академического письма и предоставить услуги по дальнейшему продвижению рукописей в научные журналы.

Во-вторых, актуальность некоторых аспектов деятельности Центра первоначально вызвала непонимание у части НПР, а спустя год респонденты подтвердили их важность. Это относится к разработке и проведению научно-практического семинара по наукометрии для НПР (t=2,92 при р=0,001) (2021: М=0,68; 2022: М=0,87), консультированию по вопросам, связанным с наукометрическими показателями НПР (t=2,82 при р=0,001) (2021: М=0,72; 2022: М=0,89), регистрации НПР в МНБ (t=5,75 при р=0,0001) (2021: М=0,43; 2022: М=0,83), созданию авторских профилей НПР в МНБ (t=7,65 при р=0,0001) (2021: М=0,52; 2022: М=0,97) и подаче обращений в МНБ с целью корректировки ошибок (t=8,11 при р=0,0001) (2021: М=0,58; 2022: М=0,96). Подобные результаты медиан ответов в 2021 г. можно объяснить общим непониманием многих молодых преподавателей и научных кадров, что такое наукометрия и для чего необходимо иметь корректные профили в МНБ.

В-третьих, чрезвычайно низкие данные медианы по опросу 2021 г. в отношении разработки и проведения курса для студентов бакалавриата и магистратуры по технологии написания научного текста (2021: М=0,2) свидетельствуют о том, что для подавляющего большинства НПР формирование компетенции студентов в области академического письма не представлялось актуальным. Несмотря на развитие в университете молодежной науки и общеуниверситетского студенческого научного общества [13;30], плотно наукой со студентами занимался достаточно невысокий процент НПР. Полученные данные имплицитно соотносятся с результатами исследо-

ваний многих других ученых, описывающих сферы деятельности вузовских центров академического письма и предлагающих предметное содержание обучения научному дискурсу [27-29]. Студенты не воспринимаются большинством НПР вуза в качестве аудитории, способной проводить качественные исследования. Уточним, здесь речь идет о массовом участии студентов в научно-исследовательской работе, способной получить в исследованиях научную новизну или инновационные результаты. Активная работа Центра в 2021-2022 учебном году и полученные результаты работы со студентами в виде опубликованных статей в журналах, индексируемых в РИНЦ, ядре РИНЦ и МНБ Web of Science и Scopus, а также победы в конкурсах на соискание стипендий Президента РФ, Правительства РФ и федеральных именных стипендий заставили НПР Тамбовского университета изменить свою позицию по этому вопросу (t=10,77 при р=0,0001), (2022: М=0,85).

В-четвертых, требуют отдельного обсуждения изменения в понимании НПР аналитической деятельности Центра. Данные медианы по всем трем аспектам аналитического вида деятельности по результатам опроса 2021 г. свидетельствуют о непонимании большинством НПР актуальности аналитики для повышения публикационной активности вуза и научного роста НПР (2021: диапазон медианы - 0,25-0,34). Многие исследователи университета, занимающиеся научно-исследовательской работой в вузе и имеющие достаточно солидный научный задел в виде грантов и публикаций в МНБ Web of Science и Scopus, не ставят под сомнение востребованность своих работ. Этим объясняется отсутствие у них желания изучить с помощью инструментов МНБ (например, SiVal) современные тренды в рамках своей области научного знания и актуализировать проблематику исследований. Посещение курса повышения квалификации для НПР и индивидуальные консультации в Центре по корректировке тематики научных исследований убедили большинство НПР в важности и необходимости постоянного отслеживания научных трендов и возможной корректировки проблематики своих исследований (2022: диапазон медианы - 0,86-0,9).

В-пятых, принимая во внимание мотивацию НПР вуза в повышении публикационной активности и несмотря на статистическую значимость в различиях между результатами опросов 2021 и 2022 гг., значения медианы по аспектам аналитической и сервисной деятельности, а также по обучению студентов академическому письму в 2022 г. не стали равны «1». Это говорит о том, что в вузе продолжает оставаться малочисленная группа НПР, скептически относящаяся к важности изучения трендов и корректировки проблематики собственных исследований, а также считающих, что наукой могут заниматься исключительно преподаватели, а не студенты.

_Выводы

Проведенное исследование позволило сформулировать выводы, связанные с направлениями деятельности университетских центров публикационной активности.

1. В качестве ключевых могут выступать следующие векторы деятельности общеуниверситетского центра публикационной активности: 1) образовательный, 2) консультационный, 3) аналитический и 4) сервисный. В рамках каждого вектора деятельности предполагается организация и проведение ряда мероприятий, в своей совокупности способствующих формированию компетенций студентов и НПР вуза в области академического письма, актуализации и корректировке проблематики про-

водимых исследований и повышению публикационной активности как отдельных авторов, так и вуза в целом.

2. Статистическая обработка результатов сопоставления данных опросов НПР в 2021 и 2022 гг. относительно важности отдельных аспектов деятельности университетского Центра публикационной активности по выделенным четырем векторам показала, что НПР единогласно считали и считают основной деятельностью Центра публикационной активности - организацию курсов повышения квалификации для НПР по академическому письму и проведение консультаций по структуре статей разных форматов (Article, Review), требованиям научных журналов по подготовке текстов рукописей, подбору научных журналов и условиям публикации статей в них. За период деятельности Центра изменения произошли в понимании НПР необходимости обучения академическому письму студентов, консультирования по вопросам наукометрических показателей НПР, регистрации НПР в МНБ, создания авторских профилей НПР в МНБ и аналитической деятельности по определению научных трендов.

3. Полученные результаты исследования могут быть использованы вузами при создании центров публикационной активности и определении повестки их работы.

ЛИТЕРАТУРА

1. Сысоев П. В., Токмакова Ю. В. Разработка методики предметно-языкового интегрированного обучения студентов аграрного вуза // Перспективы науки и образования. 2022. № 1 (55). С. 221-235. DOI: 10.32744/ pse.2022.1.14

2. Sysoyev P. V., Zavyalov V. V. Teaching English as a Foreign Language to Law Students based on Content and Language Integrated Learning Approach // Advances in Intelligent Systems and Computing. 2019. №. 907. Pp. 237-244. DOI: 10.1007/978-3-030-11473-2_26

3. Arbee A. Factors underpinning students' use or non-use of a writing centre // Per Linguam. 2020. № 36 (1). Pp. 32-46. DOI: 10.5785/36-1-881

4. Kadenge E., Dison L., Kimani W., Namakula H. Negotiating new ways of developing writing in disciplinary spaces: The changing role of writing consultants at the wits school of education writing centre // Stellenbosch Papers in Linguistics Plus. 2019. № 57. Pp. 169-182. DOI: 10.5842/57-0-816

5. Kaufhold K., Yencken D. E. Academic writing centres in multilingual settings: Intermediary agents of higher education language policy? // Linguistics and Education. 2021. № 64. Article № 100950. DOI: 10.1016/j.linged.2021.100950

6. Sefalane-Nkohla P., Mtonjeni T. "We are not a 'fix-it shop'": The writing centre as a uniquely configured learning space // Stellenbosch Papers in Linguistics Plus. 2019. № 57. Pp. 1-23. DOI: 10.5842/57-0-807

7. Tiruchittampalam S., Ross A., Whitehouse E., Nicholson T. Measuring the effectiveness of writing center consultations on l2 writers' essay writing skills // Languages. 2018. № 3 (1). Article № 4. DOI: 10.3390/languages3010004

8. Murdoch Y. D., Lim H., Cho J. Writing Center Visitors: Influence of L1 Writing Skills on Students' Exophonic Writings // SAGE Open. 2021. № 11 (4). DOI: 10.1177/21582440211062234

9. Lillis T., Curry M. J. Professional academic writing by multilingual scholars: Interactions with literacy brokers in the production of English-medium texts // Written Communication. 2006. № 23 (1). Pp. 3-35. DOI: 10.1177/0741088305283754

10. Okuda T., Anderson T. Second Language Graduate Students' Experiences at the Writing Center: A Language Socialization Perspective // TESOL Quarterly. 2018. № 52 (2). Pp. 391-413. DOI: 10.1002/tesq.406

11. Carter S. The writing center paradox: Talk about legitimacy and the problem of institutional change // College Composition and Communication. 2009. № 61 (1). Pp. W133-W152.

12. Fitzgerald L. Writing Centers The Best Place for Undergraduate Research // Pedagogy. 2022. № 22 (1). Pp 27-30. DOI: 10.1215/15314200-9385386

13. Sysoyev P. V., Evstigneev M. N., Evstigneeva I. A. Teaching Writing Skills to Students via Blogs // Advances in Intelligent Systems and Computing. 2019. Vol. 907. Pp. 210-218. DOI: https://doi.org/10.1007/978-3-030-11473-2_23

14. Cots J. M., Llurda E., Garrett P. Language policies and practices in the internationalisation of higher education on the European margins: an introduction // Journal of Multilingual and Multicultural Development. 2014. № 35 (4). Pp. 311-317. DOI: 10.1080/01434632.2013.874430

15. Okuda T. Policy borrowing for a world-class university: a case of a writing center in Japan // Current Issues in Language Planning. 2019. № 20 (5). Pp. 503-520. DOI: 10.1080/14664208.2018.1543161

16. Okuda T. The writing center and international students in a Japanese university: a language management perspective // Higher Education Research and Development. 2020. № 39 (4). Pp. 778-791. DOI: 10.1080/07294360.2019.1693515

17. Стромов В.Ю., Сысоев П.В., Завьялов В.В. «Школа компетенций» - технология формирования дополнительных компетенций у студентов классического вуза//Высшее образование в России. 2018. Т. 27. № 5 (225). С. 20-29.

18. Бакин Е.В. Центр академического письма: опыт создания // Высшее образование в России. 2013. № 8-9. С. 112-116.

19. Базанова Е.М. Лаборатория научной коммуникации: российский опыт // Высшее образование в России. 2015. № 8-9. С. 135-42.

20. Squires L.A. The NES writing and communication center: the case for student-oriented writing centers in Russia // ВысшееобразованиевРоссии. 2016. № 8-9. С. 66-73.

21. Чернышева М.А., Ненахова Е.А., Донова Е.В. Офис академического письма Южно-Уральского государственного университета: задачи, структура, функционирование // Высшее образование в России. 2017. № 8/9 (215). C. 108-115.

22. Левченко В.В., Агрикова Е.В., Воронина М.А. Формирование навыков академической коммуникации: организация работы // Высшее образование в России. 2017. № 4 (211). С. 58-62.

23. Короткина И. Б. Грамотность научного текста: концептуальные расхождения между Россией и Западом и их последствия //Научная периодика: проблемы и решения. 2014. №. 2 (20). С. 34-39.

24. Короткина И. Б. Академическое письмо: необходимость междисциплинарных исследований // Высшее образование в России. 2018. № 10. С. 64-74.

25. Шимановская Л. А. Проблема языкового оформления научной статьи для зарубежного журнала на английском языке //Вестник Казанского технологического университета.2011.№. 23.С. 338-345.

26. Рябцева Н. К. Асимметрия межкультурной коммуникации и проблемы аутентичности //Научный диалог. 2020. №. 4. С. 130-150.

27. Путиловская Т.С. Компетентностно-деятельностная модель академического письма // Высшее образование в России. 2018. Т. 27. № 10. С. 84-94. DOI: 10.31992/0869-3617-2018-27-10-84-94

28. Абрамова И.Е., Ананьина А.В. Системный подход к обучению академическому письму: практический опыт // Высшее образование в России. 2021. Т. 30. № 7. С. 105-116. DOI: 10.31992/0869-3617-2021-30-7-105-116

29. Базанова Е.М., Короткина И.Б. Российский консорциум центров письма // Высшее образование в России. 2017. № 4 (211). С. 50-57.

30. Стромов В.Ю., Сысоев П.В., Завьялов В.В. Кластерный подход к развитию молодёжного предпринимательства в классическом вузе // Высшее образование в России. 2019. Т. 28. № 7. С. 102-109. DOI: https://doi. org/10.31992/0869-3617-2019-28-7-102-109

31. Aldohon H. Writing centre conferences: tutors' perceptions and practices // Educational Studies. 2021. № 5 (5). Pp. 554-573. DOI: 10.1080/03055698.2020.1717931

32. Collett K. S., Dison A. Decentering and recentering the writing centre using online feedback: Towards a collaborative model of integrating academic literacies development // Stellenbosch Papers in Linguistics Plus. 2019. № 57. Pp. 79-98. DOI: 10.5774/57-0-811

33. Harwood C., Koyama D. Creating a virtual writing center to support self-regulated learning // SiSal Journal. 2020. № 11 (3). Pp. 164-186. DOI: 10.37237/110306

34. Nanima R. D. From physical to online spaces in the age of the #FeesMustFall protests: A critical interpretative synthesis of writing centres in emergency situations // Stellenbosch Papers in Linguistics Plus. 2019. № 57. Pp. 99116. DOI: 10.5842/57-0-812

REFERENCES

1. Sysoyev P. V., Tokmakova Y. V. Teaching agricultural university students a professional foreign language and a specialized specialty via an integrated course. Perspektivy nauki i obrazovania = Perspectives of Science and Education, 2022, no. 55 (1), pp. 221-235. DOI: 10.32744/pse.2022.1.14 (In Russ.)

2. Sysoyev P. V., Zavyalov V. V. Teaching English as a Foreign Language to Law Students based on Content and Language Integrated Learning Approach. Advances in Intelligent Systems and Computing, 2019, no. 907, pp. 237-244. DOI: 10.1007/978-3-030-11473-2_26

3. Arbee A. Factors underpinning students' use or non-use of a writing centre. Per Linguam, 2020, no. 36 (1), pp. 32-46. DOI: 10.5785/36-1-881

4. Kadenge E., Dison L., Kimani W., Namakula H. Negotiating new ways of developing writing in disciplinary spaces: The changing role of writing consultants at the wits school of education writing centre. Stellenbosch Papers in Linguistics Plus, 2019, no. 57, pp. 169-182. DOI: 10.5842/57-0-816

5. Kaufhold K., Yencken D.E. Academic writing centres in multilingual settings: Intermediary agents of higher education language policy? Linguistics and Education, 2021, no. 64, article no. 100950. DOI: 10.1016/j.linged.2021.100950

6. Sefalane-Nkohla P., Mtonjeni T. "We are not a 'fix-it shop'": The writing centre as a uniquely configured learning space. Stellenbosch Papers in Linguistics Plus, 2019, no. 57, pp. 1-23. DOI: 10.5842/57-0-807

7. Tiruchittampalam S., Ross A., Whitehouse E., Nicholson T. Measuring the effectiveness of writing center consultations on l2 writers' essay writing skills. Languages, 2018, no. 3 (1), Art. No. 4. DOI: 10.3390/languages3010004

8. Murdoch Y.D., Lim H., Cho J. Writing Center Visitors: Influence of L1 Writing Skills on Students' Exophonic Writings. SAGEOpen, 2021, no. 11 (4). DOI: 10.1177/21582440211062234

9. Lillis T., Curry M.J. Professional academic writing by multilingual scholars: Interactions with literacy brokers in the production of English-medium texts. Written Communication, 2006, no. 23 (1), pp. 3-35. DOI: 10.1177/0741088305283754

10. Okuda T., Anderson T. Second Language Graduate Students' Experiences at the Writing Center: A Language Socialization Perspective. TESOL Quarterly, 2018, no. 52 (2), pp. 391-413. DOI: 10.1002/tesq.406

11. Carter S. The writing center paradox: Talk about legitimacy and the problem of institutional change. College Composition and Communication, 2009, no. 61 (1), pp. W133-W152.

12. Fitzgerald L. Writing Centers The Best Place for Undergraduate Research. Pedagogy, 2022, no. 22 (1), pp. 27-30. DOI: 10.1215/15314200-9385386

13. Sysoyev P.V., Evstigneev M.N., Evstigneeva I.A. Teaching Writing Skills to Students via Blogs. Advances in Intelligent Systems and Computing, 2019, vol. 907, pp. 210-218. DOI: 10.1007/978-3-030-11473-2_23

14. Cots J.M., Llurda E., Garrett P. Language policies and practices in the internationalisation of higher education on the European margins: an introduction. Journal of Multilingual and Multicultural Development, 2014, no. 35 (4), pp. 311317. DOI: 10.1080/01434632.2013.874430

15. Okuda T. Policy borrowing for a world-class university: a case of a writing center in Japan. Current Issues in Language Planning, 2019, no. 20 (5),pp. 503-520. DOI: 10.1080/14664208.2018.1543161

16. Okuda T. The writing center and international students in a Japanese university: a language management perspective. Higher Education Research and Development, 2020, no. 39 (4), pp. 778-791. DOI: 10.1080/07294360.2019.1693515

17. Stromov V.Y., SysoyevP.V., Zavyalov V.V. «School of Competencies» as a Technology for the Development of Students' Additional Competencies at Classical University. Vyssheye obrazovaniye v Rossii = Higher Education in Russia, 2018, vol. 27, no. 5 (225), pp. 20-29. (In Russ.)

18. Bakin E.V. Academic Writing Center at the Higher School of Economics. Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia, 2013, no. 8-9, pp. 112-116. (InRuss.)

19. Bazanova E.M. Laboratory of Scholarly Communications: Russian Perspective. Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia, 2015, no. 8-9, pp. 135-143. (InRuss.)

20. Squires L.A. The NES writing and communication center: the case for student-oriented writing centers in Russia. Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia, 2016, no. 8-9, pp. 66-73.

21. Chernysheva M.A., Nenakhova E.A., Donova E.V. Academic Writing Office of South Ural State University: Goals, Structure, Functioning. Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia, 2017, no. 8-9 (215), pp. 108-115. (In Russ.)

22. Levchenko V.V., Agrikova E.V., Voronina M.A. Development of Academic Communication Skills: Methods of Work Organization. Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia, 2017, no. 4, pp. 58-62. (In Russ.)

23. Korotkina I.B. Academic Literacy First: Misconceptions Encountered by Russian Authors in Writing for International Academic Journals. Nuachnaya periodika: problemy i pesheniya = Scientific Periodics: Problems and Solutions, 2014, no. 2 (20), pp. 34-39. (In Russ.)

24. Korotkina I.B. Academic Writing in Russia: The Urge for Interdisciplinary Studies. Vysshee obrazovanie vRossii = Higher Education in Russia, 2018, vol. 27, no. 10, pp. 64-74. DOI: 10.31992/0869-3617-2018-27-10-64-74 (In Russ.)

25. Shimanovskaya L.A. The Problem of language design of a scientific article for a foreign journal in English. Vestnik Kazanskogo tehnologicheskogo universiteta = Bulletin of Kazan Technological University, 2011, no. 23, pp. 338-345. (In Russ.)

26. Riabtseva N.K. Cross-Cultural Communication: Its Asymmetry and Authenticity. Nauchnyi dialog = Scientific Dialogue, 2020, no. 4, pp. 130-150. DOI: 10.24224/2227-1295-2020-4-130-150 (In Russ.)

27. Putilovskaya T.S. Competency-and-activity-based Model of Academic Writing. Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia, 2018, vol. 27, no. 10, pp. 84-94. DOI: 10.31992/0869-3617-2018-27-10-84-94 (In Russ.)

28. Abramova I.E., Ananyina A.V. Systematic Approach to Teaching Academic Writing: Practical Experience. Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia, 2021, vol. 30, no. 7, pp. 105-116. DOI: 10.31992/0869-3617-202130-7-105-116 (In Russ.)

29. Bazanova E.M., Korotkina I.B. Russian writing centers consortium. Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia, 2017, no. 4, pp. 50-57. (In Russ.)

30. Stromov V.Y., Sysoyev P.V., Zavyalov V.V. Cluster Approach to the Development of Youth Entrepreneurship in Classical University. Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia, 2019, vol. 28, no. 7, pp. 102-109. DOI: 10.31992/0869-3617-2019-28-7-102-109 (In Russ.)

31. AldohonH. Writingcentreconferences: tutors' perceptions and practices. Educational Studies, 2021, no. 5 (5), pp. 554573. DOI: 10.1080/03055698.2020.1717931

32. Collett K.S., Dison A. Decentering and recentering the writing centre using online feedback: Towards a collaborative model of integrating academic literacies development. Stellenbosch Papers in Linguistics Plus, 2019, no. 57, pp. 79-98. DOI: 10.5774/57-0-811

33. Harwood C., Koyama D. Creating a virtual writing center to support self-regulated learning. SiSalJournal, 2020, no. 11 (3), pp. 164-186. DOI: 10.37237/110306

34. Nanima R.D. From physical to online spaces in the age of the #FeesMustFall protests: A critical interpretative synthesis of writing centres in emergency situations. Stellenbosch Papers in Linguistics Plus, 2019, no. 57, pp. 99-116. DOI: 10.5842/57-0-812

Perspectives of Science & Education. 2022, Vol. 60, No. 6

Информация об авторах Information about the authors

Моисеев Павел Сергеевич Pavel S. Moiseev

(Россия, Тамбов) (Russia, Tambov)

Доцент, кандидат экономических наук, Cand. Sci. (Economics), Associate Professor,

и.о. Ректора Acting Rector

Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Derzhavin Tambov State University

Державина E-mail: orgwork@tsutmb.ru

E-mail: orgwork@tsutmb.ru ORCID ID: 0000-0003-2955-0324

ORCID ID: 0000-0003-2955-0324

Pavel V. Sysoyev

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Сысоев Павел Викторович (Russia, Tambov)

(Россия, Тамбов) Dr. Sci. (Education), Professor,

Профессор, доктор педагогических наук, Department of Linguistics and Pedagogical Education

профессор кафедры лингвистики и гуманитарно- in Humanities

педагогического образования Derzhavin Tambov State University

Тамбовский государственный университет имени Г.Р. E-mail: psysoyev@yandex.ru

Державина ORCID ID: 0000-0001-7478-7828

E-mail: psysoyev@yandex.ru Scopus Author ID: 8419258800

ORCID ID: 0000-0001-7478-7828 ResearcherID: I-6136-2016

Scopus Author ID: 8419258800

ResearcherID: I-6136-2016 Ilona A. Evstigneeva

(Russia, Tambov)

Евстигнеева Илона Алексеевна Cand. Sci. (Educ.), Associate Professor,

(Россия, Тамбов) Director of Research and Publication Activity Center

Доцент, кандидат педагогических наук, Derzhavin Tambov State University

Директор центра публикационной активности E-mail: ilona.frolkina@mail.ru

Тамбовский государственный университет имени Г.Р. ORCID ID: 0000-0002-1198-0695

Державина Scopus Author ID: 57206857675

E-mail: ilona.frolkina@mail.ru ResearcherID: AAE-8847-2022

ORCID ID: 0000-0002-1198-0695

Scopus Author ID: 57206857675 Danila O. Sorokin

ResearcherID: AAE-8847-2022 (Russia, Tambov)

Research Scholar

Сорокин Данила Олегович Research and Publication Activity Center

(Россия, Тамбов) Derzhavin Tambov State University

Научный сотрудник Центра публикационной E-mail: sorokindanila2002@gmail.com

активности ORCID ID: 0000-0001-7738-7416

Тамбовский государственный университет имени Г.Р. ResearcherID: AFF-7904-2022

Державина

E-mail: sorokindanila2002@gmail.com

ORCID ID: 0000-0001-7738-7416

ResearcherID: AFF-7904-2022

734

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.