опасности;
- обучение персонала: проведение обучения сотрудников по использованию новых систем и процессов автоматизации;
- создание сопроводительных материалов и регулярные тренинги для поддержания актуальности знаний.
С учетом этих аспектов учреждение сможет создать единое информационное пространство, оптимизировать бизнес-процессы и обеспечить более эффективное взаимодействие между отделами и внешними стейкхол-дерами. Автоматизация процессов архивного учреждения должна соответствовать актуальным стратегиям, выстраиванию оперативного информационного обмена между отделами.
Источники:
1. Мирошниченко М.А., Балбекова А.В., Крыловской Н.А. Аспекты реализации проекта «Умный город» в рамках нацпрограммы «Цифровая экономика» // Вестник Академии знаний: научный журнал. - 2022. - №51(4). - С. 169 - 177.
2. Мирошниченко М.А., Балбекова А.В., Крыловской Н.А. Разработка модели интегрированной интеллектуальной системы государственного учреждения на платформе облачных технологий // Вестник Академии знаний: научный журнал. - 2022. - №48(1). - С. 195 - 202.
3. Рыжкова А.А. Совершенствование документационного обеспечения организации // Скиф. Вопросы студенческой науки. - 2020. - № 2(42). -С. 396 - 400.
4. Сабенникова И.В. Облачные хранилища документов: возможности и риски // Вестник ВНИИДАД. - 2021. - №3. - С. 66 - 74.
EDN: PNTOET
С.И. Неизвестный - профессор Департамента «Бизнес информатики», Финансовый университет при правительстве Российской Федерации, Москва, Россия, [email protected],
S.I. Neizvestny - Professor of the Department of Business Informatics, Financial University under the Government of the Russian Federation, Moscow, Russia;
Ю.Г. Ященко - доцент Департамента «Бизнес информатики», Финансовый университет при правительстве Российской Федерации, Москва, Россия,[email protected],
Yu.G. Yashchenko - Associate Professor of the Department of Business Informatics, Financial University under the Government of the Russian Federation, Moscow, Russia;
К.Р. Баянова - обучающийся Департамента «Бизнес информатики», Финансовый университет при правительстве Российской Федерации, Москва, Россия, [email protected],
K.R. Bayanova - student of the Department of Business Informatics, Financial University under the Government of the Russian Federation, Moscow, Russia,
М.А. Ершова - обучающийся Департамента «Бизнес информатики», Финансовый университет при правительстве Российской Федерации, Москва, Россия, [email protected],
M.A. Yershova - student of the Department of Business Informatics, Financial University under the Government of the Russian Federation, Moscow, Russia,
П.П. Маврин - обучающийся Департамента «Бизнес информатики», Финансовый университет при правительстве Российской Федерации, Москва, Россия, [email protected],
P.P. Mavrin - student of the Department of Business Informatics, Financial University under the Government of the Russian Federation, Moscow, Russia,
А.В. Погосян - обучающийся Департамента «Бизнес информатики», Финансовый университет при правительстве Российской Федерации, Москва, Россия, [email protected],
A. V. Poghosyan - student of the Department of Business Informatics, Financial University under the Government of the Russian Federation, Moscow, Russia.
ФОРМИРОВАНИЕ КОМПЕТЕНЦИИ САМООРГАНИЗАЦИИ МОЛОДЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ ВУЗА FORMATION OF THE COMPETENCE OF SELF-ORGANIZATION OF YOUNG SPECIALISTS IN THE EDUCATIONAL PROCESS OF THE UNIVERSITY
Аннотация. В данном исследовании обращается внимание на тенденции и проблемы, связанные с процессом формирования компетенции самоорганизации у молодых специалистов, предлагается рассмотрение путей улучшения этого процесса. Обсуждаются проблемы самостоятельного генезиса знаний, раскрытие творческого потенциала студентов, повышение эффективности образовательного процесса. Со стороны образовательного процесса создание комфортной, дружелюбной среды для учебы в удовольствие, помощь в самоопределении и саморазвитии. Особое внимание в представленном исследовании уделяется проблеме отторжения особо одаренных студентов в угоду формирования типовых компетенций ординарных типовых выпускников и выполнения «валовых» показателей с и-стемы подготовки кадров. Организация и управление персональными ресурсами личности рассматриваются в связи с развитием самоорганизации труда обучения. К сожалению, бюрократические требования, жесткая подгонка студентов под «прокрустово ложе» системы образования, недостаточное внимание педагогике в непедагогических вузах, принципиально пеняют целеполагание обучения личности. В работе предложено необычное тестирование студентов с детальным обоснованием цели, направленности, мотивированности каждого вопроса и интерпретации ожидаемых ответов. Тест разработан на основе анализа лучших примеров тестов в данной области, изучения проблем самоорганизации и итерационной апробации на семинарах студентов направления обучения бизнес -информатики -бакалавров первого курса и магистров второго курса.
Abstract. This study draws attention to the trends and problems associated with the process of formation of self-organization competence among young professionals, and suggests considering ways to improve this process. The problems of the independent genesis of knowledge, the disclosure of the creative potential of students, and improving the effectiveness of the educational process are discussed. On the part of the educational process, the creation of a comfortable, friendly environment for learning for pleasure, assistance in self-determination and self-development. Special attention in the presented study is paid to the problem of rejection of particularly gifted students in favor of the formation of typical competencies of ordinary typical graduates and the fulfillment of "gross" indicators of the personnel training system. The organization and management of personal resources of an individual are considered in connection with the development of self-organization of learning work. Unfortunately, bureaucratic requirements, strict adjustment of students to the "Procrustean bed" of the education system, insufficient attention to pedagogy in non-pedagogical universities, fundamentally penalize the goal-setting of personal education. The paper proposes an unusual testing of students with a detailed justification of the purpose, orientation, motivation of each question and interpretation of the expected answers. The test was developed based on the analysis of the best examples of tests in this field, the study of problems of self-organization and iterative testing at seminars of students of the business informatics field of study - first-year bachelors and second-year magisters
Ключевые слова: эффективность обучения, возврат инвестиций в персонал, компетенция самоорганизации студентов. Keywords: learning efficiency, return on investment in staff, competence of students' self-organization.
Введение
В процессе приема в штат и адаптации выпускников вузов работодатель особое внимание уделяет компетентности самоорганизации молодого специалиста. Хотя со стороны рекрутинговых компаний формулируются конкретные требования под тот или иной вид деятельности, при этом по умолчанию подразумевается, что молодой специалист обладает самоорганизацией. Практически во всех объявлениях поисковых систем специалистов компетенция самоорганизации вообще не упоминается.
Со стороны системы подготовки кадров есть отдельные исследования по самоорганизации студентов [1 -9], но эти работы либо носят фрагментарный характер, либо вообще не касаются предложений по развитию компетентности студентов в самоорганизации. В значительной степени даже эти «специализированные» исследования сводятся, по существу, к описанию подходов к самостоятельной работе студентов и не охватывают на системном уровне мотивацию, методы, средства и инструменты самоорганизации явления получения знаний, умений и навыков в образовательном процессе. В большинстве вузов РФ этой проблеме не уделяется внимание, а формирование компетентности самоорганизации студентов пущено на «самотек».
Непосредственное взаимодействие с работодателями и выпускниками вузов показывает существование больших проблем с компетентностью самоорганизации в начале профессионального пути специалистов. Работодатель сетует на низкую организованность студентов, «метание из стороны в сторону», распыление ресурсов времени и усилий, недостаточность понимания целеполагания, планирования, самооценки, самоконтроля, плохую подготовленность к самостоятельной работе. В этом отношении разрыв между требования к компетентности специалистов со стороны бизнеса и фактической компетентностью выпускников вузов [10] приводит к тому, что предприятия высокого уровня зрелости вынуждены тратить большие средства на обучение вчерашних студентов в корпоративных учебных центрах, внутренних стажировках, наставничестве. Особенно дорого обходится предприятиям процесс переобучения в ходе выполнения бизнес-задач, исправления ошибок системы высшего профессионального образования [11].
Несмотря на важность формирования компетенции самоорганизации студентов в современном образовательном процессе вузов России этому не уделяется должного внимания. Недостаточный уровень компетентности самоорганизации сотрудников приводит с существенным потерям в деятельности предприятий. начиная с финансовых и до репутационных. В целом формирование компетенции самоорганизации может существенно сократить период адаптации молодого специалиста (время испытательного срока), быстро и качественно влиться в бизнес предприятия, повысить ROI персонала, а значит и повысить эффективность бизнеса. Данное исследование направлено на изучение динамики изменения компетентности самоорганизации студентов во время обучения в вузе, предложений по методам развития этой компетентности и разработке метрик оценки экономического эффекта процесса формирования компетенции самоорганизации молодых специалистов.
Важность самооценки и самоорганизации в образовательном процессе: краткий обзор
Компетентность в самоорганизации молодого специалиста, выпускника вуза формируется путем объединения врожденных (природных, наследственных) и приобретенных свойств. Самоорганизация воплощается в осознаваемых особенностях воли и интеллекта, мотивах поведения и реализуемую в упорядоченности деятельности и поведения [12]. Самоорганизация является общим мерилом зрелости личности. В качестве основного признака высокой самоорганизации выделяют активное самосоздание себя как личности. Личность - это человек, способный целенаправленно планировать решение, найти, реализовать его и нести ответственность за последствия реализации. Одним из показателей развития самоорганизации является соответствие жизненных выборов (профессии, друзей и т.д.) индивидуальным особенностям личности. Несовпадение избранной профессии и имеющихся способностей, принятие стиля жизни и деятельности, не обеспеченных личностными качествами, общественным положением, - признаки слабой самоорганизованной личности. Самоорганизация неразрывно связана со способностью самооценки и самоанализа [13]. Самоорганизация - упорядочение целей и мотивов саморазвития, навыков самоконтроля и саморегуляции психических состояний, способностей к самоанализу и адекватной самооценке [14].
«Самооценка - это оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. От самооценки зависят взаимоотношения человека с окружающими, его критичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам, Тем самым самооценка влияет на эффективность деятельности человека и дальнейшее развитие его личности» [15]. Являясь ключевой частью самосознания личности, самооценка выступает как регулятор ее деятельности и поведения. Самооценка человека складывается в процессе сопоставления себя и других: обладая определенными знаниями о себе, он наблюдает за другим человеком, сравнивает себя с ним, определяет его отношение к себе. Такое сравнение становится частью самооценки и выражает психологическое самочувствие личности [16-18]. Это означает, что личность всегда выделяет для себя реальную или идеальную референтную группу, с которой она разделяет идеалы и ценностные ориентации [15].
Самоорганизация является частью общей культуры человека. В учебном процессе формирование компетентности самоорганизации студента связано с культурой организации труда. Понятие культуры учебного труда студента складывается из ряда маленьких культур»: культура слушания, культура чтения, культура конспектирования, культура владения приемами творческой переработки информации, культура подготовки сообщения и культура устного выступления с ним, культура использования времени и здоровый образ жизни [19].
В России проблема самоорганизации деятельности человека волнует и волновала не только отдельных исследователей, но и крупные научно-исследовательские институты, например Центральный институт труда
(ЦИТ) еще в 1921-24 гг. Самоорганизацию можно соотнести как часть организации труда или часть научной организации труда - НОТ. Директор ЦИТ Алексей Капитонович Гастев сформулировал ряд принципов организации собственной работы - трудовой культуры (самоорганизации труда), которые актуальны и сегодня [20, 21]. Вот некоторые из них:
- Прежде чем браться за работу, надо всю ее продумать, продумать так, чтобы в голове окончательно сложилась модель готовой работы и весь порядок трудовых приемов.
- Не браться за работу, пока не приготовлен весь инструментарий.
- Для работы не должно быть ничего лишнего (нераспыление ресурсов).
- Работать надо ровно, без «скачков» и перенапряжений.
Основные элементы самоорганизации труда, к которой относится и учебный труд - организация рабочего места, режим рабочего времени, систематичность, последовательность, дисциплина труда, использование средств механизации и автоматизации вспомогательных операций, самостоятельность, самоподготовка, самопланирование, саморегулирование, самоучет, самоограничение, самокритика, самоконтроль. Исходя из этих положений и изучения опыта, в научных источниках открытого доступа, мы организовали разработку специализированного тестирования по оценке компетентности в самоорганизации студентов.
Разработка теста оценки компетентности самоорганизации в учебном процессе студента
Основная цель теста: выявление объективной способности самоорганизации.
Вопросы теста составлены так, что тестируемый, размышляя над ними, фактически начинает перестраиваться в формировании компетентности самоорганизации, понимает, что и как надо делать, для развития этой важнейшей для работающего, творческого человека способности.
Разработка теста осуществлялась в несколько итераций:
- стартовый список вопросов (разрабатывался преподавателем) и предварительное тестирование;
- после предварительного тестирования проведение семинаров с обсуждением темы формирования компетентности в самоорганизации;
- сбор предложений по вопросам теста. Предложения даются студентами, которые формулировались как в результате анализа информации в открытом доступе, так и в результате собственных размышлений студентов (около 160 студентов);
- анализ собранных вопросов (более 300) и отбор аналитической группой (авторами данной статьи) наиболее актуальных и аутентичных теме исследований вопросов;
- составление теста и проведение окончательного тестирования. Окончательное тестирование проводилось среди студентов 1-го курса (164 студента) и среди магистров 2-го курса (46 человек) Факультета информационных технологий и анализа больших данных Финансового университета при Правительстве РФ.
Каждый вопрос обосновывался актуальностью, целеполаганием, ожидаемым результатом (выводами для рекомендаций формирования компетентности). В результате итераций были отобраны следующие вопросы предлагаемого теста по компетентности в самоорганизации:
1.Какая тема личностных характеристик самая важная для Вас
- Тайм-менеджмент;
- Сам себе психолог;
- Риторика;
- Оценка 360;
- Мнемотехники;
- Медиация;
- Критическое мышление;
- Когнитивистика;
- Щ
Вопрос заставляет человека задуматься: а все ли направления и возможности личностного развития и самоорганизации им используются? Где находятся пределы невежества человека, как творческой, саморазвивающейся личности? С точки зрения формирования компетентности в самоорганизации, человек для начала должен научиться выстраивать «некривое зеркало», освоить компетенцию самооценки.
2. Вы любите проводить анализ своих поступков?
Вопрос развивает тему рефлексии и самооценки, начатую в предыдущем стартовом эпизоде.
3.Вы можете быстро определить системное мышление человека, только по его вазомоторике?
Внимательность к поведению других, к проявлению их реакции на окружающий мир, к естественному отклику их тела на внешние раздражители, позволяет не только освоить невербальные каналы приема информации, но и самому задуматься над врожденными и обретенными системными поведенческими способностями личности. Вопрос продолжает тему вопросов № 1 и № 2. Специалисты в коммуникациях отдают предпочтение невербальной информации, как более правдиво характеризующей других, в отличие от вербальной, когда человек может говорить одно, думать другое, а действовать по третьему направлению.
4.Вы владеете инструментами запоминания?
Вопрос можно отнести к техническим. Но эта компетенция напрямую влияет на способность держать в голове необходимые для анализа и принятия решений весь актуальный объем информации, Планирование, реализация, извлеченные уроки из своей деятельности, способность быстро использовать накопленные знания,
оперировать информацией - одна из базовых характеристик в самоорганизации, минимизации менеджерской амнезии и управленческой шизофрении.
5.Вы никогда не опаздываете на мероприятия?
Как и предыдущий - вопрос можно отнести к техническим. Эта способность быть пунктуальным, является ярким проявлением компетентности самоорганизации. Особенно это важно для управленцев: если руководитель опаздывает на работу, на мероприятия, он не имеет ни формальных административных, ни тем более морально-нравственных прав требовать от подчиненных не опаздывать.
6. Вы всегда заранее планируете завтрашний день?
С точки зрения компетентности самоорганизации вопрос не требует комментариев; цель его очевидна и с точки зрения самооценки.
7. Вы в первую очередь делаете то, что можно сделать быстро и просто, или то, что важнее?
Обычно человеку приятнее сделать, то, с чем можно проще (по затратам ресурсов и применению имеющихся навыков) справиться что можно сделать быстро для демонстрации окружающим. Но несмотря на аргументированный ответна вопрос руководства «Чем вы здесь занимаетесь?» - работаю не покладая рук! - важная для предприятия задача не решается. В самоорганизации важную роль играет и то, насколько важной с точки зрения руководства и бизнеса Вы занимаетесь текущей работой. Это может как косвенно, так и на прямую влиять на КПЭ Вашей деятельности и материальную стимуляцию.
8. Вы решаете задачи по мере поступления или в порядке приоритетов?
Вопрос очень похож на предыдущий, однако он направлен на способность выстраивания приоритетов в решении задач, что очень важно в самоорганизации в рамках имеющихся ограниченных ресурсов.
9. Вы часто меняете свои планы на день?
Вопрос технического характера, зависит от компетенции, обсуждаемой вопросом № 21, зависит от способности отстаивать свое решение по долгосрочному планированию, которое было согласовано с руководством. Кроме того, зависит от корпоративной культуры и зрелости управления предприятием, насколько на предприятии присутствует «управленческий футбол», «управленческая шизофрения» руководства, качественное планирование бизнес-процессов и занятости персонала. Специалисты по управленческим рискам, утверждают, что наиболее частым и не управляемым непосредственным исполнителем риском срыва плановых работ, является неплановое отвлечение работников по прямому указанию вышестоящего руководства: срочно все отставить и заняться важнейшей на данный момент работой (проявление некачественного планирования руководства - «семь пятниц на неделю»).
10. У Вас есть склонность к прокрастинации?
Одина из важнейших способностей человека в самоорганизации: как часто Вы откладываете дела на потом? У человека с высокой самоорганизацией работает аксиома: что можешь сделать сегодня - сделай, не откладывай на завтра.
11. Вы всегда следуете пословице «Делу время, потехе час»?
Способность в самоорганизации активной интенсивной работы и целенаправленной организации отдыха. С целью повышения качества и производительности труда ИТ-аналитиков, разработчиков, специалистов интенсивного умственного труда, на многих предприятиях зрелого бизнеса в течение восьмичасового рабочего дня, кроме обеденного перерыва, специально выделяется час на активный отдых и даже сон. Высокой самоорганизацией считается чередование разного рода работ, например интенсивная умственная работа чередуется с физической. Некоторые личности работаю без выходных и даже отпусков, следуя аксиоме: смена занятий - есть отдых.
12. Как часто Вы заканчиваете начатые дела и что Вы чувствуете, если не довели что-то до конца?
Важное свойство самоорганизованной личности - доводить начатое дело до результата. В этом случает формируется чувство неудовлетворенности, личностной неполноценности. Внешне такого человека могут характеризовать как безответственного. Если в конце работы нет результата - работу обычно считают незавершенной, не выпаленной (ср. пословицу «Кончил дело - гуляй смело!»).
13. Вам доводилось не выполнять данные Вам обещания?
Вопрос в продолжение предыдущего: насколько Вы самоорганизованы и ответственны за свои решения? Насколько Вы надежный человек? Можно ли Вам доверять? Специалисты по организации устойчивого самодостаточного бизнеса утверждают, что без эффективной корпоративной культуры, основанной на взаимоуважении, взаимопомощи и доверии, предприятие нежизнеспособно.
14. Вы легко управляете своими эмоциями?
В компетенции самоорганизации важно управление своими эмоциями. Если Вы раздражаетесь по пустякам, если Вы «человек» настроения, подверженный малейшим негативным воздействиям, непредвиденным обстоятельствам, если у Вам низкий уровень эмоционального интеллекта, - говорить об эффективной самоорганизации не приходится. Если же Вы эмоционально устойчивая личность, если Вы способны даже в экстремальных условиях сохранять здравый ясный рассудок, если Вы справляетесь с раздражающими, неадекватными манерами и поступками сослуживцев, то Ваш уровень самоорганизации, самообладания позволят эффективно выполнять поставленные задачи и быть эффективным управленцем.
15. Чтобы сэкономить время, Вы часто используете на лекциях ноутбук или мобильный телефон для параллельного с прослушиванием лекции выполнения срочных дел?
Часто способность «многозадачности» воспринимается позитивно. Эта оценка восходит к мифу о способности Юлия Цезаря, принимать нескольких посетителей «одновременно» и при этом сочинять стихи. Однако анализ исторических архивных материалов показал, что Цезарь не был в «чистом» виде «многозадачником» - он умел быстро перестраиваться с одной задачи на другую. Псевдомногозадачность приводит к неглубокому погружению в тему, в контекст и как правило, рождает некачественные поверхностные недальновидные решения. В жизни этот процесс характеризуют обычно - «за двумя зайцами погонишься, не поймаешь ни одного». Касательно лекций, если преподаватель опытный профессионал, он дает важный высоко концентрированный новыми знаниями материал. Это требует высокой концентрации внимания и напряженной умственной обработки входной информации. Отвлекаясь от лекции, студент теряет логическую нить изложения материала, и в лучшем случае у него останется фрагментарная картина предлагаемого материала, а чаше упустив «нить» изложения, студент далее теряет интерес к лекции и попадает в замкнутый контур дилетантского бессистемного восприятия. Время, потраченное на лекцию, в этом случае неэффективно. Как правило информация, которую дают профессионалы-преподаватели за полтора часа, экономят студенту неделю или более самостоятельной работы, поиска, отбора, фильтрации, анализа переработки, классификации и активного усвоения знаний. Более, того, в современных условиях цифрового мира, интернета, социальных сетей, как утверждают специалисты, с вероятностью 75 % мы сталкиваемся с ненадежной, недостоверной, фейковой информацией.
16. Вы всегда придерживаетесь режима дня, спите не менее 7 часов в сутки?
Самоорганизация направлена на эффективное, рациональное использование персональных ресурсов человека. Среди этих ресурсов основными являются здоровье, время, когнитивные способности (умственные ресурсы восприятия и усвоения знаний) и т.д. Именно в такой последовательности по степени важности, располагают персональные ресурсы. Если человек способен осознанно управлять своим здоровьем, то далее он сможет выделить время, чтобы подумать, как эффективно управлять временем. От природы человеку свойственна потребность во сне типичной длительностью 7-8 часов. Регулярное нарушение режима сна, недостаточная продолжительность, накапливаясь могут привести к серьезным психосоматическим нарушениям и заболеваниям. Способность воспринимать новые знания, формировать навыки и умения в больном состоянии резко ухудшается. Процесс обучения вместо приносящего пользу и удовольствие, превратится в тяжелую пытку.
17. Перед экзаменами вам удается хорошо отдохнуть?
Вопрос в продолжении темы предыдущего. Один из ярких индикаторов осознанной самоорганизации критических событий, от которых может зависеть судьба человека.
18. Вы выделяете время для физической культуры?
Физическая культура является частью общей культуры человека. (Здесь не следует отождествлять физическую культуру и спорт). Организация регулярных контролируемых физических нагрузок позволяет поддерживать здоровье человека на хорошем уровне. Сформированная физическая культура - залог эффективного управления главным персональным ресурсом человека.
19. Приводите ли Вы в порядок файлы и папки в своей базе знаний?
Один из важных элементов системной самоорганизации. Обладание этой компетентностью позволяет существенно повысить защиту информации (ее доступность), производительность и качество работы с информацией. В современном мире многие определяется скорость извлечения нужной информации в нужное время и в нужном месте.
20. В жизни Вы придерживаетесь принципа «Цель оправдывает средства»?
К сожалению, в условиях «рыночных» отношений, высокой конкуренции многие уверенно используют этот, по сути, антигуманный подход: ради достижения «поставленной цели» такие люди готовы «идти по головам», по судьбам других. Этот принцип характеризует человека скорее с отрицательной стороны в формировании компетентности самоорганизации.
21. У Вас много свободного времени?
Для студента, молодого специалиста, если он самостоятельная личность, вопрос может суммарно отражать высокий уровень самоорганизации. Наличие свободно времени, является формированием резерва важнейшего персонального ресурса, который целенаправленно используется для демпфирования хаотического окружения и неорганизованности окружающих, включая руководство. Свободное время позволяет на практике реализовы-вать минимизацию управленческих рисков. Личность, обладающая компетентностью формирования свободного времени (резервирования времени), практически всегда готова прийти на помощь другим, они реально способны выполнять взятые на себя работы гарантировано вовремя. Обладание этой компетентностью позволяет снизить, а иногда и полностью убрать форс-мажорные обстоятельства и так называемые «вызовы времени».
Некоторые предварительные результаты сравнения компетентности студента в начале и конце учебного процесса
Одной из тяжелых проблем учебного процесса - отсутствие внимания студентов к изложению учебного материала: на лекциях, семинарских занятиях студенты занимаются «своими делами», погружены в гаджеты, социальные сети, интернет-игры и т.п. на рисунке 1 приведен результат предварительной обработки ответов на вопрос № 15.
Примерно треть бакалавров 1 -го курса не слушает лекции, а занимается своими делами. При этом следует заметить, что эти данные скорее всего занижены, несмотря на достаточно толерантную (камуфлирующую внутреннюю цель) формулировку вопроса. Магистры 2-го курса видимо более заинтересованы в поучении знаний на лекциях.
Рисунок 1 - Ответы на вопрос теста «Чтобы сэкономить время, вы часто используете на лекциях ноутбук или мобильный телефон для параллельного с прослушиванием лекции выполнения срочных дел?» (этот и последующие рисунки разработаны авторами)
Интересно, что по интересам в темах личностного развития и самоорганизации бакалавры и магистры результаты теста не показывают статистически значимое отличие (рис.2). Более всего студенты интересуются проблемами организации персонального времени. Однако низкий интерес к другим темам, по -видимому, связан с недопонимание их важности. Так преподаватели отмечают, что больше половины студентов имеют низкий уровень компетентности в риторике: студенты зачастую не могут адекватно сформулировать и донести адресам свои мысли. Низкий интерес к формированию эмоционального интеллекта (EQ, emotional quotient) плохо согласуется с ответами на вопросы №3 и №14, где практически все студенты утверждают, что сравнительно хорошо управляют своими эмоциями (рис.3) и понимают эмоции других. Преподаватели же часто отмечают у бакалавров начальных курсов проявление несдержанности, вспыльчивости, неспособности управлять эмоциями в экстремальных, стрессовых ситуациях.
Магистры Бакалавры
Рисунок 2 - Ответы на вопрос «Какая тема личностных характеристик самая важная для Вас»
■ Бакалавры Магистры
Рисунок 3 - Ответы на вопрос «Вы легко управляете своими эмоциями». 5 - очень легко, 1- тяжело.
Соблюдение режима дня
Да Нет Зависит от Другое
ситуации
Рисунок 4 - Ответы на вопрос «Вы всегда придерживаетесь режима дня, спите не менее 7 часов в сутки?»,
Выборка «Бакалавры 1-й курс, 164 человека».
Врачи-сомнологи утверждают, что 7 часов — это минимальная норма сна для человека. Подавляющее большинство ответило, что спит менее 7 часов в сутки. Возможно, человек не справляется вовремя со своими задачами и компенсирует нехватку времени в ущерб сна, что в последствии может влиять на его работоспособность и в накопительном эффекте на здоровье в целом. В нашем случае это говорит, что человек испытывает определенные трудности с самоорганизацией (рис.4).
Планирование завтрашнего дня
25,0
123456789 10 ■ Бакалавры,% I Магистры, %
Рисунок 5 - Распределение ответов на вопрос «Вы всегда заранее планируете завтрашний день?»
В планировании занятости ближайшего дня (рис. 5) бакалавры и магистры практически совпадают. Опыт общения со студентами по этому поводу показывает, что студенты в реальной жизни затрудняются системно планировать свои дела на ближайшие дни, ссылаясь на высокою неопределенность обстоятельств (указывается даже хаос в расписании занятий, срыв плановых учебных занятий с привлечением на «срочные» мероприятия, организуемые руководством вуза) и чудовищную нехватку свободного времени. По вопросу 21. «У Вас много свободного времени?» и бакалавры, и магистры сетуют на нехватку или вообще отсутствие свободного времени. Однако в условиях тотальной цифровизации, повсеместного предложения современных ИТ-средств и инструментов это может свидетельствовать о недостаточном их знании и возможностей применении, в частности, использования доступных вариантов ИИ (Алиса, Siri, «Окей Гугл», А1еха, Маруся и др), нейросети GPT. Главная цель автоматизации и цифровизации современной жизни - это производство свободного времени человека.
Результаты пробного тестирования требуют детальной обработки, анализа и интерпретации. Особенно интересным представляются перекрестное сопоставление ответов на разные по форме, но близкие по содержанию вопросы. Для повышения достоверности результатов следует расширить выборки студентов и, возможно, следует предложить прийти тестирование преподавателям. Проведение тестирования направлено не столько на получение объективных ответов, сколько предложить опрашиваемым задуматься на сколько они обладают компетенцией самоорганизации, самооценки, самоконтроля и какие возможное пути для улучшения ситуации. С педагогической точки зрения тест может изменить процесс обучения, привлекая к решению проблем качества и результативности как самих студентов, так и преподавателей.
Заключение
В целом сравнение результатов тестирования не показывает статистически достоверного отличия в способности самоорганизации студентов бакалавриата 1-го курса и магистров 2-го курса. Влияние текущего процесса обучения в течение 5 лет на приращение компетентности самоорганизации не проявляется. Это, собственно, и объяснимо тем, что процесс обучения не содержит элементов формирования и развития компетентности самоорганизации, что и подчеркивается обратной связью с работодателями.
Внешний контроль со стороны образовательного процесса малоэффективен по сравнению с самоконтролем. Необходима замена внешнего контроля на самоконтроль.
Работы, проведенные в ходе разработки теста, его пробного применения, анализа предварительных результатов, показывают, что студенты даже ИТ-специализации плохо понимают и применяют все возможности современных достижений информационных технологий, цифровизации в системной самоорганизации учебного процесса и своей жизни.
Опыт профессиональных преподавателей показывает необходимость уделения внимания проблеме отторжения особо одаренных студентов в угоду формирования типовых компетенций у ординарных типовых выпускников с целью достижения «целевых валовых» показателей образовательного процесса. Актуальная задача преподавателей, системы подготовки кадров, формировать в учебном процессе навыки и умения обучающихся в решении проблем развития креативных способностей, самоорганизации и самооценки.
На основании этой части наших исследований уточняется процесс формирования компетентности студентов в самоорганизации и затем определение метрик оценки экономического эффекта процесса формирования компетенции самоорганизации молодых специалистов. Это будет опубликовано в следующей части наших исследований.
Источники:
1. Богдалова Е.Ю. Компетенция самоорганизации личности студентов вуза как предмет психолого-педагогического исследования // Педагогический вестник. - 2018. - № 4. - С. 17-20.
2. Давиденко Е.С. Формирование у студентов технического вуза универсальной компетенции самоорганизации и саморазвития // Вестник МГПУ. Серия: Педагогика и психология. - 2019. - № 3 (49). - С. 61-70.
3. Низамова Г.А., Ишмуратова И.А., Ханнанова Ю.И. Значимость формирования у студентов вузов компетенций самоорганизации учебно-профессиональной деятельности. В сборнике: Актуальные вопросы психологии и педагогики в современных условиях. Сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции. - 2015. - С. 122-125.
4. Романова Л.М. Содержание программы дисциплины по формированию компетенции самоорганизации и саморазвития у студентов вузов. В сборнике: Приборостроение и автоматизированный электропривод в топливно-энергетическом комплексе и жилищно-коммунальном хозяйстве. Материалы VIII Национальной научно-практической конференции. Казань. - 2023. - С. 554-556.
5. Подлесных, В. И. Теория организации, самоорганизации и управления: новые подходы и методы: учебное пособие / В. И. Подлесных, Н. В. Кузнецов, О. Г. Тихомирова; под редакцией В. И. Подлесных. - Москва : ИНФРА. - 2012. - 304 с.
6. Павлова, Е.П. Исследовательский проект в профессиональном саморазвитии студентов высшего педагогического образования // Проблемы современного педагогического образования. - 2022. - № 75-2. - С. 254-257;
7. Павлова Е.П., Павлова В.А. Управление личностно-профессиональным саморазвитием студентов в вузе // Проблемы современного педагогического образования. - 2022. - № 77-3. - С. 200-202.
8. Власова Е.А. РПД «Самоорганизация и саморазвитие личности», Саратовский гос.университет им. Н.Г.Чернышевского, 2023. URL: https://www.sgu.ru/sites/default/files/education/programs/2023/samoorganizaciya_i_samorazvitie_lichnosti_44.03.05_po2_fkbzh_zfo_2023.pdf
9. Лопанова Е.В., Савина Н.В. Особенности самоорганизации студентов педагогического вуза // Вестник Оренбургского государственного университета. - 2022. - № 4 (236). - С. 120-126.
10. Клименко Э.Ю., Неизвестный С.И. Разрыв между компетенциями выпускников вузов в области управления IT-проектами и практическими требованиями бизнеса // Управление проектами и программами. - 2016. - № 3. - С. 212-220.
11. Неизвестный С.И. Зачем Сберу корпоративный университет? В сборнике: Управленческие науки в современном мире. Сборник докладов IX Международной научно-практической конференции. Санкт-Петербург. - 2022. - С. 52-54.
12. Дьяченко, М. И. Краткий психологический словарь: Самоорганизация / М. И. Дьяченко, Л. А. Кандыбович. - Минск : Хэлтон. - 1998. - 399 с.
13. Логвинова, О.Н. Рефлексия как структурный компонент и механизм формирования самоорганизации учебной деятельности // Проблемы и перспективы развития образования в России. - 2012. - №14. - С. 35-41.
14. Князькова, О. Н. О понятии «культура самоорганизации личности студента» // Молодой ученый. — 2012. — № 11 (46). — С. 428-432.
15. Швацкий А. Ю. Развитие самооценки в подростковом возрасте // Инновационные научные исследования: теория, методология, практика. Материалы международной научно-практической конференции. - 2017. - С. 800-809.
16. Королева М. А., Ткаченко А.М. К определению понятия «Самооценка» // Психология и педагогика в образовании и научной среде. - 2016. - № 3. - С. 85-87.
17. Малакуцкая С. М., Яковлева Л.В. Самооценка как ключевой компонент самосознания личности // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. - 2011. - № 21. - С. 95-100.
18. Султангалиева А. С. Особенности формирования самооценки в подростковом возрасте // Теория и практика научных исследований. - 2016. - № 1. - С. 170-173.
19. Косырев, В. Н. Самоизменение студента в деятельности овладения культурой учебного труда// Психологическая наука и образование. - 2009. - №1. - C. 82 - 89.
20. Гастев А.К. Как надо работать. М.: Экономика. - 1972. - 478 с.
21. Гастев А. К. Трудовые установки. М.: Экономика. - 1973. - 343 с.
EDN: QZJITP
М.В. Ненько - аспирант, кафедра предпринимательства и конкуренции, факультет Бизнеса, Университет «Синергия», Москва, Россия, [email protected],
M.V. Nenko - Postgraduate Student, Department of Entrepreneurship and Competition, Faculty of Business, Synergy University, Moscow, Russia;
А.Ю. Анисимов - к.э.н., доцент, заместитель директора по учебно-методической работе факультета Информационных технологий, доцент кафедры Информационного менеджмента и информационно-коммуникационных технологий им профессора В.В. Дика, Университет «Синергия», Москва, Россия, [email protected],
A.Yu. Anisimov - candidate of economic sciences, Associate Professor, Deputy Director for Educational and Methodological Work of the Faculty of Information Technology, Associate Professor of the Department of Information Management and Information and Communication Technologies named after Professor V.V. Dick, Synergy University, Moscow, Russia.
ОСОБЕННОСТИ СТРАТЕГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ МАЛОГО БИЗНЕСА В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛЬНОЙ НЕСТАБИЛЬНОСТИ FEATURES OF STRATEGIC DEVELOPMENT OF SMALL BUSINESSES IN CONDITIONS OF GLOBAL INSTABILITY
Аннотация. В статье приводится исследование сущностных аспектов малого бизнеса, классификации групп критериев отнесения хозяйствующей структуры к субъектам малого бизнеса, аспектов влияния мировой турбулентности на формирование стратегии развития предприятия. Предметом исследования являются особенности стратегического развития предприятий малого бизнеса в условиях глобальной нестабильности. Цель исследования заключается в разработке нового актуального механизма снижения негативного влияния глобальной турбулентности на развитие малого бизнеса в России. Методологическую основу исследования составляют общенаучные и специальные методы исследования, в том числе анализ, синтез, обобщение, абстрагирование, аналогия, сравнение, наблюдение, мониторинг, моделирование, а также статистические методы. Основными результатами являются разделение стратегий развития малого бизнеса на постоянные и ситуационные, новый механизм формирования и использования финансовых резервов как части стратегии обеспечения устойчивости развития хозяйствующей структуры. Разработанные предложения могут быть использованы в практике и теории стратегического менеджмента в рамках разработки стратегии развития предприятий малого бизнеса в условиях глобальной нестабильности. Разработанный механизм позволит нивелировать негативное влияние кризиса и сохранить стабильность развития малых хозяйствующих субъектов.
Abstract. The article provides a study of the essential aspects of small business, classification of groups of criteria for attributing an economic structure to small business entities, aspects of the impact of global turbulence on the formation of an enterprise development strategy. The subject of the study is the features of the strategic development of small businesses in the context of global instability. The purpose of the study is to develop a new relevant mechanism for reducing the negative impact of global turbulence on the development of small businesses in Russia. The methodological basis of the study consists of general scientific and special research methods, including analysis, synthesis, generalization, analysis, analogy, comparison, observation, monitoring, modeling, as well as statistical methods. The main results are the division of small business development strategies into permanent and situational, a new mechanism for the formation and use of financial reserves as part of a strategy to ensure the sustainability of the development of an economic structure. The developed proposals can be used in the practice and theory of strategic management in the framework of developing a strategy for the development of small businesses in conditions of global instability. The developed mechanism will make it possible to neutralize the negative impact of the crisis and maintain the stability of the development of small business entities.
Ключевые слова: малый бизнес, стратегия, постоянные стратегии, ситуационные стратегии, финансовые резервы, зарубежные санкции, международная турбулентность, финансовые результаты.
Keywords: small business, strategy, permanent strategies, situational strategies, financial reserves, foreign sanctions, international turbulence, financial results.
Введение
Актуальность темы исследования определяет влияние санкционного давления на экономику России. Наибольшее негативное воздействие испытывают на себе малые хозяйствующие структуры, эффективность деятельности которых определяет широкий состав детерминант, в том числе высокий уровень конкуренции и зависимость от конъюнктуры рынка. Масштабность возможных последствий влияния глобальной нестабильно-