Формирование компетенции культуры художественного восприятия в литературном образовании
Цзян Синьюй,
аспирант, кафедра теоретической и исторической поэтики, Российский государственный гуманитарный университет E-mail: [email protected]
Статья посвящена актуальной проблеме в литературном образовании - культуре художественного восприятия. Целью работы является анализ необходимости формирования и развития культуры художественного восприятия учащихся в педагогических деятельностях, особенно на школьных литературных уроках. Для достижения поставленной цели в работе были решены следующие задачи: представлены понятия «восприятие» и «художественное восприятие»; освещена важная роль культуры художественного восприятия в литературном образовании; и показаны использованные эффективные методы и приемы на уроках литературы: диалог между учителем и ученикам, качественное чтение, ассоциация (межпредметные связи). Результаты исследования могут быть использованы на лекциях и практических занятиях по литературе, при обучении анализу художественных текстов.
Ключевые слова: художественное восприятие, культура художественного восприятия, литературное образование, художественное произведение, диалог.
о с
U
см см о см I—
С повышением общественно-экономического уровня потребность к подготовке всесторонне развитых талантов в особенности актуальна, что постоянно приводит к задаче усовершенствования образования. Литература в качестве школьного предмета представляет собой ключевой момент системы образования, поскольку она тесна связана с разнообразными культурными, мыслительными аспектами в человеческой жизни. На сегодняшний день задача и цель литературного образования являют собой формирование и развитие культуры художественного восприятия учащихся.
Восприятие - это чувственный, психический познавательный процесс, в котором человек наблюдает, продумает внешний мир, используя, по мнению П.М. Якобсона, органы чувств и органы мышления [5]. На этот сложный процесс влияют не только особенности чувства и мышления, но и прошлый жизненный опыт, культурные подготовки, эмоциональное состояние. А художественное восприятие, по рассуждению Гадамера Х.-Г., являет собой «взаимоотношение произведения искусства и реципиента, которое зависит от субъективных особенностей последнего и объективных качеств художественного текста, от художественной традиции, а также от общественного мнения и языково-семиотической условности, равно исповедуемой автором и воспринимающим субъектом» [1]. В процессе художественного восприятия реципиент участвует в диалогической деятельности с вымышленным художественным миром, построенным автором. Художественное восприятие относится к художественному опыту, сочувствию, сопереживанию, накопленным человеком в художественной практике, включает в себя способность читать, воспринимать, судить и творить художественные произведения.
Художественные произведения в любую эпоху служат незаменимой духовной пищей в человеческой жизни. В них заключена огромная энергия, стимулирующая у читателя художественное воображение. Хорошие художественные произведения постоянно удовлетворяют эстетические потребности человека. Однако, чтобы получить данное эстетическое удовольствие, требуется достаточно развитая рецептивная компетенция - культура художественного восприятия. Как отмечает В.И. Тюпа, «уровень культуры художественного восприятия -крайне существенный показатель меры гражданственности и человечности человека» [4].
С непрерывным социокультурным развитием люди все больше осознают ценность литературного образования, которое оказывает широкое
влияние на развитие учащихся в аспектах идейно-нравственных качеств, мышления, культурных достижений, эстетических вкусов, творческой активности и на развитие личности. Школьники находятся в ключевой стадии физического и психологического роста, ведь они подростки и юноши. С точки зрения психологии, эта стадия является переходом от детства к взрослости. В этом сложном периоде смешиваются незрелость и зрелость, независимость и зависимость, самосознание и нехватка знаний. Подростки и юноши психологически стремятся к истине, добру и красоте, однако, они часто делают неправильный выбор в поступках. Так что, нам следует использовать какие-то принимаемые ими приемы, чтобы помогать им формировать правильное мировоззрение и развивать личность здоровым способом. Именно эту ответственность несет литературное образование.
Лучший учитель сможет эффективно организовать урок литературы, помочь ученикам прийти в гущу художественного пространства и найти те же следы, которые имеют какую-либо внутреннюю связь с собственным «я», вести им к понятию мировоззрения, ценностных ориентаций, отраженных в конкретных произведениях, к завершению удачной художественной коммуникации. Поэтому уровень культуры художественного восприятия учителей также глубоко влияет на результаты литературного образования. Учителям приходится постоянно повышать собственный уровень преподавания и обогащать запас знаний. Кроме того, применение соответствующих методов обучения на уроках литературы также имеет решающее значение для формирования и развития культуры художественного восприятия учащихся.
Одной из важных задач перед современными педагогами является преобразование традиционной модели литературного образования, которая ценит только учение знаний. Новая модель обучения основана на сотрудничестве между учителем и учениками в форме диалога. Учитель и ученики взаимодействуют друг с другом, постоянно общаются в процессе обучения. Учитель должен, с одной стороны, поощрять учеников выражать свои точки зрения, с другой стороны, указывать на их неполноту или ошибки в акте рецепции конкретного художественного произведения. В конечном счете, ученики могут постепенно понять интеграционные связи между «я» и «другим», человеком и обществом, человеком и природой, обогащать тем самым собственный духовный мир.
В.И. Тюпа ценит в диалогическом уроке использование метода постановки учителем проблемных вопросов. По его словам, «учителю не следует бояться задавать также и вопросы без известных ему или заготовленных им заранее ответов: подлинно диалогическую ситуацию взаимодействия индивидуальных сознаний создает не угадывание уже имеющегося, но утаиваемого учителем решения, а солидарное решение задачи» [4]. Искусство само по себе является естественной почвой для формирования культуры художественного вос-
приятия, а учитель играет в этом процессе только вспомогательную роль.
И к тому же, следует уделить внимание тому, чтобы развить у учащихся широкий интерес к чтению, расширить круг чтения, увеличить его объем, улучшить его вкус, а затем выработать хорошие привычки читать. Для расширения литературоведческого кругозора учеников качественное чтение важнее большого количества прочитанных художественных текстов. Учитель должен поставить благоприятные условия для чтения учеников, полностью мобилизовать их читательскую активность, удовлетворить их потребности в этом. Необходимо побуждать учеников сомневаться, задавать вопросы, высказывать свои точки зрения. На основе взаимного уважения и равенства учителя и учеников, превратить акт чтения в литературном обучении в коммуникативную деятельность вокруг литературного текста.
Наряду с этим, различные художественные приемы ассоциаций используются на литературных уроках. О важности и необходимости ассоциации также упоминает И.В. Стерлягова. На ее взгляд, «встретившись с одним из предметов или явлений, человек по ассоциации может вспомнить и другой предмет, связанный с ним» [3]. Для развития культуры художественного восприятия очень важна способность ассоциации, формирование которой в основном полагаться на межпредметные связи. И.В. Стерлягова отмечает, что на уроках литературы широко используются межпредметные связи. Использование разных видов искусств, например, театра живописи, музыки, киноискусства и т.д., на уроке литературы позволяет «живописать» художественный текст, пробуждать в сознании учащихся целую гамму эмоций и ассоциаций.
Конкретных приемов использования межпредметных связей действительно очень много, в качестве примера можно привести использованные учителем Е.В. Гуляевой на своих уроках литературы: 1) подбор иллюстрации к произведению, чтобы способствовать интеграции искусств, помочь учащимся легче войти в художественный мир; 2) разрешение учащимся рисовать по содержанию отрезка текста, поскольку рисование помогает образно осмыслить содержание произведения; 3) использование инсценировки, приёма анализа художественного произведения, который помогает учащимся, особенно детям «погрузиться» в него; 4) тренировка сочинения, что включает в себя написание оригинального текста по канонам определённого жанра; 5) проведение урока-диспута, на котором предоставляется случай каждому высказывать свои точки зрения на содержание текста, помогать создать диалог между учащимися с художественным миром, диалог между одноклассниками; 6) организация внеурочных де-ятельностей, например, посещение музея, картинной галереи, библиотеки, театра. Эти внеурочные деятельности помогают расширить культурологическое пространство учащихся [2].
сз о со "О
1=1 А
—I
о
сз т; о т О от
З
и о со
В общем и целом, художественное восприятие представляет собой нужную способность для современного здравомыслящего человека. Развитая рецептивная компетенция является основой инновационного мышления и творчества. Так что, в литературном образовании необходимо в полной мере развивать уровень культуры художественного восприятия учащихся.
Литература
1. Гадамер Х.-Г. Истина и метод: Основы филос. герменевтики: Пер. с нем./Общ. ред. и вступ. ст. Б.Н. Бессонова. - М.: Прогресс, 1988.
2. Гуляева Е.В. Формирование художественного восприятия на уроках русского языка и литературы // Классный час для классного руководителя. Выпуск № 68, декабрь 2016.
3. Стерлягова И.В. Методическая разработка темы «Развитие разных сфер восприятия на уроках русского языка, литературы и мировой художественной культуры» [Электронный ресурс]. URL: https://infourok.ru/metodicheskaya-razrabotka-temi-razvitie-raznih-sfer-vospriyatiya-na-urokah-russkogo-yazika-literaturi-i-mirovoy-hudozhestvennoy-395156.html (дата обращения: 23.06.2022)
4. Тюпа В.И. Культура художественного восприятия и литературное образование // Слово и образ в современном информационном обществе. М., РГГУ. 2001.
5. Якобсон П.М. Художественное восприятие / П.М. Якобсон. - М.: Искусство, 1971. С. 86
FORMATION OF THE COMPETENCE OF THE CULTURE OF ARTISTIC PERCEPTION IN LITERARY EDUCATION
Jiang Xinyu
Russian State University for the Humanities
The article is devoted to an actual problem in literature education -culture of artistic perception. The purpose of the work is to analyze the need for the formation and development of culture of artistic perception of students in pedagogical activities, especially in school literature lessons. In order to achieve this goal, the following tasks were solved in the work: presentation of the concepts of "perception" and "artistic perception"; highlighting the important role of the culture of artistic perception in literature education; and the effective methods and techniques used in literature lessons were shown: dialogue between teacher and students, high-quality reading, association (interdisciplinary connections). The results of the study can be used in lectures and practical classes in literature, in teaching the analysis of literary works.
Keywords: artistic perception, culture of artistic perception, literature education, literary works, dialogue.
References
1. Gadamer H.-G. Truth and Method: Fundamentals of Philosophy. Hermeneutics: Per. with German/gen. ed. and intro. Art. B.N. Bessonova. - M.: Progress, 1988. (in Russian)
2. Gulyaeva E.V. Formation of artistic perception in the lessons of the Russian language and literature // Class hour for the class teacher. Issue #68, December 2016. (In Russian)
3. Sterlyagova I.V. Methodological development of the topic "Development of different spheres of perception in the lessons of the Russian language, literature and world art culture" [Electronic resource]. URL: https://infourok.ru/metodicheskaya-razrabotka-temi-razvitie-raznih-sfer-vospriyatiya-na-urokah-russkogo-yazika-literaturi-i-mirovoy-hudozhestvennoy-395156. html (date of access: 23.06. 2022) (In Russian)
4. Tiupa V.I. Culture of artistic perception and literary education // Word and image in the modern information society. M., RGGU. 2001. (In Russian)
5. Yakobson P.M. Artistic perception / P.M. Yakobson. - M.: Art, 1971. P. 86 (In Russian)
о с
u
см