размерам оплаты труда, не облагаются НДФЛ;
• средства предприятия, используемые на приобретение чеков, исключаются из налогооблагаемой прибыли до 50% средств, направляемых на приобретение чеков.
Проведенные расчеты показали, что
сумма дополнительных поступлений средств в бюджеты может на 10% и более превысить упущенные налоговые платежи.
Преимущества данной программы очевидны как для людей, особенно с невысоким уровнем дохода, так и для российского бизнеса.
ЛИТЕРАТУРА
1. Социально-оздоровительный туризм в России в контексте современного европейского туризма:материалы Международного форума. Москва, 12 декабря 2013 г. М.: Логос, 2013. 176 с.
2. Трофимов Е.Н. Социальный туризм -оздоровление российской нации. М.: Логос, 2013.92 с.
УДК 338.48
Н.А. БУСЫГИНА
ФОРМИРОВАНИЕ КОМПЕНСАЦИОННОГО ФОНДА ОБЪЕДИНЕНИЯ ТУРОПЕРАТОРОВ В ЦЕЛЯХ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА
Рассматривается формирование компенсационного фонда для оказания экстренной помощи туристам, оказавшимся в сложной ситуации. Показано, что необходимость формирования такого фонда была актуализирована серией банкротств крупных туристских фирм.
Ключевые слова: объединение туроператоров, финансовое обеспечение туроператоров, фонды защиты прав туристов.
The author views the forming of compensation fund to provide aid to tourists in need. Article shows the necessity of forming the fund on the example of recent bankruptcies of large tour firms.
Key words: tour operators unification, financial support of tour operators, the fund of the tourist's rights protection.
Формирование системы нормативно-правового регулирования туристской деятельности началось в 1996 г. -с момента принятия Федерального за-
© Бусыгина Н.А., 2013
кона от 24 ноября 1996 г. № 132-Ф3 «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» (далее - Закон об основах). На протяжении 16 лет данный Закон претерпевал многочисленные изменения, последние из ко-
торых были внесены недавно - с вступлением в силу Федерального закона от 3 мая 2012 г. № 47-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Принятый нормативный правовой акт закрепил в Законе об основах ряд новелл, среди которых наиболее важны следующие:
• введение понятия «экстренная помощь», с которым непосредственно связано формирование в рамках объединения туроператоров в сфере выездного туризма соответствующего компенсационного фонда для оказания такой помощи (ст. 1);
• создание объединения туроператоров в сфере выездного туризма, внесение соответствующих сведений в Единый федеральный реестр и размещение их в Интернете (ст. 4.1, 11.1);
• формирование компенсационного фонда объединения туроператоров в сфере выездного туризма для последующего оказания экстренной помощи туристам (ст. 11.4, 11.5);
• изменение размера финансового обеспечения для туроператоров, занимающихся выездным, въездным и внутренним туризмом (ст. 17.2);
• введение нормы, устанавливающей порядок государственного надзора в сфере туристской деятельности (ст. 19.1).
Рассмотрим одну из перечисленных выше новелл - формирование компенсационного фонда для оказания экстренной помощи туристам, оказавшимся в сложной ситуации. Необходимость формирования такого фонда была актуализирована серией банкротств крупных туристских фирм
(«Лужники Тревел», «Скайтур», «Де-тур», «ДЕО-трэвел», «Сизонс», «ITC», «Идеальный мир», «Магазин хороших путевок», «Альфа Вояж», «Аврора Интур», «Капитал тур», «Аватур», «Ланта-тур» и др.).
Всю общественность, а также весь туристский рынок потрясла новость о ликвидации туроператора «Ланта-тур», стабильно входившего в пятерку лучших туристских фирм России. Ситуация, в которой за рубежом оказались более 3 тыс. туристов, еще сильнее актуализировала проблему защиты интересов туристов на межгосударственном уровне, тем более что вызволение «застрявших» туристов в таких случаях фактически ложится на плечи государства, так как действующего финансового обеспечения зачастую не хватает.
Законотворцы предлагают создать объединение туроператоров в сфере выездного туризма по типу саморегулируемой организации (СРО) с последующим обязательным членством в нем всех туроператоров России, занимающихся инициативным туроперей-тингом. Согласно данным Ростуриз-ма, таким туроперейтингом у нас занимаются 2 тыс. турфирм, что уже ставит под сомнение оперативность создания такой организации. Тем не менее соответствующие нормы отраслевого закона (в частности, ст. 4.1), вступившие в силу с января 2013 г., исключают возможность осуществления туроператорской деятельности без членства в подобном объединении.
Изначально, на стадии обсуждения поправок в Закон об основах, речь шла о создании нескольких СРО в сфере туроперейтинга, на которые впоследствии можно было возложить четыре ключевые функции [3]:
1) поддерживающая - создание компенсационного фонда для оказания экстренной помощи туристам;
2) информационно-образовательная -осуществление образовательной деятельности, переподготовка кадров для сферы туризма, предоставление необходимой информации для турфирм и потребителей;
3) фильтрационная - осуществление контроля над процессом принятия в СРО новых членов, фильтрация неблагонадежных партнеров;
4) регулирующая - создание и эффективное использование инструментов и механизмов регулирования туристского рынка.
В принятой редакции отраслевого закона (ст. 11.2) все функции объединения туроператоров в сфере выездного туризма свелись только к формированию и последующему использованию компенсационного фонда. Так, объединением туроператоров в сфере выездного туризма обеспечивается оказание экстренной помощи туристам в случаях невозможности исполнения, неисполнения или ненадлежащего исполнения туроператором обязательств по договору; реализуется право требования страховой выплаты или выплаты по банковской гарантии, а также право требования к туроператорам; осуществляется учет взносов в компенсационный фонд.
Компенсационный фонд понимается как обособленное имущество, принадлежащее объединению туроператоров, которое формируется из средств участников такого объединения и служит для покрытия убытков, причиненных любым участником объединения в результате своей профессиональной деятельности, а именно ненадлежащего исполнения или неисполнения сво-
их обязательств по договору о реализации турпродукта. Иными словами, все участники объединения несут субсидиарную, в основном финансовую, ответственность за качество турпродук-та, предоставленного любым членом объединения.
Средства компенсационного фонда размещаются на его отдельном банковском счете, по ним ведется отдельный учет. На средства компенсационного фонда не может быть обращено взыскание по обязательствам объединения туроператоров в сфере выездного туризма, если такие обязательства не связаны с финансированием расходов на оказание экстренной помощи туристам. Выход туроператора из состава объединения не приводит к возврату средств, внесенных в компенсационный фонд, и не прекращает возложенных на него обязательств.
Работа фонда регулируется отдельной нормой в отраслевом Законе. Сумма взноса в фонд предположительно составит 0,1% выручки туроператора. Размеры отчислений могут корректироваться по решению Правительства РФ, если, например, за какой-то отрезок времени никаких выплат не производилось. На содержание аппарата фонда запланировано 0,05%. Таким образом, наполняемость фонда, по предварительным оценкам, составит около 250-300 млн руб. ежегодно. Законодатели предполагали, что первые отчисления поступят в фонд уже по итогам 2012 г.
За границей накоплен огромный опыт по созданию подобных фондов. Во многих европейских странах, где туристская отрасль развивается давно и успешно, действуют различные схемы защиты туристов именно с помощью государственных фондов (см. таблицу).
Фонды защиты прав туристов в Европе
Страна Название фонда Год создания фонда
Бельгия Фонд защиты прав туристов 1996
Великобритания Фонд защиты авиапутешествий 1973
Италия Национальный фонд защиты прав путешественников 1995
Нидерланды Национальный фонд защиты прав туристов 1983
Франция Национальный фонд создан профессиональным союзом солидарности в туристской отрасли 1964
В июне 2009 г. в Париже прошел саммит европейских государств по вопросам сотрудничества в сфере организации государственных фондов по защите прав туристов, на котором обсуждались вопросы функционирования таких фондов в разных странах Европы с целью обмена опытом в решении проблем туристов. Такие фонды успешно работают во многих странах Европы, при этом, как правило, отсутствует обязательное участие в них, действуют альтернативные механизмы защиты (резервирование средств и др.). Так, в Великобритании туроператор должен гарантировать возврат средств и репатриацию в случае своего банкротства. Предусмотрено несколько вариантов гарантий обеспечения интересов туристов: страховой полис, доверительный счет и так называемый бонд, который вносится на счет уполномоченного государственного органа. В Португалии государственный фонд поддержки туристов формируется путем отчисления 5% годового оборота турфирмы, но не может быть меньше 25 000 и больше 250 000 евро.
Между тем идея создания компенсационного фонда поддержки туристов в России встречена неоднозначно, а механизм и сама возможность ее реализации вызывают у туристской общественности скептическую реакцию.
Назовем наиболее спорные моменты рассматриваемого вопроса:
• размер компенсационного фонда;
• управление компенсационным фондом;
• механизм реализации основной задачи фонда - экстренная помощь российским туристам за рубежом;
• размер преференции туристу;
• размытость понятия «случай экстренной помощи»;
• сроки предоставления экстренной помощи.
Таким образом, главная цель компенсационного фонда - оказание экстренной помощи туристам, право на которую закреплено ст. 6 Закона об основах. Подобная помощь предполагает эвакуацию туристов из стран временного пребывания, т.е. оплату их расходов по размещению (если это необходимо) и перевозке. Для использования компенсационного фонда необходимо возникновение ситуации, связанной преимущественно с неисполнением туроператором своих обязательств, что чаще всего актуализируется в связи с их банкротством. Невозможность исполнения туроператорами своих обязательств приводит к необходимости оказания туристам экстренной помощи, предполагающей действия по организации эвакуации туриста из страны временного пребывания (в том числе
оплата услуг по перевозке и (или) размещению), осуществляемые объединением туроператоров в сфере выездно-
го туризма в соответствии с Федеральным законом «Об основах туристской деятельности в РФ».
ЛИТЕРАТУРА И ЭЛЕКТРОННЫЕ РЕСУРСЫ
1. Федеральный закон от 24 ноября 1996 г. № 132-Ф3 «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации».
2. Федеральный закон от 3 мая 2012 г. № 47-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" и отдельные за-
конодательные акты Российской Федерации».
3. Меньщикова Н. СРО и контра. Разбор полетов законотворческой мысли. Hot line travel. Онлайн-журнал о жизни в туризме. № 4/139/12. URL: http://www.hotline.travel/ content/8722/sro_i_kontra_razbor_poletov_za-konotvorcheskoy_mysli
УДК 338.48-53
П.А. КУЧИНОВ
ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННАЯ ЭКСПЕРТИЗА КАК ИНСТРУМЕНТ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ
Практику применения нового инструмента оценки проектов и территорий, получившего название туристско-рекреационной экспертизы (ТРЭ), обусловил динамический рост числа туристских проектов и территорий, целесообразных с точки зрения научной обоснованности их реализации. Данная стратегия позволила многократно повысить экономическую эффективность ввиду сохранения равновесия всех уровней (социального, технологического, экологического) и стала широко применяться многими странами мира. Комплексность исследовательского поля и вовлеченность в технологический процесс участников различных функциональных уровней, в том числе государственных, определила значимость и, как результат, высокую эффективность получаемых результатов.
Ключевые слова: туристско-рекреационная экспертиза, центры ответственности ТРЭ, функциональные уровни ТРЭ, уровни организации ТРЭ, оценка воздействия инвестиционного проекта, особая экономическая зона, федеральная целевая программа, инструмент оценки.
The practice of utilization of a new instrument of project and territorial evaluation, by the name of touristic-recreational expertise has shown a dynamic of growth ofthe tourismprojects and territories adequate in terms of realization. This strategy allowed to multiply the economic effectiveness by maintaining of balance on all levels (social, technological and ecological) and began to be widely used by a number of states across the globe. The complexity of the research field and inclusion in the technological process of the participants in differentfunctional levels, including the state level, determined the importance and as a result the high effectiveness of final results. Key words: touristic-recreational expertise, the responsibility centers of TRE, functional levels of TRE, effect evaluation of the investment project, special economic zone.
© Кучинов П.А., 2013