Научная статья на тему 'Формирование коммуникационного контроля в процессе обучения'

Формирование коммуникационного контроля в процессе обучения Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
271
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Journal of Siberian Medical Sciences
ВАК
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИЯ / КОММУНИКАЦИЯ / КОММУНИКАЦИОННЫЙ КОНТРОЛЬ / ОБРАЗЫ СИТУАЦИИ / РЕФЛЕКСИВНАЯ СПОСОБНОСТЬ / INFORMATION / COMMUNICATON / COMMUNICATIVE CONTROL / SITUATION IMAGES / REFLECTIVE ABILITY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Качалов Леонид Кимович

В статье рассматриваются вопросы управления поведением через коммуникативные процессы. В процессе управления необходим коммуникационный контроль, который можно формировать и поддерживать различными путями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Качалов Леонид Кимович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMMUNICATIVE CONTROLE FORMATION IN THE PROCESS OF STUDY

The article reveals the behavior managing questions through communicative processes. Communicative control, which can be formed and supported by various methods, is necessary for administration.

Текст научной работы на тему «Формирование коммуникационного контроля в процессе обучения»

№ 1 - 2009 г.

22.00.00 социологические науки

УДК 378.147:681.3(008.6)

Формирование коммуникационного контроля в процессе обучения

Л.К. Качалов

ГОУ ВПО «Новосибирский государственный медицинский университет Росздрава»

(г. Новосибирск)

В статье рассматриваются вопросы управления поведением через коммуникативные процессы. В процессе управления необходим коммуникационный контроль, который можно формировать и поддерживать различными путями.

Ключевые слова: информация, коммуникация, коммуникационный контроль, образы ситуации, рефлексивная способность

Качалов Леонид Кимович - кандидат социологических наук, доцент кафедры теории и технологии социальной работы ГОУ ВПО «Новосибирский государственный медицинский университет Росздрава», телефон рабочий: (383) 227-31-01

В современной высшей школе утверждается личностно-ориентированная образовательная парадигма. Целью профессиональной подготовки социального работника становится формирование социально-личностной, общенаучной и профессиональной компетенций. Важными функциями образовательного процесса становятся личностнопрофессиональное, формирование психологической готовности и способности к профессиональной деятельности. В рамках указанных функций интересной становится проблема формирования коммуникационного контроля.

Коммуникационный контроль следует понимать как систематическую проверку и управление процессом коммуникации между индивидами, социальными группами, социальными системами. Данный процесс необходим в силу того, что всякое взаимодействие людей строится на основе информации. Следовательно, управление собственным поведением и других людей сводится к управлению образами нашего сознания. Эти образцы формируются за счет поступающей информации, а восприятие информации является процессом ее семантизации. Информация, связанная с процессом общения людей, приобретает специфическое значение в зависимости от установок. Результатом восприятия является формирование образа актуальной ситуации. Сам образ ее становится опосредующим звеном: он представляет собой идеальную картину со сложной структурой. Формируется информационное поле, становящееся источником действий адаптационных механизмов.

Познавательные процессы, в ходе которых формируются образы ситуации общения, могут быть активно-целенаправленными или пассивными. Активные познавательные процессы связаны с целенаправленной когнитивной деятельностью,

включением волевой сферы личности, когда происходит настройка на эффективное взаимодействие, запускается социально-адаптивное поведение, создается общий настрой на адаптивное поведение.

В ходе пассивного восприятия информация остается неполной и неадекватной: большей частью воспринимается то, что однозначно соответствует имеющимся установкам личности.

Для управления поведением необходим анализ образов ситуаций взаимодействия людей и внесение изменений в эти образы. Таким образом, реальные средства управления поведением формируются за счет трансформации образов.

Образы, сформированные в ходе познавательного этапа, автоматически не включаются в сознание личности, они вступают в диссонанс с имеющимися у нее установками. Этот диссонанс вызывает тревогу и отрицательные эмоции. Подобное несоответствие вызывается вновь поступающей информацией.

Таким образом, реальные средства управления поведением формируются за счет трансформации образов. Коммуникационный контроль необходим для преодоления когнитивного диссонанса и когнитивного сужения, для переведение когнитивной системы личности в состояние адаптивного функционирования. Адаптивное функционирование когнитивной системы связано с процессами ассимиляции и аккомодации информации. С помощью данных процессов происходит формирование новых компонентов когнитивной системы, а затем приспособление компонентов к существующей системе. Постоянно происходит восприятие новой информации, ее категоризация и появление новых элементов в общей системе значений. Благодаря этому личность способна модифицировать свое поведение в соответствии с меняющимися условиями. Кроме ассимиляции идет постоянное оценивание поступающей информации. Процесс оценивания определяет ее отбор. В момент когнитивного сужения процессы восприятия информации, ее ассимиляция и аккомодация нарушаются в силу острых аффективных переживаний и включения различных стратегий.

Переход к адаптивному поведению связан с коммуникативным воздействием на адаптивные резервы личности. Прежде всего, необходимо получение новой информации об актуальном поведении. В данном случае коммуникационный контроль действует как внутренний процесс и означает самоконтроль. Он выступает в качестве пускового механизма в системе управления поведением.

Формирование коммуникационного контроля может происходить различными путями. Эффективным средством является социально-психологический тренинг (СПТ). Возможности СПТ связаны с тем, что он является управляемой моделью социальной системы. В рамках конструктивной социологии он является формой коммуникативной коррекции. Основой работы в группе являются информационные потоки. Индивид включается в активный процесс поиска информации о себе и других участниках группы.

Социально-психологический тренинг преследует две основные цели: 1)самосознание и самосовершенствование личности; 2)развитие коммуникативной компетентности. Коммуникативная компетентность включает в себя ряд положений: умение описывать поведение, коммуникацию чувств, умение слушать, конкуренцию.

Коммуникативную и рефлексивную способности можно развивать через познавательные задания. Так, например, на занятии по социальной геронтологии

студентам было дано задание ответить на вопросы: Какие стереотипы, связанные со старением и старостью существуют в общественном сознании? Что означает толерантное отношение к старости? В научной литературе признается, что пожилые люди являются группой, которая подвергается стереотипным представлениям, приписываниям и ожиданиям. Именно эти стереотипы и ожидания должны были проанализировать студенты. В ответах указывалось, что существуют положительные и отрицательные стереотипы. В числе отрицательных стереотипов были названы следующие: бедность, ухудшение здоровья, консерватизм, постоянное недовольство и другие. В качестве положительных стереотипов называли: мудрость, наличие свободного времени, большой жизненный опыт, любовь к внукам и др. В ответах студентов был представлен достаточно адекватный взгляд на стереотипы относительно пожилых. Выполнение задания способствовало развитию аналитических способностей. Во многих ответах была четко выражена собственная позиция в отношении старости и старения. Выводы по указанным вопросам свидетельствуют, что студенты затрудняются в формулировании нестандартных суждений. В данном задании это относится к определению толерантного отношения к старению. В ответах преобладает буквальное определение понятия.

Подобные задания помогают выявлять и анализировать социальные установки, их основные характеристики. Отчетливо проявляется валентность установок. Этот признак установки выражает отношение личности к социальному объекту, данное отношение может быть описано в понятиях «принятия - непринятия». Или может быть описано в понятиях «позитивная установка», «негативная установка», «нейтральная установка».

Адаптивное поведение личности, взаимодействие индивидов и коррекционные программы базируются на коммуникативных процессах. Процессы коммуникации не могут протекать стихийно, необходима их систематическая проверка, коррекция и управление.

Литература:

1. Качалов Л.К. Коммуникационный контроль и управление конфликтом// Общество и коммуникация: Сборник научных статей. - Новосибирск, Изд. НГПУ, 2003, с. 200-204.

2. Краснова О.В., Лидерс А.Г. Социальная психология старения: Учеб.пособие для студ. Высш. Учеб. Заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2002.

COMMUNICATIVE CONTROLE FORMATION IN THE PROCESS OF STUDY

L.K. Kachalov

SEE HPE «Novosibirsk State Medical University Roszdrava» (a Novosibirsk)

The article reveals the behavior managing questions through communicative processes. Communicative control, which can be formed and supported by various methods, is necessary for administration.

Keywords: information, communicaton, communicative control, situation images, reflective ability

About authors:

Kachalov Leonid Kimovich - sociology sciences candidate, assistant professor of social work technology and theory department SEE HPE «Novosibirsk State Medical University Roszdrava», office telephone: (383) 227-31-01

List of the Literature:

1. Kachalov L.K. Communicative checking and conflict control // Society and communication: A book of scientific articles. - Novosibirsk, Publ., NSPU, 2003, p. 200204.

2. Krasnova O.V., Liders A.G. Social psychology of agening: Textbook for High school students. - M.: Publ., centre «Academy», 2002.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.