№ 6 - 2013 г. 22.00.00 социологические науки
УДК 82.085+301.162:378.147
ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ ОБЩЕНИЯ И КОНФЛИКТНОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ В УЧЕБНОЙ РАБОТЕ
СО СТУДЕНТАМИ
Л. К. Качалов, Н. В. Гуляевская
ГБОУ ВПО «Новосибирский государственный медицинский университет» Минздрава
России (г. Новосибирск)
Статья посвящена проблемам изучения конфликта на занятиях и поиску методов преподавания. В статье использованы материалы публикаций и результаты анализа занятий. Изучение проблем конфликта показывает, что необходимы рефлексивные образовательные технологии, которые направлены на развитие интеллектуальных умений обучающихся, что помогает анализировать социальные ситуации и принимать взвешенные решения.
Ключевые слова: адаптация, анализ, конфликт, мышление, напряжение, образование, рефлексия, саморегуляция, ситуация, социализация, технология.
Качалов Леонид Кимович — кандидат социологических наук, доцент кафедры теории и технологии социальной работы ГБОУ ВПО «Новосибирский государственный медицинский университет», рабочий телефон: 8 (383) 227-31-01, e-mail: [email protected]
Гуляевская Наталья Вениаминовна — доктор социологических наук, заведующий кафедрой теории и технологии социальной работы ГБОУ ВПО «Новосибирский государственный медицинский университет», рабочий телефон: 8 (383) 227-31-01, e-mail: [email protected]
Проблемы конфликта целесообразно рассматривать в ряде дисциплин, таких как психология, педагогика, технология социальной работы, культурология, социология, конфликтология. Ядром знаний о конфликте могут стать социология и психология. А интегрируются все знания о конфликте в рамках конфликтологии. Актуальность изучения проблем конфликта имеет несколько уровней: социально-психологический, психологический, культурологический, педагогический. Социально-психологический уровень обусловлен необходимостью прогнозирования факторов, ведущих к конфликту. Психологический уровень определяется поиском механизмов адаптивного функционирования личности в социальных системах и направлен на прогнозирование
межличностных конфликтов. Культурологический уровень связан с необходимостью повышения культуры психосоциальной самопрезентации личности. Педагогический уровень связан с поисками принципов преподавания и воспитания, ответов на вопрос, как преподавать и что делать для воспитания молодого человека, как добиться расширения его знания о природе общения [3].
Сам процесс обучения предполагает несколько направлений. Во-первых, формирование знаний о конфликте. Во-вторых, необходима смена социальных установок обучающихся. В-третьих, необходимо использовать такие методы обучения, которые выводят на уровень рефлексии.
На вводном занятии по конфликтологии обучающимся было предложено ответить на вопросы о том, что представляет собой конфликт и как часто приходится участвовать в конфликтах, также выяснялось личное отношение к конфликту. Опрос показал, что обучающиеся имеют представление о конфликте на уровне обыденного знания, а конфликтное взаимодействие присутствует часто. Более половины студентов относятся к конфликту отрицательно. Большинство обучающихся интересуются тем, как можно избежать конфликтного взаимодействия. Анализ ответов показал, что необходимо сформировать научное представление о конфликте как сложном явлении, а также изменить установки относительно конфликта. Социальные установки определяют характер взаимодействия людей. Рефлексивные технологии должны способствовать изменению отношения обучающихся к конфликту. При таком подходе конфликт перестаёт быть источником угрозы и фрустрации, конфликтом можно управлять посредством различных технологий.
В ходе преподавания различных дисциплин необходимо формировать разносторонние знания о конфликте как феномене. Общественные науки выделяют конфликт как существенный момент развития не только общества в целом, но и отдельной личности. Воздействие конфликта очень разнообразно, в частности он может быть источником жизненного опыта человека. Как одна из форм социализации он стимулирует социальные изменения, личностный рост. Данный аспект роли конфликта в социологии и социальной психологии постоянно подчеркивается. Безусловно, конфликт является противодействием социальной ригидности на разных уровнях [2].
Вместе с тем конфликт является дефектом общения, становясь катализатором деструктивных процессов на личностном и социальном уровнях. Подобное воздействие конфликтов усиливается преобразованиями, происходящими в российском обществе. Данные преобразования захватывают зону социальных ценностей, норм, социальных институтов, затрагивают статусные и адаптивные показатели личности, часто сопровождаясь кризисными явлениями на различных уровнях социальных процессов, приводя к личностным нарушениям. Личность оказывается на пересечении различных линий социального напряжения, что ведет к обострению межличностных конфликтов в различных сферах. В результате формируется проблемная ситуация, определяющая кризис управляемости социальных систем. Это, в свою очередь, ведет к росту конфликтности в обществе. Анализ литературы по проблемам общения позволяет сделать вывод об эскалации и экспансии конфликтов в межличностном общении.
Социологическая, педагогическая, психологическая литература подчеркивает недопустимость деструктивных последствий конфликтов в межличностном общении. Но это не означает, что следует выделять бесконфликтное общение как альтернативу. Конфликт является важной формой социализации, он подталкивает личностный рост и социальные изменения. Окончательное устранение конфликтов из общения
практически невозможно, но возможно и необходимо регулирование конфликтных отношений через управление процессом общения.
При изучении проблем конфликта следует использовать рефлексивный подход. Рефлексивные образовательные технологии направлены на развитие интеллектуальных умений обучающихся, необходимых не только в учебе, но и в повседневной жизни. Рефлексивный подход направлен на формирование умения принимать взвешенные решения, обрабатывать информацию, анализировать социальные ситуации взаимодействия. Рефлексивные механизмы лежат и в основе саморегуляции деятельности личности, в том числе деятельности учебно-познавательной.
В методическом плане требуется обучение рефлексии. Сам процесс обучения предполагает несколько направлений. Во-первых, необходима смена социальных установок обучающихся. Во-вторых, необходимо использовать такие методы обучения, которые выводят на уровень рефлексии. Мы считаем, что для реализации данных направлений возможно использование приемов технологии развития критического мышления через чтение и письмо, а также подходит кейс-технология.
Технология развития критического мышления направлена на эффективную работу с информацией. Реализация данной технологии соответствует закономерностям когнитивной деятельности личности. Этапы реализации данной технологии включают три стадии: вызов, осмысление содержания, рефлексия. Три стадии являются четким алгоритмом обработки информации. Информация на стадии вызова фиксируется и обсуждается. На стадии осмысления содержания происходит знакомство с новой информацией. На стадии рефлексии происходит анализ, интерпретация информации. На данной стадии новая информация трансформируется в собственное знание [5].
Кейс-технология позволяет осмыслить реальную жизненную ситуацию, описание которой одновременно отражает не только какую-либо практическую проблему, но и актуализирует определенный комплекс знаний, который необходимо усвоить при разрешении данной проблемы. При этом сама проблема не имеет однозначных решений. В нашем случае для анализа использовались описания конфликтных ситуаций.
Термин «ситуация» ранее использовался в медицине и правоведении, но в образовании этот термин приобрёл новый смысл. Термин содержит в себе несколько смысловых контекстов и может пониматься как некое состояние, которое содержит в себе определённые противоречия и характеризуется высокой степенью нестабильности. Ситуация, как правило, имеет потенциал к изменению, и эти изменения зависят от деятельности людей, участвующих в ситуации. Ситуация открыта для вхождения и влияния людей, а действия людей связаны с реализацией их целей и интересов в этой ситуации. Ситуации «появляются» в таких социальных системах, где нет жёсткой детерминации поведения, где действует множество сил, имеет место конкуренция и борьба между ними.
Важная составляющая данной технологии — понятие «анализ», что можно понимать как научное исследование. Данная технология предполагает использование нескольких видов аналитической деятельности, возможных при осмыслении ситуации. Обучающая функция технологии сводится к обучению навыкам научного исследования.
Кейс-технология предполагает активную работу с различной информацией. Основным источником информации является общественная жизнь в различных проявлениях. В качестве вторичного источника информации выступает художественная и публицистическая литература.
Применение художественной литературы и публицистики вносит в технологию культурологическую функцию, стимулирует нравственное развитие личности. Культура как нормативная система регулирует поведение людей, это проявляется в том, что она информирует индивидов о том, как себя вести, а также побуждает индивидов к определённому поведению. Следует учитывать, что транскультурные проблемы часто становятся источниками конфликтов. При таком подходе культурные различия не игнорируются, а осуществляется поиск точек соприкосновения между представителями различных культур.
Список литературы
1. Качалов Л. К. Информационная культура как система регуляции поведения / Л. К. Качалов // Культура современного российского общества : состояние, проблемы, перспективы : труды Международной науч.-практич. конф. — Екатеринбург, 2003. — С. 252-254.
2. Качалов Л. К. Информационная составляющая межличностных конфликтов / Л. К. Качалов // Проблемы информалогии : монография / Под общ. ред. проф. В. З. Когана. — Новосибирск, 2005. — С. 56-75.
3. Качалов Л. К. Обучение управлению конфликтами как педагогическая технология в работе со студентами среднего профессионального образования / Л. К. Качалов,
М. В. Ануфриева // Современные вопросы науки и образования — ХХ! век : сб. научных трудов по материалам Международной заочной науч.-практич. конф. 29 февраля 2012 года : в 7 ч. Ч. 4. Мин. образования и науки РФ. — Тамбов : Изд-во ТРОО "Бизнес-Наука-Общество, 2012.
4. Ситуационный анализ, или анатомия Кейс-метода / Под ред. Ю. П. Сурмина. — Киев : Центр инноваций и развития, 2002.
5. Заир-Бек С. И. Развитие критического мышления на уроке : пособие для учителей общеобразовательных учреждений / С. И. Заир-Бек. — М. : Просвещение, 2011.
FORMATION OF COMMUNICATIONAL CULTURE AND CONFLICT TOLERANCES IN TRAINING ACTIVITY WITH
STUDENTS
L. K. Kachalov, N. V. Gulyaevskaya
SBEIHPE «Novosibirsk State Medical University of Ministry of Health» (Novosibirsk c.)
Article is devoted to problems of studying of the conflict in classrooms and searching of teaching methods. Materials of publications and results of the analysis of occupations are used in the article. Studying of problems of the conflict shows that reflexive educational technologies are necessary, but which are aimed to the development of intellectual abilities of being trained that helps to analyze social situations and to make the weighed decisions.
Keywords: adaptation, analysis, conflict, intellection, pressure, education, reflection, self-regulation, situation, socialization, technology.
About authors:
Kachalov Leonid Kimovich — candidate of sociological sciences, assistant professor of theory and social work technology chair at SBEI HPE «Novosibirsk State Medical University of Ministry of Health», office phone: 8 (383) 227-31-01, e-mail: [email protected]
Gulyaevskaya Natalya Veniaminovna — doctor of sociological sciences, head of theory and social work technology chair at SBEI HPE «Novosibirsk State Medical University of Ministry of Health», office phone: 8 (383) 227-31-01, e-mail: [email protected]
List of the Literature:
1. Kachalov L. K. Information culture as system of regulation of behavior / L. K. Kachalov // Culture of modern Russian society: state, problems, prospects: works International scient.
— pract. conf. — Yekaterinburg, 2003. — P 252-254.
2. Kachalov L. K. Information component of the interpersonal conflicts / L. K. Kachalov // Informational Problems: monograph / Under a general edition of the prof. V. Z. Kogan.
— Novosibirsk, 2005. — P. 56-75.
3. Kachalov L. K. Training in conflicts management as pedagogical technology in work with students of secondary professional education / L. K. Kachalov, M. V. Anufriyeva // Modern questions of science and education — the XXI century: col. of scientific works on materials International correspondence scient. — pract. conf. February 29, 2012: in 7 parts. P. 4. Min. science and education of the Russian Federation. — Tambov: TOO publishing house «Business-Science-Society», 2012.
4. Situation analysis, or anatomy the Case method / Under the editorship of Yu. P. Surmin.
— Kiev: Center of innovations and development, 2002.
5. Zaire Beck S. I. Development of critical thinking at lesson: grant for teachers of educational institutions / S. I. Zair-Bek. — M.: Education, 2011.