Научная статья на тему 'Формирование коммуникативных УУД на уроках начальной школы посредством моделирования социальных ситуаций'

Формирование коммуникативных УУД на уроках начальной школы посредством моделирования социальных ситуаций Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
337
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДЕЛИРОВАНИЕ / СОЦИАЛЬНАЯ СИТУАЦИЯ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Чертушкина Н.В.

В данной статье рассмотрена проблема формирования коммуникативных универсальных учебных действий посредством моделирования социальных ситуаций. В ходе этой работы выделены условия необходимые для создания коммуникативных ситуаций на различных уроках в начальной школе. Рассмотрены примеры использования метода моделирования социальных ситуаций и этих ситуаций по мере взросления школьников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование коммуникативных УУД на уроках начальной школы посредством моделирования социальных ситуаций»

1. Выдвижение цели. Для чего? (Изучение текста.)

2. Формирование групп. Распределение ролей.

3. Повторение правил работы в группе.

4. План работы в группе.

A) Прочитать текст (читает каждый). Б) Составить вопрос к тексту (каждый).

B) Выбрать вопросы для других команд. (Обсуждение, выбор вопроса, запись в бланк «Вопрос-ответ», передача бланка по часовой стрелке другой команде).

Г) Читают вопрос, обсуждают, выбирают правильный ответ из предложенных, записывают в бланке «Вопрос-ответ», передают бланк другой команде.

Д) Команды получают свой бланк «Вопрос-ответ». Проверяют и оценивают ответы других команд, делают вывод.

Е) Представитель от команды (спикер) выступает с результатами.

Если все команды ответили правильно на вопросы - игра достигла цели. Текст осознан. Если ответы неправильные - разбирают совместно ошибки.

УДК 372.8

ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УУД НА УРОКАХ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ ПОСРЕДСТВОМ МОДЕЛИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ СИТУАЦИЙ

Чертушкина Н.В., учитель начальных классов ГБОУ № 604 Пушкинского района Санкт-

Петербурга, 2016

Аннотация: В данной статье рассмотрена проблема формирования коммуникативных универсальных учебных действий посредством моделирования социальных ситуаций. В ходе этой работы выделены условия необходимые для создания коммуникативных ситуаций на различных уроках в начальной школе. Рассмотрены примеры использования метода моделирования социальных ситуаций и этих ситуаций по мере взросления школьников. Ключевые слова: моделирование, социальная ситуация.

В последние годы все острее встает проблема, заключающаяся в том, что дети, пришедшие в первый класс, умеют читать и считать, но не владеют коммуникативными умениями, беспомощны в отношениях со сверстниками, неспособны разрешать простейшие конфликты. Это результат недостатка живого общения со сверстниками. Дети чаще общаются в социальных сетях, играют в игры на телефонах, компьютерах, планшетах и не умеют общаться в реальности.

Поэтому необходимо научить детей сотрудничать, предотвращать конфликты, договариваться, отстаивать свою точку зрения, считаться с мнением других, находить выход из затруднительных ситуаций, формировать у детей положительный социальный опыт.

В ходе формирования коммуникативных универсальных учебных действий использую такую форму работы как моделирование социальных ситуаций.

Моделирование как универсальный метод познания является неотъемлемой составляющей решения любой социально-педагогической задачи. Поставленная цель определяет тип используемых моделей и их назначение.

Термин «модель» употребляется для обозначения образа (прообраза) или вещи, сходной в каком-то отношении с другой вещью. Под моделью в социальной психологии понимается естественное или искусственно созданное явление, ситуация, предназначенные для изучения.

Социальная ситуация рассматривается как нечто созданное самим индивидом в процессе взаимодействия с другими людьми - это определенный сценарий, ждущий своего исполнения актерами.

Метод моделирования социальных ситуаций на уроках в начальной школе предполагает соблюдение следующих условий:

• короткий и несложный сюжет на основе жизненных реальных или воображаемых событий с учетом возраста детей;

• роль ведущего на себя берет учитель, который контролирует и корректирует ситуацию в соответствии с поставленной целью;

• моделирование предполагают импровизацию

Моделирование социальной ситуации осуществляется в три этапа:

- Подготовительный этап. Учитель продумывает социальную ситуацию, которая соответствует теме урока или необходима для решения конфликта внутри коллектива, или предотвращения возможных конфликтов.

- Затем осуществляется выбор вариантов решения ситуации, создание идеальной модели для данного сюжета.

- Принятие учащимися созданной общими усилиями модели, её применение в жизненных ситуациях.

Моделирование социальных ситуаций возможно на разных уроках и усложняется по мере взросления детей. Так в первом классе модели носят сравнительный характер с простым сюжетом, с минимальным количеством действующих лиц.

Пример№1.

Урок литературного чтения в первом классе.

Тема: «И. Пивоварова «Вежливый ослик».

Предварительная подготовка:

1. Учитель придумывает короткий сюжет на тему встречи подруг в школьной столовой и модель их поведения в случае возникновения ситуации, связанной с искренней и деликатной оценкой внешности.

2. Учитель предлагает трем обучающимся роли подруг.

3. Репетирует сюжет.

4. Включает его в урок литературного чтения.

5. Обсуждает с учащимися предложенную модель.

Ситуация:

«Лиза идет из столовой и встречает свою подружку из другого класса. Девочки вежливо здороваются.

Лиза: «Катя, у тебя замечательные сережки! Я их раньше не видела. Новые? Они тебе очень идут, ты в них вся сияешь!»

Катя: «Спасибо! Ты тоже сегодня великолепно выглядишь! Ну, мне пора на урок!»

Торопливо отойдя в сторону, Катя оборачивается и смотрит Лизе вслед. Она видела, что платье подружки испачкано, но ничего не сказала. Катя лишь тихо прошептала: «Ну и грязнуля!»

К Лизе подходит ее одноклассница Маша, оглядывает ее и тихо шепчет: «Лиза, у тебя на платье пятно. Давай отойдем в сторону, и я дам тебе салфетку, попробуем оттереть пятно».

Вопросы для беседы:

- Сравните поведение Кати и Маши.

- Какую из девочек можно считать настоящей подругой?

- Может быть, Катя не хотела расстроить Лизу?

- Искренна ли Катя со своей подругой? Может ли вежливый человек сказать о другом плохо, когда его этот человек не слышит?

- Как бы вы хотели, чтобы поступили с вами, окажитесь вы на месте Лизы?

- Формулируются выводы.

- Чтение текста. Беседа по прочитанному тексту.

- Сравнение социальной модели и поведения Ослика в стихотворении Пивоваровой.

Во втором классе можно рассматривать модель социальной ситуации с привлечением большего количества персонажей, вводить массовку (учащихся без слов, придающих правдоподобность ситуации), создавать ситуацию с одним вариантом окончания события.

Пример№ 2.

Урок математики во втором классе.

Тема «Цена, количество, стоимость».

Предварительная работа осуществляется по схеме, предложенной в Примере №1:

1. Создается сюжет, целью которого является формирование взаимоотношений между друзьями, основанных на честности, умении своевременно предотвратить обман, уважении к окружающим.

2. Распределение ролей.

3. Репетиция.

4. Включение сюжета в урок.

5. Анализ ситуации.

6. Выводы.

Ситуация:

«Очередь в театральном буфете после первого действия. Антракт невелик. Ребята решают, что купить. Они долго обсуждают заказ и тем самым задерживают очередь.

Миша говорит: «Возьмем по стакану колы».

Вася: «Кола вредна, так говорит мой отец. Лучше лимонад».

Миша: «У нас есть 50 рублей, давай мы купим холодный чай, а на оставшиеся деньги булочку».

Дети в очереди начинают поторапливать мальчиков: «Ребята, выбирайте, пожалуйста, быстрей!», «Скоро закончится антракт».

Вася говорит: «Дайте нам два холодных чая и булочку». Он протягивает продавцу 50 рублей.

Буфетчик вручает мальчикам покупку и сдачу 100 рублей. Вася берет деньги и быстро уходит.

Миша догоняет его и спрашивает: «Почему ты так быстро отошел от буфета?»

Вася показывает полученную сдачу и шепчет: «Пошли отсюда быстрей, пока продавец не понял, что обсчитался».

Миша с укором смотрит на Васю, но вместе с ним уходит из буфета».

Вопросы для беседы:

- Какие ошибки допустили мальчики в буфете?

- Кто из мальчиков был неправ? В чем?

- Можно ли сказать, что Миша не был виноват, ведь он не брал деньги?

- Как бы вы поступили в этой ситуации?

- Можно ли считать виновным Мишу? (Если он виноват, то в чем его вина?)

В третьем и четвёртом классах можно вводить модели ситуаций, которые не имеют завершения. Ученикам предлагается самим продумать дальнейшее развитие событий.

Все социальные ситуации разыгрываются в кабинете во время урока. Иногда надо создать иллюзию пребывания в магазине, на улице, в театре и т.д. Поэтому немаловажным фактором при моделировании становится реквизит: костюмы, музыка, шумовые эффекты, декорации.

Ученики к 3 -4 классу могут уже импровизировать, сами продумывать дополнение к модели ситуации для большей ее достоверности.

Пример№3.

Урок окружающего мира в третьем классе.

Тема «Чтобы путь был счастливым».

Учитель во время урока предлагает следующую ситуацию:

«Салон автобуса наполнен пассажирами. На остановке в входит пожилая женщина и останавливается в проходе рядом с ребятами. Сидящие пассажиры не видят стоящую пожилую пассажирку. Школьник, стоящий ближе всех к женщине смущается, он не может уступить место, потому что стоит сам».

Предварительная подготовка:

1. Учитель выясняет, кто и какие роли желает исполнять?

2. Дети изучают схему автобуса, а затем воссоздают ее в своей модели. Часть учеников сидят, часть стоят в проходе между стульями и изображают пассажиров. Один из учеников изображает водителя.

3. Разыгрывается ситуация.

4. Проводится дискуссия по вопросам:

- Ваши действия? Что бы вы сделали на месте мальчика?»

Во время дискуссии дети высказывают разные точки зрения на ситуацию, предлагают несколько вариантов решения данной проблемы. Делают выводы о необходимости вежливого обращения к сидящим пассажирам с просьбой уступить место пожилому человеку. Таким образом, формируется умение высказывать свою мысль, принимать чужую точку зрения.

Моделирование социальных ситуаций позволяет вовлечь детей в живое общение, т.о. учит обращать внимание на проблемы, возникающие в реальной действительности, находить выход из различных ситуаций. Опыт, полученный детьми при непосредственном участие в дискуссии, лучше запоминается, и при возникновении подобной проблемы в жизни, ребенок уже готов к ее решению. Метод социального моделирования позволяет подготовить детей к бесконфликтному решению жизненных проблем.

УДК 372.8

УРОК ПО ОРКСЭ 4 КЛАСС, МОДУЛЬ «СВЕТСКАЯ ЭТИКА». «ЗОЛОТОЕ ПРАВИЛО ЭТИКИ»

Лавренко О.В., учитель начальных классов ГБОУ № 604 Пушкинского района Санкт-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Петербурга, 2016

Цель урока: дать представление о сути и Евангельском контексте золотого правила этики. Задачи урока:

Обучающая: познакомиться с формулировкой золотого правила этики, узнать о Евангельском контексте этого правила.

Развивающая: уяснить связь неосуждения с памятью о своих ошибках, недостатках и грехах. Воспитывающая: научиться различать отношение к греху и отношение к согрешившему человеку.

Ключевые понятия урока: «золотое правило этики», неосуждение На доске выписаны слова:

ЗОЛОТОЕ ПРАВИЛО ЭТИКИ:

Для того, чтобы другие люди нас

любили, прощали, не осуждали, помогали нам ....

нужно, чтобы мы сами

любили, прощали, не осуждали, помогали им Вопросы для повторения:

1. Какой призыв Иисуса Христа стремятся воплотить в своей жизни христиане?

2. Кто такой добрый самарянин в описанной в учебнике притче?

3. Кого в наше время можно назвать «добрым самарянином»? Вопросы учителя, пробуждающие интерес к теме:

- Уподобимся ещё раз умным философам и постараемся придумать одно правило, которое сделало бы жизнь людей друг с другом радостной.

- Является ли осуждение другого человека грехом? Описание урока

Осмысление статьи учебника. Рассуждение на тему того, как можно любить грешника и ненавидеть грех.

Ход урока

Выявление восприятия, мотивация

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.