1. Выдвижение цели. Для чего? (Изучение текста.)
2. Формирование групп. Распределение ролей.
3. Повторение правил работы в группе.
4. План работы в группе.
A) Прочитать текст (читает каждый). Б) Составить вопрос к тексту (каждый).
B) Выбрать вопросы для других команд. (Обсуждение, выбор вопроса, запись в бланк «Вопрос-ответ», передача бланка по часовой стрелке другой команде).
Г) Читают вопрос, обсуждают, выбирают правильный ответ из предложенных, записывают в бланке «Вопрос-ответ», передают бланк другой команде.
Д) Команды получают свой бланк «Вопрос-ответ». Проверяют и оценивают ответы других команд, делают вывод.
Е) Представитель от команды (спикер) выступает с результатами.
Если все команды ответили правильно на вопросы - игра достигла цели. Текст осознан. Если ответы неправильные - разбирают совместно ошибки.
УДК 372.8
ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УУД НА УРОКАХ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ ПОСРЕДСТВОМ МОДЕЛИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ СИТУАЦИЙ
Чертушкина Н.В., учитель начальных классов ГБОУ № 604 Пушкинского района Санкт-
Петербурга, 2016
Аннотация: В данной статье рассмотрена проблема формирования коммуникативных универсальных учебных действий посредством моделирования социальных ситуаций. В ходе этой работы выделены условия необходимые для создания коммуникативных ситуаций на различных уроках в начальной школе. Рассмотрены примеры использования метода моделирования социальных ситуаций и этих ситуаций по мере взросления школьников. Ключевые слова: моделирование, социальная ситуация.
В последние годы все острее встает проблема, заключающаяся в том, что дети, пришедшие в первый класс, умеют читать и считать, но не владеют коммуникативными умениями, беспомощны в отношениях со сверстниками, неспособны разрешать простейшие конфликты. Это результат недостатка живого общения со сверстниками. Дети чаще общаются в социальных сетях, играют в игры на телефонах, компьютерах, планшетах и не умеют общаться в реальности.
Поэтому необходимо научить детей сотрудничать, предотвращать конфликты, договариваться, отстаивать свою точку зрения, считаться с мнением других, находить выход из затруднительных ситуаций, формировать у детей положительный социальный опыт.
В ходе формирования коммуникативных универсальных учебных действий использую такую форму работы как моделирование социальных ситуаций.
Моделирование как универсальный метод познания является неотъемлемой составляющей решения любой социально-педагогической задачи. Поставленная цель определяет тип используемых моделей и их назначение.
Термин «модель» употребляется для обозначения образа (прообраза) или вещи, сходной в каком-то отношении с другой вещью. Под моделью в социальной психологии понимается естественное или искусственно созданное явление, ситуация, предназначенные для изучения.
Социальная ситуация рассматривается как нечто созданное самим индивидом в процессе взаимодействия с другими людьми - это определенный сценарий, ждущий своего исполнения актерами.
Метод моделирования социальных ситуаций на уроках в начальной школе предполагает соблюдение следующих условий:
• короткий и несложный сюжет на основе жизненных реальных или воображаемых событий с учетом возраста детей;
• роль ведущего на себя берет учитель, который контролирует и корректирует ситуацию в соответствии с поставленной целью;
• моделирование предполагают импровизацию
Моделирование социальной ситуации осуществляется в три этапа:
- Подготовительный этап. Учитель продумывает социальную ситуацию, которая соответствует теме урока или необходима для решения конфликта внутри коллектива, или предотвращения возможных конфликтов.
- Затем осуществляется выбор вариантов решения ситуации, создание идеальной модели для данного сюжета.
- Принятие учащимися созданной общими усилиями модели, её применение в жизненных ситуациях.
Моделирование социальных ситуаций возможно на разных уроках и усложняется по мере взросления детей. Так в первом классе модели носят сравнительный характер с простым сюжетом, с минимальным количеством действующих лиц.
Пример№1.
Урок литературного чтения в первом классе.
Тема: «И. Пивоварова «Вежливый ослик».
Предварительная подготовка:
1. Учитель придумывает короткий сюжет на тему встречи подруг в школьной столовой и модель их поведения в случае возникновения ситуации, связанной с искренней и деликатной оценкой внешности.
2. Учитель предлагает трем обучающимся роли подруг.
3. Репетирует сюжет.
4. Включает его в урок литературного чтения.
5. Обсуждает с учащимися предложенную модель.
Ситуация:
«Лиза идет из столовой и встречает свою подружку из другого класса. Девочки вежливо здороваются.
Лиза: «Катя, у тебя замечательные сережки! Я их раньше не видела. Новые? Они тебе очень идут, ты в них вся сияешь!»
Катя: «Спасибо! Ты тоже сегодня великолепно выглядишь! Ну, мне пора на урок!»
Торопливо отойдя в сторону, Катя оборачивается и смотрит Лизе вслед. Она видела, что платье подружки испачкано, но ничего не сказала. Катя лишь тихо прошептала: «Ну и грязнуля!»
К Лизе подходит ее одноклассница Маша, оглядывает ее и тихо шепчет: «Лиза, у тебя на платье пятно. Давай отойдем в сторону, и я дам тебе салфетку, попробуем оттереть пятно».
Вопросы для беседы:
- Сравните поведение Кати и Маши.
- Какую из девочек можно считать настоящей подругой?
- Может быть, Катя не хотела расстроить Лизу?
- Искренна ли Катя со своей подругой? Может ли вежливый человек сказать о другом плохо, когда его этот человек не слышит?
- Как бы вы хотели, чтобы поступили с вами, окажитесь вы на месте Лизы?
- Формулируются выводы.
- Чтение текста. Беседа по прочитанному тексту.
- Сравнение социальной модели и поведения Ослика в стихотворении Пивоваровой.
Во втором классе можно рассматривать модель социальной ситуации с привлечением большего количества персонажей, вводить массовку (учащихся без слов, придающих правдоподобность ситуации), создавать ситуацию с одним вариантом окончания события.
Пример№ 2.
Урок математики во втором классе.
Тема «Цена, количество, стоимость».
Предварительная работа осуществляется по схеме, предложенной в Примере №1:
1. Создается сюжет, целью которого является формирование взаимоотношений между друзьями, основанных на честности, умении своевременно предотвратить обман, уважении к окружающим.
2. Распределение ролей.
3. Репетиция.
4. Включение сюжета в урок.
5. Анализ ситуации.
6. Выводы.
Ситуация:
«Очередь в театральном буфете после первого действия. Антракт невелик. Ребята решают, что купить. Они долго обсуждают заказ и тем самым задерживают очередь.
Миша говорит: «Возьмем по стакану колы».
Вася: «Кола вредна, так говорит мой отец. Лучше лимонад».
Миша: «У нас есть 50 рублей, давай мы купим холодный чай, а на оставшиеся деньги булочку».
Дети в очереди начинают поторапливать мальчиков: «Ребята, выбирайте, пожалуйста, быстрей!», «Скоро закончится антракт».
Вася говорит: «Дайте нам два холодных чая и булочку». Он протягивает продавцу 50 рублей.
Буфетчик вручает мальчикам покупку и сдачу 100 рублей. Вася берет деньги и быстро уходит.
Миша догоняет его и спрашивает: «Почему ты так быстро отошел от буфета?»
Вася показывает полученную сдачу и шепчет: «Пошли отсюда быстрей, пока продавец не понял, что обсчитался».
Миша с укором смотрит на Васю, но вместе с ним уходит из буфета».
Вопросы для беседы:
- Какие ошибки допустили мальчики в буфете?
- Кто из мальчиков был неправ? В чем?
- Можно ли сказать, что Миша не был виноват, ведь он не брал деньги?
- Как бы вы поступили в этой ситуации?
- Можно ли считать виновным Мишу? (Если он виноват, то в чем его вина?)
В третьем и четвёртом классах можно вводить модели ситуаций, которые не имеют завершения. Ученикам предлагается самим продумать дальнейшее развитие событий.
Все социальные ситуации разыгрываются в кабинете во время урока. Иногда надо создать иллюзию пребывания в магазине, на улице, в театре и т.д. Поэтому немаловажным фактором при моделировании становится реквизит: костюмы, музыка, шумовые эффекты, декорации.
Ученики к 3 -4 классу могут уже импровизировать, сами продумывать дополнение к модели ситуации для большей ее достоверности.
Пример№3.
Урок окружающего мира в третьем классе.
Тема «Чтобы путь был счастливым».
Учитель во время урока предлагает следующую ситуацию:
«Салон автобуса наполнен пассажирами. На остановке в входит пожилая женщина и останавливается в проходе рядом с ребятами. Сидящие пассажиры не видят стоящую пожилую пассажирку. Школьник, стоящий ближе всех к женщине смущается, он не может уступить место, потому что стоит сам».
Предварительная подготовка:
1. Учитель выясняет, кто и какие роли желает исполнять?
2. Дети изучают схему автобуса, а затем воссоздают ее в своей модели. Часть учеников сидят, часть стоят в проходе между стульями и изображают пассажиров. Один из учеников изображает водителя.
3. Разыгрывается ситуация.
4. Проводится дискуссия по вопросам:
- Ваши действия? Что бы вы сделали на месте мальчика?»
Во время дискуссии дети высказывают разные точки зрения на ситуацию, предлагают несколько вариантов решения данной проблемы. Делают выводы о необходимости вежливого обращения к сидящим пассажирам с просьбой уступить место пожилому человеку. Таким образом, формируется умение высказывать свою мысль, принимать чужую точку зрения.
Моделирование социальных ситуаций позволяет вовлечь детей в живое общение, т.о. учит обращать внимание на проблемы, возникающие в реальной действительности, находить выход из различных ситуаций. Опыт, полученный детьми при непосредственном участие в дискуссии, лучше запоминается, и при возникновении подобной проблемы в жизни, ребенок уже готов к ее решению. Метод социального моделирования позволяет подготовить детей к бесконфликтному решению жизненных проблем.
УДК 372.8
УРОК ПО ОРКСЭ 4 КЛАСС, МОДУЛЬ «СВЕТСКАЯ ЭТИКА». «ЗОЛОТОЕ ПРАВИЛО ЭТИКИ»
Лавренко О.В., учитель начальных классов ГБОУ № 604 Пушкинского района Санкт-
Петербурга, 2016
Цель урока: дать представление о сути и Евангельском контексте золотого правила этики. Задачи урока:
Обучающая: познакомиться с формулировкой золотого правила этики, узнать о Евангельском контексте этого правила.
Развивающая: уяснить связь неосуждения с памятью о своих ошибках, недостатках и грехах. Воспитывающая: научиться различать отношение к греху и отношение к согрешившему человеку.
Ключевые понятия урока: «золотое правило этики», неосуждение На доске выписаны слова:
ЗОЛОТОЕ ПРАВИЛО ЭТИКИ:
Для того, чтобы другие люди нас
любили, прощали, не осуждали, помогали нам ....
нужно, чтобы мы сами
любили, прощали, не осуждали, помогали им Вопросы для повторения:
1. Какой призыв Иисуса Христа стремятся воплотить в своей жизни христиане?
2. Кто такой добрый самарянин в описанной в учебнике притче?
3. Кого в наше время можно назвать «добрым самарянином»? Вопросы учителя, пробуждающие интерес к теме:
- Уподобимся ещё раз умным философам и постараемся придумать одно правило, которое сделало бы жизнь людей друг с другом радостной.
- Является ли осуждение другого человека грехом? Описание урока
Осмысление статьи учебника. Рассуждение на тему того, как можно любить грешника и ненавидеть грех.
Ход урока
Выявление восприятия, мотивация